Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТОТЕМИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТОТЕМИЗМ

ТОТЕМИЗМ - архаич. форма религии, основанная на вере в тесную родств. связь между определ. видом животного (реже растения) - тотемом и родовой группой. Тотем, к-рый обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Т. связан с системой табу - запретом убивать и поедать тотемич. животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве.

В наст. время Т. сохранился в Австралии, где он охватывает все стороны жизни племени, в несколько иных формах у индейцев Сев. Америки, из языка к-рых и взято слово "тотем"; в др. частях света сохранился б. ч. в виде пережитков. Сложен вопрос об отношении Т. к распространенному и в развитых религиях культу животных. Иногда культ животных выводили из Т. (Ланг, Джевонс), другие видели в Т. частную форму этого культа. Однако в отличие от культа животных тотем выступает собственно не как божество, а скорее как помощник или родственник племени. Тесная связь Т. с экзогамной организацией, а также с табу и обрядами инициации, характерными именно для тотемич. групп, сделала проблему Т. одной из центральных в этнографии как ключ к объяснению этих институтов.

В разное время было выдвинуто до 50 теорий Т. Представление о Т. как особой стадии религии принадлежит Дж. Леббоку (J. Lubbock, The origin of civilization, L., 1870) и Мак Леннану (J. F. MacLennan, The worship of animals and plants, "Fortnightly Review", 1869, Oct.-Nov.; 1870, Febr.), но особенно оно распространилось после брошюры Фрейзера о Т. (J. G. Frazer, Totemism, Edin., 1887). Осн. факты, относящиеся к австрал. Т., были описаны Б. Спенсером и Φ. Гилленом (В. Spencer, F. Gillen, The nature tribes of Central Australia, L., 1899). Ф. Джевонс объяснял Т. перенесением на внешний мир родовой организации и видел в Т. "договор" о дружбе и покровительстве между человеком и видом животного на манер "завета" библейского бога с Авраамом (F. В. Jevons, An introduction to the history of religion, [L.], 1896). Из Т. он выводил и приручение домашних животных. Фрейзер предложил в разное время три теории Т. В "Золотой ветви" (v. 1-2, N. Y.-L., 1894, рус. пер., M., 1928) он считает Т. производным анимизма, связывая его с представлениями о "внешней душе", заключенной в к.-л. животном или дереве. Позднее (1905) Фрейзер видел в Т. не религию, а форму социальной магии, считая центральным в Т. обряд, направленный на умножение тотемного вида, переход же от Т. к религии он связывал со сменой "первобытной демократии" деспотизмом. В соч. "Т. и экзогамия" ("Totemism and exogamy", v. 1-[5], L., 1910-1937) Фрейзер выводит Т. из незнания примитивными народами фактов, относящихся к рождению. Дюркгейм предложил чисто социальную теорию Т. (1912). Тотем оказывается лишь персонификацией или эмблемой социальных сил, власть к-рых индивид смутно ощущает на себе. Согласно теории Фрейда ("Тотем и табу", Lpz.-W., 1913, рус. пер., М., 1923), аффективные импульсы негативного или амбивалентного характера переносятся с отца или группового лидера на тотемное животное с помощью изученных в психоанализе процессов замещения и символизации (см. также Религия, раздел История учений о религии). Из этнологов эту теорию (в модернизированном виде) применял Г. Рохейм (G. Roheim, Australian totemism, L., [1925]). Леви-Брюль выводил представления о тождестве человека с тотемич. животным из особенностей первобытного мышления (см. "Первобытное мышление", М., 1930, с. 58 cл.). С др. стороны, нек-рые этнологи (А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Леви-Строс) под влиянием неудач эволюционистов приходили вообще к отрицанию реальности Т. как социального явления или ограничивались описанием его "функций" внутри культуры (Малиновский и др.).

Русские и советские ученые открыли явления Т. в Сибири и на Дальнем Востоке (Н. Харузин, А. Золотарев, Д. К. Зеленин), обнаружили пережитки Т. в Вост. Европе (Зеленин, Н. Никольский и др.). Связь Т. с дуальной организацией общества и экзогамией рассматривалась у С. П. Толстова и Золотарева. Выяснению социальной сущности Т. посвящены работы Толстова и С. А. Токарева.

Лит.: Зеленин Д. К., Тотемический культ деревьев у русских и у белоруссов, "ИАН СССР. Отд. общ. наук", 1933, .No 8: его же, Идеологич. перенесение на диких животных соц.-родовой организации людей, там же, 1935, No 4; его же, Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов, М.-Л., 1937; Золотарев Α., Пережитки Т. у народов Сибири, Л., 1934; Хайтун Д. Е., Т. Его сущность и происхождение. [Душанбе], 1958; Токарев С. Α., Ранние формы религии и их развитие, Μ., 1964; Makаrius R., L'origine de l'exogamie et du totémisme, P., 1961.

Д. Ляликов. Москва.

В начало энциклопедии