Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИДЕЙНОСТЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИДЕЙНОСТЬ

ИДЕЙНОСТЬ - сознательная приверженность определ. идее; отстаивание в обществ. практике, науке, иск-ве и философии передовых, прогрессивных принципов, идеалов и положений в противоположность защите реакц. идей, беспринципности, личному корыстолюбию, игнорированию социальных интересов. И. тесно связана с личной убежденностью людей в правоте своего дела, с искренностью, честностью. Однако объективным критерием И. является социальная значимость развиваемых взглядов, теорий или обществ. действий. Критикуя народников, Ленин писал, что "...самым высоким идеалам цена - медный грош...", если эти идеалы не связаны с интересами борющихся масс (см. Соч., т. 1, с. 371).

В антагонистич. обществе, поскольку оно состоит из враждебных классов, между к-рыми происходит ожесточенная борьба, всякий человек сознательно или бессознательно принимает в ней участие, высказывает к ней отношение. Равнодушие к борьбе классов, писал Ленин, не означает нейтралитета, воздержания от классовой борьбы, "...ибо в классовой борьбе не может быть нейтральных..." (там же, т. 10, с. 61). Отказ от И. в области обществ. деятельности, науке, философии, морали означает обоснование беспринципности, эклектизма, беспартийности, отказа от борьбы с отжившими, реакц. обществ. отношениями и взглядами и ведет к аморализму. В области иск-ва отказ от И. означает приверженность к идеям "искусства для искусства".

В классовом обществе И., в конечном счете, выражает идеологию прогрессивных классов и обществ. групп. В историю мировой культуры вошли имена борцов за передовую науку и философию - Коперника, Галилея, Бруно, Сервета, Везалия, Ванини, Спинозы, Радищева, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и мн. др.; смело отстаивавших свои прогрессивные взгляды, не взирая на преследования реакции. Чем сознательнее относится тот или иной деятель к своей социальной роли, чем яснее понимает он стоящие перед ним теоретич. или практич. задачи, чем глубже, органичнее связь между личной убежденностью человека и насущными проблемами его времени, тем на более высоком уровне И. он находится. Поэтому высшая форма И. связана с движением пролетариата - самого последовательно революц. класса в истории человечества, с отстаиванием его революц. теории, с высокой научностью. "Непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно" (там же, т. 1, с. 308).

Маркс, Энгельс, Ленин, их ученики и продолжатели дают замечат. образцы И. в самом высоком значении этого слова.

В истории философии имеется ряд попыток связать понятие И. с конкретными обществ. условиями, с объективной значимостью тех или иных теорий или убеждений, с поступками людей, а не их субъективными намерениями. "...Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели" (Гельвеций К. Α., Об уме, М., 1938, с. 32). Белинский в "Письме к Гоголю" по поводу его реакц. книги "Выбранные места из переписки с друзьями" писал, что эта книга возбудила у всех честных людей негодование, ибо в ней под покровом религии и защитой кнута проповедуется ложь и безнравственность как истина и добродетель. "Если б она и была написана вследствие глубоко искреннего убеждения, и тогда бы она должна была произвести на публику то же впечатление" (Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 212).

Всесторонний научный анализ понятия И. дали классики марксизма-ленинизма, доказавшие, что И., в конечном счете, имеет социальный смысл, что за ней всегда скрываются прогрессивные обществ. идеалы. Оценка того или иного деятеля, с т. зр. И., обязательно требует выяснения его классовой роли, его места в идейной борьбе, происходящей в обществе. "Фигуры капиталиста и земельного собственника, - писал Маркс в предисловии к 1-му изд. 1-го т. "Капитала", - я рисую далеко не в розовом свете. Но здесь дело идет о лицах лишь постольку, поскольку они являются олицетворением экономических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2,изд., т. 23, с. 10). Уделяя большое внимание таким моральным категориям, как искренность, честность, добросовестность и т.д., марксизм оценивает И. художника, писателя, ученого, исходя из анализа его творчества, его способностей правильно познать и отобразить жизнь, его связи с нар. массами. Идейность Льва Толстого Ленин видел в том, что он был гениальным выразителем идей и дум рус. патриархального крестьянства, зеркалом рус. революции. Рассматривая И. в историч. аспекте, классики марксизма показали, что идеологи буржуазии в период зарождения бурж. общества, а также в период подготовки и проведения бурж. революций выступали как высокоидейные, прогрессивные мыслители и деятели. "Люди, основавшие современное господство буржуазии, - писал Энгельс, - были всем чем угодно, но только не людьми буржуазно-ограниченными" (там же, т. 20, с. 346).

Говоря о бурж. экономистах, Маркс отмечал, что они начали с беспристрастных исследований, а закончили (после завоевания бурж. политич. власти) предвзятой и угодливой апологетикой. Идейные люди уступили место "наемным писакам" (см. тамже, т. 23, с. 17). В работе "От какого наследства мы отказываемся?" (см. Соч., т. 2, с. 471-74) Ленин критикует антиисторич. попытку видеть во всех бурж. идеологах своекорыстных защитников интересов меньшинства. Зап.-европ. бурж. просветители 18 в., так же как и рус. просветители 40-60-х гг., выступали в период, когда все обществ. вопросы сводились к ликвидации феод.-крепостнич. режима и его пережитков. Противоречия между трудом и капиталом были еще в зародышевом состоянии. "Никакого своекорыстия поэтому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось" (указ. соч., с. 473). Напротив, и на Западе, и в России они искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его. При развитом капитализме от И. бурж. идеологов не осталось и следа. В работах, посвященных империализму, Ленин показывал, что идеологи империалистич. буржуазии не могут быть идейными людьми, так как они открыто или скрыто защищают самые отвратительные формы реакции и эксплуататорского гнета. С особой силой враждебность бурж. идеологов принципу И. проявляется в эпоху дальнейшего обострения кризиса мирового капитализма, когда империализм вступает в период заката и гибели, а гл. направление историч. развития человечества определяется мировой социалистич. системой. Тогда империалистич. реакция ставит своей осн. задачей опорочить коммунизм и его благородные идеи и возвеличить капитализм. Марксизм-ленинизм принципиально обосновывает высшую И. пролетариата и его представителей. Пролетариат борется за самые благородные цели, к-рые когда-либо выдвигались, - за победу коммунизма, за светлое будущее всего человечества. Он - принципиальный противник всех видов и форм угнетения человека человеком. Тот, кто участвует в пролетарском движении, кто отстаивает идеи пролетариата, тем самым выступает как подлинно гуманный, идейный человек, думающий не о личном обогащении, не о возвеличивании своей персоны в ущерб массе, а о торжестве правого дела, о свободе и благоденствии народа. Образцом подлинной И. является деятельность коммунистич. и рабочих партий. "Партия существует для народа и служит народу" - гласит Устав КПСС. Коммунисты - глубоко идейные люди. Одно из требований Устава КПСС - "ставить общественные интересы выше личных". В условиях социализма и коммунизма И. становится характерной чертой всего общества, его экономич., политич. и культурных учреждений, основой поведения граждан. К этому приводит ликвидация эксплуататорских классов, деятельность к-рых определяется такими стимулами, как стремление к наживе, обогащение за счет других людей. При социализме и коммунизме уничтожаются антагонистич. противоречия между личными и обществ. интересами, коллективизм одерживает победу над индивидуализмом, люди рассматривают служение обществу, как свое кровное дело. При коммунизме этот пережиток полностью исчезает. Примером И. в трудовой деятельности может служить развернувшееся в СССР широкое движение за коммунистич. труд, охватившее десятки миллионов людей. Величайший подвиг совершили движимые идейными интересами сов. космонавты Гагарин и Титов, впервые в истории человечества осуществившие полет в космич. пространство. И. сов. науки вытекает из ее безоговорочного служения народу, делу мира и социальной справедливости. Принцип коммунистич. И. сов. иск-ва и лит-ры сформулирован в Программе КПСС: "Советская литература и искусство, проникнутые оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль, развивают в советском человеке качества строителя нового мира. Они призваны служить источником радости и вдохновения для миллионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить средством их идейного обогащения и нравственного воспитания" (1961, с 131). Опубликованный в Программе КПСС моральный кодекс строителя коммунизма дает принципиальное обоснование высокой И. сов. человека, его неизмеримых моральных преимуществ по сравнению с людьми, воспитанными в условиях эксплуататорского строя.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд , т. 3, М., 1955; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; их же, Великие мужи эмиграции, там же, т. 8; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же; его же, Размышления юноши при выборе профессии, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Энгельс Ф., Вильгельм Вольф, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его же, [Письмо] М. Каутской 26 ноября 1885 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; его же, Письмо М. Гаркнесс [нач. апр. 1888], там же; Ленин В. И., Партийная организация и партийная литература, Соч., 4 изд., т. 10; его же, Лев Толстой, как зеркало русской революции, там же, т. 15; его же, Ещё о партийности и беспартийности, там же, т. 16; Χрущев Н. С., За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа, М., 1958; его же, Служение народу - высокое призвание советских писателей. Речь на III съезде писателей 22 мая 1959 года, М., 1959; Программа КПСС, М., 1961; Егоров А. Г., Искусство и общественная жизнь, М., 1959; Батракова С. П., О природе идейности искусства, М., 1960; Брязу М., Научная и ея и идея художественная, в кн.: Проблемы философии, Сб. работ совр. румынских философов, пер. с рум., М., 1960, с. 384-407.

М. Баскин. Москва.

В начало энциклопедии