Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ (от франц. élite - лучшее, отборное, избранное) - теории, утверждающие, что необходимыми составными частями любой обществ. структуры являются высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры - элита, и остальная масса людей. Основанием выделения элиты выступали разные признаки. Так, Парето, Моска, Михельс исходили из того, что политич. власть является основой социальных отношений и поэтому главное орудие элиты - гос-во. Элита стремится упрочить свое положение, сохранить привилегии, оградить свои ряды от непривилегированных. Вместе с тем, по Парето, в истории происходит "циркуляция элит" (см. об этом в ст. Парето). Др. обоснования элитизма - социально-психологические (Ортега-и-Гасет, Лассуэлл), технологические (Бёрнхем, Фриш), религиозные и харизматические (М. Вебер, Ясперс, неотомисты). В новейшей социологич. лит-ре к элите все чаще относят представителей бюрократич. верхушки - чиновничества, управляющих, наиболее высокооплачиваемых специалистов, представителей технич. интеллигенции.

В Э. т. находят отражение процессы дифференциации и стратификации классового общества, существование обществ. иерархии, венчаемой меньшинством. В совр. Э. т. обнаруживаются различные тенденции, в т.ч. открыто антидемократические, утверждающие, что демократия изжила себя, что власть сильной элиты - панацея от всех неурядиц капитализма (амер. "неоконсерватизм", идеологи "ультра"). Более распространены теории, сочетающие принципы элитизма и бурж. либерализма. Так, напр., К. Манхейм писал: "Не является ли противоречием говорить об элитах в демократическом обществе?.. Демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты" ("Essays on the sociology of culture", L., [1956], p. 200). По мнению Лассуэлла, демократия отличается от олигархии не наличием или отсутствием элиты, которая оказывает наибольшее влияние на обществ. жизнь, а закрытым или открытым, представительным или непредставительным характером элиты.

В совр. бурж. социологии подвергается критике "слишком прямолинейный" элитизм, взамен к-рого выдвинута теория "баланса элит". Ее авторы отказываются от понятия единой элиты, годного, по их мнению, лишь для низкоорганизованных обществ, и утверждают, что в совр. обществе существует множественность элит (политическая, экономическая, административная, военная, религиозная, культурная и др.), к-рые "сдерживают и уравновешивают друг друга" в зап. странах, предотвращая "тоталитаризм" (Манхейм, Голбрейт). С резкой критикой узкого слоя "властвующей элиты" в США выступил Миллс. Однако его Э. т. носит абстрактный характер. С позиций демократич. плюрализма теорию Миллса критиковал Рисмен (см. "Culture and social character", ed. by S. Lipset and L. Lowenthal, Glencoe, 1961, p. 252-61).

В совр. бурж. социологии термин "элита" имеет неск. значений: традиционное значение "правящей Э." или синоним "политич. Э."; люди, влияющие на социальный процесс или в силу своего положения (Дюпра), или в силу интеллектуального и морального превосходства над массой, безотносительно к своему статусу (Боден); группа лиц, осуществляющих государственное, культурное, военное, идеологич. лидерство (соответственно политическая, экономическая, военная и др. элиты); наиболее квалифицированные специалисты, прежде всего из технич. интеллигенции и высших служащих в системе бюрократич. управления; руководящий слой "небольших групп" - профессиональных, этнических, локальных, напр. элита провинциального города, элита летчиков, лит. элита, даже элита воров. Множественность толкований привела к тому, что термин "элита" характеризуется рядом социологов-немарксистов как неточный, малообъективный, двусмысленный (Ж. Лаво), как имеющий оценочный, а не научный характер (Дж. Кетлин), как весьма неопределенное и саморазрушающееся понятие (Мейсел).

Ряд бурж. социологов утверждает, что "система различных привилегий установлена везде, независимо от социальной структуры и политической идеологии" (Green Α., Sociology..., N. Υ.-Toronto-L., 1952, p. 269); они пытаются доказать, что в социалистич. странах существует элита, относя к ней интеллигенцию (Фойер), членов Коммунистич. партии (Лабедц). Марксистская социология показывает ненауч. характер Э. т., ее направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе. Различные Э. т. не раскрывают подлинную классовую дифференциацию общества, реальные социальные антагонизмы капиталистич. общества.

Лит.: Mиллс Ρ., Властвующая элита, пер. с англ., M., 1959; Колбановский В. В. и Осипов Г. В., Антинар. сущность теорий "элиты", в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, Μ., 1960; Ашин Г. К., Миф об элите и "массовом обществе", Μ., 1966; Burnham J., The managerial revolution, Toronto, 1941; Вark1ey R., The theory of the elite and the mythology of power, "Science and Society", 1955; v. 19, No2, Freund L., Politik und Ethik, Fr./M.-Β., 1955; Transactions of the fifth World congress of sociology, v. 2, Wash., 1962; Keller S., Beyond the ruling class, Ν. Υ., 1963; Walker J. L., A critique of the elitist theory of democracy, "Amer Polit Sci Review", 1966; v. 60, No 2, Bоttоmоre Th. B., Elites and society, [Harmondsworth], 1966.

Г. Ашин. Москва.

В начало энциклопедии