Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПИЕТИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПИЕТИЗМ

ПИЕТИЗМ (от лат. pietas - благочестие) - направление в нем. протестантизме конца 17 - нач. 18 вв. П. противопоставил себя ортодокс. богословию и церк. жизни как возрождение первонач. идей Реформации и Лютера. Будучи реакцией на рационализацию протестантского богословия, П. представлял собой типичное религ. движение, стремившееся к пробуждению и обновлению религ. чувства и по своим внутр. тенденциям тяготел к традиц. мистицизму, реализуя его в рамках и формах протестантизма. В то же время П. был нем. вариантом религ. движения, прошедшего в 17-18 вв. по всей Европе вне конфессиональных границ и стремившегося к углублению веры (учения Молиноса, Ж. де Лабеди, методизм в Англии и т.д.).

Осн. линия развития П. (в лютеранстве) связана с именами Ф. Я. Шпенера ("Pia desideria", Fr./M., 1675) и А. Г. Франке. На начальной стадии П. выступал в основном как религ.-практич. течение, не касающееся существа богословских догм, со след. особенностями:

1) упором на эмоц. личное переживание связи с божеством в противовес рационалистич. вероучению ортодокс, теологов - отсюда культ чувства в П. и внимание к человеч. психологии; 2) призывом к практич. следованию принципам христ. морали; 3) возвращением к ранне-лютеровскому положению о "всеобщем священстве" в противовес резкому отделению духовенства от массы верующих. С деятельностью Франке в Галле, ставшем центром П., наступил период догматич. закостенения П. и систематизации его осн. принципов. След. положения П. (как они выявились в полемике проф. А. Ланге из Галле и ортодокс. богослова В. Э. Лёшера) противоречили офиц. вероучению: истинно только богословие возрожденных (П. подчеркивал необходимость для обретения благодати наряду с крещением и личного возрождения); для оправдания веры нужны добрые дела; перфектизм - вера в возможность достичь относит. совершенства; хилиазм; отвержение нравственно-безразличных дел, что вело к осуждению развлечений, театра и т.п.

В стороне от осн. направления П. находилось учение Г. Арнольда, давшего в своей "Непартийной истории церкви и еретиков" (G. Arnold, Unparteyische Kirchen und Ketzerhistorie, Tl 1-4, Fr./M., 1729) резкую критику церк. жизни, впервые пересмотревшего историю церкви с недогматич. нравств. позиций и отчетливо выразившего демократич.-социальную сторону П.: стремление к социальному равенству, идею полной религ. терпимости, сведенные на нет галльской кодификацией П.

П. вместе с сопутствующими ему мистикой и теософией 18 в. противостоял рационалистич. философии Просвещения. Пиетистами были И. Я. Мозер, Гаман, Лафатер. П. оказал известное влияние на Гердера и Гёте (понимание мира как органического целого) и был одним из течений, подготовивших нем. романтизм. П. восприняли Ваккенродер, Новалис; идею личной религии развивал Шлейермахер. Как течение П. перестал существовать в конце 18 в. Возрождавшийся в виде отд. очагов в 19 в. (особенно в Вюртемберге) П. имел мало общего с П. 17-18 вв.

В целом П. с его противопоставлением внешней, догматич. стороне религии ее субъективной, эмоц. стороны, акцентированием роли индивидуального переживания в религии явился своеобразной формой религ.-этич. приспо-собления личности к сложившейся системе бурж. обществ. отношений, чем и определяется его консервативный характер.

Лит.: Нечаев П., П. и его историч. значение, М., 1873; Sclimid H., Die Geschichte des Pietismus, Nördlingen, 1863; Ritschl Α., Geschichte des Pietismus, Bd 1-3, Bonn, 1880-86; Jüngst J., Pietisten, Tübingen, 1906; Pietismus und Nationalismus, hrsg. von M. Beyer-Frölich, Lpz., 1933 (Deutsche Selbstzeugnisse, Bd 7); Ρinson К. S., Pietism as a factor in the rise of German nationalism, N. Y., 1934; Salomies I., Der Hallesche Pietismus in Rußland zur Zeit Peters des Großen, Hels., 1936.

Ал. В. Михайлов. Москва.

В начало энциклопедии