Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИН"-"ЛОГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИН"-"ЛОГ")

ЛИННЕЙ

ЛИННЕ́Й (Linné, Linnaeus), Карл (23 мая 1707 - 10 янв. 1778) - шведский естествоиспытатель и натуралист. Род. в Росхульте. Образование получил в Упсальском университете. С 1741 до конца жизни преподавал ряд биологич. и медицинских дисциплин и возглавлял кафедру в этом ун-те. В центре науч. интересов Л. была ботаника, однако он занимался широким кругом вопросов естествознания - зоологией, рудным делом и минералогией, медициной и др. Осн. заслуга Л. - создание систем классификации растений и животных. Первое изложение ее представлено Л. в кн. "Система природы" ("Systema naturae", 1735, рус. пер., ч. 1-2, 1804-1805); система классификации растений получила завершение в книге "Виды растений" ("Species plantarum", t. 1-2, 1753). Классификация Л. была искусственной, т. к. в основу ее были положены нек-рые произвольно выбранные признаки (напр., число тычинок у растений). Тем не менее она основывалась на науч. критерии - структурном сходстве видов животных и растений, к-рое, как выяснила впоследствии эволюционная теория, необходимо вытекает из эволюц. преемственности видов. Успеху классификации Л. содействовала строгая и ясная система описания. Единицей ее является вид, к-рый был в общем правильно определен Л. Бинарная система наименования видов, предложенная Л., вооружила биологию науч. терминологией, являющейся необходимым средством самоопределения науки. В системе классификации Л. отразились черты целого периода систематизации накопленного материала. Наиболее характерным для этого периода явилась "...выработка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является представление об абсолютной н е и з м е н я е м о с т и п р и р о д ы" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 6). Метафизич. характер мировоззрения этого периода связан с не устраненным еще значит. влиянием религ. взглядов. Последние довлели также и над Л. Однако исследование живой природы приводило Л. к идее развития. Систематизация видов животных и растений сталкивала естествоиспытателей с фактами их изменчивости, подсказывала идею родства видов. Сам Л. в конце жизни начал сомневаться в неизменности видов под влиянием опытов по скрещиванию растений. В "Основах ботаники" ("Fundamenta Botanica", 1736) он указывал на возможность возникновения значит. уклонений от осн. вида под влиянием климата, почвы и питания. Более того, в посмертно изданной работе о растении пелория Л. прямо делает допущение естеств. возникновения новых видов растений и общности происхождения различных видов. Л. включил в свою систему и человека, что явилось для последующих естествоиспытателей одним из стимулов к исследованию вначале сходства, а затем и связи человека с животным миром.

Соч.: Философия ботаники..., СПБ, 1805.

Лит.: Φаусек В. Α., К. Линней, его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1891; Комаров В. Л., Жизнь и труды Карла Линнея, в его кн.: Избр. соч., т. 1, [М.-Л. ], 1945; Бобров Е. Г., Двухсотлетие "Species plantarum" Карла Линнея. 1753-1953, М.-Л., 1954; его же, Линней, его жизнь и труды, М.-Л., 1957; Станков С., Линней, Руссо, Ламарк, М., 1955; его же, Карл Линней - выдающийся шведский натуралист, М., 1957; Карл Линней. 250 лет со дня рождения. 1707-1957. Сб. статей, М., 1958; Junk W., Bibliographie Linnaeana, В., 1902.

А. Игнатов. Москва.

ЛИНТОН

ЛИНТОН (Linton), Ралф (27 февр. 1893 - 24 дек. 1953) - амер. бурж. антрополог и социолог. Проф. антропологии Висконсинского (1928-37), Колумбийского (1937-46) и Иельского (1946-53) ун-тов. Редактор журн. "American Anthropologist" (1939-1944). Л. проводил мысль о связи антропологии с социологией и психологией, о синтезе их результатов, методов и техники. Взгляды Л. в области социологии культуры эклектичны. В исследовании культурного развития общества он, отправляясь от идей амер. антрополога Ф. Боаса, придерживался в общем стихийно материалистич. взглядов, резко критиковал расистские утверждения; в рассмотрении же формирования личности он исходил из идей фрейдистского психоанализа.

Определяющим моментом культурной эволюции общества Л. считал развитие технологии, средств и орудий произ-ва. "Пока не произойдут фундаментальные изменения в технологии, изменения в других элементах культуры будут ограничены как в направлении своего развития, так и в своих размерах" ("The tree of culture", N. Y., 1955, p. 48). Он исследовал также разделение труда, к-рое, по его мнению, обусловливает структуру и развитие культуры. Развитие технологии и культуры происходит, по Л., дисгармонично, серией мутаций, к к-рым он относит: открытие и использование орудий произ-ва, огня и языка; открытие средств к увеличению количества пищи; открытие тепла как источника энергии и появление науки (с 16 в.).

Л. выдвинул оказавшую большое влияние на амер. социологию и социальную психологию теорию статуса и роли. Согласно этой теории, в группах или вообще в обществе вырабатываются и предписываются более или менее осознанные "идеальные схемы" (общие нормы) ожидаемого поведения индивидуумов в различных ситуациях. Эти идеальные схемы определяют и взаимное отношение между индивидуумом и группой. Полярные позиции в таких схемах представляют собой статусы - определ. социальную позицию в определ. идеальной схеме, собрание прав и обязанностей для каждого члена группы. Роль отражает динамич. аспект статуса, когда член группы осуществляет свои права и обязанности (см. "The study of a man", 1936, гл. 7, 8). Вместе с А. Кардинером Л. ввел одно из осн. понятий совр. бурж. социальной психологии - понятие "основной структуры личности" определ. общества или культуры (см. "The cultural background of personality", 1945, 2 ed., 1961). Анализируя природу человеч. личности, Л. считал, что в ее основе лежат три гл. духовные потребности, "больше, чем какие-либо иные определяющие поведение человека": потребность реагировать на окружающее; стремление к безопасности; потребность в новом опыте. Наряду с этим Л. пытался доказать, что индивидуум часто действует бессознательно, повинуясь скрытым психич. мотивам.

Соч. (исключая чисто антропологич.): Acculturation in seven American Indian tribes, ed. R. Linton, N. Y.-L., [1940 ]; The scope and aims of anthropology, в сб.: The science of man in the world crisis, ed. R. Linton, N.Y., 1945, p. 3-18; Problems of status personality, в сб.: Culture and personality, ed. S. S. Sargent and M. W. Smith, [Ν. Υ. ], 1949.

Лит.: Gellin J., R. Linton, "American Anthropologist", 1956, v. 56, pt. 1, No 2 (имеется список трудов Л.).

И. Добронравов. Москва.

ЛИПМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИППС

ЛИППС (Lipps), Теодор (28 июля 1851 - 17 окт. 1914) - нем. бурж. философ и психолог, субъективный идеалист. Приват-доцент и проф. в Бонне, проф. в Бреслау (с 1890), в Мюнхене (с 1894), основатель Мюнхенского психологич. ин-та.

Л., наряду с Вундтом и Эббингаузом, наиболее крупный систематизатор нем. психологии конца 19 в. Работы Л., помимо общей теории психологии, охватывают широкий круг частных вопросов, связанных с психологией искусства.

Л. придерживается схемы психофизич. параллелизма (см. "Основы психофизики", СПБ, 1903, с. 18). Выступая против материализма, Л. утверждает, что противоположность физического и психического не существует объективно, что это лишь два "аспекта", две фазы субъективного опыта, к-рые создаются и различаются самим субъектом, его мышлением (см. "Основы логики"- "Grundzüge der Logik", 1893, рус. пер. 1902). Для психологич. системы Л. в целом характерно частичное стирание основного для нем. идеалистич. психологии конца 19 в. деления между концепциями "содержания сознания" (Вундт) и "интенционального психического акта" (Брентано). У Л. понятия субъекта, акта и объекта выступают как подчиненные по отношению к спиритуалистически понимаемой активности сознания - "переживанию". Субъективный идеализм послужил Л. основой для крайнего психологизма в логике: само мышление трактуется им лишь как психологич., субъективный факт. Поэтому стирается грань между психологич. и логич. аспектами сознания, и логика объявляется частью психологии. Психология вообще выступала у Л. как всеобъемлющая "наука о духе", основа философии. Объявляя психологию наукой "экспериментальной", Л. считал основным психологич. экспериментом "созерцание" психологом своей собственной духовной жизни. Под влиянием критики Гуссерля и Мейнонга у Л. появилась тенденция к "абсолютному объективному идеализму", что выразилось в разработке им полуфихтеанской концепции реального "Я", некоего безличного мирового "Я" ("Философия природы" - "Naturphilosophie", в кн.: W. Windelband [ред. ], Die Philosophie im Beginn des zwanzigsten Jahrhunderts, 1907, рус. пер. 1914). Однако объективный идеализм у Л. переплетается с субъективным: об этом "трансцендентном субъекте", "психической реальности" мы знаем только через индивидуальное сознание. Философия истории, этика и эстетика Л. построены на субъективистской основе. Так, высшим нравственным правилом Л. считал пребывание "верным самому себе". При анализе "эстетических ценностей" Л. считает решающим фактором индивидуальную оценку.

Соч.: Grundtatsachen des Seelenlebens, Bonn, 1883; Die ethischen Grundfragen, Hamb.-Lpz., 1899; Psychologie und Logik, Münch., 1905; Philosophie und Wirklichkeit, Hdlb., 1908; Psychologische Untersuchungen, Bd 1-2, Lpz., 1907-12; в рус. пер. - Самосознание, СПБ, 1903; Основные вопросы этики, СПБ, [1905 ]; Руководство к психологии, СПБ, 1907.

Лит.: Klemm О., Geschichte der Psychologie, Lpz.-В., 1911, изд. на англ. яз. Ν. Υ., [1914 ]; Anschütz G., Т. Lipps [Некролог ], "Arch. Ges. Psychol.", 1915, Bd 34.

H. Мотрошилова, М. Роговин. Москва.

ЛИПСЕТ

ЛИПСЕТ (Lipset), Сеймур Мартин (р. 18 марта 1922) - амер. бурж. социолог. С 1956 - проф. социологии в Калифорнийском ун-те. Наибольшее внимание Л. уделяет теоретич. проблемам социального расслоения в совр. капиталистич. обществе и политич. социологии, к-рые трактуются им в духе социологич. учения М. Вебера. Л. - ярый противник марксистского учения о классах и защитник реакц. теорий социальной стратификации и социальной мобильности; на 3-м Междунар. социологич. конгрессе совместно с Г. Зеттербергом предложил один из вариантов системы стратификации, согласно к-рой общество делится по след. признакам: профессия или занятия, потребление (уровень жизни), общность социальных интересов, степень власти. Соответственно этому выделяются: "профессиональные, потребительские, социальные классы" и "классы власти". Утверждая, что в США существуют наиболее высокие нормы т. н. вертикальной социальной мобильности, Л. считает США т.н. открытым обществом, т.е. обществом равных возможностей для всех. В работах по политич. социологии (напр., "Политический деятель. Социальные основы политики" - "Political man. The social bases of politics", 1960) отрицает классовый характер политики. Выводя осн. положения своей политич. социологии из учения о социальной мобильности, Л. пытается доказать, что "зап. демократия" в развитых капиталистич. странах якобы достигла "послеполитич. фазы", т.е. того уровня, когда классовые различия уже сгладились и на первый план выступают различия между людьми по социальному статусу. Эти взгляды Л. нашли выражение и в его докладе на 5-м Междунар. социологич. конгрессе (1962) - "США - первая новая нация" ("The United States - the first new nation"), в к-ром Л. выступает неприкрытым апологетом амер. капитализма.

Соч.: Agrarian socialism, Berkeley, 1950; Class, status and power: a reader in social stratification, Glencoe (III), [1953 ], [eds ], (совм. с R. Bendix); The political process in trade union, в сб.: Berger M., Abel T. and Ρaye C., Freedom and control in modem society, N. Y.-Toronto-L., 1954; The psychology of voting: an analysis of political behavior, [совм. с др. ], в кн.: Handbook of social psychology, v. 2, Camb., 1954; Political sociology (совм. с Bendix R.), "Current sociology", 1957, v. 6, No 2; Social mobility in industrial society, Berkeley-Los Ang., 1960 (совм. с R. Bendix).

И. Добронравов. Москва.

ЛИСЮЭ

ЛИСЮЭ - школа кит. философии, возникшая в 11 в. на основе развития конфуцианской идеологии. См. Неоконфуцианство.

ЛИТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТОВСКИЕ БРАТЬЯ

ЛИТО́ВСКИЕ БРА́ТЬЯ - представители реформационно-гуманистич. движения в Литве и Белоруссии 16 в. Первоначально движение Л. б. носило шляхетский характер. Видным деятелем Л. б. явился Симон Будный. Порвав с кальвинизмом, Л. б. придерживались арианских взглядов (см. Арианство), отрицали божественность природы Христа, нe признавали учения церкви о воскресении после смерти, верили в царство божие на земле. Противники упрекали Симона Будного и его сторонников в отрицании бессмертия души, обвиняли их в эпикуреизме.

Социально-политич. требования Л. б. не шли дальше осуждения отд. отрицат. сторон крепостничества. За это Л. б. подвергались критике со стороны представителей крестьянско-плебейских масс, к-рые отрицали крепостничество, проповедовали равенство, выступали против войн. Наиболее последоват. рационалистич. воззрения Л. б., а также их утверждения о праве занимать обществ. должности и употреблять оружие вызывали возражения среди умеренного крыла т.н. польских братьев (социниан). На Лукловицком арианском соборе 1582 социниане добились осуждения Симона Будного как еретика. В 17 в. движение Л. б., не получив поддержки нар. масс, пошло на убыль.

Лит.: Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому, К., 1876; Плисс В., Симон Будный и его сектантская и лит. деятельность в Литве и Зап. Руси, "Христианское чтение", 1914, т. 242, ч. 1-2; Из истории филос. и общественно-политич. мысли Белоруссии. Избр. произв. XVI - нач. XIX в., Минск, 1962; Kot S., Szymon Budny der grösste Häretiker Litauens im 16. Jahrhundert, в сб.: Studien zur älteren Geschichte Osteuropas, Tl I, Graz-Köln, 1956; Украïнськi письменники. Бiо-бiблiографiч. словник, т. 1, К., 1960, с. 223.

В. Корецкий. Москва.

ЛИТТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИТТРЕ

ЛИТТРЕ (Littré), Эмиль (1 февр. 1801 - 2 июня 1881) - франц. философ-позитивист, ученик и последователь Конта, филолог и политич. деятель. Бурж. республиканец по политич. убеждениям, Л. сражался на баррикадах во время революции 1830; после Париж. Коммуны стал на открыто враждебные пролетариату позиции. С 1871 - член Франц. академии с 1875 - сенатор.

Л. пытался примирить идеалистич. гносеологию и агностицизм позитивизма с науч. миропониманием, в частности с допущением существования объективных и неизменных, по мнению Л., всеобщих закономерностей, исключающих какой бы то ни было индетерминизм и сверхъестеств. вмешательство в естеств. ход событий в природе. Однако это положение о "неизменности естественных законов" не согласуется с исходным тезисом позитивизма о том, что познание не выходит за пределы явлений, обусловленных структурой чувств. восприятия. В области социологии Л. сводил проблему социальных изменений к интеллектуальному развитию, пытался сочетать политич. консерватизм с признанием обществ. прогресса. Эти взгляды Л. пропагандировал в основанном им и издававшимся вместе с Вырубовым журнале "La philosophie positive" ("Позитивная философия", t. 1-26, 1867-81); Л. перевел соч. Гиппократа (10 тт., 1839-61) и Плиния (2 тт., 1848-50); является автором "Истории франц. языка" ("Histoire de la langue française", t. 1-2, 1863), "Словаря франц. языка" ("Dictionnaire de la langue française", t. 1-2, 1863-69; t. 1-7, 1958), к-рый до сих пор не утратил значения, являясь одним из основных лексикографич. пособий по франц. яз.

Соч.: De la philosophie positive, P., 1845; Application de la philosophie positive ou gouvernement des sociétés..., P., 1850; Conversation, révolution et positivisme, P., 1852; Paroles de philosophie positive, 2 éd., P., 1863; Auguste Comte et la philosophie positive, 3 éd., P., 1877; La science au point de vue philosophique, 3 éd., P., 1873; Fragments de philosophie positive et de sociologie contemporaine. P., 1876; в рус. пер. - Конт и Милль, в кн.: Тэн И., Об уме и познании, т. 2, СПБ, 1872; Несколько слов по поводу положительной философии, Берлин, 1865.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 495; Kapo Э. М., Э. Л. и позитивизм, пер. с франц., [М. ], 1884; Н-въ Α., Позитивная школа философии истории и новая книга Л., "Вестник Европы", 1868, 3 год изд., кн. 5; Сharltоn D., Positivist thought in France during the Second Empire 1852-1870, Oxf., 1959; Роёу Α., L. et A. Comte,. P., 1879.

T. Ойзерман, Б. Сафронов. Москва.

ЛИФШИЦ

Михаил Александрович [р. 10(23) июля 1905] - сов. философ и эстетик, старший науч. сотрудник Ин-та истории искусств (с 1963). Член КПСС с 1938. Учился в Высшем художественно-технич. ин-те. Преподават. и науч. работу по философии в вузах и науч. учреждениях Москвы ведет с 1925. Автор работ, посвященных проблемам обществ. наук, лит-ры, иск-ва. Составитель книг "К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве" (1938; т. 1-2, 1957; имеются многочисл. издания на иностр. языках), "Ленин о культуре и искусстве" (1939), редактор изданий классиков филос., обществ. и эстетической мысли.

Соч.: К вопросу о развитии взглядов Маркса на искусство, М., 1933; пер. на англ. яз. - Ν. Υ., 1938; на нем. яз. - Dresd., 1960; Вопросы искусства и философии, М., 1935; серия полемич. статей против вульгарной социологии: Ленинизм и художественная критика, "Лит. газета", 1936, 20 января, No 4; Критич. заметки, там же, 24 мая, No 30, 15 июля, No 40, 15 августа, No 46; Надоело, там же, 1940, 10 янв., No 2; В чем сущность спора?, там же, 15 февр., No 9; частично переведено на нем. яз. в "Internationale Literatur", 1936, No 12; на англ. яз. - в сб.: Literature and Marxism, Ν. Υ., 1938; Франческо Гвиччардини, "Лит. газета", 1934, 10 июня, No 73; Джамбаттиста Вико, вступит. ст., в кн.: Вико Д., Основания новой науки, Л., 1940, пер. на англ. яз. - в "Philos. and Phenomenol. Res.", 1948, v. 8, No 3; Belinsky's aesthetical views, "Modern Quarterly", 1949, v. 4, No 3; Responsibility of art to society in Belinsky's esthetics, "Science and Society", 1949, No 3; Великий франц. просветитель, "Новый мир", 1953, No 6; "Философия жизни" И. Видмара, "Новый мир", 1958, No 12, пер. на чеш. яз., Praha, 1960; Странный социализм, "Новое время", 1958, No 9, 10, 13; Ветер истории, "Сов. культура", 1960, 26 нояб., No 141; В мире эстетики, "Новый мир", 1964, No 2.

ЛИХТЕНБЕРГ

ЛИХТЕНБЕРГ (Lichtenberg), Георг Кристоф (1 июля 1742 - 24 февр. 1799) - нем. просветитель, физик, художеств. критик. Учился в Гёттингенском ун-те; с 1769 до конца жизни был там же проф. физики. В 1795 стал членом Академии наук в Петербурге. Л. издавал "Гёттингенский карманный календарь" ("Göttingischer Taschenkalender", 1778-99) и совместно со своим другом нем. революц. демократом Форстером - "Göttingisches Magazin der Wissenschaft und Literatur" ("Гёттингенский журнал науки и литературы", 1780-85). Л. по существу отрицал христ. религию; его воззрения приближались к атеизму. Относительно библии он заявлял, что она написана людьми, и полагал, что человек создал бога по своему образцу. Критикуя агностицизм Канта (к концу жизни Л. в известной мере подпал под его влияние, хотя и не стал правоверным кантианцем), Л. одобрительно высказывался о философии Спинозы и признавал себя сторонником принципа "все - единое". Враг дворянства и духовенства, Л. критиковал духовное убожество, безнравственность и властолюбие дворянства и выступал в защиту порабощенных крестьян. Он поддерживал, хотя и не без колебаний, франц. революцию и призывал немцев преодолеть политич. разобщенность их отечества.

Как физик Л. известен наблюдениями над фигурами скользящего искрового разряда, названными Лихтенберговыми; как художеств. критик - своими статьями об англ. трагике Гаррике ("Письма из Англии" - "Briefe aus England", 1898) и англ. художнике Хоггарте ("Подробное разъяснение гравюр Хоггарта" - "Ausführliche Erklärung der Hogartschen Kupferstiche", 1794-99, опубл. Bd 1-12, 1794-1816).

Соч.: Werke, Stuttg., [1947 ]; Gesammelte Werke, Bd 1-2, Fr./M., 1949; Aphorismen und Briefe, В., [1953 ]; в рус. пер. - Афоризмы, СПБ, 1899; Избр. мысли Лихтенберга, в кн.: Избр. мысли Канта, М., 1906, с. 78-116; Афоризмы, пер. Г. С. Слободкина, М., 1964.

Лит.: Тронская М. Л., Л. и Хогарт, "Уч. зап. ЛГУ", 1959, No 276; ее же, Нем. сатира Просвещения, Л., 1962; Гулыга А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть XVIII века), М., 1962 (см. по указат.); Кlеinеibst R., G. Ch. L. in seiner Stellung zur deutschen Literatur, Stras., 1915; Hahn P., G. Ch. L. und die exakten Wissenschaften, Gött., 1927; Deneke О., Lichtenbergs Leben, [Bd 1 ], Münch., 1944; Schöff ler H., Lichtenberg, Gött., 1944; Requadt P., Lichtenberg. Zum Problem der deutschen Aphoristik, Hameln, [1948 ]; Вrinitzer К., G. Ch. Lichtenberg, Tübingen, [1956 ]; G. Ch. Lichtenberg, в кн.: Aufklärung. Hrsg. vom Kollektiv für Literaturgeschichte, В., 1958, S. 580-90.

ЛИХУД ИОАННИКИЙ

ЛИХУД Иоанникий (1663-1717) - деятель просветительского движения в России конца 17 - нач. 18 вв. По происхождению грек. Образование получил в Венеции в Падуанском ун-те. В 1685 по приглашению патриарха Иоакима Л. вместе с братом Софронием прибыл в Москву для организации преподавания в Славяно-греко-латинской академии, где преподавал логику, риторику, пиитику и "физику" (в аристотелевском смысле). Филос. курсы Л. представляют собой анализ работ Аристотеля, они носят еще в значит. степени схоластич. характер. Сохранился трактат Л. "О душе по учению перипатетиков...". Братья Л. активно участвовали также в богословской борьбе. Они возглавляли греч. школу в богословии, выступая против "латинского учения" Сильвестра Медведева, написали ряд полемич. сочинений против католичества, лютеранства и раскольнич. течений в России. В 1694, благодаря стараниям своих противников в богословской борьбе, братья Л. отстраняются от преподавания в академии, а в 1701, обвиненные в ересях и политич. интригах, ссылаются в костромской Ипатьевский монастырь. В 1706 новгородский митрополит Иов поручает братьям Л. устройство в Новгороде славяно-греко-лат. школы по образцу московской. Лишь в 1716 Л. получает разрешение вернуться в Москву. Несмотря на богословско-схоластич. характер своих курсов, братья Лихуды сыграли огромную роль в распространении образования в России начала 18 в.

Лит.: Смирнов С., История Московской славяно-греко-латинской Академии, М., 1855; Куприянов И., Материалы для истории училищ в России, "Ж. для воспитания...", 1857, т. 2; Образцов И. Я., Братья Лихуды, "Ж. мин-ва народного просвещения", 1867, No 9; Hиколев И., Материалы к биографии Лихудов, М., 1881; Сменцовский М., Братья Лихуды, СПБ, 1899; Лихачев Н. П., Портрет И. Лихуда, СПБ, 1902; Галкин Α., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Трахтенберг О. В., Общественно-политич. мысль в России в XV - XVII вв., в сб.: Из истории русской философии, под ред. И. Я. Щипанова, М., 1951.

А. Голодко. Москва.

ЛИХУД СОФРОНИЙ

ЛИХУД Софроний (1652-1730) - рус. педагог и мыслитель, деятель просветит. движения в России. Грек по происхождению. Брат Иоанникия Л.

Свой курс логики, носивший название "Яснейшее изложение всего логич. действования", Л. делил на 3 части, соответственно 3 способностям ума: 1) о познании путем восприятия, 2) о познании при помощи суждений, 3) об умозаключении при помощи силлогизма. В курсе излагались осн. положения традиц. аристотелевской логики. Курс "Естеств. философии", основой к-рого являлась "Физика" Аристотеля, носил схоластич. характер.

Лит.: см. при статье Лихуд И.

А. Голодко. Москва.

ЛИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОБАЧЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОВАН

ЛОВА́Н (Л е в е й к а), Стефан Григорьевич (16 в.) белорусский материалист и атеист. В 1591 привлекался польским королем Сигизмундом III "пред главный трибунальский суд" за распространение материалистич. и атеистич. идей. Вторичное разбирательство дела Л. в 1594 вследствие неявки доносчика в суд привело к решению короля о "неосновательности" обвинений Л. в "богохульстве и эпикурействе".

Соч. Л. не найдены. О его мировоззрении можно судить по обвинит. материалам суда, а также по сочинениям современников Л., обвинявших Л. в том, что он отрицал сотворение мира богом (см. S. Zebrowski, Recepta na plastr Czechowicza, 1597; St. Resciyc, De atheismis et phabarismis evangelicorum libri duo..., 1596, и др.). Л. считал, что мир "так стоит от века"; все, что мы видим вокруг нас, не нуждается в допущении сверхъестеств. творца; мир подвижен; все - "земля, древо, вода и иншие речы" - "само презъ себе сталосе". Особой, отдельной от тела души не существует. Все учение церкви Л. рассматривал как ложное. Говоря о порядках на земле, Л. утверждал, что люди создают на земле ад одним и рай другим; феод. порядки считал неправомерными, выступая, т.о., как идеолог нарождающейся буржуазии.

Лит.: Бодянский О. Μ., Ο поисках моих в Познанской публичной библиотеке, М., 1846; Архивы ЦГАДА, Литовская метрика, ф. 389, е. x. No 277, лист 405, 405 об; Архив Виленской капитулы, Рукописный отдел АН Лит. ССР, коллекция Гоштаута; Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии, Минск, 1962.

В. Сербента. Минск.

ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА ИНДУКТИВНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА КЛАССОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА КОМБИНАТОРНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКА ОТНОШÉНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИКИ-СОФИСТЫ

ЛО́ГИКИ-СОФИСТЫ - последователи древнекит. филос. направления минцзя (школы имен) (5-2 вв. до н.э.). Наибольшей известностью пользуются Гунсунь Лун и Хуэй Ши - представители двух противоположных течений этой школы. Менее известны др. Л.-с: Дэн Си, Инь Вэнь, Мао Гун, Чэнгун Шэн и Хуан-гун. Учение представителей этой школы сводилось гл. обр. к логич. рассуждениям о соотношении между именем (названием вещи) и содержанием (сущностью вещи). Теория Л.-с. о сущности вещей и их названиях сводится к доказательству и разработке идеи о том, что все в окружающем мире зависит от названия. Л.-с. утверждали, что все неурядицы в жизни происходят от того, что название не всегда соответствует содержанию вещи или понятия. Достаточно привести их в соответствие, как в жизни начнет царить гармония (учение об исправлении имен). Примерно такие же рассуждения можно встретить в конфуцианстве. При помощи схоластич. рассуждений о названиях, игнорируя подлинную сущность законов объективного мира, Л.-с. доказывали, что "истинное все же не истинно". Они пришли к утверждению отдельного и независимого существования абстракций.

ЛОГИСТИКА

ЛОГИСТИКА (от греч. λογιστική - искусство вычислять, рассуждать). У древних греков Л. наз. искусство вычислений и геометрич. измерений, т.е. практич. арифметика, противо-поставлявшаяся теоретич. математике. В этом значении этот термин употреблялся в Зап. Европе вплоть до 17 в. Но уже Лейбниц пользовался словом logistica (так же как и термином logica mathematica) как синонимом для calculus ratiocinator (исчисления умозаключений), идею к-рого он выдвинул. В 1904 на Международном филос. конгрессе в Женеве этот термин был предложен (независимо Ительсоном, Лаландом и Кутюра) для обозначения математической логики; в наст. время чаще всего употребляется именно в этом смысле. В лит-ре встречается, однако, и иное его употребление: как название того этапа в логике, к-рый представлен логич. работами Рассела и его школы или "вязанного с этими же работами направления в философии математики, к-рое иначе наз. логицизмом.

От "Л." как названия математич. логики образован ряд важных терминов, употребляемых в логич. и филос. лит-ре. Так, характерный для математич. логики способ формализации посредством построения формализованных языков часто наз. логистическим методом; чисто формальную часть формализованного языка (т.е. неинтерпретированное исчисление) наз. логистической системой (а также формальной системой).

Лит.: Чёрч Α., Введение в математическую логику, [т. ] 1, пер. с англ., М., 1960, с. 48-60, 373-378; Кольман Э. Я., История математики в древности, М., 1961, с. 73-74; "Revue de Métaphysique et de Morale", v. 12, 1904; The dictionary of philosophy, ed. D. Runes, 4 ed., Ν. Υ., 1942.

ЛОГИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКАЯ ИСТИННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМА́НТИКА - раздел металогики, в к-ром изучаются интерпретации логических исчислений. Осн. понятия Л. с. можно разделить на 2 группы: (1) понятия, применение к-рых к выражениям логич. исчисления существенно зависит от выбора интерпретации (см. также Модель) (таковы понятия истинности, обозначения, экстенсиональности выражения относительно контекста, синтетич. истинности и др.); (2) понятия, принадлежащие т.н. теории смысла (см. также Значение) (таковы понятия синонимии, аналитич. истинности, интенсивнальности выражения относительно контекста и др.), к-рые определяются для всех возможных интерпретаций. Наиболее значит, результаты Л. с. относятся к понятиям 1-й группы (определение понятия истинности в формализованных языках, анализ семантич. антиномий, доказательства полноты достаточно богатых логич. исчислений, теория определимости понятий). С помощью понятий и методов Л. с. изучаются различные семантич. свойства выражений искусств, языков (в особенности языков естеств. наук). Важным примером таких свойств является "связь по смыслу" в т.н. контрфактических предложениях (см. такжеДиспозиционалъный предикат).

На базе понятий Л. с. определяются такие понятия логики индуктивной, как степень подтверждения гипотезы, аналогия. В последнее время была предложена теория семантической информации. Понятия и методы Л. с. получили свое развитие в связи с идеями и проблемами математич. логики в работах Фреге, Тарского, Карнапа, Кемени и др. См. Семантика в логике.

Д. Лахути, В. Финн. Москва.

ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ

ЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТА́НТЫ - см. Константа.

Предыдущая страница Следующая страница