Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
"ЕЩЁ РАЗ О ПРОФСОЮЗАХ, О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ И ОБ ОШИБКАХ ТРОЦКОГО И БУХАРИНА"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

"ЕЩЁ РАЗ О ПРОФСОЮЗАХ, О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ И ОБ ОШИБКАХ ТРОЦКОГО И БУХАРИНА"

"ЕЩЁ РАЗ О ПРОФСОЮЗАХ, О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ И ОБ ОШИБКАХ ТРОЦКОГО И БУХАРИНА" - произведение В. И. Ленина, написанное в связи с дискуссией о профсоюзах накануне X съезда РКП; посвящено разоблачению фракц. политич. линии Троцкого, направленной на подрыв диктатуры пролетариата в период построения бесклассового общества, а также критике попыток Бухарина "примирить" троцкизм с марксизмом. В брошюре получили конкретизацию и развитие осн. принципы марксистской материалистич. диалектики. Работа над брошюрой закончена 25 янв. 1921.

Выступая против извращения марксистского решения вопроса о взаимоотношении экономики и политики, Ленин не только указывал на политич. ошибочность отстаиваемых фракционерами положений, но и вскрывал методологические, теоретические основы их позиции. "... Нельзя вполне уяснить себе никакой ошибки, в том числе и политической, - указывал Ленин, - если не доискаться теоретических корней ошибки у того, кто ее делает, исходя из определенных, сознательно принимаемых им, положений" (Соч., т. 32, с. 69). Анализ Лениным методологии подхода к сложным обществ. явлениям, определение им сущности диалектич. логики делает работу "Еще раз о профсоюзах..." чрезвычайно ценной и важной в филос. отношении.

Критикуя концепцию Троцкого (к-рый придавал самодовлеющее значение росту производства, отрицая тем самым необходимость правильной политич. линии в экономич. строительстве), Ленин писал, что пролетариат "без правильного политического подхода к делу... не удержит своего господства, а следовательно, не сможет решить и своей производственной задачи" (там же, с. 62-63). "Политика есть концентрированное выражение экономики... Политика не может не иметь первенства над экономикой. Рассуждать иначе, значит забывать азбуку марксизма" (там же, с. 62). Необходима, прежде всего, правильная политич. линия: развитие произ-ва должно укреплять Сов. власть, диктатуру пролетариата. Для привлечения же масс к делу строительства социализма необходимы не абстрактные и путаные построения (вроде троцкистской идеи "огосударствления" профсоюзов), а разработка конкретных мероприятий (натурпремии и т.д.), развивающих активность масс. Ленин подчеркивал, что суть разногласий с Троцким заключается именно в расхождении по вопросу об отношении к массам. Осуществление авантюристич. идей Троцкого привело бы к разрыву партии с массами.

Ленин также отбросил как эклектическую проповедь Бухарина о "соединении" и политического, и хозяйственного подходов, показав, что такая постановка вопроса есть попытка затушевать действительное соотношение политики и экономики. "„И то, и другое", "с одной стороны, с другой стороны" - вот теоретическая позиция Бухарина, - писал Ленин. - Это и есть эклектицизм. Диалектика требует всестороннего учета соотношений в их конкретном развитии, а не выдергивания кусочка одного, кусочка другого" (там же, с. 69). Осн. теоретич. ошибка Бухарина, повторяет Ленин, - "подмен диалектики марксизма эклектицизмом (особенно распространенным у авторов разных "модных" и реакционных философских систем)" (там же, с. 71, см. также с. 78).

Логике формальной, схоластической, являвшейся методологич. основой эклектики Бухарина, Ленин противопоставил логику диалектическую, марксистскую. На популярном, примере с определением стакана Ленин показал различие этих двух логик.

Каждый предмет выступает всегда в двух аспектах: как бесконечное число различных "...свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и "опосредствовании" со всем остальным миром..." (там же, с. 71) и как предмет, выступающий для нужд практики то одной, то другой своей стороной; в последнем случае стороны, качества предмета, не нужные для практики в данный момент, отходят на задний план, не бросаются в глаза. "Логика формальная... берет формальные определения, руководясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим" (там же, с. 72). Ленин, т. о., не отрицает значения формальной логики в познании: она, по его мнению, фиксирует то, что лежит на поверхности явлений, те стороны, к-рые наиболее непосредственно выступают для человека. Ленин говорит о необходимости преподавания формальной логики - с поправками - в низших классах школы.

Однако такая логика не дает знания предмета самого по себе, закона его существования и развития, богатства его связей. Даже если при формально-логич. подходе "...берутся два или более различных определения и соединяются вместе совершенно случайно..., то мы получим эклектическое определение, указывающее на разные стороны предмета и только" (там же). В качестве примера такого эклектич. определения может служить следующее: стакан - и стеклянный цилиндр, и инструмент для питья.

Логика диалектическая идет дальше формальной логики. Она, во-первых, требует всестороннего изучения предмета. "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвения... Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении" (как говорит иногда Гегель), изменении" (там же). Употребление здесь Лениным гегелевского термина проливает свет на понимание им развития, движения, а именно: выяснение законов внутр. развития предмета, а не простое установление, сравнение и описание разных стадий процесса. "По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, с в я з ь его с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что "абстрактной истины нет, истина всегда конкретна", как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов" (там же, с. 72-73). Перечислив эти 4 момента, Ленин отмечает, что он "...не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и этого" (там же, с. 73).

Эти положения, раскрывающие сущность диалектич. логики, - "... квинтэссенция того, к чему пришел Ленин в результате долгих лет работы над вопросами философии..." (Крупская Н. К., О Ленине, 1960, с. 318). Они являются отправным пунктом при разработке проблем методологии науч. познания совр. философами-марксистами.

В работе "Еще раз о профсоюзах..." содержатся и др. важнейшие указания Ленина: о методах политич. руководства и борьбе с бюрократизмом (см. Соч., т. 32, с. 58-59); о связи политич. надстройки с производств. отношениями (см. тамже, с. 60); о взаимоотношении формального демократизма и революц. целесообразности (см. тамже, с. 65); о форме постановки вопроса при изучении развивающегося явления (см. тамже, с. 68); о значении филос. работ Плеханова (см. тамже, с. 73) и др.

Всесторонне рассматривая вопрос о месте профсоюзов в системе диктатуры пролетариата и их роли в социалистич. строительстве, Ленин охарактеризовал профессиональные союзы как "школу коммунизма, школу хозяйничанья". Ленин подчеркивал, что в основе деятельности профсоюзов, являющихся одним из "приводных ремней" от партии к массам, должен лежать метод убеждения. Осн. задача профсоюзов - привлечение широких масс трудящихся к сознат. историч. творчеству, что является необходимым условием построения социализма и коммунизма (см. тамже, с. 70-76). Эти указания Ленина стали программой работы сов. профсоюзов.

Лит.: Владимир Ильич Ленин. Биография, М., 1960, с. 487-90; Алексеев Г. П., Иванов Ε. Α., Теоретические основы ленинского учения о советских профсоюзах, "Вопр. философии", 1961, No 4.

А. Володин. Москва.

В начало энциклопедии