Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ДЮГЕМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЮГЕМ

ДЮГЕМ (Duhem), Пьер (10 июня 1861 - 14 сент. 1916) - франц. физик-теоретик, философ и историк естествознания. Проф. физики в ун-тах Лилля (1887-1893), Ренна (1893-95) и Бордо (с 1895). Чл. Франц. академии наук (с 1913). Его многочисл. работы касаются почти всех областей физики. Д. отрицал атомистич. теорию. Наиболее известные физич. работы Д. относятся к термодинамике и теории электричества, в них он выдвинул учение о термодинамич. потенциалах как основу для построения объединяющей теории всех физич. процессов. Однако исходные гносеологич. позиции Д. - стремление к "чистой", формальной энергетике, принципиальный отказ от всяких попыток проникнуть в сущность материи, выходящую за пределы эмпирически установленных соотношений между термодинамич. величинами, - обрекли это учение на неудачу.

Д. не знал материалистич. диалектики и поэтому, справедливо критикуя недостатки и ограниченности механич. материализма, в условиях кризиса естествознания в конце 19 - нач. 20 вв., в ряде вопросов неизбежно скатывался к субъективизму в духе Маха, А. Пуанкаре, к релятивизму, а подчас и к агностицизму.

Согласно Д., физич. теория не постигает реальности вещей (по его мнению, это дело "метафизики", от к-рой физика должна быть самым решительным образом отделена), а ограничивается только описанием доступных восприятию явлений при помощи знаков или символов (см. "Физическая теория. Ее цель и строение", СПБ, 1910, с. 9-10). Физич. теория не есть объяснение, а лишь связная система математич. положений, выведенных из небольшого количества исходных гипотез. Эти гипотезы не претендуют на отражение или установление реальных связей между реальными свойствами объектов, а могут быть сформулированы произвольно и требуют только соблюдения законов логики. Науч. познание в сущности не может иметь своей целью ничего, кроме классификации изучаемых явлений. Положительным во взглядах Д. нужно считать реакцию против механистич. тенденций в естествознании, абсолютизирующих количеств. сторону явлений, и попытку развить качеств. направление в физике. Ленин обращал внимание на ряд высказываний Д., к-рые свидетельствовали, что "в целом ряде мест он (т.е. Д. - Ред.) вплотную подходит к диалектическому материализму" (Соч., т. 14, с. 298). Ленин определял в общем взгляды Д. как колебание "... в сущности, между идеализмом (имеется в виду субъективный идеализм. - Ред.) и диалектическим материализмом" (там же, с. 296). Д. является крупным историком естествознания. Его труд "Le système du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic" (задуман в 12 томах, до сих пор вышло, включая посмертные публикации, 10 томов, Р., 1913-59) считается классическим. В работах по истории естествознания Д. высказывал много материалистич. или близких к ним положений (обусловленность развития пауки практич. потребностями общества, роль практики в развитии науч. теорий, объективный характер законов природы, познаваемых в науках, и т.д.), однако он несколько преувеличивал роль науки в ср. века и, как верующий католик, смягчал реакционную роль церкви и теологии в развитии средневековой науки.

Соч.: L'évolution de la mécanique, P., 1903; Les origines de la statique, t. 1-2, P., 1905-06; Recherches sur l'elastictié, P., 1906; Etudes sur Léonard de Vinci, sér. 1-3, P., 1906-13; Un fragment inédit de "l'opus tertium" de Roger Bacon..., Ad Claras Aquas [Quaracchi], 1909; Le mouvement absolu et le mouvement relatif, Montligeon (Orne), 1909; Traité d'énergétique ou de thermodynamique générale, t. 1-2, P., 1911; La science allemande, P., 1915.

Лит.: История философии, т. 5, M., 1961; L'oeuvre scientifique de P. Duhem, Bordeaux, 1928; Humbert P., P. Duhem, P., 1932; Lowinger Α., The methodology of P. Duhem, N. Y., 1941.

И. Добронравов. Москва.

В начало энциклопедии