Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МАНХЕЙМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАНХЕЙМ

МАНХЕЙМ (Mannheim), Карл (27 марта 1893 - 9 янв. 1947) - нем. бурж. социолог. Профессор во Франкфурте (с 1930), в 1933 эмигрировал в Англию, доцент Лондонской школы экономики. В ранних работах М. о структуре познания заметно влияние гносеологии Риккерта и Гуссерля. Признавая плодотворность марксистской идеи о социальной природе и классовой определенности познания, М. истолковывал ее вульгаризаторски. Утверждая, будто марксизм сводит социальное бытие к экономич. отношениям, М. отрицал определяющую роль последних. Для М. связь социального бытия и сознания является индетерминистской. Принцип классового деления общества, по М., является недостаточным; в обществе якобы существуют многообразные поля групповых социальных отношений, к-рые не имеют никакого классового содержания. Искажая марксистское учение об объективности и партийности, М. критиковал марксизм, не распространяющий положение о ложности классовых идеологий на самого себя.

М. резко критиковал предшествующую и совр., в особенности неокантианскую, гносеологию за антиисторич. схематизм, за анализ мышления как абстрактной и абс. сферы познания, утверждая, что обществ. позиция является определяющей по отношению к т.н. "абсолютным ценностям". Осн. задачу социологии познания М. видел в том, чтобы исследовать форму, связи в определ. историч. период духовных элементов с социальными и политич. силами (см. "Wissenssoziologie", в кн.: Handwörterbuch der Soziologie, hrsg. von Α. Vierkandt, Stuttg., 1931, S. 659-80).

В работе "Значение конкуренции в области духовного" ("Die Bedeutung der Konkurenz im Gebiete des Geistigen", в сб.: Verhandlungen des 6. Deutschen Soziologentages, 1929) M. разграничивал два типа мышления: социально обусловленный ("историч. познание", познание обществ. явлений) и абстрактный, "нейтральный" (естественно-науч. познание). По отношению к последнему М. принимал "позитивистский критерий истины, санкционированный естествознанием". Это было "исключение" из принципа социальной обусловленности познания, к-рое сделал М., стремясь избежать релятивизма.

М. признавал, что и в "историч. познании" есть истины, независимые от влияния общества и историч. периода.

Т.о., по М., только идеологии, к-рые он отождествлял с ложным познанием, являются социально, классово обусловленными. В сущности, М. приходит к выводу, что субъект тем ближе к истине, чем решительнее он освобождается от обществ. зависимости. Классовое искажение познания в условиях капиталистич. общества М. выдавал за извечное качество познания. Утверждая, будто субъект истинного познания независим от общества, М. приходит к выводу, противоречащему принятым им посылкам.

М. придерживался реакц. утопии, будто кризис бурж. мышления сможет преодолеть "сверх-классовая" интеллигенция, способная якобы осуществить "синтез идеологий" и "селекцию категорий", приемлемую для всех классов и партий. Формирование новой духовной элиты М. считал основой научной политики (см. "Ideologie und Utopie", 1929, 2 Aufl., 1930).

Пытаясь применить выработанные им общие социологич. принципы и методы к анализу совр. бурж. общества, М. в работе "Человек и общество в эпоху реконструкции" ("Mensch und Gesellschaft im Zeitalter des Umbaus", 1935) сводит причины классовых конфликтов к "диспропорциональ-ности в развитии человеческих способностей", к-рая свидетельствует о существовании в обществе "иррациональных" элементов, противостоящих элементам "рациональным" (развитию техники, организации и т.д.). По М., коллизии капиталистич. действительности преодолимы только на пути развития бурж. демократии ("фундаментальной демократи-зации"). Панегирики бурж. демократии не мешали М. развивать элитарную концепцию.

Теория М. оказала большое влияние на совр. бурж. социологию. См. Социология познания.

Соч.: Beiträge zur Theorie der Weltanschauungsinterpretation, W., 1923; Historismus, "Archiv für Sozialwissenschaft u. Sozialpolitik", 1924, Bd 52, H. 1; Das Problem einer Soziologie des Wissens, там же, 1925, Bd 53, Η. 3; Ideologische und soziologische Interpretation der geistigen Gebilde, в кн.: Jahrbuch für Soziologie, Bd 2, Karlsruhe, 1926; Das konservative Denken, "Archiv für Sozialwissenschaft u. Sozialpolitik", 1927, Bd 57, H. 1-2; Über das Wesen und die Bedeutung des wirtschaftlichen Erfolgsstrebens, там же, 1930, Bd 63, H. 3; Die Gegenwartsaufgaben der Soziologie, Tübingen, 1932; German Sociology (1918-1933), "Politica", 1934, Feb., No 1; Diagnosis of our time, 2 ed., Ν. Υ., 1944; Freedom, power and democratic planning, N. Y., 1951; Essays on the sociology of knowledge, L., [1952 ]; Essays on sociology and social psychology, L., [1953 ]; Systematic sociology, L., 1959.

Лит.: Шaфф Α., "Социология знания" M. и проблема объективной истины, "Вопр. философии", 1956, No 4; Lieber H. J., Sein und Erkennen. Zur philosophischen Problematik der Wissensoziologie bei K. Mannheim, "Z. philos. Forschung", 1949, Bd 3, H. 2.

H. Мотрошилова. Москва.

В начало энциклопедии