Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "С" (часть 7, "СРЕ"-"СТР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СРЕ"-"СТР")

СРЕДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАМАТИ-ЧУРЯ

Константин (1828-98) - молдавский писатель и философ; в мировоззрении С.-Ч. сильны материалистич. тенденции. Во Вселенной, по С.-Ч., нет ничего, кроме вечно движущейся и изменяющейся материи; процесс развития имеет поступат. характер. В гносеологии С.-Ч. исходил из сенсуализма Локка и Кондильяка. Социологич. воззрения С.-Ч. испытали влияние географич. школы в социологии.

Соч.: Инсула Сагалин, Чернуэуць, 1894; Рэсунете дин Басарабия, Чернэуць, 1898; Опере алесе, Кишинэу, 1957.

СТАНЕВИЧ

Евстафий Иванович (1775 - 15 янв. 1835) - рус. писатель и философ. В ранних работах ("Мысли об истинном на земле счастии", изд. под псевд. "Евстафий" в "Новостях рус. лит-ры на 1802", ч. 2, М., 1802, а также "Рассуждение о законодательстве вообще", СПБ, 1808) С. занимал позиции, близкие к материалистич. сенсуализму. Он был сторонником теории естественного права, подчеркивая в особенности идею объективности законов жизни человека как в дообществ. состоянии, так и на стадии общества, где разум преобразует законы природы в обществ. законы и где "законы самосохранения" должны согласовываться с "общим благом". Извращения "начальных законов", проистекающие из-за непонимания их и различных злоупотреблений, должны быть, по С., исправлены высшей властью; народ "...готов повиноваться слепо управляющей им власти, лишь бы власть сия не оскорбляла в нем человечества" ("Рассуждение...", с. 39). Последователь Шишкова, в начале 19 в. С. выступил как сторонник православной ортодоксии в ее борьбе с нецерковными мистиками ("Беседа на гробе младенца о бессмертии души, тогда только утешительном, когда истина оного утверждается на точном учении веры и церкви", СПБ, 1818).

Лит.: Лащенков Н., Ε. И. Станевич, в кн.: Сб. Харьковского историко-филологич. об-ва, т. 9, X., 1897, с. 55-92; Рус. биографич. словарь, [т. 19], СПБ, 1909.

З. Каменский. Москва.

СТАНИСЛАВ

СТАНИСЛАВ - из С к а р б и м е ж а (Stanisław ze Skarbimierza), Станислав из С к а л ь б и м е ж а (г. рожд. неизв. - ум. 1431) - польский правовед, теолог и философ, представитель номинализма, проф. и ректор Краковской академии. В трактатах "О справедливой войне" ("De bellis iustis", ок. 1409) выдвинул понятия "справедливой войны" и "войны захватнической".

Лит.: Ehrlich L., Paweł Włodkowic i Stanisław ze Skarbimierza, Warsz., [1954].

СТАНКЕВИЧ

Николай Владимирович (21 сент. 1813 - 24/25 июня 1840) - рус. мыслитель и поэт; основатель прогрессивного лит.-филос. кружка (см. Станкевича кружок).

В философии С. прошел сложный путь, испытав воздействие идей Шеллинга, Фихте, Канта и Гегеля, а в последние годы жизни - Фейербаха. На формирование взглядов С. оказали влияние и рус. идеалисты 20-30-х гг. (М. Г. Павлов, Н. И. Надеждин).

Для С. характерен преимуществ. интерес к этич. проблемам. В этой связи задачу философии С. видел в том, чтобы дать строгое обоснование "верованиям и убеждениям" человека, цели его жизни, а кроме того, - объединить человеческое знание. При помощи философии (в которой его привлекал прежде всего метод, а не система) С. стремился "...выработать убеждения для собственной жизни и жить не в разладе с этими убеждениями..." (Добролюбов Η. Α., Собр. соч., т. 2, 1962, с. 396). Однако философию С. не считал своим призванием (см. Переписка Н. В. Станкевича, М., 1914, с. 341), тяготея к практич., "гражданской деятельности" (см. тамже, с. 586).

Идея любви как осн. чувства природы, альтруизм - гл. принципы этики С. Не в противоречиях между людьми, а в их единении через любовь он видел разгадку "тайны бытия". Нравст. поступок, по С., не может иметь в своей основе подчинение внешнему долгу: "внутренний голос души", свобода воли и любовь являются основанием нравственности (см. тамже, с. 609). Иск-во, по С., должно быть проникнуто "человеческими элементами". В понимании народности иск-ва С. близок к Белинскому.

Понимая бесчеловечность крепостной системы, С. считал, что для ее упразднения необходим соответствующий уровень умств. развития народа. Гл. задачу передовой интеллигенции С. видел в просвещении народа, следствием чего явится отмена крепостного права "сверху". Деятельность С. получила высокую оценку Чернышевского и Добролюбова (см. Н. А. Добролюбов, Собр. соч., т. 2, 1962, с. 402).

Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза, М., 1890.

Лит.: Анненков П. В., Н. В. С. Переписка его и биография..., М., 1857; Тургенев И. С., [Записка о Н. В. С.], Собр. соч., т. 11, М., 1956, с. 229-35; Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 16-18, 39-45; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 197-98, 210-23; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. имен. указат.); Аксаков К. С., Воспоминание студенчества 1832-35-х годов, СПБ.. 1911; Гершензон М. О., История молодой России, М.-П., 1923, с. 182-209; Резцова М. В., Н. В. С. и его эпоха, [М., 1948]; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 390-94; История философии, т. 2, М., 1957, с. 261-63; Григорьян М. М., Филос. взгляды Н. В. Станкевича, в сб.: Рус. прогрессивная филос. мысль 19 в. (30-60-е годы), М., 1959; Машинский С., С. и его кружок, "Вопросы лит-ры", 1964, No 5.

З. Смирнова. Москва.

СТАНКЕВИЧА КРУЖОК

СТАНКЕВИЧА КРУЖОК - лит.-филос. объединение 30-х гг. 19 в. Возник в Москве зимой 1831-32 по инициативе Н. В. Станкевича. Первоначально в него входили Я. Неверов, Я. Почека, И. Оболенский, С. Строев, В. Красов, И. Клюшников. В 1833 к кружку примкнули В. Белинский и К. Аксаков, в 1835 - В. Боткин, М. Бакунин, М. Катков, К. Коссович. Наиболее активный период деятельности С. к. - 1835-37-е гг. После отъезда Станкевича за границу (1837) кружок постепенно распадается и к 1839 перестает существовать.

Духовный кризис 20-30-х гг. вызвал к жизни наряду со С. к. множество различных политических, философских, литературных кружков, напр. кружки братьев Критских (1826-27), Белинского (1830), И. Оболенского (1830), Сунгурова (1831), Н. Селивановского, Герцена и др. В отличие от политич. направленности кружка Герцена, в центре внимания С. к. находились преим. филос.-этич. и эстетич. проблемы.

После выхода из кружка его участники заняли противоположные позиции: Белинский и Бакунин стали во главе революц.-демократич. движения, К. Аксаков и Самарин присоединились к лагерю славянофилов.

Деятельность кружка способствовала распространению в России идей классич. нем. философии, в частности диалектики Гегеля, а также пропаганде просветит. идей, гуманистич. идеалов. С. к. способствовал развитию рус. журналистики 30-х гг. ("Телескоп", "Моск. наблюдатель").

Лит.: Корнилов Α. Α., Молодые годы М. Бакунина, М., 1915, с. 104-50; Бакунин Μ. Α., Собр. соч. и писем, т. 1-4, М., 1934-35; Машинский С., Кружок Станкевича и его поэты. [Вступ. ст.], в кн.: Поэты кружка Н. В. Станкевича, [2 изд.], М.-Л., 1964. См. также лит. при ст. Станкевич.

З. Смирнова. Москва.

СТАНОВЛЕНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ - процесс, главная черта к-рого состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы. С. есть единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения, ведущее к результату, ставшему; оно выступает как процесс зарождения возможностей и превращения одной из них в действительность.

Идея С. впервые выражена уже у Гераклита в его учении о вечном потоке бытия. Кратил положил начало распространенному впоследствии релятивистскому представлению о чистом С., лишенном моментов устойчивости. Наиболее важную роль понятие С. играло в системе Гегеля, где оно рассматривается как взаимопереход бытия и ничто, их "неустойчивое", "беспокойное" единство. Становящееся явление, по Гегелю, лишь направляется к бытию и в этом смысле его еще нет; но вместе с тем оно, начавшись, уже есть. Поэтому С. есть "безудержное движение" (см. Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 156). Хотя Гегель рассматривает С. абс. идеи, фактически его концепцию можно истолковать как попытку изображения логики С. человеческого познания.

В диалектич. материализме С. выступает как важный момент в учении о развитии. Выражая состояние незавершенности существования, С. раскрывает переход возможности в действительность и может рассматриваться как промежуточное звено между ними. Это хорошо видно на примере исследования природы виртуальных частиц в физике (см. Микрочастица). На важность понятия С. в совр. физике указывал Гейзенберг (см. "Физика и философия", М., 1963, с. 22, 40-41).

Лит.: Готт В. С., Перетурин А. Ф., Методологич. вопросы изучения виртуальных частиц и процессов, в кн.: Симметрия. Инвариантность. Структура, М., 1967; Гордон В. М., Категория С. в марксистской диалектике, "ФН" (НДВШ), 1968, No 4.

В. Гордон. Москва.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

СТАРООБРЯДЧЕСТВО - общее наименование религ. течений, отрицающих обрядовую реформу рус. православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1650-х гг. С. никогда не представляло собой единого целого и распадалось на отд. толки и согласия. Умеренное направление С. - поповщина, признавая необходимость священников при совершении богослужения и обрядов, мало чем отличается от православной церкви. Беспоповщина, отрицающая церк. иерархию и упростившая обрядность, явилась радикальным направлением, занявшим промежуточное положение между православием и сектантством.

Начавшись с протеста части духовенства, возглавленного протопопом Аввакумом, против церк. реформы, старообрядч. движение в дальнейшем охватило значит. массы крестьянства и посадского населения. В эсхатологии С., в учении о воцарении антихриста в "мире" нашли религ. отражение оппозиц. настроения различных слоев общества, недовольных усилением самодержавного и крепостнич. гнета. С. жестоко преследовалось царской администрацией и офиц. церковью. Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные, малозаселенные местности - в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и организац. центром С. была Москва. Старообрядч. верхушка враждебно встретила Великую Окт. социалистич. революцию. За годы социалистич. строительства С. потеряло большую часть своих приверженцев и находится в состоянии упадка. В наст. время в поповщине преобладает т.н. белокриницкая иерархия (австрийское согласие), менее распространена "древлеправославная" (беглопоповская) церковь. В беспоповщине господствует поморский толк, получивший наибольшее распространение в Прибалтике, сохраняет нек-рое значение федосеевский толк; остальные беспоповские толки представляют собой немногочисл. религ. группы.

Лит.: Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, кн. 1-3, М.-Л., 1925; Смирнов П. С., История рус. раскола С., 2 изд., СПБ, 1895; Щапов А. П., Рус. раскол С., рассматриваемый в связи с внутр. состоянием рус. церкви и гражданственности в 17 в. и 1-й пол. 18 в., Соч., т. 1, СПБ, 1906; Каптерев Η. Φ., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев Посад, 1909-12; Никольский Н. М., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др. его соч., [М., 1960]; Миловидов В. Ф., С. и социальный прогресс, в сб.: Вопросы науч. атеизма, вып. 2, М., 1966. См. также. лит. при ст. Беспоповщина.

В. Миловидов. Москва.

СТАСОВ

Владимир Васильевич [2(14) янв. 1824 - 10(23) окт. 1906] - рус. художеств. и муз. критик, историк иск-ва; идеолог крупнейших объединений деятелей реалистич. иск-ва 2-й пол. 19 в. - "Товарищества передвижных художественных выставок" ("передвижников") и кружка музыкантов, названного С. "Могучая кучка". В 1836-43 учился в Училище правоведения, одновременно изучал музыку, живопись, лит-ру. В 1851-54 жил за границей, гл. обр. в Италии. По возвращении в Петербург работал в Публичной б-ке, с 1872 возглавляя ее художеств. отдел.

Ранние статьи С. 1840-50-х гг. отмечены влиянием классицизма и его нормативной теории, преодолению к-рой способствовало, в частности, знакомство С. с соч. Лессинга и Гёте. Окончат. формирование мировоззрения С., его материалистич. и демократич. убеждений происходило в обстановке обществ. подъема 50-60-х гг. под влиянием идей революц. демократов - Белинского, Герцена, Огарёва и Чернышевского. В многочисл. статьях, монографиях и особенно в обзорно-критич. работах - "25 лет рус. иск-ва" ("Вестн. Европы", 1882, кн. 11-12, 1883, кн. 2, 6, 10), "Тормозы нового рус. иск-ва" (там же, 1885, кн. 2-5), "Иск-во 20 века" (СПБ, 1901) - С. выступает как поборник материалистич. эстетики, проводит идеи реализма, народности, обществ. служения иск-ва. "Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то по крайней мере уж наверное всегда бессильно" (Собр. соч., т. 1, СПБ, 1894, с. 149). Воплотить "действительные чувства и мысли народа" способно только идейное, "тенденциозное" иск-во.

Рассматривая "литературность" живописи и музыки как качество их идейного содержания, С. считал "сюжетность" и "повествовательность" в живописи и программность в симфонич. музыке ведущими принципами этих иск-в; в противовес академизму выдвигал на первый план бытовой жанр в живописи. Известная ограниченность идейно-художеств. позиций С., связанная с его чисто просветит. подходом к явлениям обществ. жизни, проявилась в непонимании им социально-историч. обусловленности разложения классич. художественных форм в позднебурж. обществе и связанной с этим сложности художеств. процесса 90-900-х гг. С. ошибочно восхвалял псевдорус. стиль в архитектуре, отрицательно оценивал ряд явлений прошлого и современного ему иск-ва (доглинковскую музыку, творчество Брюллова, Венецианова, Чайковского, А. Рубинштейна), преувеличивал роль перс. инд. и монг. влияний в создании рус. нар. эпоса и развитии прикладного иск-ва; с сер. 80-х гг. во взглядах С. появляются элементы позитивизма. Однако в целом С. сыграл выдающуюся роль в распространении демократич. идей в рус. эстетике и критике 2-й пол. 19 в., утверждении идеалов новой реалистич. живописи и музыки.

Соч.: Собр. соч., 1847-1886, т. 1-4, СПБ, 1894-1906; Избр. соч., т. 1-3, М., 1952; Статьи и заметки, т. 1-2, М., 1952-54; Письма к деятелям рус. культуры, т. 1, М., 1962.

Лит.: Незабвенному В. В. Стасову. Сборник воспоминаний, СПБ, [1908]; Каренин В., В. Стасов. Очерк жизни и деятельности, ч 1-2, Л., 1927; Гельдштейн С. Н., Комментарии к избр. соч. В. В. Стасова, М.-Л., 1938; Ситник К. Α., С. - художеств. критик, в кн.: Вопросы теории сов. изобразит. иск-ва, М., 1950; Оголевец А. С., В. В. Стасов, М., 1956; Ливанова т.н., С. и рус. классич. опера, М., 1957; Лебедев А. К., С. и рус. художники, М., 1961.

Н. Беспалова. Москва.

СТАТИСТИКА

СТАТИСТИКА - наука, изучающая количеств. отношения массовых обществ. явлений. С. разрабатывает методы количеств. анализа, к-рые в совокупности образуют статистич. методологию и используются др. науками. См. Статистические и динамические закономерности.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАУФФЕР

СТА́УФФЕР (Stouffer) Сэмюэл (6 июня 1900 - 24 авг. 1960) - амер. социолог, один из лидеров естеств.-науч. и математич. направления в амер. бурж. социологии. В 1934-41 - проф. социологии Чикагского ун-та. В 1941-46 руководил социально-психологич. исследованиями в армии США. С 1946 - директор Гарвардской лаборатории социальных отношений.

По С., прогресс в социологии может быть достигнут в результате взаимодействия теории и эмпирич. исследования. По отношению к неопозитивистской программе Ландберга (1928) С. вместе с Лазарсфельдом, Гутманом и др. занял умеренную позицию, получившую название "аналитической школы". Признавая важность и необходимость применения математич. методов в социологии, они утверждали, что существует непосредств. логич. преемственность между систематич. качественным исследованием и математич. моделированием социальных явлений. В 50-х гг. С. провел ряд вызвавших большой обществ. резонанс работ, посвященных анализу социальных корней маккартизма, источникам угроз гражд. правам в США и сравнению символов и лозунгов, использовавшихся фашистами 20-30-х гг. и Маккарти в нач. 50-х гг. Исследования С. вскрыли тесную функциональную связь между политич. экстремизмом и религ. сектантством. По С., сектантство является функциональной альтернативой политич. активности в тех случаях, когда последняя ограничивается.

Наибольшую известность получила монография С. "Амер. солдат" ("American soldier", Princeton, 1949), посвященная исследованию адаптации группового и индивидуального поведения к армейской службе как в условиях казармы, так и боевых действий. С. внес вклад в разработку математич. техники повышения достоверности социологич. измерения, методов шкало-граммного и латентного анализов, многомерного анализа и др.

Соч.: Measurement and prediction, Princeton, 1950; Social research to test ideas, Glencoe, 1962; Communism, conformity and civil liberties, Gloucester, 1963.

Ю. Самсонов. Москва.

СТАШИЦ

СТА́ШИЦ (Staszic), Станислав Вавжинец (6 нояб. 1755 - 20 янв. 1826) - польский мыслитель, идеолог Просвещения, обществ.-политич. деятель. Учился в духовной семинарии в Познани, затем в Лейпцигском и Гёттингенском ун-тах. Занимая значительные посты в гос. аппарате Варшавского герцогства (1807-12), а с 1815 - Королевства Польского, С. много сделал для организации пром-сти, для развития учебных и науч. учреждений.

Филос. взгляды С., сложившиеся под влиянием франц. материализма 18 в., сыграли важную роль в освобождении науки от теологич. представлений. Осн. соч. С. - историко-филос. поэма "Человеческий род" (см. "Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей", т. 1, М., 1956, с. 213-71), представляет собой попытку объяснить историю человечества в духе франц. просветителей - как этап развития природы. Специфику той или иной историч. эпохи С. связывал с господств. видом собственности. Идеал С. - бурж.-демократич. республика. С. выступал за уравнение крестьянства и шляхты в правах на землю. Он основал в Хрубешуве крест. общество (1816), к-рому передал в вечное владение свои земли.

Соч.: Coup d'oeil sur la statistique de la Pologne, [Warsz.], 1807; Dzieła, t. 1-9, Warsz., 1816-20; Pisma filozoficzne i społeczne, t. 1-2, Warsz., 1954; в рус. пер. - Избранное, М., 1957; Размышления над жизнью Яна Замойского..., в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 1, М., 1956; Предостережения Польше..., там же.

Лит.: Нарский И. С., Философия польского просвещения, М., 1958; Осипова Е. В., Философия польского просвещения, М., 1961; Воbińska C., Szkice o ideologach polskiego óswiecenia, Wr., 1952.

E. Шацкий. ПНР, И. Нарский. Москва.

СТЕКЛОВ

Юрий Михайлович (псевдоним; наст. фамилия - Н а х а м к и с) [15(27) августа 1873 - 15 сент. 1941] - советский историк общественной мысли, публицист, гос. и партийный деятель. Родился в Одессе. С 1893 - член с.-д. партии. В 1894 был арестован, из якутской ссылки бежал за границу, где в 1900 познакомился с В. И. Лениным и примкнул к искровцам. После II съезда РСДРП (1903) С. - в партии большевиков. В 1905 вернулся в Россию, где вел большую парт. работу, сотрудничал в ряде большевистских изданий ("Социал-демократ", "Правда", "Звезда"). В 1910 был арестован и выслан за границу, где по поручению В. И. Ленина преподавал в парт. школе в Лонжюмо (под Парижем). Участвовал в работе с.-д. фракции 4-й Думы, проводя там большевистскую линию. Во время Февр. революции 1917 был избран членом Петрогр. совета и членом его бюро. В этот период занимал позицию революц. оборончества, выступал за двоевластие Советов и Временного пр-ва, за что подвергался критике Лениным. Был первым редактором газ. "Известия" (до 1925). Избирался членом ВЦИК и ЦИК 12 созывов, членом Президиума ВЦИК 2-го и 3-го созыва. На 5-м Всеросс. съезде Советов выступал с докладом по проекту первой Конституции, одним из авторов к-рой являлся. В 1928 возглавлял Комитет по заведованию учебными и учеными учреждениями при ЦИК. Участвовал в создании и был первым редактором журн. "Новый мир", "Сов. стр-во"; совместно с А. В. Луначарским работал в журн. "Красная нива". В 1938 С. был репрессирован; в 1956 восстановлен в партии, полностью реабилитирован.

С. - один из первых сов. историков-марксистов и популяризаторов марксизма в России, автор трудов по истории рус. и европ. революц. движения и обществ. мысли. В 1909 вышла в свет его монография "Н. Г. Чернышевский. Его жизнь и деятельность. 1828-1889", СПБ, 1909; 2 изд., т. 1-2, М.-Л., 1928. В одном из писем М. Горькому Ленин рекомендует ему С. как автора "...хорошей книги о Чернышевском..." (см. Соч., т. 36, с. 144). Недостатком работы является попытка сблизить идеологию рус. революц. демократов с марксизмом, а также отсутствие анализа утопич. социализма Чернышевского. В 1913 С. опубликовал др. свою большую работу - "М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность (1814-1876)" (т. 1-4, М., 1926-27), к-рая до сих пор представляет ценность. Высокую оценку книги дал Ф. Меринг. Серьезной ошибкой работы С. является трактовка Бакунина как одного из создателей рус. социал-демократии.

Соч.: П. Лафарг, боец революционного коммунизма (1842-1911), П., 1918; Интернационал (1864-1914), 2 изд., ч. 1-2, М., 1920-21; Карл Маркс, его жизнь и деятельность (1818-1883), 3 изд., М.-П., 1923; Борцы за социализм. 2 изд., ч. 1-2, М.-Л., 1923-24; А. И. Герцен (Искандер). 1812-1870, 2 изд., М.-П., 1923; Прудон - отец анархии, 2 изд., Л., 1924; Революция 1848 во Франции, 6 изд., M., [1925]; Огюст Бланки, Л., 1930; Жизнь и деятельность Н. А. Добролюбова (1836-1861), Л., 1930.

Лит.: Струмилин С. Г., Революционер, ученый, редактор (К 90-летию со дня рождения Ю. М. Стеклова), "Известия", 1963, 26 августа.

Н. Пирумова. Москва.

СТЕПАНОВ

Василий Иванович (р. 13 марта 1903) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1960), профессор (с 1961), член-корр. АН БССР (с 1967). Чл. КПСС с 1924. Окончил Академию Коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (в 1932) и аспирантуру там же (в 1935). С 1948 - зав. кафедрой марксистско-ленинской философии Белорус. гос. ун-та им. В. И. Ленина. Область науч. исследований - история рус. философии и диалектич. материализм.

Соч.: Вопросы историч. материализма в кн. В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", "Изв. АН БССР", 1949, No 4; Филос. и социологич. воззрения В. Г. Белинского, Минск, 1959; О "Филос. тетрадях" В. И. Ленина, М., 1959 (соавтор); В. И. Ленин о диалектике - живой душе марксизма, "Коммунист Белоруссии", 1960, No 4; Антикоммунизм - отражение крайней степени деградации бурж. идеологии, там же, 1962, No 2; Соц. изменения рабочего класса Белоруссии в процессе стр-ва коммунизма, Минск, 1965 (соавтор); Диалектич. материализм как методология естественнонауч. познания, Минск, 1965 (редактор).

СТЕПАНОС ЛЕХАЦИ

СТЕПАНО́С ЛЕХАЦИ (Польский) (г. рожд. неизв. - ум. 1687) - арм. философ, богослов и переводчик. Выходец из арм. колонии во Львове, впоследствии переселился в Армению. Перевел и прокомментировал "Метафизику" Аристотеля; составил словарь филос. и богословских понятий, отразивший его взгляды.

По С. Л., мир существует согласно "естественным", "вечным" и "человеческим" законам, причем изменчивы только последние. Природа вторична по отношению к богу и первична по отношению к человеку. Гл. роль в познании мира отводил рассудку, проникающему в сущность явлений; чувственное же восприятие схватывает только внешнее, частное и случайное. Возникновение нового и уничтожение старого есть результат борьбы противоречий. Противоречия - одно из условий познания; так, зло познается через добро. Зло, по С. Л., есть случайное проявление человеч. действий; по природе своей человек добр. Свобода воли человека заключается в свободе совершать добро; иметь возможность мыслить и творить зло - не есть свобода. "Прекрасное", по С. Л., есть то, что приносит наслаждение. Подобно науке иск-во должно учить добру и творить добро, - в противном случае оно не является иск-вом.

Лит.: Ереван, Матенадаран, рукопись No 4027, No 5074; Чалоян В. К., История арм. философии, Ереван, 1959.

В. Чалоян. Ереван.

СТЕПАНОС СЮНЕЦИ

СТЕПАНО́С СЮНЕЦИ (ум. 735) - арм. философ, представитель арм. патристики эпохи раннего средневековья. Природа, по С. С., есть низшее проявление божеств. духа. Сущностью телесного является идея, недоступная ощущениям и постигаемая лишь разумом. В эстетич. воззрениях С. С. придерживался принципа разделения иск-ва на духовное и светское, допуская использование выразит. возможностей светского иск-ва при создании и исполнении духовных песнопений. С. С. написал "Толкование грамматики", комментарии к "Введению" Порфирия и "Определениям философии" Давида Анахта, перевел на арм. яз. соч. Дионисия Ареопагита (см. Ареопагитики), Григория Нисского, Немесия и др.

Лит.: Адонц Н., Дионисий Фракийский и его арм. толкователи, П., 1915; Абегян М., История древнеарм. лит-ры, т. 1, Ереван, 1948; Адамян Α., Эстетич. воззрения ср.-век. Армении. Период раннего феодализма, Ереван, 1955.

С. Аревшатян. Ереван.

СТЕПАНЯН

Цолак Александрович (р. 1 янв. 1911) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1951), профессор (с 1951), член-корр. АН СССР (с 1964). Член КПСС с 1938. Окончил Моск. пед. ин-т им. К. Либкнехта и аспирантуру там же (в 1935). Преподает диалектич. и историч. материализм в вузах с 1933. С 1946 - в Ин-те философии АН СССР - зам. директора, затем зав. сектором науч. коммунизма (с 1964). Член редколлегии журн. "Вопросы философии" (в 1947-68). Председатель Науч. совета АН СССР по закономерностям развития коммунистич. обществ. отношений и духовной жизни социалистич. общества. Область науч. исследований С. - проблемы историч. материализма и науч. коммунизма. С. - автор мн. трудов и руководитель исследований по актуальным вопросам совр. обществ. развития.

Соч.: СССР - социалистич. гос-во рабочих и крестьян, [М.], 1937; Кто такие "национал-социалисты", [Горький], 1942; Октябрьская революция и победа социализма в СССР, [М.], 1947; О постепенном переходе от социализма к коммунизму, М., 1951; Развитие В. И. Лениным и И. В. Сталиным учения о социализме и коммунизме, М., 1952; В. И. Ленин об общих закономерностях и конкретных формах перехода к социализму, "ВФ", 1957, No 2; О закономерностях перерастания социализма в коммунизм, "Коммунист", 1959, No 14; Строительство коммунизма и кризис антикоммунизма, М., 1959; Строительство коммунистич. об-ва и духовная нищета его критиков, "ПМ и С", 1959, No 5; Успехи коммунизма и кризис антикоммунизма, "ВФ", 1959, No 12; XX век - век торжества коммунизма, "ВФ", 1961, No 7; О предмете курса "Основы науч. коммунизма", "ВФ", 1962, No 6; Формирование коммунистич. сознания масс, "Коммунист", 1962, No 11; Опыт ускоренного развития от вековой отсталости к совр. прогрессу, "ВФ", 1963, No 1; Закономерности перерастания социалистич. сознания масс в коммунистическое сознание, М., 1963; Две фазы в развитии коммунистич. формации, [M.] 1963; Стр-во коммунизма и духовный мир человека. [Сб.], М., 1966 (руководитель и автор двух глав); Раскрытие и преодоление противоречий - общая закономерность становления и развития коммунистич. формации, в сб.: Диалектика совр. обществ. развития, М., 1966; Ленин о закономерностях строительства коммунистич. формации, в кн.: В. И. Ленин - великий теоретик, М., 1966; Социалистич. интернационализм и националистич. идеология, в сб.: Марксизм-ленинизм - единое интернац. учение, вып. 6, М., 1969.

СТЕПУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ - схематический стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Термин "С. с." введен в социальную психологию и социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ. мнения относительно этнических, классово-сословных, профессиональных и т.п. групп, представителей политич. партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов т.н. массовой культуры. Согласно концепции Липмана, С. с. - образчики пропаганды и "ходячего мнения", к-рые ассоциируются с положит. или отрицат. эмоц. восприятием объекта стереотипизации. В качестве объекта стереотипизации могут выступать все социальные объекты. В новейшей амер. социально-психологич. и социологич. лит-ре термин "С. с." используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с расовыми и нац. предрассудками.

В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, к-рая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту. В сов. психологии этот процесс изучается школой Д. Узнадзе. В экспериментальных исследованиях восприятия человека человеком было зафиксировано существ. влияние установки и С. с. как ее компонента (А. Бодалев). Однако место С. с. в структуре установки восприятия достаточно не изучено.

В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации представляет значит. интерес с т. зр.: а) содержания С. С., отражающих идеологич. и психологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово-антагонистич. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных "ярлыков" для обозначения представителей борющихся социальных сил), выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеологических); в) уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).

Лит.: Ядов В. Α., К вопросу о теории "стереотипизации" в социологии, "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; Бодалев Α. Α., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Кон И., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, No 9; Кондратенко Г. М., Об особенностях стереотипизации, "Вестник МГУ. Сер. 11. Журналистика", 1968, No 1; Buchanan W., Сantril Η., How nations see each other, Urbana (Ill.), 1953; Fishman J. Α., An examinating of the process and function of social stereotyping, "J. Social Psychol.", 1956, v. 43, half 1; Young K., Social psychology, 3 ed., Ν. Υ., [1956]; Riсhter M. N., The conceptual mechanism of stereotyping, "Amer. Sociological Review", 1956, v. 21, No 5; Allport G. W., The nature of prejudice, Garden City, 1958; Carter R. F., Stereotyping as a process, "Public Opinion Quarterly", 1962, v. 26; Lippmann W., Public opinion, [3 ed.], N. Y.-L., [1965]; Brown R. W., Social psychology, Glencoe, 1965.

В. Ядов. Ленинград.

СТЕФФЕНС

СТЕ́ФФЕНС (Steffens), Хенрик (Генрих) (2 мая 1773 - 13 февр. 1845) - естествоиспытатель, философ и литератор. Род. в Норвегии, с 1797 преподавал в различных герм, ун-тах. В молодые годы С. увлекался пантеизмом Спинозы, слушал лекции Шеллинга в Иене. С. был первым естествоиспытателем, восторженно принявшим идеи натурфилософии Шеллинга, в особенности принципы всеобщей связи явлений и идею естеств. эволюции, к-рыми он руководствовался и в своих конкретных естеств.-науч. исследованиях (по геологии и минералогии). К концу жизни С. вернулся к ортодоксальному лютеранству и писал преим. по религ. вопросам.

Соч.: Beiträge zur innern Naturgeschichte der Erde, Tl 1, Freiberg, 1801; Grundzüge der philosophischen Naturwissenschaft, В., 1806; Schriften, alt und neu, Bd 1-2, Breslau, 1821; Anthropologie, Bd 1-2, Breslau. 1822; Was ich erlebte, Bd 1-10, Breslau, 1841-45; Nachgelassene Schriften, mit einem Vorworte von Schelling, В., 1846; в рус. пер. - О постепенном развитии природы, пер. Н. Курляндцева, Одесса, 1834.

Лит.: Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т. 7, СПБ, 1905, с. 49-57; Petersen R., H. Steffens, Kbh., 1811, пер. на нем. яз., Gotha, 1884; Rudolff W., H. Steffens' pädagogische Anschauungen, Langensalza, 1914 (Diss.); Meissner M., H. Steffens als Religionsphilosoph, Breslau, 1936; Achterberg E., H. Steffens und die Idee des Volkes, Würzburg, 1938; Wasсhnitius V., H. Steffens. Neumünster, 1939; Møller I., H. Steffens, Oslo, 1948; Воyson Ε., Η. Steffens. Forеlaesninger og fragmenter, Oslo, 1967.

B. Зубов. Москва.

СТЁЦЕЛЬ

СТЁЦЕЛЬ (Stoetzel), Жан (р. 23 аир. 1910) - франц. социальный психолог и социолог, руководитель кафедры социальной психологии Сорбонны (с 1955), основатель (1938) и президент Ин-та обществ. мнения, директор Центра социологич. исследований (с 1956).

По С., задача социальной психологии состоит в изучении, с одной стороны, воздействия социальных и культурных условий на поведение человека, с другой - взаимоотношений между людьми, отд. личностями или группами. С. подходит к осн. задачам социальной психологии с позиции эмпиризма, опирается на теорию Морено и К. Левина. С. систематизировал осн. совр. теории и обобщил собств. исследования в области социальной психологии в работе "Социальная психология" ("La psychologie sociale", P., 1963). Он является также крупным представителем прикладной социологии во Франции. Его работы посвящены роли обществ. мнения и методологии его изучения, проблемам конкретных социальных исследований, обоснования их репрезента- тивности и обобщения их результатов. С. руководит систематич. опросами обществ. мнения по различным проблемам внешней и внутр. политики. Известны работы руководимого С. института, связанные с анализом поведения различных групп населения накануне и в момент выборов.

Соч.: Théorie des opinions, P., 1943; L'étude expérimentale des opinions, P., 1943; Les sondages de l'opinion publique, P., 1948; Français et immigrés, [P.], 1953 (совм. с A. Girard); Jeunesse sans chrysanthème ni sabre, [P., 1953]; Voting behaviour in France, "British J. Sociology", 1955, v. 6, No 2; в рус. пер. - Социология во Франции, в кн.: Беккер Г. и Босков А. [сост.], Совр. социологич. теория..., пер. с англ., М., 1961, гл. 22.

О. Тутунджян. Ереван.

СТИЛПОН

СТИЛПО́Н - и з М е г а р ы (Στίλπων ὁ Μεγαρεύs) (ок. 380 - ок. 300 до н.э.) - др.-греч. философ мегарской школы, с 320 до н.э. учил в Афинах. Работы С. не сохранились. По Диогену Лаэртскому (II, 113, 120), С. писал в форме диалогов, в к-рых с близких к киникам позиций критиковал осн. тезис мегарцев о реальности бытия идей. Допускал истинность лишь тавтологич. суждений. В этике высшим благом считал апатию и автаркию. Философия С. явилась звеном, связывающим мегарцев и киников со стоицизмом, основатель к-рого Зенон из Китиона был учеником С.

Лит. см. при ст. Мегарская школа.

М. Петров. Ростов-на-Дону.

СТИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТИРЛИНГ

С т ё р л и н г (Stirling), Джеймс Хатчисон (22 июня 1820 - 19 марта 1909) - англ. философ, абс. идеалист, один из основоположников неогегельянства.

Интерпретировал нем. классич. философию как восстановление веры в бога, бессмертие души и свободу воли, противопоставляя такую трактовку взглядам левогегельянцев и марксистов. Гегелевское учение о природе как "инобытии духа" и понимание развития как лишь развития понятия обратил против дарвинизма. С.- переводчик и комментатор "Критики чистого разума" Канта и "Науки логики" Гегеля.

Соч.: Sir W. Hamilton: being the philosophy of perception, L., 1865; Lectures on the philosophy of law, L., 1873; Philosophy and theology, Edin., 1890; Textbook to Kant, Edin., 1881; The secret of Hegel, being the Hegelian system in origin principle, form and matter, Edin., 1898; What is thought?, Edin., 1900; The categories, Edin., 1903; Darwinianism, Edin., 1894.

Лит.: Богомолов А. С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, М., 1964, с. 54-59; Stirling A. H., J. Н. Stirling: his life and work, L.-Lpz., 1911; Muirhead J. H., Platonic tradition in Anglo-Saxon philosophy, [N. Y.], 1931.

А. Богомолов. Москва.

СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ - "...неосознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение... в объективной реальности внешнего мира..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 331). Понятие С. м. характеризует позицию не знакомых с философией ученых-естествоиспытателей в фундаментальных проблемах философии (прежде всего гносеологии), поскольку эти проблемы возникают в специально-науч. исследовании. По существу С. м. означает органич. использование в науч. исследовании нек-рых важных идей филос. материализма (напр., идеи эволюции в живой природе, атомистич. гипотезы и т.п.). Следует, однако, иметь в виду, что С. м. не идет дальше убеждения в независимости внешнего мира от наших ощущений и уверенности в правильности показаний органов чувств, сочетающихся с учетом разнообразия и изменяемости предметов и явлений мира. Поэтому С. м. не предполагает сознат.-филос. отношения к миру (см. Основной вопрос философии) и не занимает определ. позиции в борьбе материализма и идеализма.

Хотя указание Ленина на "философскую бессознательность" С. м. весьма четко, выражение naturwüchsiger Materialismus из "Диалектики природы" Ф. Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 502) в 1925 было некритически переведено как "С. м.", с 1935 этот перевод стал необоснованно применяться для характеристики филос. материализма, а в 1945 эта характеристика была закреплена новым переводом того же выражения из "Анти-Дюринга" (см. Ф. Энгельс, там же, с. 142). Квалификация филос. материализма как С. м. в неск. модификациях была распространена на весь домарксистский материализм. При этом не замечали несостоятельности делаемых в этой связи ссылок на Энгельса (полагавшего антич. материализм "естественно сложившимся": не стихийным, а неотразимым в своей самобытности, первозданности) и Ленина (отождествлявшего определение "стихийный" с определением "нефилософский").

Поскольку филос. материализм не может быть С. м., постольку и С. м. не может быть ни "одной из форм" (хотя бы и "особой"), ни "видом" филос. материализма.

Лит.: Потемкин А. В., О естеств.-историч. материализме, "Уч. зап. Ростовского н/Д. ун-та. Труды кафедры диалектич. и истории, материализма", 1957, т. 61, вып. 1; Ляховецкий Л. Α., О материализме передовых мыслителей рабовладельч. общества, "ФН" (НДВШ), 1960, No 2; его же, К вопросу о филос. материализме антич. общества, "Вестн. МГУ. Сер. экономика, философия", 1961, No 5; Абрашнев Μ. Μ., В. И. Ленин о сущности и значении естеств.-историч. материализма, "ВФ", 1965, No 8.

Л. Ляховецкий. Москва.

СТОИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТОЙКОВИЧ

Афанасий Иванович (1773-1832) - рус. естествоиспытатель, проф. физики Харьковского ун-та (1804-13). Выходец из Сербии. Учился в Эдинбурге, затем в Сегединской и Пресбургской академии высших наук и в Гёттингенском ун-те. Отвергая как субъект. идеализм Беркли, так и франц. материализм, С. заявил, что "...ни идеализма, ни материализма принять решительно не можно" ("Система физики", [кн. 1], X., 1813, с. 4) и предпринял попытку создать собственную стихийно-материалистич. систему, названную им "синтетизм". Согласно этой системе "предметы внешние должны быть разумеваемы не как причины наших представлений (reprasentationum) и понятий, но как условия. Причина понятий состоит в природе ума нашего" (там же, с. 5). Отрицая материальный источник возникновения идей и объект. характер законов природы, С. утверждал, что "...разум наш сам по себе производит понятия (i d e a s) и законы" (там же, с. 4) и разделял агностич. взгляды Канта по вопросу о возможности познания за пределами чувственной ступени: "сущность материи и тел навсегда останется нам неизвестною" (там же, с. 57). Подобные взгляды С. подвергались критике со стороны Осиповского.

Соч.: О воздушных камнях и их происхождении, X., 1807; Начальные основания физич. географии, X., 1813; Система физики, кн. 1-2, X., 1813.

Лит.: Багалей Д. И., Опыт истории Харьк. университета, т. 1-2, X., 1893-98; Вiльницький М. Б., Фiлос. погляди О. I. Стойковича, "Науковi зап. iн-ту фiлософii АН УРСР", 1961, т. 7.

И. Кравец. Харьков.

СТОЛОВИЧ

Леонид Наумович (р. 22 июля 1929) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1966), профессор (с 1967). Окончил филос. фак-т Ленингр. ун-та в 1952. С 1953 преподает философию и эстетику в Тартуском гос. ун-те. Область науч. исследований - проблемы эстетики, эстетич. воспитание.

Соч.: Kunsti sisu spetsiifilistest iseärasustest, "Looming", Tallin, 1954, No 9; Нек-рые вопросы эстетич. природы иск-ва, Л., 1955; Эстетическое в действительности и в иск-ве, М., 1959 (словацк. пер., Brat., 1961); Предмет эстетики, М., 1961 (латыш, пер., Riga, 1962); Опыт построения модели эстетич. отношения, "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та", 1962, вып. 124; Ценностная природа категории прекрасного и этимология слов, обозначающих эту категорию, в сб.: Проблема ценности в философии, М.-Л., 1966; Die Schönheit als Wert und der Wert der Schönheit, "Dtsch. Z. Philos.", 1966, No 12; Krásno jako estetická hodnota, "Estetika", 1966, No 4; L'étymologie du mot "beauté" et la nature de la.catégorie du beau, "Revue d'Estétique", 1966, No 3-4; Die Ästhetik des Ideales des utopischen Sozialismus, "Kunst und Literatur", 1968, H. 2; Social functions of aesthetic education, "Art and Society", Moscow, 1968.

СТОЛПНЕР

Борис Григорьевич (янв. 1871 - 28 авг. 1967) - сов. философ, профессор (с 1920), доктор филос. наук (с 1935). Участвовал в с.-д. движении с 1902, подвергался арестам. Область науч. деятельности С. - философский перевод. Заслуга С. перед отечеств. философией состоит в том, что он впервые перевел на рус. яз. большинство (10 из 16 томов) соч. Гегеля, проделав огромную работу по выработке рус. терминологии, адекватной филос. языку Гегеля. С. принадлежат также переводы филос. трудов Г. Гёффдинга ("Учебник истории новой философии", СПБ, 1910), Г. Гомперца ("Учение о мировоззрении", СПБ, б. г.), Р. Рихтера ("Скептицизм в философии", т. 1, СПБ, 1910) и Э. Кассирера ("Познание и действительность", СПБ, 1912).

СТРАТА

СТРА́ТА (от лат. stratum - слой, пласт) - термин, употребляемый в социологии для обозначения социальных слоев, выделенных по к.-л. одному или совокупности признаков. См. Социальная стратификация.

СТРАТОH

СТРАТО́H - из Лампсака (Στράτων ὁ Λαμψακηνός) (340-270-268 до н.э.) - др.-греч. философ и естествоиспытатель. С 287 возглавлял перипатетическую школу в Афинах. Его соч. (св. 40), посвященные логике, этике, метафизике, физике, физиологии и психологии, сохранились в немногих фрагментах. По свидетельству Цицерона (Academica priora, II, 338, 121), С. отказывался прибегнуть к понятию о богах; противостоя телеологии, учил, что "все существующее создано природой" и что исходными силами мира являются тепло и холод. По сравнению с Аристотелем придавал большее значение эксперименту. В ряде пунктов С. отступил от аристотелизма, перейдя на позиции атомистов (признавал наличие пустот между частицами); подверг пересмотру аристотелевское учение о времени; считал, что в основе мышления лежит восприятие и что раздражения передаются от органов чувств к мозгу; признавал наличие мышления у животных. С. оказал влияние на развитие современного ему естествознания (учеником С. был сторонник гелиоцентрич. системы Аристарх Самосский, влияние С. сказалось на воззрениях александрийских медиков Герофила и Этасистрата). Ряд соч., приписываемых Аристотелю ("О цветах", "О слухе", "Механические проблемы", 4-я кн. "Метеорологии"), возможно, написаны С. или вышли из его школы.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 265-68; Rodier G., La physique de Straton de Lampsaque, P., 1890; Diels H., Über das physikalische System des Straton, "Sitzungsber. der Königlich. Prcuss. Akad. der Wissenschaften zu Berlin", 1893, Erster Halbband, S. 101-27; Nestle W., Die Sokratiker, Jena, 1922; Wehrli F., Straton von Lampsakos, Basel, 1950.

В. Зубов. Москва.

СТРАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАХОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРИГОЛЬНИКИ

СТРИГО́ЛЬНИКИ - гор. ересь 15-14 вв., возникшая в Новгороде и Пскове; в конце 15 в. слилась с движением т.н. "жидовствующих". См. Ереси(раздел Ереси в России) и лит. при этой статье.

СТРУВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРА (В МАТЕМАТИКЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница