Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КРОЧЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КРОЧЕ

КРОЧЕ (Сrосе), Бенедетто (25 февр. 1866 - 20 нояб. 1952) - итал. философ-неогегельянец, историк, литературовед, критик, публицист, политич. деятель. Мировоззрение К. формировалось под влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента, Ф. Де Санктис). С 1903 ок. 50 лет издавал журнал "Critica", содержавший почти исключительно его собств. статьи, заметки, рецензии и пр. В 1902-20 - проф. в Неаполе. К. - один из основных идеологов и политич. лидеров итал. бурж. либерализма. Президент созданной им (1948) либеральной партии.

К. полемизировал с марксизмом, с к-рым он познакомился под влиянием своего учителя А. Лабриолы ("Исторический материализм и марксистская экономика", 1901, рус. пер. 1902). Критика марксизма в работах К. сочеталась с заимствованием, хотя и в крайне искаженном и мистифицированном виде, ряда элементов марксистской филос. и социологич. проблематики. Значит. роль принадлежит К. в борьбе против позитивизма в Италии (см. Итальянская философия).

К. критиковал философию Гегеля справа, считая, что не только кантовский идеализм, но и идеализм Гегеля недостаточно последователен и не свободен от дуализма, поскольку они допускали существование материального мира, хотя бы и в форме инобытия идеи (см. "Indagini zu Hegel...", Bari, 1952, p. 45). По К., такое допущение должно быть принципиально отвергнуто. Из "дуалистических заблуждений" Гегеля (и Канта) в отношении материального мира органически вытекает их методологич. дуализм: они допускали двойственность метода, полагая, что не только спекулятивный, но и естественно-научный метод в той или иной мере способствует отысканию истины. Между тем к истине может вести только один метод, определяемый ее внутр. природой, - спекулятивный. Поэтому К. целиком отрицает познават. ценность естеств. и математич. наук, к-рые имеют, по К., чисто утилитарное значение. В отличие от Гегеля, К. отрицает противоречие как осн. принцип диалектики. Таковым, по его мнению, является единство и различие понятий, а не единство и борьба противоположностей. "Диалектика есть не что иное, как сам принцип различия" ("Storiografia e idealita morale", p. 137).

Дух, представляющий собой, согласно К., единств. реальность, выступает в двух осн. формах: теоретической (интуитивной и логической) и практической (экономической и этической). Формам духа, тождественным категориям (прекрасное, истинное, полезное или жизненное и доброе), соответствует подразделение философии на эстетику, логику, философию экономики и этику. Система К. изложена в 4-томной "Философии духа".

С. Эфиров. Москва.

К. принимает за исходный материал познания, как духовной активности вообще, "бесформенную материю" ощущений (см. "Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика", ч. 1, М., 1920, с. 8). Собственно же познание начинается с представлений, к-рые суть результат обработки, или организации, хаотич. содержания ощущений сообразно законам "духа" - своеобразной "кристаллизации" этого содержания в виде непосредственно воспринимаемых образов вещей. Осн. способностью, с помощью к-рой осуществляется эта обработка, является, по К., воображение, фантазия, или, согласно его терминологии, интуиция. В этом понимании интуиции К. следует за Кантом и Фихте. Чтобы резче подчеркнуть творческую формообразующую роль интуиции в духовной деятельности, К. отождествляет ее со способностью "выражения", к-рое есть "...синтез разного или множественного в едином" (там же, с. 24). Интуитивная ("выразительная") активность духа, как полагает К., "объективирует" данное содержание (т.е. ощущения, впечатления) в ходе его оформления в образ, т.е. "преодолевает" это содержание путем его своеобразного "разрыва" с самим собой и "освобождается" от него через "растворение" этого содержания в формах, имеющих происхождение в глубинах вечно деятельного духа. Однако эта "объективация", по сути дела, имеет исключительно "внутренний", "идеальный", более того - "субъективный" характер. Она не предполагает выхода за пределы индивидуальных переживаний личности. Интуитивная выразительность приобретает у К. не только чисто формальный, но и совершенно внечувств. характер: "...интуиция или представление отличается от того, что чувствуется или испытывается..., от психической материи, как ф о р м а" (там же, с. 14). К. отличает интуицию от чувства как "теоретическую" (познават.) способность от "практической"; и это побуждает его рассматривать интуицию в одном ряду с др. теоретич. способностью - логич. мышлением. Но в общих пределах теоретически-познават. сферы К. все же отличает интуицию от логич. способности на тех основаниях, что первая есть познание, "свободное от понятий", а вторая - познание в понятиях; что первая дает познание неповторимо индивидуального, а вторая - всеобщего и универсального; что с помощью первой постигается сама вещь в ее конкретности, а с помощью второй - абстрактные отношения вещей, скрывающиеся за их внешним обликом; словом, "интуиция дает нам мир, феномен; понятие дает нам ноумен, дух" (там же, с. 36; ср. также с. 68). Идеальной моделью интуиции (воображения) является, по К., "лирическая интуиция", находящая свое развернутое воплощение в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, общая теория искусства, понятая как "наука о выражении", и наоборот - последняя есть важнейшая часть системы "Философии духа".

Ю. Давыдов. Москва.

Хотя эстетика К. пользуется, пожалуй, наибольшей известностью за пределами Италии, центр. место в его учении занимает историч. концепция. Отказавшись от системо-созидательных тенденций первого периода своей деятельности, он отождествил философию с историографией и признал задачей философии решение конкретных проблем. К. называл свое учение "абсолютным историцизмом". На деле для К. характерен антиисторизм: он исключает из сферы истории не только все материальные элементы (материальные факты, веществ. свидетельства прошлого и пр.), но и основы подлинно науч. историч. анализа. Выступая против гегелевской и в особенности против марксистской "философии истории", он отрицает детерминизм, объективные закономерности в историч. развитии, возможность обобщений, предвидения и т.д. "История не полагает серию законов, но воспроизводит и представляет индивидуальные действия, каждое из которых закон для самого себя" ("Ultimi saggi", Bari, 1935, p. 369). Однако вместе с тем К. допускает наличие логики в историч. развитии, с одной стороны, как логики, вносимой историком и существующей "в самом акте исторического мышления" ("La storia come pensiere e come azione", Bari, 1939, p. 337), с другой - как непознаваемого "плана провидения". "Развитие мира имеет свои причины, которых мы не знаем и которые мы напрасно пытаемся вскрыть с помощью наших предвидений" ("Storiografia...", p. 63). Назвав свое учение "религией свободы", К., в отличие от традиц. бурж. теорий, отрицающих формальный характер бурж.-демократич. свобод, откровенно утверждает, что реальная свобода - понятие, лишенное смысла, что "свобода всегда является „формальной"" ("Indagini zu Hegel...", p. 109). Что касается демократии, то она отвергается им даже как формальный принцип. Историю, по К., делают великие люди; нар. массы, неспособные к самостоят. мысли и действию, в лучшем случае являются пассивным воспреемником их идей. "С точки зрения либерализма, который всегда был против теории равенства, свобода есть средство создания и возвышения аристократии, а не демократии" ("Politics and morals", L., [1946 ], p. 83). В деятельности и воззрениях К. были моменты, имевшие прогрессивное значение для итал. действительности его времени (нек-рые его культурные начинания, критика позитивизма, клерикализма и фашизма, хотя во многом внешняя, двуликая, и т.д.). Однако в целом филос. и политич. деятельность К. была весьма консервативной по своему характеру. В воззрениях К. имелись нек-рые элементы, близкие фашистским теориям (апология силы, войны, политического макиавеллизма и пр.).

Влияние К. на итал. интеллигенцию, очень большое в первые десятилетия 20 в., стало падать в 40-х гг. Огромную роль в подрыве влияния концепций К. сыграла марксистская критика, особенно работы А. Грамши и совр. итал. марксистов. В наст. время философия К. почти полностью вытеснена из итал. бурж. идеологии др. филос. системами, однако косвенно влияние К. еще довольно значительно, поскольку ряд видных итал. политич. деятелей и деятелей культуры - в прошлом ученики К.

Соч.: Filosofia dello spirito, v. 1-4, nuova ed., Bari. 1948-58: 1 v. - Estetica come scienza dell'espressione e linguistica generale, 2 v. - Logica come scienza del concetto puro, 3 v. - Filosofia dell a pratica, 4 v. - Teoria e storia della sto-riografia; Etica e politica, Bari, 1931; La filosofia di Giambattista Vico, 3 ed., Bari, 1933; Freedom. Its meaning, N. Y., 1940; History as the story of liberty, L., 1941; Il carrattere della filosofia moderna, Bari, 1941; Disconsi di varia filosofia, v. 1-2, Bari, 1945; Pensiero politico e politica attuale, Bari, 1946; Saggio sullo Hegel..., 4 ed., Bari, 1948; Nuovi saggi di estetica, 3 ed., Bari, 1948; Come il Marx fece passare il comunismo dell'utopia alla scienza, Bari, 1948; My philosophy and other essays, L., 1949; Filosofia e storiografia, Bari, 1949.

Лит.: Плеханов Г. В., О книге Кроче. Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; Серени Э., Марксизм, наука, культура, пер. с итал., М., 1952; Чернышев Б. С, Б. К. и диалектика, "Вопр. философии", 1958, No 8; Аббате М., Философия Бенедетто Кроче и кризис итальянского общества, пер. с итал., М., 1959; Gramsсi Α., Il materialismo storico e la filosofia di Benedetto Croce, [Torino ], 1949; Carr H. W., The philosophy of Benedetto Croce, L., 1927; Ruggierо G., Il ritorno alla ragione, Bari, 1946; Сiardо M., Le quattro epoche dello storicismo: Vico, Cant, Hegel, Croce, Bari, 1947; Fauсei D., Storicismo e metafisica nel pensiero crociano, Firenze, 1950; La "Critica" e il tempo della cultura crociano, Bari, 1953; Benedetto Croce. A cura di F. Flora, Mil., 1953; Olgiatti F., Benedetto Croce e lo storicismo, "Vita e Pensiero", 1952, No 3; Albergamo Fr., La critica della scienza oggi in Italia, Roma, 1953; Cione E., Benedetto Croce, Mil., 1953; его же, Bibliografia crociana, [Monza ], 1956; Garin E., Cronache di filosofia Italiana (1900-1943), Bari, 1955; Sprigge С., Benedetto Croce l'uomo e il pensatore, Mil.-Napoli, 1956.

Э. Эфиров. Москва.

В начало энциклопедии