Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПИС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПИС")

ПЕРВИЧНАЯ ГРУППА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ

ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ - см. Первобытнообщинная формация.

ПЕРЕВОЩИКОВ

Василий Матвеевич (1 апр. 1785 - 6 окт. 1851) - рус. философ, проф. Казанского (1814-20) и Дерптского (1820-30) ун-тов, переводчик латинских (Саллюстий, Тацит, Ливии) и немецких (Гердер и др.) писателей, член Российской академии. Исходя из признания человека естеств. существом и требуя, чтобы науки строились на анализе "естества человека", П. в гносеологии приходил к сенсуализму, с позиций к-рого критиковал как франц. материализм (впрочем, принимая эмпиризм Ф. Бэкона), так и идеализм, особенно кантианский; отвергал теорию врожденных идей. В этич. учении анализ "естества человека" приводил П. к теории "самолюбия", к-рое он объявлял "...истинной пружиной дел человеческих" ("Опыт о возбуждении и утолении страстей", см. "Вестн. Европы", 1816, ч. 87-88, No 12-13, с. 282). С этих натуралистич. позиций П. критиковал этику Канта. В области эстетики принцип естеств. человека и требование основывать ее "истицы" "на естестве человеческом" (см. "Опыт об убеждении разума", там же, 1816, ч. 89, No 17-18, с. 56) приводил П. к мысли о том, что "нужда и стремление к совершенству породили все искусства" ("Опыт о средствах пленять воображение", в журн. "Российский музеум", 1815, ч. 2, с. 17-18). Предмет эстетики - "изящное вообще... до ныне не определен" (там же, с. 18), для доказательства чего П. дал обзор истории эстетики от античности до конца 18 в.

Сыграв известную роль как пропагандист передовых для своего времени филос, этич. и эстетич. идей и критик кантианства, П. в последующем перешел на позиции офиц. идеологии ("Слово о превосходстве самодержавного правления", Дерпт, [1826]), принадлежал к реакц. лит. группировке "шишковистов".

Соч.: Опыты, Дерпт, 1822.

З. Каменский. Москва.

ПЕРЕДЕРИЙ

Виталий Феофанович (р. 24 марта 1928) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1965), профессор (с 1965). Член КПСС с 1947. Окончил филологич. фак-т Киевского педагогич. ин-та им. Горького (1948). С 1951 преподает философию в вузах. С 1961 - зав. кафедрой марксизма-ленинизма Киевской консерватории им. П. И. Чайковского. Область науч. исследований П. - история эстетич. учений, укр. эстетич. мысль, марксистско-ленинская эстетика.

Соч.: Свiтогляд I. Я. Франка, "Науковi зап. Киïвський Державний Педагогiч. Iнст.", 1956, т. 22; Чудесная дружба, "Сов. Украина", 1962, [No 7] (совм. с З. Дашак); Животворный родник, там же, 1963, [No 2]; Про естетичне виховання, К., 1963; Великая поэтесса Украины (К 50-летию со дня смерти Леси Украинки), М., 1963 (совм. с Н. И. Жуком); Сов. искусство - искусство новаторское, "Коммунист Украины", 1963, No 12 (совм. с А. Бояринцевым); О чем говорят философы мира, К., 1964 (совм. с П. В. Копниным); Украïнська революцiïно-демократична естетика (кiнець XIX - початок XX столiть), [К.], 1964; Iван Франко про процес художньоï творчостi, в сб.: Боротьба мiж матерiалiзмом та iдеалiзмом на Украïнi в XIX ст., К., 1964; Завжди з народом, К., 1965.

ПЕРЕЖИТКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕКРЕЩИВАЮЩИЕСЯ ПОНЯТИЯ

ПЕРЕКРЕ́ЩИВАЮЩИЕСЯ ПОНЯТИЯ - понятия, в объемах к-рых имеются общие (для этих понятий) элементы и элементы, не являющиеся общими для них; или иначе, понятия А и В наз. П. п., если и только если: 1) существует предмет х, обладающий свойствами (признаками), составляющими содержание понятий А и В [символически: ∃х(А(х)&В(х)), где Α (x) - высказывание о наличии у предмета x свойств, составляющих содержание понятия А ; В(х) имеет аналогичный смысл для понятия В], 2) существует предмет х, обладающий свойствами, составляющими содержание А, и не обладающий свойствами (совокупностью свойств), составляющими содержание В [символически: ∃х(А(х)&В(х)], и 3) существует предмет х, не обладающий свойствами, составляющими содержание А, и обладающий свойствами, составляющими содержание В [∃х(А(х)&В(х)]. В таком случае говорят, что между понятиями А и В имеется отношение перекрещивания. Это отношение является частным случаем совместимости понятий. Графически оно изображается в виде пересекающихся кругов.

Е. Войшвилло. Москва.

ПЕРЕМЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРЕМЕННЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

ПЕРЕМЕ́ННЫЕ И ПОСТОЯННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ - см. Константа, Переменная.

ПЕРЕРЫВ ПОСТЕПЕННОСТИ

ПЕРЕРЫВ ПОСТЕПЕННОСТИ - резкое изменение характера развития, переход от накопления количеств. изменений к скачку, к качеств. преобразованиям. См. Переход количественных изменений в качественные.

ПЕРЕСВЕТОВ

Иван Семенович (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. мыслитель и политич. деятель. Происходил из мелкопоместного западнорус. дворянства Великого княжества Литовского. Ок. 1538-1539 он выехал в Россию, приняв перед этим участие в ряде воен. походов польского короля и побывав в Польше, Венгрии, Чехии и Молдавии. Перу П. принадлежат "Повесть об основании и взятии Царьграда", "Сказание о царе Константине", "Малая и Большая челобитные". В своих сочинениях, поданных осенью 1549 Ивану IV Грозному, П. изложил проект гос., военных и судебных реформ, в основе к-рых лежала мысль о дальнейшей централизации Русского гос-ва и создании сильной самодержавной власти, опирающейся на постоянное дворянское войско. Для достижения этих целей П. призывал к самым жестоким формам подавления любого противодействия государю.

В сочинениях П. заметна тенденция к постепенной секуляризации обществ. мысли, к-рая выражается в противопоставлении ср.-век. теократич. идеям идеала светского гос-ва, возглавляемого "мудрым" монархом, действующим в интересах дворянства и руководствующимся принципом выдвижения и награждения не по "породе", а по "выслуге", т.е. по личным качествам и способностям. Идеал П. - "мудрый" и сильный государь, любящий "книжное знание" и приближающий к себе "дохторов" и ученых философов. П. настаивал па первенстве "правды" над "верою" ("бог не веру любит - правду").

Соч.: Соч., текст подготовил А. А. Зимин, М.-Л., 1956.

Лит.: Πолосин И. И., О челобитных П., "Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. Кафедра истории СССР", 1946, т. 35, вып. 2, с. 25-55; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Саккетти А. Л., Политич. программа И. С. П., "Вестник МГУ. Серия обществ. наук", 1951, No 1, с. 107-17; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 34-36; Зимин Α. Α., И. С. П. и его современники, М., 1958 (имеется библ.); Клибанов А. И., Реформац. движение в России в XIV - первой половине XVI в., М., 1960 (имен. указ.); Сахаров А. М. и Муравьев А. В., Очерки рус. культуры IX - XVII вв., М., 1962, с. 209-14.

В. Корецкий. Москва.

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА - ученики и последователи Аристотеля, к-рый имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в Лицее со своими слушателями (греч. περιπατέω - прохаживаюсь). Хронологически можно различать несколько периодов перипатетизма. В первый п е р и о д (4-1 вв. до н.э.) главой школы был сначала Теофраст, в нее входили Эвдем Родосский, Аристоксен Тарентский, Дикеарх Мессенский. Учениками Теофраста были Деметрий Фалерейский, Дурис, Хамелеон, Праксифан. После Теофраста главой П. ш. был Стратон из Лампсака. Дальнейшими руководителями школы последовательно были Ликон, Аристон Кеосский, Критолай Ликийский, Диодор Тирский, Эримней. П. ш. этого периода свойственны довольно слабые тенденции развивать Аристотеля в области теоретич. философии и более заметная склонность к занятиям отдельными науками как философскими, так и нефилософскими. Теофраст, напр., сделал кое-что в области логики и оставил дошедшие до нас труды по ботанике. Аристоксен занимался теорией музыки, заимствуя многое у пифагорейцев. Нек-рые ученики Аристотеля в эту эпоху становились естествоиспытателями, историками, географами, теоретиками и историками литературы. Во второй п е р и о д перипатетизма (1 в. до н.э.) выступают Андроник Родосский, Боэт Сидонский, Ксенарх, Стасей Неапольский, Аристон Александрийский, Николай Дамасский. Это были по преим. издатели и редакторы аристотелевских сочинений, а также и их комментаторы. Такими же чертами характеризуется перипатетизм т р е т ь е г о п е р и о д а (1-2 вв.), хотя мы плохо осведомлены о степени оригинальности и о методах комментирования соч. Аристотеля этими перипатетиками - Александром Эгским, Сотионом, Адрастом, Гермином, Аристоклом Мессенским, Сосигеном, Александром Афродизийским, о к-ром знаем больше, чем о других. Следы аристотелизма прослеживаются у платоников, пифагорейцев и стоиков, к-рых обычно именуют эклектиками или средними платониками и к-рые участвовали в подготовке неоплатонизма. См. также Эклектизм, Платонизм, Стоицизм и Римская философия.

Источ.: Wehrli F., Die Schule des Aristoteles, Bd 1-10, Basel-Stuttg., 1944-59.

Лит.: История философии, т. 1, [M.], 1940, с. 258-68; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, Tl 2, Abt. 2, 4 Aufl., Lpz., 1921, S. 806-946; Tl 3, Abt. 1, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 804-31.

А. Лосев. Москва.

ПЕРОХО-И-ФИГЕРАС

ПЕРО́ХО-И-ФИГЕ́РАС (Perojo y Figueras), Xoce (1852-1908) - кубинский публицист, философ и обществ. деятель, живший гл. обр. в Испании. Учился в Германии у К. Фишера. Выступал против распространенного тогда в Испании учения Краузе. Пропагандировал неокантианство ("Очерк об интеллектуальной жизни Германии" - "Ensayos sobre el movimiento intelectual en Alemania", 1875) и отстаивал в борьбе со схоластикой право филос. и науч. мысли на самостоят. существование ("Испанская наука под гнетом инквизиции" - "La ciencia española bajo la Inquisicion", 1877). Как депутат кортесов (1886, 1893, 1898, 1905), П.-и-Ф. выступал за предоставление исп. колониям, в частности Кубе, широкой автономии.

Соч.: Haeckel juzgado por Hartmann (1876); Ensayos sobre educación (1907); Cuestiones de España en las Repúblicas hispano-americanas (1892); Kant y los filosofos contemporáneos (1875); A. Schopenhauer (1875); Objeto de la filosofía en nuestros tiempos (1875).

P. Мартинес. Москва.

ПЕРРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕРСОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕССИМИЗМ

ПЕССИМИЗМ - см. Оптимизм и пессимизм.

ПЕСТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТЁФИ

ПЕ́ТЁФИ (Petöfi), Шандор (1 янв. 1823 - 31 июля 1849) - венг. поэт и революц. демократ, имя к-рого неразрывно связано с революцией 1848, с идеологич. борьбой 40-х гг. 19 в. в Венгрии. П. участник революции, ее певец и вдохновитель. Пал смертью героя, сражаясь в рядах революц. армии. Большое влияние на мировоззрение П. оказали идеи франц. Просвещения и нем. левогегельянства. Идея мировой свободы проявляется у П. прежде всего как обоснование борьбы за освобождение народа. Революция для П. - средство социального и нац. освобождения народа, его неотъемлемое право. В понимании П. народ - это грозная и могучая сила, наделенная неисчерпаемой мощью и талантом. Осн. эстетич. принципы, выдвинутые П., - народность, реализм, простота. "Что правдиво, - то естественно, что естественно, то и хорошо и, по-моему, красиво: вот моя эстетика" (Собр. соч., т. 4, М., 1953, с. 247). Гражданский долг поэта состоит в просвещении народа, в том, чтобы указать ему пути к освобождению.

Принцип народности П. считает сознательной подготовкой гегемонии народа: "Если народ будет господствовать в поэзии, он приблизится к господству в политике..." (там же, с. 241). Реализм в изображении жизни, народность творчества П., новая аудитория, к к-рой поэт обращался, потребовали от него и новых средств художеств. изображения; П. выступил и как реформатор венг. лит. яз.

Лит.: Кун Б., Ш. П. - поэт мировой свободы, "Иностр. лит-ра", 1958, No 3; Гидаш Α., Ш. Петефи. М., 1960; Révai J., Petöfi, Bdpst, 1949; его же, A reformkorszak. A pesti nép a 48-as forradalomban - Táncsics, Petöfi, Kossuth.1848 idöszerű tanulságai, Bdpst, 1949; его же, Irodalmi tanulmányok, Bdpst, 1950; Illyés G., Petöfi, [Bdpst], 1952; Hatvany L., Így élt Petöfi, köt. 1-5, Bdpst, 1955-57; Turóczi-Trostler J., Petöfi világirodalmi jelentöségéher, Bdpst, 1955; Ρándi P., Petöfi, Bdpst, 1956.

M. Хевеши. Москва.

ПЕТР ИСПАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (нач. 12 в. - 1164) - ср.-век. философ и богослов. Учился в Болонье и Париже, где слушал лекции Абеляра; преподавал теологию в школе при соборе Парижской богоматери; в 1159-60 - архиепископ Парижский. В гл. соч. "Сентенции" ("Sententiarum libri quatuor", Migne, P L, v. 191-192; от назв. этого соч. - прозвище "Магистр Сентенций") П. Л., основываясь на авторитете Библии и "отцов церкви", дал систематич. изложение католич. богословия. Филос. взгляды П. Л. лишены оригинальности и восходят гл. обр. к воззрениям Августина. Философия для П. Л. - служанка богословия и играет в его системе прикладную роль, будучи призвана объяснять и обосновывать догматы веры. В основе его онтологич. и космологич. представлений лежит учение религии о сотворении мира богом "из ничего" и о божеств. провидении как первопричине всего происходящего в мире. В вопросе о сотворении души П. Л. полемизировал с еретич. течениями своего времени, отстаивая креационизм. В споре об универсалиях являлся последоват. сторонником реализма. Но даже робкие попытки П. Л. использовать в аргументации элементы рационализма, включение в "Сентенции" дискуссионных вопросов христ. богословия и изложение (хотя бы и в полемич. целях) еретич. воззрений (в частности, взглядов Абеляра, ведущих к отрицанию человеч. природы Христа) вызвали осуждение "ложных толкований" П. Л. на Латеранском соборе 1179. Позднее, однако, одобренные Латеранским собором 1215 "Сентенции" широко использовались в борьбе церкви против еретич. движений и являлись самым авторитетным и наиболее часто комментируемым памятником схоластич. богословов вплоть до нач. 16 в., когда они были вытеснены "Сводами" Фомы Аквинского. При этом авторы комментариев и "вопросов" (questiones) к "Сентенциям", трактуя новые проблемы философии и естествознания, часто выходили за пределы первоначального текста П. Л.

Лит.: Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, М., 1962 (по имен. указ.); Espenberger J. Ν., Die Philosophie des Petrus Lombardus und ihre Stellung im zwölften Jahrhundert, Münster, 1901 (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 3, H. 5); Stegmüller F., Repertorium commentariorum in Sententias Petri Lombardi, Bd 1-2, Herbipoli [Würzburg], 1947; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1957.

А. Горфункель. Ленинград.

ПЕТРАЖИЦКИЙ

Лев Иосифович (1867-1931) - рус. бурж. правовед и социолог, основатель и виднейший представитель психологич. школы права. Окончил юридич. фак-т Киевского ун-та, затем учился в Берлине. Доктор юридич. наук (с 1897). В 1898-1918 занимал кафедру энциклопедии и философии права в Петерб. ун-те. По политич. убеждениям - правый кадет (см. В. И. Ленин, Соч., т. 11, с. 82, 84); депутат 1-й Гос. думы. После Октябрьской революции 1917 - эмигрант, занимал кафедру социологии Варшавского ун-та. По филос. воззрениям П. - идеалист, близкий эмпириокритицизму и имманентной школе. По П., реально существуют лишь психич. процессы, остальные социально-историч. образования суть их внешние проекции, т.е. "эмоциональные фантазмы" (см. "Теория права и государства...", т. 1, СПБ, 1909, с. 42, 43, 46, 49 и др.). В то же время, классифицируя науки по видам высказываний (когда суждения о сущем составляют основу наук теоретических, а суждения о должном - практических), П. склонялся к неокантианству.

П. полагал, что науки о х-ве, праве, гос-ве, нравственности должны опираться на анализ психич. явлений. Считая неудовлетворительным деление психич. явлений на познание, чувство и волю (где первые два феномена - пассивны, а третий - активен), П. ввел понятие эмоций, носящих якобы двусторонний, активно-пассивный характер (напр., переживания голода, жажды и т.п.). Эмоции, по П., - "истинные мотивы, двигатели" человеч. поведения (здесь очевидна антиинтеллектуалистич. тенденция теории П.). Среди различных эмоций особую роль играют эмоции этически-моральные и правовые. Моральные эмоции императивны, т.е. обязательны, правовые - императивно-атрибутивны, обладают обязательно-притязат. свойством: не только к.-л. лицо обязано что-то делать, но другое вправе требовать от него выполнения данных обязанностей. Развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву "свободного" труда и конкуренции - следствия и продукты "прогресса народной психики" (см. тамже, т. 2, СПБ, 1910, с. 754-55). Наиболее сильное обратное воздействие на общество оказывает право, к-рое П. разделяет на интуитивное и позитивное. Отсюда особое значение т.н. политики права, призванной очищать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение в сторону общего блага посредством разработки "... начал желательного, рационального права в законодательстве" (там же, с. 475). Именно политика права сознательно ведет человечество вперед в том направлении, куда оно движется бессознательно эмпирически. Гос-во (как и все др. обществ. отношения, включая собственность) служит, по П., праву (т.е. общему благу), обеспечивает осуществление определ. системы правовых норм и изменяется в соответствии с ее потребностями.

Несостоятельность концепции П. заключается в том, что она покоится на догматич. предпосылке об определяющей роли психич. фактора (и прежде всего эмоций) в жизни общества; она не объясняет ни происхождения эмоций, ни конечных причин их эволюции. Отсутствие классового подхода к социальным отношениям, абстрактность и антимарксистская направленность сделали психологизм одним из осн. течений в бурж. социологии и юриспруденции.

Соч.: Очерки философии права, вып. 1, СПБ, 1900; О мотивах человеч. поступков..., СПБ, 1904; Введение в изучение права и нравственности. Эмоц. психология, 3 изд., СПБ, 1908.

Лит.: Сайдлер Г. Л., Юридич. доктрины империализма, пер. с польск., М., 1959, с. 47-74 (имеется обширная лит-ра).

А. Поляков. Москва.

ПЕТРАРКА

ПЕТРА́РКА (Petrarca), Франческо (1304-74) - итал. поэт и философ-моралист, родоначальник итал. и европ. гуманизма. В произведении "О моем собственном невежестве..." ("De sui ipsius et multorum aliorum ignorantia", 1367-68, опубл. 1492) и др. П. критиковал падуанскую школу аверроистов. Вместе с тем, вступая в противоречие с догмами христианско-католич. вероучения, согласно к-рым счастье человека возможно лишь в потустороннем мире, он отстаивал право человека на счастье в реальной, земной жизни. Глубокий интерес П. к изображению переживаний собств. "Я", к потребностям личности, отразившийся в его лирике, а также к антич. культуре, в том числе к антич. философии, к-рую он противопоставлял схоластике, послужил одним из исходных пунктов гуманистич. движения. Интересы П. к проблемам морали нашли отражение в соч. "О презрении к миру" ("De contemptu mundi", 1342, опубл. ок. 1472); "Об уединенной жизни" ("De vita solitaria", 1346-66, опубл. ок. 1472; нов. изд., Napoli, 1943); "О средствах против страданий и радостей" ("De remediis utriusque fortunae", 1358-66, опубл. 1471). Один из первых гуманистов, обратившихся к произведениям Цицерона и Сенеки, П. видел гл. цель своих размышлений в разработке "искусства жизни". Отвечая на вопрос, как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром, П. обнаружил духовный аристократизм, характерный и для мн. др. гуманистов Возрождения и отражавший возрастание бурж.-аристократич. индивидуализма. Эстетич., науч., моральное совершенствование личности, по убеждению П., возможно лишь в условиях обособления художника или философа от масс, противопоставления просвещенных деятелей литературы и философии "невежественной черни". В соч. "О республике..." ("De republica...", 1373, являющемся 1-м письмом из 14-й кн. его соч. "Epistole sineles", Bernae, 1602) П. сформулировал свой идеал гос-ва, основывающегося на высокой морали граждан. П. был горячим патриотом своей родины, ратовавшим за объединение Италии и восстановление ее могущества.

Соч.: Opera, Basileae, 1496; Basileae, 1554; Basileae, 1581; [Отрывки] "О презрении к миру" и "О средствах против всякой фортуны", в кн.: Хрестоматия по зарубежной лит-ре. Эпоха Возрождения, т. 1, М., 1959, о. 10-15.

Лит.: Монье Ф., Опыт лит. истории Италии XV в. Кваттроченто, пер. с франц., СПБ, 1904; Корелин М., Ранний итал. гуманизм и его историография, [2 изд.], т. 2, СПБ, 1914; Саrlini A., Il pensiero filosofico religioso di F. Petrarca, Jesi, 1904; Νolhaс P. de, Pétrarque et l'humanisme, nouv. éd., t. 1-2, P., 1907; Biondolillo F., Per la religiosità di F. Petrarca, Roma, 1913; Τatham Εd. H. R., Francesco Petrarca, v. 1-2, L. - [a. о.], 1925-26; Razzoli Ε., Agostinismo e religiosità del Petrarca, Roma, 1937; Whitfield J. H., Petrarch and renascence, Ν. Υ., 1943; Ρiggioli F., Il pensiero religioso di F. Petrarca, Alba, 1952.

В. Соколов. Москва.

ПЕТРАШЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТРАШЕВЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕТРИЦИ ИОАНЭ

ПЕТРИЦИ Иоанэ (11-12 вв.) - ср.-век. груз. философ. Деятельность П. протекала вначале в Константинополе, где он был связан с филос. кружком Иоанна Итала, затем в Петрицоне (Бачково) - центре просвещения груз. молодежи, созданном в Болгарии, и завершилась на родине - в Гелатской академии, положившей начало груз. филос. ренессансу.

Филос. взгляды П., сложившиеся под влиянием Прокла ("Элементы теологии" к-рого были переведены П. на груз. язык с обширными комментариями), могут быть охарактеризованы как разновидность неоплатонизма. Цель своей деятельности П. видел в борьбе против невежества, в насаждении знания, в определении и правильном толковании осн. понятий философии. Предметом филос. исследования П. считал "лежащее в основе всего непознаваемое единое", т.е. бога. Единое есть абс. реальность, благо и красота. Действительность в целом - это система ступеней эманации, нисхождения единого (по ступеням: единое - разум - душа - мир), поступат. утрата реальности, благости и красоты. Однако независимо от степени удаления от абсолютного, "божеств. свет" присутствует в каждой из ступеней, вплоть до конкретных явлений действительности. Осн. вопрос ср.-век. философии - создан ли мир богом во времени или он существует от века? - П. решал антидогматически, в духе пантеизма, за что подвергался гонениям со стороны визант. и груз. церк. кругов. Пантеистич. идеи П. оказали благотворное влияние на дальнейшее развитие грузинской философии и, в частности, на духовное развитие Ш. Руставели.

Соч.: Труды..., т. 1-2, Тб., 1937-40 (на груз. яз.); Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха, пер. и исследование И. Д. Панцхава, Тб., 1942.

Лит.: Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955; Хидашели Ш., Иоанн Петрици, Тб., 1956 (на груз. яз.); Нуцубидзе Ш., История груз. философии, Тб., 1960.

Ш. Хидашели. Тбилиси.

ПЕТРИЦИ СЕБАСТЬЯН

ПЕТРИЦИ Себастьян (Petrycy), из Пильзна (1554-1626) - польский философ и врач. Образование подучил в Падуе, где воспринял идеи падуанской школы аверроистов. Проф. Ягеллонского ун-та в Кракове; представитель ренессансного аристотелизма в Польше. Перевел на польский яз. "Этику" и "Политику" Аристотеля, а также псевдоаристотелеву "Экономику", сопроводив их обширным комментарием, в к-ром выразил свои филос. и правовые взгляды. В истолковании этики Аристотеля П. проводил идеи стоицизма. В обществ.-политич. области выступал в защиту умеренной программы реформ. Влияние падуанской школы особенно сказалось в области медицины, в частности в стремлении П. объединить дедуктивные рассуждения с наблюдением и опытом.

Соч.: Добавления к "Этике", "Экономике" и "Политике" Аристотеля, в сб.: Польские мыслители эпохи Возрождения, М., 1960, с. 228-67; Pisma wybrane, oprac W. Wąsik, wstęp. K. Grzybowski..., t. 1-2, Kr., 1956 (Biblioteka klasików filozofii. Pisarze polscy); Sebastian Petrycy. Uczony doby Odrodzenia, red. H. Barycz, Wr., 1957.

П. Чарторыский. ПНР.

ПЕТРОСЯН

Мария Исааковна [р. 25 марта (7 апр.) 1911] - сов. философ, д-р филос. наук, профессор (1965). Чл. КПСС с 1940. Окончила юридич. ф-т азерб. Ин-та сов. строительства и права (1932) и аспирантуру филос. ф-та МИФЛИ (1934). Преподает философию в вузах с 1933. Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Ведет исследоват. работу в области истории философии, историч. материализма и этики, в основном по проблемам гуманизма, личности и общества.

Соч.: О материализме Фейербаха, "Фронт науки и техники", 1937, No 3; Томас Гоббс, там же, 1938, No 4-5; Гоббс о религии, "ПЗМ", 1938, No 6; Реакц. сущность совр. бурж. лжегуманизма, "Труды сектора философии АН Арм. ССР", 1950, т. 1; Марксизм и гуманизм, "ВФ", 1955, No 3; Социализм и гуманизм, "ВИМК", 1957, No 5; Нек-рые вопросы этики и ревизионизм, "ФН" (НДВШ), 1958, No 4; Коммунизм - полное воплощение реального гуманизма, "Коммунист", 1959, No 7; марксистском понимании сущности человека, "ФН" (НДВШ), 1963, No 4; Гуманизм, М., 1964.

ПЕТЦОЛЬДТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕЧЕРИН

Владимир Сергеевич (15 июня 1807 - 17 апр. 1885) - рус. мыслитель. В нач. 30-х гг. испытал серьезные респ. увлечения и сильное воздействие идей Ламенне. В духе христианского социализма написал ряд произведений (неоконч. трагедия "Вольдемар", аллегорич. поэма "Торжество смерти", опубликованы Герценом в сб. "Рус. потаенная лит-ра XIX столетия", Лондон, 1861). Эмигрировав, будучи оппозиционно настроенным по отношению к самодержавию (1836), П. установил связи с швейцарскими и итал. революционерами. Но вскоре он разочаровался как в их революц. теориях, так и в утопическом социализме: несовершенство социально-освободит. идей выступило перед П. как их ложь. Поиски цельного мировоззрения привели П. к принятию католицизма (1840) и вступлению в монашеский орден редемптористов. Однако в католичестве П. не нашел ответа на волновавшие его вопросы о смысле жизни; П. все больше разочаровывается в католицизме. Значит. роль в этом процессе сыграло воздействие Герцена на П.: они встречались в 1853, поддерживали переписку. П. познакомился с изданиями Герцена, П. В. Долгорукова, П. Лаврова, атеистич. работами Бюхнера, Фейербаха, Штрауса. До конца дней своих П. находился в трагич. состоянии острого духовного кризиса.

Соч.: Взгляд на трагедии Софокла: "Антигона и Аякс", "Сын Отечества и Сев. архив", СПБ, 1831, т. 18, с. 151-61; переводы из Шиллера, в кн.: Е. Бобров, Лит-ра и просвещение в России XIX в., т. 4, Каз., 1902; Замогильные записки, Тверь, 1932; Из переписки В. С. Печерина с Герценом и Огаревым, в кн.: Лит. наследство, т. 62, М., 1955.

Лит.: Герцен А. И., Pater V. Petcherine, Собр. соч., т. 11, М., 1957, с. 391-403; Огарев Н. П., Избр. соц.-политич. и филос. произведения, т. 1, [М.], 1962, с. 456-57; Гершензон М., Жизнь В. С. П., М., 1910; Штрайх С., В. С. П. за границей в 1833-35 гг., в кн.: Рус. прошлое. Ист. сб., [кн.] 3, П.-М., 1923; Сакулин П. Н., Рус. лит-ра и социализм, ч. 1, М., 1924; Володин А. И., Начало социалистич. мысли в России, М., 1966; Lipski Α., Pecnerin's quest for meaningfulness, "Slavic Rev.", 1964, v. 23, No 2.

А. Володин. Москва.

ПИАЖЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИЕТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИ-И-МАРГАЛЬ

ПИ-И-МАРГА́ЛЬ (Pi y Margall), Франсиско (29 апр. 1824 - 29 нояб. 1901) - исп. революц. демократ и политич. деятель, историк, социолог и литератор. П. - участник революции 1854-56, руководитель революции 1868-74; в 1873 был президентом и премьер-министром Исп. республики.

Соц.-политич. и историч. взгляды П.-и-М. сложились под влиянием Руссо, Сен-Симона, Прудона, Оуэна и позитивистской философии. Он остро критиковал капиталистич. эксплуатацию, был убежден в необходимости и неизбежности установления социализма, но путь к осуществлению социалистич. идеала видел в создании внеклассового гос-ва "чистой" демократии. Однако П.-и-М. приблизился к пониманию роли рабочего класса в истории: "Среди официальных республиканцев, - писал Энгельс, - Пи был единственным социалистом, единственным человеком, сознававшим, что республике необходимо опираться на рабочих" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 461). Центр. место в системе соц.-политич. взглядов П.-и-М. занимает идея федеративной республики ("О федерации и единстве в Италии" - "De la federatión у de la unidad en Italia...", 1862, не опубл. и др.). П.-и-М. много занимался историей исп. обществ. движения, обществ. и религ. мысли, выступал с критикой христианства с рационалистич. позиций (см. "Реакция и революция"- "La reaction у la revolutión", Md, 1854, nueva ed., Barc., 1932, и "Очерк философии христианства" - "Estudio filosófico del cristianismo", Md., 1872).

Сoч.: Historia de la pintura en España, Md, 1851, nueva ed., Md, 1913; El cristianismo y la monarquia, Md, [s. a.]; La Republica de 1873..., Md, 1874; Las nacionalidades, Md, 1876, nueva ed., Md, 1929; Juan de Mariana, Md, 1888; Articles, Bare, 1908; Cartas intimas, Md, 1911; Opúsculos Amadeo de Savoya, Md, 1914; Paginas selectas, Bare, 1917; Diálogos y articulos, Barc., [1952]; Lecciones de Federalismo, Md, 1917, nueva ed., Barc., 1931; Las grandes conmociones politteas del siglo XIX en España, v. 1-2, Barc., 1932.

Лит.: Энгельс Ф., Бакунисты за работой, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; Майский И. М., Испания. 1808-1917, М.,1957; Гонсалес А., История исп. секции Междунар. Товарищества Рабочих. 1868-1873 гг., М., 1964; Vera у González Ε., Piy Margali y la política contemporánea, v. 1-2, Barc., 1886; Sánchez Pérez Α., Pi y Margall, Barc., 1917; Dihigо y Mestre, Il profundo humanitarismo de Pi y Margall, "Rivista Bimestre Cubana", 1933, January.

В. Афанасьев. Ленинград.

ПИКЕР-И-АРРУФАТ

ПИКЕ́Р-И-АРРУФА́Т (Piquer y Arrufat), Андрес (6 нояб. 1711 - 3 февр. 1772) - исп. врач и естествоиспытатель, д-р медицины (1734). Окончил ун-т в Валенсии, в 1742-51 занимал там же кафедру анатомии. С 1751 и до конца жизни - лейб-медик. Был вице-президентом мадридской Медицинской академии. Автор трудов по медицине, истории медицины (в частности, перевел на исп. яз. гл. соч. Гиппократа, v. 1-3, Md, 1757-63), физике. Соч. П.-и-А. "Новейшая логика, или Искусство говорить правду и совершенствовать разум" ("Lógica moderna о arte de hablar la verdad y perfeccionar la razón", Valencia, 1747, Md, 1781) - одна из важнейших в 18 в. работ по логике. В филос. трудах - "Моральная философия для испанского юношества" ("Philosophia moral para la juventud espafiola", Md, 1755; 3 ed., Md, 1787) и "Речь о применении философии к вопросам религии" ("Discurso sobre la aplicación de la philosophia a los assuntos de religión para la juventud española", Md, 1757, Md, 1805), выступал против схоластики и церк. догм с позиций стихийного материализма. Уделял внимание вопросам этики, в т.ч. врачебной, П.-и-А. не был чужд суеверий; он верил во влияние Солнца и Луны на болезни, считал источником мн. заболеваний воздух и т.д.

Соч.: Obras póstumas, Md, 1785; La medlclna de los Arabos, Md, 1935.

Лит.: Ferrer del Rio Α., Historia del reinado de Carlos III en España, t. 4, Md, 1856; Solemne sesi ón appologética celebrada por la Facultad de Medicina de Valencia para honrar la memoria de sus antiguos catedráticos los doctores Plaza, Collado y Piquer, Valencia, 1895.

Б. Афанасьев. Ленинград.

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИПЕР

Леонид Орестович (29 марта 1897 - 7 апр. 1941) - сов. философ, профессор (с 1928) Одесского и Ленингр. ун-тов. Член КПСС с 1918. С 1921 - на педагогич. работе. Редактировал журн. "Просвещение и культура". Окончил юридич. ф-т Одесского ин-та нар. х-ва и филос. отд. ИКП (1933). Разрабатывал проблемы истории рус. филос. мысли. С 1935 работал над темой "Русская философия эпохи империализма".

В обстановке культа личности был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Соч.: Концепцiя права у клясикiв марксизму, в сб.: Господарство та право. Зап. Одеського институту народнього господарства, т. 2, О., 1929; Диалектич. материализм и его борьба с идеалистич. и механистич. концепциями, "Бюллетень заочно-консультационного отделения ИКП", 1930, No 8; Мировоззрение Герцена. Историко-филос. очерк, М.-Л., 1935.

ПИПУНЫРОВ

Пантелеймон Николаевич (22 дек. 1902 - 18 февр. 1959) - сов. философ и логик, доктор филос. наук (с 1952), профессор (с 1929). Окончил Психоневрологич. академию (1924). С этого времени вел научно-педагогич. работу в вузах страны. Область науч. интересов П. - проблемы психологии, педагогики, филос. проблемы физиологии высшей нервной деятельности, вопросы теории познания и логики.

Соч.: Основы поведения человека, Никольск, 1925; Биологич. природа личности в свете рефлексологии, "Сибирский медицин. журнал", 1927, No 1; Основы педологич. теории, Сыктывкар, 1933; К проблеме развития ребенка в работах Маркса - Энгельса, М., 1934; Борьба И. П. Павлова с бурж. идеалистич. психологией, "Сов. педагогика", 1952, No 1; Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах и марксистско-ленинская теория познания, Л., 1954; Возникновение и развитие познават. деятельности человека, Л., 1958.

ПИРРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИРСОН

ПИРСОН (Pearson), Карл (Чарлз) (27 марта 1857 - 17 апр. 1936) - англ. философ-позитивист, математик и биолог. Учился в Кембридже, Гейдельберге и Берлине. С 1884 - проф. математики, а затем евгеники Лондонского ун-та. По филос. воззрениям - субъективный идеалист. "С материализмом... Пирсон воюет самым решительным образом..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 40). Осн. филос. произв. П. - "Грамматика науки" ("Grammar science", 1892, рус. пер., СПБ, [1911]), представляющее собой "... критику основных понятий современной науки..." (указ. соч., с. 10). П. объявил метафизикой всякое признание объективного существования вещей за пределами чувств. восприятий. Продолжая линию Беркли и Юма, П. настаивал на тезисе, что человеку доступен лишь мир чувств. восприятий. Внешний мир - проекция во вне мира сознания, он является "...чистым продуктом нашей рассудочной способности" (там же, с. 216). Наука, согласно П., это идеальное описание и классификация наших восприятий, теория символов, экономизирующих мышление, а "...не объяснение чего бы то ни было" (там же, с. 245). Это стремление П. свести науку к описанию восприятий сливается с движением к "описательной физике", представленным Клиффордом, Герцем и др. Понятия, к-рыми оперирует наука, - материя, закон, причинность, атом, пространство и т.д., - по П., лишь конструкции, создаваемые для описания и классификаций наших ощущений. Объективные законы действительности превращаются, т.о., лишь в отражение собств. логики человека. Решит. критике филос. концепцию П. подверг Ленин. Проводя мысль о том, что реальность - это лишь проекция чувств. восприятий, П. вместе с тем не сомневался в связи мышления с мозгом как материальным субстратом. "И противоречие между этим тезисом (единственно соответствующим науке) и исходным пунктом его философии осталось обнаженным, бросающимся в глаза" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 80). Столь же противоречиво и доказательство П. реального существования других людей: "...раз реально чужое сознание, значит, допускается существование и других людей вне меня" (там же, с. 84). Этот вывод П. никак не сообразуется с его солипсизмом.

Отвергая христ. мораль, как основанную на слепом религ. чувстве, П. полагает, что нравств. поведение и приближение к нравств. идеалу возможно лишь на основе науч. познания и интеллектуального прогресса. П. пропаганди-ровал под видом социализма моральное совершенствование людей, связанное с евгеническим улучшением человеч. рода.

Соч.: The ethics of free thought, L., 1888; The chances of death and other studies in evolution, v. 1-2, L., 1897; Natural life from the standpoint of science, L., 1901; The life, letters and labours of Francis Galton, v. 1-4, Camb., 1914-30.

А. Огурцов. Москва.

ПИСАРЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПИСЬМА К CEPЕHE"

"ПИСЬМА К CEPЕ́HE" (1704) - одно из осн. филос. соч. Толанда.

"ПИСЬМА НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЕ К ДРУЗЬЯМ"

Писанные в 1773-ем году от октября по март 1774 года" - рукописный памятник рус. филос. литературы 2-й пол. 18 в. Хранится в ЦГАДА СССР. Стоя на позициях пантеизма, анонимный автор утверждает, что "бог", "природа" и "все" - суть лишь различные названия бесконечного бытия. В теории познания большую роль автор отводит чувствам: "Чувствы наши суть телесныя, и таковы же должны быть все вещи, которыя посредством оных можем ощущать..." (ЦГАДА, ф. 196, No 1086, там же, с. 23). Вопрос о происхождении духовной сущности человека решается в теологич. духе. В учении о соотношении духовного и телесного, в вопросах космогонии автор прибегает к терминологии и символике, свойственной масонству. Вместе с тем автор отрицает идею всемогущества бога, божеств. природу Иисуса Христа, подлинность библейских книг. В "Письмах..." впервые в рус. антирелиг. лит-ре поставлен вопрос о социальной роли религии как защитницы "государственной" пользы. Критикуя традиц. изображение ада и рая, автор пишет: "Нет! друзья мои, нет! Таковой ад и таковой рай вымышлены простотою и злостию человеческою..., частию для Государственной мнимой пользы, частию для других причин выдумали таковые места, коими бы могли народ иногда устрашать, иногда утешать" (там же, с. 152).

Автор "Писем..." хорошо знаком с моральными и политич. концепциями своего времени. Он критикует теорию "просвещенной монархии", выступает против грабительских войн. Вместе с тем сам он ограничивается призывами к улучшению нравов, проповедью любви к ближнему, что напоминает этич. программу масонов. Ю. Я. Коган ("Очерки по истории рус. атеистич. мысли XVIII в.", М., 1962, гл. 7) высказывает предположение, что "Письма..." принадлежат перу В. И. Лукина (1737-94), входившего в масонскую ложу "Урания".

Лит.: Голодко А. И., Мысли под запретом, "Наука и религия", 1961, No 6; его же, Из истории рус. обществ. мысли XVIII в., в сб.: Тр. Моск. ин-та тонкой химич. технологии им. М. В. Ломоносова. Кафедра марксизма-ленинизма, вып. 3, М., 1962; его же, Из истории русского атеизма конца XVIII - нач. XIX вв., в сб.: Вопросы научного атеизма и атеистического воспитания, М., 1964.

А. Голодко. Москва.

"ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ"

"ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ" - осн. филос. произведение Герцена 40-х гг., раскрывающее понимание мыслителем проблемы единства бытия и мышления, естествознания и философии, эмпирического и разумного (см. Герцен).

Предыдущая страница Следующая страница