Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДРЕ"-"ДЯД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДРЕ"-"ДЯД")

ДРЕВНЕРИМСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРЕВНЕРИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ДРЕВНЕРИМСКАЯ ФИЛОСО́ФИЯ - см. Римская философия.

ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДРЕВО ПОРФИРИЯ"

"ДРЕ́ВО ПОРФИРИЯ" - пример, иллюстрирующий отношения между родовыми и видовыми понятиями при дихотомич. делении (см. Дихотомия). Исторически восходит к комментатору "Категорий" Аристотеля Порфирию, к-рый приводит следующее разветвленное деление одной из категорий - "субстанция". "Субстанция" является наивысшим родом и делится признаками "телесное" и "бестелесное" на виды: "тело" и "бестелесная субстанция". В свою очередь, понятие "тело" как род признаками "одушевленное" и "неодушевленное" делится на виды: "организм" и "неодушевленное тело". "Организм" же признаками "чувствующий" и "нечувствующий" делится на виды: "животное" и "растение". Наконец, "животное" признаками "разумное" и "неразумное" делится на виды: "разумное существо" и "неразумное существо". "Человек" представляет собой самый последний вид, охватывающий уже не виды, а индивиды. Пример Порфирия впоследствии часто приводился в учебниках по логике для иллюстрации родовидовой субординации понятий.

Лит.: Аристотель, Категории. С приложением "Введения" Порфирия к "Категориям" Аристотеля, М.. 1939, с. 51-76; Челпанов Г. И., Учебник логики, [М.], 1946.

А. Субботин. Москва.

ДРЕВС

ДРЕВС (Drews), Артур (1 ноября 1865 - 19 июля 1935) - нем. философ-идеалист, один из представителей мифологич. школы происхождения религии. Проф. философии в Политехнич. ин-те в Карлсруэ (с 1898). Значит. часть работ Д. посвящена истории идеалистич. учений конца 18 и 19 вв. ("Основы философской системы Э. Гартмана" - "Е. von Hartmanns philosophisches System im Grundriss", 1902, "Философия Ницше" - "Nietzsches Philosophie", 1904, и др.). В нач. 20 в. Д. перешел к изучению позднеантич. философии ("Плотин..." - "Plotin...", 1907, "История монизма в древности" - "Geschichte des Monismus im Altertum", 1913). Для теоретич. позиций Д. характерна ориентация на волюнтаристскую и пессимистич. концепцию его учителя Э. Гартмана. В частности, Д. упорно защищал выдвинутую Гартманом фидеистич. теорию т.н. "конкретного монизма", осн. на положении о том, что в религии осуществляется единство человеч. духа и бога ("Религия как самосознание бога" - "Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes", 1906).

Занятия позднеантич. философией привлекли Д. к проблеме происхождения христ. догмы об Иисусе (см. Иисус Христос). В соч. "Миф о Христе" ("Die Christusmythe", 1909, рус. пер., т. 1-2, 1923-24) и "Легенда о Петре" ("Die Petruslegende", 1910) Д. пришел к выводу, что весь евангельский рассказ об Иисусе Христе является вымыслом. Эти работы стали предметом длительной полемики между протестантскими богословами и сторонниками мифологич. школы. Последующие труды Д. посвящены исследованию библейских мифов и анализу гностицизма, к-рый рассматривался им как осн. источник христианства ("Происхождение христианства из гностицизма" - "Die Entstehung des Christentums aus dem Gnostizismus", 1924, рус. пер. 1930). В этих работах Д., популяризируя идеи представителей мифологич. школы, доказал, что весь евангельский рассказ является плодом значительно более позднего мифотворчества раннехрист. проповедников. Ценность работ Д. по истории раннего христианства заключается в наглядной критике традиц. церк. концепций о Христе. Как бурж. историк Д. исходил из идеалистич. взглядов на историю христианства, не рассматривал социально-экономич. корней раннего христианства, преувеличивал роль гностицизма как якобы гл. источника раннехристианской идеологии. Критикуя церк. традицию, Д. стремился не разоблачать христианство, а лишь очистить его от чересчур явных нелепостей. Опровергая старые религ. предрассудки, Д., по характеристике Ленина, " высказывается за религию, только подновленную, подчищенную, ухищренную..." (Соч., т. 33, с. 205). Одновременно Ленин подчеркивал необхдимость "„союза" с Древсами" и использования трудов Д. "... в борьбе с господствующими религиозными мракобесами" (там же).

Соч.: Psychologie des Unbewussten, В., 1924; Die deutsehe Spekulation seit Kant..., Bd 1-2, 3 Aufl., [В.], 1925; Lehrbuch der Logik, В., 1928; Der Ideengehalt von R: Wagners dramatischen Dichtungen im Zusammenhange mit seinem Leben und seiner Weltanschauung, Lpz., [1930]; в рус. пер. - Жил ли Христос?, М., 1924; Жил ли апостол Петр?, М., 1924; Миф о деве Марии, [М., 1926]; Историзация бога Иисуса, в кн.: Из истории христианского культа, М., 1928; Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, [М.], 1930.

Я. Ленцман. Москва.

ДРЕЙК

ДРЕЙК (Drake), Дьюрант (18 дек. 1878 - 25 нояб. 1933) - амер. бурж. философ-идеалист, примыкал к т.н. критическому реализму. Выступая против теории отражения, Д. считал, что в познании внешний мир предстает перед человеком в виде комплекса непосредственно данных сознанию идеальных феноменов ("сущностей", "духовных состояний"), к-рые, хотя и служат для символизации внешних явлений, но обладают самостоятельным бытием [Сб. статей Д. и др. авторов "Очерки о критическом реализме" ("Essays in critical realism", 1921)]. Пытаясь в дальнейшем преодолеть дуализм и агностицизм, заключавшийся в теории познания критич. реализма, Д. приходит к выводу, что и физич. и духовные явления представляют собой различные по сложности проявления единой субстанции, к-рую он толкует в духе панпсихизма ["Сознание и его место в природе" (."Mind and its place in nature", 1925)]. Этич. учение Д., т.н. "Философия улучшения", "Философия мелиоризма" ("The philosophy of a meliorist", in: Contemporary American philosophy, ed. by G. P. Adams and W. P. Montague, L.-N. Y., 1930) проповедует моральную необходимость бога и религии для совершенствования человека и установления социальной гармонии; см. "Проблемы религии"("Problems of religion", 1916); "Новая мораль" ("The new morality", 1928).

Н. Юлина. Москва.

Соч.: The problem of things in themselves, Boston, 1911.

ДРЕЙПЕР

ДРЕ́ЙПЕР (Draper), Джон Уильям (15 мая 1811 - 4 января 1882) - ученый, философ, автор многочисл. трудов по физиологии, химии, физике, а также по истории и философии, в к-рых развивал позитивистские идеи. Родился и учился в Англии, но большую часть жизни провел в США. Известность Д. принесли его "История умственного развития Европы" ("History of the intellectual development of Europe", 1862, рус. пер., т. 1-2, 1866) и "История отношений между католицизмом и наукой" ("History of the conflict between religion and science", 1874, рус. пер. 1876). В объяснении нек-рых явлений природы, в признании роли (у Д. преувеличенной) географич. фактора Д. испытал влияние естеств.-науч. материализма. Рассматривая историю общества как закономерный процесс, Д., подобно Спенсеру, объяснял развитие общества биологич. закономерностями, отождествлял его с развитием индивидуума. Он считал, что общество проходит путь, свойственный пути человеч. разума (век легковерия, исследования, веры, разума, упадка). Согласно Д., гл. движущей силой обществ. развития является просвещение, человеч. разум. Пессимизм Д., сказавшийся в утверждении неизбежности гибели общества, объясняется его враждебностью к распространявшейся социалистич. идеологии. Д. был деистом, он видел в гармонии, господствующей в природе (односторонне им понятой), проявление божеств. силы. Продолжая рационалистич. традиции просветителей 18 в., Д. отвергал божеств. откровение, боговдохновенность священных книг, церк. авторитеты, резко критиковал инквизицию и религ. обскурантизм.

Соч.: A text-book on natural philosophy, N. Y., 1847; A text-book on physiology, Ν. Υ., 1866; в рус. пер. - Гражданское развитие Америки, СПБ, 1866; Физиология человека, статическая и динамическая..., ч. 1-3, СПБ, 1867-68.

Лит.: Fleming D., John William Draper and the religion of science, Phil., 1950.

H. Гольдберг. Ленинград.

ДРОБИШ

ДРО́БИШ (Drobish), Мориц Вильгельм (16 авг. 1802 - 30 сент. 1896) - нем. математик, психолог, логик и философ-идеалист. Проф. математики, затем философии в Лейпциге (с 1826). Ученик и популяризатор идеалистич. философии Гербарта (см. "Вклад в понимание системы философии Гербарта", - "Beiträge zur Orientirung über Herbart's System der Philosophie", Lpz., 1834; "О дальнейшем развитии философии Гербартом" - Über die Fortbildung der Philosophie durch Herbart, Lpz., 1876) Д. работал гл. обр. в области психологии, к-рую он расчленял на "эмпирическую" и "математическую" ("Начальные основания математической психологии" - "Erste Grundlehren der mathematischen Psychologie", 1850; "Эмпирическая психология..." - "Empirische Psychologie...", 1842, 2 Aufl., 1898). Логику Д. отделял от психологии в качестве формальной науки об общих законах мышления ("Новое изложение логики..." - "Neue Darstellung der Logik...", 1836, 5 Aufl., 1887). Реакц. идеями проникнута в особенности его кн. "Основы философии религии" ("Grundlehren der Religionsphilosophie", 1840), в к-рой Д. сближал этику и религию, считая их общей основой - врожденное стремление человека к божественному; в соответствии с этим доказательство существования бога Д. возлагал и на этику.

Соч.: Über die Stellung Schillers zur Kantischen Ethik, Lpz., 1859 (Ber. d. k.-sächsischen Ges. d. Wiss. zu Leipzig. Philos.-histor. Cl., Bd 9); Diemoralische Statistik und die menschliche Willensfreiheit, Lpz., 1867; Kant's Dinge an sich und sein Erfahrungebegriff, Hamb., 1885; Encyklopädie der Philosophie, Lpz., 1908.

Лит.: Вrasch M., Leipziger Philosophen, Lpz., 1894; Heinze M., M. W. Drobisch, Lpz., 1897; Neubert-Drоbisсh W., M. W. Drobisch, Lpz., 1902.

Г. Верле. ГДР.

ДРУЖБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРУЖБА НАРОДОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРУЖИНИН

Александр Васильевич (8 окт. 1824 - 14 янв. 1864) - рус. писатель, критик и литературовед. С 1848 принимал участие в издании журн. "Современник", к-рый оставил в 1856, будучи противником политич. и филос. взглядов Чернышевского. В 1856-60 редактировал журнал "Библиотека для чтения".

Эстетич. взгляды Д. носили идеалистич. характер; он стремился отыскать "вечные и неизменные законы изящного". Историю эстетич. мысли Д. рассматривал как борьбу двух противоположных тенденций: "артистической", к-рая служит обоснованием "искусства для искусства", и "дидактической", "стремящейся действовать на нравы, быт и понятия человека" (статья "Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения", 1856). Стремясь обосновать свою "артистическую" теорию иск-ва, Д. защищал принципы "искусства для искусства", целью к-рого, по его мнению, является служение "идеям вечной красоты, добра и правды". С этих позиций Д. выступал против осн. положений реалистич. эстетики Белинского и гоголевского направления в рус. лит-ре, порицал творчество Жорж Санд, Гюго, Гейне. Вместе с тем в эстетич. взглядах Д. содержались и позитивные элементы, связанные гл. обр. с поисками специфики иск-ва. Отстаивая независимое и свободное творчество, Д. в то же время признавал, что его теория не исключает служения политическим, нравственным и науч. интересам. Эстетич. взгляды Д. отражают противоречия и борьбу в русской художественной критике и литературе 40-60-х гг. 19 в.

Соч.: Собр. соч., т. 1-8, СПБ, 1865-67.

Лит.: История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958. с. 444-70; Венгеров С. Α., Критико-биографический словарь, т. 5, СПБ, 1897; Чуковский К., Люди и книги, М. 1958 (ст. "Дружинин и Лев Толстой"); Письма к А. B. Дружинину (1850-1863), ред. и комментарии П. C. Попова, М., 1948.

Ю. Манн. Москва.

ДРУКЕР

ДРУКЕР (Drucker), Петер Фердинанд (р. 19 нояб. 1909) - амер. бурж. социолог и экономист, сторонник "теории управляющих" (мэнеджеризма). С 1950-проф. Нью-Йорк. ун-та. В своих работах Д. излагает теорию, согласно к-рой совр. капиталистич. общество, называемое им обществом "массового производства" или "индустриальным обществом", "обществом служащих", возглавляется "управляющими" (руководителями трестов, акционерных компаний и т.д.). Они якобы заменили "вышедших из моды" капиталистов и отличаются от последних тем, что владеют не частной собственностью, а "интеллектуальным капиталом". Осн. чертой, обусловливающей становление "нового общества", он считает рост акционерных компаний, к-рые во главе с управляющими заменяют капиталистов. Д. обходит тот решающий факт, что сама акционерная компания является капиталистич. предприятием.

Соч.: The end of economic man, L., 1939; The future of industrial man, L.-Toronto, [1943]; Big business, L.-Toronto, 1947; The new society, [2 ed.], L., 1951; The practice of management, L., 1955; America's next twenty years, N. Y., [1957].

Лит.: Гвишиан и Д. М., "Мэнеджеризм" - американская социология бизнеса, "Вопр. философии", 1961, No 5.

Г. Осипов. Москва.

ДРЭПЕР

ДРЭПЕР - см. Дрейпер.

ДУ ГО-СЯН

ДУ ГО-СЯН (псевдонимы - Л и н ь Б о - с ю й, Линь Бо, У Нянь-цзы, Ду Шоу-су) (апрель 1889 - 12 января 1961) - кит. философ, историк, лит. критик и обществ. деятель. Член КПК (с 1928). В 1907-19 учился в Японии. После возвращения на родину был преподавателем в ряде ун-тов, выступал с пропагандой марксизма. За участие в революц. деятельности был заключен в тюрьму (1934-37). В период антияпонской войны опубликовал ряд статей, посвященных критике взглядов бурж. кит. философа Фын Ю-ланя. После образования КНР - председатель Гуанчжоуского филиала АН КНР, директор Ин-та обществ. наук.

Д. Г.-с. - автор ряда трудов по истории кит. философии ("Исследования о до-циньских мыслителях" - "Сянь Цинь чжуцзыди жогань яньцзю", 1955; "Очерки о до-циньских мыслителях" - "Сянь Цинь чжуцзы сысян гайяо", 1955); он участвовал в написании 5-томной истории кит. идеологии. Наибольший интерес представляют работы Д. Г.-с. о др.-кит. философах Мо-цзы, Гунсунь Луне, Сюнь-цзы и др. В этих работах Д. Г.-с. выступил против идеализации идеализма, показал борьбу двух лагерей в истории кит. философии, дал высокую оценку теории познания и логике позднейших моистов.

Лит.: Xоу Вай-лу, Даонянь Ду Го-сян тунчши (Памяти товарища Ду Го-сяна), "Лиши яньцзю", 1961, No 1.

В. Буров. Москва.

ДУАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУБРОВИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУДЕЛЬ

Савва Павлович [р. 21 дек. 1909 (3 янв. 1910)] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1959), профессор (с 1960). Член КПСС с 1939. Окончил Моск. консерваторию (1931) и Моск. ин-т истории, философии и литературы (МИФЛИ, 1938). Преподает философию в вузах с 1938. Зав. кафедрой диалектич. и историч. материализма Всесоюзн. заочного политехнич. ин-та (с 1956). Работает преим. по проблемам материалистич. диалектики, диалектики развития сов. общества.

Соч.: Марксистский философский материализм, М., 1950; К вопросу о единстве и борьбе противоположностей как внутреннем содержании процесса развития, в сб.: Вопросы диалектич. материализма, М., 1951; О внутренних антагонистических и неантагонистических противоречиях, "Вопр. философии", 1953, No 2; Развитие как борьба противоположностей.

Познаваемость мира, в кн.: Диалектический материализм, М., 1953; Законы материалистической диалектики, М., 1958; О диалектике положительных и отрицательных сторон явлений, "Научн. докл. высшей школы. Филос. науки", 1958, No 1; В. И. Ленин о соотношении единства и борьбы противоположностей, в кн.: Сб. ст. Всесоюзного заочного политехнич. ин-та, в. 25, М., 1960; Диалектика перерастания социализма в коммунизм, М., 1960; Специфика борьбы нового и старого в условиях строительства коммунизма, "Вопр. философии", 1962, No 3.

ДУН ЧЖУН-ШУ

ДУН ЧЖУН-ШУ (187-120 до н.э.) - кит. философ-идеалист, метафизик, последователь Конфуция. Сыграл видную роль в процессе превращения конфуцианства в офиц. религ. идеологию. Получил прозвище "Конфуция эпохи Хань". Д. Ч.-ш. утверждал, что небо, обладающее человеч. свойствами и волей, есть верховное начало, к-рое распоряжается всей Вселенной. Природа и обществ. порядок являются продуктами его целенаправл. деятельности. Воля неба, по Д. Ч.-ш., есть моральный закон, к-рый должен уважать и блюсти мудрый человек. Т.о., в учении Д. Ч.-ш. феод. этика становилась внутр. сущностью мира.

Согласно Д. Ч.-ш., цель познания состоит не в открытии сущности вещей, не в приведении понятий в соответствие с объективным миром, а, напротив, в подчинении вещей своим "именам". Тот, кто идет наперекор "именам", тот "идет против неба". Для историч. взглядов Д. Ч.-ш. характерна идея круговращения: "Закон неба кончается и вновь начинается". Согласно Д. Ч.-ш., существуют три типа обществ. строя, к-рые циклически повторяются в истории. Признавая смену типов обществ. порядка, Д. Ч.-ш. стремился доказать неизменность осн. принципа феод. строя. Положение Д. Ч.-ш.: "Небо неизменно, неизменно и дао" - является классическим положением др.-кит. метафизики (см. Мао Цзэ-дуп, Избр. произв., т. 2, М., 1953, с. 412).

В учении о природе человека Д. Ч.-ш. синтезировал положения Сюнь-цзы и Мэн-цзы. Он утверждал, что классовое и сословное деление общества соответствует вечным "законам неба и земли" и в связи с этим различал 3 категории человеч. природы: высшую, среднюю и низшую. Согласно его учению, понятием "добра" характеризуется лишь человеч. природа "больших людей", а природа "малых людей" - понятием зла. Приписывая императорской власти божеств. характер, выступал с защитой феод. строя Древнего Китая. Соч. Д. Ч.-ш. собраны в кн. "Чуньцю фань лу".

Лит.: Xоу Вай-лу [и др:], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957, с. 84-125; Franke О., Studien zur Geschichte des Konfuzianischen Dogmas und der chinesischen Staatsreligion: Das Problem des Tsch'un-ts' in und Tung Tschung-schu's Tsch'un-ts'in fan lu, Hamb., 1920; Fung Ju-lan, Α history of Chinese philosophy, v. 1-2, Princeton, 1952-53.

Ши Цзюнь. КНР.

ДУНАЕВА

Екатерина Андреевна [р. 22 ноября (5 дек.) 1905] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1961). Член КПСС с 1927. Окончила Академию коммунистич. воспитания имени Н. К. Крупской в Москве (1931). Преподает философию в вузах Москвы с 1939. В 1947-61 - зав. кафедрой марксизма-ленинизма Моск. станкоинстру-ментального ин-та. С 1961 - проф. Моск. финансового ин-та. Науч. работу ведет преим. по нац. вопросу.

Соч.: Сотрудничество наций в СССР, [М.], 1948; Разрешение проблемы сотрудничества наций в СССР, в кн.: О советском социалистическом обществе. Сб. ст., М., 1949; Роль "Искры" в борьбе с буржуазным национализмом, в сб.: Ленинская "Искра", М., 1950; Дружба народов - источник силы и могущества Советского государства, М., 1954; Экономич. развитие социалистич. наций в условиях завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму, в кн.: Социалистич. нации СССР, М., 1955; Сотрудничество социалистич. наций в строительстве коммунизма, М., 1960.

ДУНС СКОТ

ДУНС СКОТ (23 дек. 1265 или 17 марта 1266 - 8 нояб. 1308) - философ-схоластик и теолог. См. Иоанн Дунc Скот.

ДУРДИК

ДУРДИК (Durdík), Йосеф (15 окт. 1837 - 30 июня 1902) - чеш. философ, эстетик и писатель. Рассматривал философию как синтетич. науку, опирающуюся на результаты естественных и гуманитарных наук. Д. исследовал общие вопросы философии, решая их вначале в духе динамич. атомизма Лейбница ("Leibnitz und Newton", 1869), а потом - исходя из взглядов Гербарта. В работах по эстетике "Всеобщая эстетика" ("Všeobecna aesthetika", 1875), "Поэтика..." ("Poetika...", 1881) и др. Д. выступил с защитой принципов т.н. формальной эстетики Гербарта и Циммермана, полагая, что эстетич. качества относятся только к форме предмета, к-рая понималась им как способ соединения, связи составных элементов предмета, его структура. Эстетич. взгляды Д. оказали известное влияние на дальнейшее развитие чеш. эстетич. мысли. Д. - автор ряда работ по истории философии: "История новейшей философии" ("Dějiny filosofie nejnovější", 1887), "Дарвин и Кант" ("Darwin und Kant", 1906) и др. Соч.: Dějepisný nâstin filosofie novověkě, dl 1, Praha, 1870; О pokroku přirodnich věd, [Praha], 1874; Rozpravy filosofické, Praha, 1876; Über das Gesamtkunstwerk als Kunstideal, Praha, 1880; О Kantovè Kritice čistého rozumu, Praha, 1882; Leibnitzova Monadologie, Praha, 1884.

Лит.: Кrejčí F., О Durdíkově metafysice, в кн.: Sbornik Durdikův, dl 1, Praha, 1306.

И. Зумр. ЧССР.

ДУХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУХОБОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУША

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДХАММАПАДА

ДХА́ММАПАДА [на яз. пали; перевод названия Д. допускает ряд толкований: "Стезя добродетели (закона)", "Стопы закона", "Основы религии", "Изречения о законе (способе) жизни" и др. ] - памятник раннего буддизма, содержащий изречения религ.-этич. характера. Входит в качестве самостоятельной части в буддийский канон - "Типитаку" и помещается обычно в пятой части "Суттапитаки". Вероятная дата создания Д. - 3-1 вв. до н.э. Д. состоит из 423 стихотворных сутр, разделенных на 26 глав (о глупцах, о мудрецах, о зле, о себе, о мире, о счастье, о любви, о гневе, о законе, о желании, о пути, о нищих, о брахманах и т.п.).

Д. является одним из осн. источников для изучения морально-этич. учений раннего буддизма. Особое место занимают разделы, в к-рых говорится о страдании и о его причинах. Гл. причины страданий заключаются в преходящности всего сущего, в тщетности человеч. желаний и страстей. "Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости" (XIV, 186; рус. пер., "Дхаммапада", М., 1960). Эти рассуждения окрашены глубоким пессимизмом, к-рый, однако, преодолевается настоят. требованиями искать выхода из тьмы к свету.. "Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?" (XI, 146). В качестве средства уничтожения страданий Д. проповедует подавление человеч. желаний, достижение нирваны. "Кто в этом мире побеждает это несчастное, трудно победимое желание, у того исчезают печали, как капли воды с листа лотоса" (XXIV, 336). Достижение такого состояния рассматривается как великая победа человека, к-рую даже боги не могут превратить в поражение (см. VIII, 104 и 105). В Д. неоднократно подчеркивается тщетность метафизич. суемудрия в сравнении с первостепенной задачей практич. избавления от страданий. "...Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она" (I, 5). Все это определяет практич. направленность нек-рых положений Д. Однако в целом идеи памятника носят пассивный, созерцат. характер. Среди многочисл. изданий и переводов Д., начавшихся с труда В. Фаусболя (V. Fausboll, Dhammapadam, 1855), следует отметить: S. Radhakrishnan, The Dhammapada, 1954, Narada Maha Thera, The Dhammapada, 1952.

Лит.: The Prakrit Dhammapada, Calcutta, 1921; The Commentary on the Dhammapada, new ed., ed. by H. Smith, L., 1925; Law B. Ch., A history of Pali literature, v. 1, L., 1933; Dhammapada. Pali text in Sanskrit with English translation by C. Kunhan Raja, Madras, 1956; Dhamma - Worte. Hrsg. R. О. Franke, Düsseldorf-Köln, 1957; Raghavan V., The Dhammapada, "Aryan Path", 1957, v. 28, No 2.

В. Топоров. Москва.

ДХАРМА

ДХАРМА (санскр.) - одно из распространенных понятий инд. философии и религии, гл. обр. буддизма. В Ведах слово "дхарман" имело несколько значений: поддержка, твердая опора; закон, твердо установленный порядок или обычай; закон или порядок богов - Митры и Варуны; действие, получаемое от жертвоприношения какому-либо богу, и т.д. В инд. философии понятие "Д." употреблялось в самом широком смысле, означая и порядок, и закон, и религию, и справедливость, и нравственность, и слово и т.д. Термин "Д." имеет и социальный смысл: каждый человек обладает своей Д., принадлежит к той или иной касте (варне). В религ. системах основное значение термина "Д." - бог, абсолют.

Особый смысл приобретает Д. в буддийской философии. Буддисты отрицали существование вечной неизменной субстанции. Поэтому, объясняя изменчивость мира, они представляли все материальные и духовные явления состоящими из отд. мгновенных элементов - Д. Каждая Д. несет только один определ. признак. Д., воспринимаемая глазом, не может восприниматься ухом или др. органами чувств. "Дхарма, - писал философ Васубандху (5 в. н.э.), - означает то, что носит (dharana) свой собственный признак (svalaksana)" ("L'Abhidharmakosa", trad, par L. de la Vallée Poussin, P., 1923, Chap. 1, p. 4). Все Д. не субстанциональны, не имеют протяжения ни во времени, ни в пространстве.

Д. делились буддистами на "чистые", не ведущие к "пороку", и на "нечистые", или "ведущие к пороку", на обусловленные и не обусловленные, на составные и не составные (к числу последних относилась нирвана). Высшее знание, по учению буддистов, состоит в проникновении в Д., а цель знания - в подавлении беспокойства Д. и в достижении нирваны.

Ряд буддийских школ (тхеравадины и сарвастивадины) считали Д. реально существующими, мадхьямики же и йогачары доказывали их нереальность, иллюзорность. Европейские исследователи буддизма (Э. Бюрнуф, Г. Ольденберг, М. Мюллер) переводили слово Д. как "порядок", "закон". Ф. И. Щербатской и О. О. Розенберг предложили филос. объяснение термина "Д." - элемент бытия, элемент сознания (см. О. О. Розенберг, Проблемы буддийской философии, П., 1918, с. 87). Ряд совр. зарубежных буддологов в зависимости от источника и контекста переводят понятие Д. как "объект мысли" или "психо-физические элементы существования" (Lamotte E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958, p.33-34; "Buddhist wisdom books", ed Conze Ε., L., 1958, p. 44).

Лит.: Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма, ч. 2, П., 1918, гл. 4; Steherbatsky Th., The central conception of Buddhism and the meaning of the word"Dharma", L., 1923; Dhammassangani, trad, par A. Bareau, P., 1953.

И. Кутасова. Москва.

ДХВАНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЫННИК

Михаил Александрович [р. 18 февр. (2 марта) 1896] - сов. философ, профессор (с 1934) д-р филос. наук (с 1949), член-корр. АН СССР (с 1958) В 1919 окончил историко-филологич. фак-т Киевского ун-та. С этого времени ведет науч. и преподават. работу в вузах. С 1943 - старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Пред. комиссии по координации науч. исследований в области эстетики при АН СССР (с 1959). Работает в области истории философии, диалектич. и историч. материализма, эстетики, критики совр. зарубежной реакц. философии. Д. принадлежат переводы фрагментов Гераклита, сочинений Парменида "О природе" (сб. "Античные философы", М., 1935), Бруно "О причине, начале и едином" (М., 1934), Гельвеция "Счастье" (М., 1936). Д. - один из авторов и редакторов шеститомной "Истории философии" (т. 1-5, 1957-61); один из авторов кн. "Основы марксистской философии" (М., 1958). Гос. премия СССР (1943, за участие в кн. "История философии", т. 1-2, 1940-1941). Соч.: От примирения с действительностью к апологии разрушения. (К вопросу о развитии гегельянства Михаила Бакунина), "Летописи марксизма", 1927, No 4; Диалектика Гераклита Эфесского, М., 1929; Очерк истории философии классической Греции, М., 1936; Фiлософiя рабовласницького суспiльства, [К.], 1941; Ленин об истории философии, "Изв. АН СССР. Сер. истории и философии", 1945, т. 2, No 2; Философские взгляды Вольтера, в кн.: Вольтер. Статьи и материалы, под ред. B. П. Волгина, М.-Л., 1948; О философских и эстетических идеях Леонардо да Винчи, "Вопр. философии", 1952, No 4; Материалисты древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, под ред. Д., М., 1955; Философия Гегеля и ее место в истории философской мысли, "Уч. зап. АОН при ЦК КПСС", 1957, [вып.] 28; Ванини и падуанский аристотелизм, в кн.: Докл. ивыступл. представителей сов. филос. науки на XII Междунар. филос. конгрессе, М., 1958; Борьба материализма и идеализма в истории философии домарксистской эпохи, в кн.: Основы марксистской философии, М., 1958; Основные проблемы научной эстетики (Доклад на IV Междунар. конгрессе по эстетике, Афины, 1960), в кн.: Плотников C. Н., IV Международный конгресс по эстетике, М., 1960, с. 20-24; Ludwig Feuerbach und seine Rolle in der Geschichte der Philosophie, в кн.: Actes du deuxiéme congrés international de l'union internationale de philosophie des sciences, Ζ., 1954; Das Problem der Notwendigkeit und Freiheit in des Geschichte der Philosophie der vormarxischen Epoche, в сб.: Das Problem der Freiheit im Lichte des wissenschaftlichen Sozialismus, В., 1956.

ДЬЮИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮБУАПЬЕР

ДЮБУА́Пьер (Dubois), (р. ок. 1250 - ум. после 1321) - франц. публицист, политич. мыслитель, ранний выразитель передовой идеологии ср.-век. буржуазии. В своих трактатах, особенно в анонимно изданном в 1300 соч. "О прекращении войн и споров в Королевстве Франции" ("Summaria, brevis et compendiosa doctrina felicis expeditionis et abbreviationis guerrarum etlitium regni Francorum", опубл. в кн.: Сh. V. Langlois, Collection de textes, pour servir à l'enseignement de l'histoire, P., 1891, fasc. 9, здесь же большая библиография), обосновывал необходимость централизации гос-ва и подчинения церкви светской власти. Вместе с тем Д. смело критиковал чрезмерность королевских поборов и практику порчи монеты. В этом сочинении, так же как и в трактате "О завоевании Святой земли" ("De recuperatione Terrae sanetae", [1306]), Д. требовал прекращения войн между христианскими гос-вами, как разорительных для народа, предлагал решить спорные вопросы путем созыва междунар. конгресса. Д. требовал преобразования католич. церкви: секуляризации церковных имуществ, превращения монастырей в школы, фактич. ликвидации духовно-рыцарских орденов и т.д. Д. требовал также кодификации и реформы франц. права, упрощения и удешевления судопроизводства, широкого развития образования путем организации как для мальчиков, так и для девочек школ с изучением языков, математики, естеств. наук и медицины, пересмотра содержания школьного обучения и создания учебников. В философии Д. был продолжателем аверроистских традиций, ревностным последователем Сигера Брабантского и Р. Бэкона. Проблему познания он трактовал рационалистически, отстаивал преимущества опытного метода и выступал против схоластического иерархизма Фомы Аквинского.

Соч.: La supplication du peuple de France contre le pape Boniface le VIII, в кн.: Acta inter Bonifacium VIII, Benedictum XI, dementem P. P, P. et Philippum Pulcher, [s. 1.], 1614; Histoire de la condamnation... des Templiers, t. 1-2, Brux., 1713 (авторство Д. спорно).

Лит.: Histoire du différent d'entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, Roy de France..., P., 1655; Wailly N. de, Mémoire sur un opuscule anonyme intitulé..., в кн.: Bibliothèque de l'Ecole des Chartes, sér. 2, t. 3, P., 1846; Renan Ε., Pierre du Bois, légiste, в кн.: Histoire littéraire de la France, t. 26, P., 1873, p. 471-536; Ζeck E., Der Publizist Pierre Dubois, В., 1911; Kämpf H., Pierre Dubois und die geistigen Grundlagen des französischen Nationalbewusstseins um 1300, Lpz.-В., 1935.

С. Стам. Саратов.

ДЮБУАУИЛЬЯМ ЭДУАРД БЁРКХАРДТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮВЕРЖЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮГЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮГИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮМАРСЕ

ДЮМАРСЕ́ (du Marsais), Сезар Шено (17 июня 1676 - 11 июня 1756) - франц. лингвист, философ-материалист и атеист, принадлежавший к старшему поколению франц. просветителей, участник кружка Булленвилье. В последние годы жизни Д. сотрудничал в "Энциклопедии...", был близок к Дидро и Д'Аламберу, к-рый высоко ценил Д. и посвятил ему некролог (D'Alembert, Е́loge de du Marsais, 1797), опубликованный в 7-м т. "Энциклопедии..." (см. Oeuvres, t. 1). В отношении нек-рых, приписываемых Д. произведений, в частности в отношении книг "Опыт о предрассудках" ("Essai sur les préjugés", опубл. Гольбахом в 1770 году под его именем) и "Анализ христианской религии" ("Analyse de la religion chrétienne"), авторство его еще нельзя считать вполне установленным. Но не подлежит сомнению, что ему принадлежат проникнутая духом материализма и атеизма "Диссертация о философе" (или коротко "Философ" - "Philosophe", 1743 или 1750, рус. пер. в сб. "Вопросы истории религии и атеизма", вып. 5, М., 1958, публикация и вступит. статья Ю. Я. Когана; перепечатано в сб. "Французские просветители XVIII в. о религии", М., 1960, вступит. очерк к разделу "Дюмарсе" А. И. Казарина) и "Логика, или Рассуждение об основных действиях ума" ("Logique et principes...", 1769, nouv. éd., "Logique ou Réflexions sur les principales operations de l'esprit", 1835). Д. примыкал к взглядам Ламетри на природу умств. деятельности человека и ее истинную сущность. Поклонник философии Эпикура и Гассенди, он отвергал идею бессмертия души и представления о потустороннем мире с адом и раем. Человек, по его мнению, должен стремиться устроить свое счастье в этом мире. Смерть есть уничтожение человека, после нее ничего нет. Отвергая откровение и чистое умозрение как формы познания, Д. был сенсуалистом: "...Все знания, - заявлял он, - идут от чувств... мы могли создать себе правила только на основе единообразия чувственных впечатлений..." ("Вопросы истории религии и атеизма", с. 427). Как атеист, Д. считал, "что религия есть всего лишь человеческая страсть, порождаемая, подобно любви, восхищением, страхом и надеждой" (там же, с. 426). Соч.: Oeuvres, v. 1-7, P., 1797.

Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Naigeon, Philosophie de du Marsais, в кн.; Encyclopédie méthodique. Philosophie ancienne et moderne, [éd.] par Naigon, t. 3, P., [1793-94]; Τamisier F., Du-marsais, sa vie et ses écrits, Marseille, 1862.

A. Казарин.

ДЮПРА

ДЮПРА́ (Duprat), Гийом Леонсе (24 окт. 1872 - 22 дек. 1956) - франц. социолог, психолог, философ, педагог и врач, долгое время живший в Швейцарии. С 1900 преподавал философию и социологию в лицеях Франции, с 1922 - проф. Женевского ун-та; в 1926-1940 - пред. Женевского социологич. об-ва; в 1932-1940 - ген. секретарь Междунар. ин-та по социологии, руководитель изд. "Archives de sociologie".

Филос. социологич. и психологич. взгляды Д. очень эклектичны.

Вначале Д. примыкал к школе Дюркгейма, затем приблизился к взглядам Г. Ришара, Вормса и Тарда. Филос. и психологич. взгляды Д. - сочетание субъективного идеализма позитивистского толка с рядом установок, сходных с неокантианством. Социология, по Д., изучает две взаимосвязанные стороны социальной действительности: субъективную и объективную. Под субъективным он понимал совокупность общих представлений, традиций, нравов общества, "коллективный психизм". Изучение субъективной стороны составляет, по Д., осн. задачу социальной психологии. Мн. обществ. явления (отношения между членами общества, происхождение войн и т.д.) он пытался объяснить с позиций "подсознания" и "психопатологии". Д. считал, что экономич. вопрос является не только социальным, моральным, но и психопатоло- гическим (см. "Les causes sociales de la folie", P., 1900, p. 195). В социологич. работах 30-х гг. он использовал методы психоанализа ("Фрейдистский психоанализ и социология" - "Psychoanalyse freudienne et sociologie", 1924).

Д. требовал и "объективного" социологич. анализа в духе позитивизма с целью открытия "законов, определяющих появление абстрактных социальных типов", под к-рыми Д. понимал нацию, город, религию, социальную группу и т.д. ("Science sociale et démocratie", P., 1900, p. 109). Утверждая, что "„социальных классов" в действительности не существует..." ("Soziale Typen oder soziale Klassen?", в кн.: "Jahrbuch für Soziologie", Bd 1, Karlsruhe, 1925, S. 384), он придерживался теории "солидаризма", в к-рой пытался затушевать классовые противоречия, отрицал марксистское учение о классах, провозглашал надклассовость гос-ва и воспевал принципы бурж. демократии. Соч.: Е́tude relative aux rapports entre la psychologie et la sociologie, P., 1898; L'instabilité mentale, P., 1899; La morale, P., 1901; La solidarité sociale, P., 1907; Le mensonge, 2 ed., P., 1909; Rapport des doctrines politiques anciennes avec la sociologie et la politique contemporaine, 2 ed., P., 1912; La psychologie sociale; sa nature et ses principales lois, P., 1920; Physiologie du socialisme, P., 1929; Prévision sociologique et structures ethniques, P., 1933; Esquisse d'un traité de sociologie, P., 1935; Много ст. в журн.: "Rev. philos. de la France et étranger", "Rev. internat, de sociologie".

И. Добронравов. Москва.

ДЮПРЕЭЛЬ

ДЮПРЕЭЛЬ (Dupréel), Эжен (р. 8 февр. 1879) - бельг. бурж. социолог и философ. Заслуженный проф. Брюссельского ун-та. Филос. воззрения Д. эклектичны. Следуя релятивистскому учению франц. философа Р. Бертело, он утверждал, что объекты характеризуются не своей природой, а отношениями друг с другом; социальные явления он определял как всевозможные отношения, вытекающие из сосуществования индивидов. Значительно влияние на Д. платонизма и неогегельянства. Д. исходит из признания дуализма порядка (постоянства, статичности) и действия (вероятности, динамичности), утверждая, что разум не может схватить динамики бытия, а лишь делит процесс движения на бесконечное число статичных "порядков" и охватывает лишь результат действия. Д. подвергает критике принцип необходимости, противопоставляя ему вероятность, основанную на актах сознат. действия. Гл. филос. дисциплиной, опирающейся на изучение этих актов, Д. считает аксиологию. Философия, по Д., есть "размышление о ценностях всякого рода, проведенное с точки зрения... ценности истины" ("Sociologie generale", P., 1948, p. 390). Критикуя попытки установить иерархию ценностей, он тем не менее делит многообразие ценностей на относительные (субъективные) и абсолютные идеальные сущности (добро - основа морали, прекрасное - основа эстетики и высшая ценность - истина), независимые от их познания и. осуществления ("Esquisse d'une philosophie des valeurs", P., 1939). Стержнем социологии Д. является учение о социальных отношениях, к-рые делятся им на позитивные (ведущие к сотрудничеству индивидов), негативные (ведущие к борьбе и антагонизмам) и дополнительные (влияющие на отношения двух индивидов с третьими лицами). Через социальное отношение Д. определяет социальную группу, к-рую он противопоставляет марксистскому понятию класса. В согласии с Тардом, основу социальных явлений он видит, в конечном счете, в психологии (воле) индивидов.

Эволюция цивилизации, по Д., совершается под влиянием роста народонаселения и развития техники. Мысль о непрерывном прогрессе он считает иллюзией и утверждает о существовании "потолка цивилизации", связанного с развитием техники, рост к-рой, по его мнению, стал угрожающим. В последнее время Д. выдвинул идею создания некоей всеобъемлющей науки - прагматологии, исследующей развитие жизни от низших форм до человеч. общества ("La pragmatologie", 1955).

Соч.: Essai sur les catégories, Brux., 1906; Le rapport social, P., 1912; La légende socratique et les sources de Platon, Brux., 1922; Deux essais sur le progrès, Brux., 1928; Traité de morale, t. 1-2, Brux., 1932; Le pluralisme sociologique, Brux., [1946]; Les sophistes: Protagoras, Gorgias, Prodicus, Hippias, Nchât., 1948; Essais pluralistes, в сб.: Travaux de la Faculté de philosophie et lettres de l'Univ. libre de Brux., [t.] 14 23, Brux., [1949-50].

Лит.: Goriely G., Sur la "Sociologie générale" de Eugène Dupréel, "Rev. internat, philos", 1949, No 8, p. 227-31; Barzin M., L'oeuvre d'Eugène Dupréel, "Rev. de l'Université de Brux", 1950, No 5, p. 379-90

В. Кузнецов. Москва.

ДЮПЮИ

ДЮПЮИ (Dupuis), Шарль Франсуа (26 окт. 1742 - 29 сент. 1809) - франц. ученый, политич. деятель, философ-материалист и атеист. Род. в Три-Шато. Окончив колледж д'Аркур, получил степень лиценциата теологии и неск. лет преподавал риторику в лицее в Лизье. В 1770 сбросил сутану. Изучив курс права, Д. стал адвокатом; впоследствии занялся астрономией, посвятив ей дальнейшую жизнь. Профессор Коллеж де Франс (1787). В 1792 Д. был избран членом Конвента, где примыкал к жирондистам; член Совета пятисот в период Директории и Консульства, как политич. деятель Д. занимался вопросами нар. образования. Продолжая традицию воинствующего атеизма франц. материалистов, Д. подверг критике деизм, отрицая полезность религии как политич. института и как опоры морали (см. "Abrégé de l'Origine de tous les cultes", P., 1821, p. 407). Мораль, по мнению Д., запечатлена природой в сердце человека и независима от религии. Д. принимал практич. участие в борьбе против религии и церкви в период франц. бурж. революции.

В центре внимания Д. - проблема происхождения религии. Он стремился объяснить религ. древность "принципами древней физики и астрономии, искать богов в главных агентах природы и смотреть на их ...приключения как на аллегорическое описание естественных феноменов, воспетых поэтами..." ("Origine de tous les cultes ou religion universelle", t. 2, P., 1835, p. 301).

Д. являлся одним из создателей астральной теории происхождения религ. мифов. Он считал, что в них аллегорически описано движение небесных светил. Исходя из этого, Д. отрицал историч. существование Иисуса Христа, видя в нем мифологич. образ Солнца (см. "Abrégé de l'Origine...", p. 263).

Положения астральной теории происхождения религ. мифов развивали современник Д. - К. Вольней, а позднее А. Древс, Дж. Робертсон, А. Немоевский и др.

Сoч.: Mémoire sur l'origine des constellations et sur l'explication de la fable par le moyen de l'astronomie, P., 1781; Dissertation sur le zodiaque de Dendra, P., 1822; Mémoire explicatif du zodiaque chronologique et mythologique, P., 1806. Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [М.], 1930, с. 333-34; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959, с. 47, 57, 345; Notice sur la vie littéraire et politique de M. Dupuis, par sa veuve, P. 1813.

В. Кузнецов. Москва.

ДЮРЕР

ДЮРЕР (Dürer), Альбрехт (21 мая 1471 - 6 апр. 1528) - нем. художник эпохи Возрождения, теоретик и один из основоположников реалистич. теории иск-ва в Зап. Европе. Д. жил и творил в Германии в период обществ. подъема и социальных движений, завершившихся

Крестьянской войной и Реформацией. Величайший художник, Д. создал в живописи и графике яркие реалистич. образы. Эстетич. воззрения Д. изложены в трактатах "Руководство к измерению" ("Unterweisung der Messung", 1525) и "Четыре книги о пропорциях..." ("Vier Bücher von menschlicher Proportion...", 1528). Помимо опубликованных трудов, сохранились материалы к незавершенной "Книге о живописи" и др. наброски.

Первоначально Д., подобно большинству современников, исходил из возможности создания непогрешимою канона прекрасного путем выбора прекраснейших частей из реальности и из произведений иск-ва классич. древности, подчинения их математич. закономерности, принципам соразмерности и гармонии. Критерием прекрасного Д. считал соответствие этим принципам суждению большинства. В это время Д. допускал также (под влиянием распространенных тогда идей неоплатонизма) возможность творчества по воображению, на основании живущих в душе художника извечных идей. Однако позднее он пришел к убеждению об относительности понятия прекрасного и недостижимости идеала. С этого времени в его теории на первый план выступает стремление к верности природе. Это стремление определило характер трактата "Четыре книги о пропорциях...", в к-ром Д. пытался опереться на математику для выявления закономерности, лежащей в основе многообразия реальных форм. Верность природе является для Д. гл. принципом художеств. творчества: "Чем точнее произведение соответствует жизни, тем оно лучше и более истинно" ("Дневники, письма, трактаты", вступит, ст. и комментарий Нессельштраус, т. 2, М.-Л., 1957, с. 232). В поздних трудах он отвергал возможность творчества без натуры. "...Я считаю природу учителем, а человеческую фантазию заблуждением", - писал Д. в 1528 (там же, с. 224). В своих эстетич. взглядах Д. во многом опирался на эстетич. трактаты итальянских художников и ученых, еще в 15 в. заложивших основы теории иск-ва Возрождения и заимствовавших ряд положений антич. эстетики. Как и для Леонардо да Винчи, живопись для него - род познания, и он отстаивал ее право занимать место в ряду "свободных искусств". Однако, в отличие от итал. теоретиков, полагавших, что произведение иск-ва может считаться прекрасным лишь когда все изображенное в нем возвышенно и совершенно, Д. пришел к признанию права художника на отображение обыденных явлений в иск-ве. В ряде вопросов Д. предвосхитил нек-рые принципы реалистич. иск-ва 17 в.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, М., 1957, с. 348-49; Сидоров Α., Дюрер, [Μ.-Л.], 1937; Нессельштраус Ц., А. Дюрер, Л.-Μ., 1961, Müller F. L., Die Ästhetik Albrecht Dürers, Stras., 1910; Ρanоfsky Ε., Dürers Kunsttheorie, vornehmlich in ihrem Verhältnis zur Kunsttneorie der Italiener, В., 1915; его же, Albrecht Dürer, ν. 1-2, [3 ed.], Princeton, 1948.

Ц. Нессельштраус. Ленинград.

ДЮРИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮРКГЕЙМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЮРОФ

ДЮРОФ (Dyroff), Адольф (1866-1943) - нем. католич. философ; проф. в Бонне (с 1905). Взгляды Д. формировались под влиянием критического реализма Кюльпе; работал в области истории философии, психологии и этики. Пытался объединить схоластическую философию с немецким классическим идеализмом.

Соч.: Die Ethik der alten Stoa, Lpz., 1897; Religion und Moral, В., 1925; Betrachtungen über Geschichte, Köln, 1926; Einführung in die Psychologie, 6 Aufl., Lpz., 1932; Ästhetik des tätigen Geistes, Bonn, 1948; Einleitung in die Philosophief Bonn, 1948.

M. Cимон. ГДР.

ДЯДЬКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница