Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОНФУЦИАНСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНФУЦИАНСТВО

КОНФУЦИАНСТВО - одно из наиболее распространенных направлений общественной мысли в Китае, оказавшее значительное влияние на развитие кит. философии. Берет свое начало от Конфуция (6 в. до н.э.). К. - больше этико-политич., чем филос. система. Складываясь в период бурных социальных изменений (смена рабовладельчества феодализмом), К. с самого начала было направлено на то, чтобы оградить существующий обществ. строй от всяких потрясений и изменений. По мнению конфуцианцев, порядок в обществе может быть сохранен только при строгом соблюдении традиций древней культуры и неукоснительном следовании культу предков. Отсюда большое внимание, к-рое К. уделяло ритуалу и обрядам, и строгое определение порядка обществ. и семейных отношений.

Главная конфуцианская добродетель - жэнь (гуманность). Это закон жизни людей в семье и обществе, определяющий их взаимоотношения и основывающийся на любви и уважении к старшим по возрасту и обществ. положению. Для постижения жэнь необходимо совершенствовать себя, при помощи самоусовершенствования человек избавляется от отрицат. качеств: зложелательности, алчности, стремления поставить себя выше других, хвастовства и т.д.

Не менее важное место в К. занимает этикет (ли), т.е. нормы обществ. поведения, нравы, обычаи, ритуал. Строгое соблюдение "ли" помогает постижению жэнь. Соблюдать "ли" - это точно знать свое место в обществе и действовать только согласно занимаемому обществ. положению.

Теоретич. обоснованием конфуцианской этики служило учение об исправлении имен (чжэнмин). Его смысл заключался в том, что имя должно соответствовать сущности вещи. В обществ. отношениях это значило, что титул должен строго соответствовать обществ. положению. В трактате "Лунь юй" записаны такие слова Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Управлять - это исправлять имена, т.е. ставить всех на свое место.

К. допускало существование традиционного кит. божества шанди (верховный владыка) или тянь (небо), к-рое вознаграждает добро и наказывает зло, определяет и направляет деятельность правителя.

Наиболее известные представители древнего К. - это Цзэн-цзы (5 в. до н.э.), Цзы Сы (5 в. до н.э.), Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) и Сюнь-цзы (3 в. до н.э.). Школа Цзэн-цзы создала трактат "О почтении к старшим" ("Сяо цзин"). Известную конфуцианскую книгу "Великое учение" ("Да сюэ") Чжу Си приписывает школе Цзэн-цзы, а Цзя Куй - школе Цзы Сы. "Великое учение" представляет собой попытку систематизировать учение Конфуция, основное место в этом трактате занимает вопрос управления. Идеальное управление возможно только на основе самоусовершенствования личности. Школа Цзы Сы создала трактат "Центр истины и ее бытие" ("Чжун юн"), в к-ром развивается конфуцианская метафизика. "Чжун юн" писался в разное время и в нем отражена эволюция К. от 5 до 3 в. до н.э. В качестве основы жизни трактат устанавливает внутреннюю гармонию человека с небом (чжун). В этом трактате проводится мысль о врожденных знаниях, присущих лишь благородным людям. Школой Мэн-цзы создан трактат "Мэн-цзы", в к-ром развивается учение об управлении. Образцовое управление достигается самоусовершенствованием, и если народ приемлет государя, то последний управляет в полном соответствии с волей неба. Противоположность Мэн-цзы представлял Сюнь-цзы, рассматривавший небо не как божество, а как элемент природы. Между школами Мэн-цзы и Сюнь-цзы долгое время происходила непримиримая борьба, носившая по своему идейному содержанию характер борьбы материализма с идеализмом. Главная политич. доктрина К. - подчинение низших высшим - наиболее полное отражение нашла в конфуцианском трактате "Летопись" ("Чунь-цю"). Общее представление о К. дает трактат "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), представляющий собой запись бесед Конфуция с учениками, суждений Конфуция и преданий, имеющих к нему отношение.

Во 2 в. до н.э. раздробленный Китай был объединен под властью династии Хань. Централизованное управление стало стремиться к созданию единой официальной идеологии, к-рая заменила бы собой многочисленные идейные течения и направления. Наиболее подходящим для этой роли было К. Император У-ди (2 в. до н.э.) по предложению видного в то время философа Дун Чжун-шу взял курс на вытеснение "Ста школ", т.е. всех течений и направлений обществ. мысли, кроме К. Конфуцианские принципы были возведены в канон, К. было объявлено официальной идеологией, а сам Конфуций был превращен в основоположника религии. Дун Чжун-шу стал развивать тео-логич. теорию, согласно к-рой Конфуций возводился в сан святого, а император становился сверхчеловеком, к-рого само небо послало на землю править людьми. Теология Дун Чжун-шу занимала господствующее положение весь период правления династии Хань (2 в. до н.э. - 2 в. н.э.).

Противники офиц. К. образовали школу древних текстов, т.к. выступили с утверждением, что все поздние трактаты являются подделкой под Конфуция и извращают смысл его учения. Направление сторонников офиц. К. получило название школы современных текстов. В результате борьбы этих школ с К. были сорваны религ. и священные покровы. Несмотря на то, что К. продолжало оставаться официальной идеологией, вера в божественность императорской власти пошатнулась. Поэтому господствующие классы стали приветствовать буддизм, проникший в Китай из Индии, и даосизм. Религиозная мистика этих направлений помогала укрепить веру в неизменное превосходство высших классов. Широкое распространение буддизма и даосизма вызывало растущее сопротивление. В 9 в. н.э. против этих религиозно-мистических направлений выступил известный китайский философ Хань Юй.

С 10 в. н.э. в К. на первый план выдвигается новое течение (сунское неоконфуцианство), представленное двумя направлениями - лисюэ (учение о ли, осн. принципе, законе - неоконфуцианский объективный идеализм) и синьсюэ (учение о духе - неоконфуцианский субъективный идеализм). Первое во главе с Чэн Хао (1032-1086), Чэн И (1033-1107) и Чжу Си (1130-1200), второе во главе с Лу Цзю-юанем и Ван Ян-мином (Ван Шоу-жэнем). Школы лисюэ и синьсюэ по вопросу об отношении между принципом (ли) и материей (ци) проповедовали идеи о "примате принципа перед материей", утверждая, что "вне духа нет вещей", откровенно провозглашали рабскую мораль, считая, что "подданные преступны и достойны наказания, а властитель, посланный небом, есть воплощение мудрости".

Признанным главой сунского неоконфуцианства являлся Чжу Си, его филос. система стала офиц. гос. идеологией. В течение многих столетий на гос. экзаменах для кандидатов на чиновничьи должности являлось обязательным знание конфуцианского "Четверокнижия" ("Сы шу") со сводным комментарием Чжу Си.

К. на протяжении тысячелетий служило укреплению феод режима. Оно настолько глубоко вошло в сознание кит. народа, что стало серьезной преградой на пути к прогрессу. К. служило своеобразным идеологич. оружием кит. реакции против марксизма-ленинизма, получившего распространение в Китае после движения "4 мая". После победы революции 1949 влияние К. на общественно-политич. жизнь страны ослабло.

Лит.: Васильев В. П., Религии Востока: К., буддизм и даосизм, СПБ, 1873; Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Грубе В., Духовная культура Китая, СПБ, 1912; Петров Α. Α., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.-Л., 1940; Радуль-Затуловский Я. Б., К. и его распространение в Японии, М.-Л., 1947; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 1, § 3; т. 2, М., 1957, гл. 9, § 2; т. 4, М., 1959, гл. 7; Ян Юн-го. История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 91-172; Φань Вэнь-лань, Древняя история Китая, М., 1958, с. 164-86; Александров Г. Ф., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959, с. 219-328; Хоу Вай-лу [и др. ], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 131-90; Шисань цзин чжу шу (13 классич. книг К. с комментариями), т. 1-40, Пекин, 1957; Chen Huan-chang, The economic principles of Confucius and his school, v. 1-2, N. Y., 1911; Giles Η. Α., Confucianism and its rivals, N. Y., 1915; Hsü L. S., The political philosophy of confucianism, N. Y., 1932, Cheng Tien-Hsi, China moulded by Confucius, L., 1947; Levenson J. R., Confucian China and its modern fate, L., 1952; Chang Carsun, The development of neo-confucian thought, N. Y., 1957; Chan Wing-tsit, An outline and an annotated bibliography of Chinese philosophy, New Haven, 1959.

В начало энциклопедии