Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА

ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА - аверроистов - направление в философии 14-16 вв., сложившееся в городах Сев. Италии с гл. центром в Падуе, а также в ун-тах Мантуи, Феррары, Болоньи. В противоположность томизму, приспособлявшему взгляды Аристотеля к догмам христ. богословия, П. ш. представляла радикальную тенденцию ср.-век. аристотелизма, связанную с бюргерской оппозицией феод. строю и католич. церкви, и развивала идеи Ибн Рошда и аверроизма (идею вечности бога и мира, т.е. несотворенности мира; теорию двойственной истины; учение об интеллекте как несотворенной, вечной духовной субстанции). На этих основаниях П. ш. отвергала схоластич. определение материи как "почти ничто" (prope nihil) и пришла к выводу о зарождении форм в недрах самой материи, обладающей, т.о., творч. способностью. Ощущения, образы внешнего мира поставляет разуму человек с его органами чувств. Поэтому для своего существования разум необходимо нуждается в вечном существовании человечества. Разум един для всего человеч. рода. Из этого следовали выводы о вечности и несотворенности человечества, о духовном единстве всех людей, о смертности индивидуальной души. Этич. учение П. ш. противостояло томистскому взгляду на недостижимость счастья и в здешней, земной жизни человека, на божеств. благодать как единств. источник блаженства. По мнению аверроистов из П. ш., предназначение человека заключается в достижении высшего науч. и филос. познания мира, осуществимого в земной жизни, без сверхъестеств. вмешательства. В противоположность богословскому толкованию свободы воли, аверроисты считали, что в своем выборе человек руководствуется разумом. Выступив против учения о божеств. предопределении, П. ш. разработала учение о естеств. необходимости, всеобщей причинности в природе, отказавшись признать существование чудес; проявлением власти естеств. законов мн. аверроисты считали подчинение событий земной жизни движению небесных светил. Эти астрологич. представления, при всей их ненаучности, свидетельствовали о попытке дать естественное (в противоположность теологическому) объяснение явлений природы и историч. событий; при этом под властью естеств. законов оказывалась и судьба религий, в т.ч. христианской. Падуанские аверроисты уделяли большое внимание естеств. наукам, прежде всего медицине и астрономии.

Основателем П. ш. считается Пьетро д'Абано, к-рый, хотя и не принял учения о единстве интеллекта, способствовал пробуждению в итал. ун-тах интереса к аристотелизму, к араб, философии и к естеств. наукам. К П. ш. примыкали также Марсилий Падуанский (благодаря к-рому П. ш. включила в свою проблематику социально-политич. вопросы: идеи секуляризации политики, освобождения ее от религ. догматизма), его друг, проф. Парижского ун-та Жан Жанден (ум. 1328), прозванный "обезьяной Аверроэса" и представлявший, вслед за Сигером Брабантским, радикальное крыло зап.-европ. аверроизма. Представителями П. ш. являлись также профессора Падуанского и Болонского ун-тов: Анджело д'Ареццо (1-я пол. 14 в.), Паоло Венето (1372-1429), Бьяджо Пелакани (ум. 1416), Гаэтано да Тьене (ум. 1465), Николетто Верниа (1420-1499), Пьетро Траполино (1451-1509), Марко Антонио Зимара (1460-1523), Алессандро Акиллини (1463-1512), Нифо, Джеронимо Тайапьетра (нач. 16 в.) и преподаватель падуанской евр. коллегии Элиа дель Медиго (ок. 1450-ок. 1493). Помимо создания многочисл. филос. и естеств.-науч. трудов и курсов лекций (часть к-рых до наст. времени не опубликована), П. ш. осуществила издания произведений Аристотеля и Ибн Рошда. Натуралистическо-материалистич. тенденции П. ш. оказали значит. влияние на филос. взгляды Помпонацци, Пико делла Мирандола, Бруно, Ванини. Воззрения П. ш. вызвали враждебные выступления деятелей церкви и инквизиции; в 1489 пропаганда аверроизма была запрещена эдиктом падуанского епископа. Под влиянием преследований нек-рые аверроисты отказались от своих взглядов (Верниа, Нифо) и пытались приспособить их к церк. вероучению. Во 2-й пол. 16 в. в результате развития опытного естествознания и борьбы против аристотелевской традиции, в связи с крушением аристотелевской физики, падуанский аверроизм пришел в упадок; на смену ему пришла натурфилософия эпохи Возрождения.

Лит.: Ρенан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., К., [1903]; Florentino F., Pietro Pomponazzi. Studi storici su la souola bolognese e padovana del secolo XVI..., Firenze, 1868; Ragnisco P., Nicoletto Vernia: studi storici sulla filosofia padovana nel secolo XV, Venezia, 1891; Werner K., Der Averroismus in der christlich-peripatetischen Psychologie des späteren Mittelalters, W., 1881; Mac Clintock St., Perversity and error. Studies on the "Averroist" John of Jandun, [Bloomington (Ind.), 1956]; Histoire littéraire de la France, t. 33, P., 1906, p. 528-623; Mоmiglianо F., Paolo Veneto e le correnti del pensiero religioso e filosofico nel suo tempo, Torino, 1907; Saitta G., Il pensiero italiano nell'umanesimo e nel rinascimento, v. 1-3, Bologna, 1949-51; Nardi В., Saggi sull'aristotelismo padovano dal secolo XIV al XVI, Firenze, [1958]; Manoscritti e stampe Venete dell'Aristotelismo e Averroismo (secoli X-XVI), Venezia, 1958; Aristotelismo padovano e filosofia aristotelica, Atti del XII Congresso internazionale di filosofia, v. 9, Firenze, 1960.

А. Горфункель. Ленинград.

В начало энциклопедии