Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ДХВАНИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДХВАНИ

ДХВАНИ (санскр., букв. - звук, гул) - одна из осн. доктрин древнеинд. эстетики. Впервые систематически изложена в метрич. трактате "Дхваникарика", автор к-рого точно неизвестен. Возможно, им был кашмирский поэт и философ 2-й пол. 9 в. Анан-давардхана, написавший к этому трактату обширный комментарий "Дхваньялока". Учение о Д. связано с учениями инд. грамматиков о буквальном, или назывательном (абхидха), и переносном, или изобразительном (лакшана), значении слов. К этим двум значениям Анандавардхана добавил третье, символическое (вьян-джана), реализующее скрытый смысл слова или предложения. Так, фраза: "Стоянка пастухов на Ганге", взятая в буквальном значении, - бессмысленна; благодаря переносному значению она понимается как "стоянка пастухов на берегу Ганга"; но, помимо этого, в ней содержится еще скрытый смысл, зависящий от упоминания Ганга и придающий описанной ситуации оттенок святости. Такого рода скрытый смысл, к-рый входит в намерения говорящего, но непосредственно не выражен и представляет собой как бы намек, отзвук, был назван в инд. поэтиках Д. В Д. авторы поэтик видели душу (атман) поэзии и в связи с этим всю поэзию делили на высшую, в к-рой Д. играет доминирующую роль, среднюю, где Д. есть, но подчинено тому, что высказано прямо, и низшую, или описательную, в к-рой Д. отсутствует и осн. упор сделан на поэтич. фигуры. При этом нек-рые теоретики (напр., Вишванатха, автор трактата "Сахитьядарпана", 14 в.) не признавали за описат. поэзией даже права называться поэзией. Анандавардхана различал три рода Д.: Д., связанное с поэтич. фигурами (аланкара), с содержанием (васту) и с эмоц. состоянием (раса). Последний вид Д. (дхванираса) он считал основным, а Абхинавагупта, автор комментария к "Дхваньялоке" - Дхваньялокалочана (10-11 вв.) полагал даже, что к нему, в конечном итоге, сводятся и остальные виды Д. Сторонники доктрины Д. связали ее с теорией расы, полагая, что Д. является безусловным и единств. средством возбуждения эстетич. наслаждения. Развивая свои взгляды, Анандавардхана указывал, что Д. упраздняет прямой смысл сказанного или, сопутствуя ему, отодвигает его на второй план. При этом Д. воспринимается мгновенно и непосредственно тогда, когда речь идет о Д. как эмоц. состоянии и, наоборот, постигается постепенно и путем умозаключения, если подразумевается содержание или поэтич. фигура. Теория Д. встретила оппозицию со стороны Махимабхатты (11 в.) в трактате "Вьяктививека" и Кунтаки (11 в.) в соч. "Вакроктидживита", но в целом была принята позднейшими теоретиками и наряду с теорией расы стала господствующей в инд. поэтике. Осн. концепции ранней школы поэтики были приведены в соответствие с ними, и ценность таких категорий, как поэтич. украшения (аланкара), достоинства (гуна), стили (вритти) и т.д., стала определяться тем, насколько они способствуют проявлению в поэзии главного - расы и Д.

Лит.: Щербатской Ф. И., Теория поэзии в Индии, "Ж. мин-ва народного просвещения", 1902, июнь, с. 308-20; Ларин Б., Учение о символе в индийской поэтике, в сб.: Поэтика, вып. 2, Л., 1927, с. 29-43; De S. К., History of Sanskrit poetics, v. 1-2, Calcutta, 1960; Sankaran A., Some aspects of literary criticism in Sanskrit or the theories of Rasa and Dhvani, Madras, 1929; Renou L., Le dhvani dans la poétique sanskrite, "Adhyar Library Bull.", v. XVIII, p. 1-20 Edgerton F., Indirect suggestion in poetry: a Hindu theo ry of literary aesthetics, "Proc. Amer. Philos. Soc", 1936, v. 76 No 5, p. 687-706.

П. Гринцер. Москва

В начало энциклопедии