Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПЕЙН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПЕЙН

П э н (Paine), Томас (29 янв. 1737 - 8 июня 1809) - англо-амер. революц. демократ, активный участник франц. бурж. революции и войны за независимость сев.-амер. колоний против Великобритании, крупнейший представитель радикального крыла амер. бурж. философии, антирелиг. мыслитель. Род. в Англии в семье ремесленника. В 1774 с рекомендательным письмом, полученным в Лондоне от Франклина, уехал в Америку, где работал в филадельфийском журнале "Pennsylvania Magazine". Изданный им (анонимно) в 1776 политич. памфлет "Здравый смысл" ("Common sense"), содержавший критику англ. монархии и призыв к непримиримой борьбе за освобождение Америки от колониальной зависимости, сыграл огромную роль в идеологич. подготовке нац.-освободит. войны. В течение одного месяца вышли издания памфлета тиражом 120 тысяч - популярность совершенно необычайная для того времени. В годы освободит. войны П. служил в армии генерала Грина и в это время опубликовал серию из 16 боевых памфлетов под общим названием "Американский кризис" ("The American crisis"), способствовавших развитию нац. самосознания и укреплению боевого духа армии, к-рая вела тяжелую, справедливую войну.

По окончании войны П. вернулся на родину, где вступил в активную идейно-политич. борьбу против англ. реакционеров, стремившихся опорочить начавшуюся франц. бурж. революцию и призывавших к ее подавлению. В 1791 в Лондоне вышла из печати первая часть политич. трактата П. "Права человека" ("The rights of man"), посвященного им первому президенту США Дж. Вашингтону. Трактат заключал в себе резкую отповедь Бёрку, его памфлету, враждебному франц. революции, и яркую апологию бурж.-революц. политич. принципов. Для социологич. взглядов П. характерно четкое различение общества и гос-ва, а также естеств. и гражд. (основанных на общественном договоре) прав, в числе к-рых право частной собственности. Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип народоправия ("суверенности народа"), П. вместе с тем идеализировал бурж. демократию. Он осуждал захватнич. войны и верил, что со временем война исчезнет как средство разрушения споров между гос-вами, но оправдывал справедливую борьбу народов за независимость. П. смело боролся против колониального гнета и, один из первых в США, выступил против рабства негров. Первый тираж книги П. в Англии был сожжен, а сам он, находясь уже в то время в революц. Франции, где был встречен с триумфом, заочно осужден.

Во Франции П. включился в активную революц. деятельность. Будучи выдвинут в четырех департаментах кандидатом в Конвент, он был избран в 1792 депутатом от Кале и принял участие в разработке проекта конституции франц. республики. Однако П., неверно оценивший политич. обстановку и примкнувший к жирондистам, в период якобинского господства был подвергнут тюремному заключению и провел 10 месяцев в Люксембургской тюрьме. Выйдя из тюрьмы после гибели Робеспьера, он остался верен своим революц. убеждениям и решительно выступал против термидорианской реакции.

В годы пребывания во Франции П. создал свое осн. филос. произведение (вторая часть написана в люксембургской тюрьме) - воинственный антирелиг. трактат "Век разума" ("The age of reason", pt 1-2, P.-N. Y.-L., 1794-95). Трактат П. призывал к "... революции в системе религии" (см. вкн.: Избр. соч., М., 1959, с. 248), решительно противопоставляя силу разума религ. заблуждениям, знание - вере. "Все национальные церковные учреждения, - пишет П., - будь то еврейские, христианские или турецкие представляются мне не чем иным, как человеческим изобретением, предназначенным для того, чтобы запугивать и порабощать человечество, монополизировать власть и доходы" (там же, с. 247). П. не был атеистом, признавал бога и бессмертие души, однако, в отличие от англ. деистов, его деизм не являлся мягкой и удобной формой преодоления религии, а имел непримиримый, боевой характер, близкий по духу к франц. материализму. Он отвергал достоверность мифов "Священного писания", уподобляя их измышлениям Гомера и басням Эзопа и противопоставляя им подлинные истины, подобные изложенным в геометрии Эвклида. Подвергнув обстоятельной критике книги Ветхого и Нового завета, П. приходил к обоснованному выводу, что все их содержание "обман и подделка" (см. тамже, с. 380). Он доказывал не только полную несовместимость библейских россказней с требованиями разума, но и с требованиями морали. "Итак, - заключал П. свой анализ, - я прошел через всю Библию, как человек с топором проходит лес, валя деревья. Вот они лежат..." (там же, с. 347).

Филос. позиция самого П. - непоследовательный метафизич. материализм. Допуская божеств. первопричину, он твердо уверен в объективной реальности материального мира и в непреложности царящих в нем вечных физич. законов, не допускающих никаких чудес. П. глубоко убежден в безграничной способности человеч. разума к объективному познанию существующих вещей: "Человек не может создать эти принципы (существования вещей. - Ред.); он может только открыть их" (там же, с. 269).

В 1802 П. вернулся в США. Его политич. радикализм и особенно антирелиг. деятельность вызвали недоброжелательное к нему отношение и даже преследования со стороны правящих кругов амер. буржуазии.

Соч.: The writings, v. 1-4, Ν. Υ., 1894-96; The complete writings, ed. Ph. S. Foner, v. [1-2], N. Y., [1945].

Лит.: История философии, т. 2, [M.], 1941, раздел 5; Баскин М. П., Философия амер. просвещения, М., 1955; Воронов В. В., Социологич., социально-политич. и филос. взгляды Т. П., в кн.: Труды кафедры обществ. наук [Пермский гос. медицинский ин-т], вып. 1, т. 2, Пермь, 1959; его же, Прогрессивные тенденции социологич. воззрений Т. П., "ФН" (НДВШ), 1959, No 3; его же, Т. П. - враг войны и колониализма, "ВИМК", 1960, No 3; Гончаров Л. Н., Общественно-политич. идеи Т. П., Фрунзе, 1959; Громаков Б. С., Политич. и правовые взгляды Т. П., М., 1960; Гольдберг Η. Μ., Критика религии Т. П., в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, [т.] 4, М.-Л., 1960; его же, Свободомыслие и атеизм в США. XVIII - XIX вв., М.-Л., 1965, гл. 4; Сабиров Х. Ф., Амер. просветители и их совр. фальсификаторы, в сб.: Критика совр. бурж. философии и социологии, М., 1961; его же, Социальная философия амер. просветителей и ее значение в coвp. идеологич. борьбе в США, М., 1961. (автореф. дисс); Паррингтон В. Л., Основные течения амер. мысли, т. 1, М., 1962; Conway M. D., The life oi Th. Paine, v. 1-2, N. Y., 1892; Fay В., L'esprit révolutionnaire en France et aux États-Unis à la fin du XVIII siècle, P., 1925; Best M. Α., Th. Paine, prophet and martyr of democracy, Ν. Υ., [1927]; Morais H. M., Deism in eighteenth century America, N. Y., 1934; Pearson H., T. Paine, friend of mankind, N. Y.-L., 1937; Woodward W. Ε., T. Paine, N. Y., 1945; Aldridge A. O., Man of reason. The life of Th. Paine, Phil. - N. Y., [1959]; Aptheker H., The American revolution, N. Y., 1960; Fennessy R. R., Burke, Paine and the rights of man, The Hague, 1963.

Б. Быховский. Москва.

В начало энциклопедии