Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 5, "КИМ"-"КЛИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КИМ"-"КЛИ")

КИМ БУСИК

КИМ БУСИК (1075-1151) - кор. политич. деятель, историк-конфуцианец. Выступая за создание централизов. гос-ва, участвовал в подавлении сепаратистского восстания феодалов во главе с Мёчхоном. В 1136 К. Б. было присвоено звание главного историографа. Он занимался составлением "Исторических записей трех государств" ("Самкук саги", 1145, изд. ч. 1-2, 1958-59, рус. пер. и комментарии M. H. Пака, т. 1, 1959), написанных в духе классич. конфуцианской историографии и содержащих богатый историч. материал о социально-экономич. жизни трех кор. гос-в - Когурё, Пэкче и Силла. Соч. К. Б. являются источником изучения кор. истории и развития филос., историч. и социально-экономич. мысли в Корее.

Лит.: Корейская Народно-Демократическая Республика. Сб., Пхеньян, 1958, с. 304, 341; Чосон тхонса (Общая история Кореи), т. 1, Пхеньян, 1956, с. 299-300; Hulbert H. В., The history of Korea, [v. 1 ], Seoul, 1905, p. 177; Key P., Yang G. Henderson, An outline history of Korean confucianism, pt 1,"J. of Asian Studies", 1958, v. 18, No 1, p. 83-85.

КИМ ИР СЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИМ СИ СЫП

КИМ СИ СЫП (М э в о л ь д а н) (1435-93) - кор. философ-материалист и поэт. Мировоззрение К. С. С. эволюционировало от буддистского идеализма к богатому элементами материализма филос. учению. К. С. С. признавал существование независимых от человека вещей и явлений мира, первоосновой и источником к-рых считал материальное начало - ки. Рождение и смерть, появление, исчезновение и превращение вещей он связывал с концентрацией и распылением ки, к-рое не исчезает с исчезновением вещей, а возвращается к своему источнику и вместилищу тхэгык (Великий предел). К. С. С. был предшественником материализма Со Кён Дока. В своих взглядах на общество К. С. С. выступил с утопич. системой "государства гуманного правления", к-рая являлась по существу идеализацией существовавших феод. отношений. Вместе с тем он признавал прогрессивный характер развития человеч. общества. Из его филос. работ наиболее известны "Синквисоль" ("Учение о душе") и "Чхонхён" ("Форма неба").

Лит.: Корейская Народно-Демократическая Республика, Пхеньян, 1958, с. 341; Корейская литература, М., 1959, с, 17-18; Чосон мунхак тхонъса (История корейской литературы), ч. 1, Пхеньян, 1959, с. 194-201; Лю Чхан Сон, Ким Си Сыпый сиганый кибон сасанъ (Основные идеи стихов Ким Си Сыпа), "Мунхак синмун" ("Лит. газета", 1960, 9 дек.

А. Ушков. Москва.

КИНДИ

КИНДИ (а л ь - К и н д и, латинизированное Аlchindus), Абу Юсуф ибн Исхак (800-879) - араб. философ, врач, математик и астроном. Жил в Басре и Багдаде. К. выступал за свободное развитие науки и философии. Он первым среди арабов выступил как сторонник аристотелизма (к-рый воспринял через александрийскую школу), как комментатор Аристотеля. На место десяти категорий Аристотеля К. поставил пять "прасубстанций" - материю, форму, движение, пространство и время. В противовес мутакаллимам, отрицавшим возможность познания бытия с помощью науки, он считал разум человека единств; источником и критерием в познании реальной действительности. К. предложил схему трех ступеней науч. познания: от первой ступени - логики и математики, через второй этап - естеств. науки, познание на третьей ступени восходит к проблемам метафизическим. К. определял философию как познание вещей в их реальности. За свои прогрессивные идеи К. подвергался преследованиям со стороны исламских схоластов, соч. его были уничтожены [сохранившиеся отрывки см. V. G. Flügel, Al-Kindi, genannt der Philosoph der Arabern, в кн.: Abhandlungen für Kunde des Morgenlandes, Bd 1, Lpz., 1857; A. Nagy, Die philosophischen Abhandlungen des Ja'qūb ben Ishāq al-Kindi, Münster, 1897 (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 2, H. 6) ]. Вновь обнаруженные тексты опубликованы в кн. M. A. Abu-Rida, Rasail al-Kindi al-falsafiyya, t. 1-2, Каир, 1950-53, частично переведены в кн. "Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв.", М., 1961.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 228-29; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 56, 58-59; Григорян С. Н., Великие мыслители Арабского Востока, М., 1960; Boer T. J., The history of philosophy in Islam, L., 1933; Ritter Η. e Walzer R.., Studi su al-Kindi..., "Accademia nazionale del Lincei. Memorie. Classe dei scienze morali", ser. 6, 1938, v. 8, fasc. 1, p. 1-64; Guidi M. e Walzer R., Studi su Al-Kindi..., там же, 1940, v. 6, fasc. 5, p. 375-419; Cortabarria Α., Las obras у las doctrines del filosofo Alkindi..., "Estudios filosóficos", 1951-52, v. 1, p. 191-209.

С. Григорян. Москва.

КИНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРГИЗСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРЕЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА

КИРЕНСКАЯ ШКОЛА (греч. Κυρηναϊκοί, от Κυρήνη - г. Кирена, родина Аристиппа), киренаики, - философская (т.н. сократическая) школа, развивавшая этич. сторону учения Сократа и подготовившая почву для эпикуреизма. Признавая существование внешнего мира вне сознания человека, К. ш. отрицала возможность его полного познания. В вопросах этики К. ш. проповедовала гедонизм, объявляющий целью жизни наслаждение. Основана учеником Протагора и Сократа Аристиппом, к-рый учил о достижении наслаждения (ἡδονή) через практич. деятельность и господство над своими желаниями. Последователи Аристиппа, выступая против антич. материализма и естествознания, утверждали, что с достоверностью можно говорить лишь о субъективных ощущениях. Федор Атеист, напр., учил, что мы знаем наши ощущения, но не их причины, поэтому следует отказаться от попытки познать природу и ее законы. Ленин отметил идейное родство махизма с учением К. ш. и указал, что киренаики "смешивают ощущение как принцип теории познания и как принцип этики" (Соч., т. 38, с. 274). Взгляды киренаиков Федора Атеиста и Эвгемера сочетали субъективизм и скептицизм К. ш. с критикой религии и социальных институтов антич. рабовладельч. общества. По Эвгемеру, боги - результат обожествления земных героев. Пессимизм К. ш. достиг кульминации у Гегесия, к-рый сомневался в возможности достичь счастья и проповедовал стойкость духа в несчастьях. Через Анникерида К. ш. сливается с эпикуреизмом. Развитая сторонниками К. ш. гедонистич. этика была использована франц. материалистами 18 в. для борьбы против феод.-религ. аскетич. морали.

Фрагм.: Fragmenta philosophorum graecorum. Collegit F. W. A. Mullach, v. 2, P., 1881.

Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 150-51; История философии, т. 1, М., 1957, с. 112; Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.-Л., 1947; Wendt Α., De philosophia cyrenaica, Gottingae, 1842; Stein H. de, De philosophia cyrenaica, Gottinsae, 1855 (Diss.); Zuccante G., I cirenaici, Mil., 1916; Reither W. H., The origins of the cyrenaic and cynic movements, "Perspectives in Philosophy", Colombo, 1953.

M. Петров. Ростов-на-Дону.

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ - рус. мыслитель 12 в., проповедник, знаток греч. богословской лит-ры. Сначала монах, затем епископ г. Турова (Киевская Русь); сторонник князя Андрея Боголюбского. В своей политич. деятельности и проповедях выступал против междоусобиц, за объединение Руси, за единство рус. церкви. Автор многочисл. "Слов" и "Посланий", в которых рассматривается ряд важнейших философских и эстетич. проблем. К. Т. выступал против арианства, критиковал "недостойных пастырей", расшатывающих церк. организацию, стремился рационально обосновать христ. догматику. В то же время в соч. К. Т. имеются натурфилос. элементы: утверждение духовного единства всех явлений природы, стремление природы к самоутверждению и т.д. В соч. К. Т. содержатся рационалистич. моменты. Согласно К. Т., разумное начало должно определять духовную деятельность человека. К. Т. учил, что к познанию мира необходимо "идти умом". Только разумное, "мысленное" начало позволяет видеть подлинную глубину мира, его сущность. В произведениях К. Т. содержатся и элементы эстетич. воззрений. Соч. К. Т. оказали большое влияние на развитие рус. лит-ры и были широко популярны на Руси в 12-16 вв.

Лит.: [Сухомлинов М. И. ], О сочинениях Кирилла Туровского, в кн.: Рукописи графа А. С. Уварова, т. 2, СПБ, 1858, с. I-XXII; Гудзий Н. К., История древней рус. литературы, 6 изд., М., 1956, с. 81-93; Еремин И. П., Литературное наследие Кирилла Туровского, в кн.: Тр. отдела древнерус. литературы, т. 11-13, 15, М.-Л., 1955-58; Клибанов А. И., Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв., М., 1960, с. 28, 95-97.

К. Шохин. Москва.

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО

КИРИЛЛО-МЕФО́ДИЕВСКОЕ О́БЩЕСТВО - тайная политич. организация, возникшая на рубеже 1845-46 в Киеве. Идеалами общества были: ликвидация крепостничества, отмена сословных привилегий, уничтожение нац. гнета, создание общеслав. федеративной демократич. республики со столицей в Киеве. Инициаторы создания общества - Гулак, проф. Киевского ун-та Н. И. Костомаров и бывший студент ун-та В. М. Белозерский. Число членов общества достигало неск. десятков человек. В апр. 1846 в общество вступил Шевченко.

К.-М. о. не было вполне сложившейся организацией, находилось на уровне кружка; его члены не отличались полным единством взглядов. В определении методов социального и нац. освобождения Украины и др. слав. народов среди членов общества существовали разногласия, характерные для обществ. движения России 40-х гг. и соответствующие двум его тенденциям: революционной и либеральной. На революц.-демократич. позициях стоял Шевченко - сторонник применения оружия против крепостничества; под его воздействием к революц. методам борьбы склонялись Гулак и студент Киевского ун-та А. М. Навроцкий. Устав общества, его программа, правила, воззвание к рус. и польскому народам, воззвание к укр. народу, "Книга бытия украинского народа" выражали воззрения Костомарова, Белозерского, П. Кулиша и нек-рых др. участников кружка, к-рые стремились осуществить политич. программу об-ва мирным путем, сообразовывая свои действия "...с евангельскими правилами любви, кротости и терпения..." ("Былое", No 2, П., 1906, с. 74).

В области философии многие члены общества были идеалистами: бог рассматривался ими как демиург истории, христ. религия - как ее движущая сила. Прошлое Украины представлялось в идеализированном виде - как форма своеобразной "республики равных", не знавшей царей и господ.

К.-М. о. просуществовало до апр. 1847, когда вследствие предательства почти все его члены были арестованы и подвергнуты наказанию.

Лит.: Семевский В. И., Кирилло-Мефодиевское общество 1846-47 гг., [М., 1918 ]; Бортников А. И., Кирилло-Мефодиевское общество, "Тр. исторического ф-та Киевского гос. ун-та", 1940, т. 1; Зайончковский П. Α., Кирилло-Мефодиевское общество (1846-47), М., 1959; Назаренко И. Д., Общественно-политические, философские и атеистические взгляды Т. Г. Шевченко, М., 1961; Новиков М. И., Общественно-политические и философские взгляды Т. Г. Шевченко, М., 1961.

М. Денисенко. Киев.

КИРКОВ

Георги (15 авг. 1867 - 25 авг. 1919) - деятель болг. революц. рабочего движения, пропагандист марксизма. Род. в Плевене в семье учителя. В 1879-86 учился в г. Николаеве (Россия), в 1892-1895 - в Вене, где познакомился с социалистич. движением. Возвратившись в Болгарию, К. стал членом БРСДП (1895); член ЦК партии (с 1898). С 1897 - редактор центр. органа партии "Работнически вестник". В 1905-19 - секретарь ЦК партии тесняков, переименованной в 1919 в Коммунистич. партию. Как и Благоев, К. подчеркивал в своих статьях значение марксизма для рабочего движения. Он умело применял марксистскую теорию и метод для объяснения экономич. и обществ.-политич. развития Болгарии, страстно боролся за чистоту марксизма, за разгром мелкобурж. идеологии и ревизионизма в Болгарии. Талантливый писатель-сатирик, К. в своих фельетонах и рассказах разоблачал болг. буржуазию, шовинизм и войну. Написал ряд революц. стихотворений и песен.

Соч.: Избрани произведения, т. 1-2, С., 1950-51.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 351; Боршуков Г., Георги Кирков, С., 1949; Грозев Г., История на българската философия, ч. 2, С., 1959, гл. 3; Библиография в кн.: История Болгарии до 9 сент. 1944 г., Указатель литературы, М., 1962, с. 252-54.

Гр. Грозев. НРБ.

КИРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИРХМАН

КИРХМАН (Kirchmann), Юлиус Герман фон (5 нояб. 1802 - 20 окт. 1884) - нем. юрист и философ-идеалист. За чтение в "Союзе по пополнению образования рабочих" лекции "Коммунизм в природе" ("Über den Communismus der Natur", 1866) был в 1867 уволен прус. правительством с занимаемой им должности вице-президента апелляционного суда. После этого он полностью посвятил себя вопросам философии и основал "Философскую библиотеку" ("Philosophische Bibliothek", Bd 1-91, 1868-83), в к-рой опубликовал и прокомментировал соч. Аристотеля, Бэкона, Гроция, Лейбница, Спинозы, Канта. К. называл свои собств. философ. взгляды "реалистическими", противополагая их как материализму,так и идеализму. В то же время сам К., по сути дела, являлся идеалистом, признавая существование нематериальной, хотя и независимой от субъекта, реальности.

Соч.: Die Philosophie des Wissens, Bd 1 - Die Lehre vom Vorstellen, В., 1864; Über die Unsterblichkeit, В., 1865; Aesthetik auf realistischer Grundlage, Bd 1-2, B., 1868; Die Grundbegriffe des Rechts und der Moral..., 2 Aufl., Lpz., 1873; Katechismus der Philosophie, Lpz., 1877; Über das Prinzip des Realismus, Lpz., 1875; Die Lehre vom Wissen als Einleitung in das Studium philosophischer Werke, 4 Aufl., В., 1886.

Лит.: Hartmann Ε. von, J. H. von Kirchmann's erkenntnistheoretischer Realismus, В., 1875; Lasson (Α.) und Μeineke, J. Η. von Kirchmann als Philosoph, Halle, 1885; Sternberg Th., J. H. von Kirchmann und seine Kritik der Rechtswissenschaft, В., 1908; Berger H., Wege zum Realismus und d.e Philosophie der Gegenwart, Bonn, 1959.

КИСЕЛИНЧЕВ

Асен Христов (13 сент. 1905 - 3 февр. 1960) - болг. философ-марксист, психолог. Действит. член Болг. АН (с 1959), д-р филос. наук (с 1954). Член БКП (с 1927). Профессор Софийского ун-та (с 1951), директор Ин-та философии Болг. АН (с 1952). К. разоблачал расистские теории Розенберга, выступал против идеалистич. концепции Казанджиева, работал над проблемами философии, психологии и педагогики, филос. вопросами биологии. Осн. произведение К. - "Марксистско-ленинская теория отражения и павловское учение о высшей нервной деятельности" (1954, рус. пер. 1956).

Соч.: Прогресивни и реакционни идеи в педагогиката, С., 1947; Прагматичната философия и съвременната реакция, С., 1948; Марксистско-ленинското учение за познанието, С., 1948; Миргледът на Христо Ботев, С., 1949; Марксическият диалектически метод, [С., 1952 ].

К. Дарковски. НРБ.

КИСТЯКОВСКИЙ

Богдан (Федор) Александрович (1868-1920) - рус. юрист и социолог-идеалист, кадет. Проф. Киевского ун-та (с 1917). Один из авторов сб. "Проблемы идеализма" (1902, ст. "Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально-этических проблем") и "Вехи" (1909, ст. "В защиту права"), отразивших эволюцию рус. бурж. интеллигенции в сторону реакции (см. Веховство). По филос. взглядам К. принадлежал к неокантианству баденской школы. Эту разновидность идеализма он называл "научной философией" или "научно-философским идеализмом" и противопоставлял ее религ.-мистич. направлению рус. философии (Бердяев, Булгаков и др.).

Гл. работы К. посвящены методологич. вопросам социологии. Разрешение след. проблем должно, по мнению К., привести к созданию действит. науки об обществе:

1) как путем выделения наиболее простых признаков социальных явлений и комбинирования их образуются социально-науч. понятия;

2) применимо ли причинное объяснение к социальным явлениям;

3) каково значение норм в обществ. жизни и как они воздействуют на определенные социальные группировки. Согласно К., сфера познания делится на область действительного (где господствует естествознание с его принципом причинной необходимости, т.е. закона) и на область должного (где решающее значение имеют социальные науки); в последнем случае гл. роль играют не категории необходимости и причинности, а априорные нормы теоретич. мышления, практич. деятельности и художеств. творчества. Эти общеобязат. нормы и составляют основание для оценки и систематизации социальных фактов. Т.о., К. не вышел за пределы неокантианского дуалистич. противопоставления природы и общества; его попытка обосновать социологию как науку, дающую достоверные знания, явно несостоятельна. Выступая против историч. материализма, К. полагал, что классовая концепция несовместима с объективным учением об обществе. Он не мог также понять материалистич. монизма марксистской теории.

В правоведении К. примыкал к теориям бурж. нем. государствоведа Еллинека, придававшего большое значение формально-юридич. методу в науке о праве.

Соч.: Gesellschaft und Einzelwesen. Eine methodologische Untersuchung, В., 1889; на рус. яз.: Идея равенства с социологической точки зрения, "Мир божий", 1900, No 4; Категория необходимости и справедливости при исследовании социальных явлений, "Жизнь", 1900, т. 5-6; В защиту научно-философского идеализма, "Вопр. филос. и психол.", 1907, кн. 1 (86), янв.-февр.; Проблема и задача социально-научного познания, там же, 1912, кн. 2(112); Право как социальное явление, "Вопр. права", 1911, кн. 8(4); Сущность государственной власти, Ярославль, 1913; Социальные науки и право, М., 1916.

Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16; История политических учений, 2 изд., М., 1960, с. 691-92; Фатеев А. Н., Русский методолог теории права, X., 1917.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАГЕС

КЛАГЕС (Klages), Людвиг (10 дек. 1870 - 1956) - нем. бурж. идеолог профашистского толка. Философия К. представляет собой один из наиболее реакционных вариантов т.н. философии жизни. Согласно осн. тезису К., существует космич. жизнь, к-рая открывает себя в поступках людей, в действиях животных, а также в жизни растений. В то же время он считает, что в предшеств. истории космич. жизнь никогда не была в состоянии развиваться правильным образом, т.к. из-за несчастного космического случая со времен Анаксагора дух всегда выступал в качестве мешающего фактора. Поэтому возникает задача - оттеснить дух и дать душе развиться. По мнению К., Ницше первый показал, чем в сущности является душа или же жизнь: это бессознательная жизнь, дионисийская, оргиастическая. В этой связи К. пытается доказать, что путь науч. прогресса оказался для человека роковым, т.к. дух, разум (под к-рым он понимал всякое науч. исследование, стремление к познанию вообще) все более оттесняли подлинную сущность человека - душу. Т.о., К. изображает науч. исследование как святотатство (как "гнусность"), к-рому должен быть положен предел. Что такое душа или космич. жизнь, этого, по К., нельзя выразить в логич. форме, но можно приблизительно описать как противостоящий духу ритм жизни. Соответственно этому он утверждает, будто в философии не играет большой роли размышление о том, что представляет собой душа, ибо задача философии заключается не в познании, но в распространении знания о таинствах. Поскольку же философии следует заниматься таинствами и мифами, постольку предпочтение следует отдавать не мышлению, но фантазии или созерцанию. Время нужно постигать как "поток, направленный из будущего в прошлое". Эти реакц. черты учения К. сделали его непосредств. предтечей нем. фашизма, идеологи к-рого неоднократно признавали это.

В ФРГ филос. мифология К. все еще пользуется признанием. Это находит свое выражение, напр., в том, что за последние годы его книги вновь издавались.

Соч.: Die psychologischen Errungenschaften Nietzsches, 2 Aufl., Lpz., 1930; Vom Wesen des Rhythmus, 2 Aufl., Z.-Lpz., 1944; Der Mensch und das Leben, Jena, 1944; Vom kosmogonischen Eros, 5 Aufl., Stuttg., 1951; Die Grundlagen der Charakterkunde, 11 Aufl., Bonn, 1951; Der Geist als Widersacher der Seele, Bd 1-3, 3 Aufl., Münch. - Bonn, 1954; Mensch und Erde, 6 Aufl., Stuttg., 1956.

M. Бур. ГДР.

КЛАПАРЕД

КЛАПАРЕ́Д (Claparède), Эдуар (24 марта 1873 - 16 ноября 1940) - швейцарский психолог, проф. Женевского ун-та, один из основателей Педагогич. ин-та им. Ж. Ж. Руссо в Женеве (1912). К. разрабатывал вопросы общей, генетической, сравнительной и прикладной психологии. К. противопоставлял свою концепцию, с одной стороны, смыкающемуся с неврологией и физиологией механицизму, а с другой - умозрит. филос. психологии. К. рассматривал психологию как биологич. науку о месте психики в процессе осуществления жизн. функций, как стремление организма преодолеть расхождения между его потребностями и возможностями их удовлетворения ("L'education fonctionelle", 1931). Центральным для теоретич. концепции К. является понятие интереса, к-рый "обозначает полное соотношение и взаимное соответствие между субъектом и объектом. Сам по себе объект никогда не интересен, он становится интересным только благодаря психическому состоянию того, кто его рассматривает" ("Психология ребенка и экспериментальная педагогика", СПБ, 1911, с. 86). Лишь возбуждения, соответствующие "интересу данного момента" (см., напр., "Archives de psychologie", Gen., 1905, v. 4, p. 307, 343), способны вызвать действия, тогда как все остальное остается без ответа. На низших уровнях эти ответы организма могут совершаться рефлекторно - по типу автомата. Осознание же появляется там, где на пути осуществления этих рефлекторных актов имеется к.-н. препятствие (см. "La conscience de la ressemblance et de la difference chez l'enfant", в журн.: "Arch, de psychol.", 1918, v. 17, No 65, p. 67-77; "La psychologie de l'intelligence", в журн.: "Scientia", 1917, v. 11, p. 353-67). К. выдвинул идею о качественно различных уровнях в онтогенезе процесса обобщения, к-рая оказала значит. влияние на генетич. психологию, в частности на Пиаже. Известность получила также теория игры, к-рая, по К., служит развитию личности и является подготовит, упражнением к к.-н. полезной функции или деятельности и в то же время служит удовлетворению опред. потребностей организма. В решении осн. филос. вопроса К. стоял на позициях психофизического параллелизма.

Соч.: L'association des idées, P., 1903; La question de la "mémoire" affective, "Arch, psychol.", 1911, t. 10, p. 361-77; La psychologie de l'intelligence, "Scientia", 1917, [fasc ] 11; Feelings and emotions, в кн.: Feelings and emotions. The Wittenberg symposium. Ed. by M. L. Reymert, Worcester (Mass.), 1928, p. 124-39; La genèse de l' hypothèse. Étude expérimentale, "Arch, psyhol.", 1934, v. 24, [No 93-94 ]; La psychologie fonctionnelle, "Acta psychol.", 1936, v. 1, No 1; Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы, М., 1925; Как определять умственные способности школьников, Л., 1927; Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву. К 40-летию профессорской деятельности. (1885-1925), Л., 1926, с. 81-86.

Лит.: Edouard Claparède, Gen.,1941; Lerner E., Edouard Claparède: 1873-1940, "Amer. I. Psychol.", 1941, v. 54,No 2.

M. Роговин. Москва.

КЛАРК

КЛАРК (Clarke), Самюэл (11 окт. 1675 - 17 мая 1729) - англ. пастор, религ. философ, активно боровшийся против материализма, атеизма и деизма. Особенность защиты религии К. заключалась в религ.-идеалистич. истолковании им выводов физики Ньютона. Это был своеобразный ньютонианский "физический идеализм", приводивший к оправданию христианских догматов. В острой полемике против учений Гоббса, Спинозы, Локка, Лейбница, Толанда, Коллинза, Г. Додуэлла Старшего К. защищал теизм, учение о духовной субстанции, свободу воли, бессмертие души. Исходя из учения Ньютона об абсолютном пространстве, К. отрицал, что протяженность есть атрибут материи, рассматривая пространство как "божественное чувствилище". Выступая против сенсуалистич. этич. теорий, К. отстаивал объективно-идеалистич. этику, основанную на вечном, незыблемом, теологич. миропорядке. Моральные обязанности каждого существа определяются, по К., его местом в установленной богом мировой гармонии. Пытаться изменить существующий порядок вещей - значит действовать вопреки законам разума и природы.

С позиций деизма против К. выступали Додуэлл Старший, Ковард, Коллинз. Острая критика взглядов К. была дана Гольбахом ("Система природы", ч. 2, гл. 4, "Разбор доказательств бытия божия, данных Кларком"; см. также с. 67, 291, 326).

Соч.: A discource concerning the unchangeable obligations of natural religion..., L., 1706; Remarks upon a book entitled "A philosophical enquiry concerning human liberty", L., 1717; A demonstration of the being and attributes of God, 8 ed., L., 1732; The works, v. 1-4, L., 1738; The Leibniz - Clarke correspondence, ed. by H. G. Alexander, [Manch., 1956 ], франц. изд., Р., 1957; в рус. пер.: Полемика Г. Лейбница и С. Кларка по вопросам философии и естествознания. (1715-16 гг.), Л., 1960.

Лит.: Zimmermann R., Samuel Clarke's Leben und Lehre, W., 1870; Le Rossignol J. E., The ethical philosophy of Samuel Clarke, Lpz., 1892 (Diss.); Albee E., Clarke's ethical philosophy, "Philos. Rev.", 1928, v. 37, No 4-5

Б. Быховский. Москва.

КЛАСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАСС "В СЕБЕ" И КЛАСС "ДЛЯ СЕБЯ"

КЛАСС "В СЕБЕ́" И КЛАСС "ДЛЯ СЕБЯ" - понятия историч. материализма. Класс "в себе" - такая ступень развития класса, когда он в силу неразвитости еще не осознал своих особых, объективно обусловленных коренных интересов, различия и противоположности их интересам др. классов. Такой класс не выдвигает своей собственной программы, характеризуется отсутствием развитого классового сознания. Так, пролетариат на первой ступени своего развития не противопоставлял своих интересов интересам своего антипода - буржуазии. "Экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса является уже классом по отношению к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе... эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 183).

Понятия класс "в себе" и класс "для себя" выражают объективные и субъективные предпосылки формирования классов. Выделение этих понятий имеет глубокий теоретич. и политич. смысл, т.к. объективное и субъективное формирование классов происходит неравномерно в разных странах. Класс существует объективно как класс "в себе" уже с момента формирования определ. отношения группы людей к средствам произ-ва. Субъективное же его формирование зависит от наличия целого ряда обстоятельств и условий. Так, при формировании пролетариата в обществ. класс важнейшую роль играет наличие марксистско-ленинских партий; степень распространения среди рабочих пролетарского мировоззрения; размах всех форм классовой борьбы, прежде всего борьбы политической; характер внутриполитич. обстановки, отсутствие реакции, фашизма, преследования демократов; наличие организац. сплоченности членов класса; отсутствие продажного реформистского и ревизионистского руководства в экономич. и политич. орг-циях; отсутствие сильного влияния на рабочих бурж. и мелкобурж. идеологии. В зависимости от сочетания этих условий формирование пролетариата в класс "для себя" происходит неравномерно, в одни периоды ускоряясь, а в другие - затормаживаясь, растягиваясь в результате на довольно длительный срок. При этом неравномерно совершается формирование классового сознания у отдельных отрядов рабочего класса. Обычно наиболее быстро формируется сознание у фабрично-заводских рабочих, составляющих ядро пролетариата (см. Классы, Классовая борьба).

Лит.: Maркс К., Нищета философии, и кн.: Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 83-84; Маркс К., Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, с. 431-34, 437-38 446-47.

В. Семенов. Москва.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК - см. Наука.

КЛАССИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ - период в развитии нем. философии конца 18 - начала 19 вв., в течение к-рого в ней последовательно появились: нем. классич. идеализм (осн. представители - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм Фейербаха. С К. н. ф. была тесно связана и классич. нем. литература (Гердер, Гёте, Шиллер и др.). Термин "К. н. ф." употребляется Энгельсом в его работах "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". К. н. ф. является одним из филос. источников марксизма (подробнее о содержании К. н. ф. и об отношении к ней марксизма см. в ст. Немецкая философия).

КЛАССОВАЯ БОРЬБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАССЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛАУБЕРГ

КЛАУБЕРГ (Clauberg), Иоганн (24 февр. 1622 - 31 янв. 1665) - нем. философ-картезианец (см. Картезианство). Проф. философии и теологии в Лейдене и Херборне (1650-52), с 1652 - в Дуйсбурге. Одним из первых стал пропагандировать философию Декарта в Германии. В его сочинениях дано систематич. изложение дуалистич. системы Декарта, в переработке к-рой он предвосхищал Гейлинкса (см. также Окказионализм). К. учил, что взаимодействие между двумя субстанциями - духом и телом - не может проистекать из их собств. природы. Причиной того, что возможны взаимодействия одной субстанции с другой, является бог. Отдельный волевой акт или отдельное телесное движение является лишь "causa procatarctica" (внешней причиной, нуждающейся в побуждении), бог же является "causa libera et universalis" (свободной и всеобщей причиной). В своем произв. "Metaphysica de ente, quae rectius Ontosophia" (1656) К. выступил как предшественник логич. и психологич. учения X. Вольфа, к-рый заимствовал у К. термин "онтология" или "онтософия", введенный К. вместо понятия "метафизика".

Соч.: Opera omnia philosophica, Τl 1-3, Amst., 1691; Differentia inter Cartesianam et in scholis vulgo usitatam philosophiam, [s. 1. ], 1651.

Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 138; Müller H., J. Clauberg und seine Stellung im Cartesianismus mit besonderer Berücksichtigung seines Verhältnisses zu der occasionalistischen Theorie, Jena, 1891 (Diss.); Brosch P., Die Ontologie des J. Clauberg, Greifswald, 1926; Balz Α., Clauberg and the development of occasionalism, "Philos. Rev.", 1933-34, v. 42, 43, p. 42-43.

О. Фингер. ГДР.

КЛАУС

КЛАУС (Klaus), Георг (р. 1912) - нем. философ-марксист, действит. член Герм. Академии наук (с 1961). Участник подпольной борьбы с фашизмом. В книге "Иезуиты, бог, материя" ("Jesuiten, Gott, Materie", 1957) К. подверг критике фальсификацию диалектич. материализма, содержащуюся в сочинениях неотомиста Г. Веттера. Большое внимание К. уделяет разработке филос. вопросов совр. формальной логики и кибернетики.

Соч.: Philosophie und Einzelwissenschaft, В., 1958; в рус. пер.: Введение в формальную логику, М., 1960.

Лит.: Гулыга Α., Достойный отпор неотомистской фальсификации диалектического материализма, "Коммунист", 1958, No 12.

А. Гулыга. Москва.

КЛАЦЕЛЬ

КЛА́ЦЕЛЬ (Klácel), Франтишек Матоуш (7 апр. 1808 - 17 марта 1882) - чеш. политич. деятель и философ-левогегельянец. Получил богословское образование. С 1835 - проф. философии. В 1844 был уволен со службы за панславизм и гегельянство. В период с 1844 по 1852 К. выступал со статьями в моравских прогрессивных журналах "Týdenníku", "Moravské noviny". К. - автор первой чеш. книги о социализме "Послания друга подруге о происхождении социализма и коммунизма" ("Listy přítele k přítelkyni о původu socialismu a komunismu", 1849; последнее издание в 1948 с предисловием Л. Свободы). К. был знаком с основами франц. социализма, придерживался идей утопич. социализма. В 1869 К. уехал в США, где продолжал свою просветит. деятельность в качестве журналиста, основал в 1872 филантропич. об-во "Объединение свободомыслящих", выступавшее против суеверия и религ. предрассудков. В работах, посвященных вопросам этики, напр. "Наука о добре" ("Dobrověda", 1847), К. проповедовал космополитизм ("всемирность"), противо-поставляя его "патриотизму", под к-рым К. подразумевал националистич. эгоизм.

Лит.: Kabelik J., F. M. Klácel, Praha, 1908; Τrapl M., Pedagog Klácel, в сб.: Tyl. Němcová. Klácel. Výchovný vyznam jejich dila, Praha, 1955.

Л. Свобода. ЧССР.

КЛЕАНФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЛЕЙНПЕТЕР

КЛЕ́ЙНПЕТЕР (Kleinpeter), Ханс (р. 1869) - австр. философ, крайний представитель махизма, доходивший до выводов в пользу солипсизма. Активный популяризатор махизма; по его мнению, "исходный пункт Беркли и Маха неопровержим" ("Kant-Studien", Bd 8, В., 1903, S. 274). Вслед за Махом К. считал, что тела - мысленные символы для комплекса ощущений (см. "Archiv für systematische Philosophie", В., 1899, Bd 5, S. 162-64). Согласно К., "субъективное убеждение, а не объективная истина, есть единственная достижимая цель всякой науки" ("Die Erkenntnistheorie der Naturforschung der Gegenwart", Lpz., 1905, S. 9). К. подчеркивал "волевой характер нашего мышления", считая, что в нем выражается несвязанность нашей воли "внешними обстоятельствами" (там же, S. 50). С идеалистич. позиций К. критиковал филос. взгляды Гельмгольца за "непонимание" того, что масса, сила и т.д. это "только понятия, продукты нашей фантазии, а вовсе не реальности, существующие вне мышления" ("Archiv...", S. 164). Пытался доказать совместимость субъективно-идеалистич. теории Маха с требованиями новейшего естествознания, за что был высмеян Лениным (см. Соч., т. 14, с. 83).

Соч.: Die Erkenntnistheorie der Naturforschung der Gegenwart, Lpz., 1905; Der Phänomenalismus, Lpz., 1913.

А. Мысливченко. Москва.

КЛЕМАН

КЛЕМА́Н (Clemens), Рене (р. 14 апр. 1911) - бельг. социолог, представитель эмпирич. социологии. Проф. Льежскрго ун-та; директор социологич. ин-та в Льеже, руководитель издания "Travaux de I'Institut de sociologie de la faculté de droit de Liège". Осн. интерес исследований К. составляет индустриальная социология. К. и его сотрудники исходят из принципов, разработанных в духе бурж. теорий социальной мобильности и социальной стратификации. К. пытается объяснить классовые конфликты совр. капиталистич. общества взаимным непониманием (напр., между рабочими и администрацией предприятия), возникающим в результате несовершенства средств человеч. общения. Устранение классовых конфликтов, по К., возможно будто бы с помощью ряда "организационных форм" в рамках капиталистич. общества. Главным К. считает создание эффективной "человеческих отношений теории". Занимается также вопросами социологии права и экономики.

Соч.: Personnalité morale et personnalité juridique, P., 1935; L'assimilation culturelle des immigrants en Belgique, Italiens et Polonais dans la région liègeoise, Liège, 1953 (совм. с G. Vosse-Smal et P. Minon); Les relations humaines au cour du travail, P., 1955 (совм. с A. Massart); Les relations humaines dans l'industrie, Liège, [1958 ].

Лит.: Contemporary sociology. Ed by Ι. S. Roucek, L., 1959, p. 752, 756, 759, 762.

И. Добронравов. Москва.

КЛИМА

КЛИМА (Klima), Ладислав (22 авг. 1878 - 19 апр. 1928) - чешский философ-идеалист, близкий по взглядам к Ницше. К. резко критиковал позитивизм, называемый им мещанским реализмом "торгашей и весов", отрицал офиц. университетскую философию. Волюнтаристски толкуя историю чешского народа, К. высоко оценивал гусизм и выражал уверенность в том, что чешский народ и в будущем способен на революционные действия. Философия К., иногда называемая им экзистентизмом, некоторыми своими чертами, в частности трактовкой абсурдности, предвосхитила совр. экзистенциализм. Филос. идеи К., получившие выражение также в его романах и драматич. произведениях, представляли собой своего рода анархич. бунт против бурж. философии нач. 20 в., за границы к-рой они тем не менее не выходили.

Соч.: Svět jako vědomi a nic, Praha, 1904; Traktáty a diktáty, Praha, 1922; Matěj Poctivý. Fantastická lidová veselohra о 3 děj, Praha, 1922 (совм. с A. Dvořák); Vteřina a věčnost, Praha, 1927; Utrpení knížete Sternenhocha, [Praha, 1928 ]; Vlastní zivotopis filosofa Ladislava Klímy, Praha, 1938.

Лит.: Šalda F. X., Filosof - básník [L. Klíma ], "Tribuna", 1922, 16.4, č. 90; Кabeš J., Ladislava Klimy filosofie češtvi, Praha, 1945; его же, Ladislav Klíma filosof -básník, 1878-1928, Praha, [1948 ].

С Штрос. ЧССР.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Clemens Alexandrinus) (до обращения в христианство - Тит Флавий) (р. ок. 150 - ум. ок. 215) - христ. богослов, один из "отцов церкви", руководитель церк. школы в Александрии. В своих соч. ("Увещание к эллинам", рус. пер. 1888; "Педагог", рус. пер. 1890, и др.) К. А. пытался обосновать христианство, используя стоич. платонизм. Поднимая на щит идеалистич. философию Платона, К. А. выступал против материализма Эпикура, что отметил К. Маркс (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 30). Историю философии К. А. рассматривал как подготовку христианства. Будучи большим знатоком др.-греч. философии, К. А. неоднократно цитировал работы древних авторов, в т.ч. Гераклита Эфесского, Демокрита и др., что делает сочинения К. А. (особенно 8-томный сборник изречений древних философов и поэтов "Строматы", рус. пер. 1892) ценным историко-филос. источником.

Соч.: Opera quaeextant omnia, t. 1-2, P., 1857 (Migne J. P., Patrologiae cursus completus. Series graeca, t. 8-9); The writings. Transl. by W. Wilson, v. [1 ]-2, Edin., 1867-69; [Werke. Griechisches Original ], Bd 1-4, Lpz., 1909-39 (Bd 1-2, 2 Aufl., 1936-39; Bd 3-4, 1909-36); Ausgewählte Schriften, aus d. griech. übersetzt von О. Stählin, Bd 1-5, Münch., 1934-38 (Bibliothek d. Kirchenväter, 7, 8, 17, 19, 20); в рус. пер. H. Корсунского: Кто из богатых спасется, Я., 1888.

Лит.: Скворцов К., Философия отцов и учителей церкви, К., 1868; Миртов Д., Нравственное учение Климента Александрийского, СПБ, 1900; История философии, т. 1, М., 1940, с. 389-90 и др. (см. Указатель); Fауe E. de, Clément d'Alexandrie, 2 éd., P., 1906; Daskalakis M. J., Die eklektischen Anschauungen des Clemens von Alexandria und seine Abhängigkeit von der griechischen Philosophie, Lpz., 1908; Τоllington R. В., Clement of Alexandria, v. 1-2, L., 1914; Meifоrt J., Der Platonismus bei Clemens Alexandrinus, Tübingen, 1928; Ρohlenz M., Klemens von Alexandria und sein hellenistisches Christentum, Gött., 1943; Mondesert C., Clément d'Alexandrie, P., 1944; Völker W., Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus, В.-Lpz., 1952; Osbоrn Ε. F., The philosophy of Clemens of Alexandria, Camb., 1957.

КЛИНИ

КЛИНИ (Kleene), Стивен Коул (р. 5 янв. 1909) - амер. логик и математик, проф. Висконсинского ун-та (Мэдисон) с 1948. Работы К. в области математич. логики посвящены в основном разработке теории общерекурсивных функций, в к-рой им доказан ряд осн. теорем. К. изучал также понятие λ-определимости функций, являющееся одним из уточнений понятия алгоритма. К. показал, что класс λ-определимых функций совпадает с классом общерекурсивных функций. К. принадлежит также разработка теории рекурсивной реализуемости формул. Эта теория является одной из попыток интуиционистского истолкования математич. суждений. Автор кн. "Введение в метаматематику" (1952, рус. пер. 1957) - одного из ведущих в мировой лит-ре сочинений по логике и основаниям математики.

Соч.: A theory of positive integers in formal logic, "Amer. J. Math.", 1935, v. 57, p. 153-73, 219-44; General recursive functions of natural numbers, "Math. Ann.", 1936, Bd 112, p. 727-42; -definability and recursiveness, "Duke Math. J.", 1936, v. 2, p. 340-53; Recursive predicates and quantifiers, "Transactions Amer. Math. Soc.", 1943, v. 53, p. 41-73; On the forms of the predicates in the theory of constructive ordinals, "Amer. J. Math.", 1944, v. 66; On the interpretation of intuitionistic number theory, "J. Symbolic Logic", 1945, v. 10, p. 109-24.

В. Донченко. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница