Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РАССЕЛ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАССЕЛ

РАССЕЛ (Russell), Бертран (р. 18 мая 1872) - англ. философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. Р. прошел сложную эволюцию взглядов, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковрем. увлечения гегельянством в его англ. версии (1897) Р. перешел к платоновскому варианту абс. идеализма (см. его "A critical exposition of the philosophy of Leibniz", Camb., 1900), а затем под влиянием Мура, Мейнонга, Уайтхеда к неореализму (см. его "The problems of philosophy", N. Y., 1911). Дальнейшая эволюция взглядов Р. состояла во все большем ограничении областей реальности, к-рым приписывается онтологически самостоятельное существование: если вначале Р. учил об особом бытии (subsisting) как бы "априорных" логич. отношений, то в 20-30-х гг., сближаясь с неопозитивизмом, Р., после ряда колебаний, признал реальность лишь за чувств. данными (sense-data, particulars), входящими в состав т.н. "нейтральных" фактов (events).

Сложившаяся в его книгах "The analysis of mind" (Ν. Y.-L., 1924), "The analysis of matter" (Ν. Y.-L., 1927), "An outline of philosophy" (L., 1927) концепция "нейтрального монизма" усматривала в понятиях "дух" и "материя" лишь логич. конструкции из чувств. данных и была близка к прагматизму Джемса и махизму. Она отличалась от последнего гл. обр. своеобразной терминологией: "Я верю, - писал Р., - что материя менее материальна, а дух - менее духовен, чем полагают..." ("The analysis of matter", L., [1954], p. 7). В 40-50-х гг. Р. обращается к идеям Юма. В "An inquiry into meaning and truth" (L., 1940) он допускает существование "фактов", к-рые, в отличие от "опыта", объективны, но объективность их основана лишь на "вере" в бытие внешнего мира. В работе "Человеческое познание. Его сфера и границы" (L., 1948, рус. пер., М., 1957) Р. формулирует пять постулатов науч. метода познания "физического мира", к-рые, по его мнению, образуют предварит. условия правдоподобности индуктивных обобщений, в форме которых это познание осуществляется (см. указанное сочинение, с. 453-540). Философская эволюция Р. соответствовала изменениям в содержании настойчиво проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познават. исследованиям. На неореалистском и позитивистском этапах его эволюции эта программа вела к растворению теории познания в логич. анализе (наравне с Муром, Р. был основоположником логического анализа философии). Частью указанной программы явился его логицизм, а также известное (близкое номинализму) решение "проблемы существования" на основе разработанного им учения о дескриптивных определениях (см. Описания операторы). При этом Р. попытался снять противопоставление объективного и субъективного существования в понятии "существование вообще": "Существует только один "реальный" мир, воображение Шекспира - его часть; аналогично реальны мысли, которые он имел, когда писал "Гамлета". Точно также реальны мысли, которые мы имеем, читая эту трагедию" ("Introduction to mathematical philosophy", L.-Ν. Υ., 1924, ch. XVI, p. 169). В 10-20-е гг. Р. сформулировал концепцию логического атомизма, но не принял конвенционализма и физикализма, в их крайней, ведущей к солипсизму форме. В целом Р. сыграл значит. роль в формировании британской разновидности неопозитивизма (логического позитивизма), с одной стороны, позитивистски истолковывая результаты своих логико-матем. исследований, с др. стороны, исправляя своей критикой "чересчур" субъективистские выводы Венского кружка. В частности, он выступил против огульной характеристики проблем традиц. философии, как псевдопроблем. Философия, по его мнению, занимает "ничейную" область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в к-рых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет определ. духовную силу, оказывающую значит. влияние на жизнь общества и его историю. Р. признает взаимную связь философии с политическими и социальными условиями развития общества. История философии, по Расселу, это история оригинальных концепций выдающихся творческих личностей, оказывающих своими системами существенное воздействие на обществ. жизнь. Наиболее плодотворными традициями в истории философии Р. считает антиклерикализм и стремление поставить теоретико-познавательные исследования на почву логики. В своей кн. "История западной философии" (Ν. Υ., 1945, рус. пер., М., 1959) Р. уделяет наибольшее внимание тем философам, к-рых в той или иной мере считает предшественниками философии логического анализа. В социологии он близок к психологизму и т.н. "теории факторов". В этике и политике Р. придерживается позиции бурж. либерализма, выступая против теорий, проповедующих, подобно фашизму, полное поглощение личности обществом и гос-вом. Он отрицательно относится к христианству и в особенности к ханжеству религ. морали, противопоставляя ей мораль "науки свободного разума". Особенностью этич. и общественно-политич. позиции Р. последних лет является ее антиимпериалистич. направленность, непримиримость к войне, к насильственным, агрессивным методам в междунар. политике. Р. выступает на стороне прогрессивных обществ. сил, за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование (см. его кн.: "Common sense and nuclear warfare", L., 1959; "Has man a future?", L., 1961; "War crimes in Vietnam", L., 1967).

О взглядах Р. в области философии математики и логики подробно см. в ст. Логицизм, Логический атомизм, Математическая бесконечность, Парадокс, Типов теория и лит. при этих статьях.

Соч.: An essay on the foundations of geometry, Camb., 1897; Meinong's theory of complexes and assumptions, "Mind", 1904, v. 13, No 50-52; On denoting, там же, 1905, v. 14, No 56; Philosophical essays, L., 1910; Our knowledge of the external world as a field for scientific method in philosophy..., Chi.-L., 1915; Principles of social reconstruction, L., 1916; War the offspring of fear, L., [1916]; Roads to freedom. Socialism, anarchism and syndicalism, L., [1918]; Philosophy of logical atomism, "Monist", 1918-19, No 28-29; Icarus or the future of science..., L., 1924; What I believe, N. Y., 1925; Education, especially in early childhood, L., 1926; Sceptical essays, N. Y., [1928]; Marriage and morals, N. Y., 1929; The conquest of happiness, L., 1930; Education and the social order, L., 1932; Freedom versus organisation. 1814-1914, N. Y., 1934; In praise of idleness..., L., 1935; The limits of empiricism, "Proc. of the Aristotelian Society", 1935-36, v. 36; Which way to peace?, [L.], 1936; Power: A new social analysis..., N. Y., [1938]; Scientific method in philosophy, Oxf., 1914; War, the offspring of fear, L., 1915; Political ideals, N. Y., 1917; The prospect of industrial civilisation, L., 1923; What I believe, N. Y.. 1925; Religion and science, N. Y., 1935; Philosophy and politics, L., 1947; Authority and the individual, L., 1949; Unpopular essays, L., 1950; New hopes for a changing world, L., 1951; Human society in ethics and politics, N. Y., 1955; Portraits from memory and other says, L., 1956; Logic and knowledge, L., 1956; Mysticism and logic, N. Y., 1957; My philosophical development, N. Y., 1959; в рус. пер. - Германская социал-демократия, СПБ, 1906; Проблемы философии, СПБ, 1914; Воздействие науки на общество, М., 1952; Почему я не христианин, М., 1958.

Лит.: Ходалевич Д. Α., Критика "нейтрального монизма" Б. Рассела, в сб.: Критика совр. буржуазной философии и ревизионизма, М., 1959; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 13; Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1962.

И. Нарский. Москва.

В начало энциклопедии