Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАВ"-"ПЕР")

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ (Παῦλος ὁ Σαμοσατεύς) - христианский богослов 3 в., сторонник сближения церкви с гос-вом, сочетал должность наместника (дуценария) Антиохии с постом антиохийского епископа (с 260). Выразитель сепаратистских устремлений сирийского населения. В 272, после завоевания Антиохии рим. войсками, был изгнан из города.

П. С. придерживался монархианизма, т.е. представления о боге как о единой сущности и, следовательно, отрицал особое существование (ипостась) как бога-слова (Логос), так и св. духа. Логос, по П. С. - свойство бога, безличная сила, действующая через Моисея, пророков и особенно через Христа. Т.о., П. С. не отождествлял Христа с Логосом, считал его "равным нам", "земным" человеком, к-рый посредством своей любви и воли достиг вечного единения с богом. Он стал богом как благодаря благодати (вселению в него Логоса), так и благодаря собственным делам, ибо, будучи подверженным греху, как все люди, смог остаться вне греха. П. С. отвергал как тезис о тождестве Христа и бога-отца, так и мистич. единство божественного и человеческого в Христе. Он упразднил гимны, где упоминалась божеств. сущность Христа. Подчеркнуто светский образ жизни П. С. (епископ окружил себя телохранителями, жил в роскоши) соответствовал его тенденциям к секуляризации евангельского мифа. Три антиохийских поместных собора 264-68 были направлены против учения П. С. Он был обвинен в ереси и низложен. Его последователем в Антиохии был Лукиан, учение к-рого послужило одним из идейных корней арианства и несторианства.

Лит.: Спасский Α., История догматич. движений в эпоху вселенских соборов, т. 1, Сергиев Посад, 1906, с. 161-71; Гарнак Α., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [б. г.], с. 298-301; Kelly J. N. D., Early Christian doctrines, 2 ed., L., 1960, p. 117-19; 158-59; Quasten J., Patrology, v. 2, Utrecht-Antwerpen, 1953, p. 140-42.

А. Каждан. Москва.

ПАВЛИКИАНСТВО

ПАВЛИКИА́НСТВО (греч. Παυλικιανοί, предположительно, от имени апостола Павла) - антифеод. религ.-политич. движение, возникшее в 7 в. в Армении и Византии и принявшее форму религ. ереси. Наибольшего развития достигло в 8-9 вв., когда образовалось независимое павликианское гос-во с центром в Тефрике (на востоке Византии). В 872 павликиане были разбиты визант. имп. Василием I; в 10 в. часть их была переселена во Фракию, где они упоминаются под назв. попеликане. Наиболее видные вожди П. в 9 в. - Сергий, Карвей и Хрисохир. Учение павликиан, опиравшееся на манихейские традиции (см. Манихейство), носило дуалистич. характер. Оно исходило из признания двух начал: злого бога - создателя, демиурга мира - и "отца небесного", к-рому якобы будет принадлежать власть в будущем. По учению павликиан, весь мир пронизан злом; земные порядки не созданы "небесным отцом" и могут рассматриваться как порочные. В соответствии с этим П. осуждало церк. иерархию, пышность церк. церемониала, монашество. П. отвергало Ветхий завет и из "священных книг" христианства признавало лишь евангелия, послания и деяния апостольские. П. отбрасывало православное учение о богородице, таинствах и крестном знамении. Проповедуя равенство, павликиане создавали общины, члены к-рых пользовались равными правами. В целом оно было направлено против социальных порядков и идеологии феод. строя. Учение павликиан оказало идейное влияние на богомильство и нек-рые более поздние зап.-европ. еретич. движения. В отличие от богомильства, П. не призывало к аскетизму. Павликианская лит-ра почти не сохранилась.

Лит.: Липшиц Е. Э., Павликианское движение в Византии в VIII и первой пол. IX вв., в сб.: Византийский временник, т. 5, М., 1952, с. 49-72; Юзбашян К. Н., К истории павликианского движения в Византии в IX в., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 4, М., 1956, с. 246-79; Бартикян Р. М., Источники для изучения истории павликианского движения, Ереван, 1961; Ter-Mkrttschian К., Die Paulikianer im byzantinischen Kaiserreiche und verwandte ketzerische Erscheinungen in Armenien, Lpz., 1893; Loos M., Le mouvement pauliclen à Byzance, "Byzantino-slavica", 1963, v. 24, No 2, p. 258-86, 1964, v. 25, No 1, p. 52- 68.

А. Каждан. Москва.

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАВЛОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАВЛОВ ТОДОР ДИМИТРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАИСИЙ ХИЛЕНДАРСКИЙ

ПАИСИЙ ХИЛЕНДА́РСКИЙ (1722-98) - деятель болг. Возрождения, идеолог болг. национально-освободит. движения (см. Болгарская философская и общественная мысль), монах Хилендарского, затем Зографского монастыря. П. X. принадлежит "История славено-българска" (написана в 1762, опубл. в 1844), в к-рой он призывает болг. народ к борьбе за нац. независимость.

ПАЛАМА

ПАЛАМА (Παλαμᾶς), Григорий (1296 - 14 ноября 1359) - визант. богослов, ученик Григория Синаита. Защищал исихастов от критики Варлаама. В 1351 паламизм был признан офиц. доктриной визант. церкви. В системе идей П. аристотелианская диалектика сущности и энергии своеобразно сочеталась с иррационализмом монашеской мистики. Антропология П., в целом подчиненная потребностям аскетич. самоконтроля, включала сложные психологич. наблюдения. Наиболее позитивным моментом учения П. являлась высокая оценка телесной стороны человеч. бытия: П. настаивал на соучастии тела в высших проявлениях духовной жизни человека, к-рому именно телесность дает первенство над бестелесными ангелами.

Соч.: Migne, PG, v. 150; в рус. пер. - Десять бесед, М., 1785; [Отрывки из соч. П. и замечания о его произв.], в кн.: Порфирий Успенский, Восток Христианский. Афон, ч. 3, отделение 2, вып. 1-2, СПБ, 1892, с. XXVII-XLIV, 688-91; Три творения, [изд. и пер.] Арсений [Стадницкий], Новгород, 1895.

Лит.: Кривошеин В., Аскетич. и богословское учение св. Г. П., в сб.: Seminarium Kondakovianum, VIII, Praha, 1936, с. 99-154; Meyendorff J., St. Grégoire Palamas et sa mystique orthodoxe, [P., 1959]; его же, Introduction à l'étude de Grégoire Palamas, [P., 1959].

С. Аверинцев. Москва.

ПАЛАЦКИЙ

ПА́ЛАЦКИЙ (Palacký), Франтишек (14 июня 1798 - 26 мая 1876) - чеш. мыслитель, историк, политич. деятель бурж.-демократич. направления. Претерпел эволюцию от Канта к Гегелю; развитие рассматривал как результат борьбы противоположностей. Так, в основе человеч. жизни П. видит прежде всего конфликт между высшей и низшей природой, между духовным и физическим. Та же идея борьбы противоположных начал лежит, по П., в основе истории, конечной целью к-рой является достижение "божественности", т.е. высшей человечности. В духе Гердера П. выражает идею бесконечного совершенствования человеч. рода. П. исходит из якобы первоначально существовавшего у славян демократич. строя и рассматривает чеш. историю как постоянную борьбу слав. демократии с Германией и Римом - носителями феод. принципов. Гусизм П. рассматривает как вершину борьбы против герм. и папского влияний, хотя позднее П. несколько меняет свою концепцию, подчеркивая религ. сторону гусизма и его связь с протестантизмом. Как политик П. стремился к примирению классовых противоречий, к осуществлению бурж. реформ в сотрудничестве с дворянством и монархией. П. отвергал проникавшие в Чехию социалистич. идеи.

Соч.: Počátkovè českého básnictvi, obzvláště prozódie, Praha, 1818 (совм. с Р. J., Šafař ík); Přehled dějin krásovědу a její literatury, "Krok", 1823; Krasoveda, "Časopis Společnosti vlasteneckého museum v Čechách", 1827; Idea státu Rakouského, Praha, 1865; Dějiny národu českého v Čechách i v Moravě, dl 1-3, Praha, 1848-76, dl 1-6, Praha, 1939.

M. Тлуста. ЧССР.

ПАЛЕВИЧ

Милда Генриховна (р. 1889) - сов. философ и эстетик. За участие в революц. движении в Прибалтике была арестована (1908). После освобождения эмигрировала во Францию, где окончила филос. ф-т Сорбонны. Д-р философии Сорбонны (с 1924). С 1920 занимается преподават. деятельностью в Риге. Автор многочисл. статей по вопросам эстетики, теории и истории иск-ва, социологии, философии и психологии.

Соч.: Essai sur les tendances critiques ets cientifiques de l'esthétique allemande contemporaine, [P.], 1926; Aistëtikas problēmas. Apceres un esejas, [Rigā], 1936; Сущность понятия эстетического, "Изв. АН Латв. ССР", 1956, No 3 (104).

"ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАМЯТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПАНЕ́ЛЬНОЕ ИССЛЕ́ДОВАНИЕ - особый вид социального (экономич., социологич., социально-психологич., педагогич. и др.) исследования, к-рый предполагает неоднократное изучение одного и того же социального объекта (напр., одной и той же совокупности лиц) с определ. временными интервалами по одной и той же программе исследования. Гл. цель П. и. - изучение тенденции развития или изменения нек-рого социального процесса или явления во времени. Типичный пример П. и. - периодич. сплошные и выборочные переписи населения. Социологич. П. и. могут быть использованы для изучения изменений в социальной структуре общества, обществ. отношениях, обществ. сознании и т.п. Специфич. трудности возникают при организации выборочных П. и. Во-первых, неизбежны нек-рые потери в первоначально отобранной совокупности: лица, подлежавшие обследованию на первом этапе, к моменту повторного обследования могут переменить место жительства, работы и т.д. Анализ причин сокращения первонач. совокупности на основе материалов первого обследования показывает, является ли сокращение случайным или же в нем содержится нек-рая закономерность. Объем выборки при П. и. должен предусматривать эти возможные потери и поэтому рекомендуется увеличивать его на 20-25% против статистически обоснованного. Во-вторых, изменения, зафиксированные в последующих обследованиях, частично могут быть вызваны внешними причинами, не вытекающими из специфики данного объекта. Для определения степени влияния внешних причин рекомендуется проводить П. и. на основных и контрольных объектах, выравненных по существ. характеристикам. Если в исследовании применяется метод опроса, желательно иметь неск. контрольных объектов по количеству повторных опросов с тем, чтобы определить величину ошибки, вызываемой неоднократным опросом одних и тех же лиц по одинаковой программе (повторные опросы могут вызвать специфическую реакцию опрашиваемых, связанную с тем, что при первом опросе возникает определенная "установка", а не тем, что изменяется содержание информации как таковое). Следует каждый раз брать новый контрольный объект, сопоставляя полученные данные с материалами повторных обследований осн. объекта. Количество повторных обследований и временные материалы между ними целиком определяются содержанием изучаемой проблемы.

Лит.: Lazarsfeld P. F., Use of panels in social research, "Proceedings of the American Philosophical Society", 1948, v. 92, No 5; Festinger L., Кatz D., Research methods in the behavioral sciences, N. Y.,1953, ch. 2; Lazarsfeld P. F., Rosenberg M., The language of social research, [Glencoe (Ill.), 1962], ch. 5-7; Research methods in social relations, revised one-volume ed. [by] C. Selltiz, M. Jahoda, M. Deutsch, S. W. Cook, L., [1962].

В. Ядов. Ленинград.

ПАНЕЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНИНИ

ПАНИНИ (ок. 4 в. до н.э.) - инд. языковед, автор древнейшей грамматики санскрита - "Аштадхьяи" ("Восьмикнижие"). Грамматика П. по существу является первым в языкознании примером системного подхода к анализу языка, поскольку П. всю множественность конкретных языковых фактов свел к относительно ограниченному набору исходных элементов, из к-рых по определ. правилам (типа правил порождения) строится все множество явлений языка. П. ввел в языкознание понятие нулевой формы (вновь открытой в конце 19 в. Соссюром, Суитом, Фортунатовым) и близко подошел к пониманию класса лингвистич. единиц и их места внутри класса. П. предложил чрезвычайно экономное описание санскрита, применив для этого особый условный язык описания, выступающий в качестве метаязыка по отношению к описываемому языку. Этот метаязык, построенный отчасти по алгебраич. принципу, явился весьма совершенным инструментом формального описания; по его примеру в наст. время пытаются строить информационный язык лингвистики. Эти особенности описания языка позволили П. дать необычайно полный анализ санскрита всего лишь в 4000 сутрах (правилах), каждая из к-рых обычно состоит из нескольких слогов. Уже в древности грамматика П. была хорошо известна и вызвала ряд подражаний в Индии и за ее пределами (в частности, в Китае). Она послужила образцом для ряда работ в 19 в. В 20 в. влияние грамматики П. на развитие лингвистич. мысли в Европе и Америке продолжает возрастать. Значение грамматики Π. не исчерпывается языкознанием, охватывая широкую область методологии наук (проблемы различения инварианта и варианта, дистрибутивного анализа элементов, нуль как значимое отсутствие, метаязык в отношении к языку-объекту и проблема формальной записи и т.д.) и семиотики (проблема знака, автономного употребления слов и т.п.).

Соч.: Acht Bücher grammatischer Regeln, hrsg., übersetzt und erläutert von O. Böhtlingk, Bd 1-2, Lpz., 1887; The Ashtádhyáyi, trans. into English by Śu íśa Chandra Vasu, v. 1-4, Allahabad, 1891-98; La grammaire..., avec des extraits des commentaires indigènes par L. Renou, fasc. 1-3, P., 1947-54.

Лит.: Топоров В. Н., О некоторых аналогиях к проблемам и методам совр. языкознания в трудах древнеиндийских грамматиков, в сб.: Сборник памяти Ю. Н. Рериха, М., 1961; Goldstücker Т., Pánini: his place in Sanskrit literature, L.- В., 1861; new ed., Allahabad, 1914; Liebiсh В., Pānini, Lpz., 1891 (ср. также другие многочисленные работы Либиха по древнеиндийским грамматикам); Τhieme P., Pānini and the Veda, Allahabad, 1935; Faddegon В., Studies on Pānini's grammar, Amst, 1936; Agrawala V. S., India as known to Pānini, [Lucknow], 1953; Allen W. S., Zero and Pānini, "Indian linguistics", 1955, v. 16; Emeneau M. В., India and linguistics, "Journal of the American Oriental Society", 1955, v. 75, No 3; Τhieme P., Pānini and the Pāniniyos, там же, 1956, v. 76, No 1; Master Α., Jones and Рānini, там же, No 3; Renou L., Études védiques et pāninéennes, t. 1-13, P., 1955-64; Вerwé R., Der Ganapātna zu den Adhyāyas IV und V der Grammatik Pāninis, Wiesbaden, 1961.

В. Топоров. Москва.

ПАНЛОГИЗМ

ПАНЛОГИЗМ (от греч. πᾶν - всё и λογισμός - разум) - идеалистич. и рационалистич. воззрение, согласно к-рому бытие есть воплощение логического, идеи, а логич. законы определяют законы бытия. Наиболее отчетливо это учение выступает в философии Гегеля, для характеристики сущности к-рой это понятие и было впервые введено И. Э. Эрдманом (см. "Versuch einer wissenschaftlichen Darstellung der Geschichte der neueren Philosophie", Bd 3, Lpz., 1853, S. 853).

Диалектич. материализм отвергает П., считая, что логическое и законы логического есть лишь отражение бытия и законов бытия. В учении П., особенно в его гегелевском, объективно-идеалистич. варианте, высказана, мысль о связи законов бытия и мышления, мысль, к-рая в диалектич. материализме в "перевернутом с головы на ноги" виде, т.е. в материалистич. переработке, развита как концепция отражения бытия в логическом.

В. Соколов. Москва.

ПАНТЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАНЦХАВА

Илья Диомидович (р. 1907) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1944), профессор (с 1945). Окончил социалыю-экономич. фак-т Тбилисского ун-та (1928) и аспирантуру РАНИОНа (1931). Науч.-педагогич. работу ведет с 1931. Зав. кафедрой истории и теории атеизма МГУ. Работает в области истории философии, диалектич. и историч. материализма, атеизма и эстетики. П. принадлежат переводы на рус. яз. филос. соч. Петрици "Рассмотрение Платоновской философии и Прокла Диадоха" (Тб., 1942), речей Губаза, Айэта, Портадзе и др. представителей колхидской школы.

Соч.: Элементы диалектики в груз. философии XI - XII вв., Тб., 1937; Филос. мысль в Грузии IV - XII вв., "ПЗМ", 1938, No 4; Колхидская риторич. школа и ее значение в развитии обществ. мысли древней Грузии, "Уч. зап. МОПИ. Тр. каф. истории др. мира", 1953, т. 28, вып. 2; Отражение закономерностей обществ. развития в художеств. лит-ре, "Уч. зап. МОПИ. Тр. каф. философии", 1956, т. 42, вып. 3; Материал к лекции на тему: Категории материалистич. диалектики, М., 1957; Диалектич. материализм, М., 1958; Атеизм в прошлом и настоящем, М., 1958; Значение книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" в борьбе с бурж. философией, М., 1959; Ленинский этап в развитии марксистской философии, М., 1960; Марксистский атеизм - высшая форма атеизма, М., 1960; Смертность и бессмертие человека, "ФН" (НДВШ); 1963, No 6; Под редакцией и с участием П. изданы: Материализм и религия, М., 1958; Книга В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", важнейший этап в развитии марксистской философии, [М.], 1959; Осн. вопросы науч. атеизма, М., 1962; История и теория атеизма, М., 1962.

ПАРАДОКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАДОКСЫ СЕМАНТИЧЕСКИЕ

ПАРАДО́КСЫ СЕМАНТИЧЕСКИЕ - парадоксы (антиномии), обусловленные неограничиваемым употреблением нек-рых лингвистич. и семантич. понятий, напр. "истинный", "самоприменимый" или "самоотносимый", "определяемый" и др. П. с. называются также иногда синтаксическими или эпистемоло-г и ч е с к и м и. Термин "П. с." был введен англ. логиком Ф. П. Рамсеем в 1926. Систематич. исследования причин, вызывающих П. с. (как и вообще парадоксы), и соответствующие этим исследованиям выводы, имеющие важное значение для методологии науки, относятся к нач. 20 в., хотя, по существу, парадоксы этого рода были широко известны еще в античности (Евбулид, 4 в. до н.э.) и неоднократно описывались в ср. века не только логиками, но и в религиозной ("Послание к Титу", где, по существу, упоминается т.н. парадокс Эпименида) и художеств. литературе ("Дон Кихот" - одна из загадок, заданных "губернатору" Санчо Пансе).

Классич. образец и прообраз большинства этих парадоксов - знаменитый парадокс о "лгущем критянине" (или в неск. др. версии - просто "лжец"). Подробнее о П. с. см. ст. Парадокс, а также Гетерологичности парадокс.

ПАРАЛИНГВИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАЛОГИЗМ

ПАРАЛОГИЗМ (греч. παραλογισμός) - логическая ошибка, совершенная в рассуждении (в доказательстве, в споре и т.п.) без явного намерения ввести собеседника в заблуждение. П. обычно отличают от софизма - преднамеренной логич. ошибки.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРАЦЕЛЬС

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (наст. имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Г о г е н г е й м; П. - прозвище, к-рое он дал себе сам, переделав на греко-лат. лад имя Гогенгейм) (24 ноября 1493 - 24 сент. 1541) - медик и алхимик. Швейцарец по происхождению. Скитался почти по всей Европе в качестве практикующего врача, общаясь с народом, изучая целебные источники, травы и минералы. Свои сочинения П. писал не по-латыни, а на колоритном нем. яз. Историч. значение П. заключалось в сближении медицины и химии, в тенденции преодоления алхимии изнутри. Сам П. ввел в практику ряд химических медикаментов, положив начало т.н. ятрохимии.

В философии Π. видел один из "столпов" своего учения, понимая под философией совершенное познание природных вещей. Первоматерия создана богом. Между природой (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) существует полное соответствие, поэтому познание обоих представляет неразрывное целое.

Осн. источник познания П. усматривал в самой природе и придавал большое значение опыту, решительно восставая против вековых авторитетов. Нападая на "вульгарных" заклинателей и "вызывателей духов", П. сохранял веру в "натуральную" магию как основу своего учения. Вся природа, по П., одушевлена и населена духами. Наряду с четырьмя традиц. стихиями древних (огонь, воздух, вода, земля) П. признавал вслед за араб. алхимиками существование трех "начал" (ртуть, сера и соль).

Парацельсизм получил широкое распространение среди медиков и алхимиков во 2-й пол. 16 и в 17 вв. Ряд соч., вышедших под его именем, не принадлежали ему. Такова, напр., "Химическая псалтирь", переведенная на рус. язык в масонских кругах (М., 1784).

Соч.: Sämtliche Werke, hrsg. von К. Sudhoff und W. Matthiessen, Bd 1-14, Münch.-В., 1922-33; пер. на совр. нем. яз. В. Aschner, Bd 1-4, Jena, 1926-32; Four treatises, ed. with a preface by H. E. Sigerist, Bait., 1941.

Лит.: Проскуряков В., Парацельс, M., 1935; Левен В. Г., Проблема материи у Теофраста П., "ФН" (НДВШ), 1959, No 3; его же, Общественно-политич. мысль Германии в XVI в. (Теофраст П.), "Уч. записки (Рязанский гос. пед. ин-т)", 1961, т. 29; Gundolf F., Paracelsus, 2 Aufl., В., 1928; Hooykaas R., Die Elementenlehre des Paracelsus, "Janus", 1935, 39 année, sept., oct.; Sudhoff K., Paracelsus, Lpz., [1936]; Metzke E., Paracelsus'Anschauung von der Welt und vom menschlichen Leben, В., 1943; Gоldammer К., Paracelsus, Hannover, 1953; Culcer Α., De la Paracelsus la Pavlov, Bucuresti, 1959; Sudhoff К., Bibliographia Paracelsica, Graz, 1958; его же, Paracelsus Handschriften, Hälfte 1-2, В., 1898-99; Acta Paracelsica, H. 1-5, Münch., 1930-32 (доп. к библиографии Зудхофа); Weimann Κ.-Η., Paracelsus-Bibliographie 1932-1960. Mit einem Verzeichnis neu entdeckter Paracelsus-Handschriften (1900-1960), Wiesbaden, 1963.

В. Зубов. Москва.

ПАРЕТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРК

ПАРК (Park), Роберт Эзра (14 февр. 1864 - 5 февраля 1944) - амер. бурж. социолог. Учился в США и Германии (у Зиммеля и Виндельбанда). В 1914-33 - проф. Чикаг. ун-та, где П. создал крупный центр социологич. исследований (т.н. чикагская школа).

Кн. П. "Введение в науку социологии" ("An introduction in the science of sociology", Chi., 1921, совм. с Ε. W. Burgess) ознаменовала (наряду с работой Томаса и Знанецкого) появление эмпирич. бурж. социологии. Социологию П. рассматривал как естеств. науку о поведении людей. Свойственный ему натурализм дополнялся применением понятий биологии к изучению обществ. жизни. По аналогии с зооэкологией П. развивал социальную экологию как науку о влиянии на поведение людей "естеств. района", в к-ром они живут (на материале Чикаго и др.). При этом П. игнорировал закономерности всего капиталистич. хоз-ва.

Отправляясь от Зиммеля и Смолла, П. рассматривал социальный процесс в аспекте четырех типов взаимодействия: соревнования, конфликта, приспособления и ассимиляции. Соревнование - человеч. форма борьбы за существование, оно является подсоциальным, в основном бессознательным и превращается в конфликт, если относится к сознат. действиям людей. Конфликты переходят в приспособление и завершаются ассимиляцией - взаимопроник-новением социальных групп и глубокими контактами между ними. В работах о расовой проблеме П. выдвинул понятие "социальной дистанции", трактуемой чисто психологически (напр., степень отвращения одной социальной группы к другой), и "маргинального человека", стоящего на границе различных социальных групп (применял к мулатам). Эту систему понятий П. расценивал как инструмент исследования, а не законченную теорию общества, но по существу создал апологетич. концепцию, отрицающую существование классов в амер. обществе, в к-ром "различия носят чисто индивидуальный или личный характер". П. выдвинул идею "священного" и "светского" общества - абстрактных типологич. категорий для характеристики отношения общества или социальной группы к изменению существующих порядков (сопротивление изменениям или стремление к ним).

П. оставил заметный след в бурж. социологии и дал толчок многочисл. конкретным исследованиям (обществ. мнение и др.), начал в США разработку техники половых исследований.

Соч.: The city, Chi., [1925] (соавтор); The collected papers of R. E. Park, ed. by E. Ch. Hughes, v. 1-3, Glencoe, 1950-55.

А. Завадье. Москва.

ПАРМЕНИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРСОНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРТИЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАСКАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТОЧКА

ПАТОЧКА (Patočka), Ян (р. 1 июня 1907) - чеш. философ. Зав. отделом Ин-та философии АН ЧССР. Находился под влиянием феноменологии Гуссерля, выступал против позитивизма. П. принадлежат исследования по истории, а также античной, нем., франц. и отечеств. философии. В последнее время П. изучает труды Гегеля и Коменского, руководит изданием классиков философии.

Соч.: Př írozený svět jako filosofcký problém, Praha, 1936; Bolzanovo místo v dějinách filosofie, в кн.: Filosofie v dějinách českého národa, [Praha], 1958.

Л. Свобода. ЧССР.

ПАТРИАРХАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТРИОТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТРИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАТРИЦИ

ПАТРИЦИ (Patrizi), Франческо (1529-97) - итал. натурфилософ. Род. в Далмации, преподавал платоновскую философию в Ферраре, в последние годы своей жизни - в Риме. Неоплатоновский в своей основе пантеизм П. развивал в натуралистич. духе. Если в неоплатонизме материя и природа рассматривалась как порождение сверхъестеств. божеств. эманации, как нечто совершенно неразумное и абсолютно злое, то у П. как одного из представителей бурж. идеологии жизнерадостного Возрождения они выступали как полное и живое выражение божества. П. одновременно с Бруно пантеистически растворял бесконечного бога в природе, учил о бесконечности последней. П. усвоил диалектич. т. зр. неоплатонизма, согласно к-рой все существующее представляет собой единство бытия и небытия, божеств. света и материальной темы - осн. космич. противоположностей. Однако пантеистически сближая бога и природу, П. стал рассматривать свет не как гл. проявление сверхъестеств. божеств. силы, а как гл. начало оживления и одушевления природы, разделяя общую для натурфилософов своей эпохи органистически-гилозоистич. истолкование ее. Понимание бытия П. оказало значит. влияние на воззрения Кампанеллы.

Соч.: Della historia diece dialoghi, Venetia, 1560; Della retorica dieci dialoghi, Venetia, 1562; Discussionum peripateticarum, 2 ed., Basel, 1581; Della poetica, Ferrara, 1586; La città felice (утопич. соч.), в кн.: Utopisti e riformatori sociali del cinquecento, a cura di С. Curcio, Bologna, 1941.

Лит.: Fiorentino F., Bernardino Telesio, v. 1-2, Firenze, 1872-74; Donazzolo P., F. Patrizio di Cherso в серии: Atti e memorie della Società istriana di archeologia e storia patria, 1912, v. 28, p. 1-147; Crосе B., Problemi di estetica, 2 ed., Bari, 1923; Сrespi L. Α., La vita e le opere di F. Patricio, Milano, 1931; Сassirer E., Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance, В.-Lpz., 1927; Аrсari P. M., Il pensiero politico di F. Patrizio da Cherso, Roma, 1935; Вriсkman В., An introduction to F. Patrizi's "Nova de universis philosophia", N. Y., 1941; Saitta G., Il pensiero italiano nell' umanesimo e nel rinascimento, v. 2, Bologna, 1950, p. 521-67; Firpo L., Filosofia italiana e controriforma, "Riv. Filos.", 1950, v. 41, p. 150-73; Menapace Вrisсa L., La retorica di F. Patrizio e del platonico antiaristotelismo, "Aevum", 1952, anno 26, fasc. 5, p. 434-61; Gregory T., L'"Apologia ad censuram" di F. Patrizi, "Rinascimento", 1953, anno 4, No 1, p. 89-102.

В. Соколов. Москва.

ПАУЛИ

ПА́УЛИ (Pauli), Вольфганг (25 апр. 1900 - 15 дек. 1958) - швейц. физик-теоретик. Окончил Мюнхенский ун-т (1921). С 1928 до конца жизни (исключая воен. годы, проведенные в Принстоне) - зав. кафедрой теоретич. физики Высшей технич. школы в Цюрихе. Лауреат Нобелевской премии (1945). Его работы оказали влияние на мн. разделы совр. физики. Особая заслуга принадлежит ему в разработке осн. вопросов квантовой механики и квантовой теории электромагнитных полей. П. подготовил почву для разработки релятивистской теории электрона, созданной Дираком. В 1924 он сформулировал один из важнейших принципов совр. физики, т.н. п р и н ц и п з а п р е т а (принцип П.): в одном и том же квантовом состоянии физич. системы может находиться не более одного электрона; когда обнаружилось явление β-распада и нек-рые физики усомнились в справедливости сохранения законов, в частности закона сохранения энергии, П. высказал (1931) гипотезу о существовании нейтрино, подтверждение к-рой развеяло эти сомнения. Мн. работы П. посвящены вопросам истории, методологии и философии науки, а также теории познания. Хотя сам П. не причислял себя к к.-л. определ. филос. направлению, однако его взгляды были весьма близки к позитивизму, сочетавшемуся в ряде случаев со стихийной диалектикой. Преувеличивая роль субъективной стороны в познании, П. отказывался говорить о явлениях в физике, "изолируясь от данных восприятия, от рациональных и организующих принципов" (см. "Phänomen und physikalische Realität", в журн. "Dialectica", 1957, v. 2, No 1/2, p. 37). "Изолированные" явления, такие, "...как, например, сознание других людей, оборотная сторона Луны, история Земли до существования живых существ...", он называл "... относительно трансцендентными..." (там же). Процесс познания он трактовал в духе Платона. Большое значение придавал П. физич. интерпретациям матем. формализма. П. придерживался т.н. копенгагенской интерпретации квантовой механики (см. Микрочастицы). Выступая против детерминизма (лаплассовского типа) в квантовой механике, П. в ряде случаев вообще отрицал применимость классич. понятия причинности, хотя в др. случаях ограничивался требованием его пересмотра и обобщения.

Подробную библиографию работ П. см. всб. "Теоретическая физика 20 века" (М., 1962).

Лит.: Гейзенберг В., Филос. проблемы атомной физики, М., 1953; Борн М., Физика в жизни моего поколения. [Cб. пер. ст.], М., 1963.

К. Морозов. Москва.

ПАУЛЬСЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАФОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПАЧИ

ПА́ЧИ (Paci), Энцо (р. 18 сент. 1911) - итал. философ, ученик Банфи. В своей идейной эволюции П. прошел ряд этапов. Вместе с Аббаньяно был одним из выразителей идей т.н. позитивного экзистенциализма; в наст. время в его филос. взглядах преобладают феноменологич. тенденции, связанные гл. обр. со взглядами позднего Гуссерля, к-рые П. пытается соединить с нек-рыми марксистскими положениями. Философия, по мнению П., имеет смысл только в том случае, если она служит делу коренного преобразования действительности. П. критикует капитализм как источник духовного кризиса совр. мира, выход из к-рого он видит в борьбе за радикальное изменение обществ. отношений. Человечество, по убеждению П., в конечном счете, придет к коммунизму ("Funzione delle scienze e significato dell'uomo", 2 ed., Mil., 1964, p. 335, и др.)

Соч.: Principii di una filosofia dell'essere, Modena, 1939; Pensiero, esistenza e valore, Mil.-Messina, 1940; Esistenza ed immagine, Mil., 1947; Studl di filosofia antica e moderna, Torino, [1950]; Il nulla e il problema dell'nomo, Torino, 1950; Esistenzialismo e storicismo, Mil., [1950]; Tempo e relazione, Torino, 1954; Ancora sull'esistenzialismo, Torino, [1956]; Tempo e verita nella fenomenologia di Husserl, Bari-Laterna, 1961; Diario fenomenologico, Mil., [1961].

С. Эфиров. Москва.

ПЕАНО

ПЕА́НО (Peano), Джузеппе (27 авг. 1858 - 20 апр. 1932) - итал. математик и логик. Проф. математики в Туринском ун-те (1890-1932). Известен важными результатами в матем. анализе, теории дифференц. уравнений (где ему принадлежит классич. формулировка осн. теоремы о существовании решения), геометрии (знаменитый пример "кривой П." - непрерывной кривой, заполняющей все точки нек-рого квадрата), разработкой междунар. языка на основе латыни (Latino sine flexione), a также работами в области логич. оснований математики. П. впервые поставил задачу применения символич. логики для дедуктивно-аксиоматич. построения всей математики. Крупным вкладом П. в развитие метода аксиоматического была его система аксиом для арифметики натуральных чисел ("Arithmetices principia, nova methodo esposti", Turin), частично заимствованная им у Р. Дедекинда. С 1891 П. (совм. с Дж. Вайлати, Ч. Бурали-Форти, У. Кассина, А. Падоа и др.) издает "Rivista di matematica" (впоследствии выходивший как "Revue de mathématiques" и "Revista de mathematica"; до 1916 вышло 8 тт.), а в 1895-1908 выходит его "Formulaire de mathématiques" publié par la "Rivista di matematica"" - 5-томное энциклопедич. издание, в к-ром разделы логики и математики излагаются на разработанном им символич. языке в виде формальной системы. Продолжая идеи Лейбница, П. создал логич. и д е о г р а ф и ю - символич. язык, к-рый под влиянием работы А. Уайтхеда и Б. Рассела "Principia Mathematica", заимствовавшей в основном язык П., стал общеупотребительным.

П. провел различение между отношением включения класса в класс (⊂) и отношением принадлежности элемента к классу ∈, между единичным классом и единственным элементом этого класса, а также внес вклад в разработку теории определений через абстракцию (введя, в частности, понятие образования класса через абстракцию). Кроме того, П. проанализировал взаимосвязь исчисления классов (см. Логика классов) с предикатов исчислением и предложил прием перехода от первого ко второму. Логич. идеи П. послужили переходным звеном в цепи историч. развития от старой алгебры логики (в той форме, какую ей придали работы Буля, Джевонса, Порецкого, Э. Шрёдера и др.) к совр. форме математической логики.

Соч.: Opere scelte, v. 1-3, Roma, 1957-58.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 668-69; Стяжкин Н. И., Становление идей математич. логики, М., 1964, с. 268-74; Collectione de scripto in honore de prof. G. Peano in occasione de suo 70° anno..., Mil., 1928; Сassina U., L'oeuvre philosophique de G. Peano, "Revue de métaphysique et de morale", 1933, No 4; eго же, L'opera scientifica di G. Peano, "Rendiconti del Seminario matematico e fisico di Milano", 1933.v. 7, p. 323-89; In memoria di G. Peano. Studi di B. Levi [e. a.] raccolti da A. Terractni, Cuneo, 1955.

M. Солодухина. Москва.

ПЕГИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕДОЛОГИЯ

ПЕДОЛО́ГИЯ (от греч. παῖς - дитя и λóγος - наука) (в англ. лит-ре child study, в нем. - Kinderforschung) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже 19-20 вв., обусловленное проникновением эволюц. идей и развитием прикладных отраслей психологии и эксперимент. педагогики. Основатели П. - С. Холл, Болдуин, Киркпатрик, Мёйман, Прейер и др. Содержание П. составила совокупность психологич., анатомо-физиологич., биологич. и социологич. подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически. В России П. получила широкое распространение еще в дооктябрьский период (Бехтерев, Россолимо, Нечаев, Румянцев и др.), а после Октябрьской революции, к концу 20-х гг., она даже пыталась монополизировать право на изучение ребенка, оттеснить и поглотить психолого-педагогич. дисциплины.

Предмет П., несмотря на многочисл. дискуссии и теоретич. разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, Блонский, М. Я. Басов, С. С. Моложавый и др.), определен не был и попытки найти специфику П., не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели. Теоретич. содержание П. составляли различные концепции развития ребенка. Биогенетич. концепция (Блонский, Аркин) опиралась на биогенетич. закон, трактуемый как теория "рекапитуляции", наследственно обусловленной автоматич. смены стадий развития ребенка, повторяющих осн. линию филогенеза. Социогенетич. концепция (Залкинд, Моложавый, Залужный) осн. фактором развития считала приспособление ребенка к социальной среде.

Ошибочные методологич. и практич. установки П. в 30-х гг. были подвергнуты критике. Однако эта критика, хотя и содержала много справедливого, отличалась в условиях культа личности тенденциозностью и нередко сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано сов. учеными (Блонским, Выготским и др.), так или иначе связанными с П.

Лит.: "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936, в сб.: Постановления партии и правительства о школе, М., 1939; Чемберлен А. Ф., Дитя. Очерки эволюции человека, пер. с англ., [М., 1911]; Болдуин Д. М., Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода, [пер. с англ.], т. [1]-2, [М., 1911-12]; Холл С., Собр. статей по П. и педагогике, [М., 1912]; Блонский П. П., Педология, М., 1925; его же, Педология, М., 1934; Киркпатрик Э., Основы П., 4 изд., М., 1926; Залкинд А. Б., Осн. вопросы П., [М.], 1930; Басов М. Я., Общие основы П., 2 изд., М.-Л., 1931; Петровский А. В., На подступах к марксистской психологии, в сб.: Вопросы теории и истории психологии, М., 1964; его же, История сов. психологии, М., 1967.

А. Петровский. Москва.

ПЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЕЛАГИЙ

ПЕЛА́ГИЙ (наст. имя - М о р г а н) (р. ок. 360 - ум. 418) - религ. деятель. Вместе с Целестием выступил с моральным учением, к-рое было признано церковью еретическим. П. и его единомышленники отрицали наследственность первородного греха (грех Адама причинил вред только ему одному, но не человеч. роду; новорожденные дети находятся в том же состоянии, в каком Адам был до грехопадения) и признавали возможность совершенствования человека без содействия божеств. силы ("благодати"). Возрождая антич. (преим. стоические) взгляды на моральную природу человека, пелагианство встретило наиболее решит. противодействие в лице Августина и др. епископов Сев. Африки. После нек-рых колебаний папа Зосима примкнул к их мнению и осудил пелагианство (418). Это осуждение было подтверждено Вселенским собором в Эфесе (431). Отрицат. позицию по отношению к августинизму заняло т.н. полупелагианство, или семипелагианство, возникшее в 20-х гг. 5 в. в Юж. Галлии (Иоанн Кассиан, Викентий Леринский, Фавст из Регия). Споры продолжались на протяжении целого столетия; только на соборе в Оронте (529) учение Августина было утверждено как правильное. Тесно связанные со спорами о свободе человека и божеств. предопределении, вопросы, поднятые П., продолжали дискутироваться и позднее. В 1344 Фома Брадвардин написал большое соч. против Пелагия, имея в виду современных ему "пелагиан". Те же споры в новой форме возродились в эпоху Реформации.

Осн. источниками для суждения о П. являются соч. его противников, т.к. подлинные соч. П. сохранились лишь в незначит. отрывках.

Источники: Соч. Августина, Иеронима и Павла Орозия, см. Migne, PL, t. 17, 20, 22, 23, 30, 40, 44, 45, 51, 91.

Лит.: Лебедев П., Пелагианство, [М.], 1866; Кремлевский Α., История пелагианства и пелагианская доктрина, Каз., 1898; Bruckner Α., Quellen zur Geschichte des pelagianischen Streites, Tübingen, 1906; Plinval G., de, Pélago, ses écrits, sa vie et sa réforme, Lausanne, 1943; Ferguson J., Pelagius, Camb., 1956; Leff G., Bradwardine and the Pelagians, Camb., 1957; [Mansi J. D.], Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, [v]. 3-10, Graz, 1960-62.

В. Зубов. Москва.

ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ПЕ́РВАЯ СИГНА́ЛЬНАЯ СИСТЕ́МА - см. Сигнальные системы.

Предыдущая страница Следующая страница