Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИН"-"ЛОГ")
ЛИННЕ́Й (Linné, Linnaeus), Карл (23 мая 1707 - 10 янв. 1778) - шведский естествоиспытатель и натуралист. Род. в Росхульте. Образование получил в Упсальском университете. С 1741 до конца жизни преподавал ряд биологич. и медицинских дисциплин и возглавлял кафедру в этом ун-те. В центре науч. интересов Л. была ботаника, однако он занимался широким кругом вопросов естествознания - зоологией, рудным делом и минералогией, медициной и др. Осн. заслуга Л. - создание систем классификации растений и животных. Первое изложение ее представлено Л. в кн. "Система природы" ("Systema naturae", 1735, рус. пер., ч. 1-2, 1804-1805); система классификации растений получила завершение в книге "Виды растений" ("Species plantarum", t. 1-2, 1753). Классификация Л. была искусственной, т. к. в основу ее были положены нек-рые произвольно выбранные признаки (напр., число тычинок у растений). Тем не менее она основывалась на науч. критерии - структурном сходстве видов животных и растений, к-рое, как выяснила впоследствии эволюционная теория, необходимо вытекает из эволюц. преемственности видов. Успеху классификации Л. содействовала строгая и ясная система описания. Единицей ее является вид, к-рый был в общем правильно определен Л. Бинарная система наименования видов, предложенная Л., вооружила биологию науч. терминологией, являющейся необходимым средством самоопределения науки. В системе классификации Л. отразились черты целого периода систематизации накопленного материала. Наиболее характерным для этого периода явилась "...выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной н е и з м е н я е м о с т и п р и р о д ы" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 6). Метафизич. характер мировоззрения этого периода связан с не устраненным еще значит. влиянием религ. взглядов. Последние довлели также и над Л. Однако исследование живой природы приводило Л. к идее развития. Систематизация видов животных и растений сталкивала естествоиспытателей с фактами их изменчивости, подсказывала идею родства видов. Сам Л. в конце жизни начал сомневаться в неизменности видов под влиянием опытов по скрещиванию растений. В "Основах ботаники" ("Fundamenta Botanica", 1736) он указывал на возможность возникновения значит. уклонений от осн. вида под влиянием климата, почвы и питания. Более того, в посмертно изданной работе о растении пелория Л. прямо делает допущение естеств. возникновения новых видов растений и общности происхождения различных видов. Л. включил в свою систему и человека, что явилось для последующих естествоиспытателей одним из стимулов к исследованию вначале сходства, а затем и связи человека с животным миром. Соч.: Философия ботаники..., СПБ, 1805. Лит.: Φаусек В. Α., К. Линней, его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1891; Комаров В. Л., Жизнь и труды Карла Линнея, в его кн.: Избр. соч., т. 1, [М.-Л. ], 1945; Бобров Е. Г., Двухсотлетие "Species plantarum" Карла Линнея. 1753-1953, М.-Л., 1954; его же, Линней, его жизнь и труды, М.-Л., 1957; Станков С., Линней, Руссо, Ламарк, М., 1955; его же, Карл Линней - выдающийся шведский натуралист, М., 1957; Карл Линней. 250 лет со дня рождения. 1707-1957. Сб. статей, М., 1958; Junk W., Bibliographie Linnaeana, В., 1902. А. Игнатов. Москва. |
ЛИНТОН (Linton), Ралф (27 февр. 1893 - 24 дек. 1953) - амер. бурж. антрополог и социолог. Проф. антропологии Висконсинского (1928-37), Колумбийского (1937-46) и Иельского (1946-53) ун-тов. Редактор журн. "American Anthropologist" (1939-1944). Л. проводил мысль о связи антропологии с социологией и психологией, о синтезе их результатов, методов и техники. Взгляды Л. в области социологии культуры эклектичны. В исследовании культурного развития общества он, отправляясь от идей амер. антрополога Ф. Боаса, придерживался в общем стихийно материалистич. взглядов, резко критиковал расистские утверждения; в рассмотрении же формирования личности он исходил из идей фрейдистского психоанализа. Определяющим моментом культурной эволюции общества Л. считал развитие технологии, средств и орудий произ-ва. "Пока не произойдут фундаментальные изменения в технологии, изменения в других элементах культуры будут ограничены как в направлении своего развития, так и в своих размерах" ("The tree of culture", N. Y., 1955, p. 48). Он исследовал также разделение труда, к-рое, по его мнению, обусловливает структуру и развитие культуры. Развитие технологии и культуры происходит, по Л., дисгармонично, серией мутаций, к к-рым он относит: открытие и использование орудий произ-ва, огня и языка; открытие средств к увеличению количества пищи; открытие тепла как источника энергии и появление науки (с 16 в.). Л. выдвинул оказавшую большое влияние на амер. социологию и социальную психологию теорию статуса и роли. Согласно этой теории, в группах или вообще в обществе вырабатываются и предписываются более или менее осознанные "идеальные схемы" (общие нормы) ожидаемого поведения индивидуумов в различных ситуациях. Эти идеальные схемы определяют и взаимное отношение между индивидуумом и группой. Полярные позиции в таких схемах представляют собой статусы - определ. социальную позицию в определ. идеальной схеме, собрание прав и обязанностей для каждого члена группы. Роль отражает динамич. аспект статуса, когда член группы осуществляет свои права и обязанности (см. "The study of a man", 1936, гл. 7, 8). Вместе с А. Кардинером Л. ввел одно из осн. понятий совр. бурж. социальной психологии - понятие "основной структуры личности" определ. общества или культуры (см. "The cultural background of personality", 1945, 2 ed., 1961). Анализируя природу человеч. личности, Л. считал, что в ее основе лежат три гл. духовные потребности, "больше, чем какие-либо иные определяющие поведение человека": потребность реагировать на окружающее; стремление к безопасности; потребность в новом опыте. Наряду с этим Л. пытался доказать, что индивидуум часто действует бессознательно, повинуясь скрытым психич. мотивам. Соч. (исключая чисто антропологич.): Acculturation in seven American Indian tribes, ed. R. Linton, N. Y.-L., [1940 ]; The scope and aims of anthropology, в сб.: The science of man in the world crisis, ed. R. Linton, N.Y., 1945, p. 3-18; Problems of status personality, в сб.: Culture and personality, ed. S. S. Sargent and M. W. Smith, [Ν. Υ. ], 1949. Лит.: Gellin J., R. Linton, "American Anthropologist", 1956, v. 56, pt. 1, No 2 (имеется список трудов Л.). И. Добронравов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛИППС (Lipps), Теодор (28 июля 1851 - 17 окт. 1914) - нем. бурж. философ и психолог, субъективный идеалист. Приват-доцент и проф. в Бонне, проф. в Бреслау (с 1890), в Мюнхене (с 1894), основатель Мюнхенского психологич. ин-та. Л., наряду с Вундтом и Эббингаузом, наиболее крупный систематизатор нем. психологии конца 19 в. Работы Л., помимо общей теории психологии, охватывают широкий круг частных вопросов, связанных с психологией искусства. Л. придерживается схемы психофизич. параллелизма (см. "Основы психофизики", СПБ, 1903, с. 18). Выступая против материализма, Л. утверждает, что противоположность физического и психического не существует объективно, что это лишь два "аспекта", две фазы субъективного опыта, к-рые создаются и различаются самим субъектом, его мышлением (см. "Основы логики"- "Grundzüge der Logik", 1893, рус. пер. 1902). Для психологич. системы Л. в целом характерно частичное стирание основного для нем. идеалистич. психологии конца 19 в. деления между концепциями "содержания сознания" (Вундт) и "интенционального психического акта" (Брентано). У Л. понятия субъекта, акта и объекта выступают как подчиненные по отношению к спиритуалистически понимаемой активности сознания - "переживанию". Субъективный идеализм послужил Л. основой для крайнего психологизма в логике: само мышление трактуется им лишь как психологич., субъективный факт. Поэтому стирается грань между психологич. и логич. аспектами сознания, и логика объявляется частью психологии. Психология вообще выступала у Л. как всеобъемлющая "наука о духе", основа философии. Объявляя психологию наукой "экспериментальной", Л. считал основным психологич. экспериментом "созерцание" психологом своей собственной духовной жизни. Под влиянием критики Гуссерля и Мейнонга у Л. появилась тенденция к "абсолютному объективному идеализму", что выразилось в разработке им полуфихтеанской концепции реального "Я", некоего безличного мирового "Я" ("Философия природы" - "Naturphilosophie", в кн.: W. Windelband [ред. ], Die Philosophie im Beginn des zwanzigsten Jahrhunderts, 1907, рус. пер. 1914). Однако объективный идеализм у Л. переплетается с субъективным: об этом "трансцендентном субъекте", "психической реальности" мы знаем только через индивидуальное сознание. Философия истории, этика и эстетика Л. построены на субъективистской основе. Так, высшим нравственным правилом Л. считал пребывание "верным самому себе". При анализе "эстетических ценностей" Л. считает решающим фактором индивидуальную оценку. Соч.: Grundtatsachen des Seelenlebens, Bonn, 1883; Die ethischen Grundfragen, Hamb.-Lpz., 1899; Psychologie und Logik, Münch., 1905; Philosophie und Wirklichkeit, Hdlb., 1908; Psychologische Untersuchungen, Bd 1-2, Lpz., 1907-12; в рус. пер. - Самосознание, СПБ, 1903; Основные вопросы этики, СПБ, [1905 ]; Руководство к психологии, СПБ, 1907. Лит.: Klemm О., Geschichte der Psychologie, Lpz.-В., 1911, изд. на англ. яз. Ν. Υ., [1914 ]; Anschütz G., Т. Lipps [Некролог ], "Arch. Ges. Psychol.", 1915, Bd 34. H. Мотрошилова, М. Роговин. Москва. |
ЛИПСЕТ (Lipset), Сеймур Мартин (р. 18 марта 1922) - амер. бурж. социолог. С 1956 - проф. социологии в Калифорнийском ун-те. Наибольшее внимание Л. уделяет теоретич. проблемам социального расслоения в совр. капиталистич. обществе и политич. социологии, к-рые трактуются им в духе социологич. учения М. Вебера. Л. - ярый противник марксистского учения о классах и защитник реакц. теорий социальной стратификации и социальной мобильности; на 3-м Междунар. социологич. конгрессе совместно с Г. Зеттербергом предложил один из вариантов системы стратификации, согласно к-рой общество делится по след. признакам: профессия или занятия, потребление (уровень жизни), общность социальных интересов, степень власти. Соответственно этому выделяются: "профессиональные, потребительские, социальные классы" и "классы власти". Утверждая, что в США существуют наиболее высокие нормы т. н. вертикальной социальной мобильности, Л. считает США т.н. открытым обществом, т.е. обществом равных возможностей для всех. В работах по политич. социологии (напр., "Политический деятель. Социальные основы политики" - "Political man. The social bases of politics", 1960) отрицает классовый характер политики. Выводя осн. положения своей политич. социологии из учения о социальной мобильности, Л. пытается доказать, что "зап. демократия" в развитых капиталистич. странах якобы достигла "послеполитич. фазы", т.е. того уровня, когда классовые различия уже сгладились и на первый план выступают различия между людьми по социальному статусу. Эти взгляды Л. нашли выражение и в его докладе на 5-м Междунар. социологич. конгрессе (1962) - "США - первая новая нация" ("The United States - the first new nation"), в к-ром Л. выступает неприкрытым апологетом амер. капитализма. Соч.: Agrarian socialism, Berkeley, 1950; Class, status and power: a reader in social stratification, Glencoe (III), [1953 ], [eds ], (совм. с R. Bendix); The political process in trade union, в сб.: Berger M., Abel T. and Ρaye C., Freedom and control in modem society, N. Y.-Toronto-L., 1954; The psychology of voting: an analysis of political behavior, [совм. с др. ], в кн.: Handbook of social psychology, v. 2, Camb., 1954; Political sociology (совм. с Bendix R.), "Current sociology", 1957, v. 6, No 2; Social mobility in industrial society, Berkeley-Los Ang., 1960 (совм. с R. Bendix). И. Добронравов. Москва. |
ЛИСЮЭ - школа кит. философии, возникшая в 11 в. на основе развития конфуцианской идеологии. См. Неоконфуцианство. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛИТО́ВСКИЕ БРА́ТЬЯ - представители реформационно-гуманистич. движения в Литве и Белоруссии 16 в. Первоначально движение Л. б. носило шляхетский характер. Видным деятелем Л. б. явился Симон Будный. Порвав с кальвинизмом, Л. б. придерживались арианских взглядов (см. Арианство), отрицали божественность природы Христа, нe признавали учения церкви о воскресении после смерти, верили в царство божие на земле. Противники упрекали Симона Будного и его сторонников в отрицании бессмертия души, обвиняли их в эпикуреизме. Социально-политич. требования Л. б. не шли дальше осуждения отд. отрицат. сторон крепостничества. За это Л. б. подвергались критике со стороны представителей крестьянско-плебейских масс, к-рые отрицали крепостничество, проповедовали равенство, выступали против войн. Наиболее последоват. рационалистич. воззрения Л. б., а также их утверждения о праве занимать обществ. должности и употреблять оружие вызывали возражения среди умеренного крыла т.н. польских братьев (социниан). На Лукловицком арианском соборе 1582 социниане добились осуждения Симона Будного как еретика. В 17 в. движение Л. б., не получив поддержки нар. масс, пошло на убыль. Лит.: Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому, К., 1876; Плисс В., Симон Будный и его сектантская и лит. деятельность в Литве и Зап. Руси, "Христианское чтение", 1914, т. 242, ч. 1-2; Из истории филос. и общественно-политич. мысли Белоруссии. Избр. произв. XVI - нач. XIX в., Минск, 1962; Kot S., Szymon Budny der grösste Häretiker Litauens im 16. Jahrhundert, в сб.: Studien zur älteren Geschichte Osteuropas, Tl I, Graz-Köln, 1956; Украïнськi письменники. Бiо-бiблiографiч. словник, т. 1, К., 1960, с. 223. В. Корецкий. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛИТТРЕ (Littré), Эмиль (1 февр. 1801 - 2 июня 1881) - франц. философ-позитивист, ученик и последователь Конта, филолог и политич. деятель. Бурж. республиканец по политич. убеждениям, Л. сражался на баррикадах во время революции 1830; после Париж. Коммуны стал на открыто враждебные пролетариату позиции. С 1871 - член Франц. академии с 1875 - сенатор. Л. пытался примирить идеалистич. гносеологию и агностицизм позитивизма с науч. миропониманием, в частности с допущением существования объективных и неизменных, по мнению Л., всеобщих закономерностей, исключающих какой бы то ни было индетерминизм и сверхъестеств. вмешательство в естеств. ход событий в природе. Однако это положение о "неизменности естественных законов" не согласуется с исходным тезисом позитивизма о том, что познание не выходит за пределы явлений, обусловленных структурой чувств. восприятия. В области социологии Л. сводил проблему социальных изменений к интеллектуальному развитию, пытался сочетать политич. консерватизм с признанием обществ. прогресса. Эти взгляды Л. пропагандировал в основанном им и издававшимся вместе с Вырубовым журнале "La philosophie positive" ("Позитивная философия", t. 1-26, 1867-81); Л. перевел соч. Гиппократа (10 тт., 1839-61) и Плиния (2 тт., 1848-50); является автором "Истории франц. языка" ("Histoire de la langue française", t. 1-2, 1863), "Словаря франц. языка" ("Dictionnaire de la langue française", t. 1-2, 1863-69; t. 1-7, 1958), к-рый до сих пор не утратил значения, являясь одним из основных лексикографич. пособий по франц. яз. Соч.: De la philosophie positive, P., 1845; Application de la philosophie positive ou gouvernement des sociétés..., P., 1850; Conversation, révolution et positivisme, P., 1852; Paroles de philosophie positive, 2 éd., P., 1863; Auguste Comte et la philosophie positive, 3 éd., P., 1877; La science au point de vue philosophique, 3 éd., P., 1873; Fragments de philosophie positive et de sociologie contemporaine. P., 1876; в рус. пер. - Конт и Милль, в кн.: Тэн И., Об уме и познании, т. 2, СПБ, 1872; Несколько слов по поводу положительной философии, Берлин, 1865. Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 495; Kapo Э. М., Э. Л. и позитивизм, пер. с франц., [М. ], 1884; Н-въ Α., Позитивная школа философии истории и новая книга Л., "Вестник Европы", 1868, 3 год изд., кн. 5; Сharltоn D., Positivist thought in France during the Second Empire 1852-1870, Oxf., 1959; Роёу Α., L. et A. Comte,. P., 1879. T. Ойзерман, Б. Сафронов. Москва. |
Михаил Александрович [р. 10(23) июля 1905] - сов. философ и эстетик, старший науч. сотрудник Ин-та истории искусств (с 1963). Член КПСС с 1938. Учился в Высшем художественно-технич. ин-те. Преподават. и науч. работу по философии в вузах и науч. учреждениях Москвы ведет с 1925. Автор работ, посвященных проблемам обществ. наук, лит-ры, иск-ва. Составитель книг "К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве" (1938; т. 1-2, 1957; имеются многочисл. издания на иностр. языках), "Ленин о культуре и искусстве" (1939), редактор изданий классиков филос., обществ. и эстетической мысли. Соч.: К вопросу о развитии взглядов Маркса на искусство, М., 1933; пер. на англ. яз. - Ν. Υ., 1938; на нем. яз. - Dresd., 1960; Вопросы искусства и философии, М., 1935; серия полемич. статей против вульгарной социологии: Ленинизм и художественная критика, "Лит. газета", 1936, 20 января, No 4; Критич. заметки, там же, 24 мая, No 30, 15 июля, No 40, 15 августа, No 46; Надоело, там же, 1940, 10 янв., No 2; В чем сущность спора?, там же, 15 февр., No 9; частично переведено на нем. яз. в "Internationale Literatur", 1936, No 12; на англ. яз. - в сб.: Literature and Marxism, Ν. Υ., 1938; Франческо Гвиччардини, "Лит. газета", 1934, 10 июня, No 73; Джамбаттиста Вико, вступит. ст., в кн.: Вико Д., Основания новой науки, Л., 1940, пер. на англ. яз. - в "Philos. and Phenomenol. Res.", 1948, v. 8, No 3; Belinsky's aesthetical views, "Modern Quarterly", 1949, v. 4, No 3; Responsibility of art to society in Belinsky's esthetics, "Science and Society", 1949, No 3; Великий франц. просветитель, "Новый мир", 1953, No 6; "Философия жизни" И. Видмара, "Новый мир", 1958, No 12, пер. на чеш. яз., Praha, 1960; Странный социализм, "Новое время", 1958, No 9, 10, 13; Ветер истории, "Сов. культура", 1960, 26 нояб., No 141; В мире эстетики, "Новый мир", 1964, No 2. |
ЛИХТЕНБЕРГ (Lichtenberg), Георг Кристоф (1 июля 1742 - 24 февр. 1799) - нем. просветитель, физик, художеств. критик. Учился в Гёттингенском ун-те; с 1769 до конца жизни был там же проф. физики. В 1795 стал членом Академии наук в Петербурге. Л. издавал "Гёттингенский карманный календарь" ("Göttingischer Taschenkalender", 1778-99) и совместно со своим другом нем. революц. демократом Форстером - "Göttingisches Magazin der Wissenschaft und Literatur" ("Гёттингенский журнал науки и литературы", 1780-85). Л. по существу отрицал христ. религию; его воззрения приближались к атеизму. Относительно библии он заявлял, что она написана людьми, и полагал, что человек создал бога по своему образцу. Критикуя агностицизм Канта (к концу жизни Л. в известной мере подпал под его влияние, хотя и не стал правоверным кантианцем), Л. одобрительно высказывался о философии Спинозы и признавал себя сторонником принципа "все - единое". Враг дворянства и духовенства, Л. критиковал духовное убожество, безнравственность и властолюбие дворянства и выступал в защиту порабощенных крестьян. Он поддерживал, хотя и не без колебаний, франц. революцию и призывал немцев преодолеть политич. разобщенность их отечества. Как физик Л. известен наблюдениями над фигурами скользящего искрового разряда, названными Лихтенберговыми; как художеств. критик - своими статьями об англ. трагике Гаррике ("Письма из Англии" - "Briefe aus England", 1898) и англ. художнике Хоггарте ("Подробное разъяснение гравюр Хоггарта" - "Ausführliche Erklärung der Hogartschen Kupferstiche", 1794-99, опубл. Bd 1-12, 1794-1816). Соч.: Werke, Stuttg., [1947 ]; Gesammelte Werke, Bd 1-2, Fr./M., 1949; Aphorismen und Briefe, В., [1953 ]; в рус. пер. - Афоризмы, СПБ, 1899; Избр. мысли Лихтенберга, в кн.: Избр. мысли Канта, М., 1906, с. 78-116; Афоризмы, пер. Г. С. Слободкина, М., 1964. Лит.: Тронская М. Л., Л. и Хогарт, "Уч. зап. ЛГУ", 1959, No 276; ее же, Нем. сатира Просвещения, Л., 1962; Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть XVIII века), М., 1962 (см. по указат.); Кlеinеibst R., G. Ch. L. in seiner Stellung zur deutschen Literatur, Stras., 1915; Hahn P., G. Ch. L. und die exakten Wissenschaften, Gött., 1927; Deneke О., Lichtenbergs Leben, [Bd 1 ], Münch., 1944; Schöff ler H., Lichtenberg, Gött., 1944; Requadt P., Lichtenberg. Zum Problem der deutschen Aphoristik, Hameln, [1948 ]; Вrinitzer К., G. Ch. Lichtenberg, Tübingen, [1956 ]; G. Ch. Lichtenberg, в кн.: Aufklärung. Hrsg. vom Kollektiv für Literaturgeschichte, В., 1958, S. 580-90. |
ЛИХУД Иоанникий (1663-1717) - деятель просветительского движения в России конца 17 - нач. 18 вв. По происхождению грек. Образование получил в Венеции в Падуанском ун-те. В 1685 по приглашению патриарха Иоакима Л. вместе с братом Софронием прибыл в Москву для организации преподавания в Славяно-греко-латинской академии, где преподавал логику, риторику, пиитику и "физику" (в аристотелевском смысле). Филос. курсы Л. представляют собой анализ работ Аристотеля, они носят еще в значит. степени схоластич. характер. Сохранился трактат Л. "О душе по учению перипатетиков...". Братья Л. активно участвовали также в богословской борьбе. Они возглавляли греч. школу в богословии, выступая против "латинского учения" Сильвестра Медведева, написали ряд полемич. сочинений против католичества, лютеранства и раскольнич. течений в России. В 1694, благодаря стараниям своих противников в богословской борьбе, братья Л. отстраняются от преподавания в академии, а в 1701, обвиненные в ересях и политич. интригах, ссылаются в костромской Ипатьевский монастырь. В 1706 новгородский митрополит Иов поручает братьям Л. устройство в Новгороде славяно-греко-лат. школы по образцу московской. Лишь в 1716 Л. получает разрешение вернуться в Москву. Несмотря на богословско-схоластич. характер своих курсов, братья Лихуды сыграли огромную роль в распространении образования в России начала 18 в. Лит.: Смирнов С., История Московской славяно-греко-латинской Академии, М., 1855; Куприянов И., Материалы для истории училищ в России, "Ж. для воспитания...", 1857, т. 2; Образцов И. Я., Братья Лихуды, "Ж. мин-ва народного просвещения", 1867, No 9; Hиколев И., Материалы к биографии Лихудов, М., 1881; Сменцовский М., Братья Лихуды, СПБ, 1899; Лихачев Н. П., Портрет И. Лихуда, СПБ, 1902; Галкин Α., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Трахтенберг О. В., Общественно-политич. мысль в России в XV - XVII вв., в сб.: Из истории русской философии, под ред. И. Я. Щипанова, М., 1951. А. Голодко. Москва. |
ЛИХУД Софроний (1652-1730) - рус. педагог и мыслитель, деятель просветит. движения в России. Грек по происхождению. Брат Иоанникия Л. Свой курс логики, носивший название "Яснейшее изложение всего логич. действования", Л. делил на 3 части, соответственно 3 способностям ума: 1) о познании путем восприятия, 2) о познании при помощи суждений, 3) об умозаключении при помощи силлогизма. В курсе излагались осн. положения традиц. аристотелевской логики. Курс "Естеств. философии", основой к-рого являлась "Физика" Аристотеля, носил схоластич. характер. Лит.: см. при статье Лихуд И. А. Голодко. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛОВА́Н (Л е в е й к а), Стефан Григорьевич (16 в.) белорусский материалист и атеист. В 1591 привлекался польским королем Сигизмундом III "пред главный трибунальский суд" за распространение материалистич. и атеистич. идей. Вторичное разбирательство дела Л. в 1594 вследствие неявки доносчика в суд привело к решению короля о "неосновательности" обвинений Л. в "богохульстве и эпикурействе". Соч. Л. не найдены. О его мировоззрении можно судить по обвинит. материалам суда, а также по сочинениям современников Л., обвинявших Л. в том, что он отрицал сотворение мира богом (см. S. Zebrowski, Recepta na plastr Czechowicza, 1597; St. Resciyc, De atheismis et phabarismis evangelicorum libri duo..., 1596, и др.). Л. считал, что мир "так стоит от века"; все, что мы видим вокруг нас, не нуждается в допущении сверхъестеств. творца; мир подвижен; все - "земля, древо, вода и иншие речы" - "само презъ себе сталосе". Особой, отдельной от тела души не существует. Все учение церкви Л. рассматривал как ложное. Говоря о порядках на земле, Л. утверждал, что люди создают на земле ад одним и рай другим; феод. порядки считал неправомерными, выступая, т.о., как идеолог нарождающейся буржуазии. Лит.: Бодянский О. Μ., Ο поисках моих в Познанской публичной библиотеке, М., 1846; Архивы ЦГАДА, Литовская метрика, ф. 389, е. x. No 277, лист 405, 405 об; Архив Виленской капитулы, Рукописный отдел АН Лит. ССР, коллекция Гоштаута; Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии, Минск, 1962. В. Сербента. Минск. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛО́ГИКИ-СОФИСТЫ - последователи древнекит. филос. направления минцзя (школы имен) (5-2 вв. до н.э.). Наибольшей известностью пользуются Гунсунь Лун и Хуэй Ши - представители двух противоположных течений этой школы. Менее известны др. Л.-с: Дэн Си, Инь Вэнь, Мао Гун, Чэнгун Шэн и Хуан-гун. Учение представителей этой школы сводилось гл. обр. к логич. рассуждениям о соотношении между именем (названием вещи) и содержанием (сущностью вещи). Теория Л.-с. о сущности вещей и их названиях сводится к доказательству и разработке идеи о том, что все в окружающем мире зависит от названия. Л.-с. утверждали, что все неурядицы в жизни происходят от того, что название не всегда соответствует содержанию вещи или понятия. Достаточно привести их в соответствие, как в жизни начнет царить гармония (учение об исправлении имен). Примерно такие же рассуждения можно встретить в конфуцианстве. При помощи схоластич. рассуждений о названиях, игнорируя подлинную сущность законов объективного мира, Л.-с. доказывали, что "истинное все же не истинно". Они пришли к утверждению отдельного и независимого существования абстракций. |
ЛОГИСТИКА (от греч. λογιστική - искусство вычислять, рассуждать). У древних греков Л. наз. искусство вычислений и геометрич. измерений, т.е. практич. арифметика, противо-поставлявшаяся теоретич. математике. В этом значении этот термин употреблялся в Зап. Европе вплоть до 17 в. Но уже Лейбниц пользовался словом logistica (так же как и термином logica mathematica) как синонимом для calculus ratiocinator (исчисления умозаключений), идею к-рого он выдвинул. В 1904 на Международном филос. конгрессе в Женеве этот термин был предложен (независимо Ительсоном, Лаландом и Кутюра) для обозначения математической логики; в наст. время чаще всего употребляется именно в этом смысле. В лит-ре встречается, однако, и иное его употребление: как название того этапа в логике, к-рый представлен логич. работами Рассела и его школы или "вязанного с этими же работами направления в философии математики, к-рое иначе наз. логицизмом. От "Л." как названия математич. логики образован ряд важных терминов, употребляемых в логич. и филос. лит-ре. Так, характерный для математич. логики способ формализации посредством построения формализованных языков часто наз. логистическим методом; чисто формальную часть формализованного языка (т.е. неинтерпретированное исчисление) наз. логистической системой (а также формальной системой). Лит.: Чёрч Α., Введение в математическую логику, [т. ] 1, пер. с англ., М., 1960, с. 48-60, 373-378; Кольман Э. Я., История математики в древности, М., 1961, с. 73-74; "Revue de Métaphysique et de Morale", v. 12, 1904; The dictionary of philosophy, ed. D. Runes, 4 ed., Ν. Υ., 1942. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМА́НТИКА - раздел металогики, в к-ром изучаются интерпретации логических исчислений. Осн. понятия Л. с. можно разделить на 2 группы: (1) понятия, применение к-рых к выражениям логич. исчисления существенно зависит от выбора интерпретации (см. также Модель) (таковы понятия истинности, обозначения, экстенсиональности выражения относительно контекста, синтетич. истинности и др.); (2) понятия, принадлежащие т.н. теории смысла (см. также Значение) (таковы понятия синонимии, аналитич. истинности, интенсивнальности выражения относительно контекста и др.), к-рые определяются для всех возможных интерпретаций. Наиболее значит, результаты Л. с. относятся к понятиям 1-й группы (определение понятия истинности в формализованных языках, анализ семантич. антиномий, доказательства полноты достаточно богатых логич. исчислений, теория определимости понятий). С помощью понятий и методов Л. с. изучаются различные семантич. свойства выражений искусств, языков (в особенности языков естеств. наук). Важным примером таких свойств является "связь по смыслу" в т.н. контрфактических предложениях (см. такжеДиспозиционалъный предикат). На базе понятий Л. с. определяются такие понятия логики индуктивной, как степень подтверждения гипотезы, аналогия. В последнее время была предложена теория семантической информации. Понятия и методы Л. с. получили свое развитие в связи с идеями и проблемами математич. логики в работах Фреге, Тарского, Карнапа, Кемени и др. См. Семантика в логике. Д. Лахути, В. Финн. Москва. |
ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТА́НТЫ - см. Константа. |