Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КАТАСТРОФИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАТАСТРОФИЗМ

КАТАСТРОФИЗМ (от греч. καταστροφή - переворот, гибель) - антиэволюционное учение, утверждающее, что вся история Земли состоит из длит. эпох относит. покоя, прерываемых катастрофич. событиями планетарного масштаба (катаклизмами). Идея о всемирных катастрофах зародилась в глубокой древности. В 17-18 вв. она все чаще стала привлекаться для истолкования данных геологии, свидетельствующих о больших переменах, происходивших на протяжении истории Земли. Особая трудность интерпретации фактов, зафиксированных в геологич. летописи, была вызвана общепринятым тогда представлением о кратковременности истории Земли (по догмам священного писания, с момента сотворения мира прошло лишь несколько более 6 тыс. лет). В связи с этим необходимо было установить причины, вызывающие быстрое преобразование рельефа Земли, а также объяснить факты, свидетельствующие о заметном различии между ископаемыми и совр. животными и растениями. С этой целью и была выдвинута гипотеза о катастрофах, к-рые якобы почти мгновенно уничтожали старый органич. мир и радикально преобразовывали внешний вид земной поверхности. Подобное представление нашло яркое отображение в теоретич. воззрениях франц. естествоиспытателя Кювье. Занимаясь геолого-палеонтологич. исследованиями в окрестностях Парижа, он установил, что в геологич. разрезе этого района отмечается неоднократная смена морских и наземных условий, сопровождаемая появлением и исчезновением различных фаун. Опираясь на эти данные, Кювье сформулировал свою гипотезу о "переворотах", катастрофах (G. Cuvier, Discours sur les révolutions de la surface du globe, 1812). Он сделал вывод, что история Земли состоит из периодов покоя, нарушаемых революц. взрывами, во время к-рых происходит существенная перестройка лика Земли, погибает органический мир и т.п. В периоды покоя органический мир сохраняется неизменным: после катастроф на обновленной земной поверхности появляются новые виды и роды животных и растений, не имеющие связи с вымершими формами. Революц. катаклизмы, по представлениям Кювье, вызываются неизвестными нам силами. Гипотеза катастроф стремилась разрешить противоречия между распространенным в то время представлением о неизменяемости видов (введенным в науку Линнеем) и установленным фактом смены фаун и флор во времени.

В 1-й пол. 19 в. К. получил большое распространение. Франц. палеонтолог А. Д'Орбиньи, ученик и последователь Кювье, проделавший огромную работу по изучению вымерших организмов, развил эти идеи до крайнего предела. Он утверждал, что в истории Земли было 27 катаклизмов, потрясавших всю планету, во время к-рых происходила почти мгновенная смена материков и океанов, вызывавшая гибель всех живых существ. Затем очередным "актом творения" создавался новый органич. мир (D'Orbigny A. M., Cours élémentaire de paléontologie et de géologie stratigraphiques, v. 1-3, [1849-52 ]). Франц. геолог Л. Эли де Бомон, полагавший, что каждый перерыв в осадконакоплении является свидетельством катастрофы, насчитал в истории Земли 32 таких переворота (Élie de-Beaumont, Notice sur les systèmes de montagnes, v. 1-4, 1852). Нем. геолог Л. Бух, автор гипотезы кратеров поднятия, объяснявшей явления горообразования внедрением в поверхностную зону расплавленной магмы, утверждал, что подобные внедрение и воздымание гор происходят с катастрофич. быстротой. В истории геологич. науки К. принадлежит двоякая роль. С одной стороны, это учение, трактовавшее о наличии четко обособленных границ распространения ископаемых организмов, дало основание для введения понятия о руководящих окаменелостях, что способствовало оформлению и прогрессу биостратиграфии. С другой стороны, К., отрицавший эволюц. развитие органич. мира и исходивший из представлений о многочисл. творч. актах, созидавших новые формы, стал тормозом на пути развития эволюц. учения как в геологии, так и в биологии. Мн. передовые ученые отчетливо сознавали ошибочные стороны К. и боролись с ним. Богословы активно поддерживали теорию катаклизмов, говорившую о неизменяемости организмов, а также о сверхъестеств. силах разрушения и созидания, что вполне согласовывалось с догмами Священного писания. Логич. выводом из К. было признание повторных актов творения, и потому "теория Кювье о претерпеваемых землей революциях была революционна на словах и реакционна на деле" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 9). Наибольшее значение в сокрушении идей К. имел труд англ. геолога Ч. Лайеля "Основы геологии" ("Principles of Geology", v. 1-3, 1830-33), показавшего, что ныне действующих на поверхности Земли факторов вполне достаточно для создания всех существующих форм рельефа и для образования всех разнообразных горных пород, слагающих геологич. разрез. Хотя концепция Лайеля о непрерывном развитии Земли и исходила из ошибочных принципов униформизма о неизменности в количеств. и качеств. отношении сил, действующих на нашей планете, она сыграла важную роль в распространении и дальнейшем развитии эволюционистских идей в естествознании. Окончат, удар К. был нанесен выходом в свет труда Дарвина "Происхождение видов" (1859), в к-ром было показано, что преобразования в органич. мире совершаются эволюц. путем. Нек-рые элементы К. возродились вновь в 20 в., когда нем. геолог Г. Штилле (Н. Stille, Grundfragen der vergleichenden Tektonik, 1924), опираясь на факт периодич. повторяемости геологич. событий, стал развивать идеи о фазах складкообразования, разделяющих эпохи длит, покои и проявляющихся одновременно по всему земному шару ("неокатастрофизм"). Детальные исследования геосинклинальных областей, выполненные гл. обр. сов. геологами, показали, что складчатость земной коры происходила неодновременно в различных зонах, т.е. имеет не планетарный, а региональный характер, причем образование складчатых структур представляет собой длит, процесс, продолжающийся для нек-рых типов складок мн. миллионы лет. Эти факты послужили основанием для критики неокатастрофистских идей, еще появляющихся в геологии. В наст. время подавляющее большинство советских и прогрессивных зарубежных геологов рассматривает ход геологич. развития как непрерывно-прерывистый процесс, в к-ром постепенно преобразование прерывается скачкообразным переходом к новому качеству (смена погружения поднятием, метаморфизация горных пород, возникновение новых видов в органич. мире и т.д.). Подобные скачки растягиваются нередко на мн. миллионы лет, никогда не распространяются одновременно на весь земной шар и поэтому не имеют ничего общего с катастрофами. В биологии же победа дарвинизма похоронила К. в понимании Ж. Кювье и А. Д'Орбиньи, но до сих пор отдельные зап. палеонтологи, стоящие на идеалистич. позициях (О. Шиндевольф и др.), периодически высказывают мысли, созвучные давно отброшенным представлениям об актах творения.

Лит.: Борисяк Α. Α., Ж. Кювье и его научное значение, в кн.: Кювье Ж., Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара, пер. с франц., М.-Л., 1937; Павлова М. В., Причины вымирания животных в прошедшие геологические эпохи, в сб.: Современные проблемы естествознания, вып. 17, М.-П., [1924 ]; Павлов А. П., О некоторых мало изученных факторах вымирания, там же; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, т. 1-3, М.-Л., 1936-43; Шатский Н. С., О неокатастрофизме, "Проблемы советской геологии", 1937, No 7; Давиташвили Л. Ш., История эволюционной палеонтологии от Дарвина до наших дней, М.-Л., 1948; Meunier S., L'évolution des théories géologiques, P., 1911.

В. Тихомиров. Москва.

В начало энциклопедии