Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Л" (часть 7, "ЛОТ"-"ЛЮТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 7, "ЛОТ"-"ЛЮТ")

ЛОТЦЕ

ЛОТЦЕ (Lotze), Герман (21 мая 1817 - 1 июля 1881) - нем. философ, врач, естествоиспытатель. Изучал медицину и философию в Лейпциге, где с 1842 был проф. философии. В 1844-81 - проф. философии в Гёттингене. Стоя как философ на идеалистич. позиции, в спец. трудах по медицине и физиологии - "Медицинская психология..." ("Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele", Lpz., 1852) и др. отстаивал нек-рые положения механистич. материализма, критиковал витализм. В филос. работах "Микрокосм" ("Mikrokosmos", Bd 1-3, 1856-64, рус. пер. ч. 1-3, 1866-67), "Система философии" ("System der Philosophie"): ч. 1 - "Логика" ("Logik", 1874), ч. 2 - "Метафизика" ("Metaphysik", 1879) и др. развивал идеи объективного идеализма, близкие Лейбницу. Л. утверждал, что наличие индивидуальных духовных сущностей - монад - доказывается посредством аналогии с нашим внутр. "Я". Индивидуальные сущности являются частью абсолюта и через него влияют друг на друга.

Объективная связь явлений материальной действительности в конечном счете выражает божеств. цели и намерения. Он называл поэтому свою философию телеологич. идеализмом. В теории познания и логике Л. развивал идею полной автономности сознания от бытия: сознание принципиально не может выйти за пределы субъекта. Отсюда критерием истины у Л. является понятие значимости (Gelten - термин, впервые введенный Л.), т.е. действительность мыслит. содержания, независимая от изменений ни внешней, ни духовной жизни. Впоследствии эта концепция была воспринята Гуссерлем. Однако в противоречие со своей идеалистич. теорией познания Л. признавал мир вещей как объективную, независимую от сознания реальность. Этика Л. основана на признании независимых от опыта нравств. идеалов.

Соч.: Geschichte der Ästhetik in Deutschland, Münch., 1868; Geschichte der deutschen Philosophie seit Kant, Lpz., 1882; Grundzüge der Ästhetik, Lpz., 1884; рус. пер.: Основания практич. философии, СПБ, 1882; Основания психологии, СПБ, 1884.

Лит.: Озе Я., Проективизм и персонализм в метафизике Л., в сб.: Уч. Зап. Юрьевского ун-та. Приложение, 1893-96; Mиртов Д. П., Учение Л. о духе человеческом и духе абсолютном, СПБ, 1914; Hartmann E., Lotze's Philosophie, Lpz., 1888; Falсkenberg R., H. Lotze, Stuttg., 1901; Ambrosi L., E. L. e la sua filosofia, Roma, 1912; Wentsсher M., Lotze, Hdlb., 1913; его же, Fechner und L., Münch., 1925; Pfeil Сh. F., Der Einfluß L. auf die logische Bewegung der Gegenwart, Erlangen, 1914 (Diss.); Pattgen H., Gesamtdarstellung und Würdigung der Ethik L., Bonn, 1928 (Diss.); Jaeger Ε., Kritische Studien zu L. Weltbegriff, Würzburg, 1937; Krupp H. J., Die Gestalt des Menschen bei L., Bonn, 1941 (Diss.).

M. Баскин. Москва.

ЛОЦМАНОВ

Андрей Васильевич (1807 - г. смерти неизв.) - рус. крепостной вольнодумец. Род. на Верх-Исетском заводе (Урал), обучался в нар. училище и частных пансионах в Москве. Под воздействием жизненных впечатлений (ужасов крепостного рабства, волнений крестьян и мастеровых и др.), произведений франц. просветителей (в частности, кн. "Об уме" Гельвеция) и рус. лит-ры Л. пришел к "идее вольности". В течение ряда лет Л. вынашивал мысль о создании тайного плебейско-разночинного об-ва с целью "рассеяния мнений о свободе" и "освобождения крепостных от зависимости помещиков". Этот замысел Л. пытался, хотя и безуспешно, осуществить на Верх-Исетском заводе. Идейной подготовке тайного об-ва призваны были служить рукописные сочинения Л. - обращение к "сподвижникам свободы", написанное в форме письма к Н. С. Мордвинову, и антикрепостнич. обличит. повесть "Негр, или Возвращенная свобода". В 1827 Л. был арестован, затем по личному указанию Николая I заключен в Бобруйскую крепость. В заточении Л. написал "Подробное жизнеописание".

Взгляды Л. имеют, как он сам признавал, "сходство и некоторую связь" с тираноборч., антикрепостнич. идеями декабристов. Человек, по Л., - естеств. порождение материальной "натуры". Все люди от природы равны; рабы "родились такими же людьми, как их властелины". Считая обществ. неравенство величайшим злом, Л. клеймил "бесчеловечие" самодержавно-крепостнич. порядков, к-рые должны быть уничтожены, по Л., "снизу". О религии Л. отзывался неуважительно. Свобода, как и равенство, является, по Л., естеств. свойством человека, "врожденным чувством", выражающим существо человеч. природы; поскольку же свобода узурпирована тиранами, она должна быть добыта борьбой, в "трудах ратных". С этим связано у Л. понятие "истинного сына отечества", являющегося одновременно "ревнителем свободы". В отличие от бурж. просветителей, уповавших на "просвещенный абсолютизм", а также от многих крепостных вольнодумцев, разделявших иллюзию о "добром" мужицком царе, Л. ненавидел самодержавие и считал, что свобода - это единств. "монарх", достойный поклонения.

Лит.: Ганцова-Берникова В., Отголоски декабрьского восстания 1825 г., "Красный архив", 1926, т. 4 (17); Байтин М. И., Πугачев В. В., Политич. идеи А. Л., Уч. зап. Саратовск. юридич. ин-та, вып. 9, 1960; Коган Л. Α., Из истории нар. свободомыслия в России начала 19 века (Дело Л.), "Вестн. истории мировой культуры", 1961, No 3; его же, Связь филос. идей в рус. нар. свободомыслии XIX в. с традициями передовой культуры, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1963. т. 1.

Л. Коган. Москва.

ЛУ ЦЗЮ-ЮАНЬ

ЛУ ЦЗЮ-ЮА́НЬ (Цзы-цзин или Лу Сян-шань) (1139-92) - кит. философ, представитель неоконфуцианской школы лисюэ, принадлежал к субъективно-идеалистич. направлению этой школы; утверждал, что "мир - это мое сознание, мое сознание - это мир" (собр. соч. Лу Цзю-юаня "Сян-шань цзюань цзи", цзюань 36).

Политич. воззрения Л. Ц.-ю. отличались консерватизмом, он отражал интересы крупных помещиков.

ЛУKAЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУБИН

ЛУБИН (Lubin), Эйльгард (1565-1631) - нем. натурфилософ. В противоположность схоластич. мировоззрению и под влиянием идей Демокрита требовал воссоздания атомистики, к-рую считал единств. науч. основой исследования природы.

Соч.: Phosphorus de prima causa et natura mali, Rostochii, 1607.

Лит.: Fabricius J. Α., Historiae bibliothecae Fabricianae pars 3, Wolfenbuttelii, 1719 (p. 521 - список трудов).

M. Бур. ГДР.

ЛУБКИН

Александр Степанович (1770 или 1771 - 30 авг. 1815) - рус. философ. Окончил костромскую и петерб. главную (1792) духовные семинарии. Преподавал философию в костромской (с 1797) и в петерб. армейской (1801-06) семинариях. Проф. кафедры "умозрит. и практич. философии" Казанского ун-та (1812-15).

В "Письмах о критич. философии" (см. "Сев. Вестник", 1805, No 8, 9) Л. впервые в рус. лит-ре подверг рассмотрению и критике философию Канта, в частности кантовскую идею "вещи в себе" (см. указ. соч., с. 188-89). В полемике с кантовским субъективизмом и априоризмом Л. утверждал, что время и пространство суть "необходимые принадлежности бытия вещей" (там же, с. 192). В этом же соч., а также в кн. "Начертание логики" (СПБ, 1807) и в комментариях к книге Г. Снелля "Начальный курс философии" (перевод и примеч. Л. совм. с П. Кондыревым, Казань, 1813-14, ч. 1-5) Л. с сенсуалистич. позиций доказывал, что без чувств. познания "мы ничего не можем заключить о внутренней природе вещи" ("Начертание логики", с. 192); однако в силу недостатков чувств человек "принимает" им "в помощь свой рассудок" (там же, с. 133), познавая т.о. уже не "только одни различные... внешние виды" вещей, но и их внутр. качества (см. тамже, с. 177). Подходя к идее противоречивости мира, Л. говорил о "многоразличиях и противоположности в предметах" ("Письма...", с. 196). В комментариях к книге Снелля Л. от имени "бедного простолюдима" ("Начальный курс...", ч. 4, с. 34) подверг критике априоризм кантовской этики с позиций этики "самолюбия в пространном значении взятого, т.е. любви к самому себе" (там же, с. 31). Ряд оригинальных идей Л. высказал в логике (критика традиц. классификации умозаключений и пр.).

Материализм и сенсуализм во взглядах Л. сочетались с деистич. тенденцией, усилившейся к концу жизни Л. и перешедшей в прямую религиозность в офиц. речи "Рассуждение о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии..." (Казань. 1815). Религ. характер имела и последняя работа Л. - "Начертание метафизик", однако наличие в ней вольнодумч. тенденций послужило поводом к запрещению ее печатания (см. М. И. Сухомлинов, Исследования и статьи..., т. 1, СПБ, 1889, с. 203).

Лит.: Булич Н., Из первых лет Казанского ун-та (1805-1819), ч. 2, 2 изд., СПБ, 1904; Кравец И. Н., "Письма о критич. философии" А. С. Л., "Вопр. философии", 1952, No6; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1955, с. 165-67; Τузов Л. Л., Из истории филос. мысли в Казанском ун-те (Полемика А. С. Л. против кантовской философии), в кн.: Уч. зап. Казанского ун-та, т. 116, кн. 5, 1956, с. 268-72; Каменский З. Α., И. Кант в русской философии начала 19 века, "Вестн. истории мировой культуры", 1960, No 1; его же, Диалектич. идеи в рус. философии нач. XIX в., "Вопр. философии", 1963, No 6; Черкесов В. И., Материалистич. диалектика как логика и теория познания, М., 1962, с. 190-92.

З. Каменский. Москва.

ЛУКАСЁВИЧ

ЛУКАСЁВИЧ (Łukasiewicz), Ян (21 дек. 1878 - 14 февр. 1956) - польский логик; член Польской АН, проф. ун-тов в Львове (с 1902) и Варшаве (1915-39), а после 2-й мировой войны - Королевской ирл. академии в Дублине; Л. - представитель львовско-варшавской школы логики, зачинатель исследований по математической логике в Польше. Решительно выступал против психологизма в логике, отстаивая применение в ней точных методов. Ранние работы Л. посвящены анализу логич. проблем индукции и причинности, а также логич. основаниям теории вероятностей. Наиболее важные результаты Л. - построение первой системы многозначной логики (трехзначная логика высказываний Л., 1913-20) и исследование (совместно с Тарским) различных проблем, связанных с многозначными логич. системами. С помощью трехзначной логики Л. построил систему пропозициональной модальной логики. Позднее (1954) он предложил более совершенный вариант модальной логики - четырехзначную систему модальной логики. Л. разработал оригинальный яз. для формализации логич. и математич. выражений (бесскобочная символика Л.). Ему принадлежит ряд результатов и в области классич. матем. логики. Он много занимался упрощением аксиоматик двузначной логики высказываний. Различая в формальных логич. системах акты принятия выводимых и отбрасывания невыводимых предложений, Л. поставил задачу аксиоматизации невыводимых предложений и сформулировал соответствующие аксиомы и правило отбрасывания для исчисления высказываний и формализованной силлогистики. Л. рассмотрел систему исчисления высказываний с переменными функторами от пропозициональных аргументов, являющуюся нек-рым фрагментом прототетики Лесьневского. Много работал Л. в области истории логики. Он исследовал логич. идеи ранних стоиков, а также силлогистику Аристотеля, к-рую представил в виде формализованной системы. Ряд работ Л. посвятил рассмотрению значения логики, отношения ее к др. наукам. В мировоззрении Л. филос. мотивы позитивизма сочетаются с идеями католицизма. Так, он выступал против детерминизма, считая, что нельзя говорить о существовании в настоящем причин будущих событий, и усматривал в предложенной им системе модальной логики основание для такого взгляда. Неоднократно подчеркивая необходимость отделять логич. проблематику от философской, Л. вместе с тем высказывался за подчинение творчества логика религ. чувству, за соединение науки и религии.

Соч.: Ζ zagadnień logiki i filozofii. Pisma wybrane, Warsz., 1961 (имеется полная библиогр. работ Л.); Аристотелевская силлогистика с точки зрения совр. формальной логики, пер. с англ., М., 1959.

Лит.: Borkowski L., Słupесki J., The logical works of J. Łukasiewicz, "Studia Logica", 1958, t. 8; Коtarbiński T., J. L. works on the history of logic, там же.

ЛУКАШ ПРАЖСКИЙ

ЛУКАШ ПРАЖСКИЙ (Lukáš Pražský) (р. ок. 1460 - ум. 11 дек. 1528) - чешский мыслитель, идеолог "Общины чешских братьев"; занимался развитием школьного дела, основал типографию. С этого времени община становится центром антицерк. сил горожан и определенной части дворянства, важным фактором культурной жизни. Осн. произведение Л. - "Сведения о богослужениях" ("Zprávy při službách ú řadu kně žského", 1527).

Лит.: История Чехословакии, т. 1, М., 1956, с. 251; Пальмов И., Чешские братья в своих конфессиях до начала сближения их с протестантами в конце первой четверти XVI столетия, т. 1, вып. 1, Прага, 1904; Müller J. Τh., Geschichte der Böhmischen Brüder, Bd 1-3, Herrnhut, 1922-1931; Jednota bratská, 1457-1957, Sborník, Praha, 1956.

ЛУКИАН

ЛУКИАН (Λουκιάνος) (р. ок. 120 или 125 - ум. после 180) - греч. писатель, вольнодумец периода упадка античного мира. Родом из Самосаты (Сирия). Первоначально, примерно до 150, занимался отвлеченной риторикой. Позднее пишет ряд сочинений, отличающихся яркой критической и сатирической направленностью. Л. выступал с сатирой на др.-греч. богов и героев, а также с критикой антич. философии, риторики и историографии. В соч. "Разговоры богов", "Разговоры в царстве мертвых", "Морские разговоры", "Зевс уличаемый", "Зевс трагический", "Прометей, или Кавказ" и мн. др. Л. изображал богов и героев в сатирич. и комич. виде, глупыми, тупыми, жадными, корыстолюбивыми и ничтожными существами. В "Геромотиме", "Мениппе", "Икаромениппе" Л., критикуя различные филос. школы, выставляя их взаимную противоречивость и враждебность, отразил тем самым глубочайший кризис философии своего времени (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 128). Нек-рым исключением для Л. являются только киники, в лице к-рых Л. прославляет опрощенчество, отход от цивилизации и интерес к неимущему классу ("Разговоры в царстве мертвых"). В конце своего творческого пути Л. переходит на позиции филос. эпикуреизма. В "Зевсе трагическом" (гл. 19) высказываются похвалы по адресу эпикурейского учения о невмешательстве богов в жизнь людей, а в "Сновидении, или Петухе" (гл. 21-23) одобряется эпикурейская атараксия. В трактате "Как следует писать историю" Л. высмеивал совр. ему историографию, критикуя лит. безвкусицу и извращение подлинных событий ради подражания классич. историкам. Л. выступил с критикой восходящего христианства, в последователях к-рого он видел забитых суеверных людей и легковерных простаков, находящихся под властью странствующих шарлатанов и изуверов ("О кончине Перегрина"), В "Александре, или Лжепророке" Л. выступил против всевозможных видов суеверия, критикуя их "...с плоско-рационалистической точки зрения..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 469). По словам Энгельса, "одним из наших лучших источников о первых христианах является Лукиан из Самосаты, этот Вольтер классической древности, который одинаково скептически относится ко всем видам религиозных суеверий..." (там же).

Соч.: в рус. пер. - Собр. соч., под ред. и с комментариями Б. Л. Богаевского, т. 1-2, М.-Л., 1935; Избр. атеистич. произв., ред. и вступ. статья А. Каждана, М., 1955; Избранное, М., 1962.

Лит.: Αпт С. К., Лукиан (Краткий очерк творчества), Уч. зап. Орехово-Зуевского пед. ин-та, т. 2, М., 1955, с. 181-215; Haхов И. М., Мировоззрение Л. Самосатского (Лукиан и киники), М., 1951 (автореферат); Ρeretti Α., Luciano, un intellettuale greco contro Roma, Firenze, 1946; Delz J., Lukians Kenntnis der athenischen Kntiquitäten, Basel, 1950 (Diss.).

А. Лосев. Москва.

ЛУКРЕЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУЛЛИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУМИС

ЛУМИС (Loomis), Чарлз Прайс (р. 26 окт. 1905) - амер. бурж. социолог. Проф. и декан фак-та социологии и антропологии Мичиганского гос. ун-та (с 1944), в 1941-48 - ред. журн. "Rural Sociology"..

Осн. задачей социологии Л. считает изучение общей структуры взаимодействия людей в обществе, форм, причин и последствий этого взаимодействия. Л. - последователь субъективно-идеалистич. учения М. Вебера о "понимающей социологии" и идеально-типич. понятиях, "теоретич. моделях". Ключевым в типологии Л. является понятие "социальной системы", причем под него Л. ненаучно подводит все обществ. явления: и общество в целом и, напр., взаимоотношения между врачом и пациентами. Каждая система определяется через свои составные элементы, среди к-рых Л. произвольно выделяет нормы системы (правила жизни и поведения), статус-роль (социальное положение члена системы), власть (авторитет и влияние), способ использования средств для достижения целей, территорию. Осн. внимание Л. уделял проблемам социального изменения, классификации систем и взаимодействий в них. В соответствии с концепцией Ф. Тённиса об обществе и общине, Л. различает два осн. типа социальных систем: Gesellschaft-like и Gemeinschaft-like. В первой (напр., крест, семья) - членов системы связывают друг с другом родовые, семейные узы, здесь царит солидарность, взаимопонимание, нравственность. Во второй системе людей связывает конвенция, общий рассудочный принцип, разделение труда (напр., воен. организация). Эти идеи, затушевывающие классовую структуру и противоречия совр. бурж. общества, легли в основу эпирич. исследований Л., особенно в области сел. социологии (см. Studies of rural social organization in the United States, Latin America and Germany, 1945; Rural sociology, 1957, совместно с J. A. Beegle). В ряде работ Л. развивает нек-рые методы социометрии (в частности, метод социограмм) (см. напр., Sociometry совместно с Н. Proctor, в сб.: Research methods in social relations, ed. by M. Jahoda, M. Deutsch and S. Cook, 2 ed., 1962).

Соч.: Critique of class as related to social stratification, [Ν. Υ. ], 1948 (соавтор); Rural social systems, Ν. Υ., 1950 (совместно с J. A. Beegle); Studies in applied and theoretical social science at Michigan State College, East Lansing, 1950; Social systems. Essays on their persistence and change, N. Y., 1960; Modern social theories, N. Y., 1961 (совместно с Ζ. Κ. Loomis).

И. Добронравов. Москва.

ЛУНАЧАРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛУППОЛ

Иван Капитонович (1 янв. 1896 - 26 мая 1943) - сов. философ, профессор, д-р филос. наук, академик (с 1939). Член КПСС с 1920. Окончил юридич. фак-т Моск. ун-та (1919) и филос. отделение ИКП (1932). Работал в Ин-те Маркса и Энгельса (1924), был проф. Моск. ун-та (1925-31) и ИКП философии (1925-38), директором Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького (1935-40).

Круг науч. исследований Л. - проблемы истории философии и эстетики. Одним из первых среди сов. ученых Л. обратился к изучению франц. материализма. Его книга "Дени Дидро. Очерки жизни и мировоззрения" (1924, 3 изд., 1960, вступит. ст. М. Григорьяна, пер. на франц. яз., 1936) - первое сов. монографич. исследование о крупнейшем представителе франц. Просвещения 18 в. Детально выяснив социальные и теоретич. истоки мировоззрения Дидро, Л. раскрыл эволюцию его взглядов, учение о природе и познании, этику и эстетику. При этом Л. использовал неизвестные ранее рус. читателю материалы. Под редакцией Л. издавались собр. соч. Дидро (в 1, 2, 8 и 9-м тт. вступит. статьи Л.), избр. соч. Ламетри (1925). В кн. "Историко-филос. этюды" (1935) Л., утверждая необходимость введения в историко-филос. обиход имен, забытых прежней историографией, рассмотрел филос. взгляды У. Акосты, Радищева, Пнина и др. мыслителей.

Л. - один из первых исследователей филос. наследия В. И. Ленина. Его первые статьи о Ленине как философе, теоретике пролетарского гос-ва и культуры появились в 1924-25. Подзаголовком книги "Ленин и философия" (М.-Л., 1927; 3 изд., М.-Л., 1930; пер. на нем. яз., W.-В., 1929) - "К вопросу об отношении философии к революции" - Л. подчеркивал единство теории и практики в творчестве и деятельности Ленина.

Л. активно участвовал в филос. дискуссиях 20 - нач. 30-х гг., выступая против попыток "упразднения" марксистской философии ("На два фронта", М.-Л., 1930). В годы культа личности Сталина Л. был безвинно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Соч.: Наука и реконструктивный период, Л.- М., 1931; Лит. этюды, М., 1940; Из истории философии XIX века, [М. ], 1933 (редактор).

Лит.: Невский В., Новый труд о Дидро, "Воинствующий материалист", кн. 2, 1925.

А. Казарин. Москва.

ЛУРИЯ

Александр Романович (р. 1902) - сов. психолог, д-р педагогич. наук (по психологии, с 1937), д-р мед. наук (с 1943), действит. член АПН РСФСР (с 1947), проф. Моск. ун-та. Окончил Казанский ун-т по фак-ту обществ. наук (1922) и 1-й Моск. мед. ин-т (1937). Занимается проблемами нормальной, генетич. и патологич. психологии и психологич. анализом мозговых поражений.

Соч.: Этюды по истории поведения, М.-Л., 1930 (совм. с Выготским Л. С.); Речевые реакции ребенка, в кн.: Речь и интеллект в развитии ребенка, т. 1-2, М., 1927-30; The nature of human conflicts or emotion, conflict and will, N. Y., 1932; Травматич. афазия, M., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы, М., 1948; Очерки психофизиологии письма, М., 1950; Речь и развитие психич. процессов у ребенка, М., 1956 (совм. с Юдович Ф. Я.); Нек-рые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, в сб.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т. 1-2, М., 1956-58; The role of speech in the regulation of normal and abnormal behaviour, L., 1961; Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1962; Мозг человека и психич. процессы, М., 1963.

ЛУС-И-КАБАЛЬЕРО

ЛУС-И-КАБАЛЬЕ́РО (Luz y Caballero), Xoce де ла (1800-62) - кубинский философ и педагог; преподавал философию в духе сенсуализма Локка. Поскольку для Л.-и-К. природа первична по отношению к идеям, постольку в основе всех наук должно лежать изучение природы. Л.-и-К. выступил против эклектич. философии Кузена, к-рая с 1839 стала пользоваться нек-рым влиянием на Кубе. Философия Кузена, писал он, это философия приспособления к правительству реставрации, и она противоречит интересам кубинцев, борющихся против исп. господства, за нац. независимость. Свои филос. принципы Л.-и-К. положил в основу системы воспитания, требуя, чтобы обучение и воспитание делали человека способным изучать действительность.

Соч.: Obras, v. 1-7, La Habana, 1945-55.

Лит.: Rоdriguez J. I., Vida de Don J. de la L. y Caballero, N. Y., 1874; Sanguilly M., J. de la Luz y Caballero, La Habana, 1890; Vitier M., La filosofla en Cuba, México-B. Aires, [1948 ].

Г. Бургете. Москва.

ЛУЩИЦКИЙ

Иван Николаевич [р. 7 (20) янв. 1907 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1952), профессор (с 1953). Член КПСС с 1926. Окончил Белорус. ун-т (1930) и аспирантуру АН БССР (1933). Научно-педагогич. работу ведет с 1931. Зав. кафедрой истории философии и логики Белорус. ун-та им. В. И. Ленина (с 1953). Исследует преим. проблемы истории философии (гл. обр. истории рус. и белорус. филос. и обществ. мысли) и историч. материализма. Автор ряда разделов и глав по истории филос. мысли в Белоруссии в кн.: "История философии", т. 2 (1957) и "Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР", т. 2 (1956). Ведет социологич. исследования по проблеме: движение за коммунистич. труд.

Соч.: Супроць буржуазна-лiбэральных трактовак фашизму, "Бальшавiк Беларусi, 1932, No 6 (соавтор); Соцыяльна-полiтычныя погляды Кастуся Калiноускага, "Полымя", 1949, No 8; Великие рус. революционеры-демократы и передовая обществ.-политич. мысль в Белоруссии (60-е гг. XIX в.), "Большевик Белоруссии", 1952, No 5; Перадавыя грамадскiя iдэi у беларускай вуснай народнай творчасцi, "Полымя", 1953, No 8; К вопросу о распространении марксизма в Белоруссии (80-90-е годы XIX в.), "Коммунист Белоруссии", 1953, No 12; Перадавая грамадская думка у беларускай ананiмнай лiтературы, "Полымя", 1954, No 1; Аб светопоглядзе Адама Гуриновiча, там же, 1955, No 6; Грамадска-палiтычныя i фiласофскiя iдэi творау Ф. Багушэвiча, там же, No 8; Рус. революц. демократия и передовая обществ.-политич. мысль в Белоруссии в период восстания 1863 г., в кн.: Научные труды по философии, 1956, вып. 1; Нарысы на гiсторыi грамадска-палiтычнай филасофскай думкi у Беларусi у другой палавiне XIX веку, Miнск, 1958; В. И. Ленин о социологич. взглядах Гегеля и Фейербаха, в кн.: О "Философских тетрадях" В. И. Ленина, М., 1959; Савецкая дзяржава у перыяд разгорнутага будаунiцтва камунiзма, Miнск, 1961; Пути построения коммунизма в СССР, "Коммунист Белоруссии", 1962, No 1; Сборник из истории филос. и обществ. мысли, "Коммунист Белоруссии", 1963, No 2 (соавтор).

ЛЫЩИНСКИЙ

ЛЫЩИНСКИЙ (Łyszczyński), Казимир (ок. 1634 - 30 марта 1689) - мыслитель-атеист литовского происхождения, живший на территории Польши и Литвы. Небогатый дворянин из рода Корчак. Прошел курс обучения в иезуитских школах. Л. - автор трактата "О несуществовании бога" ("De non existentia Dei", опубл. в журн. "Przegl. Religioznawczy", в работе: A. Nowicki, Pięć fragmentów z dzieła "De non existentia Dei" К. L., 1957, z. 1, No 1, с. 72-75), фрагменты к-рого опубликованы в Польше в 1957. В трактате высказываются радикальные атеистич. идеи. Бог, говорил Л., "не существует", он является лишь творением людей, представляя собой только химеру, плод воображения. Идея бога нужна для того, чтобы внушить угнетенному народу страх перед "сильными". Л. утверждал, что Библия и Евангелие - ложны, написаны людьми, к-рые с их помощью поддерживают этот обман. Высшим авторитетом и критерием истины для Л. являлся разум. Мировоззрение Л. сложилось под влиянием передовых идей, распространявшихся среди городской польско-литовской интеллигенции, бросавшей вызов религ. фанатизму и феод. эксплуатации.

Резкая критика основ христ. догматики, разоблачение алчности и лицемерия духовенства вызвали против Л. жестокие преследования, организованные польским епископатом и иезуитами. В 1687 Л. был арестован и предан суду епископов, собравшемуся в Вильнюсе. Его признали атеистом и осудили на смертную казнь. По протесту брестских дворян, обратившихся к королю, дело было изъято из рук духовенства, передано на новое рассмотрение в высшую инстанцию - суд сейма. Однако варшавский сейм (дек. 1688) осудил Л. к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение 30 марта 1689.

Лит.: Ρамм Б. Я., К. Л. - жертва религиозного изуверства, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма АН СССР, т. 3, Л., 1959, с. 173-98 (имеется подробная библиография); Wielowski J., Sprawa К. L., Warsz., 1955; Jurginis J., К. L. - ateizmo pradininkas Lietuvoje, Vilnius, 1957.

Б. Рамм. Ленинград.

ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЬЮИС ДЖОРДЖ ГЕНРИ

ЛЬЮИС Джордж Генри (Lewes), (18 апр. 1817 - 28 ноября 1878) - англ. журналист, лит. критик и философ-позитивист, последователь О. Конта. Основатель журн. "Fortnightly Review". Большое распространение получила его работа "История философии в биографиях" ("A biographical history of philosophy", 4 vv., 1845-46; с третьего издания в переработанном виде под заглавием "History of philosophy from Thales to Comte", 1867, рус. пер. - "История философии от начала ее в Греции до настоящего времени", 1865, 1889, 1892, 1897). В ней Л. рассматривает историю философии не как прогресс науч. мысли, а как историю человеч. заблуждений, доказывающую невозможность иного пути познания, кроме позитивизма. Разделяя взгляды Спенсера на зависимость индивидуального сознания от эволюции родового сознания, Л., однако, глубже понимал значение социально-историч. условий в психич. жизни. В психологии Л. выступал против взглядов Конта, отстаивая значение интроспективного метода, контролируемого объективным изучением.

Отвергая механицизм в биологии, Л. признавал чувствительность особым свойством всего живого. Выдвинув принцип "функционального безразличия нервов", Л. подверг критике учение "физиологического идеализма" о специфич. энергии органов чувств. Оставаясь в границах позитивистского эмпиризма, Л. отбрасывал спенсерианский непознаваемый абсолют; агностич. мотивы принимают у него характер "теории символов" (понятия - символич. конструкции).

Соч.: Aristotle..., L., 1864; The physical basis of mind, L., 1877; The life of Goethe, L.-Ν. Y., 1930; в рус. пер. - Философия наук О. Конта, в кн.: Льюис [Д. ] Г. и Mилль Д. С., О. Конт и положительная философия, СПБ, 1867; Сердце и мозг, [2 изд. ], СПБ, 1875; Вопросы о жизни и духе, т. 1-2, СПБ, 1875-76; Изучение психологии, ее предмет, область и метод, М., 1880.

Лит.: Стадлин Α., Филос. учение Д. Г. Луиса, "Рус. вестник", 1876, т. 124, 125, 126; Вырубов Γ. Н., [Рец. на кн.: ] Problems оf life and mind, by G. H. Lewes. 3 series, problem 1: The study of psychology..., L., 1879, "Критич. обозрение", 1880, No 5; Чуйко В., Ж.-Г. Льюис, в кн.: Льюис Д. Г., История философии от начала ее в Греции до настоящего времени, пер. с англ., [ч. 1 ], СПБ, 1892; Волков Н. П., Д.-Г. Льюис, Владикавказ, 1904. Giambattista Gr., Bertazzi, Esame critico della filosofia di G. H. L., Messina, 1906; Kaminsky J., The empirical metaphysics of G. H. L., "J. History Ideas", 1952, v. 13, p. 314-32.

А. Потемкин. Ростов-на-Дону.

ЛЬЮИС КЛАРЕНС ИРВИНГ

ЛЬЮИС Кларенс Ирвинг (Lewis), (р. 1883) - амер. логик и близкий к прагматизму философ. Длит. время преподавал в Гарвардском и Станфордском ун-тах. В гносеологии Л., испытавший большое влияние Пирса, выдвинул теорию "концептуалистич. прагматизма", в к-рой соединил элементы прагматизма и свое, трудно совместимое с последним, истолкование системного, логически организованного знания; в ней он сознательно проводил т. зр. дуалистического противопоставления общих понятий, как чисто логических абстракций, потоку "сырых фактов опытных данных", а также, соответственно, аналитического, формального, абсолютно истинного знания всегда только вероятным эмпирич. истинам. Знание путем непосредств. ознакомления, по Л., невозможно, оно всегда предполагает выводной элемент и, следовательно, категориальную сеть, без к-рой нельзя схватить истину опыта. Эта сеть "критериев категориального классифицирования и истолкования", по Л., - априорна. Однако Л. отвергает традиционное, кантовское понимание априорного и истолковывает "априорную истину" как дефинитивную и находимую только из анализа понятий (образец - математика). Дефиниция же может быть бесполезной, но не ложной. Именно в силу дефинитивности основоположений системного знания возможно, по Л., неогранич. множество различных "концептуальных систем", различных "способов упорядочения". Выбор среди них и является сферой действия прагматич. или инструмент. критерия. Именно здесь, по Л., развертывается вся драма познават. деятельности людей.

Логич. работы Л. посвящены в основном разработке модальной логики и ее применению к формализации логич. следования, а также вопросам логич. семантики. Еще в 1912 Л. указал на несоответствие материальной импликации обычному понятию логич. следования и предложил идею импликации, основанной на модальном понятии возможности (строгая импликация). В соч. "Очерк символич. логики" ("A survey of symbolic logic", 1918) и "Символич. логика" ("Symbolic logic", 1932, совместно с Лэнгфордом) разработал ряд исчислений, содержащих понятие строгой импликации (в соч. 1932 имеется пять различных "исчислений строгой импликации"), использующих модальный оператор "возможно" (и производные операторы "невозможно", "необходимо" и т.п.).

В кн. "Анализ знания и оценки" ("An analysis of knowledge and valuation", 1946) Л. уделил осн. внимание определению значения и аналитич. истинности (истинности, опирающейся только на значения). Идеи Л. оказали значит. влияние на развитие логики.

Соч.: Implication and the algebra of logic, "Mind", 1912, new series, v. 21, No 84; The pragmatic element in knowledge, Berkley, 1926; The modes of meaning, "Philos. and Phenomenol. Res.", 1943-44, v. 4; Mind and the worldorder, [new ed. ], Ν. Υ., [1956 ]; Our social inheritance, Bloomington, [1957 ].

Лит.: Карнaп P., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; Wright G. H. von, Essay in modal logic, [Amst. ], 1951.

Г. Батищев, Д. Лахути. Москва.

ЛЮ ХЁН ВОН

ЛЮ ХЁН ВО́Н (Пан Ге) (1622-73) - корейский философ, историк, астроном и этнограф, основоположник материализма и социологич. школы сирхак - т.е. школы точной науки. Большинство филос. работ Л. X. В., посвященных критике идеалистич. учений, не сохранилось. Выступая против конфуцианства, Л. X. В. стремился соединить философию с точными науками. В соответствии с этим он выдвинул тезис: "стремиться к реальным фактам, чтобы добиться истины". Этот тезис стал методологич. основой и лозунгом всей школы сирхак. Согласно Л. X. В., истинность или ложность любого положения можно доказать только исходя из конкретных фактов. В области соц.-политич. взглядов Л. X. В. выступал как реформатор, выдвигал идею земельных преобразований, обосновывал принцип равенства людей. В дошедшем до нас соч. "Записки Панге" ("Панге сурок", т. 1-3, 1959-60) Л. X. В. выступал с материалистич. трактовкой категории ки, под к-рой понимал неуничтожимое материальное начало, выступал с резкой критикой мистич. и религиозных учений, в частности буддизма и христианства.

Лит.: Кор. Народно-Демократич. Республика, М., 1954, с. 48; Передовые ученые Кореи XVII - XIX веков, Пхеньян, 1956, с. 7-19, Кор. лит-ра. Сб. ст. [Отв. ред. Б. К. Пашков ], М., 1959, с. 10-11, 40; Чосонса кэё (Очерк истории Кореи), Пхеньян, 1957, с. 607-08; Yang Key P., Headerson G., An outline history of Korean confucianism, "J. Asian studies", 1958-59, v. 18, p. 81-101, 259-76.

ЛЮ ЦЗУН-ЮАНЬ

ЛЮ ЦЗУН-ЮА́НЬ (Л ю Ц з ы - х о у) (773-819) - кит. философ-атеист и обществ. деятель. Участник движения за гос. реформы (805). История развития общества, по Л. Ц.-ю., есть процесс естеств. развития. В этом процессе "воля народа" решает все, и нет места никакой небесной воле, "награждающей и карающей по заслугам". "Волю народа" он противопоставлял "воле неба", проповедовавшейся верхушкой феод. общества для теоретич. оправдания своего господства. Он заявлял, что небо непознаваемо, поэтому нельзя судить о его предписаниях. Л. Ц.-ю. критически относился к конфуцианству. Историч. развитие - есть "процесс непрерывного движения вперед от первозданного хаоса к постепенному упорядочению". По Л. Ц.-ю., все учения, проповедующие мифы о получении государями "мандата неба" и о счастливых предзнаменованиях, есть "шаманская лжеистория". Согласно Л. Ц.-ю., развитие обществ. жизни, возвышение и падение царств зависят от "воли народа", поэтому цари получают мандат на царствование не от неба, а от людей.

Т.н. "воля народа" Л. Ц.-ю. фактически была отражением интересов средних и мелких помещиков, крестьянства и мелких производителей, требовавших в те времена политич. реформ. По его словам, помещичья аристократия и придворные временщики - противоречат "воле народа", они заслуживают всяческого поношения, истребления и ненависти.

Осн. соч. Л. Ц.-ю. - "Ответ Юань Жаочжоу о принципах гос. управления" ("Да Юань Жаочжоу лунь чжэн ли шу"), "Трактат об уделах" ("Фынцзянь лунь") и "Юнчжоуские железные печи" ("Юнчжоу телу бу чжи"). После его смерти Лю Юй-си составил сборник соч. Л. Ц.-ю. "Собрание Лю из Хэдуна" ("Лю Хэдун цзи") и "Собрание Лю Лючжоуского" ("Лю Лючжоу цзи").

Лит.: Люй Чжэнь-юй, Чжунго чжэнчжи сысян ши (История политич. мысли в Китае), Пекин, 1956.

ЛЮ ЮЙ-СИ

ЛЮ ЮЙ-СИ (Лю М э н - д э) (772-842) - кит. философ и обществ. деятель. Наивно-материалистич. учение Л. Ю.-с, изложенное в кн. "Трактат о небе" ("Тянь лунь"), по своему существу явилось продолжением идей Сюнь-цзы. Выступая против теологич. учений о небе, Л. Ю.-с. доказывал, что небо, как и человек, является всего лишь одной из форм существования материи. Человек непрерывно общается с природой, он ведет борьбу за ее покорение и использование. Установив в обществе твердый порядок, человек побеждает природу. Допустив нарушение порядка, человек терпит поражение. В мире все имеет свой образ. Если человек чего-то не видит, это не значит, что оно не существует. Применяя какие-нибудь дополнит. инструменты, человек может увидеть то, что он не видел раньше.

Соч. в собрании: Лю Бинь-кэ [вэнь ] цзи (30 цзюаней), 9 в.

Лит.: Люй Чжэнь-юй, Чжунго чженчжи сысян ши (История политич. мысли в Китае), Пекин, 1956; Φэн Ю-лань, Чжунго чжэсюе ши (История кит. философии), т. 1-2, Пекин, 1961.

ЛЮБИМОВ

Николай Алексеевич (26 янв. 1830 - 6 мая 1897) - рус. физик. Проф. Моск. ун-та (1859-82). Работал в области оптики и учения об электричестве, а также над вопросами истории науки, гл. смысл к-рой усматривал в уяснении "логики открытий" ("История физики. Опыт изучения логики открытий в их истории", ч. 1-3, 1892-96). Преимущественно под углом зрения истории естествознания написана и книга Л. "Философия Декарта" (1886), где дан обстоят. очерк материалистич. физики Декарта. В филос. отношении Л. стоял на позициях индуктивизма и агностицизма. "Дух естествоведения" он противопоставлял "духу системы", к проявлениям к-рого относил и нем. натурфилософию, и франц. позитивизм, и материализм ("В чем дух естествоведения?", опубл. в "Моск. унив. известиях", 1866-67, No 4; также в сб. "Мой вклад", т. 2, М., 1887, с. 466-526). Л. был сотрудником "Рус. вестника" и "Моск. ведомостей", издававшихся Катковым; содействовал введению реакц. университетского устава 1884.

Лит.: Памяти Н. А. Л., СПБ, 1897; Кудрявцев П. С., История физики, т. 2, М., 1956, с. 395-96; История естествознания в России, т. 2, М., 1960 (см. Именной указатель); Науч. и лит. труды засл. проф. Н. А. Л. в хронологич. порядке (1853-1895), СПБ, 1896.

В. Зубов. Москва.

ЛЮБОВСКИЙ

Петр Михайлович (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. логик и психолог. Окончил Харьковский ун-т (1808), магистр философии (1812). В соч. "Краткое руководство к опытному душесловию" (1815) - первой рус. учебной книге по психологии, полемизируя с материализмом, Л. отвергал идею детерминированности человеч. воли. В пределах общей идеалистич. концепции Л. сенсуалистически объяснял происхождение общих понятий (см. "Опыт логики", X., 1818, с. 23) и усматривал условие истинности познания "в действительном сходстве понятий с их предметами" (там же, с. 78). Однако наиболее общие понятия - 12 категорий - Л., в согласии с Кантом, признавал "врожденными нам с нашим разумом" ("Краткое руководство...", X., 1815, с. 31). По Л., лишь "ум" - сверхъестественная и возносящаяся "выше всякой опытности" способность - проникает "во внутреннее существо природы" (там же, с. 59, 58). Л. пытался с т. зр. физиологии объяснить чувств. познание и мышление, сочувственно ссылаясь на мысль Гольбаха о том, что "самый разум производят от мозга" (там же, с. 49). Он самостоятельно разработал вопрос о материальном источнике влечений.

Соч.: О достоинствах человека, происходящих от дарования слова, в кн.: Речи, говоренные в гимназиях и уездных училищах округа Харьковского ун-та..., X., 1812.

Лит.: Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии XVIII и XIX вв., [М. ], 1947, гл. 3; Петровский А. В., П. Л. - передовой психолог нач. XIX в., "Вопр. Философии", 1952, No 3.

З. Каменский. Москва.

ЛЮБОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЛЮБОМУДРЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮКСЕМБУРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЮТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница