Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НЕОКОНФУЦИАНСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕОКОНФУЦИАНСТВО

НЕОКОНФУЦИАНСТВО - одно из осн. направлений в развитии конфуцианской идеологии. Термин "Н." не является адекватным переводом какого-то одного кит. понятия. Он введен в науч. обиход зап.-европ. исследователями и имеет различное содержание. Одни понимают под H. филос. направление или школу, сложившуюся в период правления династии Сун (10-13 вв.), другие рассматривают Н. как направление в кит. философии, линия развития к-рого начинается с учений мыслителей сунской эпохи и завершается филос. системой Ван Ян-мина. Однако история Н. не может быть ограничена указанными хронологич. рамками. В кит. источниках и лит-ре термину "Н." соответствует множество определений: синлисюэ (иногда лисюэ) - учение о природе вещей (син) и естественном законе (ли); даосюэ - учение о дао - осн. принципе филос. систем Н.; сунсюэ - сунское учение, или филос. школа эпохи Сун и т.д. Н. сформировалось в Китае в борьбе с буддизмом (особенно секты чань, япон. дзэн) и даосизмом и одновременно находилось под влиянием их идей. Так, один из основоположников Н. Чжоу Дунь-и при объяснении идеи о "великом пределе" (тайцзи) как первоисточнике и первосостоянии всего материального бытия обращается к даоскому понятию "беспредельного" (уцзи). В трактовке осн. термина Н. "ли" (закон) явно чувствуется воздействие буддийских концепций. Н. оказало глубокое влияние на развитие кит. философии и имело широкое распространение в Корее и Японии. Ранние предшественники Н. в 9 в. Хань Юй и его ученик Ли Ао выдвинули положение о необходимости обновления и развития конфуцианских принципов для противодействия влиянию даоских и буддийских концепций. В результате глубоких социально-экономич. сдвигов в период 10-13 вв. происходит расцвет филос. мысли Китая и в первую очередь Н., к-рое не ограничивалось разработкой этико-политич. представлений, составлявших гл. содержание раннего конфуцианства. Значительно шире и богаче в нем представлены вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Представители Н. считали, что после Конфуция и Мэн-цзы прекратилось всякое творч. развитие конфуцианства, что привело к его превращению в догму и схоластику. Н. подвергло критич. пересмотру толкование осн. свода конфуцианской канонич. лит-ры - "Пятикнижие" и, что более важно, составило новый канон - "Четверокнижие" ("Сы шу"), дав ему интерпретацию в понятиях Н. Центр. проблемой являлось соотношение идеального начала ли (япон. ри - закон, принцип) и материального начала ци (япон. ки - первоматерия). Важное место в концепциях Н. занимали понятия дао, тайцзи - "великий предел" (япон. тайкёку, кор. тхэгык), чэнь - истина, синь - сердце, разум, сознание, душа. Ранние представители Н., в частности Чжоу Дунь-и и особенно Чжан Цзай, развивший учение о первоматерии - ци, подходили к нек-рым проблемам с позиций материализма. Ярко выраженное идеалистич. направление представлено в учении братьев Чэн (Чэн Хао и Чэн И). На первый план они выдвигали понятие "ли" - закон; в социально-политич. области выступали в защиту феод. строя, доказывая его непреходящий характер как проявление вечного и неизменного идеального начала. В развитии и обобщении неоконфуцианских построений видное место принадлежит Чжу Си. Отвечая на вопрос о взаимосвязи первоматерии (ци) и закона (ли), Чжу Си в конечном счете признавал ли первичным началом, а ци - вторичным. При объяснении их взаимосвязи Чжу Си вводит понятие син - форма, как определение физич. реальности. Онтология и гносеология в Н. смыкаются с этич. учениями. Постижение, проникновение в мир вещей не только цель познания, но и важнейшее средство нравств. самоусовершенствования личности. В этике Н. особо важную роль играли такие понятия, как жэнь - гуманность, человечность, и - справедливость, принцип должного и т.д., зафиксированные в т.н. системе пяти этич. отношений человека. В конце 13 - нач. 14 вв. система Чжу Си была канонизирована и стала офиц. идеологией. Чжусианство сохраняло свое господств. положение вплоть до нач. 20 в. Субъективный идеализм в Н. развивали современник Чжу Си - Лу Цзю-юань (Лу Сян-шань) и в 15 в. Ван Ян-мин, известный своей теорией о врожденном знании и объявляющий мир порождением сознания. Учение Ван Ян-мина оказало глубокое влияние на развитие кит., япон. и кор. философии. Неоконфуцианскому идеализму были противопоставлены материалистич. учения Чэн Ляна, Ε Ши, Лю Цинь-шуня, Ван Тин-сяна. Большую роль в борьбе с ортодоксальной школой Н. сыграло учение прогрессивного мыслителя Ли Чжи. В 17-18 вв. получает свое дальнейшее развитие проблема соотношения ли и ци, она находит материалистич. решение у Ван Фу-чжи (Ван Чуань-шань) и Дай Чжэня.

Неоконфуцианские концепции и теории широко использованы представителями самых различных направлений и учений в истории кит. филос. мысли. Напр., даже в учении Сун Ят-сена встречаются термины и понятия Н. История Н. продолжается в наши дни в учении "нового Н." совр. кит. философа Фын Ю-ланя. Оно основано на соединении идей традиц. кит. философии с представлениями зап.-европ. мыслителей.

Начало проникновения Н. в Корею относится к концу 13 - нач. 14 вв.; с установлением власти династии Ли (1392) оно становится офиц. идеологией. Признание и распространение идей Н. в Корее связаны с деятельностью кор. мыслителей Ан Хян, Ли Сэк, Квон Гын. Уже в этот период весьма радикальные взгляды высказал Чон До Чон, критически воспринимавший мн. положения основоположников Н. В 15-16 вв. в кор. Н. можно выделить три направления. Одно из них выступало в защиту ортодоксальной системы Чжу Си (напр., Ли Хван, Ким Рин Ху и др.). Материалистич. линию развивал Ким Си Сып, к-рый является предшественником материалистич. учения Со Кён Дока. Третье направление связано с дуалистич. подходом к проблематике Н. (напр., учение Ли И). В 17-18 вв. все большее влияние приобретает школа последователей учения Ван Ян-мина, т.н. янменхакпха. Одновременно в этот период материалистич. традицию продолжает Им Сон Чу. В 1-й пол. 19 в. неоконфуцианские идеи развивал материалист Чхве Хан Ги. Затем наступает период упадка философии Н. Попытки колонизаторов Кореи (1910-45) поддержать и возродить Н. успеха не имели.

В Японии в 16 в. основоположниками неоконфуцианского идеализма, принятого как офиц. идеология токугавской империи, являются Фудзивара Сэйка и Хаяси Радзан. Они выступали с пропагандой идей Чжу Си. Япон. неоконфуцианцы развивали и обосновывали социально-политич. положения об извечных и неизменных отношениях в гос-ве и семье, осн. на конфуцианских нормах поведения. Большим влиянием в Японии пользовалась школа сторонников субъективного идеализма Ван Ян-мина. Её основателем является Накаэ Тодзю.

Материалистические и атеистические идеи развивали Кайбара Экикэн, Муро Кюсо, Ито Дзинсай и др.

Для последующего развития Н. все более характерен процесс синтеза его с др. направлениями. В новейшее время Иноуэ Тэцудзиро (1855-1944) попытался объединить идеи Н., синтоизма и буддизма с идеями зап.-европ. философии, создав эклектическую систему.

Лит.: Зоммер Н., Об основаниях новой китайской философии, Уч. зап. Казан. ун-та за 1851 г., кн. 1, Каз., 1852; Радуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947; История Кореи, т. 1, M., 1960, С. 255-56, 266-70, 284-86, 299-304, 354-59, 373-86, 413-17; Ушков Α. Μ., Некоторые вопросы истории философской мысли в Корее эпохи феодализма, "ВФ", 1962, No 5; Chang С., The development of Neo-Confucian thought, N. Y., 1957; Чжу Цянь-чжи, Жибэньди Чжу-цзы сюэ (Учение Чжу Си в Японии), Пекин, 1958; Хоу Вай-Лу [и др. ], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 4, ч. 1, Пекин. 1959.

Ф. Быков. Москва.

В начало энциклопедии