Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РАСИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАСИЗМ

РАСИЗМ - совокупность антинауч. реакц. теорий, согласно к-рым все явления в жизни и развитии общества обусловлены биологическими (расовыми) особенностями людей. В основу развития общества идеологи Р. кладут вымышленную борьбу рас. Р. сознательно смешивает естественноисторич. и социальные различия людей. Тем самым такая биологич. категория, как раса, наделяется несвойственными ей социальными чертами, а такие социальные категории, как класс, нация, язык и культура, биологизируются. Р. утверждает, будто человеч. расы биологически и психически неравноценны, что существуют т.н. "высшие" расы, способные к достижению вершин культуры и цивилизации, и "низшие" расы, неспособные к культурному прогрессу.

Р. возник в рабовладельч. обществе (хотя тогда не существовало еще термина "раса"). Господа и рабы рассматривались как принципиально различные "породы" людей. В эпоху первонач. накопления и начала колониальной экспансии (16-17 вв.) сложилась "теория" неравноценности человеч. рас, служившая обоснованием колониализма. С выделением антропологии в самостоят. науку (сер. 19 в.) и разработкой детальной классификации человеч. рас идеологи Р. пытаются, вопреки науч. данным, связать расы с языками и, в частности, найти расу, являющуюся "носителем" индоевроп. языков (франц. социолог Гобино и др.). В основе совр. Р. лежит т.н. социальный дарвинизм, извращающий учение Дарвина путем перенесения установленных им биологич. законов (естеств. отбор и борьба за существование) на человеч. общество. Эта теория, названная расистами "антропосоциологией" (Л. Вольтман, Аммон, Лапуж, X. Чемберлен и др.), служит обоснованием колониализма и эксплуатации.

В эпоху империализма наиболее острые формы приобретают герм. и англо-амер. Р. В конце 19 - нач. 20 вв. герм. расисты заимствовали теорию Гобино о превосходстве "германской" расы над всеми народами мира. Герм. фашизм возвел Р. в офиц. идеологию, служившую обоснованием чудовищных злодеяний. В США и Англии Р. возник во 2-й пол. 19 в. Совр. поборники Р. в этих странах, также базирующиеся на социальном дарвинизме, мальтузианстве и евгенике, выдвигают идею превосходства англо-амер. расы над всеми народами мира (У. Фогт, Хантингтон, Хутон). Расовые предрассудки в США используют в своих целях реакц. политич. деятели. В последние десятилетия в США и др. империалистич. странах получила широкое распространение реакц. теория т.н. психологич. Р. (психорасизма), идеологи к-рого стремятся доказать психологиич. неравноценность народов и рас. Теоретики психорасизма (Кардинер, Р. Бенедикт и др.) утверждают, что каждый народ имеет свою "структуру характера", и "среднюю психику", к-рые передаются от поколения к поколению путем воспитания и определяют его культурный облик. Согласно этим концепциям, народ с "плохой" психикой может изменить ее лишь при условии "помощи" со стороны народа, обладающего "хорошей" психикой.

Культурная отсталость нек-рых народов внеевроп. стран объясняется не их биологич. (расовыми) особенностями, как утверждают идеологи Р., а гл. обр. гнетом колонизаторов, задержавших прогрессивное развитие порабощенных народов. Реакц. идеология Р. опровергается не только теоретически, но и практикой социалистич. стран, где ранее отсталые народы достигли невиданного расцвета своей культуры, а также успехами народов, освободившихся от колониального гнета.

Лит.: Демиденко А. И., Расизм на службе империализма, М., 1954; Нестурх М. Ф., Человеческие расы, 2 изд., М., 1958; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г., Антропология, [2 изд.], М., 1963; Против расизма. [Сб. ст.], М., 1966.

М. Урысон. Москва.

В начало энциклопедии