Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МАГИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАГИЯ

МАГИЯ (от греч. μαγεία - колдовство, волшебство, чародейство) - совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека сверхъестеств. образом воздействовать на материальные предметы, существа и духов. М. составляет органич. элемент всякой религии.

Корни М., как и корни всякой религии вообще, заключены в обществ. практике, в бессилии первобытного человека перед стихийными силами природы и общества. Поэтому первобытные магич. обряды непосредственно связаны с практич. деятельностью: лечебная М. - с нар. медициной, любовная (половая) М. - с полуинстинктивными приемами ухаживания, промысловая М. - с промысловой техникой (охотничья маскировка, подманивание и скрадывание зверя), военная М. - с подготовкой к сражению или к военному походу (имитация или репетиция боя, подготовка оружия и пр.).

Одним из осн. типов М. является М. наступательная (агрессивная). Приемы наступат. М. по "технике" очень часто представляют собой более или менее отдаленное подобие тех естеств. действий, к-рые только и могут привести к желаемому результату. В одних случаях человек, желая, напр., погубить врага, пронзает его изображение и т.п. (подражательная, или нмитативная, М.), сжигает его волосы, ногти и т.п. (М. части, или парциальная) или просто бросает копье или заменяющий его предмет в том направлении, где живет противник (начинательная, или инициальная, М.). В определ. случаях магич. обряды могут дополняться, а иногда и полностью заменяться словами (заговоры) - т.н. словесная, или вербальная М.

Кроме М. наступат. действия, существует М. запрета действия, или М. табу. Она связана с верой, что совершение определ. действий, прикосновение к определенным предметам, существам мешает достижению желаемых результатов и, даже более того, автоматически навлекает на человека какую-то таинственную, сверхъестеств. опасность и что единств. способ избежать этого отрицат. магич. влияния состоит в соблюдении строжайшего запрета этих действий - табу. Магич. опасность, проистекающая из нарушения табу, мыслится обычно как заразительная. Человек, нарушивший табу, оказывается в состоянии табу, он не только находится в опасности, но и сам является ее источником. С М. табу тесно связана очистительная (катартическая) М. - разнообразные приемы очищения человека от состояния магич. нечистоты, состояния табу.

В ходе развития религ. верований М. становится одним из элементов классовых религий. К первобытным магич. обрядам уходят своими корнями почти все осн. христ. обряды - "таинство" соборования, а также целебные заговоры с упоминанием имен святых, богородицы - лечебная М.; окропление "святой водой" посевов, скота - земледельческо-скотоводческая (промысловая) М.; молебны о победе - военная М.; обряд "анафематствования" - вредоносная М. В этих случаях магич. заклинание превращается в молитву. Однако мн. магич. представления и обряды сохранились до наших дней и без всякой примеси христианских или иных подобных идей, как пережитки древнейших религ. верований. Напр., вера в хорошие и дурные приметы, знахарство, любовное "привораживание", охотничьи поверья. Любая М., выражается ли она в церк. обрядах или в религ. пережитках, является грубым суеверием.

Лит.: Майков Л. Н., Великорусские заклинания, СПБ, 1869; Леманн Α., Иллюстрированная история суеверий и волшебства, пер. с нем., М., 1900; Ветухов А. В., Заговоры, заклинания, обереги и другие виды, народного врачевания, основанные на вере в силу слова, вып. 2, Варшава, 1907; Познанский Н., Заговоры, П., 1917; Фрэзер Д., Золотая ветвь, пер. с франц., [М. ], 1928; Сидоров Α., Знахарство, колдовство и порча у народа коми, Л., 1928; Кагаров Е. Г., К вопросу о классификации народных обрядов, "Докл. АН СССР", 1928, No 11- [15 ] В; его же, Состав и происхождение свадебной обрядности, в кн.: Сб. Музея антроп. и этногр., т. 8, Л., 1929; Зеленин Д. К., Табу слов у народов Вост. Европы и Сев. Азии, ч. 1, там же; Токарев С. Α., Сущность и происхождение М., Тр. ин-та этногр. им. Η. Η. Миклухо-Маклая, Нов. серия, т. 51, М., 1959; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Семенов Ю. И., Возникновение человеч. общества, Красноярск, 1962; Maтвеев В. С., О "загадочном" в психике, [3 изд., Свердл. ], 1962; Зыбковец В. Ф., О черной и белой M., M., 1963; Hubert H. et Mauss M., Esquisse d'une théorie générale de la magie, L'Année sociologique. 1902-1903, an. 7, P., 1904; Preuss K. Th., Ursprung der Religion und Кunst, "Globus", 1904, Bd 86, No 20, 24; Vierkandt Α., Die Anfänge der Religion und Zauberei, "Globus", 1907, Bd 92, No 2, 3, 4;Gennep A. van, Les rites de passage, P., 1909; Marett R., The threshold of religion, 2 ed., L., 1914; Cyclopedia of magic, by H. Hay, N. Y., 1949; Wedeсk H. E., Dictionary of magic, N. Y., [1956 ].

С. Токарев. Москва.

В начало энциклопедии