Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЕС"-"БЛУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЕС"-"БЛУ")

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕХАИЗМ

БЕХАИЗМ - космополитич. религ. учение, возникшее в сер. 19 в. в Персии и отражавшее интересы иранской компрадорской буржуазии. Свое название Б. получил от прозвища его основоположника Мирзы Хусейна Али (1817-92) - Бехауллы ("Блеск божий"), одного из учеников Баба (см. Бабизм). Однако Бехаулла отказался от демократич. элементов бабизма.

Осн. положения Б. содержатся в составленной Бехауллой "Священнейшей книге" - "Китабе Акдес" (написана ок. 1872, рус. пер. А. Г. Туманского, 1899, "Зап. Акад. наук", VIII сер., историко-филолог. отд., т. 3, No 6), предназначенной заменить Коран и "Беян" Баба. Согласно "Китабе Акдес", все люди - братья и классовая борьба недопустима. В период, когда народные движения, направленные против англ. колонизаторов, проходили под лозунгами борьбы с "неверными", Бехаулла проповедовал терпимость к другим религиям. По его учению, "суть служения богу-истине" заключается в "занятии каким-либо делом, или ремесленным, или промышленным и тому подобным" ("Китабе Акдес", с. 8). Учение Б. о всемирном братстве, к-рое можно достичь мирным путем, ограждало интересы компрадоров. Преемник Бехауллы, Абд-аль-Беха (1844-1921), запрещал забастовки, требовал от рабочих повиновения. В 1919 Абд-аль-Беха опубликовал на мн. языках открытое "Письмо в Центральную организацию прочного мира", в к-ром изложил космополитич. и пацифистские основы своего учения "об единстве мира гуманности". Пропагандируя учение Бехауллы, Абд-аль-Беха отрицал преобразование общества революц. путем, предлагал держаться лишь "учения о добровольном разделении имущества" ("Письмо в Центральную организацию прочного мира", Париж, 1921, с. 8). Бехаисты в осн. отказались от специфич. для ислама вост. обрядности, выступили с критикой различных форм "постижения бога", характерных для мусульм. мистицизма (см. Суфизм).

После 2-й мировой войны бехаисты особенно усилили космополитич. проповедь об отказе от гос. границ, нац. независимости и суверенитета и призывают к образованию "единого мирового государства". Космополитич. тенденции Б. в условиях краха колониальной системы и подъема нац. самосознания народов Востока почти повсеместно поставили бехаистов вне мусульм. организаций. В наст. время бехаистская лит-ра издается в штате Иллинойс (США) и в Штутгарте (ФРГ).

В дореволюц. России Б. оказал влияние на развитие мусульм. сектантства. Этич. сторона Б. находила поддержку у Л. Н. Толстого (см. Полное собр. соч., т. 79, 1955, с. 120-121). Значит. активность бехаисты проявляли в СССР в первые годы Сов. власти. Однако в условиях победившего социализма Б. как секта постепенно распался.

Лит.: Аршаруни А. М., Бехаизм, М., 1930; Климович Л. И., Ислам в царской России. Очерки, М., 1936; Беляев Ε. Α., Мусульманское сектантство. Исторические очерки, М., 1957; Байгушев, Очерки мусульманского раскола. Татарский пророк, Саратов, 1908; Bahá'í world faith; selected writings of Bahá'ulláh and'Abdu'l-Bahá, ed. by H. Holley, 2 ed., Wilmette, 1956; 'Abd u'l Bahā ibn Bahāullāh, Secret of divine civilization, transl. from the original Persian text by M. Gail, Wilmette 1957.

БЕХЕР

БЕХЕР (Becher), Иоганн Иоахим (1635 - окт. 1682) - нем. врач, химик, один из основателей теории флогистона, утопич. коммунист, экономист-меркантилист. В соч. "Моральный трактат" ("Moral-Discurs", 1669) выдвинул проект будущего общества, основанного на равном труде и общности имуществ, при отсутствии денег. В позднейшем соч. "Мудрость души" ("Psychosophia, oder Seelen-Weisheit", 1674) защищал веротерпимость, равенство и свободу.

Лит.: Erdberg-Krczenciewski R. von, Johann Joachim Becher, Jena, 1896; Zielenziger K., Die alten deutschen Kameralisten, Jena, 1914; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttgart - В., 1922, S. 232-34; Jantzen H., Johann Joachim Becher als theoretischer und praktischer Privatökonom, Köln, 1925 (Diss.); Hassinger H., Johann Joachim Becher, W., 1951.

БЕХТЕРЕВ

Владимир Михайлович [20 янв. (1 февр.) 1857 - 24 дек. 1927] - рус. физиолог, психиатр и психолог. В 1878 окончил Медико-хирургич. академию. С 1893 преподавал в Военно-мед. академии, где вскоре стал зав. кафедрой нервных и душевных болезней. В 1908 организовал Психоневрологич. ин-т, преобразованный после Окт. революции 1917 в Гос. психоневрологич. академию. Б. возглавлял ее, а также Ин-т по изучению мозга (с 1918). В царской России Б. подвергался преследованиям за прогрессивные обществ. и научные идеи. После 1917 Б. "много помог сближению труда и науки и этим самым укреплению рабоче-крестьянского строя" (Калинин М. И., газ. "Известия", 1927, 28 дек.).

Б. - крупнейший представитель науки о структуре и функциях мозга, клиники невропатологии и психиатрии. Осн. труды Б. - "Проводящие пути спинного и головного мозга" (1893), "Основы учения о функциях мозга" (вып. 1-7, 1903-07) и др. Стремясь размежеваться с субъект. идеалистич. психологией, Б. называл свою психологич. систему "объективной психологией" (1907). В ее основе лежала идея Сеченова о рефлекторном происхождении психики. Различные виды и формы психики Б. рассматривал как виды "сочетательных" рефлексов, к-рые в общем аналогичны условным рефлексам И. Павлова. Принципы "объективной психологии" в основном сохранились и в более поздних ее вариантах, в т.н. "психорефлексологии" и "рефлексологии". Однако развиваемая Б. в 20-е гг. "рефлексология" подверглась серьезной науч. критике за механицизм. В "Коллективной рефлексологии" (1921) Б. допустил серьезные методологич. ошибки, стирая принципиальную разницу между мертвой и живой природой, пытаясь установить общие и для природы, и для общества законы (закон тяготения, инерции и др.), трактуя обществ. явления как рефлекторные акты, и т.д.

Соч.: Объективная психология, вып. 1-3, СПБ, 1907-1910; Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности, 4 изд., М.-Л., 1928; Мозг и его деятельность, М.-Л., 1928; Избр. произв., М., 1954.

Лит.: Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву. К 40-летию профессорской деятельности (1885-1925), Л., 1926; Мясищев В. Н., Выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев, М., 1953; В. М. Бехтерев и современная психоневрология, в кн.: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В. М. Бехтерева, Л., 1957.

А. Петровский. Москва.

БЕШЕНЬЕИ

БЕ́ШЕНЬЕИ (Bessenyei), Дьёрдь (1747 - 24 февр. 1811) - венг. философ, поэт, просветитель. Дворянин по происхождению, служил в дворцовой гвардии в Вене (с 1765), где познакомился с работами франц. материалистов; перевел на венг. яз. отрывки из "Системы природы" Гольбаха. В написанном в 1805 соч. "В поисках разума в теле сего мира" ("A természet világa, vagy a jόzan okosság", 1898) Б. в духе механистич. материализма разрешал вопрос об отношении души и тела. Сочинение было запрещено цензурой. В сатирич. романе "Путешествие Таримена"("Таriménes utazása". 1785, изд. 1804) выступил с критикой феодализма. Боролся за распространение науки, за развитие венг. языка и лит-ры.

Соч.: Holmi Bécs, 1779; A természet világa, vagy a jόzan okosság, Bdpst, 1898; Az embernek prόbája, Bdpst, 1912.

Лит.: Széll F., A Bessenyei-család története, Bdpst, 1890; Császár E., Bessenyei akadémiai törekvései, Bdpst, 1910; Gálos R., Bessenyei György életrajza, Bdpst, 1951; Szauder J., Bessenyei, Bdpst, 1953; Nemedi L., Bessenyei elödei es kartársai, Eger, 1957.

M. Тиборне. Венгрия.

БЖОЗОВСКИЙ

БЖОЗО́ВСКИЙ (Brzozowski), Леопольд Станислав (29 июня 1876 - 30 апр. 1911) - польский писатель и философ. Филос. развитие Б. совершалось под влиянием разнообразных идейных направлений. В молодости Б. испытал на себе влияние Белинского, Писарева, Добролюбова, Михайловского. Пройдя ступень безоговорочного индивидуализма с отчетливыми влияниями Ницше и Пшибышевского, в период революции 1905 Б. знакомится с работами молодого Маркса, интерпретируя их в духе субъективистского волюнтаризма, затем через посредство синдикалиста Сореля подпадает под влияние Бергсона, а к концу жизни - под влияние англ. религ. философа Ньюмена. В области философии Б. стоял на позиции интуитивизма и индетерминизма считая познание формой приспособления для достижения желаемых результатов ("Idee", Lw., 1910, s. 21, 54-55), а законы природы и общества - объективацией психологич. деятельности человека ("Legenda Młodej Polski" Lw., 1910, s. 96-136). Для обществ. теории Б. характерен волюнтаризм. Считая себя последователем историч. материализма, Б., однако, видел основу обществ. развития в перестройке духовной жизни нар. масс ("Idee", s. 333-34) и ревизовал марксизм с позиций иррационализма. Идеи Б. оказали влияние на польский бурж. национализм перед 2-й мировой войной.

Соч.: Wspόłczesna krytyka literacka w Polsce, Warsz. - [Kr.], [1907]; Wspόłczesna powieść polska, Warsz. - [Kr.], [1906]; Kultura i zycie, Lw.-Warsz., 1907; Legenda Młodej Polski, 2 wyd., Lw., 1910; Debina. Powieść, cz. 1. Sam wśrόd ludzi, Kr., 1957; Głosy wśrod nocy, Studya nad przesileniem romantycznem kultury europejskiej, Lw., 1912; Pamiętnik, Lw., 1913; Зарево, пер. [с польск.], П. - M., 1923.

Лит.: Шафф Α., Критика польского ревизионизма конца XIX - начала XX вв., в кн.: Против буржуазных и правосоциалистических фальсификаторов марксизма. Сб. сокр. переводов, М., 1952, с. 48-64; Suchodolski В., Stanisław Brzozowski. Rozwόj ideologii, Warsz., 1933; Spytkowski J., Stanisław Brzozowski estetyk-krytyk, Кr., 1939; Hofman P., Legenda Stanisława Brzozowskiego, "Nowe drogi", 1947, No 2, p. 104-36.

БИБЕРГ

БИБЕРГ (Biberg), Нильс Фредрик (20 янв. 1776 - 25 марта 1827) - шведский философ-идеалист; проф. ун-та в Упсале. Выступил против эмпирич. традиций в швед. философии 18 в. Б. различал рассудок, задача к-рого - непротиворечиво мыслить существующий вне его объект, и разум, благодаря к-рому сознание обладает сверхчувств. априорным содержанием. Разум Б. сводил к разумной вере и пытался примирить веру и знание.

Соч.: Samlade skrifter. Utg. af G. О. Dellden, 3 dl, Upsala, 1828-30.

Лит.: Ибервег-Гейнце, История новой философии в сжатом очерке, пер. [с нем.], 2 изд., СПБ, 1899, с. 742-44; Nyblaeus J. Α., Den filosofiska forskningen i Sverige från slutet af adertonde århungradet, framställd i sitt sammanhang med filosofiens allmänna utveckling, 3 dl, Lund, 1888; Henningsson H., Några frihetsproblem hos Nils Fredrik Biberg, Lund, 1932.

"БИБЛИОТЕКА БУДДИКА"

"БИБЛИОТЕ́КА БУДДИКА" ("Bibliotheka Buddhica") - серия публикаций филос. текстов различных школ северного буддизма - махаяны [v. 1-30, СПБ (Л.), 1897-1937]. Издание "Б. Б." объединяло всех крупнейших исследователей буддизма. Активное участие в издании "Б. Б." принимали рус. индологи С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, Е. Е. Обермиллер, а также ряд крупных зарубежных буддологов - бельгийский ученый Л. де ла Валле Пуссен, нем. ученый М. Уолсер, япон. ученый Б. Нандзё. Всего было опубликовано 30 выпусков, включающих различные источники буддизма на санскритском, тибетском, кит. и уйгурском яз. Важнейшими из публикаций являются работы по логике "Ньяябинду" Дхармакирти и комментарии к ней "Ньяябиндутика" Дхармоттары (1904-18), тибетская версия "Абхидхармакошакарики" (1917-30), англ. перевод "Мадхьянта-вибханги" Майтрейи вместе с комментариями к нему Васубандхи и Стхирамати. Опубликованное в этой серии фундаментальное исследование о логике буддизма - "Buddhist logic", v. 1-2 (1930-1932) - принадлежит Щербатскому.

Лит.: Аникеев Н. П., Об историографии индийской философии, "Вопр. философии", 1957, No 2.

H. Аникеев. Москва.

"БИБЛИОТЕКА ЗДРАВОГО РАССУДКА

"БИБЛИОТЕКА ЗДРАВОГО РАССУДКА - или Собрание важных сочинений для спасения"- памятник рус. бесцензурной лит-ры конца 18 - нач. 19 вв., своеобразная атеистич. энциклопедия того времени. Обнаружен в 1958 в фондах ЦГИА СССР в Москве среди материалов секретного архива 3-го отделения. Наиболее полный и интересный из всех известных рукописных сборников 18 в. До сих пор были известны 2 атеистич. сборника, в том числе рукопись (обнаруженная в 1941), включающая атеистич. произведение "Зерцало безбожия" и ряд переводных произведений. "Б. з. р." состоит из 2 томов по 2 части в каждом. Всего в "Б. з. р." входят 23 перевода материалистич. и атеистич. произведений зап.-европ. мыслителей, а также 6 оригинальных атеистич. стихотворений и поэма "Вирсавия" рус. поэта-атеиста Горчакова, являвшегося, по-видимому, составителем "Б. з. р.".

Помимо очень распространенного в рукописных списках 18 в. "Катехизиса честного человека" Вольтера, в "Б. з. р." включены отрывок из его работы "Изгнание иезуитов из Китая", "Письмо г. Вольтера к учителям церкви, или богословам", "Проповедь пятидесяти", "Письмо к Урании", "Молитва ко всевышнему", "Разговор философа с природой". В "Б. з. р." помещены произведение Нежона "Военный философ, или Сумнение в рассуждении веры", ряд переводов из Дидро ("Разговор философа с герцогиней", "Мысли о смерти..."), Гольбаха, переводы из произв. Ш. Борда ("Путешественник оглашенный") и Н. Фрере ("Моисеяда"), до сих пор не имеющие рус. печатного перевода, а также работы Дюмарсе "Философ", Фридриха II "Письма к фельдмаршалу Кейту о тщетных ужасах смерти" и письмо Франклина к госпоже Бриллон(1778).

"Б. з. р." имелась не в одном экземпляре; это подтверждает факт приобретения в 1950 Гос. б-кой им. В. И. Ленина рукописного отрывка из 2-й части 1-го т. "Б. з. р.". Этот список относится к 1792-1819, а полная рукопись "Б. з. р." - к 1797-1819 (хранится в ЦГИА в Москве - Фонд 109, оп. 3, Ед. хр. 1482, 1483).

Лит.: Πерсиц M. M., Русский атеистический рукописный сборник конца XVIII - начала XIX в., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей, [т.] 7, М., 1959.

А. Голодко. Москва.

БИБЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИЕЗБАРДИС

Б е з б а р д (Biezbardis), Каспар (8 дек. 1806 - 12 сент. 1886) - латыш. писатель и публицист, деятель движения "младолатышей" (см. Латышская философская и общественная мысль). Окончил Тартуский (Юрьевский) ун-т, где изучал филологию, философию (особенно системы Канта и Гегеля) и математику. Выступал против нем. засилья в Прибалтике, за право самостоятельного развития латыш. языка и культуры; писал об общности латыш. и рус. истории ("Der Sprach- und Bildungskampf in den Baltischen Provinzen Russlands", 1865). За связь с участниками крест. волнений в 1863 Б. был выслан из Латвии.

В своих работах Б. проводил мысль о прогрессивном развитии природы и общества ("Peterburgas Avizes", 1862, No 4, с. 35), выступал против распространения в Латвии нем. идеализма. Полемизируя с агностиками, Б. писал: "Для нас вещи есть то же самое, что и их свойства" ("Pasaule un daba", 1875, с. 82). В познании внешнего мира, по Б., надо отправляться от чувств. восприятия вещей к их теоретич. осмыслению разумом. "Ощущение есть первое мое знание" (там же, с. 46). Время и пространство Б. считал объективными формами бытия ("Геометрия" - "Geometrija", 1874). За опубликование статей Б. газ. "Peterburgas Avizes" была обвинена в "материализме и нехристианском отношении к религии" и закрыта на 4 месяца. Со 2-й пол. 70-х гг. Б. допускал возможность примирения науки с религией.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 425, Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 839-40 Сочнев M. H., К вопросу о развитии мировоззрения Каспара Биезбардиса, "Изв. АН. Латв. ССР", 1957, No 7 его же, Теория познания Каспара Биезбардиса, там же 1958. No 10.

П. Валескалн. Рига

БИЛЬ

БИЛЬ (Biel), Габриель (р. ок. 1418 - ум. 1495) - нем. теолог и философ-номиналист, проф. философии и богословия в Тюбингенском ун-те (с 1484). Принимал активное участие в распространении номинализма Оккама. Б. составил комментарии к Сентенциям Петра Ломбардского ("Collectorum sive Epitoma super IV libros Sententiarum", 1501; "Epitome et collecto-rium ex Occamo super quatuor libros Sententiarum", 1508; 1512; 1514), к-рые стали признанным учебником номиналистич. теологии. Вместе с тем они содержали замечат. для 15 в. взгляды по экономич. вопросам (цена, проценты, заработная плата рабочих, чеканка монеты). Б. содействовал упадку аристотелевской ср.-век. философии; он оказал большое влияние на Лютера и Меланхтона. У Б. были многочисл. последователи в Эрфуртском и Виттенбергском ун-тах, называвшие себя по имени Б. "габриелистами" (Иоган Натин, Венделин Штейнбах и др.).

Лит.: Feckes С., Die Rechtfertigungslehre des Gabriel Biel und ihre Stellung innerhalb der nominalistischen Schule, [s. l.], 1925; Hermelink H., Die theologische Fakultät in Tübingen vor der Reformation, Stuttgart, 1906 (Diss.); Roscher W., Geschichte der National-Ökonomik in Deutschland, Münch., 1874.

Г. Штиллер. Берлин.

БИЛЬБАО

БИЛЬБА́О (Bilbao), Франсиско (р. 1823 - ум. 19 февр. 1865) - чилийский мыслитель-рационалист, сторонник франц. материалистов 18 в. Преследуемый за свободомыслие и вражду к реакц. диктаторскому режиму, эмигрировал во Францию. Там познакомился (1843) с Мишле, Кине и Ламенне. В 1849 возвратился в Чили, где основал "Общество равенства" для пропаганды идей утопич. социализма. Выступал за отделение церкви от гос-ва; опубликовал книгу "Бюллетень духа" ("Boletines del espirítu", 1850), направленную против клерик. мракобесия, за что был отлучен от церкви и подвергнут преследованиям. Умер в эмиграции в Буэнос-Айресе.

Соч.: Obras completas, v.1-4, Santiago de Chile, 1897-98; La América en peligro, evangelio americano, sociabilidad chilena, Santiago de Chile, 1941.

БИЛЬФИНГЕР

Бюльфингер (Bilfinger; Büllfinger), Георг Бернхард (23 янв. 1693 - 18 февр. 1750) - нем. богослов и философ-вольфианец, введший термин "лейбнице-вольфовская философия". Проф. в Тюбингене (1721-24 и с 1731), член Петербургской АН (1725-30). Проповедуя идеи X. Вольфа, Б. занимал реакц. теологич. позицию. В своих соч. "Соmmentatio hypothetica de harmonia animi et corporis humani maxime praestabilita ex mente Leibnitii", 1723; "Dilucidationes philosophicae de Deo, anima humana, mundo, et generalibus rerum affectionibus", pt 1-2, 1725, Б. выступал как объективный идеалист (учение о "предопределённой гармонии" и идеальных монадах как строит. материале бытия). В "Кратком описании комментариев Академии наук" (1728) напечатаны по-русски в извлечениях две статьи Б., а в "Commentarii Academiae scientiarum petropolitanae" - 13 статей на естеств.-науч. темы. Лит.: Пекарский П., История имп. Академии наук в Петербурге, т. 1, СПБ, 1870; Schwab G., G. В. Bilfinger und seine Korrespondenten, в его кн.: Кleineprosaische Schriften, Freiburg - Bremen, 1882; Wahl B., Professor Bilfinger's Monadologie und prästabilirte Harmonie in ihrem Verhältniss zu Leibniz und Wolf, "Z. Philos. und philos. Kritik", 1884, [Bd] 85; Schmid E., Geheimerat Georg Bernhard Bilfinger (1693-1750), "Z. württembergische Landesgeschichte", Stuttgart, 1939, H. 2.

В. Хейзе. Берлин.

БИЛЮНАС

БИЛЮНАС (Biliūnas), Ионас (3 марта 1879 - 8 дек. 1907) - литов. писатель-демократ. Сын крестьянина. Учился в Дерптском ун-те (1900-01), откуда был исключен за революц. деятельность. Был членом с.-д. партии Литвы (1902-03). Б. боролся против царизма, разоблачал реакц. католич. духовенство как пособника господств. классов, врага просвещения. Он впервые ввел в литов. лит-ру образ рабочего, дал картины жестокой капиталистич. эксплуатации (рассказы "Без работы" - "Be darbo", 1903, опубл. 1947, "Невинные жертвы"-"Nekaltos aukos", 1903, "На шоссе" - "Ant plento", 1903, опубл. 1947, и др.) и организованного выступления пролетариата ("Первая стачка"-"Pirmutinis streikas", 1903). Положение рабочих, считал Б., не изменится от того, "будет ли работодатель литовец или кто иной". В брошюре "Явления из жизни земли" ("Apsireiškimus iš žemės gyvenimo", 1902, 3 изд. 1918) в противовес библейскому мифу о "сотворении мира" Б. дал материалистическое объяснение явлениям природы.

Соч.: Raštai, t. 1-2, Vilnius, 1954; в рус. пер. -Первая стачка, Вильнюс, 1952.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 280-81; Kapsukas V., Jono Biliūno biografija, Phi., 1917; Žiugžda J., Jono Biliūno visuomeninės-politinės pažiūros, "Literatūra ir menas", 1954, kovo 13; Šarmaitis R., Jono Biliūno visuomeninė-politinė veikla, "Komunistas", 1953, No 7; Lukšienė M., Jono Biliūno kūryba, Vilnius, 1956.

Ю. Жюгжда. Вильнюс.

БИНЕ

БИНЕ (Binet), Альфред (8 июля 1857 - 18 окт. 1911) - франц. психолог-позитивист. С 1894 руководил психология. ин-том Сорбонны. Б. внес вклад в разработку проблем психологии мышления. В противоположность представителям ассоциативной психологии, Б. считал процесс мышления принципиально отличным от цепи ассоциации образов. Он трактовал мышление с естественнонауч. позиций, усматривая его специфику в общих схемах, отношениях и осознании задач. В отличие от вюрцбургской школы, идеи к-рой он отчасти предвосхитил, Б. подходил к мышлению не абстрактно, а с позиций естественнонауч. эксперимента.

Соч.: Introduction à la psychologie expérimentale, P., 1894; La psychologie des grands calculateurs et joueurs d'échecs, P., 1894; Е́tude expérimentale de l'intelligence, P., 1903; La suggestibilité, P., 1900; в рус. пер.: Психология умозаключения на основании экспериментальных исследований посредством гипнотизма, М., 1889; Изменения личности, [б. м., 1893]; Вопрос о цветном слухе, М., 1894; Душа и тело, М., 1910; Современные идеи о детях, М., 1910; Животный магнетизм, СПБ, 1890 (совм. с [Ш.] Фере); Умственное утомление, М., 1899 (совм. с В. Анри); Введение в экспериментальную психологию, 2 изд., СПБ, 1903 (совм. с В. Анри, Куртье, Филиппом); Ненормальные дети, М., 1911 (совм. с т. Симоном); Развитие интеллекта у детей, М., 1911 (совм. с т. Симоном); Методы измерения умственной одаренности. Сб. статей, [Херсон], 1923 (совм. с т. Симоном).

Лит.: Зеньковский В. В., По поводу исследования Бине о памяти, [Киев], 1905; Левитов Н. Д., Альфред Бинэ, "Вопр. психологии" 1957, No 6; Rohertag О., А. Binets Arbeiten über die intellektuelle Entwicklung des Schulkindes (1894-1909), "Z. angew. Psychol. und psychol. Sammelforschung", Lpz., 1910, Bd 3.

M. Роговин. Москва.

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (в с о ц и о л о г и и) - течения и школы в бурж. социологии 2-й пол. 19 в., к-рые рассматривают общество по аналогии с жизнью животных, распространяют биологич. законы (учение Шлейдена и Шванна о клетке как элементарной единице живого организма, открытый Дарвином закон борьбы за существование и естеств. отбора и др.) на явления обществ. жизни. См. Антропологическая школа в социологии, Органическая школа в социологии, Расизм, Социальный дарвинизм и др.

БИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИРУНИ

Абу-Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (4 окт. 973 - 23 дек. 1048) - ученый, мыслитель и поэт. Уроженец Хорезма (ныне Узб. ССР); писал на араб. языке. Автор работ по математике, астрономии, географии, геологии, минералогии, истории, содержащих глубокие филос. идеи. Важнейшие сочинения Б.: "История Индии", "Минералогия", "Памятники минувших поколений" (1000, ранее известно под назв. "Хронология древних народов"), "Канон Мас'уда" и др. Б. критиковал мнение о неподвижности Земли и высказал предположение о гелиоцентрич. строении мира ("Ключ к астрономии", 1034-1042). Он указал на постепенное возникновение различных слоев земной поверхности, высказал догадки о роли естеств. отбора, об эволюц. развитии организмов. Благодаря сочинениям Б. арабам стали известны мн. достижения Индии.

Как философ Б. признавал бога первопричиной сущего, но объявлял происходящие в природе процессы следствием естеств. материальной силы. "Материя, одеваясь в одежду конкретности, проявляется в виде той или иной вещи"; "бытие находится в изменении и развитии - в этом заключается сила природы". Материя - творец ("фаила") ("История Индии", гл. "О соответствующих разуму и рассудку убеждениях индийцев о бытии", ср. гл. "Об убеждениях индийцев о боге"). В соч. "Памятники минувших поколений" Б. доказывал, что живые существа, в т. ч. и человек с его психикой, являются результатом развития природы, и выступал против филос. системы "суфастайя", для к-рой первичным является воображение, мысль. Б. отстаивал возможность познания природы посредством деятельности органов чувств и логич. действий ("Материалы по истории прогрессивной общественно-философской мысли в Узбекистане", 1957, с. 98, 141). Он требовал разграничения науч. истин от религ. догм. Б. с гневом писал о захватнич. войнах и доказывал равноправие всех народов. Идеи и открытия Б. оказали большое влияние на развитие ср.-век. филос. мысли и естествознания в Ср. Азии и на всем Востоке.

Соч.: Избр. произв., т. 1 - Памятники минувших поколений, Ташкент, 1957; Материалы по истории прогрессивной общественно-философской мысли в Узбекистане, Ташкент, 1957, с. 79-109 (помещены отрывки из соч. Б.).

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 85; Бируни. [Великий узбекский ученый средневековья. К 900-летию со дня смерти]. Сб. статей, М.-Л., 1950; Бируни - великий узбекский ученый средневековья. [Сб. статей], Ташкент, 1950; Захидов В. Ю., Аль-Бируни. как мыслитель, "Изв. АН СССР. Сер. истории и филос.", 1949, т. 6, No 2; Абдуллаев X. М., Бируни и значение его работ для развития науки, в кн.: Материалы Первой Всесоюзной научной конференции востоковедов в г. Ташкенте 4-11 июня 1957 г., Ташкент, 1958.

М. Хайруллаев. Ташкент.

БИХЕВИОРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАГА ИНОЦЕНЦ АРНОШТ

БЛА́ГА Иноценц Арношт (Bláha), (р. 28 июля 1879) - чешский социолог и философ, представитель буржуазной идеалистической школы, ориентирующейся на Дюркгейма. Профессор социологии в университете Брно (с 1921); в 1930 основал журнал "Sociologická revue" Б. занимался анализом ряда обществ. явлений (война и мир, нац. характер, рабочий вопрос, семья, индивидуум и общество и т.д.), исследуя взаимодействие технич., политич., экономич. и психич. явлений. В соч. "Социология рабочего и крестьянина" ("Sociologie sedláka a dělnika", 1925) Б. исследует влияние среды на возникновение отличит. черт обществ. группировок, а в "Социологии детства" ("Sociologie dětství", 1927) - роль этих влияний в развитии и воспитании ребенка. В работах, посвященных общим вопросам обществ. жизни ["К психологии эпохи" ("К psychologii doby", 1922); "Совр. кризис семейной жизни" ("Dnešní krise rodinného života", 1933)], Б. пытается вскрыть причины обществ. кризиса, усматривая их в противоречии между политикой и экономикой, между культурой и моралью, вне антагонизма материальных классовых интересов. Выход из кризиса, по Б., состоит в одухотворении нравств. жизни, в распространении морали в совр. жизни.

Соч.: Město, Praha, 1914; La sociologie tchèque contemporaine, Ρ., 1921; Filosofie mravnosti, Brat., 1922; Základy mravnosti, Praha, 1923.

Л. Свобода. Чехословакия.

БЛАГА ЛУЧИАН

БЛА́ГА Лучиан (Blaga), (p. 1895) - румынский бурж. философ-идеалист и поэт-мистик. В основе гносеологии Б. лежит непознаваемый принцип - "Великий Аноним", к-рый путем "трансцендентной цензуры" якобы мешает человеку познавать явления ("Трансцендентная цензура" - "Cenzura transcendenta`´", 1934). Рацион. познание, по Б., является недостаточно действенным, т.к. оно не в состоянии познать сущность мира, заключающуюся в "таинственном". Свои мистич. и агностич. принципы Б. распространил и на другие области идеологии. Согласно его взглядам, иск-во, мышление и наука неизбежно определяются бессознательным. Считая, что культура является выражением этнически бессознательного, Б. усматривает национ. специфику рум. народа в мнимой наклонности к историч. индифферентизму. Философия Б. объективно сыграла известную роль в идеологич. подготовке фашизма в Румынии перед 2-й мировой войной. Соч.: Trilogia cunoaşterü, Buc, 1943; Trilogia culturi, Buc., 1944; Trilogia valorilor, Buc., 1946.

Институт философии Румынской АН.

БЛАГОЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАГОСЛАВ

БЛА́ГОСЛАВ (Blahoslav), Ян (20 февр. 1523 - 24 дек. 1571) - чешский гуманист, деятель общины моравских братьев. Учился в Виттенбергском ун-те, где слушал Лютера. Побывав затем в Кенигсберге и Базеле, в 1550 вернулся на родину, где занялся педагогич. деятельностью, изучением чешского языка, музыки и богословия. В 1557 был избран епископом общины. В общине Б. выражал интересы горожан и мелких дворян. Труды Б. способствовали развитию светского мировоззрения. В соч. "Филиппика против ненавистников муз" ("Filipika proti misomusům", 1567, впервые изд. 1861) доказывал необходимость светского образования, в частности изучения греч. и лат. текстов. После двадцати лет труда Б. написал свою осн. работу - "Чешская грамматика" ("Grammatika česká", 1571, впервые изд. 1857), содержащую рассуждения о слав. языках и нар. мудрости и включающую собрание чеш. пословиц. Перевод Б. Нового завета (изд. 1564) явился исходным материалом для т.н. Библии Кралицкой, ставшей на долгое время основой единого лит. чеш. языка. Б. написаны работы по теории музыки и ораторского иск-ва ("Musika", 1558; "Vady kazatelův", 1571, впервые изд. 1876).

Соч.: О původu Jednoty bratrské a ř ádu v ní, в кн.: Сборник Отд. русского языка и словесности имп. Акад. наук, т. 71, СПБ, 1902; Pochodně zažžená. Výbor z dila, Praha, 1949.

Лит.: История Чехословакии, т. 1, M., 1956, с. 251-52; Jakubec J., Dějiny Literatury České, Praha, 1929.

Я. Пешкова. Чехословакия.

БЛАН

БЛАН (Blanc), Луи (Жан Жозеф Шарль Луи) (28 окт. 1813 - 6 дек. 1882) - франц. публицист, историк и социал-реформистский политич. деятель. Б. считал историю процессом, в к-ром последовательно осуществляются три идеи - авторитета, индивидуализма и братства. На идее братства будет, согласно концепции Б., основан строй будущего, соответствующий якобы интересам не только пролетариата, но и буржуазии, поскольку при существующем строе она ввиду конкуренции постоянно подвержена риску разорения. Восприняв фурьеристскую идею права на труд и сен-симонистскую идею социального переустройства, осуществляемого гос-вом, Б. полагал, что путь к обществу будущего - "организация труда", создание "общественных мастерских", первоначально субсидируемых и руководимых демократич. бурж. гос-вом, а впоследствии превращающихся в самостоят. и самоуправляющиеся ассоциации. Привлекая к участию капиталистов выгодностью капиталовложений и успешно конкурируя с частновладельч. предприятиями, ассоциации, по плану Б., должны вытеснить последние и привести к полному обобществлению нар. хозяйства. Такой переход осуществим, по Б., без насилия, по инициативе буржуазии, "понявшей", что слияние с народом отвечает ее интересам.

В период революции 1848 Б., оказавшись представителем рабочих во Временном правительстве, проводил социал-реформистскую политику, отвлекавшую рабочих от революц. борьбы, а в 1871 был в рядах противников Коммуны.

Б. вошел в историю социализма и рабочего движения как родоначальник соглашательства с буржуазией, для обозначения к-рого слово "луиблановщина" стало нарицательным. В наст. время Б. выдвигается врагами коммунизма (Ж. М. Ланж, П. Шансон и др.) как основоположник реформистского "французского социализма", противопоставляемого революц. марксизму-ленинизму.

Соч.: Le socialisme. Droit au travail, P., 1848; Révolution française. Histoire de dix ans 1830-1840, [12 éd.], t. 1-5, P., 1877; История французской революции 1789 года, т. 1-12, СПБ, 1907-09; История революции 1848 года, СПБ, 1907; Организация труда, [Л.], 1926. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 5, М., 1955, с. 302; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 308; т.24,с. 15-18, 179, 294-95; т. 25, с. 44-45, 75-78, 343; Чернов И., Луи Блан, пер. с франц., М., 1906; Сahen G., Louis Blanc et la Commission du Luxemburg (1848), P., 1897; Vidalenс J., Louis Blanc (1811-1882), P., 1948.

И. Зильберфарб. Москва.

БЛАНКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЖАЙШИЙ РОД

БЛИЖА́ЙШИЙ РОД (в логике) - непосредственно более широкий класс предметов, в к-рый в качестве вида входят рассматриваемые предметы. Напр., ближайшим родом для щелочных металлов будет металл, а отдаленным родом - химич. элемент.

Лит.: Асмус В. Ф., Логика, М., 1947; Aristotelis Topica cum libro de sophisticis elenchis, Lipsiae, 1923.

БЛОК

БЛОК (Bloch), Марк (6 июня 1886 - 16 июня 1944) - франц. бурж. историк и социолог. Один из руководителей Движения Сопротивления (1940-44); был арестован и расстрелян гестаповцами. Б. наряду с историч. исследованиями, гл. обр. по истории феодализма, занимался также методологией истории. В работе "Защита истории" ("Apologie pour l'histoire, ou Métier d'historien", 1949) он выступал против историч. агностицизма, признавая объективную реальность историч. прошлого, его познаваемость.

Соч.: Rois et serfs, P., 1920; Les rois thaumaturges, Stras. - [L.-N. Y.], 1924; Les caractères originaux de l'histoire rurale française, [Nouv. éd.]. t. [1]-2, P., 1952-56; La sociète fèodale, [t. 1-2], P., 1939-40; L'ètrange dèfaite, |Nouv. éd.], P., [1957].

Лит.: Кон И. С., Люблинская А. Д., Труды французского историка Марка Блока, "Вопр. истории", 1955, No 8.

БЛОНДЕЛЬ

БЛОНДЕЛЬ (Blondel), Морис (2 нояб. 1861 - 5 июня 1949) - франц. католич. философ, представитель т.н. модернистского движения в католицизме; подвергся влиянию интуитивизма Бергсона и прагматизма Джемса. Б. отстаивал антинаучное положение о том, что наука, оторванная от религии, неспособна постигнуть суть вещей. Определяющим моментом в деятельности человека Б. считал действие божеств. благодати. Вопреки ортодоксальному томизму, утверждал, что трансцендентное (бог) внутренне присуще человеку.

Соч.: L'action, essai d'une critique de la vie et d'une science de la pratique, P., 1950; Histoire et dogme, La Chapelle-Montligeon, 1904; Le problème de la philosophie catholique, P., 1932; La pensée, t. 1-2, P., 1934; La philosophie et l'esprit chrétien, t. 1-2, P., 1944-46; Exigences philosophiques du christianisme, P., 1950.

Лит.: Ρaliard J., Maurice Blondel ou le dépassement chrétien, P., [1950].

БЛОНСКИЙ

Павел Петрович (14 мая 1884 - февр. 1941) - рус. психолог, педагог. До революции - приват-доцент Моск. ун-та. Филос. взгляды Б. в этот период были близки к идеям религ. философии С. Трубецкого (дисс. Б. "Философия Плотина", 1918). Под влиянием марксизма Б. делает попытку осмыслить идеи материализма, в к-ром видит единств. спасение от бесчисленных "атавизмов мысли" ("Реформа науки", 1919, глава "Философский идеализм как атавизм мысли"). Однако в "Очерке научной психологии" (1921) он рассматривал психологию как науку о поведении живых существ, следуя за Бехтеревым и бихевиористами (см. Бихевиоризм) и разделяя ошибки последних. В области педагогики Б., справедливо критикуя дореволюц. школу за оторванность от жизни, требуя связи учебной деятельности с произ-вом, формулировал вместе с тем ошибочную теорию "отмирания школы" ("Трудовая школа", ч. 1-2, 1919), распространившуюся в конце 20-х гг. Он был одним из представителей педологии. В последних работах ("Память и мышление", 1935, "Развитие мышления школьника", 1935, "Психологический анализ припоминания", 1940) Б. стремился преодолеть свойственный ему ранее механицизм.

Соч.: Курс педагогики, 2 изд., М., 1918; Современная философия, ч. 1-2, М., 1918-22; Психологические очерки, М., 1927; Педагогика, 8 изд., М., 1924.

А. Петровский. Москва.

БЛОХИНЦЕВ

Дмитрий Иванович [р. 29 дек. 1907 (11 янв. 1908)] - сов. ученый, физик, чл.-корр. АН СССР (с 1958). Окончил Моск. ун-т (1930). Член КПСС с 1943. В 1935-50 работал в Физич. ин-те АН СССР. Руководил созданием первой в мире атомной электростанции (1954). С 1956 - директор Объединенного ин-та ядерных исследований. Труды Б. посвящены вопросам теории твердого тела, оптики, акустики, теории поля, квантовой механики, атомной физики и техники. Б. высказал положение о том, что микрочастицы имеют полевую структуру, а наше восприятие их как частиц означает лишь элементарные возбуждения, квазичастицы соответствующих материальных непрерывных полей. Последние работы Б. посвящены структуре элементарных частиц. Б. выступает по общетеоретич. проблемам современной физики, за диалектический материализм, против физического идеализма. Лауреат Сталинской (1952) и Ленинской (1957) премий. Соч.: Акустика неоднородной движущейся среды, М.-Л., 1946; Основы квантовой механики, 2 изд., М.-Л., 1949; Элементарные частицы в поле, "Успехи физ. наук", 1950, т. 42, с. 76-92; Ответ академику В. А. Фоку, "Вопр. философии", 1952, No 6; Критика философских воззрений так называемой "копенгагенской школы" в физике, в кн.: Философские вопросы современной физики, М., 1952; Новая эра в развитии науки, "Междунар. жизнь", 1958, No 3; Некоторые вопросы развития современной физики, "Вопр. философии", 1959, No 10.

БЛУМЕР

БЛУМЕР (Blumer), Герберт Джордж (р. 7 марта 1900) - амер. бурж. социолог. В 1947-52 - проф. социологии Чикагского ун-та; с 1952 - проф. социологии и глава социологич. отделения Калифорнийского ун-та. В 1955 - президент Амер. социологич. об-ва. Большинство работ Б. посвящено вопросам социальной психологии, коллективного поведения и т.н. индустриальной социологии.

Соч.: Movies and conduct, N. Y., 1933; Movies, delinquency and crime, N. Y., 1933 (совм. с Hauser P. M.); Critiques of research in the social science, N. Y., 1939; The Problem of the concept in social psychology, [Chi.], 1940; New outline of the principles of sociology, N. Y., 1946 (совм. с др.).

Лит.: Баскин M. П., Англо-американская социология на службе империализма, М.-Л., 1949.

В. Семенов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница