Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
БОГДАНОВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОГДАНОВ

БОГДАНОВ (наст. фамилия - M а л и н о в с к и й), Александр Александрович (парт. псевдонимы: М а к с и м о в, Р я д о в о й, В е р н е р и др.) [10 (22) авг. 1873 - 7 апр. 1928] - рус. философ-идеалист, политич. деятель, экономист, по образованию врач. Окончил мед. фак-т Харьковского ун-та (1899). В 90-х гг. 19 в. был революционным народником. С 1896 - социал-демократ. Первый труд Б. "Краткий курс экономической науки" (1897) был положительно встречен Лениным (см. Соч., 4 изд., т. 4, с. 32-40). В 1903 Б. примкнул к большевикам; на "Совещании 22-х большевиков" (1904) был избран в члены "Бюро комитетов большинства"; выступал с докладом на III съезде РСДРП. Член редколлегии большевистских газет "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь". На III (1905), IV (1906) и V (1907) съездах избирался в ЦК РСДРП от большевиков. В годы реакции отошел от большевизма, стал отзовистом-ультиматистом, инициатором организации антипартийной школы на о. Капри. На совещании расширенной редакции газ. "Пролетарий" в июне 1909 Б. был исключен из большевистских рядов. После 1909 Б. - один из руководителей группы т.н. впередовцев, от к-рой отошел в 1911. Б. не понял социалистич. характера Окт. революции; подобно меньшевикам, он не видел в России 1917 необходимых экономич. предпосылок для социалистич. революции и социализма и писал, что, пока рабочий класс не создаст своей пролетарской культуры, он "не может и не должен предпринимать... попытки осуществить социализм" ("Вопросы социализма", 1918, с. 68). Вместе с тем Б. уже после Окт. революции считал ее большим социальным завоеванием. Он был членом Комакадемии. Организовал первый в мире спец. Ин-т переливания крови (Москва, 1926), был его директором. Умер в результате неудачно поставленного на себе эксперимента.

От стихийного материализма в философии ("Основные элементы исторического взгляда на природу", 1899) после увлечения энергетизмом Оствальда ("Познание с исторической точки зрения", 1901) Б. перешел к филос. ревизии марксизма, встав на позиции махизма. Превосходство своей философии - эмпириомонизма ("Эмпириомонизм. Статьи по философии", кн. [1-3], 1904-1906) над эмпириокритицизмом Маха и Авенариуса Б. видел в том, что она не ограничивается констатированием двух рядов опыта - физического и психического, а устанавливает генетическую связь и зависимость между ними путем отнесения "физического" ряда (природы) к опыту коллектива, а "психического" - к индивидуальному опыту. Эта подстановка Б. коллективного опыта на место индивидуального при идеалистич. понимании опыта лишь облегчала проникновение махизма в обществ. науки.

Идеализм и релятивизм во взглядах Б. в особенности сказался в трактовке им обществ. сознания. Вместо материалистич. теории отражения Б. выдвинул идею "приспособления" сознания к бытию и пришел к ложному выводу, будто фетишистское сознание в бурж. обществе "практически-удобно", "целесообразно" и "вполне достаточно" (см. "Наука об общественном сознании", М., 1914, с. 109). По Б., исходные общефилос. Понятия - материя и дух, субстанция, абсолютная истина и др. - представляют собой "идолы и фетиши познания", порожденные "трудовыми отношениями людей" в определенную эпоху и потому не имеющие никакого смысла за ее историч. пределами (см. А. Богданов, Страна идолов и философия марксизма, в сб. "Очерки по философии марксизма", СПБ, 1908, с. 215-42). Истину Б. также рассматривал как "организующую форму коллективного опыта" ("Философия живого опыта", [1913]), ошибочно усматривая ее объективность в ее "общезначимости", т. е. согласованности во мнении мн. людей. Подобными организующими формами опыта Б. считал время, пространство, причинность, закономерность.

Материалистич. диалектике, к-рую Б. считал "формальным законом мирового развития", он противопоставил механистич. теорию "равновесия", согласно к-рой противоречие есть борьба внешних друг другу, противоположно направленных сил.

По Б., в процессе борьбы за организацию хаоса элементов в "объективно" существующий "физический" мир люди делятся на "социальные группы" и "классы", возникающие: первые - на почве развития специализации, а вторые - на основе организац.-идеологич. обособленности организаторов и исполнителей (см. "Эмпириомонизм", кн. 3, СПБ, 1906, с. 139-40). Исходя из этого, Б. говорил, что производств. отношения есть "группа первично-организующих идеологических комбинаций" (там же, с. 54) и что поэтому "общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны" ("Из психологии общества", 2 изд., СПБ, 1906, с. 57). Критикуя этот вывод Б., Ленин писал: "Общественное бытие и общественное сознание не тождественны, - совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще. Из того, что люди, вступая в общение, вступают в него, как сознательные существа, никоим образом н е с л е д у е т, чтобы общественное сознание было тождественно общественному бытию" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 309).

Главным средством строительства социализма и избавления от пороков буржуазного общества Б. считал создание "чисто пролетарской культуры" (см. Пролеткульт), в к-рую он включал и развивавшуюся им в последнем периоде жизни особую "организационную науку" ("Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса", 1920; "Экономика и культурное развитие", 1920; "Наука и рабочий класс", [1918]; сб. статей Б. "О пролетарской культуре. 1904-1924", 1924). Осн. идея всеобщей организац. науки - т.н. тектологии (от греч. τέκτων - строитель и λόγος - учение; "Всеобщая организационная наука (тектология)", ч. 1-2, [1913-17, 3 изд., ч. 1-3, 1925-29) - заключается в том, что "структурные отношения могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схемы, как в математике отношения величин" ("Тектология", т. 3, 1929, с. 209). Б. подчеркивал нефилос. характер тектологии. Однако и "Тектология" основана на субъективном идеализме, в ней использован ряд понятий философии эмпириомонизма; Б. неосновательно приписывал своей организац. науке роль "обобщенной методологии" всех наук и фактически ставил ее на место философии.

В экономич. произведениях ["Введение в политическую экономию (в вопросах и ответах)", 1914, 2 изд. [1917]; "Курс политической экономии", т. 1-2, 1910-1920, совм. с И. Степановым, и др.] Б. писал о некоем внеисторич. законе "физиологических затрат энергии", якобы обеспечивающем с помощью организац. науки равновесие между обществом и природой, между производителями внутри общества.

Взгляды Б. подвергались неоднократной критике со стороны Ленина, Плеханова, сов. философов и экономистов. Ленин отмечал использование идеалистич. богдановской философии Бухариным (см. Ленинский сборник XI, 1929, с. 3, 61, 387, 400-01).

Соч.: Из-за чего война и чему она учит?, Женева, 1904; Из психологии общества, 2 изд., СПБ, 1906; Революция и философия, [СПБ, 1905]; Приключения одной философской школы, СПБ, 1908; Падение великого фетишизма, М., 1910; Обмен и техника, в сб.: Очерки реалистического мировоззрения, СПБ, 1904; Философия современного естествоиспытателя, в кн.: Очерки философии коллективизма, сб. 1, СПБ, 1909.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Речь по вопросу о задачах большевиков в партии 11 (24) июня, [на Совещании расширенной редакции "Пролетария" 8-17 (21-30) июня 1909 г.], там же, т. 15; его же, Письмо слушателям школы на Капри, там же, т. 16; его же, Об А. Богданове, там же, т. 20; его же, О пролетарской культуре, там же, т. 31; Плеханов Г. В., Materialismus militans, Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Деборин Α., Введение в философию диалектического материализма, с предисл. Г. В. Плеханова, 6 изд., М.-Л., 1931; Аксельрод Л. И., Философские очерки, 4 изд., М.-Л., 1925; Невский В. И., Диалектический материализм и философия мертвой реакции, в кн.: Ленин В. И., Соч., 3 изд., т. 13, с. 317-24; Асмус В., Логическая реформа А. Богданова, "Вестн. Коммунистической Акад.", 1927, кн. 22; Кривцов Ст., Памяти А. А. Богданова, "Под знаменем марксизма,", 1928, No 4; Гоникман С., Теория общества и теория классов Богданова, "Под знаменем марксизма", 1929, No 12; Селектор М. З., Диалектический материализм и теория "равновесия", М.-Л., 1934; Вайнштейн И., Организационная теория и диалектический материализм, М., 1927; Щеглов А. В., Борьба Ленина против богдановской ревизии марксизма, М., 1937; Свиридова К. Э., Борьба КПСС против субъективно-идеалистической социологии А. А. Богданова, М., 1956 (Автореф. дисс.); Иовчук М. т. и Суворов Л. Н., Основные вехи развития в СССР истории философии как науки, "Научн. докл. высшей школы. Филос. науки", 1958, No 1; Давыдов Ю. Н., Ленинская критика отношения Богданова к философской традиции, "Вопр. философии", 1959, No 6.

Л. Павлов. Ленинград.

В начало энциклопедии