Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КУЗЕН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КУЗЕН

КУЗЕН (Cousin), Виктор (28 ноября 1792 - 13 янв. 1867) - франц. философ-идеалист, эклектик, бурж. политич. деятель. Преподавал философию (1814-20) в Нормальной школе ("L'école Normal"); позднее - ее директор. В 1817-18 и 1824 посетил Германию, лично познакомился с Гегелем и Шеллингом. С 1828 - проф. философии в Сорбонне. Сторонник конституц. монархии, К. состоял при Луи Филиппе членом Гос. совета; пэр Франции; с 1832 - член Франц. академии, а затем Академии моральных и политич. наук. Страх перед революционными выступлениями пролетариата развеял либерализм К. и привел его к реакции. В 1840 К. - министр просвещения.

Проведенные им реформы преследовали реакц. цель сближения ун-тов с церковью, функций профессуры и жандармерии. Во время республики К. предложил свое перо Кавеньяку для борьбы против социалистич. идей.

Политич. и филос. взгляды К., формировавшиеся под непосредств. влиянием Руайе-Коллара, Мен де Бирана, были формой активной борьбы против бурж. идеологии того периода, когда она была еще революционной. К. утверждал, что все филос. истины уже высказаны прежними философами, поэтому философия не может претендовать на открытие новых истин. Задача философии заключается в критич. отборе истин из прежних филос. систем. Метод этого отбора также эклектичен, все должно быть подчинено "здравому смыслу", т.е. меняющимся требованиям жизни. К. способствовал популяризации истории философии и развитию интереса к ней. Ему принадлежат переводы Платона на франц. язык, издание соч. Прокла, Абеляра, Декарта и др. мыслителей. К. познакомил франц. читателей с философией Канта, Шеллинга, Гегеля, беря произвольно те или иные положения их систем (см. письмо К. к Шеллингу от 30 окт. 1829 в кн.: "Briefe von und an Hegel", Lpz., 1887, S. 384-86). К. вел борьбу против материализма, особенно франц. материализма 18 в., основой к-рого он считал сенсуализм Кондильяка. Все филос. системы К. разделял на четыре группы: сенсуализм, к-рый исходит из объектов ощущения; идеализм, к-рый все сводит к объективам разума; скептицизм, возникающий на основе противоречий сенсуализма и идеализма; мистицизм, в к-ром он видел единств. выход из сомнений разума, указывая на веру, основанную на чувстве. К. считал, что сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм являются одновременно и сторонами сознания. Поэтому история философии является постоянной сменой или сочетанием этих четырех систем; ум человеческий всегда колеблется между ними. Опираясь на идеи шотландской школы, соединяя их с положением Декарта "я мыслю, следовательно, я существую", К. считал, что знания включают в себя восприятия и идеи - концепции, при посредстве к-рых разум возвышается до абсолютных идей. Разум не есть способность только человека, он принадлежит богу и человечеству, служа посредником между ними. Разум приносит ".вести из неведомого мира, сообщая одновременно и идею его необходимости" ("Fragments philosophiques", в кн.: Oeuvres, v. 2, Brux., 1841, предисл., р. 38). В начальный период своей деятельности К. отождествлял бога с логосом Платона и Пифагора, затем стал утверждать, что "... каждая истинная философия имеет своим основанием таинства христианства" (там же, Brux., 1847, р. 37), подчиняя философию религии. Позднее в своей работе "Об истине, прекрасном и добре" ("Du vrai, du beau et du bien", 1836) К. стремился к растворению философии в религии. История, по К., представляет собой битву идей. Каждая нация является носительницей известных идей, к-рые создают великие личности.

Маркс относил К. к числу "истинных истолкователей" "трезво-практического буржуазного общества" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 8, с. 120) и называл его "слабым эклектиком" (см. тамже, т. 27, с. 376).

Соч.: Oeuvres, troisième sér., t. 1-4, P., 1847; Oeuvres, sér. 3, v. 1-2, P., 1855; De la métaphysique d'Aristote, P., 1835; Cours de l'histoire de la philosophie moderne, deuxième sér., t. 1-2, nouv. éd., P., 1846-1847; Philosophie sensualiste, nouv. éd., P., 1863; Philosophie écossaise, 4 éd., P., 1864; Philosophie de Kant, 4 éd., P., 1864; Histoire générale de la philosophie..., nouv. éd., P., 1864; в рус. пер. - Кузенова курса истории философии. Лекция первая, "Московский телеграф", 1829, май, No 10; О великих людях, там же, февр., No 3; О главных родах систем философских, "Атеней", 1829, февр., No 3; О начале истории философии, там же, дек., No 23; О прекрасном и об искусстве, "Библиотека для чтения", 1845, т. 72, отд. 3.

Лит.: [Рец. ], Fragments philosophiques, par V. Cousin, "Моск. Вестник", 1828, ч. 12, No 21-22; Тэн И., Франц. философия первой половины ХIХ-го века, пер. с франц., СПБ, 1896, гл. 4-8; Кареев Н., Основные вопросы философии истории, 3 изд., СПБ, 1897; История философии, т. 3, М., 1941, с. 400-402; История философии, т. 2, М., 1957 (по указат. имен); Alaux J., La philosophie de M. C., P., 1864; Janet P., V. С. et son oeuvre, P., 1885; Simon J., V. Cousin, 3 éd., P., 1891; Barthélemy-Saint-Hilaire J., V. Cousin, sa vie et sa correspondance, v. 1-3, P., 1895; Ody H. J., V. Cousin, nouv. éd., Saarbrücken, 1953; Cornelius Α., Die Geschichtslehre V. С. unter besonderer Berücksichtigung des hegelschen Einflusses, Gen.-P., 1958.

Г. Зельманова. Москва.

В начало энциклопедии