Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПАСКАЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПАСКАЛЬ

ПАСКАЛЬ (Pascal), Блез (19 июня 1623 - 19 авг. 1662) - франц. математик и физик, религ. философ. Он заложил теорию вероятностей, изобрел первую счетную машину, предвосхитил нек-рые идеи дифференциального исчисления, создал гидростатику, как науку. П. - один из творцов науки нового времени. В своих науч. трудах П. выступал против преклонения перед авторитетом, обосновывал методы экспериментального естествознания и, следуя за Декартом, - рационалистич. метод доказательства и проверки истины. Соображения П. о методе оказали влияние на Пор-Рояля логику. В противоречии с научной деятельностью П. находились его религиозно-мистические настроения, усилившиеся после знакомства с янсенизмом и принявшие уродливо- фанатическую форму в условиях обострившегося нервного заболевания. В 1655 П. поселился в аббатстве Пор-Рояль, ведя жизнь отшельника-аскета, упражняясь в христ. благочестии и заставляя себя не думать о науке.

Религ. фанатизм убил в П. ученого.

Включившись в борьбу янсенистов против иезуитов, П. написал блестящий памфлет против иезуитов - "Письма к провинциалу" ("Les lettres... à un provincial...", 1657). В то же время П. боролся с вольнодумцами и атеистами.

Как философ П. интересовался только религ.-этич. проблемами, рассмотрение им нек-рых онтологич. и гносеологич. вопросов носило подчиненный характер. Двойственность природы человека - таково первое осн. положение П. В онтологич. плане человек, по П., - соединение двух различных субстанций - души и тела. В моральном плане он представляет собой соединение доброго и злого. Только христ. религия с ее учением о грехопадении и преемственности греха дает, согласно П., удовлетворит. объяснение двойственности человека, и это является аргументом в пользу ее истинности (см. "Мысли", М., 1905, с. 115). Второе осн. положение П. состоит в утверждении испорченности, ограниченности, ничтожности человека. Ничтожность эта проявляется прежде всего в его неспособности постичь мир. П. широко использовал скептич. аргументы Пиррона, Монтеня, Декарта для развенчивания претензий разума на познание действительности.

Не понимая диалектики конечного и бесконечного, а также абсолютной и относительной истины, П. делал ложный вывод, что человек, как ограниченное и конечное существо, не в состоянии познать бесконечную Вселенную. Эта же агностич. тенденция вытекала и из метафизич. интерпретации П. тезиса о всеобщей взаимосвязи: для познания одной вещи необходимо знать все другие, что невозможно, т.к. человек актуально не в силах охватить бесконечное мировое целое. До полного скептицизма П., однако, не доходил, т.к. признавал достоверным орудием постижения реальности чувство ("сердце" и инстинкт). Чувство свидетельствует об объективном существовании внешнего мира, первых принципах бытия - пространства, времени, движения (там же, с. 118). Но чувство оставляет человека в неведении относительно всей полноты бытия.

Человек ничтожен, и как моральное существо он исполнен "... гордости, честолюбия, похоти, слабости, духовной нищеты и несправедливости..." (там же, с. 136). Наконец, страдания и неизбежность смерти - величайшие проявления "ничтожности" человека.

П. высказывал крайне пессимистич. взгляд на человеч. жизнь, к-рую сравнивал с существованием осужденных на смерть узников, ежедневно видящих, как гибнут др. узники, ожидающих часа своей гибели, но не знающих, когда он наступит. Человек должен иметь силу осознать трагизм своего положения и искать выход в христ. вере: лишь на пути соединения с богом человек избавляется от отчаяния, обретает счастье и надежду на спасение и вечное блаженство. Проповедуемая П. мораль - аскетизм; чувство любви к др. людям рассматривается П. как грех, поскольку единственно достойное любви существо - это всесовершенный бог. В вопросе о доказательстве истины религии П. занимал откровенно фидеистич. и иррационалистич. позицию. Рациональные аргументы могут лишь подготовить человека к принятию религии: "Вся суть веры в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом" (там же, с. 108).

Историч. значение идей П. противоречиво, как противоречивы его деятельность и его мировоззрение. Если его науч. работы, разработка рационалистич. метода, борьба против иезуитов, инквизиции и папства сыграли большую прогрессивную роль, способствуя развитию антифеод. идеологии третьего сословия, то как религ. философ П. объективно помог клерикальной реакции, развернувшейся во Франции во-2-й пол. 17 в. и представлявшей орудие королевского-абсолютизма в борьбе с новыми, более радикальными оппозиц. силами, чем янсенисты. Мировоззрение П. подверглось острой критике со стороны просветителей 18 в. - Дидро, Д'Аламбера, Кондорсе. Вольтер неоднократно полемизировал с П., результатом чего явился критич. комментарий к "Мыслям" ("Pensées" [publiée avec les notes de Voltaire], L., 1776). Впоследствии на идеи П. опирались мн. философы-идеалисты и откровенные защитники религии. В обстановке страха и неуверенности, характерной для капиталистич. стран, пессимистич. философия П. вызывает большой интерес. Совр. экзистенциалисты считают П., наряду с Кьеркегором, основоположником своей философии. Действительно, мн. осн. темы экзистенциализма вполне отчетливо представлены уже у П. (человеч. существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска и отчаяние человека перед действительностью как проявление его сущности, смерть как одна из гл. филос. категорий, иррационализм), хотя полное отождествление взглядов П. с экзистенциализмом является неправомерной модернизацией.

Соч.: "Мысли" ("Pensées") - осн. филос. произведение П. н, над к-рым он работал в 1656-62 и к-рое осталось незаконченным. В 1658 П. произвел лишь классификацию собранных материалов и дал заглавия ряду разделов. Первое издание (издание "préoriginale", т.е. вышедшее "ранее первого") было осуществлено в 1669 под названием "Мысли Паскаля о религии и некоторых других предметах" ("Pensées de M. Pascal sur la religion et sur quelques autres sujets", P.). Текст издания значительно отличается от оригинала; был опущен ряд мест, в к-рых П. особенно резко нападал на иезуитов; текст подвергся большой стилистич. переработке. Первое исправленное издание было осуществлено Фожером (M. P. Faugère, v. 1-2, P., 1844). Лучшее совр. издание принадлежит Л. Лафума (L. Lafuma, v. 1-3, P., 1951); в его основу положена первая опись бумаг П., найденных после его смерти. Имеются три пер. на рус. яз.: И. Бутовского (СПБ, 1843); П. Первова (СПБ, 1888; 2 изд., М., 1899; 3 изд., М., 1905), С. Долгова (М., 1892; 2 изд., М., 1902). Пер. на англ. яз. - L., 1688; L.-Toronto - N. Y., 1931; Cleveland, 1955; в США - Andover, 1845; Ν. Υ., [1906]; [Ν. Υ., 1950]; на нем. яз. - Augsburg, 1701; Hdlb., 1946; Lpz., 1948; Bremen, [1955]; на исп. яз. - Md, 1805; [P.], 1917; В. Aires-Méx., [1940]; на голл. яз. - Amst., 1686; Haarlem, 1889; на итал. яз. - Torino, 1767; Mil., 1911; Bari, 1941; на дат. яз. - Kbh, 1866; на польск. яз. - Warsz., [1931]; на норв. яз. - Oslo, 1947; на шведск. яз. - bd 1-2, Stockh., 1929; на венг. яз. - Bdpst, 1890; на чеш. яз. - Praha, 1909; на лат. яз. - Wirceburgi, 1741. Лит. о "Мыслях": Гуляев А. Д., Этич. учение в "Мыслях" П., Каз., 1906; Cousin V., Des "Pensées" de Pascal, P., 1843; Strowski F., Les Pensées de Pascal, P., [1931]; Tourneur Z., "Beauté poétique", Melun, 1933; Amoudru В., Des "pascalins" aux "pascalisants". La vie posthume des Pensées, [P., 1936]; Lafuma L., Recherches pascaliennes, P., 1949; его же, Histoire des Pensées de Pascal, P., 1954; Goldmann L., Le dieu caché. Étude sur la vision dans les Pensées de Pascal, 5 éd., P., 1955; Francis R., Les pensées de Pascal en France de 1842 à 1942, P., 1959; Oeuvres publ. par L. Brunschvicq, R. Boutroux et F. Gazier, v. 1-11, P., 1908-14; в рус. пер. - Письма к провинциалу, СПБ, 1898; Начала гидростатики. Архимед. Стэвин. Галилей. Паскаль, М.-Л., 1932.

Лит.: Бутовский И., О жизни П. и его сочинениях, в кн.: Паскаль Б., Мысли, СПБ, 1843; Филиппов M. M., Паскаль, его жизнь и научно-филос. деятельность, СПБ, 1891; Орлов А. И., Франц. мудрец Влас Паскаль, [3 изд.], М., 1911; Кокосов В., Паскаль, [Горький, 1935]; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 142-43; История франц. лит-ры, т. 1, М., 1946; Cousin V., Etudes sur Pascal, 5 éd., P., 1857; Jovy Ε., Études pascaliennes, v. 1-9, P., 1927-36; Sainte-Beuve C.-A., Les Grands écrivains français, [t. 5] - XVII siècle, P., 1928; Brunschvicg L., Pascal, P., 1932; Eastwood D. M., The revival of Pascal, Oxf., 1936; Rideau E., Descartes, Pascal, Bergson, P., [1937]; Вenzécri E d., L'esprit humain selon Pascal, P., 1939; Finch D., La critique philosophique de Pascal au XVIII siècle, Phil., 1940; Waterman M., Voltaire, Pascal and human destiny, Ν. Υ., 1942; Tourneur Ζ., Une vie avec B. Pascal, P., 1943; Brunschvicg L., Descartes et Pascal, lecteurs de Montagne, Nchât., 1945; Sciacca M. F., Pascal, Brescia, [1946]; Вaudin Ε., Études historiques et critiques sur la philosophie de Pascal, v. 1-3, Nchât., 1946-47; Humbert P., L'oeuvre scientifique de B. Pascal, P., 1947; Daniel-Rops, Pascal et notre coeur, P., 1948; Сhinard G., En lisant Pascal, Lille, 1948; Russier J., La foi selon Pascal, v. 1-2, P., 1949; Truc G., Pascal, son temps et le nôtre, P., 1949; Lefebvre H., Pascal, v. 1-2, P., 1949-54; Lapоrte J. M. F., Le coeur et la raison selon Pascal, P., [1950]; Adam Α., L'époque de Pascal, P., 1951 (Histoire de la littérature française au XVII siècle, t. 2); Guardini R., Pascal, ou le drame de la conscience chrétienne, P., [1951]; Guitton J., Pascal et Leibnitz, P., 1951; Journet Сh., Vérité de Pascal, Saint-Maurice, [1951]; Béguin Α., Pascal par lui-même, P., 1952; D'Angers J. E., L'apologétique en France de 1580 à 1670. Pascal et ses précurseurs, P., [1954]; Gоldmann L., Le dieu caché. Étude sur la vision tragique dans les Pensées de Pascal et dans le théâtre de Racine, 5 éd., P., 1955; Des "Pensées" de Pascal à "L'Apologie", textes commentées et annotés par J. Mantoy, P., 1955; Spoerri Th., Der verborgene Pascal, Hamb., [1955]; Valensin Α., Pascal, в его кн.: Regards, 1, P., 1955; Brunet G., La "Pari" de Pascal, P., [1956]; Cresson Α., Pascal, sa vie, son oeuvre, P., 1956; Jerphagnon L., Pascal et la souffrance, P., [1956]; Pascal B. L'homme et l'oeuvre, [P., 1956]; Simonetti M., Studi Pascaliani, Roma, 1956; Le Roy G., Pascal, savant et croyant, P., 1957; Lacombe R. E., L'apologétique de Pascal, P., 1958; LØnning P., Tro og tanke efter B. Pascal, [Oslo, 1958]; Mortimer Ε., Β. Pascal, L., [1959]; Baudouin Сh., B. Pascal ou l'ordre du coeur, [P., 1962]; Pascal e Nietzsche. Scritti di E. Castelli [e. a.], Padova, 1962; Pascal présent. 1662-1962, Clermont-Ferrand, [1962]; Maire Α., Bibliographie générale des oeuvres de B. Pascal, t. 1-5, P., 1925-27.

В. Кузнецов. Москва.

В начало энциклопедии