Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВОЙНА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВОЙНА

ВОЙНА - организованная вооруж. борьба между государствами (или группами гос-в), нациями (национально-освободит. или колониальная) или классами (гражд. В.), свойственная антагонистич. классовому обществу. "„Война есть продолжение политики" того или иного класса; и в каждом классовом обществе, и в рабском, и в крепостническом, и в капиталистическом, бывали войны, продолжавшие политику угнетательских классов, а также бывали войны, продолжавшие политику угнетенных классов" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 26, с. 135-36).

К области социологич. исследований относятся вопросы о сущности В., ее причинах и классовой природе; о месте В. в ряду других обществ. явлений и ее роли в истории; о В. прогрессивных и реакционных, справедливых и несправедливых; о возможностях и средствах предотвращения В. и условиях полного устранения ее из жизни общества. Другие аспекты исследования В. составляют предмет специальных воен. дисциплин. Уже в глубокой древности формируется взгляд на В. как на социальное зло. В древнегреч. мифологии, ветхозаветной книге "Бытия", книге "Лицзи", скандинавской "Эдде" протест против В. облекается в форму мечтаний о безвозвратно минувшем "золотом веке", когда все люди были братья и не знали В. Как социальный идеал прекращение В. и установление вечного мира выдвигается в древнейших народных восстаниях: Аристоника в Пергаме, "желтых повязок" в древнем Китае. Как моральное зло В. осуждается в надписях, сделанных по приказу древнеиндийского царя Ашоки (3 в. до н.э.).

Идеологи рабовладельч. общества (в т.ч. Платон и Аристотель) принимают В. как законное и нормальное явление естественного порядка вещей. По мнению Гераклита, "война - отец всего и царь всего... одних она сделала рабами, других - свободными" ("Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 46). Аристотель выступает в защиту В. рабовладельцев против "варваров", рассматривая эти В. как "естественное средство для приобретения собственности", как охоту за рабами (см. "Политика", I 3, 8, 1256 в 24; рус. пер., СПБ, 1911). Древнегреч. философы (Платон, Аристотель) сделали значит, шаг в анализе социальной природы В., рассматривая ее как "часть искусства политического" (Платон, Протагор, 322В; Аристотель, указ. соч.). В период Римской империи в среде правящего класса возникает концепция космополитич. Pax Romana - насильственного империалистского мира, поддерживаемого военным могуществом Рима.

На рубеже 2-3 вв. Климент, Ориген и отчасти Тертуллиан развивают теологич. аргументацию против В. Но уже в 325 принцип о несовместимости В. с "учением Христа" отвергается церковью. Августин и впоследствии Фома Аквинский обосновывают концепцию "священной" В. в защиту церкви и веры. В период феодализма требование прекратить феод. междоусобные В. выдвигается как политич. лозунг в борьбе горожан за гор. самоуправление (коммуну), в восстаниях: Жакерии, Уота Тайлера, гуситских В., Крест. В. в Германии, в восстании япон. крестьян в 15 в.

Гуманисты 16 в. (гуманист и утопич. Номмунист Томас Мор, Эразм Роттердамский, Рабле, Монтень) выступают с резким осуждением феодальных В. В 17 в. начиная с Гуго Гроция выдвигаются идеи ограничения разрушит. действия В. нормами междунар. права. Примерно с 17 в. появляются т.н. проекты вечного мира. Они либо предвосхищают идею коллективной безопасности равноправных суверенных государств (Крюсе 1623, Беллерс 1710, Кант 1795, Малиновский 1803), либо же выдвигают на первый план интересы обеспечения гегемонии какой-либо державы, сохранения монархич. форм правления, подавления народных восстаний в Европе (проекты Сюлли, Сен-Пьера и др.). Представители прогрессивной обществ. мысли 18 в. (Монтескье, Дидро, Руссо, Вольтер) критикуют В. как пережиток "варварской эпохи", осуждают завоевания и насилие, отстаивают принцип равноправия народов. Все просветители и бурж. демократы 18 в. полагают, что ликвидация феод. устоев приведет к "вечному миру". Эта мысль рельефно выражена Кондорсе и Джозефом Пристли. В отличие от этих идеологов, утопич. коммунисты 18 в. Морелли, Мабли, бабувисты развивали мысль о том, что для ликвидации войн надо установить обществ. собственность (Г. Мабли, Сомнения, предложенные философам-экономистам..., Письмо 1-е, в его кн.: Избр. произв., М.-Л., 1950). В 19 в. Оуэн и Фурье прибегают к антивоенной аргументации как к одному из основных доводов, говорящих в пользу принятия их утопич. системы (Р. Оуэн, О новом нравственном мире, гл. 6, в его кн.: Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1950).

Революц. демократ Чернышевский делает следующий шаг вперед в раскрытии социальной природы В.; он считает, что, когда "трудящийся класс" приобретет решающее влияние в гос-ве, "исчезнет всякая возможность войн" ("О некоторых условиях, способствующих уменьшению народного капитала...", в его кн.: Избр. филос. соч., т. 2, 1950, с. 199).

Апология В. как некоей целительной силы в жизни народов присуща социально-политическому учению Гегеля, к-рый обосновывал необходимость В. тем, что она "предохраняет" народы от нравственного упадка, поскольку-де лишь во время В. люди практически постигают непрочность, суетность и непостоянство всего земного, а нации, раздираемые антагонизмами, "обретают внутреннее спокойствие благодаря внешним войнам" (см. Соч., т. 7, М.-Л., 1934, с. 344-45).

Важный шаг на пути социологич. анализа В. был сделан в 1-й пол. 19 в. Клаузевицем, связавшим вопрос о сущности В. с вопросом о политике гос-в. Однако политику Клаузевиц трактует вслед за Гегелем лишь "как представительницу всех интересов общества в целом", как разум "олицетворенного государства". Этот антиисторический взгляд явился отправным пунктом для создания наукообразных апологетич. теорий о В., где "общенародная политика", якобы продолжающаяся во всякой В., получила свое теологич. (Жозеф де Местр), биологич. (Бернгарди, Г. Кокс, Пенделл, Бэрч, Фокс), психологич. (Мак-Дугалл, Браун, Гловер, Дурбин, Баулби), этич. (Штейнмец, Леер), геополитич. (Ратцель, Спикмен, Киффер) "обоснование". В эпоху капитализма складываются два направления в бурж. обществ. мысли в отношении к В.: пацифистское и милитаристское. Пацифисты, прибегая либо к религиозно-морализующим проповедям о "греховности" В., либо к моральной теории "международной справедливости", согласно к-рой бурж. республики должны быть "братскими", "федерированными" и "миролюбивыми", либо, наконец, к своеобразной "милитаристской" теории о том, будто накопление вооружений делает В. невозможной, проповедуют возможность мира на почве сохранения и развития капиталистических отношений и военной машины.

Марксизм-ленинизм рассматривает В. как социально-политич. явление, имеющее исторически преходящий характер.

Существование В. ограничено строго определенными историч. рамками - условиями классового эксплуататорского общества. Элементы В. вызревают еще в недрах первобытнообщинного строя. Но если в этот период насильств. столкновения между племенами выступали по отношению к внутр. организации племени как чисто случайное явление и не носили политич. характера, то с возникновением классов В. выступает как орудие политики, т.е. внеэкономич. принуждения, обусловленного внутренним строем классового общества, становится одним из способов насильств. отчуждения как предметов непосредств. потребления и средств производства, так и самих производителей. Способ ведения В. определяется прежде всего достигнутой в данный момент ступенью экономического развития и людским составом армий (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 155-63). Решающее значение для исхода В. имеет отношение к ней нар. масс.

Для разных эпох развития классового антагонистич. общества характерны различные историч. типы В. В эпоху разложения первобытнообщинного строя наибольшее распространение получают грабительские походы возникающих рабовладельч. гос-в против соседних племен и племенных союзов; в период стабилизации рабовладельч. общества - В. рабовладельч. империй (Рим - Карфаген); в эпоху феодализма - междоусобные В. феодалов, крестовые походы, династич. В., крестьянские В.; в эпоху перехода от феодализма к капитализму и поднимающегося капитализма - революц. и контрреволюц. В., нац. В., т.н. колониальные В.; в эпохи империализма и перехода от капитализма к социализму - империалистич., мировые В., а также нац.-освободит., антиимпериалистич. В. колоний и полуколоний, отечественные В. миролюбивых стран, ставших объектом империалистич. агрессии, революц. гражданские войны пролетариата в союзе с трудящимися массами против империалистич. буржуазии. Обычно В. облекаются в различные идеологич. Формы - религ., юридич. или политич. (в зависимости от того, какая форма идеологии выступает на первый план в пределах данной эпохи). Однако от этого материальный классовый интерес, выражающийся в политике классов, не перестает быть решающей причиной В. Поэтому В., как учит марксизм, является продолжением политики классов. "... Такова, - как писал Ленин, - была всегда точка зрения Маркса и Энгельса, каждую войну рассматривавших как продолжение политики данных, заинтересованных держав - и разных к л а с с о в внутри них - в данное время" (Соч., 4 изд., т. 21, с. 195). Основы всякой В. заложены в характере экономич., социального и гос. строя данной страны. Источник В. - антагонизмы, присущие общественно-экономич. формациям, основанным на эксплуатации человека человеком и одной нации др. нациями. Такое понимание впервые в истории филос. и общественно-политич. мысли привело к науч. объяснению природы и сущности В. Развивая и углубляя марксистское понимание сущности В., Ленин (в борьбе с Каутским и другими теоретиками 2-го Интернационала) доказал, что при оценке каждой данной В. следует иметь в виду не только внешнюю политику государств, предшествующую их вооруж. конфликту, но их политику в целом. Политика классов эксплуататорского общества, выражающаяся прежде всего в их взаимоотношениях внутри каждой данной страны и затем в отношениях наций и государств, представляет ту историч. почву, на которой вырастают В. Война не прекращает ранее существовавших политич. отношений между враждебными сторонами и тем более не меняет их классового характера.

В. бывают двоякого рода. В., служащие продолжением политики угнетения и порабощения народов, являются несправедливыми В. Эти В. представляют собой средство укрепления господства реакц. эксплуататорских классов, их обогащения за счет ограбления народов; они сопровождаются усилением классового и нац. гнета, способствуют сохранению отживающего строя, тормозят поступат. развитие общества. Продолжением политики освобождения народа от классового и национального угнетения, а также защиты народа от попыток его порабощения являются В. справедливые.

Сов. Россия, находясь в капиталистич. окружении, не могла быть гарантированной от интервенции извне. Предвидя возможность интервенции, В. И. Ленин говорил: "В этих случаях война с нашей стороны была бы законной и справедливой. Это была бы война за социализм, за освобождение других народов от буржуазии" (там же, т. 23, с. 67). Классич. примером справедливых В. стран социализма являются В. трудящихся Сов. страны против сил междунар. империализма и внутр. контрреволюции (1918-20) и Великая Отечеств. война сов. народа против фашистских захватчиков (1941-45).

В ходе развития та или иная В. может изменить свой характер: справедливая В. может перерасти в несправедливую и наоборот. Это происходит, когда в ходе В. одерживают верх интересы иных, чем на прежнем этапе, классовых и социальных групп. Так, справедливая В. франц. республики конца 18 в. в защиту завоеваний бурж.-демократич. революции, отвечавшая интересам нар. масс, переросла в результате перегруппировки классовых сил и после контрреволюц. переворота в несправедливую, захватнич. войну Наполеона I, отвечавшую интересам крупной французской буржуазии.

Причины совр. В. неотделимы от самого существования капитализма, особенно на его последней, империалистич. стадии. Они коренятся в капиталистич. собственности на средства произ-ва, приведшей в ходе своего развития к всевластию фин. капитала, гигантских монополий в экономике, политике и идеологии империалистич. стран. Господство монополистич. капитала чрезвычайно усиливает неравномерности и противоречия внутри мировой капиталистич. системы, периодически приводит к резкому изменению соотношения сил между империалистич. державами. Это обусловливает империалистич. политику борьбы за экономич. и политич. раздел и передел мира. В. неотделима от империализма; монополистич. круги прибегают к искусственному "взбадриванию" экономики путем ее милитаризации, увеличения капиталовложений на военные цели. В условиях, когда империализм был всеохватывающей системой, а миролюбивые силы были разобщены и слабо организованы, В. были исторически неизбежны.

Возникновение и развитие первого в мире социалистич. гос-ва, а затем и мировой системы социализма коренным образом изменило междунар. обстановку с т.зр. перспектив борьбы против новых В. В социалистическом обществе не существует общественных антагонизмов, составляющих источник В., нет здесь и общественных сил - классов, социальных групп, заинтересованных в В. "Война вообще противна стремлениям партии коммунистов" (Ленин В. И., там же, т. 27, с. 453). Социализм в силу коренных закономерностей его экономики органически тяготеет к миру.

Вместе с ростом сил социализма растут и перспективы успешной борьбы за мир во всем мире. Ревизионисты утверждают, будто опасность В. порождена наличием "двух блоковых формаций". Однако источником воен. опасности является не сосуществование двух систем, а внутр. антагонизмы и противоречия, присущие капиталистич. строю. Эти противоречия и антагонизмы, являющиеся объективной основой стремления империалистич. гос-в к В. против лагеря социализма, могут в совр. условиях не привести к В. КПСС по-новому поставила проблемы мира и В. в совр. условиях. Как указал XX съезд КПСС, В. - не только экономич. явление. Вопрос о том, быть или не быть В., во многом зависит от соотношения обществ. и политич. сил: ныне агрессивным стремлениям империалистов противодействует мощное влияние на междунар. развитие лагеря социализма, решительно поддерживающего своей последоват. борьбой за мирное сосуществование двух систем усилия всех гос-в, партий, организаций и отдельных лиц, выступающих за мир, против новой В. На мощь социалистич. лагеря опираются страны, идущие по пути мирного развития. Благодаря всему этому уже нет фатальной неизбежности В. и имеются реальные возможности ее предотвращения.

Для того чтобы возможность предотвращения новой В. превратить в действительность, нужны усилия миролюбивых гос-в и народов, нужна высокая бдительность народов в отношении происков империалистич. сил. Ревизионисты пытаются усыпить бдительность народов, доказывая, будто бы совр. империализм изменил свою природу, стал "миролюбивым"; они отрицают, что борьба передовых обществ. и политич. сил, организованность и сознат. воля людей играют ныне решающую роль в деле предотвращения новой В. Марксисты ко всякому явлению подходят исторически, с учетом конкретных условий, с учетом соотношения сил. Ленинский вывод о неизбежности войн в условиях империализма был сделан на основе анализа агрессивной природы империализма и соотношения сил В. и мира, когда народы еще не в состоянии были предотвратить развязывание В. Образование мировой социалистич. системы, оказывающей решающее воздействие на ход мировых событий, на судьбы В. и мира, распад колониальной системы империализма и возникновение независимых миролюбивых государств, составляющих вместе с социалистич. странами обширную зону мира, рост революц. рабочего движения во всех капиталистических странах, крепнущее движение народов за мир впервые в истории открыли реальную возможность обуздания агрессивных сил и предотвращения новой мировой В. XX съезд КПСС на основе анализа новой обстановки сделал имеющий всемирно-историч. значение теоретич. и политич. вывод о возможности предотвращения В. в совр. эпоху. Этот вывод был одобрен и подтвержден в Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран и Манифесте мира в ноябре 1957. "В настоящее время, - говорится в Декларации, - силы мира настолько выросли, что имеется реальная возможность предотвращения войны...". (Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, 1957, с. 10).

Коммунистич. партии выступают в совр. условиях наиболее последоват. защитниками мира и рассматривают борьбу за мир как свою первостепенную задачу. Необходимо заставить империалистич. правящие круги отказаться от В. Мощное развитие производит. сил в СССР и Мос социалистич. странах обеспечивает материальные возможности для того, чтобы воспрепятствовать империалистич. стремлениям к развязыванию новых В. Лагерь социализма достаточно силен, чтобы нанести сокрушит. ответный удар любому агрессору. Сознание этого неоспоримого факта удерживает агрессивные силы империалистич. стран от военных авантюр. Если империалисты все же осмелятся навязать В. человечеству, миролюбивые народы и гос-ва, сплотившись, покончат навсегда с системой, порождающей В. В настоящих условиях "война вообще не может более служить способом решения международных споров" (Декларация государств - участников Варшавского договора от 4 февр. 1960, "Правда", 1960, 5 февр., с. 1). Совр. В., в связи с применением ядерного и ракетного оружия, по своим разрушит. последствиям превзошла бы все, что до сих пор испытало человечество, и надолго затормозила его социальный, экономич. и культурный прогресс. Чудовищная истребительная сила совр. оружия чрезвычайно повышает социальную ответственность перед человечеством не только правительств, военачальников, но и каждого воина. Готовность применить это оружие в агрессивной В. предполагает обработку офицеров и солдат с помощью доведенной до изуверства и высшей степени антигуманности военной идеологии. Такая идеология, усиленно пропагандируемая милитаристскими кругами, представляет сегодня наибольшую опасность для человечества, борьба с ней - одна из важнейших задач в современных условиях.

Радикальной программой устранения В. из жизни общества являются советские предложения о полном и всеобщем разоружении. "Только через мирное сосуществование, подкрепленное разоружением, - указывает Хрущев, - идет столбовая дорога к прочному миру, к избавлению человечества от кошмара истребительных мировых войн" ("Правда", 1960, 15 янв., с. 5).

Дальнейшее развитие Советского Союза и всей мировой системы социализма открывает новые перспективы борьбы за мир. Осуществление народнохозяйств. планов социалистич. стран создает непреодолимые препятствия на пути агрессоров. В результате этого обеспечивается решающий перевес в соотношении сил на мировой арене в пользу мира: создаются реальные возможности для того, чтобы вообще устранить В. как средство решения междунар. споров, парализовав империалистич. тенденции к развязыванию новых В. "Таким образом, еще до полной победы социализма на земле, при сохранении капитализма в части мира возникнет реальная возможность исключить мировую войну из жизни человеческого общества" ("Резолюция XXI съезда Коммунистической партии Советского Союза по докладу товарища Н. С. Хрущева „О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы"", 1959, с. 34).

Лит.: Энгельс Ф., Избр. военные произв., М., 1956; Ленин В. И.. О войне, армии и военной науке. Сборник, т. 1-2, М., 1957; его же, О международной политике и международном праве. [Сборник], М., 1958; Революции XX съезда КПСС, М., 1956; Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1958; Материалы внеочередного XXI съезда КПСС, М., 1959; Хрущев Н. С, За прочный мир и мирное сосуществование, М., 1958; его же, К победе в мирном соревновании с капитализмом, М., 1959; его же, Речь на III съезде Румынской рабочей партии 21 июня 1960 г., М., 1960; Жить в мире и дружбе! (Пребывание Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева в США), М., 1959; Коммюнике о встрече представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, "Правда", 1960, 28 июня, No 180; Константинов Ф., Момджян X., Диалектика и современность, "Коммунист", 1960, No 10; Мор Т., Утопия, 2 изд., пер. с лат., М., 1953; Гроций Г., О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права, пер. с лат., М., 1957; Эразм Роттердамский, Жалоба мира, "Вопр. философии", 1955, No 5; Руссо Ж. Ж., Общественный договор, пер. с франц., [М.], 1906; Кант И., Вечный мир. Философский очерк, пер. [с нем.]. М., 1905; Малиновский В. Ф., Избр. общественно-политические соч., М., 1958; Монтескье Ш., О духе законов, Избр. произв., М., 1955; Bellers J., Some reasons for an European State proposed to the Powers of Europe..., L., 1710; Rousseau J. J., Jugement sur la paix perpétuelle, Oeuvres complètes, v. 1, P., 1835; Grucé E., The New Cyneas, ed. by Balch, transl. from French, Phil., 1909.

Ε. Панфилов. Москва.

В начало энциклопедии