Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПАУЛЬСЕН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПАУЛЬСЕН

ПАУЛЬСЕН (Paulsen), Фридрих (16 июля 1846 - 14 авг. 1908) - нем. философ, автор работ по истории философии, этике и педагогике. Проф. Берлинского ун-та (с 1878). Определяя смысл и задачи философии, П. выступал против позитивистского отрицания ее и сведения к гносеологии. Вслед за Лотце, Э. Гартманом, Вундтом он пытался возродить философию как метафизику, как общую теорию действительности, как "...постоянно повторяющуюся попытку д о с т и г н у т ь цельного единства представлений и мыслей о форме и связи, о смысле и значении всех вещей" ("Введение в философию", М., 1908, с. 3). Философия, по П., должна решать онтологич. и космологич. проблемы, т.е. проблемы о природе действительности как таковой и о взаимной связи всех вещей. Истолковывая философию как всеобъемлющую, синтетич. и универсальную систему знания о мире, П. превращал ее в науку наук. "... Все науки - принадлежат философии" (там же, с. 19), они входят в нее как ее необходимые звенья; стремление к универсальному познанию единой действительности объединяет философию и религию. Решительно выступая против атеизма - "догмата социал-демократии", П. пытался "...сделать религиозное миросозерцание и научное объяснение природы совместимыми друг с другом" (там же, с. V). Свою философию он определял как "идеалистический пантеизм" (см. тамже, с. 242), суть к-рого заключается в истолковании действительности как обнаружения "единой духовной Всежизни" (см. тамже, с. УП). Бытие и сущность природы и общества - в этом духовном, всеедином, раскрывающем себя в многообразных телесных и духовных модификациях. Развивая концепцию всеобщего одушевления, П. видел в каждой телесной системе только проявление внутр. психич. жизни, а мир рассматривал как тело всеединого, Бога. Примыкая к Шопенгауэру и Фехнеру, П. видел основу духовного в воле, к-рая есть "...первоначальный и в известном смысле постоянный фактор душевной жизни" (там же, с. 120). Объективный мир - лишь реализация действующей воли, Бога. Методологической основой панпсихической натурфилософии П. служит стирание граней между простейшими формами отражения и психическими явлениями, отрицание скачка в развитии психики. "Это, - по словам Ленина, - самая уязвимая пята его философии" (Соч., т. 38, с. 39). Система П. - пантеизм в откровенно идеалистической форме, сочетаемый с иррационалистическим волюнтаризмом.

В этике П. выдвигает концепцию энергетизма, противопоставляя ее гедонизму. Для энергетизма высшее благо - сама жизненная деятельность, претворяющая цели в жизнь. Сущность счастья не в удовольствиях, а в самом процессе деятельности. П. видит цель этики в определении совершенного жизненного утверждения человека как "...члена высшего целого - ч е л о в е ч е с т в а" ("Основы этики", М., 1900, с. 276). Исходные пункты этики энергетизма связаны с общефилос. принципами, с волюнтаристской трактовкой П. психич. явлений. "Воля к жизни", к-рая "... в человеке приходит к сознанию самой себя" (там же, с. 266), воля к нормальному выполнению жизненных функций, заключенных в природе человека и реализующаяся в его действиях, - центр. тезисы этич. системы П.

Соч.: Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Kantischen Erkenntnisstheorie, Lpz., 1875; Immanuel Kant. Sein Leben und seine Lehre, Stuttg., 1898; в рус. пер, - Педагогика, M., 1913.

Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 38-40; Хвостов В. М., Очерк истории этических учений, 2 изд., М., 1913.

Д. Завадье, А. Огурцов. Москва.

В начало энциклопедии