Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 3, "КАР"-"КАЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КАР"-"КАЧ")

КАРПОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

КАРПОВ Василий Николаевич (2 апр. 1798 - 8 дек. 1867) - рус. философ-идеалист. Окончил Киевскую духовную академию (1825), в к-рой с 1831 преподавал философию. Проф. филос. наук Петербургской духовной академии (с 1835). Переводчик соч. Платона (1-е изд. - ч. 1-2, СПБ, 1841-42; 2-е - ч. 1-6, 1863-79). Исходя из ложного идеалистич. положения о конечности природы и бесконечности духа, К. пытался доказать зависимость развития человеч. разума от того, насколько он просветляется верой.

Соч.: Введение в философию, СПБ, 1840; Систематическое изложение логики, СПБ, 1856; Взгляд на движение философии в мире христианском..., "Ж. М-ва народного просвещения", 1856, ч. 92; О самопознании, "Странник", 1860, кн. 1; О бессмертии души - против натурализма, там же, 1861, кн. 5; Философский рационализм новейшего времени, "Христианское чтение", 1860, кн. 3-6, 12; О нравственных началах, там же, 1867, кн. 9; Вступительная лекция в психологию, там же, 1868, кн. 2.

Лит.: Колубовcкий Я., Материалы для истории философии в России, "Вопр. филос. и психол.", 1890, кн. 4; Памяти В. Н. Карпова. [Сб. ст. ], СПБ, 1868 (имеется библиография).

КАРПОВ ФЕДОР ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРПОВИЦ

Эрнст [р. 21 сент. (3 окт.) 1892 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1955), проф. (с 1955). Член КПСС с 1909. Окончил Ин-т красной профессуры (Москва) по отделу естествознания (1931). Преподавательскую работу по философии начал в 1928. Проф. кафедры философии Латв. гос. ун-та им. П. Стучки (с 1945). Работает над проблемами диалектики в естеств. науках, исследует также историю материалистич. идей в Латвии.

Соч.: Mendelejews periodisches System und der dialektische Materialismus, "Unter dem Banner des Marksismus", M., 1934, No 5-6; D. Mendelejevs un kīmisko elementu periodiskais likums, Riga, 1957; Cīna prуt religiju par zinātniski-materia-listisku pasaules uzskatu Latvijā 20. gs. sākumā (līdz pirmam pasaules karam), "Latv. P. stučkas v. nos. valsts univers, zinātniskie raksti", 1960, sēj. 33; Философские взгляды Менделеева, "Усп. хим.", 1934, т. 3, вып. 3; Значение философских взглядов Менделеева для открытия периодического закона химических элементов, "Изв. АН ЛССР", 1955, No 1; Некоторые вопросы теории познания в трудах Д. И. Менделеева, там же, 1956, No 11; Диалектика периодического закона химических элементов (закон единства и борьбы противоположностей и закон перехода количества в качество и наоборот), "Тр. Рижского Педагогич. ин-та", 1958, No 7; Vai pasaule ir materiāla, Riga, 1959; Materija un kustiba, Riga, 1960; Kas ir telpa un laiks, Riga, 1960.

КАРСАВИН

Лев Платонович (1882-1952) - рус. философ-мистик и историк-медиевист. Проф. (с 1912) Петербургского ун-та; с 1922 - белоэмигрант; участвовал в религиозно-филос. академии Бердяева в Берлине, занимал кафедру истории в ун-те в Ковно (Каунас). Цель философии К. - доказать и оправдать неизбежность православно-христ. мировоззрения. Мир, по К., - результат самоограничения бога; все, что в нем обнаруживается, есть проявление божественного. Бог у К., так же как и у В. Соловьёва, выступает в форме абсолютного совершенного всеединства. Поэтому свою философию он называет "философией всеединства". Знание, по К., основывается на вере. Безрелиг. философии и безрелиг. знания быть не может. Утверждение К.: "абсолютность выше нашего разумения" ("Философия истории", Берлин, 1923, с. 72) - показывает связь его мистич. онтологии с иррационализмом в гносеологии. Историч. процесс К. теологизирует, по существу сводя всемирную историю к истории христ. церкви. Гос-во, стремясь к осуществлению христ. идеалов, должно, по К., в конечном счете слиться с церковью. Так обнажается связь религ.-филос. теории К. с реакционной концепцией обществ. развития.

Соч.: Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII веков, СПБ, 1912; Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках преимущественно в Италии, П., 1915; Saligia или весьма краткое и душеполезное размышление о боге, мире, человеке..., П., 1919; Noctes petropolitanae, П., 1922; Восток, Запад и рус. идея, П., 1922; Диалоги, Берлин, 1923; Джиордано Бруно, Берлин, 1923; О началах, Берлин, 1925; О личности, Ковно, 1929.

Лит.: Бузескул В., Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в., ч. 2, Л., 1931.

А. Поляков. Москва.

КАРТЕЗИАНСТВО

КАРТЕЗИАНСТВО - учение Декарта и направление в философии и естествознании 17-18 вв., развивавшее его идеи. Получило название от латинизир. имени Декарта - Cartesius (Картезий). Наличие в философии Декарта материалистич. и идеалистич. идей породило различные направления в К. и борьбу между ними. Идеалистич. тенденция К. была развита в особенности окказионализмом, а также Паскалем, примыкавшим к янсенизму. Рационалистич. логика Декарта была обстоятельно разработана Арно и Николем (1625-95) в соч. "Логика, или Искусство мыслить" (т.н. "Логика Пор-Рояля" - A. Arnauld et P. Nicole, "La logique, ou l'Art de penser...", 1662). Философы, примкнувшие преим. к идеям механико-математич. физики, физиологии и отчасти психологии Декарта, развили материалистич. сторону К. Таковы франц. философы Ж. Рого (1620-72) и его ученик П. Режи (1632-1707), к-рый в полемике против Мальбранша разрабатывал учение об идеях как отражениях реальных вещей. Отступая от идеалистич. метафизики Декарта, Режи считал тело не менее достоверным объектом познания, чем душу. В отличие от Арно, подчеркивавшего антисенсуалистич. элементы гносеологии Декарта, Режи внес в нее сенсуалистич. струю. Продолжателем Рого и Режи во Франции выступил Фонтенель, оказавший значит, влияние на формирование идеологии франц. Просвещения и материализма 18 в. "Материализм выступил против Декарта в лице Гассенди" (Маркс К. и Энгельсе., Соч., 2 изд., т. 2, с. 140). Крупным философом-картезианцем, преодолевшим дуализм своего учителя, был один из основателей материалистич. традиции К. - голландец Де Руа (Леруа), материалистич. идеи к-рого развил один из основоположников франц.материализма 18 в. Ламетри. В физиологии картезианская школа удерживала свое влияние вплоть до конца 18 в. (Кабанис). Картезианская школа механистич. физики, развивавшая идеи Декарта о близкодействии и о вихрях, выступала в 17 и отчасти 18 вв. гл. соперником гравитац. физики Ньютона. Наиболее видным представителем картезианской физики был голландец X. Гюйгенс и его школа. Идеи вихревой теории Декарта, развитые К., были возрождены во 2-й пол. 19 в. Максвеллом и др. учеными при объяснении явлений магнетизма и электричества. Враждебность материалистич. и рационалистич. элементов К. церк. догматике вызвала долголетнюю борьбу церкви против него. В совр. бурж. философии идеалистич. идеи К. используются феноменологией, экзистенциализмом и нек-рыми течениями идеалистич. рационализма.

Лит.: Быховский Б. Э., Философия Декарта, М.-Л., 1940; История философии, т. 2, М., 1941, с. 122-151; Асмус В. Ф., Декарт, М., 1956, гл. 14; История философии, т. 1, М., 1957, с. 382-408; Введенский А. И., Декарт и оккааионализм, Берлин-П.-М., 1922; Saisset É., Descartes, ses précurseurs et ses disciples, P., 1865; Вouillier P., Histoire de la philosophie cartésienne, v. 1-2, P., 1868; Brockdorff C., Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre, Münch., 1923; Mouy P., Le développement de la physique cartésienne (1646-1712), P., 1934; Dibon P., Sur l'histoire de la philosophie cartésienne, Groningue, 1955; Descartes et le cartésianisme hollandais, études et documents, Amst., 1951; Τhijssen-Sсhоute C. L., Nederlands cartesianisme, Amst., 1954; Сallot É., Problèmes du cartésianisme, Annecy, 1956.

В. Соколов. Москва.

КАРУС

КАРУС (Carus), Пол (18 июля 1852 - 1919) - амер. философ-махист, немец по национальности. Получил филос. образование в Страсбурге и степень д-ра философии в ун-те г. Тюбингена. Основатель филос-религ. журн. "The Open Court"; долгое время являлся издателем и редактором филос. периодич. издания "The Monist" в Чикаго. Защиту махизма К. сочетал с проповедью т.н. теономии, или "новой", "научной" теологии, отрицавшей незыблемость нек-рых религ. догм, но настаивавшей на том, что "вся истина божественна, и бог открывает себя в естествознании так же, как в истории". Существо филос. воззрений К. изложено в его статье "Теология как наука" (в журн. "The Monist", т. 13). Критику реакц. сущности махистской философии К. дал Ленин в "Материализме и эмпириокритицизме" (Соч., т. 14, с. 211-13, 218, 260).

Соч.: Monism and meliorism, N. Y., 1885; Fundamental problems: the method of philosophy as a systematic arrangement of knowledge, L., 1889; God: an inquiry into the nature of man's highest ideal..., Chi., 1908; Philosophy as a science..., Chi.,.1909.

КАСО

КА́СО (Caso), Антонио (1883 - 7 марта 1946) - мекс. философ, субъективный идеалист и иррационалист. К. эклектически сочетал учение Бутру, интуитивизм Бергсона, прагматизм Джемса и впоследствии христ. экзистенциализм. Филос. взгляды К. наиболее полно изложены в работе "Существование как экономия, как незаинтересованность и как милосердие", 1919, 1943 ("La existencia como economia, como desinterés y como caridad", 1919, [2 ed. ], 1943). Согласно К., в природе, обществе и науке все стремится к подчинению закону наименьшей траты сил. Все в природе носит фатальный характер, в обществе же, благодаря свободе личности, наивысшим проявлением к-рой является иск-во, появляется возможность преодолеть фатальность. На этой основе К. разработал идеалистич. эстетич. теорию, согласно к-рой иск-во оторвано от социальной действительности и выражает лишь духовные интуиции индивидов. По К., истина постигается путем сочетания интуитивного метода мистиков с интеллектуализмом Спинозы, Канта и Гегеля. К. выступал против марксизма и социализма.

Соч.: La filosofia de la intuiciόn, Méx., 1914; Filόsofos y doctrines morales, Méx., 1915; Problemes filosόficcs, Méx., 1915; Ensayo criticos y polémicos, Méx., 1922; Discursos a la naciόn, Méx., 1922; El concepto de la historia universal, Méx., 1923; Doctrines e ideas, Méx., 1925; Historia y antologia del pensamiento filosofico, Méx., 1926; El concepto de la historia y la filosofia de los valores, Méx., 1933; El acto ideatorio, Méx., 1934; La filosofia de Husserl, Méx., 1934; Nuevos discursos a la naciόn mexicana, Méx., 1934; La filosofia de la cultura y el materialismo histόrico, Méx., 1936; Meyerson y la fisica moderna, Méx., 1940; Positivismo, neopositivismo y fenomenologia, Méx., 1941; La persona humana y el estado totalitario, Méx., 1941; El peligro de nombre, Méx., 1942; Filόsofos y moralistas franceses, Méx., 1943; Sociologia, Méx., 1954.

Лит.: Баженов А. К., Критика филос. и социологич. воззрений А. Касо, М., 1961 (дисс.); Villegas A., La filosofia de lo mexicano, Méx., 1960; Krauze de Kolteniuk Rosa. La filosofia de Antonio Caso, Méx., 1961.

P. Бургете. Москва.

КАССИРЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАСТИЛЬОН

Кастийон (Castillon), Фридрих (1747-1814) - проф. философии Берлинской военной академии. Занимался логикой и психологией. Действит. чл. Берлинской АН (с 1786), директор ее филос. отделения (1801-12). Сын известного математика Ж. Кастильона. В соч. "Об одном новом логическом алгорифме" ("Mémoire sur un nouvel algorithme logique", 1803) К.предложил алгебраизированную трактовку суждений и силлогизмов, представляя каждое понятие буквой и обозначая соединение неск. атрибутов в одном субъекте знаком "плюс", а отсутствие предиката у субъекта - знаком "минус". Идеи К. предвосхищали последующее развитие алгебры логики в 19 в.

Соч. опубл. в издании: Mémoires de l'Académie royale des sciences et belles-lettres, an. 1787-1804, В., 1792-1807; Réflexions sur les sens en général, et particulièrement sur les organes du sens intime, там же, an. 1798, В., 1801; Mémoire touchant l'influence des signes sur la formation des idées, там же, an. 1799-1800, В., 1803; Mémoire sur la question de l'origine des connoissances humaines, там же, an. 1801, В., 1804; Réflexions sur la logique, там же, an. 1802, В., 1804.

Лит.: Bartholmess Сh., Histoire philosophique de l'Académie de Prusse, t. 2, P., 1851, p. 402-403; Shearman A. T., The development of symbolic logic, L., 1906; Lewis С I., A survey of symbolic logic, Berkeley, 1918.

КАСТРО

К а с т р у (Castro), Жозуе ди (р. 5 сент. 1908) - браз. ученый и прогрессивный обществ. деятель. Директор Браз. ин-та питания, организатор и президент Всемирной ассоциации по борьбе с голодом (с 1957). В 1951-55 - пред. Исполкома Орг-ции по вопросам продовольствия и с. х-ва (ФАО) при ООН; покинул свой пост в знак протеста против политики США. Лауреат Междунар. премии Мира (1955).

К. - автор многочисл. работ, посвященных вопросам питания и борьбе с голодом и нищетой нар. масс в капиталистич. странах. Опираясь на анализ обширного статистич. материала, К. убедительно доказывает, что голод является результатом империалистич. эксплуатации человека и земли и что без ликвидации колониальной системы невозможно радикальное разрешение проблемы голода на земном шаре (см. "География голода", М., 1954, с. 216, 374). К. выступает против расизма: "...Так называемые "низшие" расы, - пишет К., - оказываются просто-напросто голодающими расами" (там же, с. 100), против неомальтузианства, географич. детерминизма и др. реакц. теорий: "Причина голода и нищеты на земле не в излишнем количестве людей, а скорее в том, что работают немногие, а кормить надо многих" (там же, с. 384).

В работе "Черная книга голода" (см. "Вопр. философии", 1957, No 5) К. обличает капиталистич. строй. "...Так называемые слаборазвитые народы, - пишет К., - уже разглядели, какое глубокое противоречие существует между моральными заповедями равенства, братства и гуманизма, которые проповедуют теоретики западной цивилизации, и циничной, звериной борьбой из-за прибылей, которую ведут торгашеские объединения, господствующие в индустриальных странах" (указ. журн., с. 133). Он выражает протест против "цивилизации, основанной на бесчеловечной эксплуатации богатств колоний посредством разрушительной экономической системы" (там же).

В нек-рых случаях К. пытается перенести биологич. закономерности на жизнь общества. Ряд его положений и выводов приближается к марксистским.

Соч.: Condições de vida das classes operárias em Recife, 2 ed., R. de J., 1934; Alimentaçáo e raça, R. de J., 1936; Science et technique, [R. de J., 1937 ]; Alimentaçõo brasileira a luz da geografia humana, Pôrto Alegre, 1937; Fisiologia dos tabus, [s. 1. ], 1938; Geografia humana, Pôrto Alegre, 1939; Geopolitica da fome, 4 ed., v. 1-2, Sõo Paulo, 1957; в рус. пер.: География голода. Голод в Бразилии, М., 1950; Физиология табу, "Вопр. философии", 1956, No 3; Китай и "западный мир", там же, 1958, No 10.

Ж. Базарян. Москва.

КАСТРО РУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАСУМОВ

Мехбали Мамедович [р. 5(18) мая 1906 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1957), проф. (с 1957). Член КПСС с 1930. Окончил Моск. историко-филос. ин-т (1937). Преподает философию : с 1937. Зав. кафедрой философии Азерб. ун-та им. С. М. Кирова (с 1953). Разрабатывает историю филос. мысли Азербайджана, является автором разделов по этой теме в 6-томной "Истории философии".

Соч.: Материализм Омара Хайяма по его рубайятам, "Изв. АН Аз. ССР", 1947, т. 1; Борьба Μ. Φ. Ахундова против религии ислама, "Тр. Ин-та истории и философии АН Аз. ССР", 1953, т. 3; Мировоззрение Μ. Φ. Ахундова, там же, 1955, т. 8; Г. Зардаби - выдающийся азербайджанский просветитель второй половины XIX века, там же; Μ. Φ. Ахундов и рус. революционно-демократическая эстетика XIX века; Баку, 1954; К вопросу о влиянии передовых идей России XIX в. на развитие обществ. мысли в Азербайджане, "Тр. Азерб. ун-та. Серия филос", 1954, вып. 2; Очерки по истории передовой философской и общественно-политической мысли азербайджанского народа в XIX веке, Баку, 1959; Сосялизм чэ∋миййэ∋тинин й∋укс∋л∋н х∋тт ∋узр∋ инкишафынын б∋'зи хусусийй∋тл∋ри hаггында, в сб. ст.: Сосялизм ч∋мийй∋ти инкишафынын б∋'зи м∋с∋л∋л∋ри, Бакы, 1958; Мухт∋лиф өлк∋л∋ри сосялизм∋ кегм∋си формалары hаггында, там же.

КАТАРСИС

КАТАРСИС (греч. κάϑαρσις, букв. - очищение) - термин др.-греч. философии и эстетики для обозначения сущности эстетич. переживания. Восходит он еще к древнему пифагорейству, в к-ром рекомендовалась гимнастика для телесного развития и музыка для очищения души (58 D 1 Diels9). Эмпедокл тоже говорил о возникновении безумия из душевной "нечистоты" (31 А 98). Гераклит, по свидетельству стоиков, учил об очищении огнем. В противоположность этому материалистич. учению о катарсисе Платон выдвинул свое понимание очищения души как освобождения от тела, от страстей или от Наслаждений (Phaed. 67 А-69 С). Правда, Платон употреблял термин "К." и в широком смысле слова, как очищение тела (Soph. 230 С-Ε; Tim. 89 А). Аристотель разрабатывал свое учение, указывая на воспитат., очистит. и развлекат. значение музыки (Polit. VIII 7, 1341 b 36-1342 а 8), благодаря музыке люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, переживая при этом "безвредную радость". Знаменитое определение Аристотелем трагедии как очищения от аффектов (см. "Поэтика", гл. VI), ввиду полного отсутствия всяких разъяснений со стороны Аристотеля, вызвало появление лит-ры о том, как понимать здесь катарсис. Лессинг понимал аристотелевский К. морально, Э. Мюллер - гедонистически, Я. Бернайс - по образцу медицинского очищения (т.е. облегчения), Э. Целлер - чисто эстетически, К. Целль - религиозно и мистериально. Для окончат, решения вопроса о сущности аристотелевского К. в науке нет еще никаких твердых данных, т.к. неясно, понимается ли у Аристотеля очищение как удаление всех аффектов целиком или же как нек-рая гармонизация аффектов. Для решения этого вопроса необходимо привлечение не только одной "Поэтики", но и всех теоретич. сочинений Аристотеля.

В учении Фрейда термин "К." употреблялся для обозначения одного из методов психоанализа.

Лит.: Аристотель, Поэтика, пер. [c греч. ], Л., 1927 (см. Введение Н. И. Новосадского); Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930, с. 728-34 (с обзором лит.); Грушкa Α. Α., Максим Горький как толкователь Аристотеля, "Изв. АН СССР", 7 сер., 1930, No2, с. 113; Αхманов А. С., Πетровский Φ. А,. [Вступит. статья ], в кн.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Egger J., Katharsis-Studien, W., 1883; Walter J., Die Geschichte der Ästhetik im Altertum..., Lpz., 1893, S. 617-26; Haupt St., Die Lösung der Katharsisfrage, Znaim, 1911; Ρfister F., Katharsis, в кн.: Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft, Suppl. Bd 6, Stuttg., 1935, S. 146-62; Trench W. R., Katharsis in Aristotle's aesthetics, "Hermathena", Dublin, 1938, No 51, p. 110-34; Donnini P., La catarsi aristotelica, Napol, 1938.

A. Лосев. Москва.

КАТАРЫ

КАТА́РЫ (от греч. καϑαρός - чистый) - еретич. секта, распространенная в Зап. Европе под различными названиями: альбигойцы, гацары, булгары, славяне, публикане (от павликиане), тексеране (ткачи) и т.д. Термин "К." появился ок. 1163, но еретики, придерживавшиеся характерных для К. дуалистич. взглядов, имелись еще в 1-й пол. 11 в. в Италии, ставшей впоследствии важнейшим центром К. Сложившееся под влиянием богомильства дуалистич. учение К. о наличии двух извечных начал - доброго (бога - творца духовного) и злого (дьявола - творца материального), служило теоретич. основой оппозиц. отношения к католич. церкви. К. отрицали догматы католич. церкви: не признавали Христа равным "богу-отцу", большая часть их не верила в легенду о смерти и воскресении Христа, в связи с чем не почитала крест. К. считали излишними церк. здания, иконы и статуи, объявляли 7 таинств католич. церкви дьявольским обманом, практиковали публичную исповедь. Для учения К. характерны черты аскетизма (запрещение животной пищи, требование безбрачия и т.д.), что было своеобразным протестом против распущенности и "обмирщения" католич. духовенства. Большая часть К. отвергала Ветхий завет, выступала против феод. суда, существование к-рого объявлялось неправомерным, т.к., согласно учению К., всякие наказания установлены злым богом. К. также отвергали законы, объявив излишним существование светских властей, выступали противниками ведения войн.

К. делились на общины (в 1250 их было 16), членами к-рых считались лица, принявшие обряд рукоположения, остальные последователи учения К. назывались "верующими". К. созывали свои съезды, куда иногда прибывали их сторонники из Болгарии. Учение К. отражало гл. обр. интересы бюргерства, что, в частности, сказалось в их взгляде о допустимости ростовщичества. Социальная неоднородность секты К. (они состояли, вероятно, из купцов, ремесленников, частично крестьян и рабочего люда городов) привела к расколу на ряд группировок, из к-рых крупнейшими были альбаненсы, конкореццо и байоленсы (от названия городов Альби, Конкореццо и Баньоло). Преследования церковью привели в конце 15 в. к упадку и исчезновению секты К.

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5-6, М., 1938-39; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Осокин Η. Α., История альбигойцев и их времени, т. 1, Каз., 1869; Арсеньев И., От Карла Великого до реформации, 2 изд., М., 1913, гл. 7; Ein katharisches Rituale. Hrsg. v. Ed. Cunitz, Jena, 1852; Thompson J. W., Catharist social ideas in medieval French romance, "Romanic Rev.", 1936, v. 27, No 2; Rосhe D., Le catharisme, nouv. éd., Toulouse, 1947; Söderberg H., La religion des Cathares, Uppsala, 1949; Borst Α., Die Katharer, Stuttg., 1953.

Н. Бортник. Свердловск.

КАТАСТРОФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТАЯМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ - см. Силлогизм.

КАТЕГОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ

КАТЕГОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕ́НИЕ (греч. κατηγορικός - утверждающий) - безусловное суждение. В традиционной формальной логике К. с - суждение субъектно-предикатного строения, в к-ром отношение между субъектом и предикатом не ставится в зависимость от к.-л. условия, выраженного в самом суждении; пример: "Металлы проводят электричество". К. с. противопоставляются суждениям условным и разделительным и вместе с ними образуют одно из делений суждений в традиц. логике, наз. делением по отношению между субъектом и предикатом. См. Суждение.

Лит.: Челпанов Г. И., Учебник логики, [М. ], 1946, гл. 8; Ziehen Th., Lehrbuch der Logik, Bonn, 1920, S. 697-701.

КАТЕГОРИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ АКСИОМ

КАТЕГОРИЧНОСТЬ СИСТЕ́МЫ АКСИО́М - свойство, выражающее содержат. полноту системы аксиом. Система аксиом наз. категоричной, если она однозначно определяет только одну систему предметов с точностью до изоморфизма, т.е. если все интерпретации, или модели, этой системы изоморфны друг другу. Поскольку понятие изоморфизма интерпретаций допускает разные, не эквивалентные друг другу определения, постольку возможны и разные виды категоричности. В случае существования неизоморфных интерпретаций система аксиом наз. некатегоричной, или содержательно неполной.

Понятие категоричности - одно из основных понятий метода аксиоматического. Оно имеет исключительно семантич. смысл, т.к. характеризует интерпретации (модели) той или иной аксиоматич. системы. Первоначально возникло в геометрии при решении задач ее обоснования. Фундаментальным здесь явился результат Дж. Гильберта, впервые сформулировавшего содержательно полную аксиоматику евклидовой геометрии. В содержательно строящейся (неформальной) математике известен ряд категоричных систем аксиом, определяющих с точностью до нек-рого изоморфизма системы: натуральных чисел (аксиоматика Дедекинда - Пеано), действит. чисел, (напр., гильбертова аксиоматика числа) и др.

В определении категоричности слово "все" относится к произвольным моделям данной системы аксиом. Поскольку, однако, в большинстве случаев нельзя обозреть "все" произвольные модели, определение категоричности оказывается неконструктивным. При рассмотрении формальных систем аксиом возникают трудности, связанные с определением понятия К. с. а. Из теоремы Гёделя о неполноте вытекает, что обычная ф о р м а л ь н а я арифметика является неполной, т.е. допускает т. н. нестандартные модели, содержащие, помимо обычных натуральных чисел, еще какие-то дополнит. объекты. Естественно возникает вопрос о том, нельзя ли так уточнить понятие К. с. а., чтобы нестандартные модели были исключены. Одно из таких уточнений принадлежит англ. логику Крейселу, к-рый ввел понятие "рекурсивной модели" и показал, что примитивно-рекурсивная арифметика категорична относительно рекурсивных моделей, т. е., что не существует рекурсивных нестандартных моделей. Другое уточнение понятия категоричности принадлежит польскому логику Лосю, к-рый ввел понятие категоричности в данной мощности.

Лит.: Гильберт Д., Основания геометрии, пер. с нем., М.-Л., 1948; Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957; Ladrière J., Les limitations internes des formalismes, Louvain - P., 1957; Kreisel G., Mathematical significance of consistency proofs, "J. Symbolic logic", 1958, v. 23, No 2; Loś J., On the categoricity in power of elementary deductive systems and some related problems, "Colloquium math.", 1954, v. 3, fasc. 1 (реферат этой статьи см. вреферативном ж. "Математика", 1955, No 4, [реф. ] 1607).

А. Субботин. Москва.

КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ

КАТЕ́ДЕР-СОЦИАЛИЗМ (от нем. Katheder - кафедра) - разновидность бурж. социализма, близкая к реформизму, возникшая в качестве реакции представителей офиц. нем. бурж. науки (гл. обр. политич. экономии) на рост социалистич. сознательности рабочего класса. Представители К.-с. объединились в 1872 в "Союз социальной политики" с целью борьбы против марксизма и проповеди с университетских кафедр необходимости вмешательства бурж. гос-ва в экономич. отношения, якобы для введения "социализма" сверху. К.-с. был "естественным и неизбежным выражением теоретической трусости и политической растерянности тамошней (нем. - Ред.) буржуазии" (Ленин В. И., Соч., т. 2, с. 434). Катедер-социалисты (Г. Шмоллер, Л. Брентано, В. Гильдебранд, А. Вагнер и др.) выступили апологетами гос. капитализма, насаждавшегося в Германии, изображали прусско-юнкерское гос-во "народным государством", способным обеспечить "гармонию классов"; "справедливое распределение капитала", доказывали возможность решения рабочего вопроса без классовой борьбы, путем полицейской регламентации труда, возрождения обычаев ср.-век. цехов и пр. К.-с. был подвергнут уничтожающей критике Марксом, Энгельсом и Лениным, вскрывшим связь К.-с., "легального марксизма" в России и междунар. ревизионизма. Сторонники К.-с. в определ. степени были идеологич. предшественниками фашизма. Идеи К.-с. восприняты совр. антикоммунизмом. В 1948 в ФРГ воссоздан "Союз социальной политики" (с 1956 - "Общество по экономическим и социальным наукам").

Лит.: Маркс К., Замечания на книгу Адольфа Вагнера, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1933; Энгельс Ф., Брентано contra Маркс, там же, т. 16, ч. 2, М., 1936; Ленин В. И., Аграрный вопрос и "критики Маркса", Соч., 4 изд., т. 5; его же, Против бойкота, там же, т. 13; его же, Анкета об организациях крупного капитала, там же, т. 18; Völkerling F., Der deutsche Katheder-Sozialismus, В., 1959.

Е. Панфилов. Москва.

"КАТЕХИЗИС ПРОМЫШЛЕННИКОВ"

"КАТЕХИЗИС ПРОМЫШЛЕННИКОВ" (1823-24) - сочинение Сен-Симона, в к-ром в форме ответов на вопросы он критически освещал экономич. и политическое состояние современной ему Франции, излагал план перехода к новому обществу и его организации.

КАТКОВ

Михаил Никифорович (1 янв. 1818 - 20 июля 1887) - рус. публицист, отразивший в своем идейном и политич. развитии первый из историч. этапов поворота рус. либеральной буржуазии от демократии к защите реакции (см. В. И. Ленин, Соч., т. 18, е. 250-51); в философии - идеалист. Учился в Моск. ун-те (1834-38). Был близок к кружку Станкевича. Сотрудник "Московского наблюдателя" (1838-1839) и "Отечественных записок" (1839-40). Адъюнкт Моск. ун-та по кафедре философии (1845-50), редактор "Московских ведомостей" (1850-55, 1863-87) и "Русского вестника" (1856-87). Ранние работы К. - попытка приложить философию Гегеля к рус. истории и лит-ре (см. "Отечественные записки", 1839, т. 4, No 6-7; т. 6, No 11; т. 9, кн. 3; т. 12, кн. 9-10).

В 1842-43 К. предпринял путешествие за границу; в Германии он слушал лекции "позднего" Шеллинга. Шеллинговская философия откровения пропитывала лекции по логике и истории философии, к-рые К. читал в Моск. ун-те в 40-х гг. На этих же началах, соединенных с принципом "разумности всего существующего", было построено и осн. филос. сочинение К. - "Очерки древнейшего периода греческой философии" (в сб. ст. "Пропилеи", кн. 1, 1851, кн. 3, 1853, отд. изд. 1853; отзыв Чернышевского см. Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 377-78). Растущая враждебность идеям революц. демократии, приведшая уже в 40-х гг. к разрыву с Белинским (1843), перерастает в сер. 50-х - нач. 60-х гг. в прямое нападение К. на Чернышевского и Герцена. В ст. К. "Старые боги и новые боги" (ж. "Рус. вестн.", 1861, No 1-2), направленной против материализма и посвященной гл. обр. нападкам на статью Антоновича "Современная физиология и философия", содержится издевательская оценка работ Чернышевского и угрозы по его адресу с фактич. доносом о его революц. деятельности (см. оценку этой статьи Писаревым- Соч., т. 1, 1955, с. 283-85). К. печатал в "Русском вестнике" (1861, апр., май) извлечения из статьи П. Юркевича, посвященной опровержению филос. идей Чернышевского. От помещичье-бурж. либерализма К. повернул во время первого революц. подъема в России (конец 50-х - нач. 60-х гг.) "...к национализму, шовинизму и бешеному черносотенству" (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 250). Резко враждебно встретил К. польское восстание 1863, он требовал расправы над революц. народниками, приветствовал реакц. манифест 1881 в области просвещения и т.д. Нападая на демократич. интеллигенцию, К. усматривал в ней оторванную от народа и враждебную ему группу и представлял самодержавие охранителем интересов нар. масс (см. тамже, т. 19, с. 154). Оплевывая рус. революц. традиции, К., говоря словами Огарева, "изволил швырнуть собственной грязью в людей 25-го года" - декабристов (Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 2, 1956, с. 500). "Верный сторожевой пес самодержавия", как К. себя называл, он одним из первых свидетельствовал о появлении в России "рабочего вопроса" (1885; см. В. И. Ленин, Соч., т. 5, с. 264; т. 8, с. 118; т. 19, с. 485).

Соч.: Собрание передовых статей Московских ведомостей с 1863 по 1887 г., [т. 1-25 ], М., 1897-98.

Лит.: История рус. критики, т. 2, М.-Л., 1958, с. 28, 29; Белинский В. Г., Избр. письма, т. 1-2, М., 1955 (см. Указатель); Неведенский С., Катков и его время, СПБ, 1888; Сементковский Р. И., M. H. Катков. Его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1892; Воспоминания Б. Н. Чичерина. Москва сороковых годов, [М. ], 1929, с. 59, 60, 174-77.

КАТО ХИРОЮКИ

КА́ТО ХИРОЮКИ (1836-1916) - япон. философ и писатель. В молодости написал книгу "Соседние ростки" ("Тонаригуса"), в к-рой доказывал необходимость для Японии парламентского правления. В дальнейшем К. X. отказался от этих идей. После незавершенной революции. 1867 был призван на службу новой властью бурж.-помещичьего монархич. блока. Был назначен лектором при императоре по предметам европейской науки, в 1877 - ректором Токийского ун-та, членом палаты пэров. Являясь офиц. гос. философом, К. X. с позиций социального дарвинизма отстаивал идеи об охране подданных, права и частной собственности, о свободе борьбы за существование в обществе. Вместе с тем в соч. К. X. содержатся элементы стихийного материализма. В статье "Разрушение разрушения материализма" ("Хаха юибуцурон") он выступил с резкой критикой книги Иноуэ Энрё "Разрушение материализма" ("Хаюибуцурон"), К. X. опровергал буддизм, синтоизм, противопоставляя им конфуцианство, к-рое, по его мнению, является рациональной религией интеллигенции. Материалистич. идеи, содержащиеся в соч. К. X., оказали влияние на развитие япон. философии 80-90-х гг. 19 в.

Лит.: История философии, т. 4, с. 544-546; Окубо Τосиаки, Като Хироюки, в сб.: Современные японские мыслители, вступ. ст. Я. Б. Радуль-Затуловского, М., 1958, с. 48-71; Тории Хакуро, Мэйдзи сисоси. (История идей периода Мэйдзи), Токио, 1936, с. 110-11, 135-44; Исида Такэси, Мэйдзи сэйдзи сисо си кэнкю (Изучение истории политических идей периода Мэйдзи) 4 изд., Токио, 1957, с. 73-75, 79-80, 318-20, 374-75; Ои Тадаси, Нихон киндай сисо-но ронри (Логика современной японской мысли), Токио, 1958, с. 23-44.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

КАТОЛИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТТАНЕO

КАТТАНЕ́O (Cattaneo), Карло (15 июня 1801 - 6 февр. 1869) - итал. экономист, историк, политич. деятель демократич. направления, философ - родоначальник итал. позитивизма, хотя он и не был знаком с франц. и англ. позитивизмом. Философию К. рассматривал как дополнение экспериментальных и позитивных наук, основанное на заимствованном из них самих эксперимент. методе. К. считал, что философия не может решить вопрос о том, что первично - материя или дух. На развитие он смотрел метафизически, отрицая существование качеств. скачков. Его филос. концепция в обстановке господства в Италии католицизма имела прогрессивное значение. В его произведениях подверглись критике взгляды Розмини и Джоберти. К. враждебно относился к концепциям тогдашних социалистов-утопистов. Его политич. идеалом была бурж.-демократич. федеративная республика (североамер. или швейц. типа) в масштабах Италии, а в дальнейшем и всей Европы. Гос-во, по его мнению, - надклассовый орган, умеряющий противоречивость интересов членов общества.

К. высказал мысль, что политич. развитие определяется экономич. состоянием общества. Первопричиной экономич. развития он считал распространение технич. и науч. знаний. Согласно этому принципу он посвятил себя гл. обр. науч. публицистике и преподаванию, хотя во время Миланского восстания против австрийского ига в марте 1848 принял непосредств. участие в освободит. движении. Крупных работ К. не оставил. Его многочисл. статьи и др. произведения собраны в сборниках "Философские сочинения" ("Scritti filosofici", v. 1-2, 1926); "Экономические сочинения" ("Scritti economici", v. 1-3, 1956), "Сочинения по литературной критике" ("Scritti litterari", v. 1-2, 1948).

Соч.: Opere edite ed inedite, raccolte da Ag. Bertani, v. 1-7, Firenze, 1881-92; Scritti filosofici, letterari e vari, Firenze, [1957 ].

Лит.: Cantoni G., Il sistema filosofico di Carlo Cattaneo: conferenza, Mil., 1887; Ζanoni Ε., Carlo Cattaneo nella vita e nelle opere, Roma, 1898; Νolli G., La filosofia di Carlo Cattaneo, Crema, 1901; Saffiоtti U., Carlo Cattaneo, Roma, 1922; Levi Α., Il positivismo politico di Carlo Cattaneo, Bari, 1928; Вorsa M., Carlo Cattaneo, Garzanti, 1945.

A. Сандретти. Рим.

КАУЗАЛЬНАЯ ИМПЛИКАЦИЯ

КАУЗА́ЛЬНАЯ ИМПЛИКА́ЦИЯ (лат. causalis, от causa - причина) - вид импликации, введенный для отражения каузальной (причинной) связи, выражаемой в условных высказываниях. При рассмотрении условного высказывания часто приходится принимать во внимание связь по смыслу между его антецедентом и консеквентом (см. Консеквент и антецедент), к-рая во мн. случаях выражает причинную зависимость. Поэтому формализация каузальной связи, подразумеваемой в условном высказывании, является в какой-то мере и формализацией связи по смыслу. Один из способов формализации каузальной связи (предложенный Бёрксом) состоит в присоединении к предикатов исчислению аксиом, определяющих новую логич. операцию - К. и. В получающемся т.о. исчислении каузальной импликации справедлива формула (A ⊥ B) ⊃ (A ⊃ В), но не справедлива формула (A ⊃ В) ⊃ (A ⊥ B) (знак ⊥ означает К. и., а знак ⊃ - материальную импликацию); это значит, что из истинности нек-рого условного высказывания, в к-ром союз "если ..., то" понимается в смысле К. и., следует истинность высказывания, в к-ром этот союз понимается в смысле материальной импликации, обратное же не имеет места: из истинности высказывания с материальной импликацией не следует истинность высказывания, в к-ром материальная импликация заменена каузальной. Кроме того, в исчислении К. и. справедлива формула (А В) ⊃ (А ⊥ В), но не справедлива формула (А ⊥ В) ⊃ (А В) (знак означает строгую импликацию К. И. Льюиса), т.е. из высказывания со строгой импликацией Льюиса следует высказывание с К. и., но из высказывания, содержащего К. и., не следует высказывание, в к-ром К. и. заменена строгой импликацией Льюиса. В исчислении К. и. можно выразить каузальные модальности (каузальные возможность, невозможность, необходимость), аналогичные соответств. логич. модальностям. В нем имеют место т. н. парадоксы К. и.: из каузально невозможного высказывания каузально следует любое высказывание, а каузально необходимое высказывание каузально следует из любого высказывания. Парадоксы К. и., аналогичные парадоксам материальной импликации и парадоксам строгой импликации Льюиса, показывают, что понятие К. и. не полностью отражает причинную связь, выражаемую в условных предложениях естеств. языка. Другим направлением в формализации каузальной связи является теория высказываний, выражающих законы (см. Номологические высказывания). Анализ причинных связей в логике осуществляется также в связи с рассмотрением контрфактических предложений.

Лит.: Швырев В. С., К вопросу о каузальной импликации, в сб. ст.: Логические исследования, М., 1959, с. 139-158; Лахути Д. Г., Φинн В. К., Реферат статьи В. С. Швырева. К вопросу о каузальной импликации, "Математика", 1959, No 11, с. 24-25, реф. No 10768; Вurks Α., The logic of causal propositions, "Mind", 1951, v. 60, p. 363-82; Goodman N., Fact, fiction and forecast, L., 1954; Reichenbach H., Elements of symbolic logic, N. Y., 1956, ch. 8.

В. Донченко. Москва.

КАУЗАЛЬНОСТЬ

КАУЗАЛЬНОСТЬ - см. Причинность.

КАУТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАУФМАН

Илларион Игнатьевич (1848-1916) - рус. экономист, проф. Петерб. ун-та (с 1893). Автор рецензии на вышедший в 1872 в рус. переводе 1-й т. "Капитала" Маркса ("Точка зрения политико-экономической критики у К. Маркса", в журн.: "Вестник Европы", 1872, No 5, с. 427-36), в к-рой К. дал обзор осн. идей "Капитала" и, используя работу "К критике политич. экономии", охарактеризовал метод исследования Маркса. Отзыв К. о диалектич. методе "...Маркс выудил из бездны журнальных и газетных заметок о "Капитале" и перевел на немецкий язык потому, что эта характеристика метода, как он сам говорит, совершенно точна" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 150). Значит. выдержки из рецензии К. были включены Марксом в послесловие ко 2-му изданию 1-го тома "Капитала". Указывая на реалистич. характер метода Маркса, К. писал: "Для Маркса важно только одно: найти закон тех явлений, исследованием которых он занимается. И при этом для него важен не один закон, управляющий ими, пока они имеют известную форму и пока они находятся в том взаимоотношении, которое наблюдается в данное время. Для него, сверх того, ещё важен закон их изменяемости, их развития, т.е. перехода от одной формы к другой, от одного порядка взаимоотношений к другому. Раз он открыл этот закон, он рассматривает подробнее последствия, в которых закон проявляется в общественной жизни..." (цит. по кн.: "Капитал", т. 1, 1955, с. 17). К. отмечал также, что исходными пунктами и опорой исследования Маркса являются точные факты, что их анализ дает Марксу возможность рассматривать "... общественное движение как естественно-исторический процесс, которым управляют законы, не только не находящиеся в зависимости от воли, сознания и намерения человека, но и сами ещё определяющие его волю, сознание и намерения..." (там же, с. 18). Маркса интересуют не какие-то "общие законы" экономич. жизни, а законы, управляющие экономич. жизнью на данном отрезке истории, именно законы развития капитализма. Характеристика, данная К. методу Маркса, была признана верной самим автором "Капитала". Маркс писал, что К., "...очертив так удачно то, что он называет моим действительным методом, и отнесшись так благосклонно к моим личным приёмам этого метода, тем самым очертил не что иное, как диалектический метод" (там же, с. 19).

Рецензия К. способствовала росту интереса к трудам Маркса в России. В. И. Ленин использовал положения этой рецензии в полемике с народниками в работе "Что такое "друзья народа"..." (см. Соч., т. 1, с. 148-50).

Будучи бурж. ученым-экономистом, К. не мог правильно воспринять теорию прибавочной стоимости Маркса. Марксистское понимание общества он трактовал как экономический материализм.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 21, с. 73; Ρеуэль А. Л., Рус. экономическая мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм, М., 1956, с. 245-49.

КАФКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАФЬЕРО

КАФЬЕ́РО (Cafiero), Карло (1 сентября 1846 - 17 июля 1892) - деятель итал. рабочего движения. Окончил юридич. факультет Неаполитанского ун-та. В 1861 в Париже сблизился с революц. клубами. В Лондоне встретился с Марксом и Энгельсом, к-рые в дальнейшем поручили ему реорганизацию Неаполитанской секции Интернационала. В 1871 К. снова в Неаполе, откуда поддерживал связь с Энгельсом, к-рый в то время был секретарем по Италии в Международном товариществе рабочих. С 1871 К. все более тяготел к анархизму, установил связь с Бакуниным. В 1877 подвергся, и не впервые, аресту как один из организаторов восстания в Беневенто. В тюрьме написал краткое изложение 1-го т. "Капитала" ("Il Capitale di Carlo Marx...", 1879) - первую итал. работу об этом произведении Маркса. По выходе из тюрьмы К. уехал за границу. Возвратившись в Италию, подвергся преследованиям полиции и новым арестам. Тяжелая болезнь вывела К. из активной борьбы. К. пользовался большой популярностью в среде трудящихся, особенно в 70-х годах.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 24, М.-Л., 1931, с. 596; их же, там же, т. 27, [М.-Л. ], 1935, с. 40-41; Новые письма Ф. Энгельса, "Вопр. истории КПСС", 1959, No 6, с. 126-39; Сassandrо M., Carlo Cafiero nel primo centenario della nascita, Barletta, 1946; Luсarelli Α., Carlo Cafiero, Trani, 1947; Masini P. C., Bosio G., Bibliografia generale di Carlo Cafiero, "Movimento operaio", 1951, No 17-18; Masini P. C., Due inediti di Carlo Cafiero, "Il Libertario", 1951, 11 aprile, No 276.

A. Сандретти. Рим.

КАЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ

КА́ЧЕСТВО СУЖДЕ́НИЯ - свойство категорич. суждений субъектно-предикатного строения быть либо утвердительными, либо отрицательными. См. Суждение.

Предыдущая страница Следующая страница