Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 10, "КРИ"-"КСЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 10, "КРИ"-"КСЕ")

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИТИЙ

КРИТИЙ (Κριτίας, ок. 460-403 до н.э.) - др.-греч. оратор, философ-софист, политич. деятель, вождь "тридцати олигархов" в Афинах, враг афин. демократии. Ученик Сократа, родственник Платона, к-рый вывел К. в диалогах "Тимей" и "Критий"; учился также у софистов Горгия и Протагора. В недошедшей до нас трагедии "Сизиф" выступил как атеист, доказывавший, что религия выдумана законодателями: "С умом глубоким мудрый муж впервые Боязнь богов для смертных изобрел, Чтоб страх у злых какой-нибудь, да был, Начнут ли делать, говорить иль думать Хотя б тайком..." (цит. по кн.: "Древний мир в памятниках его письменности", ч. 2 - Греция, М., [1917 ], с. 400).

Фрагменты: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, Bd 2, 5 Aufl., В., 1935.

Лит.: История философии, т. 1, [M. ], 1940 (см. Указатель имен); Blumenthal Α., Der Tyrann Kritias als Dichter und Schriftsteller, Stuttg., 1923; Nestle W., Griechische Studien. Untersuchungen zur Religion, Dichtung und Philosophie der Griechen, Stuttg., 1948.

M. Петров. Ростов-на-Дону.

КРИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИТИКА И САМОКРИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КРИТИКА НАШИХ КРИТИКОВ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА"

"КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РА́ЗУМА" (1788) - соч. Канта, в к-ром изложено его учение о морали.

"КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ"

"КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ" (1790) - сочинение Канта, посвященное проблемам эстетики.

"КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА"

"КРИТИКА ЧИСТОГО РА́ЗУМА" (1781) - осн. соч. Канта, в к-ром изложены его общефилос., гл. обр. гносеологич., идеи.

"КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЁТКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ"

"КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЁТКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ" - работа В. И. Ленина, посвященная разработке национального вопроса (см. Нация). Написана в октябре - декабре 1913. Впервые напечатана в 1913 в журн. "Просвещение" (No 10, 11, 12) за подписью "В. Ильин". Написанию статьи предшествовали рефераты Ленина по нац. вопросу, прочитанные летом 1913 в Цюрихе, Женеве, Лозанне и Берлине, и доклад на совещании ЦК РСДРП с парт. работниками осенью 1913. В этой статье, а также в работе "О праве наций на самоопределение" (1914), полемизируя с еврейскими и укр. оппортунистами, Ленин разъяснял требования большевистской программы по нац. вопросу, отношение коммунистов к вопросам о нац. культуре и общегос. языке, равноправии наций и "культурно-национальной автономии". Ленин показал, что при капитализме существуют две тенденции в нац. вопросе: "Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т.д. Обе тенденции суть мировой закон капитализма" (Соч., т. 20, с. 11). Первая тенденция преобладает в начале развития капитализма, вторая - в период империализма. Исходя из этих объективных тенденций, марксисты борются за равноправие наций и языков, против всякого гнета, отстаивают самый решит. и последоват. демократизм во всех частях нац. вопроса. В то же время они проводят принцип интернационализма, направленный против реакц. бурж. национализма.

В каждой нац. культуре в бурж. обществе следует отличать господствующую культуру буржуазии от элементов демократич. и социалистич. культуры. Лозунг "национальной культуры" стирает это различие и вместе с тем затушевывает противоположность интересов пролетариата и буржуазии. Лозунг рабочего класса есть "...интернациональная культура демократизма и всемирного рабочего движения" (там же, с. 7). "Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм - вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе" (там же, с. 10).

Ленин разоблачил бурж. характер требования "культурно-национальной автономии", доказав, что этот лозунг противоречит пролетарскому интернационализму. Поддерживая все, что помогает падению нац. перегородок, что усиливает связи между национальностями и ведет к их добровольному объединению, пролетариат вместе с тем должен бороться против бурж. национализма. Эта борьба составляет одну из важнейших задач марксистов всех стран.

Лит.: Ленин В. И., Тезисы по национальному вопросу, Соч., 4 изд., т. 19; его же, Письмо С. Г. Шаумяну 6.XII.1913, там же; Ленинский сборник, т. XXX, [Л. ], 1937, с. 7-58; Бадасаров А. С., Разработка В. И. Лениным нац. вопроса в годы нового революц. подъема, М., 1956; Издание и распространение произв. В. И. Ленина. Сб. ст. и материалов, М., 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 202-05.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРИШНАМУРТИ

Джидду (псевдоним - Алсион) (р. 1895) - инд. философ, писатель и поэт. Род. в Юж. Индии (г. Мадрас). Образование получил в Англии. В 20-х гг. ездил с лекциями по Европе и США. В последнее время живет в США.

Свое учение К. излагает преим. в виде кратких афористич. изречений и притч. Его воззрения примыкают к экзистенциализму и философии жизни. К. отрицает объективность общества, считая, что оно есть лишь "...внешняя проекция всех наших внутренних психологических состояний" ("The first and the last freedom", N. Y., 1954, p. 26). Причину неустроенности и разлада в духовной, психич. и обществ. жизни человека К. видит в принадлежности людей к определ. группам, классам, гос-вам, к-рая якобы разъединяет и противопоставляет их друг другу.

К. критически относится ко всем священным писаниям, равно как и совр. рационалистич. теориям, считая, что они, заставляя человека действовать по своим старым образцам перед лицом каждый раз вновь возникающей ситуации, лишают тем самым человека его подлинной свободы. Зависимость от этих ложных символов и создает тот парадокс, когда человек, руководствуясь прошлым, действует во имя будущего, совершенно упуская настоящее, хотя только оно и составляет единств. эмпирич. реальность и истину бытия человека. Вся задача сводится, по К., к тому, чтобы человек обрел это свое истинное бытие, вырвавшись из-под рабской зависимости опутывающих его верований и постоянной жертвы настоящим ради прошлого и будущего. Эта цель, по мнению К., достигается только посредством любви. "...Только любовь может преобразовать нынешнее безумие мира, любовь, а не системы, правые или левые" (там же, р. 234). Основой философии К. является субъективный идеализм, разбавленный неокантианством, бергсонианством и экзистенциализмом.

Соч.: The kingdom of happiness, L., 1928; Causeries, Madras, 1947; Krishnamurti's talks. (Verbatim report), Madras, 1947; Education and the significance of life, N. Y., 1953; Commentaries on living. From the note books of Krishnamurti, N. Y., 1956; в рус. пер. - У ног учителя, СПБ, 1911; Воспитание как вид служения, СПБ, 1913.

Н. Аникеев. Москва.

КРКОШКА

КРКО́ШКА (Krkoška), Панкрац (26 янв. 1861 - 17 февр. 1888) - пропагандист идей марксизма в Чехии. Один из основателей и редактор (1885-88) журнала "Rovnost" ("Равенство", Брно), в к-ром опубликовал статьи, излагавшие осн. вопросы учения Маркса: об историч. миссии пролетариата, о концентрации капитала, об отношении крестьянства к капитализму, о прибавочной стоимости (К. впервые пытался ввести нек-рые чешские термины для понятий марксистской экономич. науки), о философии и социализме и т.д. ("Историч. задача пролетариата" - "Dĕjiný úkol proletariátu", "Rovnost", I, č. 3; "Машина и рабочий" - "Stroj a dĕlník", там же, с. 4; "Кто нас спасет" - "Kdo nâs spasí", "там же, č. 6; "Будущее в свете учения социализма" - Budoucnost dle socialismu", там же, II, с. 3; "Философия социализма" - "Filosofie socialismu", там же, č. 6; "Национальность и социализм" - "Národnost a socialismus", там же, č. 10; "Капитал в истории" - "Kapitál v dĕjinách", там же, č. 12, и др.). Первым из чехов К. подверг критике нек-рые неправильные взгляды Лассаля (см. "Rovnost", IV, с. 17). К. пытался организовать сбор средств для осуществления перевода "Капитала" К. Маркса. Он опубликовал свой перевод раздела о первонач. накоплении ("Rovnost", II, с. 14). К. пропагандировал среди моравских рабочих атеизм, популяризировал достижения совр. ему науки, в частности теорию Ч. Дарвина.

Соч.: Vznik soustavy sluneční, 2 vyd., Brno, 1891.

Лит.: Šolle Ζd., Dĕlnické hnutí v českých zemích koncem minulého století (1887-1897), [2 vyd., Praha ], 1954.

И. Дубски. ЧССР.

КРОHEP

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРОMAH

КРО́MAH (Kroman), Кристиан Фредерик Вильгельм (29 марта 1846 - 26 июля 1925) - дат. бурж. философ, проф. Копенгагенского ун-та (1884-1922). Гносеология (см. "О познании природы"- "Vor Naturerkendelse", 1883) близка к неокантианской. К. строит теорию познания, исходя из анализа естеств. наук, прежде всего математики и физики. Он различает два рода наук: формальные (логика, математика, механика) и реальные (физика, химия и др.). Формальные науки, по К., имеют дело с априорными конструкциями и поэтому дают достоверные знания. Реальные же науки рассматривают наличные объекты (предметы опыта); они эмпиричны и поэтому имеют лишь вероятностный характер. Реальные науки, по К., предполагают веру в существование причинности, к-рую он трактовал идеалистически. В психологии К. выступал против психофизич. параллелизма, отстаивая учение о психофизич. взаимодействии.

Осн. проявлениями этич. жизни человека являются, по К., чувство ответственности и вытекающее из него сознание вины.

Соч.: Den exakte videnskabs indlaeg i problemet om sjaelens existens, Kbn., 1877; Kortfattet taenke-og sjaelelaere, Kbn., 1882; 5 údg., Kbn., 1915; Ethik, Kbn., 1904; Matematikken og erkendelseslaeren, Kbn., 1920.

Лит.: Nyman Α., Rumsanalogierna inom logiken, Lund, 1926; Dansk biografisk leksikon, bd 13, 1938, s. 377-382.

А. Мысливченко. Москва.

КРОНЕБЕРГ

Иван Яковлевич (19 февр. 1788 - 19 окт. 1838) - рус. эстетик и переводчик; с 1819 - проф. кафедры классич. филологии, в 1826, 1829 и 1833-38 ректор Харьковского ун-та. К. один из первых перевел на рус. яз. ср.-век. поэтов и Шекспира; был сторонником шеллингианского романтизма, решал проблемы эстетики с позиций объективного идеализма, критикуя идею об иск-ве, как воспроизведении природы (см. "Амалтея...", ч. 1, X., 1825, с. 86, 88; "Минерва", ч. 1, X., 1835, с. 169-72, и др.).

Соч.: [Исторический взгляд на эстетику; Материалы для истории эстетики; Отрывки и афоризмы и др. ] в кн.: Брошюрка, кн. 1-10, X., 1830-33; Подробную библ. см. вРус. биогр. словаре, т. 9, СПБ, 1903. 3.

Каменский. Москва.

КРОНЕКЕР

КРО́НЕКЕР (Kronecker), Леопольд (7 дек. 1823 - 29 дек. 1891) - нем. математик. С 1883 - проф. ун-та в Берлине. Интересовался вопросами искусства и философии. Филос. аспект взглядов К. выражен в его требовании ограничения понятия бесконечности [согласно К., бесконечные множества, напр. бесконечные ряды, в математике можно допустить лишь при условии, что в каждом отд. случае задан закон образования элементов множества (членов ряда) и выполнены известные предпосылки, позволяющие обращаться с этим множеством как с к о н е ч н ы м выражением ]. К. настаивал на полном отказе от понятия актуально-бесконечного (см. Математическая бесконечность) и резко выступал против теории множеств Кантора. Требование К. признавать математич. объект законным лишь тогда, когда дан способ его вычисления или построения, было впоследствии (в уточненной форме) выдвинуто конструктивным направлением в математике и логике. В области оснований математики К. возглавил направление, целью к-рого была провозглашена "арифметизация" математики; согласно К., математич. теории имеют смысл лишь постольку, поскольку они могут быть сведены к арифметике [теории (натуральных или целых) чисел ]. Уверенность К. в возможности арифметизации всей математики и (с др. стороны) в несводимости арифметики к к.-л. более простой теории выражена в его известном афоризме: "Бог создал целые числа, все остальное - творение человека" (цит. по кн.: Клини С. К., Введение в метаматематику, М., 1957, с. 25).

Соч.: Werke, v. 1-5, Lpz.-В., 1895-1930.

Лит.: Hermitе [С. ], Note sur Mr. K., "Compt. rend. Acad. Sci.", 1892, t. 114, p. 19-21; Frobenius G., Gedächtnissrede auf L. К., В., 1893; Bell E. T., Les grands mathématiciens, P., 1939, p. 497-515.

A. Коноплянкин. Москва.

КРОНЬСКИЙ

КРО́НЬСКИЙ (Kroński), Тадеуш Юлиуш (1907-1958) - польский философ. В начале науч. деятельности (30-е гг.) находился под влиянием феноменологии Гуссерля, в 40-х гг. перешел на позиции марксизма. В 1951-58 преподавал философию в Варшавском ун-те. Автор "Лекций по истории античной философии" ("Wykłady z historii filozofii starożytnej. Grecja i Rzym", 1955). Осн. работы К., посвященные философии Канта, Фихте, Гегеля и влиянию классич. нем. философии на польских мыслителей, собраны в изданной посмертно кн. "Вокруг Гегеля" ("Rozważania wokół Hegla", 1960, имеется библиография работ К. и лит-ра о нем). К. опубликовал также ряд статей об экзистенциализме и др. течениях совр. идеалистич. философии.

В. Гальминас. Москва.

КРОПОТКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРОССЕР

КРО́ССЕР (Crosser), Пол (р. 1902) - амер. философ и экономист, симпатизирующий философии марксизма. Проф. Аделфи университета в Нью-Йорке. Экономич. образование получил в Берлинском, философское - в Колумбийском ун-тах. С материалистич. позиций выступает против идеалистич. и иррационалистич. течений в совр. бурж. филос. и обществ. мысли. В кн. "Нигилизм Джона Дьюи" ("The nihilism of John Dewey", [1955 ], рус. пер. 1958) показывает несостоятельность "инструментализма" Дьюи, релятивизм и нигилизм его философии и логики науки, бесплодность эстетич. концепции и обскурантизм педагогич. теории. В работе "Экономические фикции" ("Economic fictions", [1957 ], рус. пер. 1962) К. критикует методологич. основы субъективистских школ в бурж. политэкономии от И. Тюнена до О. Шпанна, прослеживает связь соответствующих экономич. учений с различными системами идеалистич. философии. Критика иррационализма дана также в ст.

"Заметки об иррационализме в совр. амер. мысли" ("Вопр. философии", 1960, No 8), "Традиция антиинтеллектуализма в амер. философии" (там же, 1962, No 6).

Противник войны, К. был одним из немногих амер. философов, подписавших в период кризиса в Карибском море (1962) обращение амер. ученых к Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущеву.

Соч.: Ideologies and American labor, N. Y., 1941; State capitalism in the economy of the United States, Ν. Υ., [1960 ].

Лит.: Мельвиль Ю. К., Митрохин Л. Н., "Нигилизм Джона Дьюи", [рец. ], "Вопр. философии", 1956, No 3.

Ю. Мельвиль. Москва.

КРОЧЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРУГ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ

КРУГ В ОПРЕДЕЛЕ́НИИ - см. Определение; Непредикативное определение.

КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРУЖКОВ

Владимир Семенович [р. 3(16) июня 1905 ] - сов. философ, профессор (с 1940), д-р филос. наук (с 1950), член-корр. АН СССР (с 1953). Член КПСС с 1925. Окончил Академию коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (1931), аспирантуру филос. фак-та Коммунистич. ун-та преподавателей обществ. наук (1933). Преподавательскую работу по философии ведет с 1932. Директор Ин-та истории иск-в Мин-ва культуры СССР (с 1961). Разрабатывает вопросы истории рус. философии, истории эстетич. мысли, проблемы ленинского этапа марксистской философии. Редактор избр. филос. сочинений Д. И. Писарева (1944), М. А. Антоновича (1945), автор вступит. статей к ним. Гос. премия СССР (1952) за кн. "Мировоззрение Н. А. Добролюбова" (1950).

Соч.: Томмазо Кампанелла (К 300-летию со дня смерти), "Сов. наука", 1939, No 6; Д. И. Писарев. Филос. и социально-политич. взгляды, М., 1942; Осн. особенности классич. рус. философии, М., 1944; Классики рус. философии: Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, М., 1945; Эстетика и лит. критика Н. А. Добролюбова, "Знамя", 1949, No 9; Великий рус. писатель Н. В. Гоголь, "Большевик", 1952, No 4; А. Н. Радищев - великий патриот и революционер, "Большевик", 1952, No 17; В. И. Ленин - гений творч. марксизма, "Вестн. АН СССР", 1954, No 1; Ленин о партийности философии, "Вопр. философии", 1959, No 6; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 4, § 1.

КРУЗИУС

КРУЗИУС (Crusius), Христиан Август (10 янв. 1715 - 18 окт. 1775) - нем. теолог и философ-идеалист, проф. теологии в Лейпциге (с 1774). Стремясь согласовать разум с откровением, К. резко критиковал X. Вольфа за отсутствие в его филос. системе такого согласования, за моральный фатализм, а также детерминизм Лейбница - Вольфа в метафизике ("закон достаточного основания") и этике. К. критиковал учение Лейбница о предустановленной гармонии, считая, что свобода человека, допущенная богом и являющаяся источником зла, несовместима с существованием такой гармонии. Он отрицал положение Лейбница о том, что наш мир - лучший из возможных миров.

Основу всякой объективной достоверности (в т.ч. убеждения в реальности внешнего мира) составляет божеств. разум; отражением его является разум человека, для к-рого все то, что нельзя помыслить иначе, как истинное - истинно ("принцип мыслимости"). К. оказал влияние на формирование учения Канта о синтетич. суждениях, но в целом Кант подверг критике метод К. (в соч.: "Исследования о ясности основоположений естественной теологии и морали" - "Untersuchung über die Deutlichkeit der Grundsätze der natürlichen Theologie und der Moral", 1764). Философию К. делил на логику ("Путь к достоверности и надежности человеческого познания" - "Weg zur Gewissheit und Zuverlässigkeit der menschlichen Erkenntnis", 1747), метафизику ("Эскиз необходимых истин разума" - "Entwurf der notwendigen Vernunftwahrheiten", 1745) и этику ("Наставление о том, как жить разумно" - "Anweisung, vernünftig zu leben", 1744).

Соч.: Anleitung über natürliche Begebenheiten ordentlich und vorsichtig nachzudenken, TI 1-2, Lpz., 1749; Opuscula philosophico-theologica, Lpz., 1750.

Лит.: Виндельбанд В., История философии..., т. 1, СПБ, 1913, с. 447-50; Marquardt Α., Kant und Crusius, Kiel, 1885; Festner С. Α., С. als Metaphysiker, Waidenburg - Halle, 1892; Seitz Α., Die Willensfreiheit in der Philosophie des Ch. A. Crusius..., Würzburg, 1899; Heimsoeth H., Metaphysik und Kritik bei Ch. А. С., В., 1926; Jaitner W. R., Thomasius, Rüdiger, Hoffmann und Crusius, Bleicherode, 1939 (Diss).

M. Бур. ГДР.

КРУПСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРУС КОСТА

КРУС КО́СТА (Cruz Costa), Жуан (р. 1904) - бразильский прогрессивный философ, историк филос. мысли Бразилии. Подверг обстоятельному рассмотрению осн. течения совр. браз. философии, в частности позитивистскую философию. В кн. "К истории идей в Бразилии" ("Contribuicāo a história das idéias no Brasil", 1956) и др. работах он отстаивает принцип историзма и выступает за связь теории с историч. действительностью. К. К. сочувственно относится к марксизму; участвовал в работе Всемирного конгресса мира в Москве (1962).

Соч.: A filosofia no Brasil, Pôrto Alegre, 1945; О pensamento brasileiro, São Paulo, 1946 (Boletin da faculdade de filosofia, ciências e letras da universidade de São Paulo, v. 67); О desenvolvimento da filosofia no Brasil no século XIX e a evolucao histórica nacional, São Paulo, 1950; О positivismo na República, São Paulo, 1956; A. Comte e as origenes do positivismo, São Paulo, 1959; в рус. пер. - Обзор истории философии в Бразилии, вступит. статья Ж. А. Базаряна, М., 1962.

Ж. Базарян. Москва.

КРУСИНЬСКИЙ

КРУСИНЬСКИЙ (Krusiński), Станислав (1 мая 1857 - 24 янв. 1886) - один из первых польских марксистов, публицист, социолог и экономист; руководитель социологич. кружка студентов Варшавского ун-та (1880-83); был арестован и исключен из ун-та за участие в студенч. демонстрации (1883); участвовал в переводе первого польского издания 1-го тома "Капитала" К. Маркса (1884).

Вместе с Крживицким К. положил начало марксистской публицистике на страницах легальной польской прессы. В 1884-85 опубликовал в приложении к изданию "Przeglad Tygodniowy" ряд статей, в к-рых популяризовал основы историч. материализма и марксистской политич. экономии, боролся против позитивистской социологии и социал-дарвинизма, против вульгарной и народнич. политич. экономии. Теоретич. заслуга К. - марксистская критика теории "общественного организма" Спенсера и его польских сторонников, а также пропаганда идеи классовости морали. Вместе с тем при рассмотрении филос. проблем К. допустил уступки критикуемому им же самим позитивизму.

Соч.: Pisma zebrane. Wstep T. Kowalika, [Warsz. ], 1958.

Лит.: История философии, т. 4, M., 1959, с. 305; Kelles-Krauz S., S. K. Anschauungen vom sozialen Organismus, "Die Neue Zeit". Stuttg., 1898-99, No 1, S. 453-61; Αntoszuk St., Stanisław Krusiński (Sylwetka ideologiczna), "Myśl Współczesna", 1950, No 1 (44).

X. Холланд. ПНР.

КРЫВЕЛЁВ

Иосиф Аронович [р. 31 авг. (13 сент.) 1906 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964). Член КПСС с 1941. Окончил Моск. историко-филос. ин-т (1934). Преподавательскую работу по философии ведет с 1932. Работал в Центр. совете Союза воинствующих безбожников (1934-36), Центр. антирелиг. музее (1936-39), Ин-те философии АН СССР (1939-41, 1947-49). Ст. науч. сотрудник Ин-та этнографии АН СССР (с 1959). Осн. круг науч. исследований - проблемы теории и истории атеизма и истории религии, а также теории и истории культуры.

Соч.: К вопросу об оценке философии И. Дицгена, "Под знаменем марксизма", 1936, No 7; Учение диалектич. материализма о объективной истине, там же, 1939, No 9; Об осн. определяющем признаке понятия религии, в сб. ст.: Вопросы истории религии и атеизма, 1956, т. 4; Гносеологич. корни религии, там же, 1958, т. 6; Книга о Библии, М., [2 изд. ], 1959 (пер. на чешский, словацкий и венг. ]; Совр. богословие и наука, М., 1959 (пер. на словацкий яз.); Ленин о религии, М., 1960; О доказательствах бытия божия, М., 1960; Крушение теории прамонотеизма, "Вопр. филосо-фии", 1960, No 7; Маркс и Энгельс о религии, М., 1964.

КРЫСТЕВ

Крыстю (псевдонимы: В. Миролюбов, К. Столетов и др.; 3 мая 1866 - 5 апр. 1919) - болг. бурж. литературовед и критик; в философии - идеалист. С 1908 - проф. эстетики в Софийском ун-те, член Болг. АН. Редактировал журн. "Критика" (1891) и "Мисъль" (1892-1907). Первоначально выступал в защиту реализма, но впоследствии стал приверженцем идей нем. идеалистич. эстетики; распространял взгляды Фолькельта, К. Ланге (1855- 1921), К. Гроса (1861-1946). Защищал идею "искусства для искусства". Позиция К. была подвергнута резкой критике со стороны болгарских марксистов (Д. Благоев и др.).

Соч.: Курс по философията, [т ] 1, Психология, С., 1891; Спиноза, "Мисъль", 1893, [т. ] 3, No 6; Етюди и критики, С., 1894; Против материялизма, там же, 1898, [т. ] 8, No 3; Литературни и философски студи, Пловдив, 1898; Млади и стари, [Тутракан ], 1907; Нашия университет, Тутракан, 1907; За тенденцията и тенденциозната литература, "Мисъль", 1908, год 13, No 2, 5, 6.

Лит.: История Болгарии, т. 1, М., 1954 (см. указатель имен); Натев Α., Цел или самоцелност на изкуството, С., 1960.

КРЮГЕР

КРЮГЕР (Krueger), Феликс (10 авг. 1874 - 25 февр. 1948) - нем. психолог и философ, проф. в Буэнос-Айресе, затем в Галле и Лейпциге, где он сменил В. Вундта в заведовании психологич. лабораторией при Лейпцигском ун-те. Основатель журн. "Neue psychologische Studien" и серийного издания "Arbeiten zur Entwicklungspsychologie". С 1927 - председатель Нем. филос. об-ва. К. - глава т.н. лейпцигской школы "целостной психологии", продолжающей иррационалистич. направление нем. идеалистич. философии 19 в. Как психологич. направление лейпцигская школа - крайне идеалистич. течение зарубежной психологии 1-й пол. 20 в., сводящее основу психич. процессов к мистич. переживанию и выдвигающее на первый план понятие недифференцированной целостности психич. актов; в этом плане оно противопоставляется как ассоциационизму, так и физикализму и феноменализму гештальтпсихологии. Концепции иррационалистич. идеализма лейпцигской школы оказывают значит. влияние на совр. бурж. нем. характерологию, социальную и генетич. психологию.

Соч.: Der Begriff des absolut Wertvollen als Grandbegriff der Moralphilosophie, Lpz., 1898; Die Theorie der Konsonanz, "Psychol. Studien", 1906, Bd 1; Über Entwicklungspsychologie..., Lpz., 1915; Der Strukturbegriff in der Psychologie, Jena, 1924; Über psychische Ganzheit, "Neue Psychol. Studien", 1926, Bd 1; Das Wesen der Gefühle, 2 Aufl., Lpz., 1929; Das Problem der Ganzheit, "Blätter für deutsche Philosophie", 1932, [No ] 6; Bund, Volk und Reich, В., 1933.

Лит.: Ganzheit und Struktur. Festschrift zum 60. Geburtstage F. K., Münch., 1934; Wellek Α., Das Problem des seelischen Seins. Die Strukturtheorie F. K. Deutung und Kritik, Meisenheim - W., 1953; Herrmann Th., Problem und Begriff der Ganzheit in der Psychologie, W., 1957.

М. Роговин. Москва

КРЮКОВ ДМИТРИЙ ЛЬВОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КРЮКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КРЮКОВ Николай Александрович (1800 - 30 мая (11 июня) 1854 ] - рус. революционер и философ, член Южного об-ва декабристов (с 1820). Сын нижегородского губернатора; офицер. Наблюдения за жизнью крепостных крестьян, влияние товарищей по об-ву (Пестеля и др.), а также изучение работ франц. просветителей 18 в. привели К. к республиканским и материалистич. убеждениям.

Сохранившиеся в бумагах К. конспекты и наброски ("Записная книжка", "Филос. записи"), как и его показания во время следствия, свидетельствуют о том, что среди занимавших К. теоретич. вопросов на первом плане стояли: отношение к религии, проблема воспитания, теория познания. Достижение человеч. счастья, полагал К., всецело зависит от воспитания, просвещения и "хорошего" законодательства. Осуществление "хорошего" законодательства К. связывал с революц. переворотом, а воспитание и просвещение, по его мнению, осуществляются путем преодоления всякого рода предрассудков (гл. обр. религиозных), к-рые затемняют сознание народа и способствуют угнетению. Задумываясь над этим, К. отверг сначала религ. обрядность как нелепый обычай, затем религию как таковую и, наконец, - не без колебаний - самого бога, встав т. о. на позиции атеизма. К. считал, что единств. "светильником" в жизни является человеч. разум, что задача философии состоит в искании истины и воспитании высоких моральных качеств. Процесс познания К. трактовал в духе материалистич. сенсуализма.

За причастность к об-ву декабристов К. был приговорен к 20 годам каторжных работ. Тюремное заключение и ссылка сломили его волю, привели к тяжелым нравств. потрясениям и духовному надлому, в результате чего он вновь обратился к религ. вере.

Соч.: Избр. социально-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, [М. ], 1951, с. 399-431; Восстание декабристов. Документы, т. 11, М., 1954, с. 345-78.

Лит.: Павлов-Сильванский Н. П., Материалисты двадцатых годов, в кн.: Очерки по рус. истории XVIII - XIX вв., СПБ, 1910, с. 239-89; Воронинын И. П., История атеизма, [Рязань, 1930 ], с. 812-16; Тарасова В., К вопросу о социально-политич. взглядах Н. А. К., в кн: Тр. Марийск. пед. ин-та, т. 8, Йошкар-Ола, 1950; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 9, § 7; Галактионов Α. Α., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961.

П. Никандров. Ленинград.

КСEHOKPАT

КСEHOKPА́T - и з Х а л к е д о н а (Ξενοκράτης) (395-314 до н.э.) - др.-греч. философ-идеалист, ученик Платона, второй после Спевсиппа руководитель Академии платоновской (339-314 до н.э.), завершивший начальный период развития Академии (т.н. Древней Академии, для к-рой характерна гипертрофия пифагореизма). Как видно из свидетельств древних авторов (Секста-Эмпирика, Adv. math., VII, XI; Плутарха, De anim. proc., De Isid et osiride; Климента, Strom., II и др. Фрагменты К. собраны в кн.: R. Heinze, Xenokrates. Darstellung der Lehre und Sammlung der Fragmente, 1892), К. провел отчетливое членение философии на диалектику (логику и теорию познания), физику (натурфилософию) и этику. В физике К. развивал пифагорейские идеи позднего Платона, детализировал учение о мировой душе - "самодвижущемся числе" как о посреднике между миром идей и чувств. миром. Обожествляя элементы (эфир, огонь, воду, воздух и землю), К. усложнил этику Платона учением о демонах (занимающих среднее место между богами и людьми), способствующих общению людей друг с другом или затрудняющих его. Соответственно источник зла в мире К. видел в действиях внешних человеку существ - злых демонов. Как и у Платона, цель человеч. жизни по К., - освобождение духа от оков чувственности.

Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940 (см. Указатель); Schweitzer В., Xenokrates von Athen. Beiträge zur Geschichte der antiken Kunstforschung und Kunstanschauung, Halle, 1932; Cherniss H., The riddle of the early academy, Berk.-Los Ang., 1945.

КСЕНОПОЛ

КСЕНОПО́Л (Xenopol), Александру (23 марта 1847 - 27 февр. 1920) - рум. бурж. историк и социолог; в его мировоззрении эклектически сочетались элементы материализма и идеализма; К. был не чужд и позитивизму. Свои социологические взгляды К. изложил гл. обр. в труде "Основные принципы истории" ("Les principes fondamentaux de l'histoire", 1899; переизд. в 1908 под загл. "La théorie de l'histoire"). Признавая значение социальных и экономич. факторов, К., однако, утверждал, что эволюция человечества осуществляется "на почве идей". Историч. явления ("факты последовательности"), по К., в отличие от природных ("фактов повторения"), не подчиняются закономерности, но зато связаны причинностью; задача истории - раскрыть причинные связи, "ряды событий". Несмотря на близость историч. воззрений К. к риккертианству, он критиковал теорию ценностей Риккерта. К. выступал как враг исторического материализма.

Соч.: Răsboaiele dintre Rusi si Turci ci înrâurirea lor asupra tărilor române, v. 1-2, Jasi, 1880; Studii economice, Craiova, 1882; Istoria Romînilor din Dacia Traiana, v. 1-6, Jasi, 1880-93, v. 1-12, Jasi, 1896; Histoire des Roumains de la Dacie trajane, v. 1-2, P., 1896; Domnia lui Cuza -Voda, v. 1-2, Jasi, [1903 ].

Лит.: История философии, т. 4, M., 1959, с. 318-19; Varano F. S., Il problema della storia in X., Gubbio, 1931; Bagdasar Ν., Filosofia contemporană a istoriei, Buc, 1930, p. 110-65; Воtez Ο., A. D. Xenopol. Teoretician si filosof al istorici, Buc, 1935.

Предыдущая страница Следующая страница