Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПЕРЕЖИТКИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕРЕЖИТКИ

ПЕРЕЖИТКИ - категория для обозначения явлений обществ. жизни, элементов культуры, унаследованных от предыдущих эпох. Первоначально эта категория получила распространение в конце 19 в. в социологич. и этнографич. лит-ре (в связи с проникновением в обществоведение эволюц. идей и занимала видное место в концепции обществ. развития "психологически-эволюционной" школы (Тайлор, Фрейзер, а в России - Л. Я. Штернберг). Эволюция общества рисовалась ее сторонниками как совокупность процессов изменения отд. "элементов" в рамках единого "общества". Открытие в различных явлениях культуры (обычаях, верованиях и т.д.) "наслоений" предшествующих эпох во многом способствовало распространению такой формы эволюционизма. Однако, обнаруживая в явлениях культуры их древнейшую первооснову, этот метод не позволял понять совр. действит. значение этих явлений. Вульгарно-эволюционистские концепции не учитывали внутр. организованности, системности обществ. процесса, взаимообусловленности отд. сторон жизни общества.

Резкой и во многом обоснованной критике подвергли теорию П. представители функционалистских течений (в частности, Дюркгейм, Б. Малиновский, К. Клакхон). Их работы подтвердили, что в обществ. системе нет "мертвых элементов прошлых эпох": каждое явление, элемент культуры уже по одному тому, что он существует, играет какую-то роль в наличной обществ. системе. Односторонность подобных суждений определяется общей слабостью функциональных представлений об обществе: они не принимали в расчет неустойчивость социальных систем, неодинаковую значимость их функциональных компонентов. Эта ограниченность может быть преодолена в социологич. теории лишь при введении в социальную модель представлений о различных уровнях организованности обществ. систем. В науч. обиходе термин "П." иногда употребляется в двух смыслах: а) для обозначения явлений, берущих начало от более ранних по сравнению с рассматриваемой эпохой культурного развития; б) для характеристики отд. явлений как малосущественных для данной системы.

В сов. филос. и политич. лит-ре термин "П." используется для оценки отд. явлений обществ. жизни, к-рые по своему происхождению связаны с прошедшими этапами обществ. развития (П. капитализма, П. феод. патриархальных отношений, П. общинно-родовых порядков и традиций, П. мелкособственнич. х-ва, П. методов управления и воспитания, свойственных начальным фазам социалистич. общества, и т.д.). В процессе революц. ломки старых порядков и формирования социалистич. отношений "пережиточные" явления в различ. сферах обществ. жизни (быта, нац. и идеологич. отношений, художеств. вкусов и др.) противостоят сознат. преобразующей деятельности, осуществляемой под руководством коммунистич. партий, как стихийная, косная сила "старого". Иногда в трактовке П., ограничиваются рассмотрением их как чуждых природе социалистич. строя и истинным потребностям сов. людей, а их существование связывают лишь с "отставанием сознания", влиянием зарубежной бурж. идеологии. Эта т. зр. не способствовала анализу конкретных социальных условий и совр. социального значения "пережиточных" явлений и тормозила выработку эффективных методов их преодоления, вела к переоценке адм. мер, методов индивидуального воздействия.

Науч. анализ "пережиточных" явлений предполагает учет реальной разнородности, разнопорядковости относимых к ним моментов обществ. жизни. Так, нельзя не различать: а) круга явлений, обусловленных действием старых социальных институтов, утративших свое офиц. положение в обществ. жизни (религия, патриархально-родовые порядки в нек-рых р-нах); б) негативных моментов, связанных с деятельностью новых, общественно необходимых социальных институтов (бюрократич. извращения в методах работы гос. и обществ. аппарата, нек-рые стороны влияния совр. товарно-денежных отношений и соответствующих форм распределения); в) явлений, связанных с разложением определ. звеньев обществ. (правового, морального) порядка - преступность, пьянство, хулиганство и т.д. Эта типология не полна и не предполагает абсолютного разграничения указанных групп явлений. Можно отметить непосредств. преемственность определ. старых традиций и взглядов (напр., в нац. или семейных отношениях), но для объяснения этого часто требуется конкретный анализ тех социальных групп и тех социальных и культурных условий, в к-рых возможны устойчивость и передача из поколения в поколение соответствующих традиций, несмотря на противодействующие влияния новых обществ. условий коммунистич. идеологии и политики.

За последние годы в сов. науч. лит-ре накоплен опыт социологич. исследования и интерпретации нек-рых черт пережиточных явлений, правильный подход к к-рым играет важную роль в дальнейшем развитии общества (статистич. изучение преступности, состояния семейных отношений, распределения свободного времени и др.).

Лит.: Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Соч., 4 изд., т. 27; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Фрейд З., Тотем и табу, М.-П., [1923]; Леви-Брюль Л., Первобытное мышление, пер. с франц., М., 1930; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Τэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Снесарев Г. П., О некоторых причинах сохранения религиозно-бытовых пережитков у узбеков Хорезма, "Сов. этнография", 1957, No 2; Ковалев С., Пережитки капитализма в сознании людей при социализме и пути их преодоления, "Коммунист", 1957, No 3; Вопросы предупреждения преступности, вып. 1-2, М., 1964-65; Герцензон Α. Α., Введение в сов. криминологию, М., 1965; Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков, М., 1966; Левада Ю., Социальная природа религии, М., 1966; Malinowski В., Szkice z teorii kultury, Warsz., 1958; Lévi-Strauss С., Anthropologie structurale, P., 1958; Jung С. G., Psychology and religion, New Haven, 1960.

Ю. Левада. Москва.

В начало энциклопедии