Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МЕРЗЛЯКОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕРЗЛЯКОВ

Алексей Федорович (1778 - 26 июля 1830) - рус. лит. критик, поэт и эстетик. Проф. Моск. ун-та (с 1804). В работах "Об изящной словесности..." ("Вестник Европы", 1813, No 7, 8), "Об изящном, или о выборе в подражании" (там же, No 11, 12), "О подражании" ("Украинский журнал", 1824, No 6; авторство М. предположительно) и др. М., исходя из осн. положения об искусстве как "подражании природе", разработал ряд эстетич. проблем в направлении, ведущем к эстетике реализма. Говоря о "подражании", М. понимал под природой не только физическую природу, но и мир нравственный и гражданский, исторический, мифологический и идеальный или возможный (см. "Об изящном...", в журн. "Вестник Европы", 1813, No 11 и 12, с. 197). Протестуя против истолкования "подражания" как рабского копирования, М. понимал подражание как творч. акт, - художнику "... все позволено с одним только условием: чтобы свойства и действия творений его не противоречили самому существу предметов... и нашему о том понятию и мнению" ("Украинский журн.", 1824, No 6, с. 264). Перерабатывая классицистич. понятие о подражании "прелестнейшей" природе и о необходимости "украшать" ее, М. шел к пониманию того, что иск-во должно представлять изображаемое обобщенно в том виде, в каком о нем может быть создано наиболее полное представление, "в виде разительнейшем" ("Об изящном...", с. 196). Согласно М., "украшенное подражание" "прелестнейшей природе" есть процесс выявления существенного, наиболее полно выражающего сущность предметов. К пониманию художеств. творчества как обобщающей деятельности художника М. подходил также и со стороны утверждения его идейности. М. считал, что художник "...должен знать наперед, что он хочет произвести через подражание", требовал от иск-ва гражданского служения (там же, с. 225). Осуждая помпезность и ходульность иск-ва придворного классицизма, М. настаивал на том, что в произведениях иск-ва должно соблюдаться "правдоподобие", "натуральное течение вещей", резко критиковал за нарушение этих эстетич. норм Сумарокова, Хераскова, Озерова и др. рус. классицистов (см. "О том, что называется действие драмы...", в журн.: "Вестник Европы", 1817, No 11; "Сумароков", там же, No 14; "Россиада", в журн.: "Амфион", 1815, No 1-3). В этой связи М. критиковал и романтич. иск-во, к-рое, по его мнению, "оскорбляет наш ум", противоречит "существу предметов". В связи со всеми этими его идеями стоит и попытка определить прекрасное, с одной стороны, как объективное, совершенное по отношению к "своей природе", а с другой - как относительное к природе человека, имеющее "ближайшее к нам отношение" (см. "Об изящном...", с. 204-11), поскольку "прелесть предметов, избираемых искусством, не заключается собственно в них самих, но в отношении, которое они имеют к нам" ("Чтение пятое...", в журн.: "Амфион", 1815, июль, с. 73).

М., как гл. представитель преддекабристской эстетики начала 19 в., являлся одним из предшественников того реалистич. направления, которое формировалось в недрах эстетики рус. классицизма.

Лит.: Белоруссов И. М., Зачатки рус. лит. критики, вып. 2, Воронеж, 1888; Виноградов Φ. Α., А. Ф. Мерзляков, СПБ, 1908; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1, Л., 1950, гл. 6, 7; История рус. критики, т. 1, М.-Л., 1958; Мордовченко Н. И., Рус. критика первой четверти XIX в., М.-Л., 1959; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. Указатель имен и названий).

Библ.: Биографич. словарь профессоров и преподавателей Моск. ун-та, ч. 2, [б. м. ], 1855.

З. Каменский. Москва.

В начало энциклопедии