Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛОГ"-"ЛОС")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕ́МЫ АВТОМА́ТОВ - технич. устройства (или части технич. устройств), в к-рых зависимость между входными и выходными сигналами выражается логич. функцией. Л. с. а. делятся на два основных класса - Л. с. а. без памяти (однотактные или комбинационные схемы), в к-рых выходной сигнал в настоящий момент времени зависит только от входных сигналов в этот же момент, и Л. с. а. с памятью (многотактные или последовательностные схемы), в которых выходной сигнал зависит еще и от входных сигналов в предыдущие моменты времени. Структурные свойства Л. с. а. изучает абстрактная теория автоматов. Осн. задачами теории автоматов являются вопросы анализа и синтеза Л. с. а., т.е. выяснение того, какое преобразование информации реализует заданная Л. с. а. (анализ) и построения Л. с. а., реализующей заданное преобразование (синтез); минимизация числа элементов в Л. с. а., синтез надежных схем из элементов, обладающих нек-рой вероятностью отказа в работе, и др. При разработке этих вопросов широко используются средства логики, причем не только логики высказываний, но и нек-рые разделы логики предикатов, многозначные логики и т.п. Т.о., с одной стороны, Л. с. а. моделируют логич. операции, а с другой стороны, при исследовании Л. с. а. используется аппарат современной формальной (математической) логики. Результаты, получаемые при изучении Л. с. а., имеют важное значение для кибернетики, в частности для описания процессов обработки информации человеком в его содержательном мышлении. Лит.: Кобринский Н. Е., Трахтенброт Б. Α., Введение в теорию конечных автоматов, М., 1962; Глушков В. М., Синтез цифровых автоматов, М., 1962; Яблонский С. В., Функциональные построения в k-значной логике, Тр. Матем. ин-та им. В. А. Стеклова, т. 51, М., 1958; Автоматы. Сб., пер. с англ. М., 1956; Айзерман М. А. и др., Логика. Автоматы; Алгоритмы, М., 1963. О. Кузнецов. Москва. |
ЛОГИЧЕСКИЕ ФО́РМЫ - формы отображения действительности в мышлении. Изучение Л. ф. с т. зр. объективно-истинного отражения в мышлении изменяющейся, развивающейся действительности в ее всеобщей форме, в форме категорий входит в задачу логики диалектической. Изучение структуры Л. ф., а также разработка средств их формализации являются задачей формальной логики. В с о в р е м е н н о й формальной логике Л. ф. исследуются также в связи с возможностями выражения с их помощью определ. содержания. См. Форма логическая. |
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждений, осуществляемое средствами формальной логики. Л. а. касается как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т.п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой Л. а. содержательных областей знания и важных науч. понятий является построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий, т.н. формализованных языков. Л. а. - один из важнейших познават. приемов совр. науки, значение к-рого особенно возросло благодаря развитию математич. логики, кибернетики, лингвистики математической и семиотики, созданию информационно-логич. машин (см. Логические машины) и т.д. (см. Формализация, Форма логическая). В бурж. философии необоснованная универсализация гносеологич. возможностей Л. а. неоднократно приводила (особенно начиная с 1-го десятилетия 20 в.) к оформлению субъективистских филос. течений, наиболее известным из к-рых является логического анализа философия. Критикуя эти течения, диалектич. материализм раскрывает подлинную познават. роль Л. а. в совр. науке. Лит.: Чёрч Α., Введение в матем. логику, [т. ] 1, пер. с англ., М., 1960 (введение); Субботин А. Л., Смысл и ценность формализации в логике, в сб.: Филос. вопросы соврем. Формальной логики, М., 1962. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛОГИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС - теория, изучающая чисто формальную часть логич. систем, т.е. отношения между их выражениями безотносительно к интерпретации последних и устанавливающая правила построения этих выражений и правила оперирования с ними. Описание Л. с. к.-л. системы состоит в указании "словаря" (алфавита и классификации его элементов), правил образования (построения) выражений системы и правил преобразования (вывода, дедукции). См. Синтаксис в логике. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕ́ДСТВИЕ - суждение (предложение, высказывание, формула), логически вытекающее (или, иначе, логически следующее) из посылок умозаключения (или из посылок вывода, состоящего из ряда умозаключений), т.е. выводимое из посылок на основе правил и законов логики. См. Следствие. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛОГОСО́ФИЯ (от греч. λόγος - слово и σοφία - мудрость) - реакц. учение аргент. философа-идеалиста Пекоче, рекламируемое в США. Сочетает в себе объективный и субъективный идеализм. Согласно Л., конечная цель самосозерцания человека - поиски бога. Лит.: Сивоконь П., [рец. на кн. ] Пекоче Ц., Л., наука и метод, "Новые книги за рубежом по обществ. наукам", 1960, ноябрь, No 11; его же, Л. профессора Пекоче, "Наука и религия", 1962, No 6; Gonzalez Pecotche C. В., Logosophy: science and method, N. Y., 1959. |
Петр Дмитриевич (4 мая 1764 - 10 июня 1829) - философ-деист. Род. в Австро-Венгрии в с. Збой Земщинского комитата (в наст. время терр. ЧССР). Проф. Львовского (с 1787) и Краковского (с 1801) ун-тов, Петерб. пед. ин-та (с 1803) и ун-та (1819-20). Рассматривая человека как состоящего из тела и "души" (являющейся совокупностью естеств. познават. и волевых способностей), Л. развил сенсуалистич. взгляд на проблему познания. В полемике с субъективным идеализмом, скептицизмом и агностицизмом, в особенности кантовским, он доказывал возможность достижения истины, к-рую понимал как "сходство мыслей наших с таковым предметом, который действительно существует вне нашего ума" ("Логич. наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного", СПБ, 1815, с. 310). Л. выступал против попыток запретить преподавание в России философии и низведения ее до роли "служанки богословия". С 1820 Л. подвергался гонениям: его не допускали к преподаванию философии, "Логич. наставления..." были запрещены к переизданию, на самого Л. писались доносы. Взгляды Л. на проблемы обществ. жизни были консервативны (см. "Теория общих прав, содержащая в себе филос. учение о естеств. всеобщем гос. праве", СПБ, 1828). Соч. Л. "Естеств. Право народов" и "Полный курс философии" остались неопубликоваными, рукописи их, по-видимому, погибли. Лит.: Зверев В. М., Петр Дмитриевич Л., в кн.: Бюллетень студенч. науч. об-ва Ленингр. ун-та, вып. 2, [Л. ], 1959; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1953, с. 164-65, 167-69; Костюк Г. С, Рус.-укр. связи в формировании передовой отечеств. психологич. мысли, "Изв. Акад. пед. наук РСФСР", 1955, вып. 65, с. 60-62. З. Каменский. Москва. |
ЛОЙОЛА (Loyola), Игнатий (1491 - 31 июля 1556) - исп. монах, основатель ордена иезуитов (см. Иезуиты). В 1540 папа Павел III утвердил устав "Общества Иисуса" (Societas Jesu) - ордена иезуитов. Л., избранный первым генералом ордена, превратил орден в одно из орудий католич. реакции. В соч. "Духовные упражнения" ("Exercitia spiritualia", 1548) Л. изложил принципы и систему иезуитского воспитания, ставящего своей целью полное подавление индивидуальной воли человека и превращение его в послушное орудие христианской церкви. В 1622 папа римский провозгласил Л. "святым". Б. Рамм. Ленинград. |
ЛОКАЯТА (от санскр. лока - мир, мирские дела) - название одной из материалистич. школ инд. философии. Первоначально в эпосе "Рамаяна", ранних буддистских трактатах и, возможно, в Артхашастре термином "Л." обозначалось преим. иск-во спора, умение опровергать устоявшиеся положения и религ. догмы и вообще скептицизм, к-рый за его направленность против религии брахманизма стал позже отождествляться с материалистич. учением чарвака. Начиная с 5 в. в работах буддистских и джайнистских авторов термином "Л." обозначаются материалистич. учения, отрицающие существование бога, души (атман), идеи о переселении душ и т.д. Термин "Л." обычно употребляется в качестве синонима чарвака с традиц. провозглашением одного из древних мудрецов (в данном случае Брихаспати) основоположником этого учения. В нек-рых работах термином "Л." называют мировоззрение простого народа. Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана. История индийского материализма, пер. с англ., М., 1961; Rhys-Davids Т. W. (tr.), Dialogues of the Buddha, vol. 2, L., 1910, pp. 169-172; Sсhermerhоrn R. Α., When did Indian materialism get its distinctive titles?, "J. Amer. Oriental Soc.", 1930, v. 50, No 2; Surendranath Dasgupta M. Α., A history of Indian philosophy, vol. 3, [Camb. ], 1940. H. Аникеев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛОМБРОЗО (Lombroso), Чезаре (18 ноября 1836 - 19 окт. 1909) - итал. психиатр и криминалист. Основатель антропологич. направления совр. бурж. криминалистики. Л. развил теорию о биологич. обусловленности уголовной преступности. Первоначально Л. толковал преступность как атавизм, далее он развивал взгляд на преступника как на помешанного и эпилептика. Л. не только утверждал предопределенность преступности индивида. Он биологизировал юридич. функции гос-ва, отождествляя их с защитной реакцией животных, он рассматривал революцию как результат деятельности гениальных и психически ненормальных людей, к-рым, в отличие от консервативного большинства, физиологически свойственно стремление к переменам. То же стремление, обнаруживающееся в виде выраженной патологии, ведет, по мнению Л., к "бунту". Теории Л. оказали значит, влияние на бурж. криминологов и характерологов, напр. Кречмера или Хутона. Интерес к концепциям Л. со стороны бурж. криминалистики, несомненно, в значит, мере определяется их объективно реакц. социальной направленностью. Соч.: Il delitto politico e le rivoluzioni..., Torino, 1890 (совм. с R. Laschi); La donna delinquente..., Torino, 1893 (совм. с G. Ferrero); L'uomo delinquente, v. 1-3, 5 ed., Torino, 1896-97; в рус. пер.: Любовь у помешанных, О., 1889; Новейшие успехи науки о преступнике, СПБ, 1892: Гениальность и помешательство, 3 Изд., СПБ, 1895. Лит.: Чиж В., Криминальная антропология, "Северный вестн.", 1892, No 3, отд. 1, с. 161-83; Закревский И., Об учениях уголовно-антропологич. школы, X., 1893; Φерри Э., Уголовная социология, ч. 1-2, пер. с франц., СПБ, 1910-12; Kurella H., С. L. als Mensch und Forscher, Wiesbaden, 1910; Lombroso-Ferrerо G., С. Lombroso, storia della vita e delie opere narrata della figlia, Torino-Ν. Υ., 1915; Ferrari G., С. Lombroso, 3 ed., Torino, 1915; Ηooton Ε. Α., Crime and the man, Camb., 1931; его же, The American criminal: an anthropological study, Camb., 1939; Lindesmith Сf. A. and Levin Υ., The Lombrosian myth in criminology, "Amer. J. Soc", 1937, No 42, p. 653-67; Vold G. В., Theoretical criminology, N. Y., 1958. М. Роговин. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛОНГИН - предполагаемый автор трактата "О возвышенном" (рус. пер. "О высоком", 1803, 2 изд., 1826), памятника антич. эстетич. и лит.-критич. мысли эпохи ранней Римской империи. До нач. 19 в. автором этого трактата считали Кассия Лонгина (лат. Longinus), знаменитого ритора 3 в. В 1809 итал. филолог Дж. Амати, проанализировав рукописи, отверг традиц. взгляд и предположил, что автором является Дионисий Галикарнасский. Затем авторство без достаточных оснований приписывалось Плутарху, риторам Элию Теону, Гермагору и др. Вопрос об авторстве остается открытым. Большинство новейших исследователей (Г. Кайбель, У. Роберте, М. Бойд и др.) относит трактат к 40-м гг. 1 в. н.э. Трактат полемически заострен против одноименного сочинения ритора Цецилия из Калакты. Имеющиеся в нем высказывания об упадке красноречия и его причинах свидетельствуют о том, что идейно Л. принадлежал к кругу республиканской оппозиции, связанной с рим. стоицизмом. Хотя трактат предназначался для изучающих ораторское иск-во, в нем ставится ряд важнейших вопросов эстетики и теории лит-ры. Впервые у псевдо-Л. термин "высокое", возвышенное интерпретируется и как эстетич. категория. Автор различает возвышенное в природе (его атрибуты - количественно огромное, грозное, страшное) и в человеч. обществе, иск-ве. Согласно псевдо-Л., возвышенное - это "...отголосок душевного величия..." (IX, 3). Критерием возвышенного Л. выдвигает общезначимость (см. тамже, VII, 4). Л. принадлежит учение о пяти источниках возвышенного, главный из к-рых - смелые мысли и сильная страсть. Три остальных источника (формальные средства) связаны с обучением, мастерством. Трактат оказал значит. влияние на эстетику нового времени, особенно классицизма. Под его влиянием находились Буало, Мильтон, Поп, Винкельман, Драйден. Идеи псевдо-Л. нашли отражение во взглядах на возвышенное Бёрка, Канта, Чернышевского. Соч.: Libellus de sublimate Dionysio Longino fere adscriptus..., Oxf., [1906 ]; De sublimate libellus, 4 ed., Lpz., [1911 ]; On the sublime, N. Y., 1930; On great writing, transl. by G. M. A. Grube, Ν. Υ., 1957. Лит.: Vaucher L., Études critiques sur le Traité du sublime et sur les écrits de L., P.-Gen., 1854; Кaibel G., C. L. und die Schrift περί ὕψους, "Hermes", 1899, Bd 34, Η. 1; Müller Η. F., Die Schrift "Über das Erhabene", Hdlb., 1911; Mutsсhmann Η., Tendenz, Aufbau und Quellen der Schrift "Vom Erhabenen", В., 1913; Cantarella R., Osservazioni critiche intorno al περί ὕψους, "Rev. études grecques", 1925, t. 38, No 175-76; Cataudella Q., Intorno al περί ὕψους, там же, 1930, t. 43, No 200-201; Roberts W. R., Longinus on the sublime, "Philological Quarterly", 1928, v. 7 (July), No 3; Munno G., Un libro di critica litteraria nell'antica Grecia, Roma, 1935; Воyd M. J., L., the "Philological discourses" and the essay "On the sublime", "Classical Quarterly", 1957, Jan. - Apr. (New ser., v. 7, No 1-2), p. 39-46; Moore W. G., Boileau and L., "French Studies", 1960, Jan., v. 14, No 1, p. 52-62. И. Нахов. Москва. |
ЛО́НГО (Longo), Луиджи (р. 15 марта 1900) - деятель итал. и междунар. коммунистич. движения, ген. секретарь Итал. коммунистич. партии (с 1964). Член ИКП с 1921. Организатор и руководитель (1921-27) Коммунистич. Федерации молодежи (ИКСМ). С 1927 - член ЦК ИКП, с 1931 - член Политбюро. С 1932 - представитель ИКП в ИККИ. С 1935 работал во Франции. Участник революц. войны в Испании, один из организаторов Интернац. бригад. После поражения исп. революции был выдан франц. пр-вом фашистским властям и находился в ссылке до 1943. С первых дней антифашистской борьбы за освобождение Италии - руководитель партизанского движения. После провозглашения республики - депутат парламента (с 1946). В 1945-64 - зам. ген. секретаря ИКП. Книги, статьи и выступления Л., опубликованные в журналах и сборниках коммунистич. прессы ("Ринашита", "Проблемы мира и социализма", "Критика марксиста" и др.), освещают мн. важные проблемы историч. материализма, истории ИКП, экономики совр. капитализма, тактики компартий, разоблачают враждебные марксизму течения бурж. философии. Л. принимал активное участие в создании теоретич. центра марксистской мысли Италии - "Института Грамши". Много внимания уделяет вопросам культуры, вовлечению прогрессивно настроенной интеллигенции в борьбу за мир, демократию и социализм, высвобождению ее из-под влияния реакц. теории аполитизма и "независимости науки и искусства". Исследованию роли нар. масс в борьбе против фашизма посвящена книга Л. "Народ Италии в борьбе" ("Un popolo alla macchia", 1947, рус. пер., M., 1952). В работе "Ревизионизм новый и старый" ("Revisionismo nuovo e antico", 1957, рус. пер., 1958) Л. анализирует социально-политич. основы совр. ревизионизма, показывает его полный отход от осн. положений марксизма-ленинизма, от диалектич. материализма, рассматривает важнейшие вопросы совр. коммунистич. движения. Л. разоблачает попытки итал. ревизионистов исказить истинный облик А. Грамши, представив его защитником теории стихийности. Л. борется против принижения ведущей роли компартии в борьбе за мир и социализм, раскрывает связь между интернациональной и национальной сторонами коммунистич. движения. Значителен вклад Л. в изучение совр. капитализма, его развития в Италии и роли гос.-монополистич. капитала в наст. время. Соч.: Il XIX congresso del Partito comunista del Unione Sovietica, в кн.: Togliatti - Longo - Salinari. Per la Costituzione democratica e per una libera cultura. Rapporti alia sessione del С. С. del P. C. I. del 10-12 novembre 1952, [Firenze, 1953 ]; Azione democratica e rinovamento del P. С. I., "L'Unita", 1960, 25 gennaio, No 4 (25); Il miracolo economico e l'analisi marxista, [Roma, 1962 ]; в рус. пер.: Интернацион. бригады в Испании, М., 1960; За демократич. обновление Италии, за социализм, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 4; Сорок лет жизни и борьбы Итал. коммунистич. партии, "Коммунист", 1961, No 3; "Экономич. чудо" и дальнейшее обострение классовых противоречий, там же, 1962, No 14; Революц. значение борьбы за структурные реформы, "Проблемы мира и социализма", 1963, No 2. Лит.: Л. Л. о ревизионизме Джолитти, "В помощь политич. самообразованию", 1958, No 15; Невлер В., Л. Л. разоблачает Джолитти, "Нов. мир", 1958, No 9; Л. Лонго, "Новое время", 1960, No 8; Longo ai giornalisti, "L'Unita", 1960, 30 gennaio, No 30. З. Мелещенко. Москва. |
ЛОПА́ТИН Герман Александрович [13(25) янв. 1845 - 26 дек. 1918 ] - рус. революционер. Род. в Н. Новгороде. Окончил естеств. отделение физико-математич. фак-та Петерб. ун-та (1866), защитив дисс. "О самопроизвольном зарождении" (см. "Историч. архив", 1960, No 3), свидетельствующую о материалистич. подходе Л. к явлениям природы и его атеистич. убежденности. В 70-х гг., живя за границей, находился в дружеских отношениях с Марксом и Энгельсом; был избран в Ген. совет 1-го Интернационала (1870), где поддерживал борьбу Маркса против бакунистов. Перевел на рус. яз. часть 1-го т. "Капитала" Маркса. Зимой 1870-71 сделал неудачную попытку освободить из ссылки Чернышевского. Неск. раз подвергался арестам. В 1883 совершил побег из ссылки. Отстаивая необходимость вовлечения широких нар. масс в борьбу против самодержавия, но не сумев найти правильного пути для революционной деятельности, Л. примкнул к народнич. орг-ции "Народная воля", хотя и не разделял политич. идей народовольцев. В 1887 был приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Освобожден в 1905. В своих выступлениях Л. разрабатывал вопросы революц. борьбы, резко критиковал либералов. Маркс неоднократно писал о Л. в письмах к своим рус. корреспондентам. По воспоминаниям П. Лаврова, "о немногих людях Карл Маркс говорил... с такой теплой симпатией к человеку и с таким уважением к силе его ума...", как о Л. ("Г. А. Лопатин", П., 1919, с. 29). Большой интерес представляет запись Л. своей беседы с Энгельсом (1883), во время к-рой Энгельс охарактеризовал задачи и перспективы революции в России (см. "Воспоминания о Марксе и Энгельсе", 1956, с. 207-08). Соч.: Не наши, в кн.: Вперед! (Непериодич. обозрение), 1874, т. 3, отд. 2; Письма... редактору газеты "Daily News", там же; Вместо внутреннего обозрения, "Народная воля", 1884, No 10; [К истории "Вперед" ], "Речь", 1916, No 350, 20 декабря; Первые дни революции, "Одесские новости", 1917, 12 марта; Автобиография (1845-1918), П., 1922. Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, 2 изд., [Л. ], 1951; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 20, с. 405; Бурцев Вл., Из моих воспоминаний, "Свободная Россия", 1889, No 1, с. 48-56; Бернштейн Эд., Карл Маркс и рус. революционеры, "Минувшие годы", 1908, No 10, с. 23; Ποпов И. И., Г. А. Лопатин, М., 1926; Попов А. В., Г. А. Лопатин, в кн.: Материалы по изучению Ставропольского края, вып. 1, Ставрополь, 1949; Саморуков Н., Общественно-политич. деятельность Г. А. Л. (1845-1918), "Вопр. истории", 1951, No 3; Савицкий А. П., Г. Л. в Ташкенте, в кн.: Тр. Среднеазиатского ун-та, вып. 142, Историч. науки, кн. 30, Ташкент, 1958; Рапопорт Ю. М., Из истории связей рус. революционеров с основоположниками науч. социализма (К. Маркс и Г. Лопатин), М., 1960; Антонов В. Ф., Г. Лопатин, Липецк, 1960; его же, Рус. друг Маркса Г. А. Л., М., 1962; Hаучитель М. В., Г. Л. в Сибири, [Иркутск ], 1963. |
ЛОПАТИН Лев Михайлович (1 июня 1855 - 21 марта 1920) - рус. философ-персоналист. Проф. Моск. ун-та, редактор журн. "Вопросы философии и психологии", пред. Моск. психологич. об-ва (с 1899). В "динамическом" спиритуализме Л. переплетаются влияния Лейбница, Лотце, В. Соловьёва. Ленин называл Л. "философским черносотенцем" и отмечал близость его обскурантских устремлений с философией неокритицистов, имманентов и др. совр. идеалистов (см. Соч., т. 14, с. 286). Мир, по Л., одушевлен и представляет собой совокупность сверхвременных, внутренне-активных центров - живых монад; каждая из них - единство субстанции и силы, субъекта и процесса. Абс. причина этих конечных динамич. субстанций - бог. Источник и носитель человеч. сознания - бессмертная душа, являющаяся более богатой внутр. жизнью монадой, чем монады, составляющие окружающий мир. Объективно-идеалистическая в целом философия Л. включала в себя субъективистские, агностич. тенденции; человек созерцает, по Л., не объективную внешнюю действительность, а лишь ее подобие, созданное духом. Мистифицируя причинность, Л. толковал ее как свободное волеизлияние духа, созидающего явления. Философия Л. пессимистична; выход из "безумного хаоса" жизни она видит лишь за пределами земного бытия. Соч.: История древней философии, [М., 1901 ], литогр. изд.; Психология, М., [1902 ]; Философские характеристики и речи, М., 1911; Положительные задачи философии, ч. 1-2, 2 изд., М., 1911; Лекции по истории новой философии, ч. 1, М., 1914; Неотложные задачи совр. мысли, "Вопр. философии и психологии", 1917, кн. 136, янв. - февр. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 286-88, 290, 328, 337-38; Гуляев А. Д., Несколько замечаний о приемах историко-философских исследований, Каз., 1909; Коган Л. Α., К критике философии Вл. Соловьева, "Вопр. философии", 1959, No 3; История философии, т. 5, М., 1961, с. 345-47; Петровский А. В., Об основных направлениях в рус. психологии нач. XX в., в кн.: Из истории рус. психологии, М., 1961. Л. Коган. Москва. |
Иван Владимирович (24 февр. 1756 - 22 июня 1816) - рус. писатель-масон (см. Масонство). В молодости увлекался "вольтерьянством", переводил "Естеств. политику" Гольбаха, с 80-х гг. - масон-мистик. В кн. "Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями и опровержение их вредных правил" (1780) доказывал, что просвещение людей, нравственность, правосудие должны быть основаны на заповедях религии, выступал против франц. материалистов, лишивших, по Л., человека "пресладкия надежды" на загробную жизнь и разрушивших якобы тем самым весь обществ. порядок. В кн. "Όζηλόσοφος. Искатель премудрости, или Духовный рыцарь" (1791) Л. детально разрабатывал масонский ритуал и религ. систему нравственности. В произведениях "Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами" (1794), "Благость и преимущество единоначалия" (1795), "Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же замечание на известную книгу Руссову „Du Contrat social"" (1809) Л., исходя из якобы существующего в природе установленного богом "естественного" неравенства, доказывал естественность обществ. неравенства, необходимость "степени состояний". Отстаивая необходимость "мудрого" самодержавного правления, Л. считал одной из гл. задач масонов борьбу с теорией общественного договора франц. энциклопедистов. Осуждая франц. революцию конца 18 в., Л. утверждал, что только соблюдение христ. заповедей делает "человека совершенно свободным внутренне" ("Отрывки сочинения...", с. 53); "спокойно несущий иго рабства счастливее того мнимо свободного, который беспрестанно всем обижается и безпокоится желанием большей свободы" (там же, с. 44-45). Л. считал, что "... в России ослабление связей подчиненности крестьян помещикам опаснее самого нашествия неприятельского" ("Записки из нек-рых обстоятельств жизни и службы...", Лондон, 1860. с. 171). Лит.: Πлеханов Г. В., Соч., т. 22, М.-Л., 1925, ч. 3, гл. 11; Герцен А. И., [Предисловие к изданию ] "Записки" И. В. Лопухина, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Пиксанов Н. К., И. В. Лопухин, в сб.: Масонство в прошлом и настоящем, т. 1, СПБ, [1914 ]; Барсков Я., И. В. Л., в кн.: Рус. биогр. словарь, т. 10, СПБ, 1914 (подробная библиография); Плимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "Вопр. философии", 1957, No 2. Ε. Плимак. Москва. |
ЛО́РЕНЦЕН (Lorenzen), Пауль Петер Вильгельм (р. 24 марта 1915) - нем. логик и математик, д-р естествознания, проф. ун-та в Киле (с 1956). Работает в области математич. логики, оснований математики и алгебры. В соч. "Введение в оперативную логику и математику" ("Einführung in die operative Logik und Mathematik", 1955) Л. построил систему "оперативной логики", к-рая является попыткой обосновать употребляемые во мн. системах математич. логики аксиомы и правила вывода. С этой целью Л. строит логику без аксиом, как общую теорию исчислений. Система Л. при этом сама оказывается исчислением, в к-ром выводимы все аксиомы и правила вывода интуиционистской логики. Л. разработал также "логику спора", близкую по своему характеру к т.н. дедуктивным таблицам голл. логика Э. Бета. "Логика спора" является одним из обоснований интуиционистской логики. Соч.: Logical reflection and formalism, "J. Symbolic Logic", 1958, v. 23, No 3; Logik und Agon, в кн.: Atti del XII Congresso internazionale di Filosofia, [Venezia, septembre 1958 ], v. 4, Firenze, 1960; Die Entstehung der exakten Wissenschaften, В., 1960; Ein dialogisches Konstruktivitätskriterium, в сб.: Infinitistic methods. Proceedings of the symposium on foundations of mathematics. Warszawa, 2-9 September, 1959, Oxf.-Warsz., 1961, p. 193-200; Formale Logik, [2 Aufl. ] B., 1962. В. Донченко. Москва. |
Алексей Федорович [р. 10 (22) сент. 1893 ] - сов. филолог и философ, проф. (с 1923), д-р филологич. наук (с 1943). Окончил филологич. и филос. отделения Моск. ун-та (1915). Начиная с 20-х гг. преподавал классич. филологию, логику, психологию, историю философии и историю эстетич. учений в различных вузах Москвы. С 1944 преподает классич. филологию в Моск. педагогич. ин-те им. Ленина. В 20-х гг. пытался сочетать элементы неоплатонизма с диалектикой Гегеля и феноменологией Гуссерля. В дальнейшем, в 30-40-е гг., переходит на позиции марксизма. С этих позиций он исследует проблемы антич. мифологии, философии, эстетики, лит-ры, категории диалектики, выступает с критикой бурж. философии. Переводчик Аристотеля, Плотина, Секста-Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Соч.: Эрос у Платона, в сб.: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. 1891-1916, М., 1916; О музыкальном ощущении любви и природы, "Музыка. Еженедельник", 1916, No 251, 252; Античный космос и современная наука, М., 1927; Музыка как предмет логики, М., 1927; Философия имени, М., 1927; Диалектика художеств. формы, М., 1927; Диалектика числа у Платона (пер. и комментарии трактата Платона "О числах"), М., 1928; Критика платонизма у Аристотеля, М., 1929; Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; Диалектика мифа, М., 1930; Олимпийская мифология в ее социально-историч. развитии, Уч. Зап. [Моск. гос. пед. ин-та ], т. 72, Кафедра классич. филологии, вып. 3, 1953; Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры. (Эпос и лирика), там же, т. 83, вып. 4, 1954; Гесиод и мифология, там же; Введение в античную мифологию,в сб.: Уч. зап. пед. ин-та. Филологич. сер., вып. 5, [Душанбе ], 1954; Античная мифология в ее историч. развитии, М., 1957; Совр. проблемы изучения античной мифологии, "Вестник истории мировой культуры", 1957, No 3; пер. на рум. яз. в "Analele romînosovietice. Seria istorie", 1958, No 1-2 (21-22); пер. на польский яз. в "Euhemer, przegląd religioznawczy", 1960, No 3; Chaos antyczny, "Meander", 1957, No 9; Послесловие в кн.: Томсон Дж., Исследования по истории древнегреч. общества, т. 2, Первые философы, М., 1959; Классич. калокагатия и ее типы, в сб.: Вопросы эстетики, [т. ] 3, М., 1960; Гомер, М., 1960; пер. на болг. яз., София, 1962; Предшественники неоплатонизма, в кн.: История греч. лит-ры, т. 3, М., 1960; Философская проза неоплатонизма, там же; Античная музыкальная эстетика, М., 1960; Эстетич. терминология Платона, в кн.: Из истории эстетич. мысли древности и средневековья, М., 1961; Гибель бурж. культуры и ее философии (Послесловие), в кн.: Хюбшер А., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962; Эллинизм, в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, М., 1962; История антич. эстетики, М., 1963. |
ЛО́ССИУС (Lossius), Иоганн Христиан (22 апр. 1743 - 8 янв. 1813) - нем. философ и психолог. Психич. явления сводятся, по Л., к материальным процессам в человеч. теле, к-рые повинуются определенным механич. и физиологич. закономерностям. Благодаря воздействию внешних предметов на органы чувств возникают ощущения, из к-рых создаются представления и понятия. Л. находился под влиянием англ. и франц. материализма. Он боролся против картезианского учения о врожденных идеях, лейбницевской монадологии, скептицизма Юма и субъективного идеализма Беркли, хотя в своих воззрениях в области теории познания колебался между материалистич. теорией отражения и релятивизмом, а в старости склонялся к гносеологии Канта. Соч.: Physische Ursachen des Wahren, Gotha, 1774; Unterricht der gesunden Vernunft, Tl 1-2, Gotha, 1777-78; Neues philosophisches allgemeines Real-Lexikon, Bd 1-4, Erfurt, 1803-06. О. Фингер. ГДР. |
Николай Онуфриевич (р. 6 дек. 1870) - рус. философ-идеалист. До Οкт. революции 1917 - проф. Петерб. ун-та. С 1922 - белоэмигрант. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной академии в Нью-Йорке (с 1947). По филос. взглядам Л. - представитель интуитивизма. Гл. задача философии, по Л., - построить "теорию о мире как едином целом". Наиболее важные данные для этого дает религ. опыт. Центр. элемент мира - мистически понимаемая личность как сверхвременный субстанциональный деятель. Все остальное - результат ее творч. способности. В основе гносеологии Л. лежит понятие "гносеологической координации" (ср. "принципиальную координацию" Авенариуса). Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия "интенциональных" (целевых) актов - осознание, внимание и т.д. Любой исследуемый предмет познается посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической в зависимости от характера объекта. Сущность предмета (единство свойств, причинное отношение и т.д.) всегда идеальна, потому и возможно его познание. Реальная история для Л. - это иллюзия, лишь подготовка к "метаистории", т.е. к "грядущей жизни в царстве божием". Л. - сторонник абс. этики; идти с богом или против бога - в этом, по Л., критерий нравственности. Л. оценивает различные филос. системы с т. зр. того, какой вклад они вносят в построение теории о мире как "едином целом", опирающейся прежде всего на религ. опыт, к-рый раскрывает "сокровеннейший смысл вселенского существования". Осн. черты рус. философии, по Л., - ее этич. характер, "религ. реалистичность", "синтетичность". Исходя из этого, Л. по существу исключает материализм из истории рус. философии, тем самым фальсифицируя ее ("История рус. философии" - "History of Russian philosophy", 1951, рус. пер., 1954). Соч.: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма, СПБ, 1903; Мир как органич. целое, М.. 1917; Введение в философию, ч. 1, 2 изд., П., 1918; Основные вопросы гносеологии. Сб. ст., П., 1919; Интуитивная философия Бергсона, 3 изд., П., 1922; Конкретный и отвлеченный идеал-реализм, "Мысль", 1922, M 1, 2; Логика, ч. 1-2, 2 изд., Берлин, 1923; Сборник задач по логике, Прага, 1924; Обоснование интуитивизма, 3 изд., Берлин, 1924; Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931; Условия абсолютного добра (основы этики), Париж, 1931: Рус. философия в XX в., в кн.: Записки Рус. науч. ин-та в Белграде, вып. 3, 1931; Диалектич. материализм в СССР, Париж, 1934; Value and existence, L., 1935 (совм. с J. Marshall); Чувственная, интеллектуальная и мистич. интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его христианское миропонимание, Нью-Йорк, 1953; Pcrsonalistischer Idealismus, "Kant-Studien", 1959-60, Bd 51, Η. 4. Лит.: Поварнин С. И., Об "интуитивизме" Н. О. Л., СПБ, 1911; Ивановский В. Л., О нек-рых недоумениях, вызываемых "интуитивизмом" Н. О. Л., в кн.: Сб. ст. в честь Д. А. Корсакова, Мюнхен, 1913; Hayмова М. Α., Философствующий богослов, в кн.: Уч. зап. кафедры диалектич. и историч. материализма ВПШ при ЦК КПСС и местных ВПШ, вып. 1, М., 1958; Против совр. фальсификаторов истории рус. философии, М., 1960; Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М.-Л., 1963. Л. Суворов. Москва. |