Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 11, "КСЕ"-"КЮЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 11, "КСЕ"-"КЮЛ")

КСЕНОФАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КСЕНОФОНТ

А ф и н с к и й (Ξενοφῶν) (р. ок. 430 - ум. в 50-х гг. 4 в. до н.э.) - др.-греч. стратег, писатель, ученик Сократа, излагавший его учение. Из произведений К. к философии имеют отношение: "Воспоминания о Сократе", "Апология Сократа", "Киропедия", "Пир", отчасти "Гиерон" и "Агесилай". Если считать, что приписываемые им Сократу взгляды принадлежат также и ему самому (что вовсе не так уж очевидно), то "Воспоминания" дают обильный материал по диалектике (определение общих понятий) и по этике, к-рая и у него и у Сократа возникает на месте прежней натурфилософии. Этика понимается у них как учение о добродетели, а добродетель - как знание о правилах поведения, так что знание и добродетель неразделимы (Memor. III 9, 5). Добродетели ведут к благу, заключающемуся в пользе (там же, IV 6, 9) и в счастье жизни, в к-рое входят и физич. здоровье, и науки, и иск-ва, и дружба, и гражд. деятельность, и благочестие. Др. обширная область филос. интересов К. - это социальная жизнь, где у него весьма заметна постоянная склонность к аристократич. и даже монархич. образу мышления. В этом отношении он выступал как деятель кануна эллинизма и военно-монархич. идеологии, как представитель культа сильной личности (идеализация Кира Старшего и Младшего, спартанского царя Агесилая, сиракузского тирана Гиерона и др.), ввиду чего он был вынужден покинуть демократич. Афины и скитаться до тех пор, пока не получил приют под покровительством аристократии Спарты.

Соч.: [Works, ν 1-3 ], Camb (Mass.), 1947-50; в рус. пер. - Сократич., соч., М.-Л., 1935.

Лит.: Бабст, Политич. идеалы Исократа и Ксенофонта, в сб.: История Греции со времени Пелопоннесской войны, пер. под ред. Н. Н. Шамонина и Д. М. Петрушевского, вып. 1, М., 1896; Гомперц Т., Греч. мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913; Croiset A., Xénophon. Son caractère et son talent, P., 1873; Sofro G., Νόμος und Φύσις in X's Anabasis, "Hermes", 1899, Bd 34, S. 568-89; Kalinka E., Zu Xenophons Leben und Schriften, W., 1905; Friederici E., Das persische Idealheer der Cyropädie, В., 1909 (Diss.); Scharr Ε., Xenophon's Staatsund Gesellschaftsideal und seine Zeit, Halle, 1919 (Diss.); Luccioni J., Les idées politiques et sociales de Xénophon, P., 1946 (Thèse).

А. Лосев. Москва.

КУАЙН

КУАЙН (Quine), Уиллард ван Орман (р. 25 июня 1908) - амер. логик, математик и философ. Проф. Гарвардского ун-та (с 1948). Осн. работы К. в области логики посвящены построению аксиоматич. системы, к-рая включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Первая такая система изложена К. в его статье "Новые основания математич. логики" ("New foundations for mathematical logic", 1936, опубл. в журн. "Amer. Math. Monthly", 1937, v. 44, No 2). Позднее в соч. "Математич. логика" ("Mathematical logic", [1940 ], new ed., 1962) он расширяет эту систему, освобождаясь от ряда ограничений, к-рым должны удовлетворять объекты для того, чтобы быть членами классов. Чтобы избежать логич. парадоксов, К. использует т.н. метод с т р а т и ф и к а ц и и, по своей идее близкий к т е о р и и т и п о в, но более простой. Доказательство непротиворечивости для систем К. не найдено, но показано, что система Mathematical logic непротиворечива, если непротиворечива более узкая система New foundations. Система Mathematical logic обладает тем достоинством, что она по меньшей мере так же ограждена от опасности скрытых противоречий, как и другие, более узкие системы, включающие в себя логику классов. К. принадлежит оригинальная формулировка натурального исчисления. В исследованиях по логической семантике К. утверждает, что понятия с м ы с л а и с и н о н и м и и лишены содержания; перевод с одного языка на другой, согласно К., вообще говоря, невозможен, так как язык включает в себя не только синтаксис и с е м а н т и к у, но и п р а г м а т и к у. Стало быть, в одном языке могут быть такие понятия (относящиеся к практич. жизни людей), к-рым нет соответствия в др. языке. В области модальной логики К. возражал против введения кванторов в системы модальной логики. В философии математики К. придерживается взглядов номинализмa. Он ставит вопрос о возможности выразить все естеств. науки на языке, в к-ром идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях и т.п. Тем не менее при исследовании оснований математики К. приходится начинать с допущения существования классов или атрибутов (свойств). К. допускает возможность использования абстрактных понятий лишь в тех случаях, когда они служат вспомогат. средством, т.е. когда окончат. результат не содержит этих абстракций.

Соч.: A system of logistic, Camb. (Mass.), 1934; Designation and existence, "J. Philos.", 1939, v. 36, No 26; Elementary logic, Bost., 1941; Notes on existence and necessity, "J. Philos.", 1943, v. 40; On universale, "J. Symbolic Logic", 1947, v. 12, No 3; Two dogmas on empiricism, "Philos. Rev." 1951, v. 60; From a logical point of view, Camb. (Mass.), 1953; Methods of logic, N. Y., [1957 ]; Word and object, [Camb. (Mass.), 1960 ].

В. Донченко. Москва.

КУБИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУБЛАНОВ

Борис Григорьевич [р. 15(28) февр. 1905 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1960). Член КПСС с 1932. Окончил филос. отделение Харьковского ун-та им. М. Горького (1936). Ведет преподават. работу по философии с 1936. Зав. кафедрой философии Львовского ун-та (с 1963). Работает над проблемами теории познания и эстетики, гл. обр. над вопросами образного мышления, гносеологич. природы лит-ры и иск-ва.

Соч.: При пiзнавальну i виховну роль реалiстичного мистецтва, "Жовтень", 1955, No 6; Эстетич. чувство и иск-во, Львов, 1956; Про працю Iвана Франка "Iз секретiв поетичноï творчости", в кн.: Працi кафедр суспiльных наук, Львiв. ун-т. Вып. 2 - Фiлософiя, 1957; Матерiя и свiдомiсть, [Львiв ], 1958; Гносеологич. природа лит-ры и иск-ва, Львов, 1958; Деякi питання гносеологiчноï природи мови, в кн.: Працi кафедр суспiльних наук, Львiв. ун-т. Вып. 5 - Питання фiлософiï, 1959; Комунiзм i естетичне виховання, Львiв, 1960; Комунiзм i завдання естетичного виховання людини, в сб.: Зримi риси комунiзму, Львiв, 1960; Ленiнсьска тeopiя вiдображення i деякi проблеми лiтератури i мiстецтва, в сб.: Велика сила ленiнських iдей, Львiв, 1960; Закономiрний характер глибокоï кризи сучасноï буржуазноï, iдеологiï, в сб.: Всеперемагаюча сила марксизму-ленiнiзму, Львiв, 1961; Деякi проблеми теорiï пiзнання, "Вiстник Львiвського ун-ту", Cepiя сусп. наук, 1962, No 1.

КУВАКИ ГЭНЬЁКУ

КУВА́КИ ГЭНЬЁКУ (1874-1946) - япон. философ-идеалист, исследовал развитие логич. идей в др.-кит. философии, перевел на япон. язык "Пролегомены" Канта. В 1905-06 выступил против распространившегося в Японии прагматизма. В 1918 К. Г. примкнул к бурж.-демократич. об-ву "Рэймэйкай" ("Общество зари").

К. Г. отрицательно относился к реакц. феод. идеологии и воинствующему шовинизму. С позиций либерально-бурж. демократа критиковал реакционных нем. философов (Дриша и др.). Сочувственно отнесся к организации "Общества по изучению материализма" и принял участие в его первом заседании.

Соч.: Сюнси но ронри сэцу (Рассуждение о логике Сюнь-цзы), Токио, 1898; Тэцугаку гайрон (Очерки философии), Токио, 1900; Сина но кодай ронри сисо хаттацу-но гайсэцу (Очерк развития идей логики древнего периода Китая), Токио, 1900; Мудзюн но гэнри то тэцугаку (Основной принцип противоречия и философии), Токио, 1902; Тэцугаку коё (Очерки философии), Токио, 1913; Канто то гэндай но тэцугаку (Кант и современность), Токио, 1917; Тэцугаку оёби тэцугаку си кэнкю (Изучение философии и истории философии), Токио, 1936; Тэцугаку ёги (Сущность философии), Токио, 1946; Тэцугаку си дзюнэн (Сорок лет философии), Токио, 1947.

Лит.: Совр. япон. мыслители. Сб. ст., ред.-составитель Сакисака Ицуро, пер. с япон., М., 1958; Ои Тадаси, Нихон киндай сисо но ронри (Логика совр. япон. идей), Токио, 1958; Фунаяма Синьити, Нихон-но каннэнронся (Японские идеалисты), Токио, 1956; его же, Мэйдзи тэцугакуси кэнкю (Изучение истории философии времени Мэйдви), Киото, 1959; его же, Тэцугаку гайрон (Очерки философии), Токио, 1959.

КУДИН

Вячеслав Александрович (р. 19 февр. 1925) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1951. Окончил лит. ф-т Владивостокского пед. ин-та (1949, заочно) и аспирантуру при Киевском ун-те (1954). Зав. кафедрой этики, эстетики и логики Киевского ун-та (с 1960). Науч. исследования по проблемам социалистич. реализма, закономерностям художеств. познания действительности.

Соч.: Питання теорiï соцiалiстичного реалiзму, К., 1959; Соцiалiстичний реалiзм, К., 1961; Що таке мистецтво, 2 вид., К, 1962; Естетика, К., 1962.

КУДРЯВЦЕВ

КУДРЯВЦЕВ (К у д р я в ц е в - П л а т о н о в), Виктор Дмитриевич (3 окт. 1828 - 3 дек. 1891) - рус. философ-идеалист, православный теолог. Окончил Моск. духовную академию (1852), профессор этой академии (с 1857). Считая материю и дух проявлением бога как высшей творч. причины, К. называл свое учение системой трансцендентального монизма. Исходя из этих трех моментов - бога, материи, духа, К. делил философию на учение о безусловно сущем, или боге (естеств. богословие), учение об условно сущем, или мире физическом (космология), и учение о мире духовном (рацион. психология). По К., религия коренится в природе человека как осн. признак его социальности. Сочинения К. - пестрое смешение отд. положений идеалистич. учений Канта, Якоби, Гегеля и христ. теологов - имели большой успех среди духовенства, высоко оценивались нек-рыми славянофилами (в частности, Ю. Самариным), одобрялись офиц. кругами.

Соч.: Соч., т. 1-3, Сергиев-Посад, 1892-94; Соч., т. 1, вып. 1-3, т. 2, вып. 1-3, 2 изд., Сергиев-Посад, 1898-1914; О единстве рода человеческого, в кн.: Прибавления к изданию творений святых отцов, ч. 11-13, М., 1852-54; Материалистич. атомизм, там же, ч. 26, М., 1880; Телеологич. идея и материализм, "Православное обозрение", 1877, т. 1-3, янв., март, сент.

Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, "Вопр. философии и психологии", 1890, No 4 (Приложение); Введенский А. [Ив. ], О характере, составе и значении философии В. Д. К.-Платонова, Сергиев-Посад, 1893.

И. Балакина. Москва.

КУЗЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЗМАНИ

КУЗМАНИ (Kuzmāny), Карол (16 нояб. 1806 - 14 авг. 1866) - словацкий поэт, эстетик, деятель нар.-освободит. движения. Основатель журн. "Hronka" (1836-38), к-рый явился органом пропаганды прогрессивных идей и нац. лит-ры в Словакии. Находился под влиянием просветительских идей Я. Коллара. К. - автор филос. романа "Ладислав" ("Ladislav", опубл. в журн. "Hronka", 1838, roč. 3, No 1-2) и эстетич. соч. "О красоте" ("О kráse", опубл. там же, 1836, roč. 1, No 3). В своих филос. воззрениях К., находясь под влиянием нем. философа Я. Фриза, придерживался объективного идеализма. По К., задача философии заключается в осознании причин и целей духовной жизни, в познании и постижении ее наивысшей сущности, к-рую он усматривал в правде, красоте и добре. В связи с этим К. различал три сферы в духовной деятельности человека: науку (познание правды), иск-во (чувство красоты) и религию (достижение добродетели). Эстетика К., указывая на ведущую роль иск-ва в формировании самосознания народа, имела исторически прогрессивное значение.

Лит.: Bujnak P., Dr. Karol Kuzmány, Lipt. Sv. Mikulaš, 1927.

Э. Варошова. ЧССР.

КУЗНЕЦОВ

Иван Васильевич [р. 25 авг. (7 сент.) 1911 ] - сов. философ, зав. Сектором филос. вопросов естествознания Ин-та философии АН СССР, д-р филос. наук (с 1961), проф. (с 1962). Член КПСС с 1942. Окончил физич. ф-т Моск. ун-та (в 1935), ведет педагогич. работу по курсам общей теоретич. физики (в 1937-41) и по диалектич. материализму и филос. проблемам естествознания (с 1950). Пред. Центр. бюро филос. семинаров науч. учреждений АН СССР (до 1964). С 1948 работает в Ин-те философии АН СССР. Осн. работы относятся к области филос. проблем естествознания, истории наук, а также общих вопросов диалектич. материализма. Им опубликован также ряд работ по теоретич. физике. К. - организатор и редактор ряда коллективных трудов, сборников и книг выдающихся представителей рус. и зарубежного естествознания.

Соч.: Принцип соответствия в совр. физике и его филос. значение, М.-Л., 1948; Характерные черты рус. естествознания, М., 1948; Об одном порочном толковании второго начала термодинамики, "Успехи физ. наук", 1949, т. 39, вып. 2, окт.; Против идеалистич. извращений понятий массы и энергии, там же, 1952, т. 48, вып. 2; Философские идеи Ленина и познание природы, там же, 1960, т. 70, вып. 4; Работы С. И. Вавилова по философии и истории естествознания, в сб.: Памяти С. И. Вавилова, М., 1952; Против путаницы в вопросе о понятии материи, "Изв. АН СССР". Сер. истории и философии, 1952, т. 9, No 3; Об основных вопросах теории относительности, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, К., 1956; К вопросу об определении предмета совр. физики, в сб.: Нек-рые филос. вопросы естествознания, М., 1957;В чем прав и в чем ошибается Вернер Гейзенберг, "Вопр. философии", 1958, No 11; Основные идеи в творчестве Макса Планка, в сб.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959; Филос. идеи Ленина и познание природы, "Успехи физ. наук", 1960, т. 70, вып. 4; Принцип причинности и его роль в познании природы, в кн.: Проблема причинности в совр. физике, М., 1960; Развитие В. И. Лениным диалектич. материализма в борьбе против идеализма и метафизики, в кн.: История философии, т. 5, М., 1961; Основы марксистской философии, 2 изд., М., 1962 (соавтор.); Нет! Философия - это наука, "Вопр. философии", М., 1962, No 1; Научный метод М. В. Ломоносова, там же, No 2; О математической гипотезе, там же, No 10; Взаимосвязь физ. теорий и развитие совр. физики элементарных частиц, в кн.: Филос. проблемы физики элементарных частиц, М., 1963.

КУЛИ

КУЛИ (Cooley), Чарлз Хортон (17 авг. 1864 - 8 мая 1929) - амер. бурж. социолог. Проф. социологии (с 1907) Мичиганского ун-та. В 1918 - президент Амер. социологич. об-ва. Выступал с социально-психологич. трактовкой обществ. явлений. Одним из первых обратился к изучению "социальных групп". В соч. "Социальная организация" ("Social organization", 1909) К. рассматривал общество как организм, состоящий из первичных и вторичных коллективов. В "первичных коллективах" (семья, игровые группы, соседи и т.д.), образующих, по К., основу общества, индивидуумы познают действительность путем личных, прямых, интимных контактов, а также подвергаются воздействию идей лойяльности, свободы, верности закону. "Вторичные коллективы" (классы, нации) находятся под контролем закона и обществ. мнения. Называя социологию художеств. наукой, К. одну из первостепенных задач ее видел в психологич. исследовании способов влияния коллективов на психику индивидуума, а также индивидуума на коллектив. Идеалистич. концепция обществ. структуры К. оказала влияние на Дж. Дьюи, У. Томаса, Р. Макивера и др.

Соч.: Human nature and the social order, N. Y., 1902; Social process, N. Y., 1918; Sociological theory and social research N. Y. 1930.

Лит.: Jandу Ε. С., С. Н. Cooley. His life and his social theory, N. Y., 1942.

Л. Сентебов. Москва.

КУЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЛЬТУРНЫХ КРУГОВ ТЕОРИЯ

Возникла в нач. 20 в. как одна из конкретно-историч. форм неокантианской концепции (см. Риккерт) принципиального различия естеств. и историч. наук, отрицавшей закономерность историч. процесса, а также бурж. учения диффузионизма. Нек-рое влияние на К. к. т. оказали также взгляды антропогеографа Ф. Ратцеля и этнографа Л. Фробениуса. Основоположник теории и школы К. к. т. Ф. Гребнер (1877-1934) опубликовал в 1905 первую работу, посвященную исследованиям "культурных кругов" в Австралии и Океании. Культурный круг в понимании Гребнера представляет собой совокупность характерных элементов материальной и духовной культуры, семейных и обществ. отношений на определ. территории. Элементы культуры брались Гребнером произвольно и объединялись в культурный круг только на основании общего географич. распространения, безотносительно к конкретным народам. Родство и происхождение культурных кругов устанавливались по сходству отдельных, не связанных между собой элементов культуры. Этот метод изучения культуры был назван Гребнером "историческим". В трудах сторонников школы К. к. т. историч. процесс, богатство человеч. культуры сводились к единичным, неповторяющимся явлениям. Отрицались историч. закономерности, и ход истории рассматривался как результат миграций, заимствований и взаимовлияний, диффузий. В целом К. к. т. была резко направлена против эволюционизма и марксистского понимания развития общества. Учение получило широкий отклик в бурж. науке и нашло много сторонников. К числу видных представителей школы К. к. т. можно отнести Ф. Краузе, Б. Анкермана, В. Фоя, В. Шмидта и др. К началу 20-х гг. влияние школы сильно упало.

Лит.: Наука о расах и расизм. Сб. ст. (Тр. НИИ антропологии МГУ, вып. 4), М.-Л., 1938; Gräbner F., Kulturkreise und Kulturschichten in Ozeanien, "Ζ. Ethnologie", 1905, Jg 37; eго же, Ethnologie, в кн.: Kultur der Gegenwart, Tl 3, Abt. 5, В.-Lpz., 1923.

Г. Марков. Москва.

КУН БЕЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУН ХЕЛЬМУТ

КУН Хельмут (Kuhn), (22 марта 1899) - нем. философ-идеалист и эстетик. Образование получил в ун-тах Бреслау, Инсбрука, Берлина. В 1930-37 читал лекции по философии в Берлинском ун-те. Проф. философии в ун-тах США (1938-49), ФРГ (Эрланген, 1949-53, Мюнхен, с 1953). Занимается преим. вопросами эстетики, исходя из положения об имманентном соответствии формы и содержания художеств. произведения. С этих позиций он рассматривает всю историю эстетики ("Культурная функция искусства" - "Die Kulturfunktion der Kunst", Bd 1-2, 1931). Осн. соч. К. - "История эстетики" ("A history of esthetics", 1939, нов. изд. - 1953, совместно с К. Гилберт, рус. пер., М., 1960), написано с объективистских позиций. К. также работает в области истории греч. философии. В последних работах заметен поворот К. в сторону философии экзистенциализма.

Соч.: Sokrates. Ein Versuch über den Ursprung der Metaphysik, В., 1934; neue Ausg., Münch., [1959 ]; Freedom forgotten and remembered, Chapel Hill, 1943; Encounter with nothingness, an essay on existentialism, L., [1951 ]; на нем. яз. - Tübingen, 1950; на исп. яз. - В. Aires, 1953; Begegnung mit dem Sein, Tübingen, 1954; Wesen und Wirken des Kunstwerkes, Münch., [1960 ].

Лит.: Овсянников M., Послесловие, в кн.: Гилберт К., Кун Г., История эстетики, М., 1960.

Д. Средний. Москва.

КУНАНБАЕВ

Абай - см. Абай Кунанбаев.

КУНИЦЫН

Александр Петрович (1783 - 1 июля 1840) - рус. правовед и социолог. Учился в Петерб. пед. ин-те (1803-07), Гейдельбергском и Гёттингенском ун-тах (1808-11). С 1811 - адъюнкт-профессор в Царскосельском лицее, с 1817 - проф. петерб. Гл. пед. ин-та, преобразованного в ун-т. Отставлен от должности (1821) реакционером Руничем. В 1840 - директор департамента иностр. исповеданий.

Филос.-историч. концепция К., направленная против офиц. феод. идеологии и объективно обосновывавшая необходимость бурж. развития России, изложена им в кн. "Изображение взаимной связи гос. сведений" (1817), "Право естественное" (ч. 1-2, 1818-20) и в курсах лекций "Энциклопедия прав" и "Изображение системы политич. наук" [опубл. по записям слушателей в "Красном Архиве", 1937, No 1 (80) ]. Опираясь на теорию естественного права, К. игнорировал, а иногда и отвергал религ. объяснение историч. процесса. Происхождение и цель человеч. общества, к-рому, по К., предшествовало внеобществ. "естественное состояние", раскрываются им из рассмотрения "природы человека", к-рую К. делил на чувственную и духовную (или разумную). Первая побуждает человека стремиться к личному благополучию, вторая - к общественному. Созданное путем договора общество обязано охранять свободу человека: "Человек имеет право на все деяния и состояния, при которых свобода других людей по общему закону разума сохранена быть может" ("Право естественное", с. 34). К. призывал к установлению мирных взаимоотношений между народами, считая, что "мир всегда будет одним из первейших благ".

К. считал правомерным как демократич., так аристократич. и монархич. устройства общества, но осуждал деспотизм. Вместе с тем он требовал различения "естественного равенства" и "политического", а потому различения "первоначальных" и "производных" прав "бедных и богатых, умных и несмысленных, сильных и слабых". В политич. жизни К. считал необходимым отдавать предпочтение имущим перед неимущими. Он резко осуждал "ужасы революции" во Франции (ст. "О конституции" в журн. "Сын отечества", 1818, No 18), его симпатии склонялись к конституционной монархии.

К. оказал значит. влияние на формирование воззрений А. С. Пушкина и нек-рых декабристов (Н. Бестужева, Е. Оболенского и др.), слушавших его лекции.

Соч.: О вкусе, в сб.: Соч. студентов СПБ пед. ин-та по части эстетики, СПБ, 1806; О состоянии иностранных крестьян, "Сын отечества", 1818, ч. 45, No 17.

Лит.: Зайцев А. Ф., Мировоззрение А. П. К. [автореф. кандид. дисс. ], М., 1951; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 299-301; Смирнов Φ. Η., Мировоззрение А. П. К., "Вестн. МГУ", серия 8, 1963, No 5.

З. Каменский. Москва.

КУНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУНЬЯ

КУНЬЯ (Cunha), Эуклидис да (20 янв. 1866 - 15 авг. 1909) - браз. писатель и мыслитель, один из первых пропагандистов науч. социализма в Бразилии. В кн. "Сертаны" ("Os sertoes", 1902) К. с сочувствием описывает историю восстания бедных крестьян селения Канудоса. В др. произв. К. выступал против феодализма и капитализма, проповедовал "социализацию средств производства и обращения" и "солидарность всех угнетенных, составляющих большинство населения". К. с уверенностью говорил о неизбежной победе социализма во всем мире. Однако К. не был последоват. социалистом; он оставался мелкобурж. революционером, сочувственно относящимся к социализму. К. высоко ценил русскую прогрессивную литературу.

Соч.: Contrastes e confrontos, 3 ed., Porto, 1923; A margem da historia, 4 ed., Porto, 1926.

Лит.: Базарян Ж., Браз. прогрессивный мыслитель Э. де К., "Вестник истории мировой культуры", 1961, No 5; История философии, т. 5, М., 1961, с. 765-66; Круз Коста, Обзор истории философии в Бразилии, М., 1962; Pontes E., A vida dramatica de Euclides da Cunha, R. de J., 1938; Sylvio Rabello, Euclides da Cunha, R. de J., 1948.

Ж. Базарян. Москва.

КУПЕР

КУПЕР (Cooper), Томас (22 окт. 1759 - 11 мая 1839) - англо-амер. философ-материалист, врач, химик, экономист и политич. деятель. Родился в Вестминстере, учился в Оксфорде, во время франц. революции посетил Францию (1792), где установил связь с якобинцами, за что был обвинен англ. реакционером Бёрком в нац. измене. В 1793 с семьей своего учителя и тестя Пристли К. переселился в США, где примыкал к демократич. партии Джефферсона, с к-рым находился в дружеств. отношениях. Был судьей, затем проф. химии и экономики, с 1821 - президент Колумбийского колледжа (Южная Каролина). Энциклопедически образованный ученый, активный борец против религ. мракобесия, К. постоянно подвергался нападкам и преследованиям со стороны клерикалов и реакционеров. В борьбе Севера и Юга по вопросу о рабовладении К. выступал, однако, в защиту рабовладения, изменив антирабовладельч. взглядам, к-рые он защищал до приезда в Америку. В своих филос. произведениях и анонимных антирелиг. памфлетах К. боролся за науч. материалистич. и атеистич. мировоззрение, разоблачал нелепость библейских мифов и отрицал божеств. происхождение "священного писания". В полемике с метафизикой Декарта, с идеализмом Мальбранша, Лейбница, кембриджских неоплатоников, шотландской школы он открыто защищал материализм, отрицал существование духовной субстанции, бессмертие души, свободу воли, врожденные идеи. Особенно большое место в работах К. занимала материалистич. разработка психофизич. проблемы, доказательство того, что материя мыслит. В этой области он продолжал линию франц. материалистов Ламетри и Кабаниса.

Соч.: Tracts, ethical, theological and political, v. 1, L., 1789; A view of the methaphysical and physiological arguments in favor of materialism, Phil., 1823; The scripture doctrine of materialism, Phil., 1823; Lectures on the elements of political economy, Columbia, 1826.

Лит.: История философии, т. 2, [M. ], 1941 (см. Указатель); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Указатель); Malone D., The public life of Th. С, New Haven - L., 1926; Anderson P. R. and Fisch M. H., Philosophy in America. From the Puritans to James, N. Y., 1939.

Б. Быховский. Москва.

КУРГАНОВ

Николай Гаврилович (р. в 1725 или 1726 - ум. 13 янв. 1796) - рус. ученый и писатель-просветитель. Сын унтер-офицера. Окончил Навигацкую школу (1741) в Москве и Морскую академию (1746) в Петербурге, где с 1750 преподавал математику, астрономию и навигацию. Автор учебных книг, переводчик. В 1769 выпустил в свет "Российскую универсальную грамматику" (или "Письмовник"), выдержавшую 11 изд. Помимо грамматич. части, "Письмовник" содержал "Обстоятельное изъяснение порядка знаний человеческих, или Всеобщий чертеж наук и художеств" - своего рода краткую энциклопедию сведений о явлениях природы и общества, в т.ч. и сведений по философии. В др. разделе - "Краткие замысловатые повести" - К. поместил ряд лит. произведений, направленных против религ. ханжества и суеверий. В "Письмовнике" К. неоднократно ссылался на журналы Н. Новикова.

Лит.: Берх В., Жизнеописание Н. Г. К., СПБ, 1829; Колбасин Е., Лит. деятели прежнего времени, СПБ, 1859; Благой Д. Д., История рус. лит. XVIII в., 2 изд., М., 1951; Макогоненко Г. П., Радищев и его время, М., 1956, с. 97-115; Денисов А. П., Н. Г. К. - выдающийся рус. ученый и просветитель XVIII в. [Л. ], 1961.

А. Голодко. Москва.

КУРИЦЫН ИВАН-ВОЛК ВАСИЛЬЕВИЧ

КУРИЦЫН Иван-Волк Васильевич (г. рожд. неизв. - ум. 27 дек. 1504) - дипломатич. и гос. деятель в России в 80 и 90-х гг. 15 в. В 90-х гг. переписывал "Мерило Праведное" (Кормчая), имевшее большое юридич. значение и по содержанию близкое "Кормчей" нестяжателя Вассиана Косого. К. являлся видным деятелем реформац. движения в Москве, участвовал в еретич. кружке, руководимом его братом Федором Курицыным, поддерживал реформац. движение в Новгороде. В декабре 1504 был судим в Москве церк. собором и 27 дек. сожжен на костре.

Лит.: Бегунов Ю. К., Кормчая И. В. К., в кн.: Тр. отд. древнерус. лит. Ин-та рус. лит. АН СССР, т. 12, М.-Л., 1956, с. 141-59.

КУРИЦЫН ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ

КУРИЦЫН Федор Васильевич - рус. политич. деятель 2-й пол. 15 в., идеолог и глава моск. кружка религ. реформаторов. Занимая пост великокняжеского дьяка, фактически руководил деятельностью внешнеполитич. ведомства.

В развитии религ.-филос. мировоззрения К. сыграло роль его пребывание (1482-84) в качестве посла в Венгрии, где довольно широкое распространение получили реформац.-гуманистич. идеи.

К. принадлежит едва ли не первое рус. соч. по грамматике - т.н. "Литорея в квадратах" и толкование к ней. В религ.-филос. введении к своим грамматич. таблицам (Лаодикийское послание) К. сформулировал осн. идею гуманистич. мировоззрения - утверждение воли и разума человека. Его исходный тезис - идея "самовластия" души. Вместе с тем К. в духе религ.-реформац. идей "оградой" души провозгласил веру, к-рую понимал как постоянное памятование бога. Такое понимание веры приводило К. к противопоставлению формулам авторитарной религии учения ветхозаветных пророков, толкуемого им в качестве религии "духа", некоего религ.-творч. воодушевления. К. верил в способность ветхозаветных пророков творить чудеса, но пояснял, что "дар чудотворения" силен мудростью пророков, а не сам по себе и заявлял: "В мудрости - сила".

К. высказал идею о познаваемости духовных явлений благодаря их физич. проявлению и о разуме как функции не одной души, но и тела. К. приписывается также "Написание о грамоте", проникнутое реформац.-гуманистич. духом и утверждавшее широкие познават. способности разума.

Лит.: Клибанов А. И., Опыт исследования просветительско-реформац. памятников конца XV - половины XVI в., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 3, М., 1955; его же, Реформац. движения в России в XIV - первой половине XVI вв., М., 1960; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - начала XVI века, М.-Л., 1960.

А. Клибанов. Москва.

КУРНО

КУРНО́ (Cournot), Антуан Огюстен (28 авг. 1801 - 31 марта 1877) - франц. математик, экономист и философ-идеалист. Проф. математики в Лионе (с 1834), ректор Академии в Гренобле (с 1835) и Академии в Дижоне (с 1854). Философия К. эклектична. Вслед за Кантом утверждал непознаваемость сущности вещей и возможность знания лишь о феноменах. От Канта же К. заимствовал принцип иерархич. классификации наук, в основу к-рой он положил степень вероятности знаний (она максимальна в математич. науках, где приближается к достоверности, и минимальна в философии; промежуточное положение занимают естествознание и история). По К., для каждой науки свойственны специфич. категории - "фундаментальные идеи", к-рые он пытался представить в виде системы. Ценность "фундаментальных идей" определяется результатами, к к-рым они приводят: они приемлемы, если вносят порядок и связь в систему знаний, и неприемлемы, если ведут к несогласованности знаний. Большую роль в философии К. играет понятие случая, к-рый К. определял как точку пересечения одного или неск. независимых друг от друга причинных рядов. К. пытался применить математич. методы к исследованию экономич. явлений; выступал с апологией бурж. прогресса.

Философия К., почти не известная при его жизни, вызвала значительный интерес среди философов-идеалистов 20 в.

Соч.: Recherches sur les principes mathématiques de la théorie des richesses, P., 1838; Expositions de la théorie des chances et des probabilités, P., 1843; De l'origine et des limites de la correspondance entre l'algèbre et la géométrie, P., 1847; Essai sur les fondements de nos connaissances et sur les caractéres de la critique philosophique, P., 1851, nouv. éd., p., 1912; Traité élementaire de la théorie des fonctions et du calcul infinitésimal, P., 1857; Traité de l'enchaînement des idées fondamentales dans les sciences et dans l'histoire, t. 1-2, nouv. éd., P., 1911; Principes de la théorie des richesses, P., 1863; Considérations sur la marche des idées et des événements dans les temps modernes, t. 1-2, P., 1872; dernière éd., t. 1-2, P., [1934 ]; Matérialisme, vitalisme, rationalisme, P., 1875.

Лит.: Mentré F., Cournot et la renaissance du probabilisme au XIX siècle, P., 1908; Darbon Α., Le concept du hasard dans la philosophie de C., P., 1911; Barrault H., Les doctrines de С. sur le commerce international, [P. ], 1912; Bottinelli E. P., A. A. C. - métaphysicien de la connaissance, P., 1913; Milhaud G., Études sur C., P., 1927; Ruyer R., L'humanité de l'avenir d'après C, P., 1930; La Harpe J., De l'ordre et du hasard; le réalisme critique d'A. A. C, Neuchâtel, 1936; Cournot nella economie e nella filosofia, Padova, 1939; Caizzi В., La filosofia di A. C., Bari, 1942; Reichardt H., A. A. Cournot, Tübingen, [1954 ]; Callot E., La philosophie biologique, P., 1957.

В. Кузнецов, Э. Пчелкина. Москва.

КУРСАНОВ

Георгий Алексеевич (р. 10 мая 1914) - сов. философ, профессор (с 1941), д-р филос. наук (с 1951). Член КПСС с 1940. Окончил Моск. ин-т инженеров транспорта (1936), аспирантуру Ин-та истории, философии и лит-ры (экстерном, 1938). Профессор ВПШ при ЦК КПСС (с 1959). Науч. труды посвящены разработке проблем теории познания и логики (роль обществ. практики в познании, проблемы науч. понятия, проблема истины, логич. принципы науки), филос. вопросов естествознания (совр. физич. картина мира, вопросы пространства и времени, теории относительности, познават. значение принципов квантовой механики) и критике совр. бурж. философии (кризис бурж. философии, гносеологич. концепции неопозитивизма, прагматизма и неотомизма).

Соч.: Пространство и время - формы бытия материи, "Под знаменем марксизма", 1940, No 6; Логич. законы мышления, Л., 1947; Реакционная гносеология и "теории" понятия неопозитивизма, "Изв. АН СССР, Серия истории и философии", 1948, т. 5, No 5; Понятие как форма отражения действительности, в кн.: Уч. зап. Уральского ун-та. Обществ. науки, вып. 5, Свердл., 1948; Диалектич. материализм о пространстве и времени, "Вопр. философии", 1950, No 3; Великий рус. ученый-материалист И. П. Павлов, Свердл., 1952; О нек-рых совр. концепциях истины в совр. идеалистич. гносеологии, "Вопр. философии", 1957, No 2, О связи динамич. и статистич. закономерностей в атомных явлениях (соавтор), "Вестн. АН СССР", 1957, No 4; О естественно-научном мировоззрении Гёте; "Природа", 1957, No 6; Гносеология совр. прагматизма, М., 1958; Die philosophischen Anschauungen Einsteins über die Natur der geometrischen Begriffe, "Dtsch. Z. Philos.", 1959, No 1; К оценке филос. взглядов А. Эйнштейна на природу геометрич. понятий, в сб.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959; Ф. Франк и его философия науки (вступит. ст.), в кн.: Франк Ф., Философия науки, М., 1960; Что такое диалектика, М., 1960; В. И. Ленин и совр. физич. картина мира, "Коммунист", 1960, No 6; Бесконечность и вечность Вселенной, М., 1961; О новых попытках примирения науки с религией, в сб.: Успехи совр. науки и религия, М., 1961; А. Грамши и революц. борьба итал. рабочего класса, "Коммунист", 1962, No 6; Бурж. философия в тупике, там же, No 15; Диалектический материализм о понятии, М., 1963; Научное познание мира и неопозитивизм, "Вестн. АН СССР", 1963, No 9; Кризис бурж. филос. мысли и совр. объект. идеализм (соавтор), в сб.: Совр. объект. идеализм, М., 1963; Die Weltanschauung Goethes, "Dtsch. Z. Philos.", 1959, No 5/6; Des principes logiques de la science, "Analele universitatii C. I. Parchon". Sеria Acta Logica, 1960, No 1; Hegels "Phänomenologie des Geistes", "Dtsch. Z. Philos.", 1962, No 11; Sull'unitā dei componenti scientifici ed artistici nell'opera di Leonardo, в кн.: Atti del IV Congresso internazionale di estetica, Atene, 1960.

КУРЫЛЕВ

Анатолий Константинович [р. 27 янв. (9 февр.) 1909 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1928. Окончил ВПШ при ЦК КПСС (1950). В 1954-61 - зам. директора Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ. наук при МГУ, с 1963 - зав. кафедрой науч. коммунизма там же. Разрабатывает проблемы: преодоление социально-экономич. различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, всестороннее развитие личности в социалистич. обществе.

Соч.: Социалистич. революция - осн. предпосылка уничтожения противоположности между умств. и физич. трудом, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No 1; К вопросу о преодолении существенного различия между городом и деревней, "Вопросы философии", 1959, No 4; Строительство коммунизма и стирание существенного различия между умств. и физич. трудом, "Коммунист", 1959, No 5; Значение ленинского наследства для практики коммунистич. строительства, М., 1960; Проблема существенного различия между умств. и физич. трудом, в кн.: Нек-рые теоретич. вопросы строительства коммунизма, М., 1960; О ликвидации социально-экономич. и культурно-бытовых различий между городом и деревней, М., 1961; О всестороннем развитии личности при коммунизме, "Вопр. философии", 1961, No 11; Разделение труда и всестороннее развитие личности в период перехода от социализма к коммунизму, там же, 1962, No 10; Преодоление существенных различий между умств. и физич. трудом - проблема строительства коммунизма, М., 1963; Коммунизм и труд, М., 1963.

КУТУЗОВ

Алексей Михайлович (ок. 1750 - ок. 1797) - рус. писатель и переводчик, масон, один из пайщиков "Компании типографической" Н. Новикова. Вместе с Радищевым и Ф. Ушаковым обучался в Лейпцигском ун-те (1766-70). Друг Радищева, к-рый посвятил К. "Житие Федора Васильевича Ушакова" и "Путешествие из Петербурга в Москву". Был близок к Карамзину; перевел "Мессию" Клопштока (1785-87) и поэму "Плач, или Нощныя размышления..." Э. Юнга (1785, две части), в примечаниях к к-рой философски обосновывал сентиментализм. Этим объясняется большое влияние К. на становление рус. сентимент. лит-ры.

В философии К. придерживался характерных для масонства религ.-мистич. взглядов, в то же время критиковал внешние обрядовые стороны религии и ин-т монашества. До сих пор не обнаружена переписка между К. и Радищевым, в к-рой, по свидетельству современников, они вели полемику по филос. и религ. вопросам.

Соч.: Наставление отца сыну..., "Моск. ежемесячное издание", 1781, ч. 2, август; О приятности грусти, там же, ч. 3, октябрь; "Сочувственник А. Н. Радищева" А. М. Кутузов и его письма к И. П. Тургеневу, в кн.: Тр. по рус. и слав. филологии. VI (Уч. зап. Тартуского ун-та, вып. 139, 1963).

Лит.: Лонгинов, Новиков и московские мартинисты, СПБ, 1865; Тарасов Е., К истории масонства в России, СПБ, 1910; Вороницин И. П., История атеизма, 3 изд., [М. ], 1930; Лотман Ю. М., Из истории литературно-общественной борьбы 80-х годов XVIII века. А. Н. Радищев и А. М. К. в кн.: Радищев. Статьи и материалы, [Л. ], 1950.

А. Голодко. Москва.

КУТЮРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУУСИНЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КУЧИНСКИЙ

КУЧИНСКИЙ (Kuczynski), Юрген (р. 17 сент. 1904) - экономист и обществ. деятель ГДР. Профессор экономич. истории Берлинского ун-та (с 1946), в 1946 - 50 - первый пред. Об-ва германо-советской дружбы. Член Немецкой АН, лауреат Нац. премии, член Социалистич. единой партии Германии.

Осн. экономич. работы К. посвящены изучению положения рабочего класса в капиталистич. странах. К. опубликовал также ряд работ по истории герм. империализма и истории мирового х-ва. На большом конкретно-историч. материале К. показывает абсолютное и относит. обнищание пролетариата и всех трудящихся при капитализме. В работе "О некоторых проблемах историч. материализма" ("Über einige Probleme des historischen Materialismus...", 1956) K. исследует, преимущественно на примерах нем. истории, вопросы о различии сфер влияния законов, об экономич. законе как абстрактной модели и конкретной действительности, проблемы производств. отношений и производит. сил, базиса и надстройки. К. - автор ряда работ, направленных против бурж. идеологии, политики империалистов и западногерм. реваншистов.

Соч.: Die Geschichte der Lage der Arbeiter unter dem Kapitalismus, T. 1, Bd 1-4, 6, 8-16, 18, В., 1960 - 63 (изд. продолжается); Die Revolution der Direktoren und andere gefährliche Gespinste der bürgerlichen Ideologie, В., [1949 ]; Traktat vom Frieden, В., 1951; Fortschrittliche Wissenschaft, В., 1951; Die zwei Weltwirtschaftssysteme und die Vertiefung der allgemeinen Krise des Kapitalismus, В., 1953; Studien über schöne Literatur und politische Ökonomie, В., 1954; Der Ausbruch des ersten Weltkrieges und die deutsche Sozialdemokratie, В., 1957; в рус. пер.: История условий труда в США с 1789 по 1947 г., М., 1948; История условий труда в Великобритании и Британской империи, М., 1948; Очерки истории герм. империализма, т. 1, М., 1952; Очерки по истории мирового х-ва, М., 1954; Условия труда в капиталистич. странах. (Теория и методология), М., 1954; Положение рабочего класса в Зап. Германии. (1945-1956 гг.), М., 1957.

А. Мысливченко. Москва.

КШБЕР

КШБЕР (Kroeber), Алфред Луис (11 июня 1876 - 5 окт. 1960) - амер. этнограф и социолог, представитель "исторической" школы в амер. этнографии. Эта школа возникла в конце 19 - нач. 20 вв. как реакция на теорию Л. Моргана и марксистскую концепцию прогресса и единства пути развития общества. Филос. основа взглядов К. - прагматизм. К. испытал влияние идеи баденской школы об отсутствии закономерности в историч. процессе и теории М. Вебера об идеальных типах ("История и наука в антропологии" - "History and science in anthropology", журн. "Amer. Antrop.", 1935, v. 37, No 4). Многочисл. этнографич. работы К. содержат большой фактич. материал, но крайне эмпиричны и написаны с позиций антиэволюционизма. В конце 30 - нач. 40-х гг. К. испытал влияние холизма и трактовал историч. процесс как множество отд. изолированных культур, образующих отд. циклы развития. К. биологизировал культуру ("Очертания роста культуры" - "Configurations of culture growth", 1944). В последние годы жизни К. отказался от антиэволюционизма и циклизма и выступил за признание идеи непрерывного развития ("Эволюция, история и культура" - "Evolution, history and culture", в сб.: Evolution after Darwin, v. 2, 1960).

Лит.: Бутинов Н., [рец. ], А. L. Kroeber. Configurations of culture growth. Bercley and Los Angeles, 1944, "Сов. этнография", 1948, No 2; его же, Совр. амер. "теоретич." этнография, там же, 1949, No 1; Аверкиева Ю. П., Совр. тенденции в развитии этнографии США, в сб.: Совр. амер. этнография, М., 1963; Steward J. H., A. L. Kroeber, "Amer. Anthropologist", 1961, v. 63, No 5; Gibson A. J., Rowe J. H., A bibliography of the publications of A. L. К., там же; Driver H. Ε., The contribution of A. L. K. to culture area theory and practice, Balt., 1962.

M. Роговин, Л. Файнберг. Москва.

КЬЕРКЕГОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЮВИЛЬЕ

КЮВИЛЬЕ́ (Cuvillier), Арман (р. 3 окт. 1887) - франц. бурж. философ и социолог. Проф. философии, лектор Сорбонны (1945-53), издатель "Petite bibliothèque sociologique internationale". K. - позитивист, для к-рого философия - это "...критическое осмысление методов и результатов науки, включая науки о человеке, производимое с целью разработки теории познания и теории ценностей" ("Partis pris sur l'art, la philosophie, l'histoire", P., Colin, 1956, p. 55). Предмет социологии, по К., в изучении групп, коллективов. Он выступает против течений амер. социологии, ошибочно исходящих из личности, а не группы, и против сведéния социологии к эмпирич. экспериментированию. Однако для К. изучение социальных явлений сводится только к анализу феноменов "коллективного сознания", где, в полном согласии с Контом, "идеи правят миром и потрясают его" и где "весь социальный механизм есть, в конце концов, реакция на мнения". В своих работах К. неоднократно касается учения Маркса, но понимает его только ограниченно, лишь как реакцию на примитивный материализм - "всеобщее овеществление" классич., особенно англ., политич. экономии, с одной стороны, и на объективный идеализм. Гегеля - с другой. Бросая вслед за Дюркгеймом ложный упрек марксизму в "отсутствии метода", К. признает в то же время закономерность его распространения как одной из социологич. доктрин.

Соч.: Manuel de philosophie, t. 1-2, P., 1927; 10 éd., 1950; Introduction à la sociologie, P., 1936, 5 éd., P., 1954; Durkheim et Marx, "Cahiers Internationaux de Sociologie", cahier 4, 1948, p. 75-96; Sociologie de la connaissance et idéologie économiques, "Cahiers Internationaux de Sociologie", cahier 11, 1951, p. 80-111; Précis de philosophie, t. 1-2, P., 1953-61; Où va la sociologie francaise, P., 1953; Textes choisis des auteurs philosophiques, t. 1-2, P., 1955; Les antagonismes de classes dans la littérature sociale francaise de Sant-Simon à 1848, "International Rev. of Social History", 1956, v. 1, p. 433-63; Nouveau vocabulaire philosophique, [P., 1956 ]; Sociologie et problèmes actuels, P., 1958; Manuel de sociologie, t. 1-2, P.,1960-62.

Лит.: Быховский В., Кювилье Α., Антология совр. франц. философов, [Рец. ], "Новые книги за рубежом (по обществ. наукам)", No 3, март, 1963.

М. Роговин. Москва.

КЮВЬЕ

КЮВЬЕ́ (Cuvier), Жорж (23 авг. 1769 - 13 мая 1832) - франц. естествоиспытатель. Осн. работы - в области зоологии, сравнит. анатомии, палеонтологии. Сформулировал закон корреляции (соотношения) частей организма. Этот закон К. распространял не только на морфологич. (закон соподчинения органов), но и на физиологич. связи (закон соподчинения функций - органич. корреляции). Применив закон корреляции, К. воссоздал ряд вымерших животных по их ископаемым остаткам и тем самым заложил основы научной палеонтологии. К. телеологически истолковал этот закон, считая, что он вытекает из "принципа условий существования": части тела служат определ. цели, обеспечению существования тела как самого по себе, так и в отношении к др. существам. Исследование ископаемых привело его к заключению, что по мере перехода от древнейших слоев к новым наблюдается постепенное усовершенствование строения ископаемых животных, так что по ископаемым остаткам можно судить о возрасте геологич. слоев, и наоборот. Однако, придерживаясь креационизма и идеи постоянства органич. видов, допускающих, по его мнению, лишь изменения в рамках индивид. различий, К. не сделал естественного вывода об историческом развитии животного мира. Метафизически абсолютизируя качественные различия геологических слоев и видов ископаемых животных, К. объяснял их преемственность на основе теории катастроф (см. Катастрофизм). К. допускал как разновременное творение различных биологич. видов, так и последующее заселение опустошенных областей вследствие миграции животных из не затронутых катастрофой районов земли ("Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара" - "Discours sur les révolutions de la surface du globe", 1812, рус. пер. 1937).

К. непримиримо относился к эволюционным идеям в биологии. Резко отрицательно он оценивал концепции Ламарка. В 1830 К. выступил против Э. Жоффруа Сент-Илера, защищавшего теорию "единого плана строения" органич. существ и изменчивости видов, и одержал победу, явившуюся, однако, "последнею победой защищаемого им мировоззрения" (Тимирязев К. Α., Исторический метод в биологии, 1943, с. 56).

К. откровенно связывал свои теоретич. воззрения с религией. Однако намеченные им элементы сравнительного метода в анатомии и палеонтологии объективно прокладывали дорогу диалектическому взгляду на мир.

Политич. взгляды К. отличались консерватизмом. Он занимал видные политич. посты при Наполеоне I, а затем в период Реставрации.

Соч.: Recherches sur les ossemens fossiles, 4 éd., t. 1-10, P., 1834-36; Lecons d'anatomie comparée..., 2 éd., t. 1-8. P., 1835-46.

Лит.: Энгельгардт M. Α., Жорж Кювье, его жизнь и научная деятельность, 2 изд., СПБ, 1893; Гремяцкий М., Ж. Кювье, М., 1933; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, т. 3, М.-Л., 1940; Давиташвили Л. Ш., История эволюционной палеонтологии от Дарвина до наших дней, М.-Л., 1948; Амлинский И. Е., Жоффруа Сент-Илер и его борьба против Кювье, М., 1955; Πерье Э., Основные идеи зоологии в их историч. развитии с древнейших времен до Дарвина, пер. с франц., СПБ, 1896; Daudin H., Cuvier et Lamarck, [t. ] 1-2, P., 1926; Dehaut E. G., Les doctrines de G. C., P., 1945.

A. Богомолов. Москва.

КЮЛЬПЕ

КЮЛЬПЕ (Külpe), Освальд (3 авг. 1862 - 30 дек. 1915) - нем. философ и психолог, один из основоположников критического реализма, проф. в ун-тах Вюрцбурга, Бонна и Мюнхена, основатель вюрцбургской школы в психологии. Известность К. принесла его теория мышления, не связанного с чувств. образами и определяемого внутр. детерминирующими тенденциями. Адекватным методом экспериментально-психологич. исследований К. считал самонаблюдение. В своей концепции психического К. признавал как "содержание", так и "акт" (в его терминологии "функцию") сознания, отходя тем самым от взглядов Вундта и сближаясь со взглядами Брентано и Гуссерля. По К., внешний мир существует независимо от данности предмета в сознании и от творческого мышления. Науч. познание возможно благодаря использованию категорий, представляющих собой формы самого бытия и абстрактного мышления; с их помощью в познании разделяются реальное и феноменальное (см. "Die Realisierung", Lpz., 1912, Bd 1, S. 235-38). При этом мышление высвобождает предмет из его субъективно-чувственной оболочки и имеет дело с ним как с объектом, независимым от сознания. Хотя реальный предмет и содержание мысли о нем совпадают только частично, последняя выходит за свои собств. пределы в трансцендентное бытие.

Соч.: Einleitung in die Philosophie, 2 Aufl., Lpz., 1898; Die Realisierung. Ein Beitrag zur Grundlegung der Realwissenschaften, Bd 1-3, Lpz., 1912-23; Über die moderne Psychologie des Denkens, "Internationale Monatsschrift für Wissenschaft und Technik", 1912, No 9; Vorlesungen über Psychologie, Lpz., 1920; Grundlagen der Aesthetik, Lpz., 1921; Vorlesungen über Logik, Lpz., 1923; в рус. пер.: Введение в философию, СПБ, 1901; Совр. психология мышления, в сб.: Новые идеи в философии, СПБ, 1914, No 16.

Лит.: Schräder H., Die Theorie des Denkens bei Külpe und bei Husserl, [s. I., 1925 ] (Diss.).

Б. Кауфхольдт. ГДР. М. Роговин. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница