Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola), Джованни (24 февр. 1463 - 17 нояб. 1494) - итал. философ-гуманист. Примыкал к Академии платоновской. Находился под влиянием Платона, неоплатонизма, а также Аристотеля и Ибн Рошда. Защищал идею, согласно к-рой единая религ. "истина" не является еще полностью откристаллизованной и существующие религ. вероисповедания - лишь этапы на пути к ее полному познанию, чем вносил элементы историзма и рационализма в понимание религии и элементы скептицизма по отношению к господств. религиям. Стремясь разработать подобную синкретич. "философскую религию" (гл. обр. на основе Каббалы, понимаемой как средство аллегорич. толкования Библии, и филос. принципов неоплатонизма), П. д. М. в 1486 выставил на диспут 900 тезисов, трактующих "обо всем, что познаваемо" (Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae), к-рые собирался защищать в Риме перед философами всей Европы. Тезисы содержали как собств. положения П. д. М., так и почерпнутые из филос. систем античности и средневековья. Тринадцать из этих тезисов были признаны еретическими комиссией папской курии. П. д. М. выступил с "Апологией" ("Apologia" [Napoli, 1487]) осужденных тезисов. Тогда папа Иннокентий VIII объявил еретическими все 900 тезисов П. д. М. и запретил проведение диспута. В составленной П. д. М. для открытия предполагавшегося диспута "Речи о достоинстве человека" ("Oratio de hominis dignitate", Napoli, 1487, нов. изд.: "De hominis dignitate...", a cura di Ε. Garin, Firenze, 1942; первый итал. пер. - 1555, нов. пер. 1942; первый франц. - 1579, новый пер. в кн.: Cordier Р. М., Jean Pico de la Mirandole; ou la plus pure figure de l'humanisme chrétien, P., 1957; нем. пер. - Jena, 1905, нов. пер. - Lpz., 1940; англ. пер. в кн.: The Renaissance philosophy of man, ed. by Ε. Cassirer, P. O. Kristeller, J. H. Randall [a. o.], Chi., 1948; неполн. рус. пер. в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 506-14) П. д. М. исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о "срединном" положении человека между миром земным, материальным и божественным. Человек - микрокосм, соединяющий в себе начало земное (состоящее из 4 традиц. элементов - земли, воды, воздуха и огня), животное и божественное.

Человек, созданный богом, способен поэтому снизойти до животного и возвыситься до богоподобного существа; обладая свободной волей, он может стать "своим собственным скульптором и творцом". В идеалистическо-теологич. форме Π. д. M. выражал здесь одну из осн. истин гуманизма Возрождения: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Онтологич. основа этих воззрений П. д. М. - неоплатоновский по своему происхождению пантеизм, характерный для его филос. трактатов "Гептапл" ("Heptaplus de septiformi sex dierum Geneseos enarratione", Firenze, 1490, нем. пер. - 1905, итал. - 1942) и "О сущем и едином" ["De Ente et Uno", впервые опубл. в Opera, Venetias, 1496, англ. пер.- Milwaukee (Wis.), 1943]. Трактат оказал значит. влияние на Бруно. Будучи идеалистом и разделяя мн. суеверия своей эпохи, П. д. М. вместе с тем в своем соч. "Рассуждения против божеств. астрологии" ("Disputationes adversus astrologiam divinatricem", Bononiae, 1495; нов. изд., v. 1-2, a cura di E. Garin, Firenze, 1946-52) утверждал, что не существует и не может существовать никаких сверхчувств. воздействий, исходящих от светил; в природе действуют только естеств. силы, все происходит согласно ее правилам. П. д. М. - предшественник нем. гуманистов-реформаторов и их историч. критики Библии.

Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 26-28, 34; Клибанов А. И., Реформац. движение в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960 (по указат. имен); Брагина Л. М., Этич. взгляды Д. П. делла Мирандола, в сб.: Ср. века, вып. 28, М., 1965; Dorez L. et Τhuasne L., Pic de la Mirandole en France (1485-1488), P., 1897; Massetani G., La filosofia cabbalistica di Giovanni Pico della Mirandola, Empoli, 1897; Levi Α., Die Philosophie G. Picos della Mirandola, В., 1908; Αnagnine E., Pico della Mirandola, sincrfetismo religioso-filosofico. 1463-1494, Bari, 1937; Garin Ε., Giovanni Pico delia Mirandola. Vita e dottrina, Firenze, 1937; Dulles Α., Princeps concordiae Pico de la Mirandola and the scholastic tradition, Camb. (Mass.)-L., 1941; Saitta G., Il pensiero italiano nell'umanismo e nel rinascimento, v. 1, Bologna, 1949, p. 577-622; Monnerjahn E., Giovanni Pico della Mirandola. Ein Beitrag zur philosophischen Theologie des italienischen Humanismus, Wiesbaden, 1960.

В. Соколов. Москва.

В начало энциклопедии