Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "С" (часть 2, "СВО"-"СИБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СВО"-"СИБ")

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДОМЫСЛИЕ

СВОБОДОМЫСЛИЕ - религиозное, или в о л ь н о д у м с т в о, - широкое течение обществ. мысли, отвергающее религ. запреты на рацион. осмысление догматов веры и отстаивающее для разума свободу в поисках истины. С. было связано с различными формами критики религии. В русле С. выступали представители деизма (сам термин "С." вошел в употребление с появлением трактата англ. деиста А. Коллинза "Рассуждение о С.", Dicourse on freethinking, L., 1713) и пантеизма. Они обличали офиц. христ. церковь за нетерпимость, критиковали обрядность и догматику христианства, но вместо ортодокс. "положительной" религии утверждали внецерковную - "естественную", основанную на разуме. Под флагом С. выступали также и последователи атеизма, с позиций здравого смысла отрицавшие все религ. представления. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религ. вопросов нашло свое выражение в требовании свободы совести, к-рое выдвигалось бурж. революциями 18-19 вв. в США, Франции, Германии и др. странах. С возникновением науч. атеизма С. утратило свое былое обществ. значение. В наст. время С. и рационализм представлены частью прогрессивной антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистич. стран, объединенной в спец. общества и ассоциации, к-рые ведут просветит. деятельность, выпускают свою литературу и др. Печатным органом этих кругов в Англии является еженедельник "Freethinker" ("Свободомыслящий", L., с 1881); в США - журн. "Progressive world" ("Прогрессивный мир", Los. Ang., c 1947); "Liberal" ("Либерал", Phil., с 1946), "American rationalist" ("Американский рационалист", Saint Louis, c 1956); "Age of reason" ("Век разума", N. Υ., с 1936). Нац. об-ва свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и нек-рых др. стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (ВСС, World Union of Freethinkers; основан в Брюсселе в 1880; конгрессы собираются раз в год, последний, 34-й, был в Дуйсбурге в 1963). Кроме того, существует также Междунар. гуманистич. и этич. союз (МГЭС), насчитывающий в своем составе 20 нац. об-в свободомыслящих и 80 тыс. членов в Зап. Европе и США (осн. в 1952 в Амстердаме; конгрессы созываются раз в 5 лет, последний был в 1962 в Осло).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-38; Лукачевский Α., Очерки по истории атеизма, "Антирелигиозник", 1929, No 10 (см. Введение); Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [М.], 1930; Коган Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли в XVIII в., М., 1962; Ильин Д., Гуманистич. и этич. союз, "Наука и религия", 1964, No 5; Поступь свободной мысли, там же, No 9.

Б. Раббот. Москва.

СВОДИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВЯЗЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕA

СЕ́A (Zea), Леопольдо (p. 30 июня 1912) - мекс. философ-идеалист, близкий к экзистенциализму; автор работ по истории философии в Лат. Америке. Проф. Нац. автономного ун-та. Филос. взгляды С. сформировались под влиянием Ортеги-и-Гасета. С. рассматривает развитие философии и культуры в Мексике и Лат. Америке как духовный процесс, не связанный с условиями классовой борьбы. Особенности развития философии С. пытается найти лишь в психологич. и культурных чертах народов - "Осознанность и возможность мексиканского духа" ("Conciencia у posibilidad de lo mexicano", Мех., 1952), "Человеческое сознание в философии" ("La conciencia del hombre en la filosofia", Мех., 1953), "Вокруг американской философии" ("En torno a una filosofia americana", Мех., 1945).

Соч.: Superbus philosophus, Мех., 1942; El positivismo en Mexico, Мех., 1943; Apogeo y decadencia del positivismo en Mexico, Мех., 1944; Ensayos sobre filosofia en la historia..., Мех., 1948; Dos etapas del pensamiento en Hispano-America, Мех., 1949; La filosofia en Mexico, t. 1-2, Мех., 1955; Esquema para una historia de las ideas en Iberoamerica, Мех., 1956.

Лит.: Romanell P., La formacion de la mentalidad mexicana..., Мех., 1954; Villegas Α., La filosofia de lo mexicano, B. Aires, 1960.

P. Бургете. Москва.

СЕPHO-СОЛОВЬЁВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕВЕРЦОВ

Алексей Николаевич [17(29) ноября 1866 - 19 дек. 1936] - сов. биолог, автор ряда теоретич. обобщений в области эволюционной теории. Сын Николая Алексеевича Северцова, одного из первых рус. дарвинистов. Учился в Моск. ун-те (1886-90). Проф. Юрьевского (Тартуского) (1898-1902), Киевского (1902-11) и Моск. (1911-30) ун-тов. Акад. АН СССР (с 1920). Первые работы С. были посвящены спец. вопросам сравнит. анатомии и эмбриологии. Критика, к-рой подвергся в то время биогенетический закон, направила интересы С. в сторону теоретич. анализа его состоятельности как источника изучения филогенетич. процессов ("Эволюция и эмбриология", М., 1910; "Этюды по теории эволюции", К., 1912). На основании этого анализа, подкрепленного сравнительно-эмбриологич. исследованиями, С. формулирует теорию филэмбриогенеза, являющуюся развитием идей, высказанных еще Ф. Мюллером (1864). По этой теории возникновение новых эволюц. признаков осуществляется путем изменений, происходящих в эмбрион. периоде. Эти изменения бывают по С. трёх типов (или модусов): анаболии (надставки к конечным этапам развития), девиации (изменения на промежуточных этапах развития) и архаллаксисы (изменения в нач. этапах развития). Рекапитуляция (повторение) признаков предков в эмбрион. развитии потомков наблюдается лишь при анаболиях, частичная - при девиациях, и вовсе не наблюдается при архаллаксисах. Многочисленные сравнительно-анатомич. и эмбриологич. исследования эволюции низших позвоночных (1916-25) позволили С. сформулировать в дальнейшем морфобиологич. теорию эволюции, по к-рой биологич. прогресс, обеспечивающий процветание вида, может достигаться тремя различными путями: ароморфозами (морфофизиологич. переходами всей организации вида на новую ступень), идиодаптациями (приспособит. изменениями отд. признаков вида, без общего повышения уровня организации) и общей дегенерацией (упрощением всей организации вида, обеспечивающим, однако, повышение его приспособит. возможностей) - "Гл. направления эволюц. процесса", М., 1925; "Morphologische Gesetzmässigkeiten der Evolution", Jena, 1931. В позднейших работах С. детально рассмотрел принципы преобразования органов, прибавив к ранее известным ряд новых способов эволюц. изменений формы и функции органов (1930-35). Свое завершение идеи С. получили в его последнем труде "Морфологич. закономерности эволюции", опубликованном уже посмертно (1939). Теории С. обосновываются также в работах его многочисл. учеников и последователей, претендующих на создание особой науки - эволюционной морфологии. С. признавал, что его теории не затрагивают вопросов о причинах и факторах эволюции, а освещают лишь конкретные пути и способы филогенетич. изменений. Тем не менее критика, к-рой было подвергнуто учение С. в 1950-х гг. якобы с позиций мичуринского учения, была лишена оснований и явилась одним из порождений культа личности.

Соч.: Собр. соч., т. 1-5, М.-Л., 1945-50 (в 1 т. имеется библ. трудов А. Н. С).

Лит.: Матвеев Б. C., Дружинин А. Н., Жизнь и творчество А. Н. С., в сб.: Памяти акад. А. Н. Северцова, т. 1, М.-Л., 1939; Северцова Л. Б., А. Н. Северцов. Биографич. очерк, M.-Л., 1946; Касьяненко В. Г., А. Н. Северцов, К., 1951; Матвеев Б. С., А. Н. С., в сб.: Люди рус. науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники. Биология, медицина, с.-х. науки, М., 1963.

А. Гайсинович. Москва.

СЕКВЕНЦИЙ ИСЧИСЛЕНИЕ

СЕКВЕНЦИЙ ИСЧИСЛЕНИЕ (от лат. sequentia - последовательность) - введенная в рассмотрение нем. математиком Г. Генценом (1934-35) разновидность понятия формальной системы (исчисления). В отличие от наиболее распространенного типа "гильбертовских" формальных систем, в системах генценовского типа осн. объектами, к к-рым прилагаются правила преобразования (вывода), являются не формулы, а т.н. секвенции, т.е. пары конечных (в частном случае - пустых) последовательностей формул, соединенные знаком →, формальные свойства к-рого аналогичны свойствам знака выводимости |-, играющего осн. роль в натуральных исчислениях (также введенных Генценом в той же работе). Часть A1, ..., Аl секвенции А 1, ..., Аl → В1, ..., Вm наз. ее антецедентом, В1, ..., Вm - сукцедентом. При l, m ≥ 1 секвенция Α1, ..., Аl → В1, ..., Вm интерпретируется в С. и. так же, как формула А1&...&Аl ⊃ В1 v ..., v Bm в системах гильбертовского типа, секвенция с пустым антецедентом интерпретируется как истина, а секвенция с пустым сукцедентом - как ложь (и, следовательно, секвенция → - как противоречие). С. и. дает возможность непосредств. построения разрешающих алгоритмов для тех (под) систем логич. и логико-математич. исчислений, для к-рых вообще такой алгоритм возможен (см. Разрешения проблемы) и служит основой для всех известных в наст. время алгоритмов выводимости. Этим объясняется чрезвычайно важное значение С. и. для интенсивно ведущихся сейчас работ по машинному поиску логич. вывода, являющихся наиболее существ. примером моделирования "творческой" деятельности человека (см. Эвристика). Из других приложений С. и. в первую очередь следует упомянуть о полученных самим Генценом и другими учеными (П. С. Новиков, К. Шютте, В. Аккерман и др.) доказательствах непротиворечивости различных арифметических формальных систем, обходящих в известном смысле трудности, обусловленные теоремой К. Гёделя о неполноте арифметики (см. Метатеория, Полнота).

Лит.: Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 20, 23, 77-81; Gеntzеn G., Untersuchungen όber das logische Schliessen, "Math. Z.", 1934, Bd 39.

СЕКСТ ЭМПИРИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕКСТИИ

СЕ́КСТИИ (Sextii), Квинт (р. ок. 70 до н.э.) и его сын Секстий - основатели небольшой и недолго просуществовавшей школы рим. стоиков, эклектически примешивавших к своему осн. учению также и неясные для нас пифагорейско-платонич. элементы. Из этой школы вышел Сенека. О строгом ригоризме Квинта Секстия, доходившем до кинич. твердости, а также об идее перевоплощения душ у некоего Сотиона, ученика Квинта Секстия, можно судить по реминисценциям из Сенеки и нек-рым изречениям из Стобея. Сборник сентенций, восходящий якобы к Квинту Секстию и имевший нек-рое распространение среди ранних христиан, согласно Целлеру, едва ли принадлежал самому Секстию и содержал в себе откровенные иудаистически-христ. монотеистич. элементы. Сенека трактовал Квинта Секстия как типичного римлянина, т.е. как принципиального и сильного человека с непоколебимым характером, противостоящего любым треволнениям жизни.

Лит.: Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 3, Abt. 1, Lpz., 1923, S. 699-706.

А. Лосев. Москва.

СЕКТАНТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕЛЗАМ

СЕЛЗАМ (Selsam), Говард (р. 28 июня 1903) - амер. философ-марксист, д-р философии (1930). В 1964 вместе с др. прогрессивными деятелями США стал учредителем Амер. ин-та марксистских исследований. В наст. время С. - один из членов редколлегии марксистского журн. "Science and Society".

С. пропагандирует марксизм-ленинизм, отстаивает, идеи мира и социализма, критикует реакц. идеологию. Работа С. "Что такое философия? Марксистское введение" ("What is philosophy? A Marxist introduction", L., 1938, 3 ed., L., 1962) выдержала в США неск. изданий и переведена на мн. иностр. языки; в ней изложены основы диалектич. и историч. материализма. При рассмотрении категорий материалистич. понимания истории особое внимание он уделяет анализу проблемы свободы. В кн. "Социализм и этика" ("Socialism and ethics", N. Y., 1943; в рус. пер. под назв. "Марксизм и мораль", М., 1962), а также в работе "Этика и прогресс" ("Ethics and progress", N. Y., 1965) С. дает марксистский анализ проблем нравственности. С. вскрывает науч. несостоятельность бурж. эмпирич. социологии, показывает реакц. характер совр. прагматизма.

Соч. в рус. пер.: Прагматизм - философия американского империализма, в сб.: Прогрессивные деятели США в борьбе за передовую идеологию. Сб. переводов, М., 1955; философия в революции, М., 1963.

Лит.: История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 148, 162, 226-27, 484-85.

В. Леонтьев. Москва.

СЕЛИВАНОВ

Владимир Иванович (р. 8 июля 1906) - сов. психолог, д-р филос. наук (с 1953). Член КПСС с 1948. Окончил Академию коммунистич. воспитания им. Крупской (1931) и аспирантуру Ин-та психологии (1938). С 1938 работает в Рязанском пед. ин-те, с 1942 - зав. кафедрой педагогики, затем - психологии. Осн. проблема изучения - воля и ее воспитание.

Соч.: Учение Спинозы об аффектах, "Уч. зап. Рязанск. гос. пед. ин-та", 1940, т. 2; Воспитание воли школьника, М., 1949, 2 изд., М., 1954; К вопросу о т. наз. произвольном поведении, в сб.: Учение И. П. Павлова и филос. вопросы психологии, М., 1952; О развитии материалистич. понимания воли в домарксовской философии, "Уч. зап. Рязанск. гос. пед. ин-та", 1956, т. 13; О побудительных силах поведения личности, "Вопр. психологии", 1957, M 3; О, конкретности изучения личности сов. человека, в сб.: Вопр. психологии личности, М., 1960; Воспитание воли в процессе соединения обучения с производительным трудом, М., 1960; Волевые черты нового рабочего, в сб.: О чертах личности нового рабочего, М., 1963; Первичные сельские коллективы и их влияние на формирования личности, в кн.: Социология в СССР, т. 1, М., 1965; Труд и волевые качества личности, в кн.: Личность и труд, Μ., 1965.

СЕЛИМИНСКИЙ

Иван (Иордан Георгиев Христев) (1799-1867) - общественный деятель, просветитель-демократ, родоначальник материалистич. традиции в Болгарии; теоретик русофильства. По образованию - врач. Мировоззрение С. складывалось под влиянием гл. обр. франц. просветителей и нем. естествоиспытателей. В Болгарии предшест-венником С. был Берон. С. исходил из признания объективного существования природы, вечности материи и ее законов. В теории познания С. придерживался сенсуализма. Задачи философии видел в том, чтобы освещать путь человека к конечной цели - счастью. В целом воззрения С. не выходили за рамки механистич. материализма. С. выступал против клерикализма. Происхождение религии он объяснял невежеством, но считал необходимым сохранить ряд "чистых евангельских истин" в качестве моральной основы общества.

Соч.: Библиотека "Д-р Ив. Селимински", кн. 1-6, пер. П. Чалева, С., 1904-07; кн. 7-14, пер. Е. Пажевой, С., 1928-31.

Лит.: Станев Н., Д-р Ив. Селимински, С., 1935; Арнаудов М., Селимински. Живот - дело - идеи. 1799-1867, С., 1938; Андреев Α., Към въпроса за мирогледа на д-р Ив. Селимински, "Философска мисъл", 1957, кн. 3; Грозев Г., Д-р Ив. Селимински. Философски, социологически, етически и педагогически възгледи, "Годишник на Софийския университет. Философско-исторически факультет", 1961, т. 55; Кристанов Ц., Маслев С., Пенаков И., Д-р Ив. Селимински като учител, лекар и общественик, С., 1962.

М. Бычваров. БНР.

СЕЛЛЕРС

Селларс (Sellers), Рой Вуд (р. 9 июля 1880) - амер. философ, проф. Мичиган. ун-та (1905-50). В начале своей деятельности примыкал к критическому реализму, занимая в нем близкую к материализму позицию. В дальнейшем переходит на позиции "эволюционного натурализма" - космологич. теории, признающей единств. реальностью развивающуюся природу. Материализм он понимает как онтологию натурализма. Материальность мира подтверждается, по С., "нашей практической уверенностью в том, что мы можем формировать вещи и придавать им различный вид" ("The Journal of Philosophy", 1943, No 8, p. 204-05). Т.о., С. вводит в свое филос. учение практику, к-рую, однако, сводит к индивидуальной деятельности человека. Теории эмерджентной эволюции, к сторонникам к-рой С. себя причисляет, он дает материалистич. истолкование, рассматривая мир как самодвижущуюся динамич. систему и признавая возможность предвидения и познания закономерностей возникновения новых качеств. В теории познания С. развивал "теорию соответствия": соответствие знания и вещи состоит в том, что вещь правильно указана, обозначена и символизирована; т.о., познание оказывается обозначением, а не отражением. Осн. акт познания - восприятие, включающее, кроме ощущений, "обозначающее отнесение к объективному", превращающее восприятие в объективный "органический ответ". Теория соответствия связана также с метафизич. разграничением С. "первичных" и "вторичных" качеств: познание воспроизводит лишь механич. св-ва вещей. Т.о., теории познания С. присущи элементы агностицизма. В последнее время С. подходит к признанию теории отражения. Наряду с признанием важности достижений диалектич. материализма, с к-рым С. познакомился в 40-х гг., он приходит к упрощенному толкованию диалектики, сводимой С. к динамизму (см. "Reflection on dialectical materialism", в журн.: "Philosophy and phenomenological research", 1944, v. 5, No 2, p. 175).

Развитие общества С. идеалистически связывает с развитием познания человеком мира и самого себя. Выступая против всего сверхъестественного, С., однако, защищает "религ. гуманизм" как религию этой жизни с ее проблемами и возможностями ("Religion coming of age", 1928).

Соч.: Critical realism, Chi., 1916; The next step in democracy, N. Y., 1916; The essentials of logic, Boston, 1917; The essentials of philosophy, N. Y., 1917; The next step in religion, N. Y., 1918; Knowledge and its categories, в сб.: Essays in critical realism, L., 1920; Evolutionary naturalism, Chi., 1922; The principles and problems of philosophy, N. Y., 1926; Realism, naturalism and humanism, в сб.: Contemporary American philosophy, v. 2, L.-N. Y., [1930]; Philosophy of physical realism, N. Y., 1932; My philosophical position, "Philosophy and phenomenological research", 1955, v. 16, No 1; Panpsychism or evolutionary materialism, "Philos. Sсi.", 1960, v. 27, No 4; Три ступени материализма, "ВФ", 1962, No 8.

Лит.: Богомолов А. С., Эволюционный натурализм Р. В. Селлерса и диалектический материализм, "ВФ", 1959, No 3; его же, Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., М., 1962, с. 336-62; его же, Р. В. С. о материалистич. теории познания, "ВФ", 1962, No 8.

А. Богомолов. Москва.

СЕМАНТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНФОРМА́ЦИЯ - уточнение понятия "информации" с т. зр. ее смысла (значения, содержания - см. Семантика), целью к-рого является в известном смысле адекватное приписывание количеств. меры "качественным" семантич. характеристикам сообщений (предложений, высказываний). См. Теория информации.

СЕМЁНОВ ВАДИМ СЕРГЕЕВИЧ

СЕМЁНОВ Вадим Сергеевич (р. 1 янв. 1927) - советский философ, д-р филос. наук (с 1964). Чл. КПСС с 1953. Окончил Моск. ин-т междунар. отношений (1949). С 1958 - в Ин-те философии АН СССР; область науч. исследований - проблемы развития социальных отношений и классовой структуры в СССР и странах капитализма, вопросы науч. коммунизма, критика бурж. социологии.

Соч.: Миф о "средних классах" и капиталистич. действительность, "ВФ", 1957, No 5; Антинауч. теории о классах и классовой борьбе в совр. бурж. социологии, "Коммунист", 1958, No 3; Проблема классов и классовой борьбы в совр. бурж. социологии, М., 1959; Теории социальной структуры капитализма, в сб.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Ростоу и проблема войны и мира; Теоретич. банкротство концепции У. Ростоу, "Мировая экономика и междунар. отношения", 1961, No 7; Нарастание классовой борьбы в странах капитала, в кн.: Великая хартия коммунистич. и рабочих партий, М., 1961; Классы и классовая борьба в совр. бурж. обществе, М., 1961; На пути к бесклассовому обществу, "Коммунист", 1962, No 1; Миф о "тождественности" капитализма и социализма, в кн.: Новейшие приемы защиты старого мира, М., 1962; На V Всемирном социалистич. конгрессе, "ВФ", 1962, No 11; Преобразования в рабочем классе и интеллигенции в процессе перехода к коммунизму, в кн.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Марксистская и бурж. социология о путях совр. обществ. развития, в кн.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964; Проблема сближения города и деревни, там же; О партии и интеллигенции в Сов. Союзе, там же; Советская власть - власть трудящихся, в кн.: Социализм и народовластие, М., 1965; Движение человечества к коммунизму и бурж. концепция "единого индустр. общества", "ВФ", 1965, No 5 (соавтор); Социальная структура сов. общества, "Коммунист", 1965, No 11; К обществу без классов, М., 1965; Классы и классовая борьба, в кн.: Советская историч. энциклопедия, т. 7, М., 1965; Рабочий класс и его роль в строительстве коммунизма, в кн.: Строительство коммунизма и развитие обществ. отношений, М., 1966; Интеллигенция и служащие в условиях строительства коммунизма, там же.

СЕМЁНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ

СЕМЁНОВ Юрий Иванович (р. 5 сент. 1929) - сов. философ, кандидат филос. наук (с 1956), д-р историч. наук (с 1963), зав. кафедрой философии Рязанского мед. ин-та (с 1962). Член КПСС с 1950. Окончил историч. ф-т Красноярского пед. ин-та (1951). С 1952 преподает философию в вузах. Работает преимущественно над вопросами теории познания, историч. материализма, истории первобытного общества, этнографии.

Соч.: Возникновение и осн. этапы развития труда, "Уч. зап. Красноярск. пед. ин-та", 1956, т. 6; К вопросу о первой форме классового общества, там же, 1957, т. 9, вып. 1; Материальное и идеальное в высшей нервной деятельности животных, там же, 1958, т. 12, вып. 2; Объективная логика развития высшей нервной деятельности животных, там же; В. И. Ленин о тождестве логики, диалектики и теории познания диалектического материализма, Красноярск, 1958; К дискуссии по проблемам возникновения труда и становления человеческого общества, "Сов. антропология", 1958, т. 2, No 4; К вопросу о причине матрилинейности первоначального рода, "Уч. зап. Красноярск. пед. ин-та", 1958, т. 13, вып. 2; "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "ВФ", 1959, No 7; Правда о сектантстве и сектантах, [Красноярск], 1959; О месте "классических" неандертальцев в человеческой эволюции, "Вопр. антропологии", 1960, вып. 3; В. И. Ленин о категории "общественно-экономический уклад", "Уч. зап. Красноярск. пед. ин-та", 1960, т. 18; В. И. Ленин о творческом характере человеческого познания, там же; Возникновение человеческого общества, Красноярск, 1962; О корнях религии и философского идеализма, в кн.: Философские записки (Труды методологич. семинара), Красноярск, 1962; К постановке психофизиологической проблемы, "Сб. научн. тр. Рязанск. мед. ин-та", 1964, т. 20.

СЕМЁНОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

СЕМЁНОВ Юрий Николаевич (р. 26 июля 1925) - советский философ, доктор философских наук. Член КПСС с 1953. Окончил Московский институт международных отношений (1948). В 1951 - преподаватель философии в том же институте, с 1963 - старший научный сотрудник Института философии АН СССР. Работает в области современной буржуазной политической и социальной философии (прежде всего США и Англии).

Соч.: Фашистская геополитика на службе амер. империализма, 2 изд., [М.], 1952; Обществ. прогресс и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965.

СЕМИОТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕМКОВСКИЙ

СЕМКО́ВСКИЙ (Бронштейн), Семен Юльевич (р. 1882 - г. смерти неизв.) - советский социолог и философ, профессор (с 1920) Ин-та нар. х-ва, педагогич. и др. вузов Харькова. В с.-д. движении - с нач. 900-х гг., Сотрудник журн. "Луч", "Наше слово" и др. Ленин в ряде работ резко критиковал С. за оппортунизм, эклектизм в историко-филос. работах. С 1920 С. обратился к науч.-педагогич. и лит. работе. В круг его науч. интересов входили проблемы историч. материализма, теории относительности и истории философии.

Соч.: Людвиг Фейербах (1804-1872). Очерк материалистич. философии, X., 1922; Марксизм как предмет преподавания, [2 изд.], X., 1923; Конспект лекций по историч. материализму, 3 изд., [X.], 1924; Этюды по философии марксизма, М., [1924]; Теория относительности и материализм, [X.], 1924; Что такое марксизм, 5 изд., [X.], 1925; Диалектич. материализм и принцип относительности, М.-Л., 1926.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., см. Справочный том, ч. 2, с. 237.

СЕМЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕН-MAPTЕH

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА

СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА - богословская школа при монастыре св. Виктора в Париже, крупнейший центр реакц., ортодоксально-мистич. направления ср.-век. философии. Была основана ок. 1110 Гильомом из Шампо, представителем крайнего реализма, в ходе развернувшейся во Франции острой идейной борьбы с целью противодействия прогрессивному направлению ранней схоластики (см. также Абеляр). Для представителей С.-В. ш. характерна враждебность аристотелизму и рационали-зирующей схоластике, доходящая до крайнего ожесточения у Готье Сен-Викторского (ум. после 1180). Мистич. философия С.-В. ш. явилась продолжением мистич. идей Августина и Бернара Клервоского о сверхъестеств. озарении человеч. души (illuminatio). Вместе с тем, не будучи в силах совсем отвергнуть познават. способности разума, игнорировать возрастающую роль логич. мышления, пробуждаемого потребностями растущих в эту пору городов, С.-В. ш., гл. обр. Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский, в отличие от крайнего мистицизма Бернара Клервоского, пытались соединить мистику с элементами логики и выработать своеобразную мистико-схоластич. систему. Согласно ей, бог в своей сущности непознаваем, он принадлежит к истинам, стоящим выше разума, и адекватно не может быть ни мыслим, ни определен; разуму же доступны только явления. Отсюда учение о трех ступенях познания: эмпирической, рассудочной и высшей - созерцательной, к-рым соответствуют три раздельные объекта познания: чувств. мир, духовный мир человека и бог. Только сверхъестеств. озарение может вести к постижению высшей истины. При этом спекулятивное мышление не отвергалось, но допускалось лишь как подчиненное средство при главенстве веры и экстатич. созерцания. В истолковании мироздания как творения бога мистики-схоластики С.-В. ш. склонялись к неоплатонич. идее Августина о божеств. мыслях как первичных причинах, лежащих в основе всего сущего. Идеи С.-В. ш. оказали влияние на дальнейшее развитие ср.-век. мистич. философии.

Лит.: Вертеловский А., Зап. ср.-вековая мистика и отношение ее к католичеству, вып. 1, X., 1888; Сидорова Η. Α., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-вековой философии, М., 1957; Grabmann Μ., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, Freiburg im Breisgau, 1911; neue Ausg., Bd 1-2, В., 1956; Gilson Ε., History of Christian philosophy in the middle ages, [Toronto], 1955.

С. Стам. Саратов.

СЕНЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕНИН

Николай Герасимович (р. 2 июня 1918) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1963), профессор (с 1965). Член КПСС с 1950. В 1942 окончил филос. фак-т МГУ. В 1943-51 - на дипломатич. работе в МИД СССР. С 1951 - на науч. работе в Ин-те философии АН СССР. Осн. направление научно-исследовательской работы - история кит. философии.

Соч.: Великий кит. революционер-демократ, "ВФ", 1955, No 2; О перерастании новодемократич. революции в социалистическую, там же; Сунь Ят-сен - великий кит. революционер-демократ, М., 1956; Общественно-политич. и филос. взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Теория "врастания" капитализма в социализм и действительность, "Коммунист", 1956, No 15; История философии, т. 1-5, М., 1957-61 (главы по Китаю); Кит. просветитель и материалист конца XIX в. Тань Сы-тун, "ВФ", 1958, No 9; Сотрудничество китайских и сов. историков философии, "Вестн. АН СССР", 1958, No 4 (совм. с М. Т. Иовчуком); Прогрессивные мыслители Китая конца XIX в., М., 1958; "Движение 4 мая" и идеологич. борьба в Китае, "ВФ", 1959, No 7; Филос. и общественно-политич. взгляды кит. просветителей - реформаторов конца XIX в., "Гуанмин жибао", 1959, 13 дек. (на кит. яз.); Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени (1840-1898), пер. с кит., М., 1961 (ред. и автор вступ. ст.); Прогрессивная общественно-политич. и филос. мысль Китая в новое время (1840-1919), М., 1963 (Дисс).

СЕННЕРТ

СЕННЕРТ (Sennert), Даниил (25 нояб. 1572 - 21 июля 1637) - нем. врач, химик и философ, преподавал медицину в Виттенберге. Оставаясь в кругу традиц. аристотелевских идей и принимая понятие субстанциональных форм, С. вводил нек-рые атомич. и корпускулярные представления, в частности для объяснения химич. явлений, различая четыре рода атомов, соответственно четырем "стихиям" или "элементам" (вода, земля, воздух и огонь). Его представления об имматериальных факторах в природе (в частности о бессмертии души животных) вызвали протесты ортодоксальных теологов. Атомистич. представления С. вошли в нем. учебную литературу благодаря его ученику Иоганну Шперлингу (1603-58).

Соч.: Opera, t. 1-6, Lugduni, 1676.

Лит.: Lasswitz К., Geschichte der Atomistik, vom Mittelalter bis Newton, Bd 1, Hamb.-Lpz., 1890, 2 Aufl., Lpz., 1926; Ramsauer R., Die Atomistik des D. Sennert, Braunschweig, 1935.

В. Зубов. Москва.

СЕН-СИМОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕН-СИМОНИЗМ

СЕН-СИМОНИЗМ - см. Сен-Симон.

СЕНСУАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕНТ-ЭВРЕМОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕРBЕT

СЕРBЕ́T (Servet), Мигель (р. 1509 или 1511 - ум. 27 окт. 1553) - исп. мыслитель и ученый, деятель революц. естествознания эпохи Возрождения (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1964, с. 8, 165), идеолог антитринитариев. Учился в Сарагосе, Тулузе, Париже, жил в Италии, Германии, Швейцарии. По своим взглядам примыкал к раннему рационализму и пантеизму. С. считал, что природа неделима, дух и материя едины и все возникающее есть лишь разные соотношения и видоизменения элементов природы. С. вплотную подошел к открытию науч. теории кровообращения. В 1553 анонимно издал осн. труд - "Восстановление христианства", в к-ром изложил свои филос. и естеств.-науч. взгляды. По приговору инквизиции С. был подвергнут сожжению; сожжены были и его книги.

Соч.: De trinitatis erroribus libri Septem, [Haguenau], 1531; Dialogorum de trinitate, libri duo, [Haguenau], 1532; Christianismi restitutio, Vienne, 1553.

Лит.: Будрин E., M. С. и его время, Казань, 1878; Τоllin Ν., Das Lehrsystem Michael Servet's genetisch dargestellt, Bd 1-3, Gütersloh, 1876-78; Doménecn C. de, Miguel Servet, Barcelona, 1911; Goyanes С. J., Miguel Serveto, téologo, geógrafo y médico, Md, 1933.

И. Костикова. Москва.

СЕРЕБРЯКОВ

Михаил Васильевич (4 сент. 1879 - 12 июня 1959) - сов. философ и обществ. деятель, профессор (с 1921), д-р историч. наук (с 1942). С сер. 90-х гг. - в революц. движении; в 1903 сослан в Вост. Сибирь, откуда бежал за границу. С 1904 - член РСДРП, большевик. В 1904 вернулся в Петербург, где поступил в ун-т; окончил его в 1911. Активный участник Окт. революции и гражд. войны. Проф. Петрогр. ун-та (с 1921), Коммунистич. ун-та и др. вузов. Основатель и руководитель Науч. об-ва марксистов, к-рое в 20-х гг. являлось центром марксистской мысли Ленинграда. С 1922 - декан фак-та обществ. наук и проректор, в 1927-30 - ректор ЛГУ. В 30-40-е гг. - директор Ин-та истории искусств. Всероссийской академии искусствознания, Ин-та экономики, философии и права.

Осн. работы С. посвящены становлению мировоззрения Ф. Энгельса, филос. борьбе в Германии 30-40-х гг. 19 в. Наряду с проблемами философии С. разрабатывал вопросы истории социалистич. учений, эстетики, искусствознания, истории лит-ры.

Соч.: Новое о Вильгельме Вейтлинге, "Книга и революция", 1921, No 7; Фридрих Энгельс в лит-ре, там же, No 10-11; Энгельс и его участие в обосновании науч. социализма, "Записки Науч. об-ва марксистов", 1922, No 1; Макс Штирнер перед судом наших современников, там же, No 4; Осн. проблемы историч. материализма, там же, 1927, No 8(2); 1928, No 1(9), 2(10); Зомбарт и социологи, "Изв. ЛГУ", 1928, т. Г, Классики марксизма-ленинизма о Н. Г. Чернышевском, в сб.: Н. Г. Чернышевский, Л., 1941; Нем. социализм и борьба с ним Маркса и Энгельса, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук", 1948, вып. 2; Поэт Гервег и Маркс, Л., 1949; Штирнер Макс, в кн.: БСЭ, т. 62, М., 1933; Фридрих Энгельс в молодости, Л., 1958.

Лит.: Чагин Б. Α., Профессор М. В. Серебряков, "Вестн. ЛГУ", 1947, No 2; Бачманов B. C., Филос. фак-т и филос. науки, в сб.: Ленинградский ун-т за советские годы. 1917-1947, Л., 1948; Ильенков Э. В., Подлинная популярность - союзница строгой научности, "ВФ", 1960, No 3.

В. Клушин. Ленинград.

СЕРЕНИ

СЕРЕ́НИ (Sereni), Эмилио (р. 13 авг. 1907) - деятель итал. коммунистич. движения. Член Итальянской коммунистич. партии (ИКП) с 1928. В 1930-43 неоднократно арестовывался за антифашистскую деятельность. С 1936 - член ЦК ИКП, с 1945 - член Руководства компартии. В годы войны С. - активный участник итал. Сопротивления - был президентом правительственного Совета пров. Ломбардия. С 1946-47 - министр послевоен. обеспечения и министр обществ. работ. С 1948 - сенатор. В 1949-55 С. - ген. секретарь Итал. комитета сторонников мира. С 1950 - член Всемирного Совета Мира, с 1951 - член его Бюро. С 1955 С. - председатель "Национального объединения крестьян". Как теоретик ИКП С. уделяет много внимания развитию и пропаганде марксизма в Италии. В центре внимания теоретич. деятельности С. - анализ аграрных отношений: проблема рынков для с. х-ва и пром-сти, проблемы перенаселения итал. деревни, науч. обоснование необходимости всеобщей аграрной реформы. Большое место в теоретич. исследованиях С. занимают вопросы культуры, науки, философии, иск-ва, к-рым посвящена книга С. "Марксизм, наука, культура" (М., 1952). Полемизируя с Б. Кроче, критикуя спекулятивный, созерцат. характер крочеанской эстетики, С. отстаивает принципиальную противоположность бурж. культуры культуре социалистического общества, опровергает тезис о "надклассовости" культуры, доказывая ее неизбежную зависимость от господствующего класса.

Соч. в рус. пер.: Аграрный вопрос в Италии. Итал. крестьянство в борьбе за демократию, М., 1949; Развитие капитализма в итал. деревне (1860-1900), М., 1951; Старое и новое в итал. деревне, М., 1959.

СЕЧЕНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕШЖНИКОВ

Виктор Константинович (24 ноября 1873 - 27 июня 1944) - сов. философ, д-р филос. наук, профессор (с 1918) Социалистич. Академии обществ. наук, МГУ, МИФЛИ и Смоленского ун-та. Директор Гос. Историч. музея (1935). Окончил в 1897 юридич. фак-т Петерб. ун-та. С. - организатор и участник первых марксистских кружков в России, член "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В 1907-12 жил за границей, где наряду с революц. деятельностью вел науч. работу. В Париже им было задумано издание "Б-ки франц. материалистов 18 в.", для к-рого он подготовил переводы соч. Дидро ("Избранные филос. произведения", СПБ, 1914) и Ламетри ("Человек - машина", СПБ, 1911). С. перевел также диалог Платона "Теэтет". С. - автор одной из первых хрестоматий по диалектич. материализму, трудов по истории философии. За годы педагогич. деятельности С. подготовил многочисл. кадры сов. интеллигенции. В обстановке культа личности был незаконно репрессирован (1938). Посмертно реабилитирован.

Соч.: Ламетри, М., [1925]; Кант, М.-Л., 1926; Очерки по истории философии, [т.] 1, М.-Л., 1929; Диалектический материализм, М., 1930; Сократ. Основные проблемы философии Платона, М., 1937.

СИББЕРН

СИББЕРН (Sibbern), Фредерик Кристиан (18 июля 1785 - 16 дек. 1872) - дат. философ-идеалист. Учился в Германии. В 1813-70 - проф. Копенгагенского ун-та. Испытал влияние Фихте, Шлейермахера, Стеффенса и нем. романтиков. Позже С. отошел от романтизма и подверг критике систему Гегеля за спекулятивно-умозрительный характер. С. стремился разработать "реалистич." философию, придавая особое значение анализу психологич. опыта субъекта. С. считал, что наличное бытие является системой спорадически протекающих процессов развития во времени, и тем самым отрицал закономерный характер этого развития. Согласно С., ряды этих процессов пересекаются, возникает борьба, являющаяся причиной прогресса. Т. к., по С., познающий всегда есть только один из мн. спорадич. элементов бытия и находится в одном из рядов развития, то познание бытия в целом невозможно ("О познании и исследовании" - Om erkjendelse og granskning, Kbh., 1822). По вопросу об истине С. стоял на позициях релятивизма.

Соч.: Menneskets aandelige natur og vaesen, del. 1-2, Kbh., 1819-28; Speculativ kosmologie med grundlag til en speculativ theologie, Kbh., 1846; Om forholdet imellem sjael of legeme..., Kbh., 1849.

Лит.: Høffding H., Danske filosofer, Kbh., 1909; Himmelstrup J., Sibbern. En monografi, Kbh., 1934; Kallmoes p. H., F. С. Sibbern, Kbh., 1946.

А. Мысливченко. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница