Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕК"-"БЕС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БЕК"-"БЕС")

БЕККЕР ХОУАРД ПОЛ

БЕ́ККЕР Хоуард Пол (Becker), (р. 9 дек. 1899) - амер. бурж. социолог. С 1937 - проф. социологии, с 1951 возглавляет отделение социологии и антропологии Висконсинского ун-та. Во время 2-й мировой войны работал в Бюро стратегич. службы (операции но моральному разложению противника). На Б. оказали большое влияние нем. социологич. учения М. Вебера и Л. фон Визе, а также Дюркгейма (Франция), Парето (Италия) и др. Работает гл. обр. в области общей социологии, истории социальной теории, историч. социологии ("Социальная мысль от догадок к науке" - "Social thought from lore to science", v. 1-2, [1938], и "Современная социальная теория" - "Contemporary social theory", [1940]; обе написаны совм. с Η. Ε. Barnes, а вторая - также с F. В. Becker). В этих работах рассматривается вопрос об общем влиянии европ. социологов и философов на амер. социологию. Б. занимался также вопросами семьи и брака. Соч.: Marriage and the family, Boston - N. Y., 1942 (ред. совм. с В. Hill); German Youth: bond or free, N. Y. - L., 1946; Family, marriage and parenthood, ed. by H. Becker and R. Hiil, Boston, [1948]; Through values to social interpretation, Durham, 1950.

В. Семенов. Москва.

БЕЛИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЛЕРС

БЕ́ЛЛЕРС (Bellers), Джон (1654-1725) - англ. экономист, социальный реформатор, один из предшественников трудовой теории стоимости. Маркс назвал Б. "истинным феноменом в истории политической экономии", а также отмечал, что Б. "уже в конце XVII века с полной ясностью понимал необходимость уничтожения теперешнего воспитания и разделения труда" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 494, прим). Б. утверждал, что труд бедных - рудники для богатых. В своих филантропич. проектах Б. стремился решить острую для Англии конца 17 в. проблему обнищания трудящихся. В гл. труде "Проект трудового колледжа" ("Proposals for raising a college...", 1695) Б. писал о социальных колониях, соединяющих коллективный труд с производств. обучением, построенных на паевых вложениях богатых и включавших в свой девиз положение "кто не трудится, да не ест". Б. оказал большое влияние на Р. Оуэна, к-рый упоминал Б. в своей автобиографии ("The life of Robert Owen", L., 1857-58). Соч.: John Bellers (1654-1725). Quaker, economist and social reformer. His writings reprinted with a memoir by A. Ruth Fry, L.-Toronto, [1935].

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, M., 1955, см. Именной указатель; т. 3, M., 1955, с. 297; Бернштейн Э., Социализм и демократия в Великой английской революции [пер. с нем.], М.-П., 1924, с. 298-326; Предшественники современного социализма в отрывках из их произведений. Сост. В. П. Волгин, ч. 1, М., 1928.

Г. Зельманова. Ленинград.

БЕЛОРУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЁМ-БАВЕРК

БЁМ-БА́ВЕРК (Böhm-Bawerk, Böhm von Bawerk), Эйген (12 февр. 1851 - 27 авг. 1914) - австр. бурж. экономист и политич. деятель; проф. в Инсбруке и Вене. Был мин. финансов, президентом Австр. АН. Основатель вульгарной т.н. австр. школы в политич. экономии, автор "психологической" концепции, Б.-Б. выступил с критикой теории стоимости Маркса. Б.-Б. источником стоимости и цен считал "предельную полезность", объяснял происхождение прибыли различием субъект. оценок вещи - ее настоящих и будущих благ. Экономич. учение Б.-Б. оказало влияние на нек-рых представителей легального марксизма в России (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 3, с. 559). С позиций прагматизма Б.-Б. выступал против учения Маркса о прибавочной стоимости. Метод "психологич. оценок" широко распространен в совр. бурж. политич. экономии и социологии.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-2, W. - Lpz., 1924-26; Очерки по истории политической экономии, СПБ, 1902; Капитал и прибыль, СПБ, 1909; Основы теории ценности хозяйственных благ, [Л.], 1929; Теория Карла Маркса и ее критика, СПБ, 1897.

Лит.: Mаркс К., Капитал, т. 1, М., 1955. гл. 1; Ленин В. И., Некритическая критика, Соч., 4 изд., т. 3, с. 537; его же, Рецензия. Karl Kautsky. Bernstein und das socialdemokratische Programm. Eine Antikritik, там же, т. 4, с. 174-84; Гильфердинг Р., Бем-Баверк как критик Маркса, [M.], 1923; Sivers Ε. von, Die Zinstheorie Eugen von Böhm-Bawerks im Lichte der deutschen Kritik, Jena, 1924; Lukas E., Kritische Betrachtungen zur Agiotheorie Böhm-Bawerks, в кн.: Wirtschaftstheorie und Wirtschaftspolitik, hrsg."von A. Kruse, В., [1951].

Б. Раббот. Москва.

БЁМЕ

Б ё м (Böhme, Böhm), Якоб (1575 - 17 нояб. 1624) - нем. философ-пантеист. Выходец из крест. семьи, по профессии сапожник. Подвергался преследованиям духовенства.

Б. - мистик, экзальтированный религ. мечтатель; в то же время в его учении имеются глубокие диалектич. и материалистич. идеи. По выражению Фейербаха, Б.- "материалистический теист" (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 50). Маркс и Энгельс использовали термин Б. "м ý к а материи" для пояснения того, как понимался принцип самодвижения в 17 в. (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Энгельс называл Б. "предвестником грядущих философов" ("Архив Маркса и Энгельса", т. X, 1948, с. 346).

Последовательной системы у Б. нет. Его произведения - "Аврора или утренняя заря в восхождении .." ("Aurora oder Morgenröthe im Aufgang...", 1612, изд. 1634, рус. пер. 1914), "О трех принципах божественной сущности" ("Beschreibung der drei Principicn Göttliches Wesens", 1660), "Теософские вопросы" ("Theosophische Fragen", 1624, изд. 1677) и др.- противоречивы, содержат переложения библейских мифов, полны поэтич. образов. Бог и природа для Б. - одно и то же, вне природы ничего нет. Бог творит самого себя. Первоначально он был ничто, пропасть (Ungrund), это был не дух, а лишь образ духа. Вглядевшись в самого себя, бог-отец создал сына - "слово жизни", ее "основу" (Grund). В результате соединения этих двух начал возник дух, божеств. троица. Раздвоенность, противоречивость Б. видел повсюду: все вещи состоят из "да" и "нет", мир развивается в силу борьбы добра и зла, света и тьмы. Без тождества в одном предмете двух противоречивых начал, находящихся в постоянной борьбе, вещи были бы ничто и стояли бы без движения ("Теософские вопросы").

Под влиянием Б. находились Баадер и Шеллинг, в известной мере Гегель и Фейербах. Рус. масоны перевели и издали ряд сочинений Б. (см. Русские переводы Я. Бёме в "Библиогр. записках", 1858, с. 129 и след.).

Соч.: Sämratliche Werke, Bd 1-7, Lpz., 1922; Glaube und Tat, В., 1957; Aurora или утренняя заря в восхождении, пер. [с нем.], М., 1914. Лит.: Герцен А. И., Избр. философские произв., т. 1. [М.], 1948, с. 233-39; Левен В. Г., Якоб Беме и его учение, "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 5; Feuerbach L., Geschichte der neueren Philosophie, в его кн.: Sämmtliche Werke, Bd 4, Stuttgart, 1910; Buddecke W.,Die Jakob Böhme-Ausgaben. Ein beschreibendes Verzeichnis, TI 1, Göttingen, 1937; Benz E., Schellings theologische Geistesahnen, Mainz - Wiesbaden, 1955; Grunsky H., Jacob Böhme, Stuttgart, 1956; Stoudt J. J., Sunrise to eternity. A study in Jacob Boehme's life and thought, Phil., 1957.

А. Гулыга. Москва.

БЕНАРИ

БЕНА́РИ (Benary), Фердинанд (22 марта 1805 - 7 февр. 1880) - нем. богослов, филолог-востоковед. Проф. Берлинского ун-та. Печатал свои труды в "Jahrbücher für Wissenschaftliche Kritik". В 1836 в лекциях, посвященных Библии, дал анализ происхождения Апокалипсиса. Он доказал, что т.н. мистическое "звериное число" 666, о котором говорит "Откровение Иоанна", есть просто сумма цифровых значений букв др.-евр. слов "император Нерон". Высокую оценку работ Б. дал Энгельс в работах "Книга откровения" и "К истории раннего христианства" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 162; ч. 2, 1936, с. 426-28).

М. Шахнович. Ленинград.

БЕНВЕНУТО

БЕНВЕНУТО (Benvenuto), Карлос (р. 1899) - уругв. философ-идеалист, испытавший влияние филос. учения Васа Феррейры. Б. - автор многочисл. филос. статей и крупной работы "Конкретное" ("Concreciones", 1929), сочетающей идеи прагматизма и экзистенциализма. Уделяет большое внимание разработке логики (см. статьи Б. в журнале "Hiperion", изд. в 30-40-х гг., NoNo 7, 114, 115, 119, 120).

Лит.: Ardao Α., La filosofia en el Uruguay en el siglo XX, Mexico - Buenos Aires, 1956.

P. Бургете. Москва.

БЕНЕДИКТ

БЕ́НЕДИКТ (Benedict), Рут Фултон (5 июня 1887 - 17 сент. 1948) - амер. бурж. социолог-антрополог. Д-р философии (1923), президент Амер. этнологич. об-ва (1926-28), проф. антропологии Колумбийского ун-та. Пыталась объединить антропологию с социологией, психологией и философией. Свою ненаучную концепцию "культурной антропологии" Б. изложила в кн. "Образцы культуры" ("Patterns of culture", 1934) и в ряде статей. Культура, по мнению Б., должна рассматриваться не с т. зр. ее содержания, а с т. зр. формального порядка и организации. Каждая культура имеет свой "образец" ("pattern"); совокупность последних образует опред. форму, стиль культуры. Б. классифицирует культуру не сообразно ее конкретно-историч. содержанию, к-рое она приобретает в каждую эпоху, но отправляясь от заимствованной у Ницше антинаучной концепции двух "основных форм" культуры - "аполлоновой" (характеризуемой принципами классич. гармонии) и "дионисийской" (к-рой свойственны стихийно-хаотич. черты). Но все же "дух" культуры, по Б., заключается в тенденции к гармонии. Все стили, смешиваясь, переходят в гармонич. форму. Б. испытала влияние расизма.

Соч.: Zuni mythology, v. 1-2, Ν. Υ., 1935; Race, science and politics, rev. ed., Ν. Υ., 1945; The races of mankind, [2 ed., Ν. Υ., 1951] (совместно с G. Weltfish).

В. Семенов. Москва.

БЕНЕКЕ

БЕНЕКЕ (Beneke), Фридрих Эдуард (17 февр. 1798 - 1 марта 1854) - нем. философ-идеалист и психолог. Преподавал философию в Гёттингене и Берлине. Стремясь соединить противоречащие друг другу субъективно-идеалистич. априоризм Канта и материалистич. эмпиризм англо-франц. философии, Б. развивал субъективно-идеалистич. концепцию внутр. опыта, выступал против рационализма, особенно против философии Гегеля (за несогласие с к-рым был в 1822 на нек-рое время отстранен от чтения лекций в Берлинском ун-те). Б. рассматривал психологию как науку, лежащую в основе философии, т.к., по его мнению, только психич. явления непосредственно и адекватно познаваемы, а внешний мир постигается лишь по аналогии с внутр. познанием.

Соч.: Lehrbuch der Psychologie, В., 1877; Lehrbuch der Logik, В., 1832; System der Metaphysik und Religionsphilosophie, В., 1839; Pragmatische Psychologie, Bd 1-2, В., 1850. Лит.: Фр. Эд. Бенеке. Очерк его жизни и трудов, "Педагогический сборник", 1871, No 12; Дресслер И. Г., Основания психологии и логики по Бенеке, пер. [с нем. ], СПБ, 1871; Троицкий М., Немецкая психология в текущем столетии, 2 изд., т. 2, М., 1883, с. 370-444; Геффдинг Г., Учебник истории новой философии, пер. с нем., М., 1924, с. 176-77; Raue G., Beneke's neue Seelenlehre, 4 Aufl., Mainz, 1865: Вrandt F. В., Friedrich Eduard Beneke the man und his philosophy, N. Y., 1895; Gramzow O., Friedrich Eduard Beneke's Leben und Philosophie, Bern, 1899.

Β. Πфо. Берлин.

БЕНЕШ

БЕ́НЕШ (Beneš), Йосеф (р. 27 дек. 1901) - чешский философ, д-р философии. В рассмотрении вопросов теории познания исходил, с одной стороны, из рационализма Лейбница, Декарта, с другой - из неопозитивистского направления англо-амер. философии (Рассел, Уайтхед и др.) ("Творящая интеллигенция в теории" -"Tvořivá inteligence v theorii". 1933). В работе "Метод Декарта в науке и в. философии" ("Descartova metoda ve vědach a ve filosofii", 1936) приближается к материалистич. пониманию проблем теории познания. После 1948 Б. становится на позиции диалектич. материализма и занимается изучением истории отечеств. науки. В вышедшей в 1957 монографии "Наследство Пуркинье в науке и в философии" ("Purkynův odkaz ve věde a filosofii") Б. дал анализ филос. и естественнонаучных воззрений чеш. физиолога Пуркине.

М. Тлуста. Чехословакия.

БЕНТАМ

БЕНТАМ (Bentham), Иеремия (15 февр. 1748 - 6 июня 1832) - англ. бурж. правовед и моралист, представитель этики утилитаризма. Идеолог англ. буржуазии периода пром. переворота в Англии, виг. Выступал против левого крыла франц. Просвещения, критиковал учение о естественном праве и утверждал право гос. власти на подавление нар. восстаний.

Этика Б., подробно изложенная в произв. "Деонтология или наука о морали" ("Deontology or the science of morality", v. 1-2, 1834), носит по своей методологии метафизич. характер. В ее основе лежит "принцип пользы", согласно к-рому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. В определении же пользы Б. исходил из частного интереса человека: добродетельными являются поступки человека, увеличивающие его наслаждения и уменьшающие страдания; каждый должен заботиться только о себе, а отсюда сама собой проистекает общая польза, "наибольшее счастье наибольшего числа людей". В своей этике Б. объявил бурж. человека, признающего только свой эгоистич. интерес, образцом человека вообще; возвел удовлетворение частного интереса в моральную заповедь; изобразил бурж. общество как строй, обеспечивающий достижение всеобщего счастья. Маркс, показав теоретич. убожество и классовую ограниченность рассуждений Б., назвал его "оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века" ("Капитал", 1955, т. 1, с. 615).

Соч.: Works, v. 1-11, Edin., 1838-43; An introduction to the principles of morals and legislation, Oxf., 1879; соч. в рус. пер. - О государстве. СПБ, 1860; Избранные сочинения, т. 1, СПБ, 1867; О судебных доказательствах, 1876; Принципы законодательства. - О влиянии условий, времени и места на законодательство, - Руководство по политической экономии, М., 1896; Тактика законодательных собраний, СПБ, 1907.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2-4, М., 1955 (т. 2, с. 146-48, 196, 205, 212, 436, т. 3, с. 201, 232, т. 4, с. 252); их же, Соч.. т. 17, М.-Л., 1937, с. 195, 670, т. 21, М.-Л., 1921, с. 6; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 441-59; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 846); Ярош К. Н.. Иеремия Бентам, его отношение к учению о естественном праве, Харьков, 1886; Левенсон П., Беккариа и Бентам, их жизнь и общественная деятельность, СПБ, 1893; Левитов П. В., Мораль эвдемонизма пред судом общечеловеческого нравственного сознания (Критический разбор нравственного учения Милля и Бентама), Харьков, 1903; Покровский П.. Бентам и его время, П., 1916; Krause, Der Machtgedanke und die Friedensidee in der Philosophie der Engländer Bacon und Bentham, Lpz., 1926.

А. Макаровский. Москва.

БЕРГСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЁРДЖЕСС

БЁРДЖЕСС (Burgess), Эрнест Уотсон (р. 16 мая 1886) - амер. реакц. бурж. социолог. С 1913 - д-р философии. С 1927 - проф., с 1951 - засл. проф. Чикагского ун-та, в 1946-52 возглавлял отделение социологии Чикагского ун-та. В 1934 - президент Амер. социологич. об-ва. Вместе с Парком написал кн. "Введение в социологическую науку" ("Introduction to the science of sociology", 1921), к-рая до наст. времени является одним из основных трудов в амер. бурж. лит-ре по общей социологии. Б. сводит предмет социологии к конкретным, гл. обр. эмпирич. исследованиям среды - "человеч. экологии", неправомерно отрывая конкретную социологию от общей социологич. теории. Отражая общую деградацию бурж. социологии, ее страх перед законами истории и стремление завуалировать коренные пороки капиталистич. общества, Б. отвергает необходимость определения общих закономерностей развития общества, отрицает их познаваемость. По его мнению, социология из филос. науки превращается в конкретную науку об обществе и изучает экологич. или демографич. сообщество в виде агрегата индивидов данного р-на. С моментом появления работы Б., Парка и Макензи "Город" (Е. Burgess, R. Ε. Park and R. D. Mckenzie, The city, 1925) амер. социологи связывают начало широкого роста новой области бурж. социологии - "человеческой экологии". Б. исследует также вопросы семьи и брака. Работы Б. характеризуются игнорированием материальной основы жизни общества, апологетикой капиталистического строя, нападками на социализм.

Соч.: The urban community, Chi., 1926; Predicting success or failure in marriage, N. Y., 1939 (совм. с Gottrell L.); Belleville social survey, Belleville (Kansas), [1914] (совм. с Sippy J.J.); [Ed.], Personality and the social group, Chi., 1929; The family from institution to companionship, 2 ed., N. Y., 1950 (совм. с Η. Locke); Successful marriage, N. Y., 1947 (совм. с M. Fishbein).

В. Семенов. Москва.

БЕРДЯЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ

БЕРЕНГА́Р ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis) (ок. 1000-1088) - франц. философ и богослов, представитель прогрессивного направления в ранней схоластике; руководил наиболее известной во Франции Турской школой. В гл. соч. "О святой трапезе" ("De sacra coena", 1049) Б. т. выступил против мистич. учения церкви о таинстве причащения, к-рое трактовал рационалистически, утверждая, что вкушение хлеба и вина только производит особое просветление в душах верующих. Полемизировал с реалистом Ланфранком, по свидетельству к-рого ("De corpore et sanguine domini", Migne, PL, t. 150, col. 426-27) Б. т. утверждал примат разума перед авторитетом церкви, заявлял, что все познается разумом, и решительно отвергал реальность универсалий: "нет ничего реального помимо субстанции, а субстанция... есть принадлежность только того, что доступно ощущению внешних чувств (по крайней мере здесь, в земной жизни)". Следуя Августину, Б. т. полагал, что диалектика (в смысле процесса логич. мышления) стоит во главе искусств и научных дисциплин, дает познание того, как учить и как создавать науку. Т.о., учение Б. т. содержало элементы материалистич. сенсуализма и явилось наиболее ранним (еще до Росцелина) проявлением номинализма. Оно было неоднократно осуждено церковью как еретическое. Соч. Б. т. сжигались, его самого преследовали и принуждали отрекаться от своих взглядов, но он продолжал вновь их отстаивать. Учение Б. т. отразило новые тенденции в идейном развитии ср.-век. Европы, представляя собой одно из оппозиц. течений внутри католицизма.

Соч.: Berengarius Turonensis oder eine Sammlung ihn betreffender Briefe, hrsg. von H. Sudendorf, Hamb.-Gotha, 1850.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 32-33; Geiselmann J., Die Eucharistielehre der Vorscholastik, Paderborn, 1926; Ueberweg F., Grundrib der Geschichte der Philosophie, T1 2, 12 Aufl., В., 1928, S. 186.

П. Галанза. Москва.

БЕРЕСТНЕВ

Владимир Федорович [р. 16 (29) июня 1901] - сов. философ, профессор (с 1946), д-р филос. наук (с 1954). Член КПСС с 1918. Окончил фак-т общественных наук Высшей воен.-педагогич. школы (1924), Ин-т красной профессуры (1934). Науч. и преподавательскую работу по философии ведет с 1931. Зам. директора (1939-59, с перерывами) и руководитель сектора эстетики (с 1956) Ин-та философии АН СССР. Исследовательские работы Б. посвящены гл. обр. вопросам историч. материализма, марксистско-ленинской теории культуры, эстетики и проблемам коммунистич. воспитания. Один из авторов главы "Общественное сознание и его роль в жизни общества" в кн.: Основы марксистской философии, М., 1959.

БЕРИГАР

БЕРИГА́Р (Bérigard или Beauregard), Клод (1578-1664) - франц. физик и философ. Жил в Италии, где преподавал с 1628 в Пизе, а с 1640 - в Падуанском ун-те. В соч. "Пизанский кружок" ("Circulus Pisanus", Utini, 1643) Б., объясняя явления природы, пытался соединить идею разнокачественности частиц материи (в чем он опирался на Анаксагора) с механистич. атомизмом. Материя - бесконечное количество качественно разнообразных атомов сферич. формы; все изменения в мире - результат их движения, к-рое Б. понимал как перемещение в пространстве. В этом же соч. он писал о корпускулярной природе света. В работе "Диалоги Галилея о неподвижности Земли" ("Dubitationes in dialogum Galilaei", Florentiae, 1632) Б. оспаривал у Галилея приоритет открытия закона падения, считая, что Галилей привел не все доказательства движения Земли. Выступил против нек-рых физич. представлений Аристотеля, считая, что источник движения субстанции лежит в ней самой. Инквизиция преследовала Б. за отступления от положений Аристотеля, канонизированных церковью. Лейбниц обвинял Б. в атеизме, причисляя его к аверроистам (G. W. Leibniz, Essais de Théodicée sur la bonté de Dieu, v. 1, Amst., 1710).

Лит.: Васильев С. Ф., Из истории научных мировоззрений (Сб. статей), М.-Л., 1935, с. 40-51; Ренан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., Киев, 1903; Ritter H., Geschichte der Philosophie. Hamb., 1850-52; Lasswitz K., Geschichte der Atomistik vom Mittelalter bis Newton, Bd 1, Hamb. - Lpz., 1890, с 487-98.

Г. Зельманова. Ленинград.

БЁРК

БЁРК (Burke), Эдмунд (12 янв. 1729 - 8 июля 1797) - англ. политич. деятель (виг) и философ. Исходя из сенсуализма Локка, Б. в "Философском исследовании относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном" ("A philosophical enquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful", 1757) дал основанный на данных эмпирич. психологии анализ категорий прекрасного и возвышенного. Эмоциональным источником переживания прекрасного, по Б., является наслаждение, а возвышенного - страдание и страх. В самих вещах имеются объективные условия, делающие их источниками соответств. эстетич. эмоций. Прекрасному, напр., соответствуют такие свойства вещей, как гладкость, округлость и др. В качестве социальных мотивов чувства прекрасного Б. отмечает наслаждения, связанные с общительностью, симпатией. Трактат Б. оказал влияние на нем. эстетику, в частности на учение Лессинга, Гердера, Шиллера, Канта и др. К концу жизни Б. пришел к крайне реакц. политич. взглядам; в 1790 опубликовал памфлет "Размышления о революции во Франции" ("Reflections on the revolution in France"), направленный против франц. бурж. революции.

Соч.: The works of the right honourable..., ed. by F. Laurence and W. King, v. 1-16, L., 1803-27.

Лит.: Самсонов Н. В., История эстетических учений, ч. 2, [2 изд., М., 1915], с. 80-90; Трофимов П. С, Возвышенное и прекрасное в эстетике Э. Берка, в сб.: Из истории эстетической мысли нового времени, М., 1959; Mс Cunn J., The political philosophy of Burke, L., 1913.

Б. Быховский. Москва.

БЕРКЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРМАН

Яков Александрович (1868-1933) - рус. юрист и философ, социал-демократ. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. (1890). В 1889 участвовал в организации студенч. марксистского кружка в Москве; в 1905-06 - меньшевик; в 1907 примыкал к большевикам. В ревизионистском махистском сб. "Очерки по философии марксизма" (1908) Б. выступил против материалистич. диалектики (ст. "О диалектике"). Мир "опыта", по мнению Б., очень далек от противоречивости, и поэтому возникновение диалектич. противоречий в процессе познания является доказательством ошибочности наших суждений и выводов. Диалектику Б. считал пережитком идеализма, противоречащим "научному характеру общественного учения Маркса" ("Диалектика в свете современной теории познания", 1908). После Окт. революции 1917 Б. вступил в РКП, был преподавателем Коммунистич. ун-та им. Свердлова и проф. Моск. ун-та (с 1922), преподавал теорию гос-ва и права. Соч.: Марксизм и махизм, "Образование", СПБ, 1906, No 11а; Социал-демократическая философия, "Вестник жизни", 1907, No 1; Психология без души, "Современный мир", 1907, No 6-8; Сущность прагматизма. Новые течения в науке о мышлении, М., 1911.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Деборин Α., Введение в философию диалектического материализма, 6 изд., М.-Л., 1931.

В. Литвинов. Саратов.

БЕРНАP КЛЕРВОСКИЙ

БЕРНА́P КЛЕРВО́СКИЙ (Bernard de Clairvaux) (1091 - 20 авг. 1153) - франц. теолог, основатель мистич. направления ср.-век. теологии. Происходил из знатного рода бургундских феодалов. Был вдохновителем и проводником папской политики, 2-го крестового похода и грабительского похода герм. феодалов против полабских и поморских славян в 1147, сторонником верховенства духовной власти над светской, ожесточенным гонителем ересей, организатором обвинения Абеляра, Жильбера Порретанского и Арнольда Брешианского. Причислен к лику святых. Боролся против рационалистич. тенденций в схоластике. Учение Б. требовало смирения, от к-рого через 12 ступеней человек восходит до любви к богу, открывающей путь к высшему совершенству - экстатическому "слиянию души с богом" в мистич. созерцании Мистика Б. К. повлияла на схоластич. и особенно мистич. теологию средневековья (см. Бонавентура). Возникшая в пору начавшегося освободит. движения городов и распространения антифеод. еретич. учений, мистика Б. К. стремилась отвлечь человеческую мысль от малейших покушений на авторитет церковного вероучения в область сосредоточенного в себе и равнодушного к миру мистич. созерцания.

Соч.: Opera omnia, t. 1-6, P., 1855-59 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur. J.-P. Migne, t. 182-85).

Соч. в рус. пер.: Правила святой жизни, 2 изд., СПБ, 1894.

Лит.: Сидорова Η. Α., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953; Сто великих людей, кн. 6-Блаженный Августин, Бернард Клервоский, Франциск Ассизский, СПБ, [1894]; Ивановский В., Мистика и схоластика XI-XII веков (Ансельм Кэнтерберийский, Абеляр и Бернард Клервальский), в кн.: Книга для чтения по истории средних веков, вып. 2, М., 1897; Герье В., Западное монашество и папство. М., 1913, гл. 2-5; Vacandard E., Vie de Saint Bernard, abbé de Clairvaux, v. 1-2, 4 éd., P., 1910; Gilson Ε., La théologie mystique de Saint Bernard, P., 1947; Bernard von Clairvaux, Wiesbaden, 1955.

С. Стам. Саратов.

БЕРНАДИНЕР

Бер Моисеевич [р. 17 (30) окт. 1903] - сов. философ, профессор (1955), д-р филос. наук (1954). Член КПСС с 1928. Окончил филос. отделение Моск. историко-филос. ин-та (1932). С 1932 преподает философию в вузах. Зав. кафедрой философии Воронежского ун-та (с 1945). Работает в области истории философии и историч. материализма, гл. обр. над вопросом о роли нар. масс в истории.

Соч.: Философия Ницше и фашизм, М.-Л., 1934; Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо, Воронеж, 1940; Роль народных масс в истории, "Под знаменем марксизма", 1939, No 7; Народ и коммунизм, там же, 1940, No 6; О коренном изменении деятельности народных масс в условиях социалистического общества, "Тр. Воронежск. ун-та", 1956, т. 41; Роль творческой инициативы народных масс в строительстве коммунистического общества в СССР, там же, 1957, т. 52; Критика современной буржуазной социологии, отрицающей творческую роль народных масс в истории, там же, 1958, т. 69; Что такое прогресс общества?, "Вопр. философии" 1958, No 2.

БЕРНАЛ

БЕРНАЛ (Bernal), Джон Десмонд (р. 10 мая 1901) - англ. физик, философ и прогрессивный обществ. деятель. Член Лондонского королевского об-ва (с 1937), Венг., Польской, Рум. и Болг. академий наук, АН СССР (с 1958). Президент-исполнитель Всемирного Совета Мира. Лауреат Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1953). Б. - известный специалист и автор ряда научных работ в области физики, кристаллографии и биохимии. В книгах "Социальная функция науки" ("The social function of science", 1939, переизд. 1946), "Наука и общество. Сборник статей и выступлений" (пер. с англ., 1953) и др. Б. с позиций диалектич. материализма вскрывает филос. значение науки в целом, показывает влияние науки на обществ. развитие. Б. отмечает противоречивость развития науки при капитализме и ее постоянный прогресс в социалистич. обществе. В своей книге "Мир без войны" (1958, рус. пер. 1960) Б. рисует увлекательную картину жизни человечества, освобожденного от войн, использующего все достижения науки на благо общества. Труды Б. - значительный вклад в разработку вопроса о роли и месте науки в обществе. В дек. 1957 в Москве в АН СССР с участием Б. состоялось обсуждение теоретич. вопросов истории естествознания и техники, выдвинутых в его книге "Наука в истории общества" ("Science in history" 1954, рус. пер. 1956).

Соч.: The world, the flesh and the devil, L., 1929; Engels and science, "Labour Monthly", 1935, v. 17, August; The freedom of necessity, L., 1949; Science for peace and socialism, L., 1949 (совм. с M. Cornforth); The physical basis of life, L., 1951; The way to peace, L., 1951; Marx and science, L., 1952; Science and industry in the nineteenth century, L., 1953; Science in history, L., 1957; Наука и промышленность, пер. с англ., в кн.: Наука в тупике (О положении науки в странах капитализма), М., 1938; Физика воздушных налетов, пер. с англ., Баку, 1941; Научное наследство Англии, в сб.: Общественные деятели Англии в борьбе за передовую идеологию, пер. с англ., Μ., 1954.

Лит.: Рожанский И. Д., Дж. Д. Бернал (К 50-летию со дня рождения), "Успехи физ. наук", 1951, т. 45, вып. 2; Обсуждение книги Дж. Д. Бернала "Наука в истории общества", "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 1.

Л. Сентебов. Москва.

БЕРНАРД ДЖЕССИ ШЁРЛИ

БЕ́РНАРД Джесси Шёрли (Bernard), (р. 19 июня 1903) - амер. бурж. социолог. Д-р философии (1925). С 1947 - проф. социологии Пенсильванского ун-та. В 1954-55 - первый вице-президент Амер. социологич. об-ва. С 1950 обращается к изучению обществ. конфликтов и классовой структуры капиталистич. общества и поддерживает "теорию игр", пытаясь объяснить ею отношения между классами, расами, нациями и группами. На 3-м всемирном социологич. конгрессе (Голландия, 1956) выступила с враждебным марксизму докладом "Классовая организация в эру изобилия: новые принципы классовой организации", в к-ром голословно утверждала, будто в США и др. высокоразвитых капиталистич. странах происходит "исчезновение" классов, т.к. "средний класс" поглощает буржуазию и пролетариат, и капитализм идет т.о. к "бесклассовому обществу".

Соч.: American family behavior, N. Y.-L., [1942]; Remarriage. A study of marriage, N. Y., 1956; American community behavior, N. Y., [1949].

В. Семенов. Москва.

БЕРНАРД ЛЮТЕР ЛИ

БЕ́РНАРД Лютер Ли (Bernard), (1881-1951) - амер. бурж. социолог. С 1914 - проф. социологии в ун-тах США. В 1932 - президент Амер. социологич. об-ва. Основал журнал "American Sociological Review", сделав его офиц. органом об-ва. Б. возглавлял ряд социологич. об-в и ассоциаций в США, Аргентине и др. странах. Автор мн. трудов по вопросам метода в социологии, социальной психологии, проблемам социального контроля, войны, населения. Считая социологию наукой о взаимном приспособлении людей друг к другу и к окружающей среде, Б. игнорирует коренную сферу обществ. бытия, производственные отношения и классовую структуру общества. Он выдвигает произвольную классификацию окружающей человека "естественной и культурной" среды. Первую он подразделял на неорганич. естеств. среду (факторы космический, климатический, географический и неорганич. ресурсы) и органич. естеств. среду (фауна и флора). Культурную среду Б. подразделял на 4 типа: материальную, среду открытого поведения, психокультурное, или символич. культ. окружение, производную регулирующую культурную среду. В политике выступал с защитой капитализма и "американской демократии".

Соч.: Teaching of sociology in the United States, "Amer. J. Sociology", 1909, v. 15; The transition to an objective standard of social control, Chi., 1911; Instinct; a study in social psychology, N. Y., 1924; An introduction to social psychology, N. Y., 1926; Sociology and the study of international relations, St. Louis, 1934 (совм. с Jessie Bernard); [Ed.], The fields and methods of sociology, N. Y., 1934; Social control in its sociological aspects, N. Y., 1939; An introduction to sociology, a naturalistic account of man's adjustment to his world, N. Y., 1942; Origins of American sociology (совм. с Jessie Bernard), N. Y., 1943; War and its causes, N. Y., 1944.

В. Семенов. Москва.

БЁРНХЕМ

Б ё р н е м (Burnham), Джеймс (p. 22 нояб. 1905) - амер. бурж. социолог, идеолог империализма. В 1929-53 - проф. ун-та в Нью-Йорке. С 1955 - издатель журн. "National Review". По своим взглядам был близок к троцкизму. В 1941 в работе "Революция управляющих" ("The managerial revolution") выдвинул теорию "общества управляющих". В отличие от Веблена, Б. будущими господами общества считает не техников и инженеров, а высших администраторов, организаторов и управляющих (managers). В кн. "Макиавеллианцы - защитники свободы" ("Machiavellians defenders of freedom", 1943) Б. развивает и оправдывает аморальные принципы политич. власти. Политич. власть, отношение господства и подчинения Б. провозглашает необходимыми условиями существования любого человеч. общества. С пропагандой политич. идей Б. выступил ряд бурж. и правосоциалистич. идеологов (Д. Элеско, Р. Страус-Хупе, А. Фриш и др.). Б. является открытым врагом марксизма и социалистич. стран, проповедует необходимость мировой войны против коммунизма.

Соч.: The struggle for the world, L., 1947; The coming defeat of communism, N. Y., 1950; Containment or liberation...? Toronto, 1953; Web of subversion, Toronto, 1954.

Г. Осипов. Москва.

БЕРНШТЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНШТЕЙНИАНСТВО

БЕРНШТЕЙНИА́НСТВО - исторически первая систематич. форма ревизионизма, оппортунизма и реформизма в революц. рабочем движении, названная по имени ее основателя - Э. Бернштейна. Б. возникло как результат эклектич. соединения "всевозможных доводов" против революц. марксизма, заимствованных у бурж. профессорской науки, и было принято на вооружение всеми оппортунистич. и ревизионистскими течениями в рабочем движении, начиная с партий 2-го Интернационала, рус. "экономистов" и меньшевиков и кончая совр. правыми социалистами и ревизионистами.

Для Б. характерна ревизия всех составных частей марксизма. В философии бернштейнианский ревизионизм шел в хвосте бурж. профессорской науки, провозглашая неокантианский лозунг "назад к Канту", объявляя материализм опровергнутым, заменяя революц. диалектику Маркса "спокойным" эволюционизмом. В политич. экономии Б. повторяет аргументы бурж. экономистов (Бём-Баверка и др.), возражая против марксовой теории экономич. кризисов, против положения Маркса о вытеснении крупным производством мелкого и т.д. В области политики Б. характеризуется стремлением пересмотреть действительную основу марксизма - учение о классовой борьбе (см. В. И. Ленин, Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15). Ленин указывал, что Б. отрицало возможность научно обосновать социализм и доказать на основе материалистич. понимания истории его необходимость и неизбежность; отрицало факт растущей нищеты, пролетаризации и обострения капиталистич. противоречий; объявляло несостоятельным само понятие о конечной цели революционного движения пролетариата и безусловно отвергало идею диктатуры пролетариата; смазывало принципиальную противоположность либерализма и социализма; отвергало теорию классовой борьбы, неприложимую будто бы к капиталистич. об-ву в новую эпоху (см. Соч., 4 изд., т. 5, с. 326).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., "Циркулярное письмо" А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др., в кн.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Ленин В. И., Наша программа, Соч., 4 изд., т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Предисловие к русскому переводу книги "Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др.", там же, т. 12; его же, Международный социалистический конгресс в Штутгарте, там же, т. 13; его же, Разногласия в европейском рабочем движении, там же, т. 16; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 19; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 22; Плеханов Г. В., Бернштейн и материализм, в его кн.: Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; его же. Cant против Канта, или Духовное завещание г. Бернштейна, там же; Бебель Α., О Бернштейне. Речь, произнесенная на Ганноверском партайтаге 10 окт. 1899 г., 3 изд., [Одесса, 1905 ]; Люксембург Р., Социальная реформа или революция, М., 1959; Меринг Ф., Некоторые замечания о теории и практике марксизма, Ив.-Возн., 1924; Каутский К., К критике теории и практики марксизма ("Антибернштейн"), М. - П., 1923; Против современного ревизионизма, М., 1958.

Б. Пышков. Москва.

БЕРОН

БЕРО́Н (Б е р о в и ч), Петр (1795-1871) - болг. просветитель. Образование получил в Мюнхене и Париже. Автор соч. "Буквар с различни поучения" (1824) - небольшой энциклопедии естественнонауч. знаний, широко распространенной в народе. Б. издал на франц. и нем. языках ряд крупных трудов: "Метеорологический атлас" (1860), "Славянская философия..." (1855) и др. Цель философии Б. видел в создании всеобъемлющей науки, стоящей над материализмом и идеализмом. Выдвигал теорию "флюидов" - "тонкой" материи, лежащей в основе бытия. Эта теория содержала нек-рые материалистич. элементы. Однако Б. одновременно признавал и существование высшей силы, находящейся вне материи. Дуализм Б. был направлен против религ. мировоззрения. В области теории познания склонялся к сенсуализму, признавал материальные объекты источником ощущений.

Соч.: Origine des sciences physiques et naturelles et des sciences métaphysiques et morales..., P., 1858. Лит.: Бънков Α., Принос към историята на българската философска мисъл, С., 1943; Гандев Xр., Ранното възраждане, С., 1949; Грозев Г., История на българската философия, ч. 1 - Българската философска и общественно-политическа мисъл до освобождението, С., 1957.

Л. Воробьев. Москва. Г. Грозев. Болгария.

БЕСКОНЕЧНАЯ ИНДУКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСПОПОВЩИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница