Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕР"-"ЛИН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕР"-"ЛИН")

ЛЕРУА

ЛЕРУА (Le Roy), Эдуар (18 июня 1870 - 1 нояб. 1954) - франц. философ, религ. идеалист, представитель "католического модернизма". Л. открыто выступал против науки в пользу веры и пытался обновить религию при помощи интуитивизма Бергсона. Выдвинув положение о единой "мысли-действии", подчиненной "религ. потребностям", различными аспектами к-рой якобы являются разум и интуиция, Л. широко использовал идеи Маха, Дюгема, Пуанкаре для защиты фидеизма и иррационализма. Всякая философия, по Л., "если не формально, то фактически является мистической" ("Un positivisme nouveau", в "Revue de métaphysique et de morale", 1901, p. 151). Л. занимался также математикой, палеонтологией и антропологией. Филос. взгляды Л. ("с определенно фидеистическими выводами") были подвергнуты критике еще в работе В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., т. 14, с. 277-78).

Соч.: De la valeur objective des lois physiques, "Bulletin de la Société Française de la Philosophie", 1901, No 1; Une philosophie nouvelle. Henri Bergson, P., 1912; L'exigence idéaliste et le fait de l'évolution, P., 1927; Le problème de Dieu, P., 1929; La pensée intuitive, v. 1-2, P., 1929-30; Essai d'une philosophie première, t. 1-2, P., 1956-58; в рус. пер. - Догмат и критика, М., 1915.

Лит.: Сульженко Г. Д., Франц. католич. экзистенциализм - философия иррационализма и мистики, в сб.: Совр. субъективный идеализм, М., 1957; Попович М. В., Похiд проти розуму, К., 1960; Вenrubi I., Les sources et les courants de la philosophie contemporaine en France, t. 1-2, P., 1933; Вenda J., De quelques constantes de l'esprit humain..., P., 1950.

M. Попович. Киев.

ЛЕСЕВИЧ

Владимир Викторович (15 янв. 1837 - 13 ноября 1905) - рус. философ-позитивист, эволюционировавший от Конта к Авенариусу. Ленин характеризовал Л. как "...первого и крупнейшего русского эмпириокритика" (Соч., т. 14, с. 44). Осн. работы Л.: "Очерк развития идеи прогресса" (1868), "Опыт критич. исследования основоначал позитивной философии" (1877), "Письма о науч. философии" (1878), "Что такое науч. философия?" (1891).

В 1879 Л. был выслан в Сибирь, затем проживал под надзором в Полтаве, Твери; в 1888 вернулся в Петербург, где примкнул к кружку Михайловского, группировавшемуся вокруг "Рус. богатства".

Л. отрицательно относился к религ.-мистич. направлению в рус. философии, критически отзывался о В. Соловьёве, называя его "подголоском схоластики", проповедником "мертвых абстракций" (см. Собр. соч., т. 2, М., 1915, с. 655). Л. не считал философию отд. наукой, полагая, что ни по своему содержанию, ни по методу она не отличается от частных наук. Единств. своеобразие ее в том, что, став философией науки, она выполняет функцию синтеза науч. знания. Осн. недостаток системы Конта - отсутствие разработанной гносеологии. Литтре, Вырубов и др., по мнению Л., усугубили этот недостаток и привели позитивизм к вырождению; спасение принесла нем. "неокритическая школа" в лице Геринга, Авенариуса, Паульсена, Петцольдта и др. Неокантианцы и махисты оплодотворили позитивизм своей теорией познания. Активно пропагандируя в России эмпириокритицизм в качестве новейшего продукта опытной науки, Л. называл его Ильей Муромцем совр. философии. Свою гносеологию Л. и строил в соответствии с принципами эмпириокритицизма: мы познаем не предметы сами по себе, а лишь данные опыта, синтезируя их в понятия; все, что можно сказать об окружающем мире, - это то, что мы представляем его себе так, а не иначе.

С критикой субъективно-идеалистич., эклектич. философии Л. выступал еще в 60-е гг. 19 в. Антонович.

Соч.: Собр. соч., т. 1-3, М., [1915-17 ]; Этюды и очерки, СПБ, 1886.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 179, 194, 196-97, 305; Ибервег-Гейнце, История новой философии в сжатом очерке, пер. с нем. Я. Колубовского, СПБ, 1890, с. 554-57 (библиография); Кареев Н., Памяти В. В. Л., "Современность", 1906, No 1; Ганейзер Ε., В. В. Л. В письмах и воспоминаниях, "Голос минувшего", 1914, No 8; История философии, т. 4, М., 1959, с. 76.

Л. Коган. Москва.

ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД ЭФРАИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕССИНГ ТЕОДОР

ЛЕ́ССИНГ Теодор (Lessing), (8 февр. 1872 - 31 авг. 1933) - нем. философ и писатель. На филос. взгляды Л. оказывали влияние Гуссерль и представители философии жизни. Согласно концепции, развитой Л. в работе "История как придание смысла бессмысленному..." ("Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen oder Geburt der Geschichte aus dem Mythos", 1919), Л. видит в истории лишь "становящийся миф", "не имеющее конца мифологическое творчество человека" (указ. соч., S. 11). Л. не скрывает того, что его историч. концепция направлена против марксистского понимания истории. Отрицание объективности историч. процесса есть отражение того пессимизма, кризиса европ. культуры, к-рый объединяет Л. с О. Шпенглером, Р. Панвицем и др. Представление об истории как мифотворчестве роднит Л. с совр. ему релятивистскими концепциями (напр., философией фикций Файхингера, "идеологическим реляционизмом" Манхейма). Предвосхитив ряд идей морфологии замкнутых культур, Л. много писал о растущем обезличивании человека, об усилении роли обществ. мнения, об одиночестве человека в совр. мире. "Предметный мир убивает жизнь; машины стали умнее своих создателей; творения богаче своих творцов" (там же, S. 57). Противопоставление общины (Gemeinschaft) и общества (Gesellschaft), выдвинутое Ф. Тённисом, Л. принимает и интерпретирует как противопоставление земли (Erde) и духа (Geist). Согласно Л., в духе гибнет земля и человек ("Europa und Asien", 1918, 5 Aufl., 1939).

Критика Л. европ. цивилизации обнаруживает силу и слабость романтич. критики капитализма, о к-рой Маркс говорил, что она "...умеет обсуждать и осуждать современность, но не умеет понять ее" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 514, прим.).

Соч.: Christus und Venus, Münch., 1895 (als Manuskr. gedr.); Das Recht des Lebens, Münch., 1898; Schopenhauer. Wagner. Nietzsche. Einführung in die moderne deutsche Philosophie, Münch., 1906; Über Hypnose und Suggestion, Gött., 1907; Philosophie als Tat, Gött., 1914; Studien zur Wertaxiomatik, 2 Aufl., Lpz., 1914; Die verfluchte Kultur. Gedanken über den Gegensatz von Leben und Geist, Münch., 1921.

Лит.: Базаров В., История, как осмысливание бессмыслицы, "Совр. Запад", 1922, кн. I, с. 89-96; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Messer Α., Der Fall Lessing, Bielefeld, 1926; Gоetze W., Die Gegensätzlichkeit der Geschichtsphilosophie O. Spenglers und Th. L., Lpz., 1930 (Diss.).

A. Огурцов. Москва.

ЛЕСЬНЕВСКИЙ

ЛЕСЬНЕ́ВСКИЙ (Leśniewski), Станислав (18 марта 1886 - 13 мая 1939) - польский логик, проф. Варшавского ун-та (с 1919). Большое внимание Л. уделял вопросам, связанным с логич. парадоксами. Разработанная им теория семантич. категорий близка к типов теории Уайтхеда и Рассела и, так же как последняя, ставит своей целью устранение известных антиномий. При анализе логич. парадоксов Л. предложил новый метод, заключающийся в том, что к высказыванию о к.-л. объекте добавляется требование ж е с т к о с т и этого объекта, т.е. требование выполнения для объекта А условия А=А. По Л., для таких парадоксальных объектов, как множество всех правильных множеств (т.е. множеств, к-рые не являются элементами самих себя), условие жесткости не выполняется. Л. - автор трех логич. систем, названных им соответственно прототетикой, о н т о л о г и е й и м е р е о л о г и е й. Эти системы отличаются большой четкостью и точностью, но являются более сложными, чем др. системы совр. математич. логики, и поэтому редко находят применение у математиков. Система прототетики является обобщением двузначного исчисления высказываний путем введения кванторов по переменным любого рода (в том числе и по пропозициональным переменным) и переменных различных логич. типов, значениями к-рых являются функции от значений истинности. Онтология является формализованной теорией значения символа "∈" (согласующегося со значением связки "есть" в разговорном языке), дополненной разработанной Л. системой семантических категорий. Позднее была доказана эквивалентность онтологии алгебре множеств и их элементов. Однако положенный в основу онтологии семантич. анализ ее первичных терминов придает этой системе специфически философский смысл. В мереологии основную роль играет отношение "предмет x является частью предмета y". Это обычная булева алгебра без нулевого элемента. Логич. системы Л. можно рассматривать как результат его филос. номиналистич. воззрений. Не случайно Л. считается одним из родоначальников совр. номинализма в философии математики и логики. Работы Л. оказали большое влияние на развитие логики и философии в Польше.

Соч.: Podstawy ogólnej teorii mnogości, I, Moskwa, 1916: Grundzüge eines neuen Systems der Grundlagen der Mathematik, "Fundamenta Mathematicae", 1929, t. 14; нов. изд. - Warsz., 1938; О podstawach matematyki, "Przegląd Filozoficzny", 1927-31, v. 30-34; в рус. пер.: Логич. рассуждения, СПБ. 1913. Изложение логич. систем Л. содержится в работах; Słupecki J., S. L.'s protothetics, "Studia Logica", 1953, t. I; его же, S. L.'s Calculus of Names, там жe, 1955, t. 3; eго же, Towards a generalized mereology of L., там же, 1958, t. 8.

Лит.: Sobociński В., L'analyse de l'antinomie russellienne par L., "Méthodos", 1949, v. 1, p. 94-107, 220-228, 308-316; 1950, v. 2, p. 237-57; Prior Α. Ν., [Реферат статьи ], В. Sobociński, L'analyse de l'antinomie russellienne par L., "J. Symbolic Logic", 1953, v. 18; Grzegоrczyk Α., The systems of L. in relation to contemporary logical research, "Studia Logica", 1955, t. 3.

В. Донченко. Москва.

ЛЕСЯ УКРАИНКА

ЛЕ́СЯ УКРАИНКА [псевд.; наст. имя - Лариса Петровна К о с а ч - К в и т к а; 13(25) февр. 1871 - 19 июля (1 авг.) 1913 ] - укр. писательница, публицистка и литературный критик. Род. в г. Новгород-Волынский. В совершенстве владела многими европейскими языками. В конце 80-х гг. сблизилась с революц. молодежью. В сер. 90-х гг. под влиянием рабочего движения начала изучать и популяризировать марксистские произведения, хотя марксизм до конца не поняла. Перевела на укр. язык "Манифест Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса, "Очерки материалистич. понимания истории" Лабриолы, популярную в марксистских кружках того времени брошюру польского социалиста Ш. Дикштейна "Кто чем живет", в послесловии к к-рой Л. У. изложила учение марксизма о классовой борьбе. Другом рабочих называла Л. У. большевистская газета "Рабочая правда". Л. У. была связана с укр. с.-д. организацией, за что в 1907 подверглась аресту.

Уже с середины 90-х гг. Л. У. встала на позиции революции, хотя не видела еще в рабочем классе гл. силы революц. преобразования общества. Впоследствии Л. У. сделала значит. шаг к марксизму, показывая в лице рабочего класса силу, призванную возглавить нар. массы в их великой борьбе. Л. У. призывала трудящихся Украины к единению и укреплению дружбы с трудящимися других наций, особенно с рус. народом, разоблачала укр. бурж. националистов, подчеркивала, что условием нац. развития является социальное освобождение (см. Собр. соч., т. 3, М., 1950, с. 69).

Л. У. считала материалистич. мировоззрение единственно верным, отстаивала принцип детерминированности мира, выступала с критикой идеализма Платона, мистицизма Августина, ницшеанства и др. реакц. филос. учений.

Борясь с фатализмом, Л. У. требовала, чтобы философия служила делу преобразования мира и, прежде всего, обществ. отношений. Утверждая, что нельзя представить жизнь без движения, Л. У. считала правильным конкретно-историч. подход к явлениям природы и общества, рассматривала каждый этап в их развитии как часть "великой и величественной цепи эволюции" (Твори, т. 12, Киïв, 1930, с. 57).

Эстетич. взгляды Л. У. характеризовались требованием народности и идейности иск-ва. По мнению Л. У., реалистич. отражение жизни должно включать в себя мечту об идеале, за к-рый борются прогрессивные силы общества. Сила иск-ва - в правильном выражении стремлений и чаяний трудового народа. "Не поэт, кто забывает о страданиях народа..." (Собр. соч., т. 1, 1950, с. 285). Л. У. близко подошла к марксистскому пониманию классовости иск-ва.

Соч.: Твори, т. 1-5, К., 1951-56; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-4, М., 1956-57; Избр. обществ.-политич. и филос. произв. украинских революционных демократов XIX в., М., 1955, с. 507-631.

Лит.: Франко И., Избр. соч., пер. с укр., т. 5, М., 1951, с. 235-56; Головаха И., Суспiльно-полiтични i фiлософськi погляди Л. У., К., 1953; его же, Леся Украинка - верный друг людей труда, в сб.: Укр. революц. демократы. Обществ.-политич. и филос. взгляды, М., 1954; Дейч А. И., Л. Украинка, 2 изд., М., 1954; Куликов I. M., Суспiльнополiтичнi погляди Л. У., К., 1954; Бабишкiн О. К., Курашова В. С, Л. Украïнка, К., 1955; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 625-34; Корчевой Д. Α., Эстетич. взгляды Л. У., К., 1956, (автореф.); Олексюк Μ. Μ., Атеïстичнi погляди Л. У., Львiв, 1958.

Д. Острянин. Киев.

ЛЕТЕЛЬЕР

ЛЕТЕЛЬЕ́Р (Letelier), Валентин (1852-1919) - чилийский социолог, правовед, педагог и либерально-бурж. обществ. деятель. Проф. права Чилийского ун-та (1888-1911). Л. - последователь контовского позитивизма. В работах по историографии и философии права он утверждал, что к возникновению первичных обществ. групп "привела потребность в общих благах и сексуальная разнородность человеческого рода". Придерживаясь "договорной" теории в вопросе о возникновении гос-ва и права, Л. подчеркивал значение и таких факторов, как рост населения, территория, развитие городов и просвещения. Л. выступал противником теории естественного права.

Сыграл большую роль в развитии педагогики и в постановке образования в Чили.

Соч.: El nombre antes de la historia, Santiago, 1883; De la ciencia politica en Chile, Santiago, 1886; La lucha por la cultura, Santiago, 1895; La evolución de la historia, 2 ed., Santiago, 1900; Fisiologia, de la education, Santiago, 1912; Genesis del estado y sus instituciones fundamentales, В. Aires, 1917; Genesis del derecho y de las instituciones civiles fundamentales., Santiago, 1919.

И. Добронравов. Москва.

ЛЕТУРНО

ЛЕТУРНО́ (Letourneau), Шарль (23 сент. 1831 - 21 февр. 1902) - франц. бурж. этнограф, философ и социолог; д-р медицины (с 1858), президент (с 1886) и ген. секретарь (с 1887) Парижского антропологич. об-ва, проф. истории цивилизации в Антропологич. школе (с 1885). В понимании природы Л. - материалист (см. "Биология", СПБ, 1903, с. 1). Опровергая религ. верования, подчеркивая связь материализма с успехами естествознания, Л. заявлял: "в настоящее время после стольких перипетий материалистическая философия завоевала свое право гражданства и ее окончательный триумф не вызывает сомнений" ("Science et matérialisme", Р., 1890, p. VI). Социология Л. является позитивистской, связана с отрицанием историч. закономерностей и возможности их познания. Защищая теорию прогресса, он давал идеалистич. толкование его: "Строго говоря, весь этот сложный прогресс в сущности - умственный" ("Социология по данным этнографии", СПБ, 1896, с. 347). Будучи убежденным эволюционистом, Л. утверждал, что все обществ. институты необходимо рассматривать в их изменении и развитии. Наилучшим методом является обращение к этнографии, на к-рой и должна быть построена социология. Л. принадлежат работы по эволюции морали, семьи, брака, собственности, торговли, рабства, политики, религии, лит-ры, воспитания, к-рые носят описат. характер. Приводя большой фактич. материал, отобранный недостаточно критически, Л. отказывался от общих выводов и выяснения причин обществ. изменений. Выступал против расизма и апологии войны ("Война" - "La guerre", 1895).

Соч.: L'évolution du mariage et de la famille dans les diverses races humaines, P., 1888; L'évolution politique..., P., 1890; L'évolution juridique dans les diverses races humaines, P., 1891; L'évolution religieuse..., 2 éd., P., 1898; La psychologie ethnique..., P., 1901; в рус. пер. - Прогресс нравственности, 2 изд., СПБ, 1910; Эволюция собственности, СПБ, 1889; Эволюция рабства, М., 1897; Лит. развитие различных племен и народов, СПБ, 1895; Эволюция торговли, СПБ, 1899; Эволюция воспитания у различных человеческих рас, СПБ, 1900; Физиология страстей, СПБ, 1896.

Лит.: Плеханов Г. В., В защиту экономич. материализма, в кн.: Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956, с. 210-212; его жe, Материалистич. понимание истории, там же, с. 661-62.

В. Кузнецов. Москва.

ЛЕФЕВР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕФЕВР Д' ЭТАПЛЬ

ЛЕФЕ́ВР Д' ЭТА́ПЛЬ (Lefèvre d' Étaples; лат. Faber Stapulensis), Жак (1455-1536 или 37) - франц. философ-гуманист. Большое влияние на формирование взглядов Л. д' Э. оказали итал. гуманизм и натурфилософия (Фичино, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, собр. соч. к-рого он издал в 3 тт. в 1514, и др.), Эразм Роттердамский, а также христ. мистика. Л. д' Э. выступил за восстановление подлинной, свободной от схоластич. извращений философии Аристотеля. Он издал мн. произведения Аристотеля, снабдив их комментариями и написав к ним предисловия. В то же время Л. д' Э. возражал против аверроистского (см. Аверроизм) истолкования аристотелизма, стремясь согласовать метафизику Стагирита с догматами творения мира и личного бессмертия. Деятельность Л. д' Э. способствовала оживлению интереса к Аристотелю во Франции и Германии; его многочисл. последователи, образовавшие целую школу (фабристов), желали умеренной реформы аристотелевской логики (т.н. терминизм), отрицательно относясь к нововведениям Раме. Сторонники Л. д' Э. приобрели большое влияние в протестантских ун-тах.

Л. д' Э. был предшественником реформационного движения во Франции. Он перевел Библию (1523) на франц. яз. и написал комментарий к ней. Призывы возвратиться к простоте первоначального христианства, упростить культ, пропаганда Нового завета как осн. и единств. источника вероучения - все это сближало взгляды Л. д' Э. с программой Лютера. Католич. церковь осудила воззрения Л. д' Э., как еретические, и только покровительство королевского двора спасло его от расправы.

Соч.: Totius philosophie naturalis paraphrases, P, 1501; Meteorologia Anstotelis eleganti J. Fabri Stapulensis paraphrasi explanata..., Norimbergae, 1512; Aristotelis opus metaphysicorum, P., 1515; Aristotelis de Anima libri tres..., Basileae, 1538; Fabri J. Stapulensis in libros logicos paraphrasis, P., 1543.

Лит.: Graf К. Н., Jacobus Faber Stapulensis. Ein Beitrag zur Geschichte der Reformation in Frankreich, "Z. Histor. Theologie", 1852, S. 3-86, 165-237; Hauser H. et Renaudet Α., Les débuts de l'âge moderne, 3 éd., P., 1946; Renaudet Α., Préreforme et humanisme à Paris pendant les premières guerres d'Italie (1494-1517), 2 éd., P., 1953.

В. Кузнецов. Москва.

ЛЕХЕН

ЛЕ́ХЕН (Lehén), Type (p. 1893) - финский философ-марксист, деятель революц. рабочего движения. Работал в Коминтерне; участник учредит. съезда компартии Финляндии. В работе "Мировоззрение рабочего класса" ("Työväenluokan maailmankatsomus", 1950, 3 изд., 1959, рус. пер. 1962) Л. в популярной форме изложил ряд проблем диалектич. материализма, рассматривая их в тесной связи с социально-политич. условиями Финляндии. Опираясь на работы Ленина, Л. подвергает критике реакц. взгляды представителей совр. бурж. философии в Финляндии (особенно логич. позитивизма). В произв. "Народ и государство" ("Kansa ja valto", 1951) Л. выступает в защиту марксистско-ленинского учения о гос-ве и революции. В др. работах он разъясняет отношение коммунистов к религии ("Коммунизм и христианство" - "Kommunusmi ja kristinusko", 1951), критикует старых и новых "опровергателей" марксизма ("Так изменяется мир" - "Niin muuttun maailma", 1960; "Причины влияния коммунизма в массах" - "Kommunismin joukkovaikutuksen syyt", [1961 ]).

А. Мысливченко. Москва.

ЛИ ВЕРНОН

ЛИ Вернон (Lee Vernon) [подлинное имя - П э д ж е т (Paget), Вайолет ] (1856-1935) - англ. писательница, автор работ по вопросам эстетики. Ей принадлежит ряд работ по культуре Италии периода Возрождения. В области эстетики вслед за Липпсом и Гроссом разрабатывала т.н. теорию вчувствования, истолковывая иск-во как некий синтез мысли и чувства, имеющий "досознательный" характер.

Соч.: Beauty and ugliness..., L.-N. Y., 1912 (соавтор); The beautiful. An introduction to psychological aesthetics, Camb., 1913; в рус. пер.: Италия, [т. 1-2 ], M., 1914-15; Совр. книга по эстетике. Антология. [Сост. М. Рейдер ], М., 1957 (см. Указатель).

И. Мáца. Москва.

ЛИ ДА-ЧЖАО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИ И

ЛИ И (Ю л ь г о к) (536-84) - корейский философ, педагог и политич. деятель. Автор дуалистич. филос. системы, объединяющей элементы материализма и идеализма. Дуализм Л. И. объясняется влиянием на него, с одной стороны, неоконфуцианской философии Чжу Си и воздействием материалистич. воззрений корейского мыслителя Со Кен Дока - с другой. Признавая первичность духовного начала во времени, Л. И. пытался доказать, что в пространстве духовное и материальное начала неотделимы. Вслед за Со Кен Доком он признавал самодвижение материального. Однако, в отличие от последнего, отвергал представление о неуничтожаемости материального начала, подчеркивал абс. характер духовного начала. Согласно Л. И., источником этич. суждений и познания является душа, к-рая, будучи заключена в материальную оболочку, определяет собой характер человека.

В 1749 было напечатано полное собр. соч. Л. И. "Юльгок чонсо" в 44 томах, а в 1759 вышли 13 тт. его "Избранных материалов к священному учению".

Лит.: Корейская Народно-Демократич. республика, Пхеньян, 1958, с. 284-85; Описание Кореи, ч. 2, СПБ, 1900, с. 29; Culture of Korea. Ed. by Changsoon Kim, Pasadena (California), 1945; Le Civiltá dell'Oriente, [v. 2, Roma, 1957 ], p. 1035; Чхорхак нонмундип (Сб. ст. по философии), Пхеньян, 1959, с. 25-38; Ли Чхан Хва, Ли Юльгокый кёюк сасанъ (Педагогич. идеи Ли Юльгока), "Ёкса квахак", 1961, No 2.

А. Ушков. Москва.

ЛИ ИК

ЛИ ИК (С е н X о, известен также как Л и С е н Х о) (1682-1764) - корейский философ-материалист и ученый, последователь школы сирхак. Под влиянием зап.-европ. естеств.-науч. идей выступал с критикой феод. идеологии неоконфуцианства, буддистской и даосской мистики. Филос. идеи Л. И. явились дальнейшей разработкой идей корейского материалиста Со Кен Дока. Выступая с обоснованием материализма, Л. И. в работе "Новые размышления о четырех началах и семи эмоциях" ("Ca иль синпхён") дал материалистич. трактовку вопроса о соотношении материального начала "ки" и идеального "ли". Согласно Л. И., душа, идеальное является всего лишь чрезвычайно сложным и тонким формообразованием материального начала "ки".

В области социально-политич. воззрений Л. И. выступал как последователь Лю Хён Вона, выдвигал утопич. программу земельного преобразования. Из ста томов его трудов наиболее значит. работой является десятитомник "Суждения о различных вещах" ("Сэсоль юсон"), посвященный изучению классиков конфуцианства, проблемам этнографии, астрономии и географии.

Лит.: Очерки по истории освободительной борьбы кор. народа, пер. с корейск., М., 1953, с. 71-72; Передовые ученые Кореи XVII - XIX веков, Пхеньян, 1956, с. 20-36; Кор. Народно-Демократич. Республика, Пхеньян, 1958, с. 54; Кор. лит. Сб. статей. [Отв. ред. Б. К. Пашков ], M., 1959, с. 11; Чосонса кяё (Очерк истории Кореи), Пхеньян, 1957; Yang К. P. and Henderson G., Outline history of Korean Confucianism, pt. 1, 2, "J. Asian Stud.", 1958-59, v. 18, Nov., Febr.

ЛИ СЭК

ЛИ СЭК (М о г ы н) (1328-96) - корейский философ, последователь субъективно-идеалистич. учения кит. философа Чжу Си. Принадлежал к идеологич. группировке - саллимхакпха (букв. - школа гор и лесов), проповедующей отшельничество, уход от реального мира, Л. С. - сторонник умеренного направления в критике буддизма. Лояльное отношение к феод.-монархич. системе сочеталось у него с требованиями замены буддизма неоконфуцианством. Для Л. С. была характерна попытка перенесения идеализма Чжу Си на корейскую почву, что в сочетании с консервативными политич. взглядами и боязнью социальных преобразований обусловило реакц. характер его мировоззрения.

Лит.: Чхорхак нонмундип (Сб. статей по философии), Пхеньян, 1959, с. 30-43; Чосонса кяё (Очерк истории Кореи), Пхеньян, 1957, с. 396; Hulbert H. В., The history of Korea, v. 1, Seul, 1905, p. 239, 288-92; Yang К. Р. and Henderson G., Outline history of Korean Confucianism, "J. Asian Stud.", 1958, v. 18, p. 87-101.

А. Ушков. Москва.

ЛИ ХВАН

ЛИ ХВАН (Т х в е г е) (1501-70) - корейский мыслитель, неоконфуцианец, основоположник субъективно-идеалистич. школы чурирон. Филос. взгляды изложил в работе "Краткий анализ учения Чжу Си" ("Чусоль чоре"). Утверждал первичность идеального абсолютного начала "ли", руководящего материальным началом "ки" и лежащего в основе данного природой человеку интеллекта. В соответствии с этим Л. X. делил всех людей на "совершенно-мудрых", "рядовых" и "тупиц", отстаивая вечность и незыблемость конфуцианских этич. норм. Идеалом социально-политич. устройства считал гос-во "гуманного правления", основанное на лойяльном отношении к монарху и почтении к родителям.

Мировоззрение Л. X. в течение неск. веков являлось идеологич. основой реакц. сил феод. Кореи, под влиянием к-рого оформилась общая тенденция развития корейского неоконфуцианства в сторону идеалистич. монизма.

Лит.: Очерки по истории освободительной борьбы кор. народа, М., 1953, с. 68-70; Чон Дон Хый, Чэсон сынму юхён нёнпхё (История видных деятелей кор. конфуцианства Ли Тхвега), Сеул, 1928; Чосонса кяё (Очерк истории Кореи), Пхеньян, 1957; Чхэрхак ёнгубан чхамго чаре, (Материалы по изучению философии), ч. I, Пхеньян, 1958, с. 28; Yang К. P. and Henderson G., Outline history of Korean Confucianism, pt. 1-2, "J. of Asian Stud.", v. 18, 1958-59, Nov., Febr.

А. Ушков. Москва.

ЛИ ЧЖИ

ЛИ ЧЖИ (Л и Ч ж о -у) (1527-1602) - кит. философ-просветитель и политич. деятель. Выступая против метафизич. неоконфуцианских построений, Л. Ч. утверждал, что в мире нет ничего неизменного: "все то, что у Конфуция считалось добром и злом, никогда не было неизменным добром и злом... Что вчера было злом, то сегодня добро, что сегодня зло, завтра будет добром. Если бы Конфуций воскрес, он бы не знал, что добро и что зло" ("Ли-ши шан шу", "Цзи чжуань мулу цяньлунь").

Находясь под сильным влиянием школы Ван Шоу-жэня (Ван Ян-мина) и признавая его теорию о заранее данной человеку природе (душе), Л. Ч. тем не менее полагал, что мир состоит из материальных элементов. За протест против офиц. идеологии конфуцианства был посажен в тюрьму, где и погиб.

Соч.: Ли-ши фэнь шу (Сожженные книги Ли Чжи), Шанхай, [б. г. ]; Ли-Ши сюй фэнь шу (Продолжение сожженных книг Ли Чжи), [б. м. ], 1618; Ли-ши цан шу (Собрание книг Ли Чжи), Нанкин, 1599; Ли-ши сюй цан шу (Продолжение собрания книг Ли Чжи), [б. м. ], 1599.

Лит.: Жун Чжао-цзу, Ли Чжи Няньпу (Биографич. хроника Ли Чжи), Пекин, 1957.

ЛИБАНИЙ

ЛИБА́НИЙ (Λιβάνιος) (р. ок. 314 - ум. ок. 393) - риторик и философ Восточной Римской империи. Получил образование в Афинах, основал собств. школу в Константинополе. Филос. воззрения Л. сформировались под влиянием неоплатонизма. Антихрист. деятельность была причиной удаления Л. из столицы вместе с его школой. Среди многочисл. учеников и слушателей Л. был император Юлиан-отступник, на к-рого он оказал большое влияние. Л. с большим воодушевлением встретил реформы Юлиана, восстановившие культ древних языч. богов.

Лит. наследие Л., состоящее из речей и писем (св. 1600), представляет большой интерес для понимания совр. Л. жизни. Одним из его адресатов был груз. мыслитель Бакуpи.

Соч.: Речи Л., пер. с прим. С. Шестакова, т. 1-2, Каз., 1914-16; [Фрагменты ] в кн.: Ρанович Α., Античные критики христианства, М., 1935.

Ш. Хидашели. Тбилиси.

ЛИБЕЛЬТ

ЛИБЕЛЬТ (Libelt), Кароль (8 апр. 1807 - 9 июня 1875) - польский философ-идеалист, либерально-бурж. политич. деятель. Выступал против германизации Польши, участвовал в освободит. восстании 1830-31. С нач. 40-х гг. Л. был одним из руководителей польской тайной организации, за что в 1846 был осужден прусскими властями и приговорен к смертной казни, замененной 20 годами заключения. Революция 1848 освободила Л. С позиций бурж. либерализма Л. пропагандировал необходимость уничтожения феод. строя, но был против революц. демократизма Дембовского. После поражения революции 1848-49 Л. примкнул к либеральной "Польской Лиге", отказавшейся от нац.-освободит. борьбы.

Л. принадлежал к "национальным философам" - мессианистам. Первоначально испытав влияние философии Гегеля, Л., однако, выступил против гегельянского панлогизма, поскольку эта теория отрицала личного бога и бессмертие души. Существует, по Л., некая сверхрациональная способность постижения истины, свойственная исключительно слав. народам, особенно полякам. В связи со своим постулатом "славянской философии" Л. пропагандировал иррационалистич. и религиозное мировоззрение. Идеализм пропитывает и эстетику Л., к-рая была подвергнута критике Э. Дембовским (Е. Dembovski, в журн. "Przeglad Naukowy", 1842, t. 4, No 31 - рецензия на работу Л. "Введение в философию изящных искусств" - "Wstęp do filozofii sztuk pięknych") и Т. Шевченко (см. Собр. соч., т. 5, 1956, с. 65-66).

Соч.: Pisma pomniejsze, t. 1-6, Poznań, 1849-51; Dzieła, Filozofia i krytyka, 2 wyd., t. 1-6, Poznań, 1874-75.

Лит.: Дембовский Э., Мысли о будущности философии, в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 3, М., 1958, с. 280; Кrоński T., Koncepcje filozoficzne mesjanistów polskich w połowie XIX w., "Archiwum historii, filozofii i myśli społecznej", 1957, t. 2; Mоrawski S., Poglądy estetyczne K. L., в сб.: Materiały do studiów i dyskusji..., No 7-8, Warsz., 1951; Polska filozofja narodowa. Zb., Kr., 1921; Kosmowska J. W., K. L. jako działacz połityczny i społeczny, Poznan, 1918; Bibliografia filozofii Polskiej 1831-1864, Warsz., 1960, s. 160-79.

ЛИБЕРТ

ЛИБЕРТ (Liebert), Артур (10 нояб. 1878 - 5 нояб. 1948) - нем. философ-идеалист, неокантианец марбургской школы. Проф. Берлинского (1928-33) и Белградского (1934-39) ун-тов. Теорию познания считал предпосылкой для рассмотрения всех остальных филос. проблем, прежде всего проблемы ценности. В 30-х гг., стремясь преодолеть субъективно-идеалистич. характер неокантианства, Л. сближается с неогегельянством. Если в первый период его деятельности категории рассматривались им как определения мышления, то теперь принимается гегелевский тезис о тождестве субъекта и объекта и категории выступают как определения самого бытия. Тем самым делается попытка преодолеть кантианский разрыв между мышлением и бытием. Диалектику субъекта и объекта Л. пытается проследить в соч. "Дух и мир диалектики" ("Geist und Welt der Dialektik", 1929). Задача философии, согласно Л., понять сущность духа, постигнуть его спонтанность именно в его диалектике и как диалектику. Таким образом, в конечном итоге теория познания должна выступать как учение о творческой диалектике духа. Исходя из этих филос. позиций, Л. критикует совр. бурж. культуру, но причину ее упадка видит не в капиталистич. производств. отношениях, а в духовном кризисе. Преодолеть этот кризис, по Л., можно только путем создания нового мифа. В философии культуры Л. чувствуется влияние иррационалистич. философии жизни.

Л. относится к тем нем. философам, к-рые политически являются представителями отжившего свой век либерализма. После прихода фашизма к власти в Германии слабость либерализма стала очевидной и его сторонниками овладел пессимизм; они восприняли национал-социализм как роковое явление, видя в нем не общественный, а духовный феномен, с которым бороться можно только духовными средствами.

Соч.: Das Problem der Geltung, В., 1914; Der Geltungswert der Metaphysik, F., 1915; Wie ist kritische Philosophie überhaupt möglich?, Lpz., 1919, 2 Aufl., Lpz., 1923; Vom Geist der Revolution, 3 Aufl., В., 1919; Die geistige Krisis der Gegenwart, В., 1923; Ethik, В., 1925; Mythus und Kultur, В., 1925; Zur Kritik der Gegenwart, Langensalza, 1928; Die Krise des Idealismus, Z.-Lpz., 1936; Der Liberalismus als Forderung, Gesinnung und Weltanschauung, Z., 1938; Von der Pflicht der Philosophie in unserer Zeit, Z., 1938; Der universale Humanismus, Z., 1946.

Лит.: Marсk S., Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart, Tübingen, 1929-31; Кropp G., A. L. in memoriam, "Z. philos. Forschung", 1949, Bd 3, No 3.

Б. Кауфхольдт. ГДР.

ЛИБКНЕХТ ВИЛЬГЕЛЬМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИБКНЕХТ КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИБМАН

ЛИБМАН (Liebmann), Oттo (25 февр. 1840 - 14 янв. 1912) - нем. философ, представитель раннего неокантианства. С 1865 - доцент в Тюбингене, с 1872 - проф. в Страсбурге, с 1882 - в Иене. В соч. "Кант и эпигоны" ("Kant und die Epigonen", 1865) Л. призывал вернуться "назад к Канту". Л. отвергал понятие "вещи в себе" и строил свою философию на тех сторонах учения Канта, к-рые он считал непреходящими, - априоризме и феноменализме ("К анализу действительности" - "Zur Analysis der Wirklichkeit", 1876). Внешний мир, согласно Л., есть лишь феномен (явление) внутри воспринимающего интеллекта, а потому и подчинен законам последнего. Всякая метафизич. система (в т.ч. и его), как обращенная к познанию сущности мира, может претендовать только на гипотетич. объяснение человеч. представлений о сущности, основе и взаимосвязи вещей. Психическое не выводимо из физического, поэтому сознание является первонач. фактором, а способность человека нечто утверждать или отрицать - его первонач. функцией, определяющей существование ценностей. Нравств. идеалы, к-рыми люди должны руководствоваться в своей деятельности, постигаются человеч. сознанием внеопытным путем из некоей трансцендентальной сферы и носят характер доопытных субъективных ценностей.

Соч.: Ueber den individuellen Beweis für die Freiheit des Willens, Stuttg., 1866; Ueber den objektiven Anblick, Stuttg., 1869; Ueber philosophische Tradition, Stras., 1883; Gedanken und Tatsachen, Stras., 1882; Die Klimax der Theorien, Stras., 1884; Weltwanderung (Gedichte), Stuttg., 1899.

Лит.: Zum 70. Geburtstag O. Liebmanns. Festschrift der "Kant-Studien", "Kant-Studien", Bd 15, 1910.

Б. Григорьян. Москва.

ЛИВИ

ЛИВИ (Livi), Ливио (р. 2 янв. 1891) - итал. бурж. социолог и статистик, последователь В. Парето. В 1927-35 - директор Ин-та политич. и социальных наук во Флоренции, в 1939-41 - президент Итал. демографич. и статистич. об-ва, директор Итал. антропологич. ин-та (1954-56), вице-президент Междунар. объединения по изучению проблем народонаселения (1937-40; 1949-54).

Определяющую роль в изменениях социальной структуры общества (особенно семьи) Л. отводит биологич., психологич. и расовым факторам. Основу развития человеч. общества он видит в росте народонаселения ("Естественные законы развития народонаселения" - "Le leggi naturale della populazione", 1940). Л. считает, что появление новых социальных наук: биометрии, психометрии, генетики и демографии позволит влить новые силы в "общую" социологию, к-рая, по его мнению, зашла в тупик в 30-40-х гг. 20 в. Л. критиковал совр. амер. эмпирич. социологию за отсутствие теоретич. принципов и незначительность тематики ее исследований.

Соч.: La composizione delle famiglie: studio demografico, Firenze, 1915; I fattori bio-demografici dell'ordinamento sociale, Padova, 1941;La rilevazione della richezza e del ríddito nazionale..., Firenze, 1952; La vecchia e la nuova sociologie generale positiva, Mil., 1957.

Лит.: Nirchiо G., A proposito di "Vecchia e nuova sociologia", "Politico", 1958, anno 23, No 4.

И. Добронравов. Москва.

ЛИКЕЙ

ЛИКЕЙ - или л и ц е й (греч. Λύκειον), - пригород Др. Афин с гимнасией, посвященной Аполлону, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни, когда он возвратился из Македонии в Афины. Название это является также обозначением всей аристотелевской школы, к-рая называлась перипатетической школой. В Лицее Аристотель читал лекции двух типов: более трудные, специальные - для своих ближайших учеников по утрам и более общие, популярные - для широкого круга слушателей по вечерам. Перипатетики после Аристотеля просуществовали в течение всей античности, упорно отстаивая идеи своего учителя, на манер академиков - учеников Платона, к-рые занимались философией в др. афинском пригороде - Академии.

В новое и новейшее время термин "лицей" стал употребляться вообще для обозначения определ. типа учебных заведений, гл. обр. привилегированного характера.

Лит.: Usеnеr H., Organisation der wissenschaftlichen Arbeit, в кн.: Preußische Jahrbücher, 1884, Bd 53, S. 1-25; Arnim H., Die Aristonis Peripatetici apud Philodemum vestigiis, Rostochii, 1900; Wehrli F., Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar, H. 1-10, Basel, 1944-59.

ЛИЛЬЕКВИСТ

ЛИЛЬЕКВИСТ (Liljequist), Пер Эфраим (24 сент. 1865 - 20 авг. 1941) - швед. философ-идеалист. Проф. Лундского ун-та (1906-35); последний видный представитель т.н. персоналистич. идеализма в Швеции, основателем к-рого был X. Я. Бустрём. Выступая против позитивизма, он стремился в то же время пересмотреть нек-рые положения бустремизма посредством сопоставления их с данными совр. психологии и с результатами новых аксиологич. исследований.

Исходя из того, что человек является конечным, несовершенным, относительным субъектом, Л. предполагал существование бесконечного, совершенного и абсолютного субъекта, т.е. бога. Люди, по Л., по своей сущности не могут стать совершенными, ибо они - лишь моменты абсолютного субъекта. Вслед за Кантом отрывая формы рассудка от форм чувственности, Л. отрицал способность человека к истинному познанию действительности и наделял ею лишь бога, в к-ром достигается "совпадение противоположностей" - чувственности и разума. Пространство и время, по Л., будучи лишь формами несовершенного "человеческого опыта", не имеют объективного характера.

Соч.: Оm Francis Bacons filosofi, Bd 1-2, Upsala, 1893-94; От Boströms äldsta skrifter, Göteborg, 1897; Inledning till psykologien, Göteborg, 1899; Оm specifika sinnenenergier, Bd 1, Göteborg, 1899; Meinongs allmänna värdeteori, Göteborg, 1904; Selbstdarstellung, в кн.: Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 6, В.-Lpz., 1927, S. 37-64.

Лит.: Aspellin G., Ε. Liljequist, "Theoria", 1942, No 1-2; Studier tillägnade Ε. Liljequist den 24 September 1930. Utg. av G. Aspelin och E. Akesson, bd 1-2, Lund, 1930.

А. Мысливченко. Москва.

ЛИМА

ЛИМА (Lima), Алсеу Аморозу (р. 1893) - бразильский католич. философ и писатель. Отстаивает принципы "вечной философии" неотомизма и "божественные истины" католицизма. С этих позиций он выступает против марксистской философии и критикует нек-рые иррационалистические направления совр. бурж. философии ("Экзистенциализм и другие мифы нашего времени" - "О existencialismo e outros mitos do nosso tempo", 1951; 2 ed., 1956).

Отмечая успехи социализма, Л., однако, открыто объявляет себя врагом коммунизма, технич. прогресса и защитником т.н. христ. бурж. гуманизма. В кн. "Американская действительность" ("A realidade americana", 1954) Л. восхваляет американскую "демократию" и утверждает, что "от США зависят ныне судьбы цивилизации 20 века". Вместе с тем Л. осуждает идею новой мировой войны и призывает к мирному урегулированию спорных вопросов.

Соч.: Meditaçăo sobre о mundo moderno, R. de J., 1942.

Лит.: Базарян Ж. Α., Филос. течения, в сб.: Бразилия, М., 1963; Padovani H. e Gastagnola L., Historia da filosoiia, 2 ed., Săo Paulo, 1956.

Ж. Базарян. Москва.

ЛИНГВИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

ЛИНГВИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ (от лат. lingua - язык) - наука, использующая для исследования языка методы математической логики, теории автоматов, теории информации, теории вероятностей, математич. статистики и др. дисциплин. Разрабатываемые в Л. м. математич. модели языка строятся и проверяются с помощью экспериментов на цифровых вычислит. машинах, использование к-рых для решения лингвистич. задач (машинного перевода, автоматического анализа текстов, машинного анализа и синтеза устной речи и т.п.) является одним из основных стимулов развития Л. м. См. Языкознание.

В. Иванов. Москва.

ЛИНД

ЛИНД (Lynd), Роберт (р. 26 сент. 1892) - амер. бурж. социолог. Проф. Колумбийского ун-та (с 1931). Известен работами, написанными вместе с женой X. Линд (H. M. Lynd), "Средний город" ("Middletown", 1929) и "Средний город в переходе" ("Middletown in transition", 1937). Они представляют собой очень детальное описание и анализ всех аспектов социальной жизни в среднем городе (на примере г. Манси, шт. Индиана). Хотя это исследование и основано на непосредств. обследовании, громадном числе опросов, различного рода статистич. таблицах, схемах, диаграммах и т.д., оно представляет собой только описание, набор конкретных фактов. Теоретич. модель Л. примитивна и поверхностна. Напр., Л. делит население города на два осн. класса: рабочий класс и класс предпринимателей (класс бизнесменов). К первому относятся все те, чья проф. деятельность связана прежде всего с операциями над вещами, те же, кто к.-л. образом руководят людьми, относятся к классу предпринимателей. По Л., принадлежность к тому или иному классу определяет образ жизни и поведение индивида в обществе. Он высказал мысль о том, что изменения в области технологии и произ-ва принимаются скорее, нежели новые идеи. Так, в среднем городе производство 20 в. уживалось с распространенной верой в лозунг физиократов Laissez faire и обществ. идеалы, характерные для 19 в.

Работы Л. оказали влияние на развитие амер. и европ. бурж. социологии, вызвав к жизни большое количество исследований различного рода коллективов, общностей и общин.

Соч.: Knowledge tor what?, Princeton, 1939.

И. Добронравов. Москва.

ЛИНДНЕР

ЛИНДНЕР (Lindner), Густав Адольф (11 марта 1828 - 16 окт. 1887) - чешский философ, социолог и психолог. С 1882 - проф. философии и педагогики Карлова ун-та. Написал учебники по философии, логике и психологии ("Lehrbuch der empirischen Psychologie nach genetischer Methode", 1858; "Lehrbuch der formalen Logik nach genetischer Methode", 1861; "Einleitung in das Studium der Philosophie", 1866), к-рые были переведены на ряд европ. языков и выдержали много изданий.

По своим филос. воззрениям Л. - последователь Гербарта, однако Л. попытался дополнить гербартовское статич. толкование мира дарвиновским эволюционизмом (отчасти под влиянием Геккеля и Спенсера), а в вопросах гносеологии опирался на франц. материалистов (Гельвеций). Осн. сочинения Л. - "Проблема счастья" ("Das Problem des Glücks", 1868), в к-ром Л. развивает свои этич. взгляды в духе эвдемонизма, и "Идеи психологии общества, как основы социологии" ("Ideen zur Psychologie der Gesellschaft als Grundlage der Socialwissenschaft", 1870) - оказали известное влияние на социологич. мысль 2-й пол. 19 в. (напр., на воззрения А. Лабриолы - см. рец. Лабриолы на работу Л. "Das Problem des Glücks", в журн. "Ζ. exakte Philosophie...", 1871, Bd 9).

Лит.: Zumr J., Nĕkteré otázky českého herbartismu, в кн.: Filosofie ν dĕjinách českého národa, [Praha ], 1958 (резюме на рус. яз.); Кrál J., Herbartovská sociologie, Praha, 1921; его же, Studie о G. A. Lindnerovi, Brat., 1930.

И. Зумр. ЧССР.

Предыдущая страница Следующая страница