Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛОГ"-"ЛОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛОГ"-"ЛОС")

ЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ АВТОМАТОВ

ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕ́МЫ АВТОМА́ТОВ - технич. устройства (или части технич. устройств), в к-рых зависимость между входными и выходными сигналами выражается логич. функцией. Л. с. а. делятся на два основных класса - Л. с. а. без памяти (однотактные или комбинационные схемы), в к-рых выходной сигнал в настоящий момент времени зависит только от входных сигналов в этот же момент, и Л. с. а. с памятью (многотактные или последовательностные схемы), в которых выходной сигнал зависит еще и от входных сигналов в предыдущие моменты времени. Структурные свойства Л. с. а. изучает абстрактная теория автоматов. Осн. задачами теории автоматов являются вопросы анализа и синтеза Л. с. а., т.е. выяснение того, какое преобразование информации реализует заданная Л. с. а. (анализ) и построения Л. с. а., реализующей заданное преобразование (синтез); минимизация числа элементов в Л. с. а., синтез надежных схем из элементов, обладающих нек-рой вероятностью отказа в работе, и др. При разработке этих вопросов широко используются средства логики, причем не только логики высказываний, но и нек-рые разделы логики предикатов, многозначные логики и т.п. Т.о., с одной стороны, Л. с. а. моделируют логич. операции, а с другой стороны, при исследовании Л. с. а. используется аппарат современной формальной (математической) логики.

Результаты, получаемые при изучении Л. с. а., имеют важное значение для кибернетики, в частности для описания процессов обработки информации человеком в его содержательном мышлении.

Лит.: Кобринский Н. Е., Трахтенброт Б. Α., Введение в теорию конечных автоматов, М., 1962; Глушков В. М., Синтез цифровых автоматов, М., 1962; Яблонский С. В., Функциональные построения в k-значной логике, Тр. Матем. ин-та им. В. А. Стеклова, т. 51, М., 1958; Автоматы. Сб., пер. с англ. М., 1956; Айзерман М. А. и др., Логика. Автоматы; Алгоритмы, М., 1963.

О. Кузнецов. Москва.

ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

ЛОГИЧЕСКИЕ ФО́РМЫ - формы отображения действительности в мышлении. Изучение Л. ф. с т. зр. объективно-истинного отражения в мышлении изменяющейся, развивающейся действительности в ее всеобщей форме, в форме категорий входит в задачу логики диалектической. Изучение структуры Л. ф., а также разработка средств их формализации являются задачей формальной логики. В с о в р е м е н н о й формальной логике Л. ф. исследуются также в связи с возможностями выражения с их помощью определ. содержания. См. Форма логическая.

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - уточнение логич. формы (строения, структуры) рассуждений, осуществляемое средствами формальной логики. Л. а. касается как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т.п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой Л. а. содержательных областей знания и важных науч. понятий является построение формальных систем, интерпретируемых на этих областях или с помощью данных понятий, т.н. формализованных языков. Л. а. - один из важнейших познават. приемов совр. науки, значение к-рого особенно возросло благодаря развитию математич. логики, кибернетики, лингвистики математической и семиотики, созданию информационно-логич. машин (см. Логические машины) и т.д. (см. Формализация, Форма логическая).

В бурж. философии необоснованная универсализация гносеологич. возможностей Л. а. неоднократно приводила (особенно начиная с 1-го десятилетия 20 в.) к оформлению субъективистских филос. течений, наиболее известным из к-рых является логического анализа философия. Критикуя эти течения, диалектич. материализм раскрывает подлинную познават. роль Л. а. в совр. науке.

Лит.: Чёрч Α., Введение в матем. логику, [т. ] 1, пер. с англ., М., 1960 (введение); Субботин А. Л., Смысл и ценность формализации в логике, в сб.: Филос. вопросы соврем. Формальной логики, М., 1962.

ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС

ЛОГИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС - теория, изучающая чисто формальную часть логич. систем, т.е. отношения между их выражениями безотносительно к интерпретации последних и устанавливающая правила построения этих выражений и правила оперирования с ними. Описание Л. с. к.-л. системы состоит в указании "словаря" (алфавита и классификации его элементов), правил образования (построения) выражений системы и правил преобразования (вывода, дедукции). См. Синтаксис в логике.

ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ

ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕ́ДСТВИЕ - суждение (предложение, высказывание, формула), логически вытекающее (или, иначе, логически следующее) из посылок умозаключения (или из посылок вывода, состоящего из ряда умозаключений), т.е. выводимое из посылок на основе правил и законов логики. См. Следствие.

ЛОГОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОГОСОФИЯ

ЛОГОСО́ФИЯ (от греч. λόγος - слово и σοφία - мудрость) - реакц. учение аргент. философа-идеалиста Пекоче, рекламируемое в США. Сочетает в себе объективный и субъективный идеализм. Согласно Л., конечная цель самосозерцания человека - поиски бога.

Лит.: Сивоконь П., [рец. на кн. ] Пекоче Ц., Л., наука и метод, "Новые книги за рубежом по обществ. наукам", 1960, ноябрь, No 11; его же, Л. профессора Пекоче, "Наука и религия", 1962, No 6; Gonzalez Pecotche C. В., Logosophy: science and method, N. Y., 1959.

ЛОДИЙ

Петр Дмитриевич (4 мая 1764 - 10 июня 1829) - философ-деист. Род. в Австро-Венгрии в с. Збой Земщинского комитата (в наст. время терр. ЧССР). Проф. Львовского (с 1787) и Краковского (с 1801) ун-тов, Петерб. пед. ин-та (с 1803) и ун-та (1819-20).

Рассматривая человека как состоящего из тела и "души" (являющейся совокупностью естеств. познават. и волевых способностей), Л. развил сенсуалистич. взгляд на проблему познания. В полемике с субъективным идеализмом, скептицизмом и агностицизмом, в особенности кантовским, он доказывал возможность достижения истины, к-рую понимал как "сходство мыслей наших с таковым предметом, который действительно существует вне нашего ума" ("Логич. наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного", СПБ, 1815, с. 310). Л. выступал против попыток запретить преподавание в России философии и низведения ее до роли "служанки богословия". С 1820 Л. подвергался гонениям: его не допускали к преподаванию философии, "Логич. наставления..." были запрещены к переизданию, на самого Л. писались доносы. Взгляды Л. на проблемы обществ. жизни были консервативны (см. "Теория общих прав, содержащая в себе филос. учение о естеств. всеобщем гос. праве", СПБ, 1828).

Соч. Л. "Естеств. Право народов" и "Полный курс философии" остались неопубликоваными, рукописи их, по-видимому, погибли.

Лит.: Зверев В. М., Петр Дмитриевич Л., в кн.: Бюллетень студенч. науч. об-ва Ленингр. ун-та, вып. 2, [Л. ], 1959; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1953, с. 164-65, 167-69; Костюк Г. С, Рус.-укр. связи в формировании передовой отечеств. психологич. мысли, "Изв. Акад. пед. наук РСФСР", 1955, вып. 65, с. 60-62.

З. Каменский. Москва.

ЛОЙОЛА

ЛОЙОЛА (Loyola), Игнатий (1491 - 31 июля 1556) - исп. монах, основатель ордена иезуитов (см. Иезуиты). В 1540 папа Павел III утвердил устав "Общества Иисуса" (Societas Jesu) - ордена иезуитов. Л., избранный первым генералом ордена, превратил орден в одно из орудий католич. реакции. В соч. "Духовные упражнения" ("Exercitia spiritualia", 1548) Л. изложил принципы и систему иезуитского воспитания, ставящего своей целью полное подавление индивидуальной воли человека и превращение его в послушное орудие христианской церкви. В 1622 папа римский провозгласил Л. "святым".

Б. Рамм. Ленинград.

ЛОКАЯТА

ЛОКАЯТА (от санскр. лока - мир, мирские дела) - название одной из материалистич. школ инд. философии. Первоначально в эпосе "Рамаяна", ранних буддистских трактатах и, возможно, в Артхашастре термином "Л." обозначалось преим. иск-во спора, умение опровергать устоявшиеся положения и религ. догмы и вообще скептицизм, к-рый за его направленность против религии брахманизма стал позже отождествляться с материалистич. учением чарвака. Начиная с 5 в. в работах буддистских и джайнистских авторов термином "Л." обозначаются материалистич. учения, отрицающие существование бога, души (атман), идеи о переселении душ и т.д. Термин "Л." обычно употребляется в качестве синонима чарвака с традиц. провозглашением одного из древних мудрецов (в данном случае Брихаспати) основоположником этого учения. В нек-рых работах термином "Л." называют мировоззрение простого народа.

Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана. История индийского материализма, пер. с англ., М., 1961; Rhys-Davids Т. W. (tr.), Dialogues of the Buddha, vol. 2, L., 1910, pp. 169-172; Sсhermerhоrn R. Α., When did Indian materialism get its distinctive titles?, "J. Amer. Oriental Soc.", 1930, v. 50, No 2; Surendranath Dasgupta M. Α., A history of Indian philosophy, vol. 3, [Camb. ], 1940.

H. Аникеев. Москва.

ЛОКК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОМБРОЗО

ЛОМБРОЗО (Lombroso), Чезаре (18 ноября 1836 - 19 окт. 1909) - итал. психиатр и криминалист. Основатель антропологич. направления совр. бурж. криминалистики. Л. развил теорию о биологич. обусловленности уголовной преступности. Первоначально Л. толковал преступность как атавизм, далее он развивал взгляд на преступника как на помешанного и эпилептика. Л. не только утверждал предопределенность преступности индивида. Он биологизировал юридич. функции гос-ва, отождествляя их с защитной реакцией животных, он рассматривал революцию как результат деятельности гениальных и психически ненормальных людей, к-рым, в отличие от консервативного большинства, физиологически свойственно стремление к переменам. То же стремление, обнаруживающееся в виде выраженной патологии, ведет, по мнению Л., к "бунту". Теории Л. оказали значит, влияние на бурж. криминологов и характерологов, напр. Кречмера или Хутона. Интерес к концепциям Л. со стороны бурж. криминалистики, несомненно, в значит, мере определяется их объективно реакц. социальной направленностью.

Соч.: Il delitto politico e le rivoluzioni..., Torino, 1890 (совм. с R. Laschi); La donna delinquente..., Torino, 1893 (совм. с G. Ferrero); L'uomo delinquente, v. 1-3, 5 ed., Torino, 1896-97; в рус. пер.: Любовь у помешанных, О., 1889; Новейшие успехи науки о преступнике, СПБ, 1892: Гениальность и помешательство, 3 Изд., СПБ, 1895.

Лит.: Чиж В., Криминальная антропология, "Северный вестн.", 1892, No 3, отд. 1, с. 161-83; Закревский И., Об учениях уголовно-антропологич. школы, X., 1893; Φерри Э., Уголовная социология, ч. 1-2, пер. с франц., СПБ, 1910-12; Kurella H., С. L. als Mensch und Forscher, Wiesbaden, 1910; Lombroso-Ferrerо G., С. Lombroso, storia della vita e delie opere narrata della figlia, Torino-Ν. Υ., 1915; Ferrari G., С. Lombroso, 3 ed., Torino, 1915; Ηooton Ε. Α., Crime and the man, Camb., 1931; его же, The American criminal: an anthropological study, Camb., 1939; Lindesmith Сf. A. and Levin Υ., The Lombrosian myth in criminology, "Amer. J. Soc", 1937, No 42, p. 653-67; Vold G. В., Theoretical criminology, N. Y., 1958.

М. Роговин. Москва.

ЛОМОНОСОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОНГИН

ЛОНГИН - предполагаемый автор трактата "О возвышенном" (рус. пер. "О высоком", 1803, 2 изд., 1826), памятника антич. эстетич. и лит.-критич. мысли эпохи ранней Римской империи. До нач. 19 в. автором этого трактата считали Кассия Лонгина (лат. Longinus), знаменитого ритора 3 в. В 1809 итал. филолог Дж. Амати, проанализировав рукописи, отверг традиц. взгляд и предположил, что автором является Дионисий Галикарнасский. Затем авторство без достаточных оснований приписывалось Плутарху, риторам Элию Теону, Гермагору и др. Вопрос об авторстве остается открытым. Большинство новейших исследователей (Г. Кайбель, У. Роберте, М. Бойд и др.) относит трактат к 40-м гг. 1 в. н.э. Трактат полемически заострен против одноименного сочинения ритора Цецилия из Калакты. Имеющиеся в нем высказывания об упадке красноречия и его причинах свидетельствуют о том, что идейно Л. принадлежал к кругу республиканской оппозиции, связанной с рим. стоицизмом.

Хотя трактат предназначался для изучающих ораторское иск-во, в нем ставится ряд важнейших вопросов эстетики и теории лит-ры. Впервые у псевдо-Л. термин "высокое", возвышенное интерпретируется и как эстетич. категория. Автор различает возвышенное в природе (его атрибуты - количественно огромное, грозное, страшное) и в человеч. обществе, иск-ве. Согласно псевдо-Л., возвышенное - это "...отголосок душевного величия..." (IX, 3). Критерием возвышенного Л. выдвигает общезначимость (см. тамже, VII, 4). Л. принадлежит учение о пяти источниках возвышенного, главный из к-рых - смелые мысли и сильная страсть. Три остальных источника (формальные средства) связаны с обучением, мастерством.

Трактат оказал значит. влияние на эстетику нового времени, особенно классицизма. Под его влиянием находились Буало, Мильтон, Поп, Винкельман, Драйден. Идеи псевдо-Л. нашли отражение во взглядах на возвышенное Бёрка, Канта, Чернышевского.

Соч.: Libellus de sublimate Dionysio Longino fere adscriptus..., Oxf., [1906 ]; De sublimate libellus, 4 ed., Lpz., [1911 ]; On the sublime, N. Y., 1930; On great writing, transl. by G. M. A. Grube, Ν. Υ., 1957.

Лит.: Vaucher L., Études critiques sur le Traité du sublime et sur les écrits de L., P.-Gen., 1854; Кaibel G., C. L. und die Schrift περί ὕψους, "Hermes", 1899, Bd 34, Η. 1; Müller Η. F., Die Schrift "Über das Erhabene", Hdlb., 1911; Mutsсhmann Η., Tendenz, Aufbau und Quellen der Schrift "Vom Erhabenen", В., 1913; Cantarella R., Osservazioni critiche intorno al περί ὕψους, "Rev. études grecques", 1925, t. 38, No 175-76; Cataudella Q., Intorno al περί ὕψους, там же, 1930, t. 43, No 200-201; Roberts W. R., Longinus on the sublime, "Philological Quarterly", 1928, v. 7 (July), No 3; Munno G., Un libro di critica litteraria nell'antica Grecia, Roma, 1935; Воyd M. J., L., the "Philological discourses" and the essay "On the sublime", "Classical Quarterly", 1957, Jan. - Apr. (New ser., v. 7, No 1-2), p. 39-46; Moore W. G., Boileau and L., "French Studies", 1960, Jan., v. 14, No 1, p. 52-62.

И. Нахов. Москва.

ЛОНГО

ЛО́НГО (Longo), Луиджи (р. 15 марта 1900) - деятель итал. и междунар. коммунистич. движения, ген. секретарь Итал. коммунистич. партии (с 1964). Член ИКП с 1921. Организатор и руководитель (1921-27) Коммунистич. Федерации молодежи (ИКСМ). С 1927 - член ЦК ИКП, с 1931 - член Политбюро. С 1932 - представитель ИКП в ИККИ. С 1935 работал во Франции. Участник революц. войны в Испании, один из организаторов Интернац. бригад. После поражения исп. революции был выдан франц. пр-вом фашистским властям и находился в ссылке до 1943. С первых дней антифашистской борьбы за освобождение Италии - руководитель партизанского движения. После провозглашения республики - депутат парламента (с 1946). В 1945-64 - зам. ген. секретаря ИКП.

Книги, статьи и выступления Л., опубликованные в журналах и сборниках коммунистич. прессы ("Ринашита", "Проблемы мира и социализма", "Критика марксиста" и др.), освещают мн. важные проблемы историч. материализма, истории ИКП, экономики совр. капитализма, тактики компартий, разоблачают враждебные марксизму течения бурж. философии. Л. принимал активное участие в создании теоретич. центра марксистской мысли Италии - "Института Грамши". Много внимания уделяет вопросам культуры, вовлечению прогрессивно настроенной интеллигенции в борьбу за мир, демократию и социализм, высвобождению ее из-под влияния реакц. теории аполитизма и "независимости науки и искусства". Исследованию роли нар. масс в борьбе против фашизма посвящена книга Л. "Народ Италии в борьбе" ("Un popolo alla macchia", 1947, рус. пер., M., 1952). В работе "Ревизионизм новый и старый" ("Revisionismo nuovo e antico", 1957, рус. пер., 1958) Л. анализирует социально-политич. основы совр. ревизионизма, показывает его полный отход от осн. положений марксизма-ленинизма, от диалектич. материализма, рассматривает важнейшие вопросы совр. коммунистич. движения. Л. разоблачает попытки итал. ревизионистов исказить истинный облик А. Грамши, представив его защитником теории стихийности. Л. борется против принижения ведущей роли компартии в борьбе за мир и социализм, раскрывает связь между интернациональной и национальной сторонами коммунистич. движения. Значителен вклад Л. в изучение совр. капитализма, его развития в Италии и роли гос.-монополистич. капитала в наст. время.

Соч.: Il XIX congresso del Partito comunista del Unione Sovietica, в кн.: Togliatti - Longo - Salinari. Per la Costituzione democratica e per una libera cultura. Rapporti alia sessione del С. С. del P. C. I. del 10-12 novembre 1952, [Firenze, 1953 ]; Azione democratica e rinovamento del P. С. I., "L'Unita", 1960, 25 gennaio, No 4 (25); Il miracolo economico e l'analisi marxista, [Roma, 1962 ]; в рус. пер.: Интернацион. бригады в Испании, М., 1960; За демократич. обновление Италии, за социализм, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 4; Сорок лет жизни и борьбы Итал. коммунистич. партии, "Коммунист", 1961, No 3; "Экономич. чудо" и дальнейшее обострение классовых противоречий, там же, 1962, No 14; Революц. значение борьбы за структурные реформы, "Проблемы мира и социализма", 1963, No 2.

Лит.: Л. Л. о ревизионизме Джолитти, "В помощь политич. самообразованию", 1958, No 15; Невлер В., Л. Л. разоблачает Джолитти, "Нов. мир", 1958, No 9; Л. Лонго, "Новое время", 1960, No 8; Longo ai giornalisti, "L'Unita", 1960, 30 gennaio, No 30.

З. Мелещенко. Москва.

ЛОПАТИН ГЕРМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЛОПА́ТИН Герман Александрович [13(25) янв. 1845 - 26 дек. 1918 ] - рус. революционер. Род. в Н. Новгороде. Окончил естеств. отделение физико-математич. фак-та Петерб. ун-та (1866), защитив дисс. "О самопроизвольном зарождении" (см. "Историч. архив", 1960, No 3), свидетельствующую о материалистич. подходе Л. к явлениям природы и его атеистич. убежденности. В 70-х гг., живя за границей, находился в дружеских отношениях с Марксом и Энгельсом; был избран в Ген. совет 1-го Интернационала (1870), где поддерживал борьбу Маркса против бакунистов. Перевел на рус. яз. часть 1-го т. "Капитала" Маркса. Зимой 1870-71 сделал неудачную попытку освободить из ссылки Чернышевского. Неск. раз подвергался арестам. В 1883 совершил побег из ссылки. Отстаивая необходимость вовлечения широких нар. масс в борьбу против самодержавия, но не сумев найти правильного пути для революционной деятельности, Л. примкнул к народнич. орг-ции "Народная воля", хотя и не разделял политич. идей народовольцев. В 1887 был приговорен к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Освобожден в 1905.

В своих выступлениях Л. разрабатывал вопросы революц. борьбы, резко критиковал либералов. Маркс неоднократно писал о Л. в письмах к своим рус. корреспондентам. По воспоминаниям П. Лаврова, "о немногих людях Карл Маркс говорил... с такой теплой симпатией к человеку и с таким уважением к силе его ума...", как о Л. ("Г. А. Лопатин", П., 1919, с. 29). Большой интерес представляет запись Л. своей беседы с Энгельсом (1883), во время к-рой Энгельс охарактеризовал задачи и перспективы революции в России (см. "Воспоминания о Марксе и Энгельсе", 1956, с. 207-08).

Соч.: Не наши, в кн.: Вперед! (Непериодич. обозрение), 1874, т. 3, отд. 2; Письма... редактору газеты "Daily News", там же; Вместо внутреннего обозрения, "Народная воля", 1884, No 10; [К истории "Вперед" ], "Речь", 1916, No 350, 20 декабря; Первые дни революции, "Одесские новости", 1917, 12 марта; Автобиография (1845-1918), П., 1922.

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, 2 изд., [Л. ], 1951; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 20, с. 405; Бурцев Вл., Из моих воспоминаний, "Свободная Россия", 1889, No 1, с. 48-56; Бернштейн Эд., Карл Маркс и рус. революционеры, "Минувшие годы", 1908, No 10, с. 23; Ποпов И. И., Г. А. Лопатин, М., 1926; Попов А. В., Г. А. Лопатин, в кн.: Материалы по изучению Ставропольского края, вып. 1, Ставрополь, 1949; Саморуков Н., Общественно-политич. деятельность Г. А. Л. (1845-1918), "Вопр. истории", 1951, No 3; Савицкий А. П., Г. Л. в Ташкенте, в кн.: Тр. Среднеазиатского ун-та, вып. 142, Историч. науки, кн. 30, Ташкент, 1958; Рапопорт Ю. М., Из истории связей рус. революционеров с основоположниками науч. социализма (К. Маркс и Г. Лопатин), М., 1960; Антонов В. Ф., Г. Лопатин, Липецк, 1960; его же, Рус. друг Маркса Г. А. Л., М., 1962; Hаучитель М. В., Г. Л. в Сибири, [Иркутск ], 1963.

ЛОПАТИН ЛЕВ МИХАЙЛОВИЧ

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1 июня 1855 - 21 марта 1920) - рус. философ-персоналист. Проф. Моск. ун-та, редактор журн. "Вопросы философии и психологии", пред. Моск. психологич. об-ва (с 1899). В "динамическом" спиритуализме Л. переплетаются влияния Лейбница, Лотце, В. Соловьёва. Ленин называл Л. "философским черносотенцем" и отмечал близость его обскурантских устремлений с философией неокритицистов, имманентов и др. совр. идеалистов (см. Соч., т. 14, с. 286).

Мир, по Л., одушевлен и представляет собой совокупность сверхвременных, внутренне-активных центров - живых монад; каждая из них - единство субстанции и силы, субъекта и процесса. Абс. причина этих конечных динамич. субстанций - бог. Источник и носитель человеч. сознания - бессмертная душа, являющаяся более богатой внутр. жизнью монадой, чем монады, составляющие окружающий мир. Объективно-идеалистическая в целом философия Л. включала в себя субъективистские, агностич. тенденции; человек созерцает, по Л., не объективную внешнюю действительность, а лишь ее подобие, созданное духом. Мистифицируя причинность, Л. толковал ее как свободное волеизлияние духа, созидающего явления. Философия Л. пессимистична; выход из "безумного хаоса" жизни она видит лишь за пределами земного бытия.

Соч.: История древней философии, [М., 1901 ], литогр. изд.; Психология, М., [1902 ]; Философские характеристики и речи, М., 1911; Положительные задачи философии, ч. 1-2, 2 изд., М., 1911; Лекции по истории новой философии, ч. 1, М., 1914; Неотложные задачи совр. мысли, "Вопр. философии и психологии", 1917, кн. 136, янв. - февр.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 286-88, 290, 328, 337-38; Гуляев А. Д., Несколько замечаний о приемах историко-философских исследований, Каз., 1909; Коган Л. Α., К критике философии Вл. Соловьева, "Вопр. философии", 1959, No 3; История философии, т. 5, М., 1961, с. 345-47; Петровский А. В., Об основных направлениях в рус. психологии нач. XX в., в кн.: Из истории рус. психологии, М., 1961.

Л. Коган. Москва.

ЛОПУХИН

Иван Владимирович (24 февр. 1756 - 22 июня 1816) - рус. писатель-масон (см. Масонство). В молодости увлекался "вольтерьянством", переводил "Естеств. политику" Гольбаха, с 80-х гг. - масон-мистик. В кн. "Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями и опровержение их вредных правил" (1780) доказывал, что просвещение людей, нравственность, правосудие должны быть основаны на заповедях религии, выступал против франц. материалистов, лишивших, по Л., человека "пресладкия надежды" на загробную жизнь и разрушивших якобы тем самым весь обществ. порядок. В кн. "Όζηλόσοφος. Искатель премудрости, или Духовный рыцарь" (1791) Л. детально разрабатывал масонский ритуал и религ. систему нравственности. В произведениях "Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами" (1794), "Благость и преимущество единоначалия" (1795), "Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же замечание на известную книгу Руссову „Du Contrat social"" (1809) Л., исходя из якобы существующего в природе установленного богом "естественного" неравенства, доказывал естественность обществ. неравенства, необходимость "степени состояний". Отстаивая необходимость "мудрого" самодержавного правления, Л. считал одной из гл. задач масонов борьбу с теорией общественного договора франц. энциклопедистов. Осуждая франц. революцию конца 18 в., Л. утверждал, что только соблюдение христ. заповедей делает "человека совершенно свободным внутренне" ("Отрывки сочинения...", с. 53); "спокойно несущий иго рабства счастливее того мнимо свободного, который беспрестанно всем обижается и безпокоится желанием большей свободы" (там же, с. 44-45). Л. считал, что "... в России ослабление связей подчиненности крестьян помещикам опаснее самого нашествия неприятельского" ("Записки из нек-рых обстоятельств жизни и службы...", Лондон, 1860. с. 171).

Лит.: Πлеханов Г. В., Соч., т. 22, М.-Л., 1925, ч. 3, гл. 11; Герцен А. И., [Предисловие к изданию ] "Записки" И. В. Лопухина, Собр. соч., т. 14, М., 1958; Пиксанов Н. К., И. В. Лопухин, в сб.: Масонство в прошлом и настоящем, т. 1, СПБ, [1914 ]; Барсков Я., И. В. Л., в кн.: Рус. биогр. словарь, т. 10, СПБ, 1914 (подробная библиография); Плимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "Вопр. философии", 1957, No 2.

Ε. Плимак. Москва.

ЛОРЕНЦЕН

ЛО́РЕНЦЕН (Lorenzen), Пауль Петер Вильгельм (р. 24 марта 1915) - нем. логик и математик, д-р естествознания, проф. ун-та в Киле (с 1956). Работает в области математич. логики, оснований математики и алгебры. В соч. "Введение в оперативную логику и математику" ("Einführung in die operative Logik und Mathematik", 1955) Л. построил систему "оперативной логики", к-рая является попыткой обосновать употребляемые во мн. системах математич. логики аксиомы и правила вывода. С этой целью Л. строит логику без аксиом, как общую теорию исчислений. Система Л. при этом сама оказывается исчислением, в к-ром выводимы все аксиомы и правила вывода интуиционистской логики. Л. разработал также "логику спора", близкую по своему характеру к т.н. дедуктивным таблицам голл. логика Э. Бета. "Логика спора" является одним из обоснований интуиционистской логики.

Соч.: Logical reflection and formalism, "J. Symbolic Logic", 1958, v. 23, No 3; Logik und Agon, в кн.: Atti del XII Congresso internazionale di Filosofia, [Venezia, septembre 1958 ], v. 4, Firenze, 1960; Die Entstehung der exakten Wissenschaften, В., 1960; Ein dialogisches Konstruktivitätskriterium, в сб.: Infinitistic methods. Proceedings of the symposium on foundations of mathematics. Warszawa, 2-9 September, 1959, Oxf.-Warsz., 1961, p. 193-200; Formale Logik, [2 Aufl. ] B., 1962.

В. Донченко. Москва.

ЛОСЕВ

Алексей Федорович [р. 10 (22) сент. 1893 ] - сов. филолог и философ, проф. (с 1923), д-р филологич. наук (с 1943). Окончил филологич. и филос. отделения Моск. ун-та (1915). Начиная с 20-х гг. преподавал классич. филологию, логику, психологию, историю философии и историю эстетич. учений в различных вузах Москвы. С 1944 преподает классич. филологию в Моск. педагогич. ин-те им. Ленина. В 20-х гг. пытался сочетать элементы неоплатонизма с диалектикой Гегеля и феноменологией Гуссерля. В дальнейшем, в 30-40-е гг., переходит на позиции марксизма. С этих позиций он исследует проблемы антич. мифологии, философии, эстетики, лит-ры, категории диалектики, выступает с критикой бурж. философии. Переводчик Аристотеля, Плотина, Секста-Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского.

Соч.: Эрос у Платона, в сб.: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. 1891-1916, М., 1916; О музыкальном ощущении любви и природы, "Музыка. Еженедельник", 1916, No 251, 252; Античный космос и современная наука, М., 1927; Музыка как предмет логики, М., 1927; Философия имени, М., 1927; Диалектика художеств. формы, М., 1927; Диалектика числа у Платона (пер. и комментарии трактата Платона "О числах"), М., 1928; Критика платонизма у Аристотеля, М., 1929; Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; Диалектика мифа, М., 1930; Олимпийская мифология в ее социально-историч. развитии, Уч. Зап. [Моск. гос. пед. ин-та ], т. 72, Кафедра классич. филологии, вып. 3, 1953; Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры. (Эпос и лирика), там же, т. 83, вып. 4, 1954; Гесиод и мифология, там же; Введение в античную мифологию,в сб.: Уч. зап. пед. ин-та. Филологич. сер., вып. 5, [Душанбе ], 1954; Античная мифология в ее историч. развитии, М., 1957; Совр. проблемы изучения античной мифологии, "Вестник истории мировой культуры", 1957, No 3; пер. на рум. яз. в "Analele romînosovietice. Seria istorie", 1958, No 1-2 (21-22); пер. на польский яз. в "Euhemer, przegląd religioznawczy", 1960, No 3; Chaos antyczny, "Meander", 1957, No 9; Послесловие в кн.: Томсон Дж., Исследования по истории древнегреч. общества, т. 2, Первые философы, М., 1959; Классич. калокагатия и ее типы, в сб.: Вопросы эстетики, [т. ] 3, М., 1960; Гомер, М., 1960; пер. на болг. яз., София, 1962; Предшественники неоплатонизма, в кн.: История греч. лит-ры, т. 3, М., 1960; Философская проза неоплатонизма, там же; Античная музыкальная эстетика, М., 1960; Эстетич. терминология Платона, в кн.: Из истории эстетич. мысли древности и средневековья, М., 1961; Гибель бурж. культуры и ее философии (Послесловие), в кн.: Хюбшер А., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962; Эллинизм, в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, М., 1962; История антич. эстетики, М., 1963.

ЛОССИУС

ЛО́ССИУС (Lossius), Иоганн Христиан (22 апр. 1743 - 8 янв. 1813) - нем. философ и психолог. Психич. явления сводятся, по Л., к материальным процессам в человеч. теле, к-рые повинуются определенным механич. и физиологич. закономерностям. Благодаря воздействию внешних предметов на органы чувств возникают ощущения, из к-рых создаются представления и понятия. Л. находился под влиянием англ. и франц. материализма. Он боролся против картезианского учения о врожденных идеях, лейбницевской монадологии, скептицизма Юма и субъективного идеализма Беркли, хотя в своих воззрениях в области теории познания колебался между материалистич. теорией отражения и релятивизмом, а в старости склонялся к гносеологии Канта.

Соч.: Physische Ursachen des Wahren, Gotha, 1774; Unterricht der gesunden Vernunft, Tl 1-2, Gotha, 1777-78; Neues philosophisches allgemeines Real-Lexikon, Bd 1-4, Erfurt, 1803-06.

О. Фингер. ГДР.

ЛОССКИЙ

Николай Онуфриевич (р. 6 дек. 1870) - рус. философ-идеалист. До Οкт. революции 1917 - проф. Петерб. ун-та. С 1922 - белоэмигрант. До 1945 жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной академии в Нью-Йорке (с 1947). По филос. взглядам Л. - представитель интуитивизма. Гл. задача философии, по Л., - построить "теорию о мире как едином целом". Наиболее важные данные для этого дает религ. опыт. Центр. элемент мира - мистически понимаемая личность как сверхвременный субстанциональный деятель. Все остальное - результат ее творч. способности. В основе гносеологии Л. лежит понятие "гносеологической координации" (ср. "принципиальную координацию" Авенариуса). Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия "интенциональных" (целевых) актов - осознание, внимание и т.д. Любой исследуемый предмет познается посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической в зависимости от характера объекта. Сущность предмета (единство свойств, причинное отношение и т.д.) всегда идеальна, потому и возможно его познание. Реальная история для Л. - это иллюзия, лишь подготовка к "метаистории", т.е. к "грядущей жизни в царстве божием". Л. - сторонник абс. этики; идти с богом или против бога - в этом, по Л., критерий нравственности.

Л. оценивает различные филос. системы с т. зр. того, какой вклад они вносят в построение теории о мире как "едином целом", опирающейся прежде всего на религ. опыт, к-рый раскрывает "сокровеннейший смысл вселенского существования". Осн. черты рус. философии, по Л., - ее этич. характер, "религ. реалистичность", "синтетичность". Исходя из этого, Л. по существу исключает материализм из истории рус. философии, тем самым фальсифицируя ее ("История рус. философии" - "History of Russian philosophy", 1951, рус. пер., 1954).

Соч.: Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма, СПБ, 1903; Мир как органич. целое, М.. 1917; Введение в философию, ч. 1, 2 изд., П., 1918; Основные вопросы гносеологии. Сб. ст., П., 1919; Интуитивная философия Бергсона, 3 изд., П., 1922; Конкретный и отвлеченный идеал-реализм, "Мысль", 1922, M 1, 2; Логика, ч. 1-2, 2 изд., Берлин, 1923; Сборник задач по логике, Прага, 1924; Обоснование интуитивизма, 3 изд., Берлин, 1924; Свобода воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931; Условия абсолютного добра (основы этики), Париж, 1931: Рус. философия в XX в., в кн.: Записки Рус. науч. ин-та в Белграде, вып. 3, 1931; Диалектич. материализм в СССР, Париж, 1934; Value and existence, L., 1935 (совм. с J. Marshall); Чувственная, интеллектуальная и мистич. интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его христианское миропонимание, Нью-Йорк, 1953; Pcrsonalistischer Idealismus, "Kant-Studien", 1959-60, Bd 51, Η. 4.

Лит.: Поварнин С. И., Об "интуитивизме" Н. О. Л., СПБ, 1911; Ивановский В. Л., О нек-рых недоумениях, вызываемых "интуитивизмом" Н. О. Л., в кн.: Сб. ст. в честь Д. А. Корсакова, Мюнхен, 1913; Hayмова М. Α., Философствующий богослов, в кн.: Уч. зап. кафедры диалектич. и историч. материализма ВПШ при ЦК КПСС и местных ВПШ, вып. 1, М., 1958; Против совр. фальсификаторов истории рус. философии, М., 1960; Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М.-Л., 1963.

Л. Суворов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница