Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Е"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВАНГЕЛИСТЫ

1) Мифич. авторы евангелий: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний из них, по церк. традиции, были апостолами, Марк - учеником апостола Петра, Лука - учеником и спутником апостола Павла.

2) Е. (или евангельские христиане) - название одной из христианских протестантских сект. Основана во 2-й пол. 19 в. в Англии лордом Редстоком, им же была создана (в 1874) первая община Е. х. в Петербурге. Вероучение и культ Ε. х. близки к баптистским (см. Баптизм). В России и СССР секта долго существовала отдельно от баптистской - в значит. мере из-за конкуренции руководящих группировок. В 1944 Е. х. влились в секту баптистов, но небольшая часть их осталась вне организации.

ЕВАНГЕЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВБУЛИД

ЕВБУЛИД - из Милета (Εὐβουλίδης) (4 в. до н.э.) - др.-греч. философ-идеалист, представитель мегарской школы. В соответствии с общим направлением этой школы Е. стремился доказать, что чувств. восприятия реальных вещей и явлений неистинны и что вообще познание невозможно ввиду своей противоречивости. Т.о., "доказывалось", что материальное, единичное не есть истинно-сущее, достоинством к-рого обладает лишь общее, идеальное. Для обоснования этих общих идей мегарской школы Е. в традиции Зенона Элейского (см. также апория), вульгаризируя ее, выдвигал ряд софизмов [дошли до нас в изложении Диогена Лаэртского (кн. II) и др. антич. авторов] - "Лжец", "Покрытый", "Сорит (куча)", "Плешивый", "Рогатый" и др. Нек-рые из них представляют собой простую игру слов (напр., софизм "Рогатый": то, чего ты не потерял, у тебя есть: ты не потерял рогов, следовательно, ты рогат), другие же фиксируют диалектику количества и качества (на что обратил внимание Гегель, см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 101-02; ср. 95-100), как, напр., "Плешивый", "Куча" (одно зерно - не куча, два - не куча и т.д. до тех пор, пока мы не признаем, что образовалась куча).

Соч.: (фрагм.), в кн.: Dеусks F., De Megaricofum doctrina..., Bonn, [1827].

Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, с. 144-45; Mallet Сh. Α., Histoire de l'école de Mégare..., P., 1845; Prantl K., Geschichte der Lostic im Abendlande, Bd 1, Lpz., 1855, S. 40 и др.; Gi11espie C. M., On the Megarians. "Arch. Geschichte Philos.", 1911, S. 218-41.

ЕВДОКС КНИДСКИЙ

ЕВДО́КС КНИДСКИЙ (Εὔδοξος ὁ Κνίδιος) (ок. 408 - ок. 355 до н.э.) - др.-греч. астроном, врач, философ и математик, значит. число геометрич. доказательств к-рого вошло в "Начала" Эвклида. В философии, следуя в основном Платону, Е. К. пытался модифицировать его учение: сблизить мир идей с миром чувств, бытия; этику Платона - с учением Анаксагора о гомеомериях и уме (см. Нус). Так, Е. К. усматривал в свойствах чувств. предметов результат большего или меньшего "примешивания" идеальных качеств, "...таким же образом, как белое, если его подмешать, является причиной для белого предмета" (Аристотель, Метафизика, I 9, 991а). Этич. принципом в учении Е. К. являлось тождество удовольствия и платоновской идеи блага. Соч. Е. К. до нас не дошли, и их содержание восстанавливается на основании свидетельств др. писателей.

Лит.: Башмакова И. Г., Лекции по истории математики в Древней Греции, в сб: Историко-математические исследования, вып. 11, М., 1958, с. 306-17 и 333-40; Ван дер Варден Б. Л., Пробуждающаяся наука, пер. с голл., М., 1959, с. 243-61; Fritz К., Die Ideenlehre des Eudoxos von Knidos und ihr Verhältnis zur platonischen Ideenlehre, "Philologus", 1927, Bd 82; его же, Platon, Theaetet und die antike Mathematik, там же, 1932, Bd 87; Каrpp Η., Untersuchungen zur Philosophie des Eudoxos von Knidos, Würzburg - Aumühle, 1933; Becker O., Eudoxos-Studien, I - V, в сб.: Quellen und Forschungen zur Geschichte der Mathematik. Astronomie und Physik, Abtl. B, Bd 2-3, В., 1933-3b; Sаntillana G. de, Eudoxus and Plato. A study in chronology, "Isis", 1949, v. 32, No 86; Michel P.-H., De Pythagore à Euc. de, P., 1950.

В. Зубов. Москва.

ЕВФИМИЙ ВИСЛЕНЬ

ЕВФИМИЙ ВИСЛЕНЬ (г. рожд. неизв. - ум. 1392) - рус. церковный деятель, представитель рус. свободомыслия 14 в. В 1374 назначен тверским епископом. В 1375 Е. В. возглавлял на переговорах с Москвой тверскую делегацию, признавшую политич. "старейшинство" Москвы. Поддерживаемый сторонниками среди населения Твери, Е. В., подобно современным ему стригольникам в Пскове и Новгороде, выступил против авторитета "соборной апостольской церкви". В 1390 он был предан суду церк. собора по обвинению в "мятеже и раздоре церковном". На соборе он открыто обличал своих обвинителей: "... яко стрелу поострил язык свой против всего собора, якоже древний Арий и Ориин и Севир и прочие еретицы". Е. В. был отрешен от сана и сослан в московский Чудов монастырь.

Лит.: Клибанов А. И., Свободомыслие в Твери в XIV-XV вв., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, Сб. ст., [т.] 6, М., 1958, с. 231-60.

А. Клибанов. Москва.

ЕГИШЕ

ЕГИШЕ́ (5 в.) - арм. мыслитель, участник Аварайрской битвы (451) армян с иранской сасанидской армией; автор кн. "О Вардане и армянской войне" (1764, рус. пер. 1653, 2 изд., 1958), содержавшей многочисл. филос. афоризмы. Центральными в филос. воззрениях Е. были проблемы свободы и долга. Природа, по Е., сотворена богом, но существует реально и состоит из четырех элементов - огня, воды, земли и воздуха. Мир делится на разумные и неразумные существа. Божеств. предопределение распространяется только на неразумные существа; человек, как существо разумное, обладает свободой воли и сам может творить свою судьбу, совершать либо добро, либо зло; зло не есть мировое начало. Это положение Е. было направлено против фаталиотич. трактовки вопроса о добре и эле в системах зороастризма и маздеизма.

Е. призывал к единству арм. народа в борьбе с чужеземными поработителями. В основу действия человека он ставил "бескорыстную любовь к общественной пользе"; эта любовь должна быть выражена прежде всего в самоотверженной преданности родине. Герой, в понимании Е., - это человек, идущий на смерть во имя родины. Такая смерть является бессмертием. Лучшими качествами человека Е. считал свободолюбие и ненависть к тиранам.

Соч. в рус. пер.: История. Борьба христианства с учением Зороастровым в пятом столетии в Армении, Тифлис, 1853, переведено также на англ., франц., нем. и итал. языки.

Лит.: Абегян М., История древнеармянской литературы, т. 1, Ер., 1948, с. 241-62; Чалоян В. К., История армянской философии, Ер., 1959, с. 84-87; Ηалбандян В. С., Егише, Ер., 1962.

В. Чалоян. Ереван.

ЕГОРОВ

Анатолий Григорьевич (р. 25 окт. 1920) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1959), член-корр. АН СССР (с 1962). Член КПСС с 1944. Окончил Моск. гос. пед. ин-т им. К. Либкнехта (1941) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1951). Преподает философию с 1946. С 1956 по 1961 - гл. редактор журн. "Политическое самообразование", зам. заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС по союзным республикам (с 1961). XXII съездом КПСС избран членом Центральной ревизионной комиссии КПСС. Осн. проблематика науч. работ - эстетика, формы обществ. сознания, базис и надстройка, вопросы культуры.

Соч.: Марксизм-ленинизм о решающей роли народных масс в истории, "Молодой коммунист", 1953, No 9; Особенности искусства и его место в общественной жизни, ("Коммунист", 1953, No 6; Против субъективизма в теории искусства, там же, 1954, No 12; Против субъективистского истолкования проблемы прекрасного, там же, 1957, No 9; Коммунизм и искусство, там же, 1960, No 4; Об интернациональном и национальном в искусстве, там же, 1961, No 17; К вопросу о содержании и форме в искусстве, "Вопр. философии", 1954, No 4; О ликвидации старой надстройки, там же, 1955, No 5; Народность сов. искусства, там же, 1955, No 6; Против ревизионизма в эстетике, там же, 1958, No 9; Ленинская теория отражения и современный ревизионизм в эстетике, там же, 1959, No 5; Джон Дьюи и его эстетическое "кредо", там же, 1961, No 1; О национальных особенностях искусства, в сб.: За коммунистическую идейность литературы и искусства, М., 1957; Базис и надстройка социалистического общества, "В помощь политич. самообразованию", 1957, No 10; О марксистско-ленинской теории базиса и надстройки, там же, 1957, No 1; Что такое культура; там же, 1958, No 2; Дальнейшее развитие колхозного строя и некоторые вопросы марксистской философии, там же, No 6 (совм. с А. Вишняковым); Коммунистическое воспитание масс в период развернутого строительства коммунизма, там же, 1959, No 9; Враги разума, "Вопр. литературы", 1959, No 8; Искусство и общественная жизнь, М., 1959; Содержание и форма в искусстве, в кн.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960; О реакционной сущности современной буржуазной эстетики, М., 1961; Коммунизм и перспективы развития национальных художественных культур, "Политич. самообразование", 1961, No 9.

ЕДИНИЧНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНСТВЕННОГО РАЗЛИЧИЯ ΜЕТОД

ЕДИНСТВЕННОГО РАЗЛИЧИЯ ΜЕ́ТОД - один из методов установления причин явлений природы, в явной форме сформулированный англ. логиком Миллем в его учении об индукции. См. Методы исследования причинных связей.

ЕДИНСТВЕННОГО СХОДСТВА МЕТОД

ЕДИНСТВЕННОГО СХО́ДСТВА МЕ́ТОД - один из методов установления причин явлений природы, в явной форме сформулированный англ. логиком Миллем в его учении об индукции. См. Методы исследования причинных связей.

ЕДИНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕЗЕРСКИЙ

ЕЗЕ́РСКИЙ (Jezierski), Францишек Салезы (ок. 1740 - 14 февр. 1791) - польский радикальный публицист, д-р богословия и философии (с 1783). Примыкал к создавшемуся вокруг Г. Коллонтая кружку под назв. "Коллонтаевская кузница". Произведения Е. утверждали необходимость социальных и политич. реформ в Польше. Осн. сочинение Е. - "Некоторые слова в алфавитном порядке" - один из ярких документов эпохи Просвещения в Польше. В памфлете "Выписка из Хроники Витыкинда..." ("Wypis z kronik-Witykinda...") и в стих. "Краковский палач" ("Kat krai kowski") E. резко выступал против магнатов, к-рые "выжимали пот из трудовой бедноты" (рукопись No 14 в архиве Ягеллонской б-ки в Кракове).

Вскрывая социальные противоречия в Польше, Е. критиковал существующий строй за эксплуатацию крестьянина, за то, что мещанин, горожанин, не считается полноценным человеком, а рассматривается как "...существо промежуточное между человеком-шляхтичем и нечеловеком-крестьянином" (Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 1, М., 1956, с. 464). Именно простой люд, заявлял Е., составляет "первое сословие нации или, говоря правильнее, всю нацию. Простой народ создаёт богатства и силу государства и он же определяет характер наций... создаёт лицо нации, сохраняет чистоту родного языка, соблюдает традиции и придерживается национального образа жизни" (там же, с. 491).

Соч.: Gowórek herbu Rawicz, wojewoda sandomierskl, Warsz., 1789; Rzepicha, matka królów..., Warsz., 1790; Wybór pism, Kr., 1952; в рус. пер.: см. вкн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 1, М., 1956, с. 463-92.

Лит.: Осипова Е. В., Философия польского просвещения, М., 1961; Коłłataj H., Życiorys Fr. S. Jezierskiego. Przedmowa do wydania "Niektóre wyrazy...", Warsz., 1791; Skwarczyński Z., Franciszek Salezy Jezierski jako ideolog antyfeudalny, "Przegląd nauk historycznych i społecznych", [LódźJ, 1952, t. 2, s. 81-106; Smoleński W., Wybór pism, [Warsz.], 1954; Wоjnar-Sujeсka J., Franciszek Salezy Jezierski. Zarys pogladów, [Warsz.], 1956.

И. Войнар-Суецкая. ПНР.

ЕЗНИК КОХБАЦИ

ЕЗНИК КОХБАЦИ (1-я пол. 5 в.) - арм. философ, церк. деятель, один из основоположников др.-арм. лит. языка. Ученик Месропа Маштоца. Учился в Эдессе, бывал в Византии. Сочинение Е. К. "Опровержение сект" - древнейший из дошедших до нас памятников арм. филос. мысли. В этом соч. Е. К. защищал христианство в Армении; оно отразило длительную борьбу, к-рая велась в Армении против зороастризма и манихейства, против гностицизма и догматики зап.-европ. христианства.

Представляя бога причиной всего существующего и движущегося (Соч. Езника, кн. 1, гл. 1), Е. К. не отрицал и реальности природы: "Все, что через наши чувства воздействует на нас, наблюдается или ощущается нами, есть материальное..." (там же, кн. 1, гл.23). Ставя вопрос: "откуда происходит зло в мире?" (там же, кн. 1, гл. 4), Е. К. находил, что признание зла мировым началом (в системе зороастризма) приводит к фатализму, тогда как "...ничего злого от природы не существует" (там же, кн. 1, гл. 15). Лишь человек, одаренный разумом, может творить злое, как способен он творить и доброе. Человек может вредное сделать полезным, несчастье - счастьем, может совершить к.-л. действие или воздержаться от него. Е. К. расходился, т. о., с принципом божеств. предопределения, проповедуемым вселенской церковью. "... Собирая войска и изгоняя врага из страны, - писал Е. К., - мы доказываем, что не по определению судьбы совершилось разорение, а вследствие насилия разбойника, который с жадностью разоряет страну и грабит имущество и достояние" (там же, кн. 2, гл. 15).

Соч. на арм. яз.: Книга возражений, Измир, 1762; в рус. пер.: Опровержение учения персидских магов [текст], в кн.: Эзов Г. [Α.], Об учении персидских магов, сочинение Езника, армянского писателя V века (Исследование), СПБ, 1858; нем. пер., W., 1900; франц. пер., 2 изд... Р., 1959.

Лит.: Чалоян В. К., К вопросу об учении Езника Кохбеци, армянского философа пятого века, Ер., 1940; его же, История армянской философии, Ер., 1959, с. 63-84; на арм. яз.; Адонц Н., Критические заметки о Езнике, "Безмавеп", 1925, No 7, 10, 12, 1926, No 4-5; Абегян М., История др.-арм. литературы, т. 1, Ер., 1944 (рус. пер. 1948).

В. Чалоян. Ереван.

ЕЛИСЕЕВ

Григорий Захарович [25 янв. (6 февр.) 1821 - 18(30) янв. 1891] - рус. публицист. Род. в семье священника. Окончил Моск. духовную академию (1844); проф. (с 1845) Казанской духовной академии; с 1854 - чиновник в Тобольске. С 1857 - в Петербурге. Сотрудник журн. "Искра" и "Современник"; один из ближайших соратников Чернышевского и Добролюбова. В нач. 60-х гг. - член революц. орг-ции "Земля и воля". В 1868 Е. вместе с Н. А. Некрасовым преобразовал журн. "Отечественные записки" в новый демократич. печатный орган. С 1881 в связи с болезнью отошел от журналистики. Е. считал, что крест. реформа 1861 не разрешила задач обществ. развития и обманула ожидания народа. Сочувствуя революционерам, усматривая в народе осн. силу историч. развития, Е. полагал, что крест. община является залогом социалистич. преобразований России.

Анализируя статью Е. "Плутократия и ее основы" ("Отеч. записки", 1872, No 2), В. И. Ленин указал на отрицат. отношение Е. к бурж. либерализму (см. Соч., т. 1, с. 264-66).

Е. участвовал в филос. полемике "Современника" с Юркевичем. Популяризируя материалистич. представление о происхождении Вселенной, Земли и органич. жизни, Е. утверждал, что "путем непрестанного, долговременного, настойчивого изучения, исследований, анализа человек дойдет до возможно-полного, доступного ему ведения природы" ("Современник", 1861, No 4, с. 465). Однако, критикуя идеализм, Е. допускал иногда нечеткие и неправильные формулировки; он заявлял, напр., что как материалистич., так и идеалистич. теории есть лишь "философские гипотезы для объяснения всего сущего, и обе равно недостаточны" (там же, 1863, No 3, с. 48).

Вскрывая реакц. смысл теории "чистого" иск-ва, Е. писал, что "литература должна служить высшим общественным интересам" (там же, 1865, No 11-12, с. 150). Высшим этапом в развитии лит-ры, обусловленным ростом обществ. самосознания, Е. считал реализм.

Соч.: Сочинения, т. 1, М., 1894 (со вступит. ст. Н. Михайловского); Воспоминания, в кн.: Шестидесятые годы, [М.-Л.], 1933; Письма... к Μ. Ε. Салтыкову-Щедрину, М., 1935. Лит.: Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 15. М., 1950, с. 783; Кривенко С., Литературные воспоминания и характеристики, Г. З. Елисеев, "Русская мысль"; 1901, кн. 7; Εвгеньев В., Н. А. Некрасов и Г. З. Елисеев в деле воссоздания "Отечественных записок" Краевского, "Голос минувшего", 1916, февр., M 2; Евгеньев-Максимов В. и Тизенгаузен Г., Последние годы "Современника". 1863-1866, Л., 1939; Клейнборт Л. М., Григорий Захарович Елисеев, П., 1923; Шелгунов Н. В., Воспоминания, М.-П., 1923; Антонович Μ. Α., Воспоминания, в кн.: Шестидесятые годы, [М.-Л.], 1933; Евгеньев-Максимов В., "Современник" при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Коган Л. П., Mелентьев Ю. С., О месте Г. З. Елисеева в истории русской общественной мысли, "Вопр. философии", 1958, No 2; Козьмин Б. П., Из истории революционной мысли в России, М., 1961.

М. Пеунова. Москва.

ЕЛЛИНЕК

Е́ЛЛИНЕК (Jellinek), Георг (16 июня 1851 - 12 янв. 1911) - нем. бурж. государствовед, проф. Венского, Базельского и Гейдельбергского ун-тов. Осн. работа Е. - "Общее учение о государстве" ("Allgemeine Staatslehre", 1900, 3 изд., 1929, рус. пер. 1903). По Е., гос-во следует изучать как особое обществ. образование и как правовой институт. Соответственно, его учение делится на "социальное" и "правовое", каждому из к-рых присущ особый метод. Выступая против марксизма, Е. в "социальном учении" придерживался телеологич. подхода к гос-ву, трактуя его как единый союз связанных общей целью оседло проживающих людей, обходя, т. о., вопрос о классовой природе гос-ва. Е. пытался избегнуть крайностей господствовавшего формально-догматич. метода, однако в его системе этот метод выступает как единственно возможный метод "правового учения" о гос-ве, призванного дать чисто юридическую (игнорирующую социально-экономич. сущность) трактовку гос-ва. Методологич. разграничение "социального" и "правового" подхода к гос-ву получило широкое распространение в бурж. науке. Е. выдвинул идею самоограничения гос-ва издаваемыми им самим правовыми нормами. Приукрашивая бурж. гос-во, Е. вместе с тем отмечал необходимость правового начала в деятельности политич. учреждений.

Бурж.-либеральные идеи Е. совмещал с откровенно реакц. положениями, противопоставляя, напр., "права меньшинства" воле "необузданного большинства". Е. оказал известное влияние на русскую юридическую науку нач. 20 в. (Гессен, Кистяковский).

Соч.: Die Weltanschauungen Leibnitz und Schopenhauer's, W., 1872; Die rechtliche Natur der Staatenverträge, W., 1880; Die Lehre von den Staatenverbindungen, W., 1882; Gesetz und Verordnung, Freiburg in Breisgau, 1887; Das Recht der Minoritäten, W., 1898; Ausgewählte Schriften und Reden, Bd 1-2, В., 1911; Die Erklärung der Menschen- und Bürgerrechte, 4 Aufl., Münch., 1927; в рус. пер.: Декларация прав человека и гражданина, М., 1905; Социально-этическое значение права, неправды и наказания, М., 1910; Система субъективных публичных прав, вып. 1, СПБ-М., 1913.

В. Туманов. Москва.

ЕНЕВИЧ

Федор Федорович [р. 13(26) апр. 1905] - сов. философ. Д-р филос. наук (с 1952), профессор (с 1952). Член КПСС с 1928. Окончил историч. фак-т Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина (1931), филос. отдел Укр. (Киевского) ин-та красной профессуры (1937). Преподает философию с 1931. Проф. кафедры философии Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ, наук при Киевском ун-те им. Т. Г. Шевченко (с 1958). Ведет науч. работу в области диалектич. и историч. материализма, а также по истории укр. филос. и обществ.-политич. мысли.

Соч.: Комуністичне виховання трудящих і подолання пережитків капіталізму в свідомості людей, К., 1940; Суспільно-філософські погляди Г. С. Сковороди, "Пропагандіст і агітатор", 1946, No 4; Американський фальсифікатор ідейної спадщини Т. Г. Шевченко, "Більшовик України", 1949, No 8; Деякі теоретичні проблеми категорії матеріалістичної діалектики, "Киів. держ. ун-т. Наукові зап.", 1957, т. 16, вып. 4. Зб. філос. фак-ту, No 3; Матеріалістична діалектика та конкретні методи природничих і гуманітарних наук, там же, т. 16, вып. 8; Стан і розвиток філософської науки в СРСР за 40 років, "Вісник Київського університету. Сер. історії та філософії", 1958, вып. 1; Діяльність комуністичних і робітничих партій - живе втилення ленінських ідей, в сб.: Теоретична зброя комунізму, К., 1959; Творчий вклад у марксистсько-ленінську теорію, в сб.: Питання комуністичного будівництва в рішеннях XXI з' ізду КПРС, К., 1960; Т. Г. Шевченко і сучасність, в сб.: Тарас Шевченко, К., 1962; Закономірності становлення комуністичноі формаціі, в сб.: Развиток КПРС наукового комунізму (1953-62), К., 1962.

ЕРЕСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ

ЕРМОЛА́Й-ЕРА́ЗМ (или Ермолай-Прегрешный, в монашестве - Еразм) (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. писатель и политич. мыслитель сер. 16 в. Протопоп дворцовой церкви, Е.-Е. принадлежал к кружку образованных книжников, группировавшихся вокруг митрополита Макария. Автор религ.-филос. концепции мира. Наиболее универсальным принципом всякого бытия, пронизывающим весь мир, является, по Е.-Е., гармония. Совершеннейшее выражение гармонии - божеств. триединство. Мир, по Е.-Е., основывается на иерархич. бесконечности троичных комплексов, отражающих божеств. универсалию отца, сына и духа. Природа состоит из триединства света, сумрака, тьмы или из триединства ветра, грозы, молнии и т.п. Человек тоже представляет триединство, внутренне - ума, слова, души, внешне - головы, туловища, конечностей и т.д. Из религ. философии Е.-Е. вытекала и утопич. концепция такого обществ. устройства, в к-ром торжествовала бы гармония. Е.-Е. предложил утопич. план общества, в к-ром между сословиями были бы "справедливо" разделены общественно-полезные функции.

Вместе с тем Е.-Е. выступал с критикой совр. ему свободомыслящих, к-рых он "обличал" как еретиков и вероотступников.

В. трактате "Благохотящим царем правительница и землемерие" (руководство как править гос-вом и как измерять землю), написанном для молодого Ивана IV в конце 40-х гг. 16 в., Е.-Е. выдвинул утопич. программу обществ. переустройства, заключающуюся гл. обр. в ряде зем. реформ. Е.-Е. считал, что труд крестьян является основой обществ. жизни; он обличал обществ. язвы - тяжесть повинностей, злоупотребления феод. собственников. Признавая необходимым феод. землевладение, он считал, что феодалы должны жить в городе и превратиться в государств. чиновников. Предложения Е.-Е. отражали кризис, к-рый переживало тогда крест. х-во в связи с развитием и усилением крепостнич. гнета.

Лит.: Ρжига В. Ф., Литературная деятельность Ермолая-Еразма, в кн.: Летопись занятий Археографич. комиссии за 1923-25 годы, вып. 33, Л., 1926; Будовниц И. У., Русская публицистика XVI века, М.-Л., 1947; Клибанов А. И., "Самобытийная ересь", в сб. ст.: Вопр. истории религии и атеизма, т. 4, М., 1956; его же, Повесть о Петре и Февронии как памятник русской общественной мысли, "Историч. зап.", 1959, т. 65; его же, Сборник сочинений Ермолая-Еразма, в кн.: Тр. Отд. древнерусской лит. Ин-та русской лит. АН СССР, т. 16, 1959; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958.

А. Клибанов. Москва.

ЕРМУРАТСКИЙ

Василий Никитич [р. 3 (16) апр. 1905] - сов. философ. Зав. отделом философии АН Молд. ССР (с 1955), кандидат филос. наук (с 1954). Член КПСС с 1927. Окончил филос. отделение ИКП (Северокавказский филиал, Ростов-на-Дону, 1936). Преподават. работу ведет с 1935. Работает над проблемами истории филос. и обществ.-политич. мысли Молдавии, а также над вопросом о росте культурного уровня колх. крестьянства.

Соч.: Общественно-политические взгляды Д. Кантемира, Кишинев, 1956; Освещение некоторых вопросов Октябрьской революции на страницах румынского журнала "Вяца ромыняскэ", "Коммунист Молдавии", 1957, No 11 (совм. с А. Бабием); О некоторых философских категориях в трудах Д. Кантемира, "Изв. Молдавск. филиала АН СССР", 1958, No 3; История философии, т. 4, М., 1959 (Молдавия, с. 285-93, в соавт. с А. Бабием), т. 5, М., 1961 (Молдавия, с. 399-402, в соавт. с А. Бабием); По страницам прогрессивной печати Молдавии (1905-1914 гг.), "Днестр", 1960, No 1; Материализмул наив ши диалектика спонтанэ ын фолклорул молдовенеск, "Ниструл", 1961, No 1 (совм. с Д. Драгневым и П. Советовым); В. Л. Лашков (1861-1932). [Из истории обществ.-политич. и филос. мысли в Молдавии], "Изв. АН Молд. ССР", 1962, No 1.

ЕРТОВ

Иван Данилович (по др. данным - Давидович) (1777-1828) - рус. самоучка, космогонист и философ деистич. направления. Происходил из купеч. семьи. В работе "Начертание естественных законов происхождения вселенной" (кн. 1-6, 1798-1800; часть издана под назв. "Картина просвещения россиян перед началом девятогонадесять века", 1799) Е. утверждал, что природа возникла хотя и "по изречению Всесильной Премудрости", но из "материи" (указ. соч., кн. 2, ч. 1, СПБ, 1799, с. 6-7). Согласно гипотезе Е., миры произошли из "первобытных элементов", рассеянных в "тончайшем эфире" и обладающих "Протяжением, Непроницаемостью..., почти ничтожной Малостью" и "силой", которая противодействует притягательной (см. тамже, с. 16-22). Эфир и "первобытные элементы" (земля, вода, огонь и воздух) неуничтожимы, их происхождение не объяснимо (там же, см. кн. 1, ч. 4, СПБ, 1798, с. 222). Возможна всеобщая распространенность живых существ, обитающих даже на звездах (там же, см. кн. 1, ч. 1, с. 63; ч. 2, с. 98-100). В кн. "Мысли о происхождении и образовании миров" (1805) Е. уже не вводил божеств. промысел в свою концепцию. В дальнейшем (2-е и 3-е изд. "Мыслей...", 1811 и 1820) он вновь возвратился к деизму.

В "Мыслях о развитии ума в человеческом роде" (1811) Е. развил идеалистич. взгляд на человека. В его "Всеобщей истории древних просвещенных народов..." (ч. 1-5, 1824-28) проводилось провиденциалистское воззрение на историю. В ст. "О необходимости предположений в умозрительных науках, и о способе правильно мыслить" (см. "Сын отечества", 1826, No 10) Е. доказывал правомерность согласованных с опытом предположений, основанных не на невежестве, а "...на соображении с общими законами природы" (указ. соч., с. 152); с этих позиций Е. критиковал эмпиризм (см. тамже, с. 154).

Сов. ученые не едины в оценке филос. идей Е. Нек-рые авторы полагают, что Е. был материалистом, произведения к-рого "...не оставляли места для религии и бога, подрывали основы религии и способствовали развитию атеизма" (Кравец И. Н., И. Д. Ертов - передовой русский мыслитель начала XIX века, см. "Вопр. философии", 1957, No 3, с. 119), а наличие "религиозных привесков" в произведениях Ε. объясняется гл. обр. цензурными соображениями (см. тамже, с. 120; см. также М. И. Шахнович, Первый русский космогонист И. Д. Бртов, в журн. "Природа", 1951, No 4).

Соч.: Мелкие сочинения, ответы на критики и сокращение Мыслей о происхождении и образовании миров, СПБ, 1829.

Лит.: Обозрение книги: Мысли о происхождении и образовании миров. Соч. И. Ертова, и нечто о самом сочинителе - природном русском астрономе (анонимно), "Отечественные записки", 1821, No 11, март; Щеглов Н., Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии, СПБ, 1824, т. 1, No 5; Русский Кандид или простодушный (беллетризованная биография Е.), СПБ, 1833 (анонимно); Πерель Ю. Г., Ертов в оценке современников, "Астрономич. ж.", 1954, т. 31, No 1; Зубов В. П., Историография естественных наук в России (XVIII в. - первая половина XIX в.), М., 1956, с. 172-75.

З. Каменский. Москва.

ЕСЕНИУС

Е с е н с к и (Jesenius, Jesenský), Ян (27 дек. 1566 - 21 июня 1621) - врач и философ. Учился в ун-тах в Виттенберге, Лейпциге и Падуе. Проф. хирургии Виттенбергского ун-та (с 1594). В 1600 сделал в Праге первое публичное вскрытие. Ректор Карлова ун-та (с 1618). За участие в восстании чешских сословий (1618-20) Е. был казнен.

Под влиянием идей Патрици Е. написал соч. "Зороастр, новая, краткая и достоверная философия вселенной" ("Zoroaster, nova, brevis veraque de universo pbilosophia", 1593), в к-ром содержатся космологич. взгляды, опирающиеся на платонизм эпохи Возрождения, с примесью пифагорейской числовой мистики и учения зороастризма. Е. отрицал конечность Вселенной, высказывал идеи о вращении Земли. Однако Е. не принял учение Коперника. Высказывал предположение о существовании жизни на др. планетах. Космич. материю Е. трактовал гилозоистически. В своих позднейших, менее значит, филос. работах Е. отчасти возвращается к традиц. богословской философии.

Соч.: De vita et morte illustris et generosi viri, Domini Tychonis Brahe.., Pragae, 1601.

Лит.: Кrá1 J., Jessenius filosof, "Česka mysl", Praha, 1923; Pick F., Jon. Jessenius de Magna Jessen, "Studien zur Geschichte der Medizin", 1926, H. 15; Horský Z., Kosmologické názory Jana Jessenia, "Sbornik pro dájiny přirodnich vĕd a techniky", 1955, No 2.

З. Горски. ЧССР.

ЕСТЕСТВЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

ЕСТЕ́СТВЕННАЯ КЛАССИФИКА́ЦИЯ - классификация, в к-рой упорядочение понятий в классификационной схеме совершается на основе сходства или различия предметов в существенных признаках. Посредством Е. к. изучаемые объекты упорядочиваются с целью выявления и фиксации их закономерных связей и дальнейшего систематич. изучения. К Е. к. относятся, напр., периодич. система химич. элементов Менделеева, биологич. систематики растений и животных, базирующиеся на эволюц. теории, и др. См. Классификация.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПPАBO

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - совокупность наук о природе. См. Наука, Природа.

"ЕЩЁ ОДНО УНИЧТОЖЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЕЩЁ РАЗ О ПРОФСОЮЗАХ, О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ И ОБ ОШИБКАХ ТРОЦКОГО И БУХАРИНА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница