Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛАН")

ЛА БОЭСИ

Л а Б о э т и (La Boétie), Этьенн (1 сент. 1530 - 18 авг. 1563) - франц. публицист и поэт. По профессии юрист, советник бордосского парламента; переводчик Ксенофонта и Плутарха. Ближайший друг Монтеня. Автор политич. трактата "Рассуждение о добровольном рабстве..." ("Discours de la servitude volontaire...", 1922, рус. пер. 1952; написан Ла Б. в 18-летнем возрасте, впервые полностью напечатан в 1576) - обличит. памфлета против усиливавшегося гнета франц. абсолютизма. В своем трактате Ла Б. проводил мысль о том, что короли узурпировали права, принадлежащие народу. Он выступал не только против монархического, но и против всякого гос-ва, основанного на эксплуатации. Все люди, по мнению Ла Б., по рождению равны и свободны, они должны быть товарищами и братьями и подчиняться одному разуму; если же народы еще находятся в рабстве, то лишь потому, что они сами добровольно вручают власть одному человеку, сами порабощают себя, не сознавая своих прав и своей силы. Однако революц. выводов Ла Б. не делал. Он считал, что достаточно народам понять свои права и захотеть отказаться от рабства, чтобы благодаря их численному превосходству тирания рухнула сама собой. Идеи Ла Б. оказали значит. влияние на франц. просветителей 18 в. "Рассуждение о добровольном рабстве" высоко ценил Л. Н. Толстой, к-рый впервые перевел трактат на рус. яз. и опубликовал отрывки из него (см. Полн. собр. соч., т. 41, 1957, с. 426-34; т. 42, 1957, с. 402-04, 613).

Лит.: История франц. литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 318-20; Barrère J., L'humanisme et la politique..., P., 1923; Lug1i V., Une amitié illustre: Montaigne et La В., Firenze, 1935; Day, E. de La Boétie, P., 1939; Claude P., Essai sur La В., Brux., 1949.

ЛААС

ЛААС (Laas), Эрнст (16 июня 1837 - 25 июля 1885) - нем. педагог и философ, субъективный идеалист. Проф. философии в Страсбурге (с 1872). Исходя из позитивизма и выступая как против платоновской тенденции объективного идеализма, так и против неокантианства, Л. пришел, в сущности, к тем же выводам, что и Авенариус (см. В. И. Ленин, Соч., т. 14, с. 193). В соч. "Идеализм и позитивизм" ("Idealismus und Positivismus", TI 1-3, 1879-84; рус. пер. 1907) Л. развивал идеалистич. теорию познания, к-рую назвал "коррелятивизмом".

По Л., субъект и объект "соотносительны", бытие имманентно сознанию. Мир, по Л.,- сумма возможных ощущений. Историю философии Л. рассматривал как борьбу платонизма и позитивизма, восходящего к Протагору. В статье "Идеалистич. и позитивная этика" ("Idealistische und positivistische Ethik", в кн.: Literarischer Nachlass, 1887) Л. с позитивистских позиций выступил против кантовской этики. Ленин критиковал Л. как субъективного идеалиста, близкого к махистам и имманентам (см. Соч., т. 14, с. 198).

Соч.: Kant's Analogien der Erfahrung, В., 1876.

Лит.: Hanisch R., Der Positivismus von E. L., Halle, 1902 (Diss.); Gjurits D., Die Erkenntnistheorie des E. L., Lpz., 1902 (Diss.); Коhn J., Der Positivismus von Ε. L., Bern, 1907 (Diss.); Grunicke L., Der Begriff der Tatsache in der positivistischen Philosophie des 19. Jahrhunderts, Halle,1930; Salamonowicz L., Die Ethik des Positivismus nach E. L., В., 1935 (Diss.); Koch Ν., Das Verhältnis der Erkenntnisstheorie von E. L. zu Kant, Würzburg, 1940.

ЛАБРИОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАБРЮЙЕР

ЛАБРЮЙЕР (La Bruyère), Жан (16 авг. 1645 - 10 мая 1696) - франц. писатель и моралист, предвестник франц. Просвещения 18 в. Член Франц. академии (с 1693). Состоял адвокатом париж. парламента и с 1684, по рекомендации Боссюэ, стал воспитателем внука Конде герцога Бурбонского, в доме к-рого и прожил до конца своей жизни, наблюдая жизнь франц. аристократии. Материалы этих наблюдений легли в основу его книги "Характеры Теофраста, перевод с греческого дополненный характерами и нравами этого века" ("Les caractères de Théophraste, traduits du grec avec les caractères ou les moeures de ce siècle", 1688; при жизни Л. выдержала 9 изданий; рус. пер. - "Характеры или свойства различного состояния людей нынешнего времени", 1812; 1889; "Характеры или нравы нынешнего века", 1964), в к-рой он показывал, что характеры являются непосредств. результатом социальной среды. Л. подверг острой критике политику, обществ. жизнь и нравы своего времени с бурж.-демократич. позиций.

Самым большим злом франц. общества Л. считал неравенство сословий и власть денег. Политич. идеалом Л. был просвещенный абсолютизм. Критику Л. пороков цивилизов. общества продолжил Рейналь и Руссо.

Соч.: Oeuvres, éd. G. Servois, 3 éd., P., 1922; Oeuvres complètes, [P., 1934 ], в рус. пер. - Избр. мысли Л. с прибавлением избр. афоризмов и максим Ларошфуко, Вовенарга и Монтескье, с предисл. Л. Н. Толстого, М., 1908.

Лит.: История франц. литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 571-75; Пушкин А. С., Путешествие из Москвы в Петербург, Полн. собр. соч. в 6 тт., т. 6, М., 1936, с. 210; Толстой Л. Н., О писателях и о книгах, вып. 1, М., 1912; Pellisson M., La Bruyère, P., 1892; Lange M., La Bruyère. Critique des conditions et des institutions sociales, P., 1909; Richard P., La Bruyère et ses "Caractères", Amiens, 1946; Miсhaut G., La Bruyère, P., 1936; Paquot-Pierret L., L'art du portrait chez La Bruyère, Brux., 1948.

Г. Зельманова. Ленинград.

ЛАВДЖОЙ

ЛАВДЖОЙ (Lovejoy), Артур Онкен (10 окт. 1873 - 30 дек. 1962) - амер. философ, представитель критического реализма. Проф. философии Вашингтонского (1901-1908), Миссурийского (1908-10) ун-тов и ун-та Джона Хопкинса в Балтиморе (1910-38). Президент Американской философской ассоциации (1916-1917), Американской ассоциации университетских профессоров (1919). С 1940 - основатель и ред. журн. "Journal of the History of Ideas" ("Журнал истории идей").

Важнейшие работы - по истории философии, понимавшейся им как "историография идей": методом ее Л. считал выделение "идей-единиц" (unit-ideas), т.е. филос. категорий, специфич. филос. теорий, свящ. формул и т.д., и исследование их проникновения в различные области идейной жизни (см. "Essays in the history of ideas", Balt., 1948, p. 10). Филос. взгляды Л. - т.н. "темпоралистический реализм", к-рый является попыткой защитить реальность качеств. разнообразия в мире. С этих позиций он критикует аргументацию субъективного идеализма, к-рый, изгоняя из мира реальное изменение, смешивает "восприятие последовательности с последовательностью восприятий", и рационализма, выдающего за очевидный закон тезис о том, что "в следствии не может быть ничего такого, чего бы не было в причине" (Коэн М. Р., Американская мысль, М., 1958, с. 346). Л. - сторонник теории эмерджентной эволюции (см. "The meaning of„emergence and its modes"" в журн. "J. Philos. Stud.", 1927, v. 2, No 6, p. 176, 177). Он критикует прагматизм (гл. обр. - прагматизм Дьюи) за отождествление реальности и опыта и неореализм за признание имманентности объекта субъекту в акте познания. Свои взгляды он считает дуалистическими в том смысле, что данные опыта не тождественны объективной реальности и не совпадают с нею. Л. признает независимые от субъекта "физические существования", находящиеся в процессе постоянного изменения. Однако, признавая, что познанию доступны только "данные познания", т.е. психич. образования, но не "физические существования", Л. утверждает, что во всей познавательной деятельности человек имеет дело только с понятиями, реальное содержание к-рых лежит по ту сторону опыта. Тем самым, отрывая образ от его объекта, Л. остается на позиции агностицизма и идеализма (см. Pragmatism versus the pragmatist, в сб:. Essays in critical realism, 1920, new ed., 1941). Сам Л. утверждает, что он занимает позицию между идеализмом и неореализмом.

Соч.: A temporalistic realism, в кн.: Contemporary American philosophy, v. 2, Ν. Υ., 1930, The revolt against dualism, L., 1930, The great chain of being, Camb. (Mass.), 1936.

Лит. Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М.-Л., 1936, с. 174-80, Коэн М. Р., Амер. мысль, пер. с англ., М., 1958, с. 303, 337-38, Боднар Ян, О совр. философии США, М., 1959, с. 145-47.

ЛАВЕЛЬ

ЛАВЕ́ЛЬ (Lavelle), Луи (15 марта 1883 - 1 сент. 1951) - франц. философ-спиритуалист, один из основоположников т.н. философии духа. Осн. принципом философии Л. считает категорию бытия, якобы находящегося "выше классического противоречия между объектом и субъектом" ("La dialectique du monde sensible", Sras., 1921, p. X). Бытие, по Л., есть чистый "акт", оно идентично понятию "дух" и образует полноту и цельность опыта. "... Чистое бытие абсолютно чуждо материи..." (там же, р. 4). "Источником и сущности и существования является бог" ("De l'Acte", P., 1937, p. 107, 108). Преодолевая эмпиричность природы, человек через свою "духовную интимность" участвует (participe) в "свободном чистом и бесконечном акте", т.е. в бытии бога. Попытки Л. разрешить противоречие между сознанием и бытием, сущностью и существованием, природой и свободой, как и его концепция человека, "расцветающего в ясном мире божественного присутствия", близки иррационализму и мистицизму христианского экзистенциализма.

Соч.: Le présence totale, Ρ, 1934, Le moi et son destin, P., 1936, La philosophie francaise entre les deux guerres, P., 1942, Du temps et de l'éternité, P., 1945, La dialectique de l'éternel présent. De l'être, nouv. éd., P., 1947, De l'acte, P., 1951, Introduction à l'ontologie, P., 1947, De l'âme humaine, P., 1951, Notes sur le sujet..., "Giornale di metafisica", 1955, maggio-giugno, No 3, De l'intimité spirituelle, P., [1955 ], Traité des valeurs, t 1-2, P., 1951-55, Morale et religion (Chroniques philosophiques, t. 1), P., 1960, Manuel de méthodologie dialectique, P., 1962.

Лит. Попович M. В., Похiд проти розуму, К., 1960, Совр. религ.-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962, "Giornale di Metafisica", 1952, 15 luglio - agosto, No 4, Εсоle J., La métaphysique de l'être dans la philosophie de L. L., Louvain - P., 1957, Lacroix J., Consentement et création, "Études Philosophiques", 1957, No 4, Davy G., L. Lavelle, там же, 1957, No 4, 1958, No 1, Forest Α., Lavelle et Malebranche, там же, 1958, No 1, Sсiaссa M. F., Souvenir de L. Lavelle, там же, Piersol W., La valeur dans la philosophie de L. L. (Thèse), [Lyon, 1959 ], Levert P., L'être et le réel d'après la philosophie de L. L., "Études Philosophique", 1960, No 2.

T. Сахарова. Москва.

ЛАВЕРНЬ

ЛАВЕ́РНЬ (Lavergne), Бернар (р. 15 дек. 1884) - франц. бурж. социолог и экономист, почетный проф. ф-та права и экономич. наук Парижского ун-та. По ряду политич. вопросов Л. занимает прогрессивные позиции (борьба против вооружения Зап. Германии, империалистич. планов объединения Европы).

Ученик Ш. Жида, Л. считает, что на смену зап. капитализму должен прийти "кооперативный строй", к-рый якобы обеспечит сочетание социалистич. распределения с либерализмом и режимом политич. свободы, приведет к диффузии прибыли, к "облагораживанию" наемного труда, к гармонии классов (см. "L'ordre coopératif", P., 1926, p. 69).

В основу объяснения истории Л. кладет борьбу индивидуализма и авторитаризма; первый Л. рассматривает как выражение т. зр. потребителя, а второй - т. зр. производителя; в определенных пределах оба они правомерны (идея "социального дуализма"). Вместе с тем Л. отдает решит. предпочтение индивидуализму, поскольку, по его мнению, в экономич. области примат должен принадлежать потребителю (см. "Individualisme contre autoritarisme", P., 1959, p. 120).

В политич. экономии Л. защищает психологич. теорию стоимости и психологич. теорию кризисов.

Соч.: Le régime coopératif, P., 1908; La théorie des marchés économiques, P., 1910; Les régies coopératives, P., 1927; Le gouvernement des démocraties modernes, t. 1-2, P., 1933; La crise et ses remèdes, P., 1938; Essor et décadence du capitalisme, P., 1938.

В. Кузнецов. Москва.

ЛАВРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАГАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАДЫГИНА-КОТС

Надежда Николаевна [6(18) мая 1889 - 3 сент. 1963 ] - сов. психолог, старший науч. сотрудник Института философии АН СССР (1945-63), д-р биологич. наук; засл. деятель науки (с 1961). С 1911 работала в Гос. Дарвиновском музее, ведя науч. исследования по сравнит. и эволюц. психологии. Л.-К. - крупнейший специалист в области сравнит. психологии, особенно в изучении психики и поведения обезьян. Работы Л.-К. имеют фундаментальное значение для разработки проблемы антропогенеза.

Соч.: Исследование познават. способностей шимпанзе, ч. 1-2, М.-П., 1923; О познават. способностях шимпанзе, в кн.: Брэм Α., Человекообр. обезьяны, пер. с нем., М.-Л., 1924; Приспособит. моторные навыки макака в условиях эксперимента, [М., 1928 ]; Дитя шимпанзе и дитя человека..., М., 1935; Различение количества у шимпанзе, в сб.: Психология, т. 3, Тб., 1945; Особенности элементарного мышления животных, "Вопр. психологии", 1955, No 3; Развитие форм отражения в процессе эволюции организмов, "Вопр. философии", 1956, No 4; Les caractères spécifiques de l'intelligence des anthropoides (du chimpanzé), M., 1957, Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958; Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян (шимпанзе), М., 1959; The handling of objects by primates (apes and monkeys) in the light of antropogenesis, в кн.: XVth International Congress of Zoology (London, 16-23 Iuly 1958), Proceedings, L., 1959; Работы сов. ученых в области сравнительной психологии, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 2, М., 1960; Дарвинизм и проблема происхождения сознания, в кн.: Дарвинизм живет и развивается, М., 1960, Emploi d'un instrument par un chimpanzé dans une situation expérimentale, "L'année psychologique", 1961, No 1; Значение трудов Ч. Дарвина для сравнительной психологии. (К 80-летию со дня смерти), "Вопр. психологии", 1962, No 4.

ЛАЗ

Иоанн (Иоанн Грузин Митридат) - теолог и философ 5 в., единомышленник и друг П. Ивера. Жил в Грузии, Константинополе; скончался в Сирии, ок. 464-65. Был последователем неоплатоников Плотина и Прокла (есть данные о сотрудничестве Л. с Проклом). По предположению бельг. проф. Э. Хонигмана (Е. Honigmann, Pierre l'Ibérien et les écrits du Pseudo-Denys l'Aréopagite, 1952), Л. был соавтором Ареопагитик.

Лит.: Нуцубидзе Ш. И., Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита, Тб., 1942.

Ш. Хидашели. Тбилиси.

ЛАЗАРСФЕЛЬД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАЗУРСКИЙ

Александр Федорович [31 марта (12 апр.) 1874 - 27 февр. (12 марта) 1917 ] - рус. психолог. Сотрудник Бехтерева, проф. Психоневрологич. ин-та. Разработанная Л. методика "естественного эксперимента" (1911) впервые сближала психологич. исследование с непосредств. жизненной ситуацией и оказала влияние на совр. педагогич. психологию. В ст. "Влияние естествознания на развитие психологии" (журн. "Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии", 1900, No 8) Л. возражал против выведения психологии из умозрит. философии и подчеркивал связь психологии с естеств. науками. Работал над проблемами характерологии и классификации личностей. Выдвинутая Л. идея отношении, в к-рых проявляется характер, противопоставлялась традиц. пониманию личности как совокупности психич. функций. Вместе с тем взгляды Л. на личность и характер страдали механицизмом. Филос. взгляды Л. были идеалистическими: на них сказалось влияние представлений бурж. социологии о биосоциальной сущности человека.

Соч.: О центральных продолжениях двигательных черепных нервов, "Неврологич. вестник", 1895. т. 3, вып. 3, Школьные характеристики, 2 изд., СПБ, 1913, К учению о психической активности, Μ., 1916, Очерк науки о характерах, 3 изд., П., 1917, Естественный эксперимент и его школьное применение [Сб. ст. ] под ред. А. Ф. Л., Π., 1918, Классификация личностей, 3 изд., Π., 1924, Психология общая и экспериментальная, [3 изд ], Л., 1925.

Лит. Лазурский В. Ф., Профессор А. Ф. Лазурский, О., [б. г. ], Нечаев А. П., Памяти А. Ф. Л., "Психология и дети", 1917, No 3-4, Бехтерев В. М., А. Ф. Лазурский, "Вестник психол., криминальной антропол. и педологии", 1919, т. 14, вып. 1, Крогиус Α. Α., Ступени познания, проложенные в характерологии А. Ф. Лазурским, там же, Садчикова П. И., Психологич. наследие А. Ф. Л., К., 1955 (Автореф.), ее же, Психологiчна спадщина О. Ф. Лазурського, в сб. ст. Нариси з iсторii вiтчизняноi психологii кiнця XIX i початку XX столiття, К., 1959.

А. Петровский. Москва.

ЛАИН ЭНТРАЛЬГО

ЛА́ИН ЭНТРА́ЛЬГО (Lain Entralgo), Педро (р. 1908) - исп. историк и философ, Один из представителей части бурж. интеллигенции, оппозиционной к режиму Франко. Идеалистически трактуя историю культуры в книгах "Поколения в истории" ("Las generaciones en la historia", 1944), "Испания как проблема" ("España como problema", t. 1-2, 1956) и др., Л. Э. в то же время пытается раскрыть нац. своеобразие развития Испании. В работах "Поколение 1898 года" ("La generación del 98", 1945, 3 ed., 1956), "Менендес-и-Пелайо" ("Menéndez y Pelayo: historia de sus problemas actuates", 1944) и др. выступает против трактовки обществ. мысли в духе ортодокс. католицизма. Сторонник умеренного направления в совр. католицизме, Л. Э. выступает против марксизма ("Ожидание и надежда" - "La espera y la esperanza", 1957). Л. Э. - автор ряда работ по истории медицины, в к-рых стремится примирить науку с религией, объяснить эволюцию представлений о болезни с позиций теологии.

Соч.: Medicina e historia, Md., 1941, Estudios de historia de la medicina y la antropologia médica, Md., 1943, Historia de la medicina. Medicina moderna y contemporánea, Md., 1954, Mysterium doloris, Md., 1955.

З. Плавскин. Ленинград.

ЛАКЕБРИНК

ЛА́КЕБРИНК (Lakebrink), Бернхард (р. 24 февр. 1904) - зап.-герм. философ-неотомист. В осн. работе "Гегелевская диалектич. онтология и томистская аналектика" ("Hegels dialektische Ontologie und die Thomistische Analektik", 1955) Л. пытается дать методологич. обоснование схоластич. онтологии, разработать в противоположность диалектике схоластич. метод - томистскую аналектику (термин введен им). Диалектич. противоречию как взаимо-проникновению противоположностей Л. противопоставляет аналектич. тезис гармонии, сходства различий, к-рое следует понимать как нечто промежуточное между тождеством и борьбой противоположностей. Сходство при этом считается первичным, субстанциальным принципом всех свойств и отношений бытия. Сходство, по Л., является "материнской первоосновой своих частей" (указ. соч., S. 323). Своим содержанием аналектич. тезис о примате сходства над различием служит обоснованию одного из осн. положений схоластич. картины мира - утверждению неподвижной иерархич. структуры бытия. Существо такого обоснования составляет антидиалектич. решение проблемы источника движения, перенесение этого источника вовне и в конечном счете обожествление. Аналектика Л. несовместима с наукой, к-рая подтверждает диалектико-материалистич. понимание единства и борьбы противоположностей.

Соч.: Das Wesen der theoretischen Notwendigkeit unter besonderer Berücksichtigung der kantischen und ihrer modernen Interpretation (Natorp, Heidegger), в кн.: Philosophisches Jahrbuch der Görres-Gesellschaft, Bd 46, Bonn, 1933, Zum Eckehart-Problem, в кн.: Studien zum Mythus des 20. Jahrhunderts, [Tl ] 3, Köln, 1935; Neue Bildung. Die Überwindung des modernen Nominalismus, Bonn, 1946; Der lateinische Gedanke und die deutsche Subjektivität, Köln, 1946; Der Existentialismus, "Die Kirche in der Welt", Jg 2, 1949, Lfg. 1; Der Einfluss Schellings auf das ontologische Denken der Gegenwart, там же, Jg 7, 1954, Lfg. 3.

Лит.: Деборин Α. Μ., Философия и политика, M., 1961, с. 630; Греков Л. И., Диалектич. противоречие и неотомистская аналектика, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1962, No 5; Ley H., Die materialistische Dialektik gegen die idealistische Metaphysik, "Wissenschaftliche Zeitschrift der technischen Hochschule Dresden", Jg 7, 1957-58, H. 1.

Л. Греков. Москва.

ЛАКОМБ ОЛИВЬЕ

ЛАКО́МБ Оливье (Lacombe), (р. 2 июля 1904) - франц. философ-неотомист; проф. Лилльского ун-та (с 1947), президент Католич. центра франц. интеллигенции. Филос. воззрения Л. формировались под влиянием неотомистских концепций Маритена и Жильсона. Л. ставит вопрос о необходимости создания нового католичества. Современность, отмечает Л., - это эпоха нового (после Возрождения и Просвещения) наступления на католичество; исход борьбы зависит от того, сможет ли католичество освободиться от своей традиц. формы и, сохраняя христ. основу, органически включить в себя мудрость всех народов (в том числе и народов Азии и Африки), сделавшись, т.о., вселенским учением, стоящим выше отдельных форм. Л. высоко оценивает идеалистич. системы индийской философии, сближая их с христ. спиритуализмом.

На филос. взгляды Л. оказала влияние также философия жизни. Хотя Л. критикует иррационализм (в частности, бергсоновский) за противопоставление жизни и разума как двух принципиально несоизмеримых начал, он отличает свое учение, с уважением и пониманием относящееся к различным формам религиозного опыта, от классического рационализма, враждебного вере. Рассматривая жизнь как в сущности иррациональный процесс, Л. заявляет, что "нет никакого разрыва между разумом и жизнью, и разум, вместе с порождаемой им духовной любовью, сам является суверенной формой жизни" ("Chemins de l'Inde et philosophie chrétienne", P., 1956, p. 20).

Соч.: L'absolu selon le Védanta, P., 1937; перевод и комментарии в кн.: Ramanuja Α., La doctrine morale et métaphysique..., [P. ], 1938; Existence de l'homme, Bruges, [1951 ].

В. Кузнецов. Москва.

ЛАКОМБ ПОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАКТАНЦИЙ

ЛАКТА́НЦИЙ (Lactantius), Луции Целий Фирмиан (ок 250 - ум. после 325) - церк. писатель, преподаватель красноречия в Никомедии. До принятия христианства склонялся к стоицизму. В своем гл. соч. "Божественные установления" ("Institutiones divinae") Л., в отличие от своих предшественников, стремился, по его собств. словам (см. указ. соч., V, 4, 3), не только "ответить обвинителям", но и "установить" (institutu) систематич. основы христианского учения (отсюда - заглавие). В полемич. частях "Божественных установлений" и в соч. "О творении божием" ("De opificio Dei") и "О гневе божием" ("De ira Dei") Л. пытался истолковать античные мифы в духе эвгемеризма (см. Эвгемер), опровергнуть "языческую" философию, выявляя противоречия между школами. В его обширной полемике с эпикурейцами ("О творении божием") сказалось влияние стоицизма. Оно заметно также в учении о душе: несмотря на дуалистич. противопоставления тела и души, Л. мыслил последнюю как некое тончайшее вещество. В полемич. работах Л. бог выступал антропоморфным. Соч. Л. содержат ряд свидетельств, текстов и фрагментов, важных в качестве источников по истории древней философии. В отношении стиля Л. следовал лучшим образцам и получил прозвище "христианского Цицерона" Естеств.-науч. представления Л. характерны для того упадка, к-рый переживала наука в последние века Рим. империи и в раннем средневековье.

Соч.: Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 27, W., 1890-1897, Schriften, в кн.: Bibliothek der Kirchenväter, Bd 36 1919; в рус. пер. - Творения Л., писателя в начале четвертого века, прозванного христианским Цицероном, пер. Ε. Корнеева, ч. 1-2, СПБ, 1848.

Лит.: Садов А. И., Древне-христиан. церк. писатель Л., СПБ, 1895, Marbach F., Die Psychologie des Firmianus Lactantius. Ein Beitrag zur Geschichte der Psychologie, Halle an der Saale, 1889, Pichon Ρ., Lactance, étude sur le mouvement philosophique et religieux sous le régime de Constantin, Ρ., 1901, Siegert J., Die Theologie des Apologeten Lactantius in ihrem Verhältnis zur Stoa, Bonn, 1921 (Diss.) Roller К., Kaisergeschichte in Lactanz "de mortibus persecutorum", Giessen, 1927 (Diss.)

В. Зубов. Москва

ЛАЛАНД

ЛАЛАНД (Lalande), Андре (p. 19 июля 1867) - франц. философ, субъективный идеалист. С 1904 - проф. философии в Сорбонне, с 1922 - член Академии моральных и политич. наук. Вместе с Ксавье Леоном Л. был инициатором создания Франц. филос. общества (Société francaise de philosophie, 1901) и созыва первого междунар. филос. конгресса (Париж, 1900). Автор работ по филос. проблемам эволюционизма, философии науки, этике и эстетике. Под редакцией Л. в 1902-23 в "Bulletin de la Société francaise de la philosophie" был впервые опубликован "Технич. и критич. филос. словарь" ("Vocabulaire technique et critique de la philosophie"). Эта наиболее значительная франц. энциклопедич. работа по филос. терминологии вышла отдельно в 1926 и выдержала уже 7 изданий.

Филос. взгляды Л. эклектичны: в них заметно сочетание позитивистских элементов с метафизически-спиритуалистическими, влияние "философии тождества" Мейерсона и таких философов, как Изуле-Лубатьер и Бутру.

Выступая с критикой эволюционизма Спенсера, Л. утверждает, что если на поверхности вещей наблюдается эволюция, ведущая к возрастающей дифференциации, то глубинная тенденция действительности состоит в диссолюции или инволюции, в стремлении от гетерогенного к гомогенному, к единообразию и смерти, что рассматривается в качестве универсального закона развития ["Ведущая идея диссолюции, противостоящая идее эволюции в методе физических и моральных наук" - "L'idée directrice de la dissolution opposée à celle de l'évolution, dans la méthode des sciences physique et morales", 1898 (Thèse); 2 изд. под назв. "Эволюционистские иллюзии" - "Les illusions évolutionistes", 1930 ]. С наибольшей силой тенденция к инволюции обнаруживается в разуме, основная особенность к-рого - подведение под нек-рое единство хаотич. иррациональности природы. Осн. типы инволюции, по Л.: механич., физиологич., психологич. и социологический. Критерий объективности знания Л. усматривает в коллективном сознании, смыкаясь здесь с социологич. школой Э. Дюркгейма. Противопоставляя логику, этику и эстетику фактич. знанию, Л. рассматривает их как осн. нормативные дисциплины, построение к-рых состоит в нахождении очевидных норм и установлении связей между ними.

Л. написал ряд логич. исследований по истории теоретич. описания, экспериментального метода и процессов индуктивного умозаключения.

Соч.: La psychologie des jugements de valeur, Le Caire, 1929, Les théories de l'induction et de l'expérimentation, P., 1929, Lectures sur la philosophie des sciences, 11 éd., Ρ., 1932, La raison et les normes, Ρ., 1948, рус. пер. - Этюды по философии наук, 2 изд., СПБ, 1897

Лит.: Benrubi I., Philosophische Strömungen der Gegenwart in Frankreich, Lpz., 1928, Davy G., La philosophie de A. L., "Rev de Deux Mondes", 1957, No 20, p. 612-28, Schul P. M., L'oeuvre de M. A. L., "Revue Philos. de la France et de l'étranger", 1958, t. 148, No 1, p. 1-6

В. Лекторский, В. Садовский. Москва.

ЛАЛО

ЛАЛО (Lalo), Шарль (1877 - 1 апр. 1953) - франц. эстетик, позитивист, председатель Франц. общества эстетики (Société franсaise d'esthetique). С позиций позитивистской "формальной эстетики" Л. выступал против иррационализма (Бергсон, Кроче) и субъективизма в эстетике, в частности против т.н. теории вчувствования ("Эстетич. чувства" - "Les sentiments esthétiques", 1910). В ранних своих работах под влиянием Гельмгольца стремился построить муз. эстетику на экспериментальной основе. В последующем разрабатывал и более общие вопросы эстетики: о связи искусства с обществ. жизнью ("Искусство и социальная жизнь" - "L'art et la vie sociale", 1921; "Выражение жизни в искусстве" - "L'expression de la vie dans l'art", 1933), с моралью ("Искусство и мораль" - "L'art et la morale", 1922), с половым инстинктом ("Прекрасное и половой инстинкт" - "La beauté et l'instinct sexuel", 1922). В соч. "Введение в эстетику" ("Introduction à l'esthétique", 1912, рус. пер. 1915) Л. вслед за Гюйо развивал положение о том, что иск-во есть игра, однако считал, что оно имеет социальный характер, т.к. восстанавливает "полноту гармонии жизни". Согласно Л., иск-во является не отражением жизни, а лишь эстетич. реакцией на различные ее явления. В 30-х гг. Л. снова возвращается к теории музыки и к проблемам структуры художеств. произведений, приближаясь к распространенному на Западе "структурализму".

Соч.: L'esthétique expérimentale contemporaine, P., 1908; Esquisse d'une esthétique musicale scientifique, P., 1908; 2 éd., Éléments d'une esthétique musicale scientifique, P., [1939 ]; La faillite de la beauté, P., 1923 (совм. с А.-М. Lalo); Notions d'esthétiques, P., 1925.

И. Мáца. Москва.

ЛАМАИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМАРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМБЕРТ

ЛАМБЕРТ (Lambert), Иоганн Генрих (26 авг. 1728 - 25 сент. 1777) - нем. философ, математик, физик, астроном и логик. Автор соч. "Фотометрия..." ("Photometria, sive de mensura et gradibus luminis, colorum et umbrae", 1760). В "Космологических письмах..." ("Kosmologische Briefe über die Einrichtung des Weltbaues", 1761) выступил как мыслитель школы Вольфа, опирающийся на естеств.-науч. результаты Ньютона. В переписке с Кантом Л. настаивал на дополнении рационализма Вольфа эмпиризмом Локка. В "Новом Органоне" ("Neues Organon, oder Gedanken über die Erforschung und Bezeichnung des Wahren...", Bd 1-2, 1764) и "Архитектонике..." ("Anlage zur Architektonik oder Theorie des Einfachen und Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis", Bd 1-2, 1771), пытаясь систематизировать философию, обратил внимание на важность изучения знаков, выступив как один из предшественников совр. семиотики и логической семантики.

Вслед за Лейбницем Л. явился создателем одной из первых логико-математич. концепций, предвосхитивших ряд результатов Буля. Ему фактически были известны процедура разложения логич. выражений на элементарные составляющие (конституенты) и нек-рые др. результаты алгебры логики; им дан логич. анализ строгой дизъюнкции. Развивавшееся Л. исчисление классов включало в себя, помимо символов классов, также и знаки отношений. Л. принадлежит также оригинальное построение обобщенной силлогистики, основанной на квантификации предиката.

Соч.: Logische und philosophische Abhandlungen, В., 1782; Briefwechsel..., Bd 1-5, В., [1782-84 ]; Brief des Lambert an Kästnern, "Göttingische Anzeigen von gelehrten Sachen", 1764, 28 Stueck, 5 März.

Лит.: Стяжкин Н. И., К характеристике ранней стадии в развитии идей матем. логики, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No3; Baensch О., J. H. L. Philosophie und seine Stellung zu Kant, Tübingen, 1902.

Н. Стяжкин. Москва.

ЛАМЕННЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМЕТРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛАМОНТ

ЛАМО́НТ (Lamont), Корлисс (р. 28 марта 1902) - амер. обществ. деятель и философ. Д-р философии (с 1932), председатель Конгресса американо-советской дружбы (с 1942), а затем Национального совета американо-сов. дружбы (1943-46). Л. написано много трудов, рассказывающих амер. читателям о достижениях сов. народа, об успехах социализма. Важное место в деятельности Л. занимает борьба за гражданские свободы, провозглашенные конституцией США, критика правящих кругов, попирающих демократич. завоевания амер. народа и развязывающих антикоммунистич. истерию. Вместе с тем Л. толкует демократию не как форму политич. господства тех или иных классов, а как "...обеспечение гражданских свобод всем: реакционерам и радикалам, предпринимателям и рабочим, католикам и атеистам, коммунистам и фашистам, либералам, прогрессивным и свободомыслящим людям..." ("Свобода должна быть свободой на деле", М., 1958, с. 19). Он осуждает политику нац. угнетения и расовой дискриминации, выступает за мир, дружбу и сотрудничество между народами всего мира. С позиций своей философии "натуралистического гуманизма", к-рая, по его словам, в нек-рых своих пунктах "... находится, безусловно, в соответствии с марксистской мыслью и принципами диалектического материализма" ("Иллюзия бессмертия", М., 1961, с. 9), Л. ведет борьбу с идеалистич. филос. теориями и религ.-фидеистич. концепциями.

Соч.: Issues of immortality, N. Y., [1932 ], You might like socialism, a way of life for modern man, N. Y., [1939 ], The peoples of the Soviet Union, N. Y., [1946 ], A humanist funeral service, Boston, 1947, The independent mind, Ν. Υ., 1951, Soviet civilization, [2 ed ], N. Y., [1955 ], The philosophy of humanism, [4 ed. ], Ν. Υ., [1957 ].

В. Леонтьев. Москва.

ЛАМОТ-ЛЕВАЙЕ

ЛАМО́Т-ЛЕВАЙЕ́ (La Mothe Le Vayer), Франсуа (1 авг. 1588 - 9 мая 1672) - франц. публицист и философ-вольнодумец. Член Франц. академии (с 1639), воспитатель Людовика XIV (1652). Филос. взгляды Л.-Л. сложились под влиянием Секста Эмпирика, Монтеня, Гассенди. Скептицизм Л.-Л. был направлен против утверждений об абсолютности знаний и моральных норм, а также религ. принципов. Опираясь на сенсуалистич. теорию познания, Л.-Л. отстаивал независимость человеч. разума от всяческих ограничений, в т.ч. и религиозных. Л.-Л., подчеркивая противоречие веры и разума, утверждал, что доступными человеку средствами нельзя доказать существования бога. Анализируя доказательства бессмертия души, приводимые Платоном, Аристотелем, Порфирием, Фомой Аквинским и др., Л.-Л. вскрывал их противоречивость и несостоятельность, показывал, что религия, в т.ч. и христианство, не располагает ни одним бесспорным положением и что философия не может иметь своим основанием теологию; моральные нормы, по его мнению, не зависят от религии.

В своих политич. высказываниях Л.-Л. отрицал абсолютность и неограниченность власти короля. Политику Л.-Л. определял как науку о хорошем управлении, а гл. задачу видел в том, чтобы дать возможность народу наслаждаться миром, для чего народ должен быть готов к войне. Л.-Л. оказал влияние на последующее развитие прогрессивной филос. мысли во Франции. Высокую оценку Л.-Л. дали Бейль и Вольтер.

Соч.: Oeuvres, v. 1-14, Dresden, 1756-59.

Лит.: История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 164-65, История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946, Wickelgren F. L., La Mothe le Vayer, sa vie et son oeuvre, P., 1934, Pintard R., La Mothe le Vayer, Cassendi, Guy Patin, P., 1943, его же, La libertinage érudit dans la première moitié du XVIIe siècle, t. 1-2, P., 1943, Julien-Eymard d'Angers, Stoicisme et "libertinage", dans l'oeuvre de Francois La Mothe le Vayer, "Rev. Sei. Humaines", 1954, fasc. 75, Spink J. S., French free-thought from Gassendi to Voltaire, Oxf., 1960.

Г. Зельманова. Ленинград.

ЛАМПРЕХТ

ЛАМПРЕХТ (Lamprecht), Карл (25 февр. 1856 - 10 мая 1915) - нем. либерально-бурж. историк. Проф. в Лейпциге (с 1891). Примыкая по филос. взглядам к позитивизму в духе Конта, Л. в работе "История германского народа" ("Deutsche Geschichte", Bd 1-12, Erg. Bd 1-2, 1891-1909, [4-6 Aufl. ], 1920-22, рус. пер., т. 1-3, 1894-96) и др. изображал историю на основе "нового метода", к-рый он противопоставлял господствовавшей офиц. историографич. школе. Под влиянием Вундта объектом истории и основой своего метода Л. считал коллективную психику, познание к-рой путем индуктивно-эмпирич. исследования позволит, по его мнению, выявить закономерности истории. Метод Л. характеризовался нек-рыми прогрессивными чертами: признанием причинного характера историч. развития, определяющей роли масс в истории по сравнению с отд. историч. деятелями. Плеханов положительно оценивал направление (к нему принадлежал и Л.), к-рое "...объявляет важнейшей задачей исторической науки изучение общественных учреждений и экономических условий" (Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 314). В то же время он характеризовал как глубоко ошибочное мнение Л., будто "...социальная психика составляет коренную причину исторических явлений" (там же, с. 333). Л. ошибочно полагал, будто общественные, в т.ч. и экономические, отношения являются не материальными, а духовными в своем существе. Л. отводил решающую роль культуре и рассматривал ее как историю социально-психич. развития, носителем к-рого является нация. В основу периодизации истории он положил стадии развития сознания (анимизм, символизм и т.д.), параллельно к-рым изменяются и уклады экономич. жизни народа. Каждая из этих стадий (культурно-историч. эпох) характеризуется, по Л., определ. единством социально-психологич. факторов.

Метод Л. не получил поддержки со стороны большинства нем. бурж. историков, обвинявших Л. в "коллективизме" и в материализме. Однако, как отметил Плеханов, эти обвинения были неосновательны (см. тамже, с. 312).

Соч.: Alte und neue Richtungen in der Geschichtswissenschaft, В., 1896; Die kulturhistorische Methode, В., 1900; Moderne Geschichtsauffassung, 2 Aufl., В., 1909; Einführung in das historische Denken, Lpz., 1912.

Лит.: Вайнштейн О. Л., Историография средних веков..., М.-Л., 1940, с. 206, 224-25; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории Средневековья в нем. историографии конца XIX - начала XX в., [М., 1958 ], с. 52-53, 64-94.

А. Мысливченко. Москва.

ЛАНГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЛА́НГЕ Николай Николаевич [12(24) марта 1858 - 15 февр. 1921 ] - рус. психолог, представитель эмпирич. направления. Окончил Петерб. ун-т. Работал в психологич. лаборатории В. Вундта в Лейпциге (с 1883). Проф. кафедры философии Одесского ун-та (1888-1921). Осн. филос. соч. - "История нравственных идей XIX в." (ч. 1, 1888). В труде "Психология" (опубл. в серии: Итоги науки в теории и практике, т. 8, 1914, имеется библ. трудов Л.) Л., разрабатывая филос. основы психологии, подверг критике взгляды Маха, Авенариуса и Наторпа по этому вопросу. Концепция самого Л., к-рую он называл "реалистической" или "биологической", не была последовательной: наряду с признанием первичности материального и отрицанием эпифеноменализма, Л. выдвигал дуалистич. теорию "психофизического взаимодействия", в к-рой отразилось влияние идущей от нем. философии (в частности, от Вундта) идеалистич. концепции активности сознания. Возражая против т.н. социального дарвинизма, Л. подчеркивал важность социальных факторов и языковой традиции в развитии психики человека. Осн. идеей эксперимент. работ Л. было рассмотрение психич. процессов в их связи с моторными компонентами. В этом обнаруживается влияние идей Сеченова на психологич. взгляды Л. Одной из важнейших заслуг Л. является разработка теории стадиального характера восприятия: в сформулированном им "законе перцепции" последовательность фаз восприятия от менее дифференцированного к более дифференциров. отражению объекта дается в сопоставлении с процессом филогенетич. развития человека. Л. доказал, что процесс восприятия одновременно является образованием наглядного суждения. Установленный Л. "закон перцепции", во многом подтверждающийся данными более поздних исследований, имеет большое значение для понимания единства чувственного и логического в познании. Л. осуществил первый в России перевод "Первой аналитики" Аристотеля (1894).

Соч.: Beiträge zur Theorie der sinnlichen Aufmerksamkeit und der activen Apperception, "Philos. Studien", 1888, Bd 4; Механизм внимания, "Русская школа", 1891, No 1; Душа ребенка в первые годы жизни, СПБ, 1891; Психологич. исследования, О., 1893; Великие мыслители XIX в. Лекция 1 - Кант и критика чистого разума, [О. ], 1901; Теория В. Вундта о начале мифа, О., 1912; Учебник логики, 2 изд., О., [1918 ].

Лит.: Гордiевський М. I., Наукова и громадсько-педагогiчна дiяльнiсть проф. М. М. Л., в кн.: Зап. Одеського наукового при ВУАН товариства. Секцiя педагогiчна, No 1, 1930 (имеется библиогр.); Элькин Д. и Шапиро Л., Психологич. наследие H. H. Л., в кн.: Сб. каф. педагогики Одесского ун-та, т. 2, О., 1941; Ананьев Б. Г.. Очерки истории рус. психологии XVIII и XIX веков, [М. ], 1947; Τеплов Б. М., Осн. идеи в психологич. трудах Н. Н. Л., "Вопр. психологии", 1958, No 6; Шеин А. А., Об историч. оценке психологич. концепции Η. Η. Л., там же, 1960, No 5; Теплов Б. М., Об историч. оценке психологич. концепции Η. Η. Л., там же, No 6.

М. Роговин. Москва.

ЛАНГЕ ФРИДРИХ АЛЬБЕРТ

ЛА́НГЕ Фридрих Альберт (Lange), (28 сент. 1828 - 21 нояб. 1875) - нем. философ-неокантианец и экономист. Проф. философии Цюрихского (с 1870) и Марбургского (с 1872) ун-тов. Будучи одним из инициаторов лозунга "назад к Канту", Л. критиковал материалистич. элементы философии Канта и считал, что "вещь в себе" является продуктом нашего разума, "предельным понятием". Внешний мир и разум, по Л., - непознаваемые феномены, в силу чего он считал религ. веру выше рационального познания. Л. использовал учение И. Мюллера о специфич. энергии органов чувств для обоснования "Физиологического идеализма". Активно борясь против филос. материализма, Л. отвергал его как "метафизику". С этих позиций написан его получивший большое распространение гл. труд "История материализма и критика его значения в настоящее время" ("Geschichte des Materialismus...", Bd 1-2, 1866, 10 Aufl., 1921, рус. пер. т. 1-2, 1881-83, 2 изд., 1899-1900), дающий извращенную историю материализма. Не понимая диалектики (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 239), Л. отождествлял законы общества с законами биологии; пытался внести идеологию неокантианства в нем. рабочее движение. В антимарксистском соч. "Рабочий вопрос в его значении для современности и будущего" ("Die Arbeiterfrage...", 1865) Л. выступил как бурж. либерал. Он проповедовал классовый мир, считая, что не классовая борьба, а моральные идеалы устранят антагонизм между буржуазией и пролетариатом.

Соч.: Logische Studien, 2 Aufl., Iserlohn, 1894.

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1933, с. 279; его же, [Письмо ] Ф. Энгельсу, от 7 мая 1865 г., там же, т. 23, М.-Л., 1930, с. 281; его же, [Письмо ] Л. Кугельману, 5 дек. 1868 г., там же, т. 25, [М.-Л. ], 1934, с. 544; его же, [Письмо ] дочери, 31 мая 1870 г., там же, т. 26, [M.-Л. ], 1935, с. 53-54; Энгельс Ф., [Письмо ] К. Марксу, 11 марта 1865 г., там же, т. 23, М.-Л., 1930, с. 265; его же, [Письмо ] А. Ланге, 29 марта 1865 г., там же, т. 25, [М.-Л. ], 1934, с. 449-52; Ленин В. И., Соч., 4 изд., Справочный том, ч. 2, с. 212; Ситковский Е., Неокантианство, в сб.: Из истории философии XIX в., М., 1933, с. 219-26; Ellissen O. A., F. A. Lange, Lpz., 1891.

Б. Пфо. ГДР.

ЛАНДБЕРГ

ЛАНДБЕРГ (Lundberg), Джордж Эндру (р. 3 окт. 1895) - амер. бурж. социолог-неопозитивист. Проф. социологии и статистики Вашингтонского ун-та (1945-53). В 1943 - президент Амер. социологич. об-ва. Как субъективный идеалист, Л. отвергает объективное значение закона, причинности и выдвигает операционалистич. метод определения понятий социологии (см. Операционализм). Следуя бихевиоризму, Л. отказывается признать сознат. мотивы поведения людей. Стимул и мотив, по Л., тождественны сумме их последствий, поэтому задача социологии заключается в упорядочении признаков и характеристик внешнего поведения. Л. - сторонник количеств. методов в социологии, перенесения методов и моделей естеств. наук (в особенности физики) в социологию.

Соч.: Trends in American sociology, N. Y. - L., 1929 (совм. с R. Bain, N. Anderson); Leisure, Ν. Υ., 1934 (совм. с M. Komarovsky, M. A. Mclnerny); Foundations of sociology, Ν. Υ., 1939; Social research, [2 ed. ], N. Y. - L., 1942; Can science save us?, N. Y. - L., 1947; Sociology, N. Y., [1954 ] (совм. с С. С. Schrag, О. N. Larsen).

Лит.: Беккер Г., Босков Α., Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961.

Н. Новиков. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница