Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "М" (часть 6, "МИЛ"-"МОP")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 6, "МИЛ"-"МОP")

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛОСЛАВСКИЙ

Петр Алексеевич (г. рожд. неизв. - 1884) - рус. философ-идеалист, проф. Казанской духовной академии по кафедре логики и метафизики. Примыкал к позитивистскому течению в рус. философии.

Соч.: Древнее языч. учение о странствованиях и переселениях душ..., Каз., 1873; Типы совр. филос. мысли в Германии, Каз., 1876-78; Основания философии как спец. науки, т. 1, Каз., 1883.

Лит.: Лесевич В.; Этюды и очерки, СПБ, 1886.

МИЛЮКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛЮТИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЛЮТИН ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ

МИЛЮТИН Владимир Павлович (1884-1938) - сов. экономист, политич. деятель, публицист, выступавший с работами по философии. С 1903 - в революц. движении, большевик (с 1910), неоднократно избирался в состав ЦК и ЦКК партии. На VI съезде РСДРП(б) выступал с докладом об экономич. программе партии. В 1917 опубликовал ряд статей в парт. печати, высоко оцененных Лениным (см. Соч., т. 25, с. 267). Нарком земледелия в первом составе Сов. пр-ва; в ноябре 1917 проявил колебания, вышел из состава Совнаркома и ЦК партии. После - на ответств. гос. и хозяйств. работе, один из руководителей Коммунистич. академии (зам. пред. президиума). Произведения М. посвящены вопросам экономики [нек-рые из них подверглись критике (см. В. И. Ленин, там же, т. 32, с. 114-22) ], социологии ("Сельскохозяйственные рабочие и война", 1917; "Капиталистич. рационализация и рационализация социалистическая", 1929) и философии.

В кн. "Социалистич. этика" (1909) М. критиковал этич. теории Спенсера, Вундта, бурж. индивидуалистич. этику, противопоставляя им материалистич. понимание нравственности, принципы пролетарской этики. Статья М. (под псевд. Вл. Павлов) "О некоторых чертах философии А. Богданова" ("Просвещение", 1914, No 2) явилась первым критич. разбором работ Богданова о "философии живого опыта" и "тектологии". Отмечая определяющее значение работы Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" в разгроме рус. махистов, М. раскрыл дальнейшую (после 1908) идеалистич. эволюцию Богданова и несостоятельность его возражений на ленинскую критику. По характеристике М., философию эмпириомонизма отличают субъективизм (отрицание объективной реальности и объективной истины), бурж. "обывательский" характер, родственный прагматизму (мнение группы как критерий истины), схоластичность (подмена изучения реальных связей и процессов искусств. "всеобщими" схемами и лингвистич. построениями), капитуляция перед религией (человек как "творец мира", "миростроительство", тождественное богостроительству). В ст. "Два направления" (под псевд. В. Павлов, в сб.: Под старым знаменем, 1916) М. поддержал ленинскую критику оппортунизма Бернштейна и рус. меньшевиков, раскрыл противоположность интернационалистич. характера марксизма и националистич. сущности ревизионизма.

В филос. дискуссии конца 20 - нач. 30-х гг. М. выступал против механистич. и идеалистич. ревизии марксистско-ленинской философии, за разработку ленинского теоретич. наследия, связь философии с практикой социалистич. строительства ["О разногласиях на филос. фронте" (Доклад), "Вестн. Коммунистич. акад.", 1930, кн. 40-41; Заключит. слово, там же, кн. 42 ].

Соч.: Аграрная политика СССР, М.-Л., 1929; История экономич. развития СССР (1917-1927), М.-Л., 1929; Борьба на аграрном фронте и социалистич. реконструкция с. х-ва, "Вестн. Коммунистич. акад.", 1930, кн. 37-38; Достижения культурного строительства СССР, М., 1933.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 31, с. 358- 359; [Ольминский М. ], Три письма, "Пролетарская революция", 1922, No 4.

А. Новиков. Ленинград.

МИМАНСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИМЕСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНАГАВА КИЭН

МИНАГАВА КИЭН (наст. имя - Сунао; прозвище Б у н д з о) (1716-1804) - япон. мыслитель; создал т.н. теорию кайбуцу ("раскрытия предметов"), согласно к-рой познание осуществляется в сложном процессе единства науки и философии. Наука представляет непосредственное "изучение, усвоение, обсуждение и собирание" понятий, философия же организует и вводит в действие "законы сознания" (разума), "субстанциализирует", придает "предметность".

Соч.: Раздел: "Гаку" то "Тэцу" ("Наука" и "Философия") и 5-й том трактата "Мэйдзю" ("О категориях"), в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзэнсе (Полн. собр. соч. по япон. филос. мысли), т. 1, Токио, 1957, с. 117-19; Мэйдзюдзе [Предисловие (к трактату) "О категориях" ], в кн.: Ивахаси Нобунари, Дайнихон ринри сисо хаттацу си (История развития японских этич. идей), т. 2, Токио, 1915, с. 589, 591-94.

Лит.: Сангуса Хирото, Введение, пояснения, биобиблиографич. и текстологич. справка к тексту М. К. "Гаку" то "Тэцу" ("Наука" и "Философия"), в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзэнсе (Полн. собр. соч. по япон. филос. мысли), т. 1, Токио, 1957, стр. 109-15; его же, Сэй'ока нихон-но кэнкю (Изучение европеизации Японии), Токио, 1958, с. 181-88, 205; История философии, т. 2, М., 1957, с. 609; 614, 629.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

МИНАСЯН

Артавазд Михайлович (р. 1913) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1963), проф. (с 1964). Член КПСС с 1932. Окончил Ин-т нар. х-ва в Баку (1936). Преподават. работу в вузах ведет с 1939. С 1952 работает в Ростовском ун-те. Исследует проблемы марксистской диалектики, в особенности категории "содержание" и "форма", закон отрицания отрицания.

Соч.: К вопросу о противоречии между формой и содержанием, "Вопр. философии", 1955, No 4; К вопросу об использовании старой формы новым содержанием, в сб.: Учен. зап. Ростов.-на-Дону ун-та, т. 61, вып. 1, 1957; Закон отрицания отрицания, там же, т. 54, вып. 4, 1957; Внутр. противоречия - источник развития социалистич. об-ва, "Вопр. философии", 1958; No 8; Despre rolul formei in dezvoltarea continutului, "Analele romîno - sovietice". Seria filozofie, 1958, No 4 (30); Das Gesetz der Negation der Negation, "Dtsch. Z. Philos.", I960, No 1/2; Категории содержания и формы, Ростов-на-Дону, 1962; Категории "содержание" и "форма" и их взаимопереход, "Вопр. философии", 1962, No 6.

МИНИМАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНИН

Сергей Константинович (29 июня 1882 - 8 янв. 1962) - сов. политич. деятель и публицист, автор работ по философии и атеизму. С 1903 участвовал в революц. движении. Член КПСС с 1905. Выступал с критикой эсеровских теорий ["Письма к пролетарию (О программе и партии социалистов-революционеров)", СПБ, 1907 ]. Подвергался арестам и ссылке. Осенью 1917 возглавлял борьбу за установление Сов. власти в Царицыне. Активный участник гражданской войны, военачальник и политработник Красной Армии, делегат ряда парт. съездов. В 1923 - член Северо-Зап. бюро ЦК ВКП(б); ректор Гос. и Коммунистич. ун-тов в Петрограде.

Ряд книг и статей М. посвящен критике религ. идеологии и деятельности церкви ("Религия и коммунизм", 1919, "Письма о религии", 1925). В 1922 М. опубликовал статьи "Философию за борт!" ("Под знаменем марксизма", 1922, No 5-6; полностью в журн. "Армия и революция", 1922, No 5) и "Коммунизм и философия" ("Под знаменем марксизма", 1922, No 11-12), в к-рых подверг критике бурж. идеологию, показал реакц. сущность идеализма и фидеизма, противопоставив им марксизм как науч. идеологию. Однако эти статьи М. содержали серьезные ошибки вульгарно-социологич. характера (отрицание специфики философии и приравнивание ее к религии, неисторич. подход к домарксовской философии как "антинаучной", отрицание философии как составной части марксизма). Религия, философия и наука неправильно рассматривались М. как три последоват. стадии развития идеологии, соответствующие господству трех классов - помещиков, буржуазии и пролетариата. Нигилистич. отношение М. к домарксистской философии, отрицание им необходимости союза филос. материализма с естествознанием для борьбы против идеализма и религии прямо противоречили указаниям Ленина ("О значении воинствующего материализма") и были подвергнуты справедливой критике в печати (см. С. Канатчиков, Мысли о партийно-воспитат. работе, "Правда", 1922, 16 авг., No 183, 18 авг., No 185; В. Румий, Философию за борт?, "Под знаменем марксизма", 1922, NoNo 5-6; его же, Аз - Буки - Веди, там же, No 11-12).

Лит.: Крупская Н., [рец. ] С. К. Минин. Религия и коммунизм, "Коммунистич. просвещение", 1922, No 3, с. 104; Рахлин Н., Карапетян К., Сучков М., Тащиев Г., Оганесов Н., Мужеств. революционер (К 80-летию со дня рождения С. К. М.), "Правда", 1962, 29 июня, No 180.

А. Новиков. Ленинград.

МИНСКИЙ Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРАНДА

МИРА́НДА (Miranda), Франсиску П о н т и с д и (Pontes de) (p. 1892) - браз. социолог и философ-неопозитивист. Развивает теорию, согласно к-рой спекулятивная философия не в состоянии дать нам познания действительности. М. утверждает, что сущность мира непознаваема, но с помощью логич. и математич. "аккомодаций" можно создать представление о нем; пытается преодолеть ограниченность механич. детерминизма с помощью новой техники анализа, названной им "вероятностным детерминизмом", т.е. детерминизмом, основанным на теории вероятности (вероятностная логика).

Соч.: A sabedoria dos instinctos, R. de J., 1921, Obras literárias, R. de J., 1960.

Лит.: Круз Коста Ж.., Обзор истории философии в Бразилии, пер. с португ., М., 1962, с. 146; Pinto Ferreira, Panorama de sociologia Brasileira, "Rev. Brasiliense", 1957-58, No 14, 15, 16.

Ж. Базарян. Москва.

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИСТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИТИН

Марк Борисович [р. 22 июня (5 июля) 1901 ] - сов. философ и обществ. деятель, академик (с 1939). Член КПСС с 1919. Окончил филос. отделение ИКП (1929). Был зам. директора Академии коммунистич. воспитания, зам. директора Ин-та философии, гл. редактором журн. "Под знаменем марксизма" (1930-44), директором ИМЛ при ЦК КПСС (1939-44), членом Президиума АН СССР, руководителем кафедры философии ВПШ при ЦК КПСС, членом редколлегии журн. "Большевик" (1944-50), "Лит. газеты" (1949-50). В 1950-56 - шеф-редактор газ. "За прочный мир, за народную демократию!", в 1956-60 - пред. правления Всесоюзного об-ва по распространению поли-тич. и науч. знаний. С 1960 - гл. редактор журн. "Вопросы философии". Зам. акад.-секретаря Отделения философии и права АН СССР. Был депутатом Верховного Совета СССР 3-5-го созывов. На XVIII, XIX, XX съездах партии избирался членом ЦК КПСС. Гос. премия СССР (1943) за участие в труде "История философии".

Н.-и. и лит.-публицистич. деятельность посвящена разработке актуальных проблем марксистской философии. Начиная с 30-х годов, М. занимается исследованием истории всемирной философии, в частности нем. классич. философии. В центре его исследований проблемы ленинского этапа в развитии диалектич. и историч. материализма, вопросы партийности в философии. В филос. дискуссии конца 20 - нач. 30-х гг. М. вел активную борьбу на два фронта: против механицизма и идеалистич. извращений марксистской философии. М. разрабатывает вопросы теории гос-ва и социалистич. демократии, актуальные проблемы марксистской гносеологии (теория отражения, проблема идеального и материального, роль знаковых систем в познании и т.п.). В трудах М. разоблачается империалистич. бурж. идеология, подвергаются критике различные позитивистские, оппортунистич. и др. антимарксистские "теории". М. - один из авторов и редакторов многотомной "Истории философии" (т. 1-5, М., 1957-62). Мн. работы М. переведены на языки народов СССР и изданы за рубежом. М. выступал с докладами на 12-м и 13-м Междунар. филос. конгрессах.

Соч.: Гегель и теория материалистич. диалектики, М., 1932; Диалектич. и историч. материализм, под ред. M., M., 1933; Боевые вопросы материалистич. диалектики, [М. ], 1936; К столетию "Манифеста Коммунистич. партии" Маркса и Энгельса, [М. ], 1948; За материалистич. биологич. науку, М.-Л., 1949; Democracia sovietica у democracia burguesa, M., 1950; Историч. роль В. Г. Плеханова в рус. и междунар. рабочем движении, М., 1957; Философия и современность, М., 1960; Ленинизм и крушение колониальной системы империализма, "Вопр. философии", 1960, No 11; Прогресс наук и задача филос. исследований, там же, 1961, No 7; Сов. гос-во и строительство коммунизма, там же, No 10; Материальное и идеальное, там же, 1962, No 7; Марксистско-ленинская гносеология и проблема знака и значения, там же, 1963, No 6.

МИУРА БАЙЭН

МИУРА БАЙЭН (наст. имя - С и н, прозвище - Ясуада) (1723-89) - япон. философ, представитель филос. мысли периода упадка неоконфуцианства и начала распространения в Японии европейских естественнонауч. знаний. Философия М. Б. представляет собой эклектич. соединение материалистич. и идеалистич. представлений, пантеизма и мистицизма. Натурфилософия М. Б., к-рую он определял как теорию нерушимого закономерного порядка в природе и пытался построить на строго логич. основаниях, содержала диалектич. элементы. Однако она была не свободна от схоластики и софистики.

Филос. и этич. взгляды М. Б. изложены в соч. "Слово о сокровенном" ("Кэнго", 8 тт., 1753-55), "Слово об обилии (вселенной)" ("Дзэйго", 14 тт., 1756-89) и "Слово о смелом (нравственном долженствовании)" ("Канго", 1760-63). Кроме филос. трудов, перу М. Б. принадлежат экономич. трактат "Источник цен" ("Кагэн", 1773) и ряд работ по грамматике.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 263-64; Цуцуми Ханухиса, Эдо тюгоро иго го кагаку, тэцугаку сисо-но гайкан (Общий обзор научных и философских идей второй половины периода Эдо), "Юибуцурон кэнкю", 1937, No 53; Hагата Xироси, Нихон тэцугаку си (История японской философии), Токио, 1937, с. 152-53; его же, Нихон хокэн идэороги (Идеология феодальной Японии), Токио, 1938, с. 82-83; Саигуса Xирото, Тага Сумиго кун-ни котауру сё (Пояснения к "Ответу Тага Сумиго М. Б."), Токио, 1947, с. 53-61; его же, [Пояснения к соч. Миуры Байэна ], в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзэнсе (Полн. собр. соч. по японской филос. мысли), Токио, 1955-56, т. 1, с. 6, 9, 17, 19, 25, 183, 189, т. 2, с. 53, т. 6, с. 4-5, т. 7, с. 12, т. 12, с. 119, 174, т. 14, с. 128, 135, т. 16, с. 5, т. 17, с. 4, т. 18, с. 93, т. 19, с. 6, 9; его же, Нихон-но юибуцуронся (Японские материалисты), Токио, 1956, с. 80-94; Нарамото Тацуя, Нихон сисока (Японские мыслители), Токио, 1954, с. 172-85.

Я. Радуль-Затуловский. Москва.

МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАЙЛЕСКУ

МИХАЙЛЕ́СКУ (Mihailescu), Штефан (1846-99) - рум. ученый и мыслитель-материалист. М. стремился объяснить мир из него самого, раскрыть законы движения материи. "Нет никакого сверхъестественного существа, способного воздействовать каким-либо образом на природу, - писал он. - Явления в их обширной целостности, хотя и безгранично разнообразные в своих особенностях, были, есть и останутся и впредь чисто материальными действиями" ("Spiritualism şi materialism, in „Revista contemporana"", Buc., 1873, No 3, с. 264 - Спиритуализм и материализм в "Современном журнале"). М. указывал, что в отличие от идеализма, делающего свои выводы априори, материализм является филос. учением, построенным апостериори, на фундаменте естественных наук. Филос. работы М. содействовали распространению материализма в среде рум. естествоиспытателей конца 19 в.

Соч.: Sociologia. Industrie şi rezbelul studiu sociologic şi politic, Buc., 1878; Incercări eritice asupra invătămîntului nostru primar-studiu didactic şi sociologic, Buc, 1888; Introducere la psihofizică, Buc, 1892; Pagini filosofice alese, [Buc ], 1955, с предисл. Ghiţa S.

Ин-т философии PHP.

МИХАЙЛОВ

Михаил Ларионович (Илларионович) [3(15) янв. 1829 - 2(14) авг. 1865 ] - рус. публицист, писатель и поэт, переводчик; сподвижник Чернышевского. Род. в Оренбурге в семье чиновника.

С 1846 - в Петербурге, вольнослушатель ун-та. В 1848-52 служил в Н.-Новгороде, занимался лит. деятельностью. С 1852 - вновь в Петербурге, сотрудник "Современника" и др. демократич. издании. В 1858-59 М. совершил поездку за границу, где встречался с Герценом и Огаревым. Зарубежные очерки делают М. популярным публицистом демократич. лагеря. В 1861 Шелгунов и М. в прокламации "К молодому поколению" выдвигают задачу подготовки кадров грядущей революции. "...Мы хотели бы, разумеется, - говорилось в прокламации, - чтобы дело не доходило до насильственного переворота. Но если нельзя иначе, мы не только не отказываемся от него, но мы зовем охотно революцию на помощь к народу" (цит. по кн.: Шелгунов Н. В., Воспоминания, 1923, с. 298). За распространение прокламации М. был осужден на каторгу и вечное поселение в Сибирь, где и погиб.

Творчество М. пронизано идеей долга рус. интеллигенции перед народом. В центре публицистич. выступлений М. - вопрос о женском равноправии ("Парижские письма", "Современник", 1858, No 9, 10, 12, 1959, No 2; "Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе", там же, 1860, No 4, 5, 8; "Женщины в Университете", там же, 1861, No 4; и др.). Полагая, что семья составляет основание общества, М. думал, что начинать социальное переустройство необходимо с изменения семейных отношений. В ст. "Иностр. лит-ра" (там же, 1861, No 4, 5) М., разбирая вопрос о труде и капитале, защищал "новое экономическое", т.е. социалистич. учение; в нем он видел "справедливое стремление к упрочению общего благосостояния, а не одних привилегированных сословий". Идеалом М. было такое общество, где "результат производства составляет собственность трудившегося". Для зап.-европ. народов М. видел выход в децентрализации произ-ва и создании с помощью правительств. субсидий рабочих производств. ассоциаций; путь России к социализму М., как и др. представители народничества, связывал с использованием сельской общины.

М. отстаивал в своих лит.-критич. статьях принципы реализма. Иск-во, поэзия являются, по М., важнейшим фактором морально-политич. воспитания - "руководящей и зиждущей силой". Это было связано с мнением M. о том, что решающую роль в переустройстве общества играет распространение науч. мировоззрения; отсюда огромное значение, к-рое М. придавал "аристократии мысли" - литераторам, поэтам, ученым, художникам.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1913-14; Соч., т. 1-3, М., 1958, вступит. статья М. Дикман и Ю. Левина.

Лит.: Козьмин Б., Н. Г. Чернышевский и М. И. М., "Вопр. истории", 1946, No 7; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 288-299; Малютина Α., Встреча М. с Петрашевским в Красноярске, в альм. "Енисей", Красноярск, 1962, No 2 (34).

Библ. в кн.: История рус. лит-ры. Библиографич. указатель, М.-Л., 1962, с. 460-62.

МИХАЙЛОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИХАЛЧЕВ

Димитр (р. 1880) - болг. философ, член Болг. АН, последователь Ремке. По М., физич. и духовное одинаково первичны, т. к. "даны" вместе. М. выступает против диалектич. материализма, в частности против материалистич. теории отражения, одновременно пытаясь соединить философию Ремке с историч. материализмом.

Соч.: Philosophische Studien, Lpz., 1909; Принос кем учението за познанието, 2 изд., С., 1931; Философията като наука. Методологичен увод, 2 изд., С., 1946.

МИХЕЛЬС

МИХЕЛЬС (Michels), Роберт (9 янв. 1876 - 3 мая 1936) - реакц. бурж. историк, экономист и социолог. По происхождению немец, в 1926 принял итал. гражданство. Преподавал историю, экономику и социологию в Брюссельском, Базельском и Римском ун-тах, в 1928-31 - в Турине и Перудже. На М. оказали влияние идеи В. Парето и Г. Моска. Изучал классы бурж. общества, их структуру, политич. роль интеллигенции. В осн. работе "Социология политич. партии в условиях совр. демократии" ("Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Demokratie", 1911; переведена на итал., франц. и англ. языки, последнее переиздание - на англ. яз. 1960) он выдвинул т.н. "железный закон олигархических тенденций" в бурж. демократии, согласно к-рому деятельность демократии строго ограничивается необходимостью организации, опирающейся на "активное меньшинство" (элиту), поскольку "прямое господство масс технически невозможно" и приведет к гибели демократии. Наряду с этим М. указывал на опасность "вождизма" в демократич. организациях (см. указ. соч., гл. 1). После 1-й мировой войны М. порвал с социалистич. движением, выступил с резкой критикой марксизма. В конце жизни восхвалял фашизм. Характеристику М. дал Ленин (см. Соч., т. 21, с. 325). Указывая на "поверхность" М., Ленин отмечал, что в его книге "...собран ценный материал о происхождении итальянского империализма и о том переходе, который составляет сущность современной эпохи..." (там же, с. 324).

Реакц. взгляды М. подверглись критике итал. коммунистов, особенно А. Грамши (см. Избр. произв., т. 2, 1957, с. 63; т. 3, 1959, с. 137-38).

Соч.: Proletariat und Bourgeoisie in der sozialistischen Bewegung Italiens..., Bd 1-2, Tübingen, 1905-06; Probleme der Sozialphilosophie, Lpz.-В., 1914; Problemi di sociologia applicata, Torino, 1919; La teoria di C. Marx sulla miseria crescente e le sue origini, Torino, 1922; Sozialismus und Fascism us als politische Strömungen in Italien, [Bd 1-2 ], Münch., 1924-25; Corso di sociologia politica, Mil., 1927; Sittlichkeit in Ziffern? Kritik der Moralstatistik, Münch.-Lpz., 1928; Der Patriotismus. Prolegomena zu seiner soziologischen Analyse, Münch.-Lpz., 1929; Studi sulla democrazia e sull'autorità, Firenze, 1933; Nuovi studi sulla classe politica..., Roma, 1936; в рус. пер. - Что такое патриотизм, К., 1906.

Лит.: Беккер Г. и Босков Α., Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961; Studi in memoria di R. Michels, [Perugia ], 1937.

И. Добронравов. Москва.

МИЦКЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЦКЯВИЧЮС-КАПСУКАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЧУРИН

Иван Владимирович (27 окт. 1855 - 7 июня 1935) - биолог и селекционер, основоположник нового направления в биологии (см. Мичуринское учение). Почетный член АН СССР (1935), действит. член ВАСХНИЛ (1935), заслуж. деятель науки и техники (1934). Род. в дер. Долгое Рязанской губ. Учился в гимназии, но из-за недостатка средств был вынужден бросить учебу. С 1889 целиком посвятил себя селекц. работе. За свою жизнь М. вывел более 300 новых сортов высококачеств. плодово-ягодных растений. В ходе их создания М. выработал оригинальные методы селекции и развил мн. положения учения Дарвина об эволюции органич. мира. М. выдвинул девиз: "Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача" (Соч., т. 1, 1948, с. 486). М. изучал философию марксизма-ленинизма, положив ее в основу своей научной деятельности. "Естествознание, - писал он, - по своему существу материалистично, материализм и его корни лежат в природе. Естествознание стихийно влечется к диалектике. Для избежания ошибочного понятия в усвоении необходимо знать единственно правильную философию, - философию диалектического материализма" (там же, с. 623). М. тесно увязывал свою теорию с с.-х. практикой; он сознательно опирался на марксистско-ленинские принципы единства теории и практики. По М., преимущества социалистич. науки состоят в том, что она марксистски обоснованно ставит перед собой задачу "... ввести научную мысль в плановое русло, неразрывно увязать теорию и практику, вынося работу ученых из лабораторий и кабинетов непосредственно на производство... и на твердой незыблемой базе марксистско-ленинской методологии поднять разработку философских проблем по биологии на высшую ступень" (там же, т. II, с. 515).

После Октябрьской революции работами М. заинтересовался Ленин, увидев в них дело гос. значения. На базе плодового питомника М. (близ г. Козлова) был создан целый комплекс научно-исследоват., высших и средних уч. заведений по плодоводству. М. был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Соч., т. 1-4, 2 изд., М., 1948; Итоги 60-летних работ, 5 изд., М., 1949; Избр. соч., М., 1955; Принципы и методы работы, М., 1957.

Лит.: Яковлев П. Н., И. В. Мичурин, М., 1951; Бахарев А. Н., И. В. М., М., 1955; Лысенко Т. Д., Сто лет со дня рождения И. В. М., "Тр. ин-та генетики АН СССР", 1956, No 23; Столетов В. Н., И. В. Мичурин, в кн.: Люди рус. науки, [кн. 3 ], М., 1963.

Г. Платонов. Москва.

МИЧУРИНСКОЕ УЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИЯКЭ СЭЦУРЭЙ

МИЯКЭ СЭЦУРЭЙ (наст. имя - Ю д з и р о) (1860-1945) - япон. философ, идеалист и мистик, пользовался популярностью в среде националистич. бурж. и мелкобурж. интеллигенции.

Соч.: Тэцугаку но ханъи рондзу (Рассуждения о пределах философии), Токио, 1888; Тэцугаку кэтэки (Крупицы философии), Токио, 1889; Ронригаку (Логика), Токио, 1889; Гакан сёкэй (Маленький набросок моих воззрений), Токио, 1892; Утю (Вселенная), Токио, 1908; Тодзай но сэйдзи то сюке (Наука Востока и Запада), Токио, 1911, Токио, 1914; Тодзай тэцугаку кай но кайко (Политика и религия Востока и Запада), Токио, 1915-19; Мэйдзи тэцугаку кай но кайко (Ретроспективный взгляд на философский мир времени Мэйдзи), Токио, 1932.

Лит.: Сакисака Ицуро (ред.-составитель), Современные японские мыслители, пер. с япон., М., 1958; Фунаяма Синъити, Мэйдзи тэцугакуси кэнкю (Изучение истории философии времени Мэйдзи), Токио, 1959.

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНСТВО

МЛАДОГЕГЕЛЬЯНСТВО (л е в о г е г е л ь -я н с т в о) - идеалистич. направление в нем. философии 30-40-х гг. 19 в. См. Гегельянство.

МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ

МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ - математич. теория, предметом изучения к-рой являются множества. М. т. сыграла выдающуюся роль в изучении идеи бесконечности, весьма важной для математики, логики и гносеологии. Осн. содержание т.н. классич. М. т. было разработано в последней трети 19 в. Кантором. В терминах М. т. удалось построить почти всю совр. математику. С 1900-х гг., в связи с открытием парадоксов в М. т. и логике, начался продолжающийся до сих пор этап усиленного логич. анализа осн. понятий М. т. Эти исследования (см. Метод аксиоматический, Типов теория, Интуиционизм, Математическая бесконечность) оказывают значит. влияние на разработку логич. оснований математики и на развитие совр. формальной (математической) логики.

МНОЖЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОCKA

МО́CKA (Mosca), Гаэтано (1 апр. 1858 - 8 нояб. 1941) - итал. бурж. юрист, социолог и историк обществ.-политич. мысли. Известен концепцией о "политич. или правящем классе" ("Элементы политич. науки" - "Elementi di scienza politica", 1 ч., 1896, 2 ч., 1923, 6 изд., 1953), сформировавшейся под влиянием Тэна и Гумпловича и являющейся разновидностью реакц. элиты теории. М. утверждал, что "во всех обществах... существуют два класса людей, управляющие и управляемые" (указ. соч., ч. 2, р. 78). Класс управляющих, хотя он и составляет меньшинство, обладает силой, богатством, организованностью, использует достижения культуры. По характеристике Грамши, правящий класс М. "...есть не что иное как интеллигенция господствующей группы", а учение о нем является "...попыткой объяснить исторический процесс образования и развития интеллигенции и ее роль в государственной и общественной жизни" (Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 458, прим.). Демократию М. считал расширенной аристократией. Он изображал историю как борьбу классов за власть, исход к-рой определяется соответствием качеств того или иного класса потребностям эпохи, отражающим в свою очередь изменения в религии, политич. мышлении, научно-технич. и экономич. развитии (см., напр., "Storia delie dottrine politiche", 2 ed., 1937, nuova ed., 1957).

M. отрицал возможность монистич. толкования истории, считая, что в последней царит "плюрализм причин". Он враждебно относился к науч. социализму, характеризуя его как перенос демократич. утопий из области гос. права и философии в область политики и теоретич. экономики; отрицал роль нар. масс в истории и считал нар. революции "кровавой и ужасной бойней", тормозящей ход история.

Осн. положения учения М. о правящем классе объективно оправдывали фашизм. Но сам он отрицательно относился к фашизму и его идеологии (в частности, резко критиковал фашистские расистские теории). Фашизм, согласно М., знаменует кризис и упадок "бурж. цивилизации 19 в.".

Соч.: Sulla teorica dei governi e sul governo Parlamentare, Palermo, 1884, 2 ed., Milano, 1924; Il principio aristocratico e il democratico nel passato e nell'avvenire, Torino, 1903; Cenni storici e critici sulle dottrine razziste, Roma, 1933; Partiti e sindicati nella crisi del regime Parlamentare, Bari, 1949.

Лит.: Беккер Г. и Босков Α., Современная социологич. теория в ее преемственности и изменении, М., 1961; Michels R., Gaetano Mosca und seine Staatstheorien, в кн.: Schmoller's Jahrbuch..., Münch.- Lpz., 1929, Jg. 53, H. 5, S. 111-30; Plane M. delle, Gaetano Mosca. Classe politica e liheralismo, Napoli, 1952.

И. Добронравов. Москва.

МОP ГЕНРИ

МОP Генри (More), (12 окт. 1614 - 1 сент. 1687) - англ. философ-мистик и поэт, один из гл. представителей школы кембриджских платоников, проф. философии и теологии Кембриджского ун-та. Свой крайне мистич. идеализм М. отстаивал в борьбе против материализма Гоббса и физики Декарта, подвергая механистич. понимание природы критике справа и отрицая, что в мире что-либо существует на основе чисто физич. законов, независимо от духовных факторов. В полемике с Декартом (1648-49) М. отвергал понимание протяжения как атрибута материи и рассматривал его как атрибут бога. Пространству он приписывал четыре измерения, признавая его материальным и считая протяжение присущим как материальной, так и духовной субстанции. М. подверг также критике с идеалистич. позиций механистич. учение Декарта о животных, признавая душу не только у человека (и ангелов), но также животную и растительную души. Против картезианского учения о корпускулах М. выдвинул учение о бесконечно малых одухотворенных первичных элементах, лишенных формы (фигуры). Придерживаясь теизма, М, считал, что "мировая душа", правящая материальным миром, подчиняется богу. Он признавал не только бессмертие души, но и предсуществование душ и присущие им врожденные идеи, отрицая опытное происхождение знания. К врожденным идеям М. относил и вечные аксиомы морали. В противовес детерминизму, а также кальвинистской догме предопределения, он был сторонником свободы воли, основывая на ней свое религ.-этич. учение. Больше, чем у других кембриджских платоников, его философия наполнена фантастич. суевериями, оккультизмом, теософией, каббалистикой.

Соч.: Antidotus adversus atheismum, L., 1652; Enchiridion ethicum, [s. 1. ], 1668, [4 ed. ], Amst., 1695; Enchiridion metaphysicum, L., 1671; Opera omnia, v. 1-3, L., 1675-79; переписка с Декартом, см.: Oeuvres de Descartes, ed. Ch. Adam et P. Tannery, v. 5, Correspondence, P., 1903; Philosophical writings..., ed. with introduction and notes by F. I. Mackinnon, N. Y., 1925 (имеется библ.).

Лит.: [Смирнов А. И. ], Англ. моралисты XVII в., Каз., 1880; его же, История англ. этики, т. 1, Каз., 1880, с. 346-57; Ward R., The life of the learned and pious, L., 1710, [new ed. ], L., 1911; Сassirеr Ε., Die Platonische Renaissance in England..., Lpz.-В., 1932; англ. пер., Edinb., 1953; Anderson P. R., Science in defense of liberal religion; a study of H. More's attempt to link seventeenth century religion with science, Ν. Y.-L., 1933.

Б. Быховский. Москва.

МОP ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница