Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ - первая в истории общественно-экономич. формация, охватывающая время от появления первых людей - питекантропов, до возникновения классового общества. Внутри этого периода выделяются три осн. этапа: 1) эпоха первобытного человеч. стада; 2) эпоха расцвета родового общества; 3) эпоха превращения родового общества в классовое. В последние годы нек-рые исследователи выступили с т. зр., согласно к-рой эпоха первобытного человеч. стада как период становления общества должна противопоставляться всей последующей истории человечества, представляющей собой период развития сформировавшегося человеч. общества (см. Антропогенез, Первобытное человеческое стадо). Соответственно как первую обществ.-экономич. формацию они рассматривают родовое общество. Ленин подчеркивал, что первобытной коммуне предшествовало первобытное стадо (см. Соч., т. 35, с. 93),в то же время как на первую формацию указывал на "первобытный родовой коммунизм" (там же, т. 4, с. 33; т. 29, с. 437). Несомненно, однако, независимо от т. зр., что история первобытного человеч. стада качественно отличается от всей последующей истории доклассового общества.

В истории собственно родового общества выделяются две осн. фазы. Первая из них охватывает поздний палеолит, вероятно, весь мезолит и, может быть, начало неолита. Наряду с каменными средствами труда в эту эпоху использовались орудия из кости, рога, дерева. Осн. занятием людей и гл. источником средств существования были охота и рыболовство. Дополнением к ним служило собирательство. Низкий уровень развития производит. сил, при к-ром люди с трудом обеспечивали свое существование, обуславливал определ. организацию обществ. произ-ва. Единств. хозяйств. ячейкой общества в ту эпоху был материнский род. На первом этапе родового общества материнский род был первобытной коммуной, отношения собственности в к-рой были всецело коллективистскими, что определяло коллективный характер произ-ва и потребления. Распределение было уравнительным. В родовой коммуне не было никакой власти, отделенной от коллектива и стоящей над ним, было равноправие всех ее членов - мужчин и женщин. Единств. регулятором поведения членов рода была воля коллектива, родовая мораль, выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся в традициях и обычаях. Род был единств. производств. ячейкой общества и соответственно осн. единицей всего социального устройства.

Будучи экзогамным коллективом, род не мог существовать изолированно. Его возникновение было одновременно появлением системы, состоявшей из двух взаимнобрачащихся родов, - дуально-родовой организации. Брачные союзы возникли как отношения не между индивидами, взятыми сами по себе, а между коллективами, родами. Первоначально брак был групповым, точнее дуально-родовым, и, вероятно, дислокальным: половые партнеры принадлежали к разным хоз. коллективам и жили раздельно. С распадением первоначальных родов на дочерние дуально-родовая организация превратилась в дуально-фратриальную. Экзогамия рода предполагает его уникотеральность - принадлежность к роду может считаться либо только по матери (материнский род), либо только по отцу (отцовский род). Первоначальный род был материнским. До конца не решенным является вопрос о существовании в ту эпоху племени.

Переход от первой фазы родового общества ко второй, характеризующейся вызреванием предпосылок для перехода к классовому обществу, связан с появлением прибавочного продукта. Можно допустить, что в историч. развитии человечества появление прибавочного продукта относится ко времени безраздельного господства охоты и рыболовства. Но прочная основа для регулярного произ-ва прибавочного продукта была заложена лишь с появлением земледелия и скотоводства в середине неолита. Ранее человек при помощи орудий лишь присваивал жизненные средства, к-рые находил в природе в готовом виде. Возникновение земледелия и скотоводства означало, что человек начал производить средства к существованию, начал подчинять и контролировать природные процессы. Появление прибавочного продукта вызвало к жизни обмен, в процессе к-рого естеств. разделение труда между коллективами постепенно превратилось в общественное. Первой формой обществ. разделения труда было, т.о., разделение труда между коллективами. Наряду с коллективной собственностью возникла и получила постепенно развитие и личная, индивидуальная. Принцип уравнит. распределения начал во все большей степени дополняться новым, согласно к-рому непосредств. производитель имел больше прав на продукт своего труда, чем все остальные сородичи. К этой эпохе относится появление парного брака. Первоначально парный брак, как и групповой, носил, по всей вероятности, дислокальный характер. Упрочение хозяйств. и иных связей между супругами привело к их совместному поселению. Появление парного брака и парной семьи означало возникновение между людьми, принадлежавшими к разным родам, новых социальных отношений, причем не коллективных, а индивидуальных, возникновение первой социальной ячейки, состоявшей из индивидов, принадлежащих к разным родам, и поэтому находившейся вне рода. Энгельс связывал появление парной семьи "... с развитием экономических условий жизни,... с разложением древнего коммунизма..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 56) и подчеркивал, что "...различные формы семьи развиваются лишь впоследствии из начавшегося разложения родовых союзов" (Маркс К., там же, т. 23, с. 364, прим.). Как правило, род продолжал оставаться материнским, хотя в определ. условиях возможно было его превращение и в отцовский (австралийцы, папуасы). Но и перестав быть первобытной коммуной, род еще долгое время оставался осн. единицей социального устройства. У него сохранились мн. экономич. функции, не говоря уже о публично-правовых. Появление производств. коллективов, состоявших из представителей разных родов, порождает тенденцию к образованию более или менее широких надродовых, а затем и неродовых объединений. На этой стадии развития несомненно существование племени.

Делокализация родов способствует появлению соседских связей, постепенно приобретающих все более важное значение.

За второй фазой родового общества следует переходная эпоха превращения родового общества в классовое. Возможность эксплуатации человека человеком возникла с появлением прибавочного продукта. Но она смогла превратиться в действительность лишь тогда, когда начавшееся превращение личной собственности в частную породило стремление к накоплению богатств, дало стимул к индивидуализации произ-ва, что способствовало проникновению обмена внутрь производств. коллективов, вызвало к жизни имуществ. дифференциацию. На этой стадии военнопленных, к-рых раньше либо уничтожали, либо принимали в род, начали обращать в рабов. Возникнув, рабство в огромной степени способствовало становлению частной собственности, индивидуализации произ-ва, развитию обмена. Возникают зачатки обществ. разделения труда между индивидами, семьями. На этой стадии развития осн. экономич. ячейками общества были, как правило, большие семьи, в рамках к-рых парные семьи постепенно превращаются в моногамные. Господство в семье и обществе переходит к мужчине, возникает патриархат. Между большими и малыми семьями крепнут соседские связи - возникает постепенно соседская община. Род на этой стадии столь же постепенно теряет свои экономич. функции и становится лишь надстроечным явлением. Чаще всего он превращается из материнского в отцовский. Известен и такой вариант развития, когда материнский род исчезает, а отцовский не возникает. Его функции выполняет соседская община (эскимосы, нек-рые племена бассейна р. Амазонки). В определ. конкретных условиях формой, в к-рой происходит превращение родового общества в классовое, является матриархат (Ашанти, Дагомея и др.).

Эксплуатация рабов сделала возможным быстрое накопление значит. богатств в руках отд. лиц и выделение родовой знати. Авторитет человека все в большей степени начал определяться не его личными достоинствами, а размерами принадлежащего ему богатства. В руках богатых людей оказались посты родовых старшин и племенных вождей.

С появлением частной собственности войны, гл. целью к-рых являлся захват рабов и имущества, стали играть огромную роль. Бóльшая часть добычи доставалась родовой знати, что способствовало укреплению ее власти. Т.о., формирование рабовладельч. родовой аристократии неизбежно повлекло за собой начало становления публичной власти, стоящей над обществом. На этой стадии развития рядовые сородичи и соплеменники образовывали аппарат насилия, опираясь на к-рый родовая знать эксплуатировала все новые массы рабов и держала их в повиновении. Становление гос-ва происходило в форме военной демократии. Войны были фактором, ускорившим подготовленный предшествующим развитием процесс возникновения новых социальных образований - союзов племен. Общность практич. деятельности, возникавшая между племенами, входившими в состав союза, была основой консолидации племен в первичную народность (напр., франки, бавары, древляне, поляне и др.). Образование союзов племен, возглавляемых родовой знатью во многом уже политич. объединений, способствовало развитию процесса становления классов и гос-ва.

Выделение рабовладельч. верхушки с самого начала сопровождалось обнищанием рядовых членов общества, что выражалось и в появлении наряду с людьми, ведущими самостоятельно хозяйство, лиц, уже потерявших такую возможность, к-рые становятся объектом эксплуатации. Общество окончательно раскалывается на классы, между к-рыми развертывается борьба. Класс эксплуататоров в таких условиях уже не может навязывать свою волю обществу, без особого аппарата принуждения, насилия. С образованием такого аппарата завершается процесс становления гос-ва и тем самым классового общества.

Возникновение классового общества у разных народов относится к различным эпохам. В долине Нила и междуречье Тигра и Евфрата оно возникло в эпоху медного века (4-3-е тысячелетия до н.э.), на территории Индии, Китая, в вост. Средиземноморье - в эпоху бронзового века (3-2-е тысячелетия до н.э.), у греков классич. периода, древних римлян и целого ряда др. народов - в эпоху раннего железного века (1-е тысячелетие до н.э.), у германцев, славян и мн. др. этнич. групп - в эпоху среднего железного века (1-е тысячелетие н.э.).

Согласно господствующей в марксистской науке т. зр., первой антагонистич. формацией является рабовладельческая, хотя в последнее время нек-рые исследователи-марксисты стали склоняться к т. зр., что в странах Др. Востока существовала особая антагонистич. формация ("азиатская"), отличная от рабовладельческой и исторически ей предшествующая.

Многие из народов, у к-рых классовое общество возникло в более позднюю историч. эпоху (1-е и 2-е тысячелетия), перешли к феодализму, минуя рабовладельч. формацию. Часть ученых объясняет это влиянием высокоразвитых классовых обществ, в к-рых рабовладельч. способ произ-ва уже успел к этому времени изжить себя. Другие исследователи прежде всего обращают внимание на то обстоятельство, что у народов, перешедших прямо к феодализму, производит. силы, в связи с более поздним образованием у них классового общества, были значительно больше развиты. В процессе практич. деятельности людьми родового общества было накоплено немало знаний об окружающем мире и о себе, в к-рых, однако, было много неверного, иллюзорного. Возникает религия как порождение определ. ступени обществ. развития. В эту эпоху существовали такие формы религии, как магия, фетишизм, тотемизм и демонизм, одной из разновидностей к-рого был анимизм. Археологич. и этнографич. материал свидетельствует о существовании в это время различного рода охотничьих и иных плясок и танцев, развертывавшихся иногда в настоящие инсценировки, о появлении примитивных музыкальных инструментов. В родовом обществе существовала родовая мораль. Процесс разложения родового строя и превращения его в классовое нашел отражение в обществ. сознании. Последнее приобрело классовый характер. Единая мораль родового общества постепенно исчезла, уступив место классовой морали. С возникновением гос-ва воля класса угнетателей находит свое проявление не только в морали, но и в праве.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса. т. 9, М.-Л., 1941; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Маркс К., Капитал, т. 1, 3, там же, т. 23, 25, ч. 1, 2; Ленин В. И., Рецензия. А. Богданов. Краткий курс экономической науки, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, [Письмо] А. М. Горькому, декабрь 1913 г., там же, т. 35; Μорган Л. Г., Древнее общество, Л., 1935; Вопросы истории доклассового общества, М.-Л., 1936; Ρавдоникас В. И., История первобытного общества, ч. 1-2, Л., 1939-47; Чайлд Г., Прогресс и археология, пер. с англ., М., [1949]; Толстов С. П., Военная демократия и проблема "генетической революции", "Проблемы истории докапиталистич. обществ", 1935, No 7-8; его же, Древний Хорезм, М., 1948; его же, Некоторые проблемы всемирной истории в свете данных совр. и историч. этнографии, "Вопр. истории", 1961, No 11; Родовое общество, М., 1951 (Тр. Ин-та этнографии. Нов. серия, т. 14); Εфименко П. П., Первобытное общество, К., 1953; Липс Ю., Происхождение вещей, пер. с нем., М., 1954; Всемирная история, т. 1, М., 1955; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.-Л., 1957; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, М., 1957; Токарев C. A., Происхождение общественных классов на островах Тонга, "Сов. этнография", 1958, No 1; Проблемы истории первобытного общества, М.-Л., 1960 (Тр. Ин-та этнографии. Нов. серия, т. 54); Дикшит C. K., Введение в археологию, пер. с англ., М., 1960; Аверкиева Ю. П., Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев сев.-зап. побережья Сев. Америки, М., 1961 (Тр. Ин-та этнографии. Нов. серия, т. 70); Замятнин С. Н., Очерки по палеолиту, М.-Л., 1961; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "ВФ", 1959, No 7; его же, Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; его же, О периодизации первобытной истории, "Сов. этнография", 1965, No 5; Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, 2 изд., М., 1963; У истоков человечества (Осн. проблемы антропогенеза). [Сб. ст.], М., 1964; Золотарев А. М., Родовой строй и первобытная мифология, Μ., 1964; Данилова Л. В., Дискуссия по важной проблеме, "ВФ", 1965, No 2; Childe V. G., Social evolution, L., 1951; White L. Α., The evolution of culture, Ν. Υ. - [a. о.], [1959]; Sellnow I., Grundprinzipien einer Periodisierung der Urgeschichte, В., 1961; Social life of early man, Ν. Υ., 1961; Courses toward urban life, N. Y., 1962.

Ю. Семенов. Рязань.

В начало энциклопедии