Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЛЭ"-"БОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЛЭ"-"БОС")

БЛЭК

БЛЭК (Black), Макс (р. 24 февр. 1909) - амер. философ и логик. Получил образование в Кембридже, Гёттингене и Лондоне. В 1940 переехал в США, с 1946 - проф. философии Корнельского ун-та. Занимается разработкой проблем общего метода науки в духе неопозитивизма. В применении различных методологич. принципов Б. стремится избежать крайностей "бесплодного релятивизма" или "полного скептицизма". Он сторонник т.н. активного скептицизма, заключающегося в непрекращающейся "проверке на опыте" методологич. принципов науки. Б. считает бесплодными попытки формального определения истины. Б. подверг критич. разбору концепции "философии языка" Витгенштейна, Огдена, Ричардса, Тарского и др. В ряде работ, посвященных апориям Зенона Элейского, безуспешно пытался устранить в понятиях противоречия движения с помощью различений "языка чистой науки" и "языка обыденного здравого смысла", уходя в сторону от самой проблемы.

Соч.: The nature of mathematics..., N. Y., 1950; Language and philosophy; studies in method, Ithaca, 1949; Critical thinking. An introduction to logic and scientific method, 2 ed., Ν. Υ., 1952; Problems of analysis. Philosophical essays, Ithaca, 1954.

Г. Батищев. Москва.

БЛЮМ

БЛЮМ (Blum), Леон (9 апр. 1872 - 29 марта 1950) - франц. политич. деятель, лидер партии социалистов. На съезде социалистич. партии в Туре (1920) Б. возглавил ее правое крыло, отказавшееся присоединиться к Коммунистич. Интернационалу. С 1928 - гл. редактор газ. "Le Populaire". В 1936-37, 1938 - глава кабинета, пришедшего к власти в результате победы Народного фронта. Проводимая Б. политика попустительства по отношению к внутр. реакции и "умиротворения" гитлеровской Германии подорвала Народный фронт. После 2-й мировой войны Б. продолжал занимать антикоммунистич. позицию. В своих работах Б. ревизовал осн. принципы марксизма и утверждал, что существует разрыв между учением Маркса и ленинизмом, отвергая учение марксизма-ленинизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата (термин "классовая борьба" Б. подменил термином "действие классов"). Б. пропагандировал идеи т.н. демократического социализма, осуществление к-рого считал вполне возможным без революц. уничтожения капитализма и в рамках бурж. демократии. Политич. борьбу пролетариата за власть сводил к парламентской борьбе; вместо классовой борьбы выдвигал бурж. идею "этич. перевоспитания". Его теория т.н. гуманистич. социализма была использована в 50-х гг. ревизионистами для нападок на СССР. Б. выступал против принципов пролетарского интернационализма и поддержки франц. рабочим классом Сов. Союза и др. социалистич. стран. В 1945 выпустил книгу "В масштабах человечества" ("A l'échelle humaine", 1945), для к-рой характерна антимарксистская и антисоветская направленность.

Филос. воззрения Б. носят эклектический характер. Он пытался соединить признание выдающегося значения "экономич. фактора" в развитии общества с допущением независимых от материальных условий идеальных, преимущественно нравственных, сил, идей, якобы направляющих развитие общества к идеальной цели, внутренне присущей человеческому сознанию.

Соч.: L'Oeuvre, v. 1 - [3], Р., 1954-58. Лит.: Торез М., Блюм, как он есть, "Коммунистический Интернационал", 1940, No 2; его же, Сын народа, пер. с франц., М., 1950, с. 100-101, 120, 162-64, 167, 171-72, 184; Варфоломеева Р., Реакционная внешняя политика французских социалистов (1936-1939 гг.), [М.], 1949.

БОББИО

БО́ББИО (Bobbio), Норберто (p. 18 окт. 1909) - итал. философ. Специалист по философии права, к-рую он рассматривает как теорию справедливости. Методологию юридич. науки понимает, согласно принципам логич. позитивизма, как анализ юридич. языка. Будучи сторонником либерализма, возлагает на интеллигенцию задачу устранить остроту политич. борьбы, открывая истины, к-рые вырабатывает сама история. Эту политич. деятельность интеллигенции Б. определяет как "политику культуры" в противоположность "культурной политике" крупных политич. партий, к-рая, согласно Б., неизбежно становится на службу парт. интересов. Б. подготовил первое итал. изд. "Экономическо-философских рукописей 1844 г." Маркса.

Соч.: Scienza е tecnica del diritto, Torino, 1934; Teoria della scienza giuridica, Torino, 1950; Studi sulla teoria generale del diritto, Torino, 1955; Politica e cultura, [Torino], 1955.

БОБРОВ

Евгений Александрович (1867-1933) - рус. философ-идеалист. Ученик и последователь неолейбницианца Тейхмюллера, сторонник теории "панпсихизма" Козлова. Переводчик Лейбница. Работы Б. "О понятии искусства" (1894), "Новая реконструкция монадологии Лейбница" (1896), "О понятии бытия" (1898), "Бытие индивидуальное и бытие координальное" (1900), "Философские этюды" (вып. 1-4, 1911), "История новой философии" (1916) и др. носят в основном компилятивный характер. В 6 выпусках "Философии в России" (вып. 1-6, 1899-1902) Б. тенденциозным подбором отрывков из работ рус. философов стремился свести историю рус. философии к истории идеализма.

БОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГАРДУС

БОГА́РДУС (Bogardus), Эмори Стивен (р. 21 февр. 1882) - амер. социолог, представитель психологической школы в социологии. В 1931 избран президентом Амер. социологич. об-ва. С 1927 - гл. издатель журнала "Sociology and Social Research". Осн. задачей социологии Б. считает изучение психологии социальных групп (семья, школа, производственная или профессиональная, церковно-религ. орг-ция, спортивно-зрелищные общества и т.д.), к-рые, по его мнению, определяют характер и поведение отд. личности. Игнорируя классовое деление об-ва, Б. выдвинул понятие "социальной дистанции", включающей расовые, нац. и др. различия. Качеств. социальный анализ он пытается свести к количественному, статистическому. Рассматривая проблемы обществ. развития ("Социология" - "Sociology", 1913), роль личности в истории ("Лидеры и лидерство" - "Leaders and leadership", 1934), Б. выясняет значение психологич., биологич., культурных и др. факторов для историч. прогресса. По своим политич. воззрениям Б. относится к числу умеренно либеральных социологов. Методика исследования Б. нашла широкое применение в амер. бурж. социологии.

Соч.: Introduction to the social sciences, Los Angeles, 1913; Introduction to sociology, 2 ed., Los Angeles, 1917; Democracy by discussion, [Ν. Υ.], 1942; The development of social thought, 3 ed., N.Y., [1955]; History of cooperation, 2 ed., Chi., 1955; The making of public opinion, N. Y., 1951; Sociology applied to nursing, Phi., 1952; Fundamentals of social psychology, 4 ed., Ν. Υ., 1950.

Лит.: Замошкин Ю. Α., Психологическое направление в современной буржуазной социологии, М., 1958.

Г. Ашин. Москва.

БОГДАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ

БОГОВДОХНОВЕ́ННОСТЬ - или богодухновенность, - свойство, приписываемое христ. богословами "священным" книгам и состоящее в том, что подлинным автором последних является якобы сам бог, сообщивший буквальный текст или общее содержание этих книг людям, к-рые считаются авторами. "Боговдохновенные" книги составляют т.н. канон. Какие книги считать боговдохновенными и каким отказать в этом свойстве, признав их апокрифическими, решает церковь. Понятие "Б." претерпело серьезные изменения. Раннехристианские писатели утверждали, что люди, к-рые были непосредств. авторами Священного писания, являлись в руках бога только инструментами, через посредство к-рых он сообщил буквальный текст "священных" книг. Однако под влиянием библейской критики, обнаружившей в Библии огромное количество историч. и географич. ошибок, внутр. противоречий и т.д., христ. теология перестала отстаивать буквальный характер Б.

И. Крывелёв. Москва

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религ.-филос. течение, отражавшее стремление рус. контрреволюц. буржуазии "оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 16, с. 30). Идеи Б., зародившиеся в самом нач. 20 в. и пропагандировавшиеся первоначально в религ.-лит. кружках, получили широкое распространение среди бурж. интеллигенции после поражения революции 1905-07. Представители Б. - Бердяев, Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и др. - группировались гл. обр. вокруг Религ.-филос. об-ва (СПБ). Они издавали журн. "Новый путь" (СПБ, 1903-1904), "Вопросы жизни" (СПБ, 1905), "Весы" (М., 1904-1909), "Перевал" (М., 1906-1907). Идейным арсеналом Б. была религ. философия В. Соловьёва, а также реакц. филос. положения во взглядах Достоевского и Л. Толстого. Б. выступило против марксистского учения о классовой борьбе и пролетарской революции, изображая марксизм как извращенную религию, к-рая должна быть побеждена новым, "истинным" христианством (Н. Бердяев, Новое религиозное сознание и общественность, 1907; Д. С. Мережковский, Грядущий хам, 1906). В центре построений Б. - богочеловек Христос, с помощью к-рого бог якобы осветил человеку его божеств. природу, открыл смысл жизни и определил цель истории человечества. Человек должен стремиться к Христу, искать бога в своей душе, к-рая бессмертна. В качестве норм поведения людей Б. проповедовало смирение, терпение, покорность (Д. Мережковский, Не мир, но меч, 1908; Η. Μ. Минский, Религия будущего, 1905; З. Гиппиус, Новые люди, 1896, 2 изд. 1907; С. Н. Булгаков, Героизм и подвижничество, в кн.: Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции, 1909). В области философии Б. представляло собой крайний субъективизм, превозносило ср.-век. мистику; считало высшей формой познания религ. откровение. Согласно социологич. концепции Б., история человечества осуществляет заранее определенную цель - объединение всех людей в лоне христианства и поэтому представляет собой историю смены религий (Д. С. Мережковский, Христос и Антихрист, трилогия, 1895-1904, и др.). Б. было тесно связано с реакц. течениями в области искусства - декадентством и символизмом. В работах В. И. Ленина и др. марксистов был вскрыт реакц. смысл Б. Влияние идей Б. в среде интеллигенции заметно ослабевает с подъемом революц. движения в 1910-12 и окончательно падает в России после Окт. революции 1917. Из числа богоискателей вышли идеологи рус. контрреволюц. эмиграции (Бердяев, Булгаков и др. - см. Веховство).

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Классы и партия в их отношении к религии и церкви, там же, т. 15; его же. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих, там же, т. 20; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Соч., т. 17, М., [1924]; Лентин Н. С., Борьба В. И. Ленина против богоискательства и богостроительства в период столыпинской реакции (1908-1912 гг.), М., 1950 (Автореф. дисс).

Г. Арефьева. Москва.

БОГОМИЛЬСТВО

БОГОМИЛЬСТВО - антифеодальное крест. движение, принявшее религ. форму ереси. Основателем Б. историч. традиция считает попа Богомила. Возникнув в 1-й пол. 10 в. в Болгарии, Б. получило широкое распространение и в сербско-хорватских землях. Богомилы призывали к отказу от несения феод. повинностей, к неповиновению гос. властям, осуждали церковь, выступали против христ. обрядности, активно участвовали в нар. восстаниях. Б. выражало протест против офиц. церк. учения о совершенстве мира, сотворенного богом. Богомилы учили, что мир, богатство, церковь, Ветхий завет и т.п. созданы отпавшим от бога его старшим сыном Сатанаилом, т. е. злым началом. С пришествием другого сына божьего - Христа - человечеству было дано духовное, благое начало. Отсюда, согласно Б., проистекал дуализм мироздания. Богомилы создали апокрифич. памятники (напр., "О прении господни с диаволом"), известные и на Руси. Общины богомилов распадались на совершенных, верующих и слушателей; первые должны были отказаться от личного имущества и проповедовать богомильское учение; верующие и слушатели, сохранив свою собственность, возделывали общинные земли. Начиная с 10 в. богомилы подвергались суровым репрессиям. В 12 в. Б. распалось на секты, многие из к-рых носили религ.-мистич. характер. Часть богомилов пошла на сотрудничество с господств. классом. Оформлению Б. способствовало влияние павликиан (см. Павликианство), в свою очередь, Б. в 13 в. оказало воздействие на формирование крест. и плебейских ересей Зап. Европы (см. Катары). Осн. источник сведений о Б. - полемич. соч. пресвитера Козьмы "Слово на еретики..." (изд. Попруженко, [б. м.], 1907).

Лит.: Ангелов Д., Богомильство в Болгарии, пер. с болг., М., 1954; Πримов Б., Отношението на богомилите и на техните западни последователи към труда, частната собственост и държавата, "Исторически преглед". 1956, год 12, No 1; Obolensky D., Bogomils; a study in Balkan neo-Manichaeism, Camb., 1948; Werner E., Neue Lösungsversuche des Bogomilenproblems, "Wiss. Ζ. Karl-Marx-Univ.", Ges. und Sprachwis. Reihe, Lpz., 1954-55, 4 Jahrg., S. 369-73.

A. Каждан. Москва.

БОГОСЛОВИЕ

БОГОСЛОВИЕ - см. Теология.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГОУТДИНОВ

Алаутдин Махмудович [р. 22 нояб. (5 дек.) 1911] - сов. философ, акад. АН Тадж. ССР (с 1953), профессор (с 1952). Член КПСС с 1941. Руководитель отдела философии АН Тадж. ССР (с 1950), зав. кафедрой философии Тадж. ун-та (с 1955). Специалист в области истории тадж. и арабской философии эпохи феодализма. Один из авторов кн. "История философии", т. 1, 1957; "Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР", т. 1, 1955.

Соч.: [Предисловие к переводу книги] Ибн-Сины "Дониш-намэ", Сталинабад, 1957; Выдающийся памятник философской мысли таджикского народа (О произведении Ибн-Сины "Дониш-намэ"), "Вопр. философии", 1948, No 3 (5); К вопросу о консолидации таджикской нации, Сталинабад, 1957.

БОДЕН

БОДЕН (Bodin), Жан (1530-96) - франц. политич. мыслитель и социолог. В соч. "Метод легкого изучения истории" ("Methodus ad facilem historiarum cognotionem", 1566) Б. изложил свой взгляд на общество как на сумму кровнохозяйств. союзов-семей. Общество формируется независимо от воли человека под влиянием естеств. среды (в чем он предвосхищал идеи Монтескье). Б. считал, что человеч. об-во прогрессирует и что наука история изображает этот прогресс. Отражая стремление буржуазии к сильной централизованной власти, Б. в "Шести книгах о республике" ("Six livres de la République", 1576; переведена им на лат. яз. в 1586) обосновывал идею наследств. монархии, ограниченной, однако, законами и лишенной права налагать налоги без согласия народа или его представителей. Исходя из идеи неделимости суверенитета, Б. был противником разделения власти, отвергал мнение о том, что власть монарха происходит от бога, и признавал за народом право убийства тирана, но не монарха, опирающегося в своей власти на закон. Б. считал гл. причиной политич. переворотов имуществ. неравенство.

Б. был обвинен в атеизме, т.к. в ходившей в рукописи работе "Диалог семи человек" ("Colloquium heptaplomeres...") утверждал мысль о естественном происхождении религии (эту идею Б. изложил Чербери в своей работе "Об истине" - "De veritate", 1624). Тем не менее его соч. "Демономания" ("De la démonomanie des sorciers", pt.l-2, 1580) полно суеверий. В соч. "Ответ на парадоксы М. Молеструа относительно вздорожания всех вещей и о деньгах" ("La Résponse ... au paradoxe de monsieur de Malestroit, touchant l'enchérissement de toutes choses et le moyen d'y remedier", 1568) Б. изложил свои экономич. взгляды. Единств. причиной удорожания товаров является, согласно Б., увеличение количества драгоценных металлов в Европе; он доказывал необходимость вывоза драгоценных металлов и свободы торговли. Оказал влияние на возникновение количеств. теории денег.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., т. 3, 2 изд., М., 1955, с. 314; История философии, т. 2, [M.], 1941, с. 75-77; Виппер Р. Ю., Политические теории во Франции в эпоху религиозных войн, "Ж. М-ва народного просвещения", 1896, ч. 306, август; Шершеневич Г. Ф., История философии права, 2 изд., СПБ, 1907; Baudrillart H., Jean Bodin et son temps, P., 1853; Chauviré R., Jean Bodin, auteur de la "Republique", P., 1916; Feist Ε., Weltbild und Staatsidee bei Jean Bodin, Halle, 1930; Kamp M. E., Die Staatswirtschaftslehre Jean Bodins, Bonn, [1949].

Г. Зельманова. Ленинград.

БОЗАНКЕТ

БОЗАНКЕТ (Bosanquet), Бернард (14 июня 1848 - 8 февр. 1923) - англ. философ представитель абсолютного идеализма. Филос. взгляды Б. родственны концепции Брэдли. Действительность рассматривается им как проявление абсолюта, к-рый, подобно атмосфере, охватывает конечные вещи ("Различие между сознанием и его предметами" - "The distinction between mind and its objects", 1913). В отличие от Брэдли, у Б. абсолют не только высшая реальность, но и высшая ценность ("Принцип индивидуальности и ценности" - "The principle of individuality and value", 1912). В то же время это и высшая форма индивидуальности, последовательными формами проявления к-рой являются личность, "социальный дух" - гос-во, искусство, религия и философия. Заимствуя наиболее реакц. стороны гегелевской философии права, Б. обосновывал в "Философской теории государства" ("The philosophical theory of the state", 1899, переизд. 1920) необходимость сильного и централизованного империалистич. гос-ва; подчинение личности гос-ву, слияние ее с "социальным целым". Решающее средство для достижения этого - сила, подавляющая "эгоизм", к-рый вытекает из "животной природы" человека. С позиций иррационализма Б. критиковал формальную логику. Утверждая, что всякая истина составляет лишь часть системы, выражающей бесконечную сложность мира, он настаивал на внутр. дисгармоничности знания, ибо лишь "абсолютный опыт" представляет собой подлинное знание.

Соч.: Knowledge and reality, L., 1892; A history of aesthetics, 2 ed., L.-N. Y., 1904; Logic, Oxf., 1911; Essentials of logic, L., 1895; The value and destiny ot the individual, L., 1913; The meeting of extremes in contemporary philosophy, L., 1921; Основания логики, [пер. с англ.], M., 1914.

Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки современной англоамериканской философии, М.-Л., 1936, гл. 1; Metz R., A hundred years of British philosophy, N. Y., 1938.

А. Богомолов. Москва.

БОЙМКЕР

БОЙМКЕР (Baeumker), Клеменс (16 сент. 1853 - 7 окт. 1924) - нем. католич. философ, с 1912 - ординарный член Баварской АН. Последователь ср.-век. мистики, сторонник идеализма Баадера и Шеллинга. Б. был одним из первых распространителей католич. философии в Германии конца 19 - нач. 20 вв. Занимался исследованием антич. ср.-век. и араб. философии.

Соч.: Die Aristoteles Lehre von den äusseren und inneren Sinnesvermögen, Lpz., 1877; Das Problem der Materie in der griechischen Philosophie, Münster, 1890; Alfarabi über den Ursprung der Wissenschaft, Münster, 1916; Die Geschichte der patristischen Philosophie und der christlichen Philosophie des Mittelalters, [Münch.], 1923.

Лит.: Весher Ε., [С. Baeumker], в кн.: Deutsche Philosophen, Münch., 1929, S. 241-50.

А. Колесник. ГДР.

БОЙМЛЕР

БО́ЙМЛЕР (Bäumler), Альфред (р. 19 нояб. 1887) - один из идеологов нем. фашизма. Назначен в 1933 проф. "политической педагогики" в Берлинском ун-те. Реакц. воззрения Б. сложились под влиянием идей Ницше, философии жизни (Дильтей, Зиммель) и "морфологии культуры" Шпенглера. Автор соч. "Ницше как политический воспитатель" ("Nietzsche als politischer Erzieher", 1935) и "Политика и воспитание" ("Politik und Erziehung", 1937, 4 изд., 1943), в к-рых пытался придать академич. форму человеконенавистнич. идеям фашизма. Б. подвергал т.н. культурной критике наследие классич. нем. философии в трудах по эстетике: "Aesthetik" (1933).

М. Бур. ГДР.

БОКЛЬ

БОКЛЬ (Buckle), Генри Томас (14 нояб. 1821 - 29 мая 1862) - англ. историк и социолог-позитивист. В кн. "История цивилизации в Англии" ("History of civilization in England", v. 1-2, 1857-61, рус. пер., т. 1-2, "Отечественные записки", 1861, отд. изд., 1863-64) Б. подверг критике теологич. трактовку истории, сведение истории к жизнеописанию монархов, полководцев и т.п. Ставил своей задачей открыть историч. законы социального прогресса с помощью индуктивного изучения истории и применения статистич. метода, а также проиллюстрировать эти законы на примерах развития некоторых стран. т.к. моральные законы Б. считал неизменными, то решающим фактором историч. развития признавал (примыкая к Конту) степень интеллектуального развития общества. Осн. мысль его идеалистич. понимания истории - сумма событий определяется суммой знаний. Различия историч. путей разных народов он, подобно Монтескьё, определял различием влияния природных условий (климата, почвы, ландшафта). Являясь представителем географич. направления в социологии и историографии, Б. подчеркивал особенно влияние ландшафта, в отличие от Монтескьё, считавшего главным влияние климата. Бурж. радикализм Б., как и его стремление вскрыть объективную закономерность исторического развития, определили популярность его идей в ряде стран, в т. ч. и в России (в кругах рус. либеральной и народнич. интеллигенции 60-70-х гг. 19 в.).

Соч.: Этюды, СПБ, 1867; Влияние женщин на успехи знания, пер. с англ., 3 изд., СПБ, 1896.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Бокля "История цивилизации в Англии", Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953, с. 535-635; Соловьев Е. А., Бокль, его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1895; История философии, т. 3, М., 1959, 446-47.

Б. Быховский. Москва.

БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИНГБРОК

БОЛИНГБРОК (Bolingbroke), Генри Сент-Джон (10 окт. 1678 - 12 дек. 1751), лорд - англ. политич. деятель (тори) и философ-деист. Примыкая к учениям Гоббса и Локка, Б. в соч. "Письма об изучении и пользе истории" ("Letters on the study and use of history", 1735-36, изд. 1752) развивал деистич. форму материализма. Являясь представителем англ. свободомыслия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 220), Б. отвергал традиц. религ. верования и высмеивал библейские мифы, считая, однако, необходимым допустить высшую разумную силу, создавшую мир и установившую его законы. Б. полагал, что религия необходима для обуздания масс. Соч. Б. были осуждены Вестминстерским жюри (судебная инстанция).

Соч.: Works, v. 1-4, Phil., 1841.

Лит.: Sichel W., Bolingbroke and his times, v. 1-2, L., 1 902; Ludwig W., Lord Bolingbroke und die Aufklärung, В., 1928.

БОЛЛАНД

БОЛЛАНД (Bolland), Герардус (9 июня 1854 - 11 февр. 1922) - голл. философ-гегельянец. С 1896 - проф. в Лейдене. В первых работах ("Мировые загадки" - "Het wereld raadsel", 1896) сказалось влияние Э. Гартмана, с к-рым Б. находился в переписке. Затем Б. стал популяризатором философии Гегеля, в особенности его диалектики - "Единство противоположностей" ("Eenheid van tegendeelen, 1900). В работах по истории религии ("Евангелие" - "Het Evangelie", 1909; "Великий вопрос..." - "De groote vraag...", 1911) Б. отрицал историч. существование Христа.

Соч.: Alte Vernunft und neuer Verstand, Leiden, 1902; Zuivere rede en hare werkelijkheid, Leiden, 1909. Het Antwoord op de "poging tot voorlichting", Leiden, 1910; Bollands Briefwechsel mit E. v. Hartmann, Haag, 1937.

Лит.: Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Bd 5, 12 Aufl., В., 1928; Wijsbegeerte van de godsdienst, Leiden, 1923.

БОЛЛИАК

Болиак (Bolliac), Чезар (1813-1880) - рум. писатель, революц. демократ, один из предшественников рум. реалистич. эстетики. С позиций рационализма и просветительства Б. выступил с требованиями уничтожить "все иллюзии, на которые все еще опирается религия" (Opere, v. 2, Buc, 1956, p. 52). Гл. факторами эмансипации народа он считал культуру, иск-во и просвещение. Под влиянием идей утопич. социализма Б. критиковал частную собственность, социальное неравенство. В 1948 выступал за создание республики, за совместную революц. борьбу румын и венгров, против национал-шовинистских течений.

Наиболее ценный вклад внес Б. в область эстетики, вскрыв реакц. характер теории "искусства для искусства", проповедоваемой офиц. идеологом бурж.-помещичьего режима т. Майореску. Б. требовал, чтобы иск-во было поставлено на службу прогресс. идеалам. Соч.: Opere, v. 1-2, Buc, [1956].

Институт философии Румынской АН.

БОЛОТОВ

Андрей Тимофеевич (7 окт. 1738 - 4 окт. 1833) - рус. ученый-естествоиспытатель, один из основоположников рус. агрономич. науки. Сын небогатого помещика Тульской губ. По политич. воззрениям - приверженец самодержавно-крепостнич. порядков ("Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков", ч. 1-4, 1871-73, т. 1-3, 1931). В статьях в журн. "Сельский житель" (1778-79), "Экономический магазин" (1780-1789), в "Трудах Вольного экономического общества" и др. Б. пытался объяснить явления природы, исходя из законов самой "натуры". Согласно ему, все физич. вещи состоят из "первоначальных стихий", или "элементов" - земли, воды, воздуха и огня, а природа в целом - из двух материальных процессов - живого и неживого. Природа делится на три царства - минералов, растений и животных, к-рые находятся между собой в "связи" и в "сопряжении" (взаимодействии). В развитии естествознания Б. решающую роль отводил наблюдению, опыту, экспериментам. Выступая против преформизма, Б. признавал влияние внешней среды на развитие организмов.

В философии Б. - идеалист, увлекавшийся философией нем. идеалиста Крузиуса. Нравств. принципы Б. были окрашены в религ. тона; идея долга перед богом, царем, родителями наряду с идеей любви выдвигалась им на одно из первых мест ("Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми, сочиненные для споспешествования истинной пользе молодых людей", ч. 1, 1776, ч. 2, 1779.)

Соч.: Избр. соч. по агрономии, плодоводству, лесоводству, ботанике, М., 1952.

Лит.: Бердышев А. П., Андрей Тимофеевич Болотов - первый русский ученый агроном, М., 1949 (дана библиография работ Б. и лит-ра о нем).

И. Щипанов. Москва.

БОЛЬЦАНО

БОЛЬЦАНО (Bolzano), Бернард (5 окт. 1781 - 18 дек. 1848) - чеш. философ, теолог, логик и математик. Окончил философский (1800) и теологический (1805) фак-ты Пражского ун-та, где занимал кафедру истории религии (1805-20). В своем гл. соч. "Науко-учение" ("Wissenschaftslehre". Bd 1-4, Salzbach, 1837) Б. выступил противником психологизма в логике, стремясь последовательно разграничить логическое как мыслит. содержание (смысл, или содержание суждений) от психологического как мыслит. процесса. Логич. содержанию - "истинам в себе" Б. в духе платонизма приписывал идеальное объективное существование. Эти идеи вошли в качестве принципиальных в учение Брентано и феноменологию Гуссерля. Работая над основами математич. анализа, Б. первый (в 1817) выдвинул идею арифметич. теории иррационального числа, дал первый пример непрерывной функции, не имеющей производной; он - автор многих понятий и теорем анализа, обычно связываемых с более поздними исследованиями др. математиков (понятие о "плотности" множества точек прямой, об "отрезке" и "промежутке", о сходимости рядов, теорему о существовании предельной точки у бесконечного огранич. множества и др.). В "Парадоксах бесконечного" (В., 1839; рус. пер., Одесса, 1911) Б. явился предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от идеи Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности).

Б. развивал идеи социальной этики; принцип всеобщего блага утверждал в качестве высшего морального принципа - "Книжечка о наилучшем гос-ве" ("О hejlepším státě", [s.l.], 1831).

Соч.: Lebensbeschreibung, Salzbach, 1836.

Лит.: Кольман Э. В., Бернард Больцано, М., 1955; Winter Ε., В. Bolzano. Em Denker und Erzieher im österreichischen Vormärz, W.- [u.a.], 1967.

M. Новосёлов. Москва.

БОНАВЕНТУРА

БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), Джованни Фиданца (1221 - 15 июля 1274) - философ-схоластик старо-францисканской школы, представитель реализма и ортодоксально-мистич. направления католич. теологии. Родом из Тосканы (Италия). Учился в Парижском ун-те, где затем был профессором. Став генералом францисканского ордена, преследовал сторонников его радикального крыла - спиритуалов-иоахимитов, а также Р. Бэкона. Получил почетный титул "серафического доктора" наравне с "ангелическим доктором" Фомой Аквинским; причислен к лику святых (1482) и к числу пяти величайших учителей церкви (1587). В схоластике Б. - продолжатель своего учителя Александра из Гэльса. Аристотелизм подчинен у него августиновскому неоплатонизму. Универсалии мыслятся как божеств. прототипы вещей. Полное знание Б. считал достижимым не через чувства и не через схоластич. спекуляцию, но лишь через мистич. созерцание, к-рое достигается путем восхождения от наблюдения внешнего мира, через самоуглубление, к постижению абсолюта в экстатич. слиянии с богом. Мистич. учение Б. сложилось под влиянием Гуго Сен-Викторского. Схоластика Б., направленная на обоснование существ. порядка и церк. вероучения, и особенно его ортодоксальная мистика служили упрочению идеологич. позиций католицизма и были противопоставлены еретич. мистике спиритуалов-иоахимитов.

Соч.: De reductione artiumad theologiam; Itinerarium mentis in Deum; Centiloquium; Breviloqui um [и др. соч.], в его кн.: Opera omnia, t. 1-10, [Quaracchi], 1882-1902.

Лит.: Gilson Ε., La philosophie de S. Bonaventure, 2 ed., P., 1943; Hirschberger J., Geschichte der Philosophie, 2 Aufl., Freiburg, [1953]; Smeets Ε., Bonaventure (Saint), в кн.: Dictionnaire de Théologie Catholique, t. 2, P., 1923.

С. Стам. Саратов.

БОНАЛЬД

БОНАЛЬД (Bonald), Луи Габриель Амбруаз (2 окт. 1754 - 23 нояб. 1840) - реакц. франц. философ-идеалист и публицист. Состоял в войсках принца Конде, боровшихся против революц. Франции. Выступая в защиту католич. религии и ведя ожесточенную борьбу с философией франц. Просвещения, Б. утверждал, что человек неспособен открывать новые истины и что вся духовная жизнь, как и социальные порядки, имеют своим источником незыблемые традиции, выражающие божеств. волю. Б. обвинял Вольтера, Руссо и др. просветителей в том, что они своими сочинениями подорвали устои французского абсолютизма и вызвали революцию конца 18 в., к-рую считал "бунтом против бога". Полемизируя с теорией общественного договора, Б. в сочинении "Философские изыскания по поводу первых объектов морального знания" ("Recherches philosophiques sur les premiers objects des connaissances morales", 1818) и др. утверждал, что абс. монархия имеет божеств. происхождение и является наилучшей формой гос-ва, необходимой всем народам и вытекающей из самой природы человека; руководящая роль в обществе должна, по Б., принадлежать католич. церкви; демократия - это "худшее состояние общества", ибо она противоречит божеств. порядку. Аргументация Б. откровенно идеалистична; он полагал, что гл. признак общества - язык, а последний, как и письменность, не мог, по Б., возникнуть иначе как через божеств. откровение.

Соч.: Oeuvres complètes..., v. 1-3, P., 1859; Théorie du pouvoir politique et religieux dans la société civile, démontrée par le raisonnement et par l'histoire, v. 1-3, Constance, 1796; Législation primitive considerée dans les derniers temps par les seules lumières de la raison..., t. 1-3, P., 1817.

Лит.: История философии, т. 3, [M.], 1943, с. 383-88; Воnаld V. M. E. de, De la vie et des écrits de M. le vicomte de Bonald, Avignon, 1853; Moulinié H., De Bonald, La vie, la carrière politique, la doctrine, P., 1916.

Л. Герман. Москва.

БОННЕ

БОННЕ́ (Bonnet), Шарль (13 марта 1720 - 20 мая 1793) - швейц. естествоиспытатель и философ. Француз по происхождению. Исследования Б. по биологии, физиологии и психологии оказали большое влияние на формирование естеств.-науч. представлений франц. материалистов. Сам Б. в решении общих вопросов мировоззрения оставался идеалистом. В теории происхождения знаний примыкал к сенсуализму Локка и Кондильяка. На основе учения Лейбница о градациях Б. построил "лестницу существ", расположив все живые существа и неорганич. тела в ряд, от простейших до самых сложных. Эти построения Б. оказали глубокое влияние на формирование идеи эволюции в биологии и предвосхищали идеи Ламарка. Однако сам Б. не понимал подлинного значения идеи развития, стоял на позициях преформизма, за что был подвергнут критике Радищевым (см. Полное собр. соч., т. 2, 1941, с. 139). Б. полагал, что в природе ничего вновь не возникает, что она не делает скачков, и рассматривал "лестницу существ", в к-рую включал и ангелов, лишь как воплощение принципа "градации" тел в природе. В работах, направленных против Беркли и Мальбранша, - "Опыте психологии..."("Essai de psychologie ...", 1755) и "Аналитическом опыте о способности души" ("Essai analytiquesur les facultés de l'âme", 1760), Б. утверждал, что в человеке соединены тело и нематериальная душа. Принцип их связи науке недоступен, хотя она и познает действия души. Ощущения зависят от тела, обладающего нервами ("фибрами") - органами ощущений. Воздействия на "фибры" порождают ощущения. Память, внимание и др. действия души также зависят от тела; идеи суть видоизменения ощущений, а потому врожденных идей не существует; душа, как субстанция, есть только способность мышления. По Б., животное, как и человек, имеет бессмертную душу.

Соч.: Oeuvres dhistoire naturelle et de philosophie, t. 1-8. Neuchatel, 1779-83.

Лит.: Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 2, М., 1940, с. 313-28; История философии, т. 2, М., 1941, с. 438-39; Lemoine J. A. F., Charles Bonnet de Genève philosophe et naturaliste, P., 1850; Bonnet G., Charles Bonnet, 1720-1793, P., 1930; Savioz R., La philosophie de Charles Bonnet de Genève, P., 1948 (имеется библиогр. работ Б.).

Г. Зельманова. Ленинград.

БОНЧЕВ

Нешо (1839-78) - болг. просветитель, лит. критик и эстетик. Окончив (в 1867) историко-филологич. фак-т Моск. ун-та, преподавал в 1-й Моск. гимназии. В своих статьях, опубликованных в 1871-1873 в журнале "Периодическо списание на Българското книжовно дружество", Б. выступал за материалистич. эстетику и создание реалистич. болг. лит-ры, к-рую он противопоставлял лит-ре классицизма и сентиментализма, призывая следовать примеру рус. лит-ры 19 в. В статье, посвящ. повести Гоголя "Тарас Бульба", Б. рассматривал искусство как зеркало, в к-ром отражается духовный облик народа. "Самопознание есть начало литературы. В неясной форме оно проявляется в народном творчестве, в песнях, пословицах, преданиях; но все больше и больше проявляется в письменности... Народ, познавший свое бытие и высказывающий его в литературе, живет богатой и полной жизнью, а без этого - вслепую, бедно" ("Периодическо списание на Българското книжовно дружество", Браила, 1873, Година I, кн. 7 и 8, с. 3-13). Б. высоко оценивал роль Белинского в создании материалистич. эстетики.

Соч.: Съчинения, т. 1, С., 1942.

Лит.: Иванов В., Нешо Бончев - пъервият български критик, Пловдив, 1939.

Л. Воробьев. Москва.

БОРЕК

БО́РЕК (Borek), Эдмунд (4 нояб. 1880 - 1 марта 1924) - словацкий публицист. С 1906 - редактор газ. "Slovenské robotnícke noviny" и журнала "Napred", на страницах к-рых выступал с защитой марксизма и критикой клерикализма и национализма. Осн. соч. Б. - "Социал-демократия и религия" ("Sociálna demokracia a nábozenstvo", 1913). В работе, посвящ. жизни и деятельности К. Маркса (1913), опубликовал первый словацкий перевод "Коммунистического Манифеста". Труды Б. сыграли положит. роль в распространении марксизма в Словакии.

Лит.: Ferencz I., Edmund Borek a slovenské robotnické hnutie, в кн.: Kapitoly z dejín slovenskej filozofie, Brat., 1957.

Ю. Стринка. Чехословакия.

БОРИСОВ

Петр Иванович (1800 - 30 сент. 1854) - рус. философ-материалист, декабрист. Сын отставного штаб-офицера. Изучение естеств. наук и философии, особенно сочинений Вольтера, Гольбаха, Гельвеция, способствовало выработке материалистич. и атеистич. мировоззрения Б. Он являлся одним из учредителей тайного революц. "Общества соединенных славян" (1823-25), к-рое ставило своей целью освободить слав. народы от деспотизма и объединить их в демократич. респ. федеративный союз (см. Декабристы); Б. составил для этого общества "Правила" и "Присягу". После поражения восстания декабристов был сослан в Сибирь. К концу 40-х гг. относится его очерк "О возникновении планет", в к-ром развивается материалистич. взгляд на мироздание, говорится об атомном строении небесных тел, о бесконечности Вселенной.

Соч.: в кн. - Избранные социально-политические и философские произведения декабристов, т. 3, [Л.], 1951, с. 61-82; ["Дело П. И. Борисова"], в кн.: Восстание декабристов. Материалы, т. 5, М.-Л., 1926. Лит.: Нечкина М. В., Общество соединенных славян, М.-Л., 1927; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань], 1930, с. 819-25; Восстание декабристов [под ред. и с предисл. М. В. Нечкиной], т. 2, М., 1955; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 324, 328-30; История философии, т. 1, 1957, с. 676, 678.

П. Никандров. Ленинград.

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОССАРД

БО́ССАРД (Bossard), Джеймс (р. 29 сент. 1888) - амер. бурж. социолог. С 1917 - д-р философии. С 1925 - проф. социологии. В 1935 - президент Восточного социологич. об-ва. В 1941 - первый вице-президент Амер. социологич. об-ва. Исследует вопросы семьи, брака, отношений между родителями и детьми ("Брак и дети" - "Marriage and the child", Phil. - L., 1940; "Социология развития детей" - "The sociology of child development", N. Y., 1948; "Родители и дети. Исследования в области поведения семьи" - "Parent and child. Studies in family behavior", [Phil.], 1953). С идеалистич. позиций разбирает вопросы конкретной и общей социологии (соавтор кн. "Введение в социологию" - "Introduction to sociology", [1952]).

Соч.: The churches of Allentown, a study in statistics, Allentown (Pa.), 1918; Problems of social well-being, N. Y. - L., 1927; (ed.), Man and his world, N. Y.-L., 1932; Social change and social problems. Rev, ed., N. Y.-L., [1938]; Family situations, Phil., 1943; Adolescents in wartime, Ed. by J. H. S. Bossard and E. S. Boll., Phil., 1944; Ritual in family living, Phil.,. 1950 (совм. с Boll Ε. S.); (ed.) Toward family stability, Phil., 1950.

В. Семенов. Москва.

БОССЮЭ

БОССЮЭ (Bossuet), Жак Бенинь (27 сент. 1627 - 12 апр. 1704) - франц. идеолог абсолютизма, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. "Рассуждение о всеобщей истории..." ("Discours sur l'histoire universelle...", 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христианско-библейской традиции. Произведения Б. пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития.

В соч. "Политика, извлеченная из Священного писания" ("Politique tirée des propres paroles de l'Е́criture", 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчиненную разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в "Рассуждении..." говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу дворянско-католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность реакц. филос.-социологич. идей Б.

Соч.: Oeuvres complètes..., v. 1-12, P., 1868 (v. 1-31, P., 1862-66).

Лит.: Плеханов Г., Избр. философские произв., т. 2, М., 1958. с. 638-40; Лансон Г., История французской литературы, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716-40; Floquet A. P., Е́tudes sur la vie de Bossuet..., v. 1-3, P., 1855; Rebelliau Α., Bossuet, P., 1900; Brunetière F., Bossuet, P., 1913; Dimier L., Bossuet, P., 1916; Вaumann Ε., Bossuet, P., 1929.

В. Соколов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница