Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КЛЕАНФ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КЛЕАНФ

КЛЕАНФ (Κλεάνϑης) из Асса в Троаде (р. ок. 330 - ум. ок. 232 до н.э.) - др.-греч. философ, один из основателей (вместе с Зеноном из Китиона и Хрисиппом Киликийским) стоицизма. Учение К. можно только с большим трудом выделить из общестоич. учения, поскольку источники большей частью имеют в виду их всех троих вместе. Как и все стоики, К. разделял философию на логику, физику и этику. Логику К. понимал как учение о слове, разделяя ее на учение об обозначающем (акт смыслового полагания) и обозначаемом (предмет смыслового полагания) (SVF I frg. 483-90, Arnim). Вместе с прочими стоиками К. проповедовал в физике единую материю, к-рая разрежается в тончайший огонь и сгущается в воду и землю (там же, frg. 495), являясь, однако, в то же время мировым логосом или осмысленным словом (там же, frg. 493). Впрочем, у К. была также и тенденция трактовать логос как формообразующий принцип (там же, frg. 496), что до нек-рой степени уже напоминает Платона и Аристотеля. Им же признавалось периодич. воспламенение Вселенной (там же, frg. 497). Телесной сущностью обладает, по К., и человеч. душа, представляющая собой истечение божеств. первоогня (там же, frg. 518-26). Боги и демоны тоже являются силами природы на разных ступенях их развития (там же, frg. 528-47). Однако материалистич. тенденция, роднящая древних стоиков, в т.ч. К., с раннегреч. натурфилософией, в частности с Гераклитом, сталкивалась в учении К. с трактовкой логоса как общемировой цели и как всеобщего провидения (там же, frg. 548-51). Общестоич. концепция чувственного познания (к-рая вполне совмещалась с рационализмом учения о логосе) у К. выступала как учение об отпечатывании вещей на воске души (там же, frg. 484). В области этики К. выставлял обычные для раннего стоицизма учения - о жизни сообразно с природой или, что то же, с разумом, логосом (там же, frg. 552); об искоренении страстей и об отсутствии всяких переходов между мудрецом и глупым или между добродетельным и порочным (там же, frg. 570, 574); весьма ригористич. учение о добродетелях (там же, frg. 563-69) и т.д. Для взглядов К. характерно толкование удовольствия как противоестеств. аффекта, добавление к этике политики, отсутствие учения о космосе как о мировом гос-ве, набожность (заставлявшая его выступать против учения Аристарха Самосского о движении Земли и писать торжественные гимны Зевсу), помещение верховного божества на Солнце и др. Синкретизм мировоззрения К. отражал особенности эпохи эллинизма, когда, с одной стороны, развивалась гос. централизация, осн. на крупном рабовладении, а с другой - индивидуализм, достигший небывалой до того времени распространенности. Первая из этих тенденций эпохи эллинизма отражалась в мировоззрении К. в виде фатализма, космополитизма, приверженности идеям Гераклита об огненном логосе как всеобщем законе и о необходимости; вторая находила выражение в симпатиях К. к индетерминизму, теории свободы воли и кинизму.

Соч.: Fragments of Zeno and Cleanthes, ed. А. С. Pearson, Camb., 1891; Stoicorum veterum fragmenta, coll. I. Arnim, V. 1, Lpz., 1921, S. 103-39.

Лит.: Poppelreuter H., Die Erkenntnislehre Zenons und Kleanthes, Koblenz, 1891; Paulys Real-Encyklopädie der classichen Altertumswissenschaft, Halbbd 21,Stuttg., 1921, S. 558-74; Ρohlenz Μ., Die Stoa, Bd [1-2 ], Gött., 1948-49. См. также лит. при ст. Стоицизм.

А. Лосев. Москва.

В начало энциклопедии