Приглашаем посетить сайт
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
1) Термин, применяемый бурж. философами для противопоставления своих теорий "наивному реализму", т.е. стихийному материализму. 2) Одна из школ совр. бурж. философии. Ведет происхождение от т.н. "критической философии" Канта; нем. идеалисты Вундт, Кюльпе, Мессер и др. обозначали этим термином всякую философию, делающую различие между объектом и представлением субъекта об этом объекте. Во 2-й пол. 19 в. К. р. был распространен в Германии (А. Риль), Англии (А. Сет, А. Прингл-Пэттисон, Д. Хикс). Критич. реалистами именовали себя нек-рые из рус. махистов (Юшкевич). Как самостоят. школа возникает в США в 1916-20. Его основатели: Дрейк, Лавджой, Дж. Б. Пратт, Роджерс, Дж. Сантаяна, Селлерс и Ч. О. Стронг, изложившие свои общие взгляды в сб. "Очерки критического реализма" ("Essays in critical realism", 1920). В предисловии к нему авторы признали, что их согласие касается только "эпистемологической проблемы" (теории познания), и выражали уверенность, что можно сохранить единство в теории познания, придерживаясь различных взглядов в онтологии. Все же они приняли ряд общих онтологич. положений: а) признание реального существования объектов познания, независимых от познающего субъекта и находящихся в причинном отношении к нему; б) признание того, что человеч. познание как-то сообразуется с объектами; в) признание того, что в процессе познания человек может делать истинные заключения об объектах. Однако в вопросе о том, чем являются объекты познания, критич. реалисты не были едины: одни (Стронг, Дрейк и др.) рассматривали их как идеальные, другие (Селлерс) как материальные.
В теории познания критические реалисты противопоставили свои взгляды неореализму, утверждавшему, что в процессе познания объекты включаются в сознание, становясь его "содержаниями" ("эпистемологический монизм"). К. р. утверждает, что человек познает объекты не непосредственно, а при помощи "данных" ("data") или "сущностей" ("essences"). Субъект непосредственно познает "данное", служащее посредником между субъектом и объектом.
"Данное" связано с объектом, "соответствует" ему, но вместе с тем отлично от объекта. "Данное" - не отражение, не образ, а знак, символ, указывающий на присутствие объекта. Это сближает К. р. с агностицизмом кантианского толка или "иероглифизмом" (см. "Иероглифов теория"). Достоверность познания объективной реальности нек-рые представители К. р. основывают на "животной вере". Критикуя неореалистов за отождествление объекта и "данного", т.е. психического, критич. реалисты впадают в др. крайность и метафизически разрывают объект и его образ, абсолютизируя момент их различия.
В вопросах онтологии критич. реалисты обнаруживают значит. разногласия; "эссенциалистское крыло" (Сантаяна, Дрейк, Роджерс, Стронг) рассматривали "данные" как логич. "сущности", вечные и неизменные, приходя к объективному идеализму платоновского толка (учение Сантаяны о "царствах бытия") или к субъективному идеализму, провозглашающему бытие физическим по форме и психическим по субстанции (D. Drake, What is a Mind?, "Mind", 1926, v. 35, No 138); др. группа (Селлерс, Пратт, Лавджой) считала "данные" психич. образованиями, возникающими в результате мозговой деятельности. Но и между ними не было единства: Пратт эволюционизировал в сторону персонализма; Лавджой - создал теорию "темпоралистического реализма", лежащую, по его словам, "между идеализмом и неореализмом". Селлерс в процессе своей филос. эволюции шел к материализму. В обращении к онтологии рушилось и без того призрачное единство критич. реалистов. В 30-х гг. XX в. это течение как таковое прекращает свое существование, хотя его приверженцы продолжают, каждый в соответствии со спецификой своей философии, развивать его принципы.
Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М.-Л., 1936; Коэн М. Р., Амер. мысль., пер. с англ., М., 1958; Боднар Я., О совр. философии США, [пер. со словацк. ], М., 1959; Юлина Н. С., Концепция реальности в амер. "критич. реализме", "Филос. науки" (Научн. докл. высшей школы), 1958, [No ] 2; Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., [М. ], 1962; Бичко И., На философському раздорiжжi, К., 1962; Pratt J. В., Matter and spirit, N. Y., 1922; Santayana G., Scepticism and animal faith..., N. Y., [1929 ]; Sellars R. W., The philosophy of physical realism, N. Y., 1932; его же, Critical realism and modern materialism, в кн.: Philosophic thought in France and the United States, N. Y., 1950; Lovejоу А. О., The revolt against dualism, 2 ed., La Salle (Illinois), 1960.
И. Бычко. Киев.