Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 6, "КНЕ"-"КОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 6, "КНЕ"-"КОЛ")

КНЕБЕЛЬ

КНЕ́БЕЛЬ (Knebel), Карл Людвиг фон (30 нояб. 1744 - 23 февр. 1834) - нем. философ- материалист и писатель, друг Гёте и Гердера. Утверждая, что "природа и сущность человека, как и всех других существ, одного и того же порядка; и то, что мы называем духом и приписываем только человеку, есть не что иное, как более высокая сила, основанная на свойствах природы" ("Blicke auf unser Dasein", 1818, цит. по кн.: "Literarischer Nachlass und Briefwechsel", Bd 3, Lpz., 1840, S. 410), К. отстаивал материалистические позиции в философии. К. - сторонник естеств. происхождения жизни и человека. Он выступал против механистич. отрицания качеств. многообразия действительности. Каждая сфера действительности обладает своей спецификой: жизнь, напр., нельзя объяснить ни механич. перемещением мертвых частиц, ни даже химич. закономерностями. К. - поклонник Лукреция и переводчик его поэмы "О природе вещей" на нем. яз. Однако он не принимал атомистич. взглядов Лукреция, видя в них лишь их механистич. слабости. Творчество К. проникнуто атеистич. идеями. Он отрицал бессмертие души, считая христ. религию препятствием на пути развития науки.

Соч.: Briefwechsel mit Goethe, Lpz., 1851.

Лит.: Κnebel-Döberitz Η., Karl Ludwlg v. Knebel. Ein Lebensbild, Weimar, 1890; Maltzahn H., Karl Ludwig v. Knebel. Goethes Freund, Jena, 1929; Reimann P., Hauptströmungen der deutschen Literatur, В., 1956, S. 185-99.

А. Гулыга. Москва.

КНЕЖЕВИЧ

КНЕ́ЖЕВИЧ (Кнежевиħ), Божидар (7 марта 1862 - 18 февр. 1905) - югосл. философ-идеалист. Окончил Великую школу в Белграде. С 1889 - профессор. Утверждая, что "Бог есть сила, создавшая время", К. рассматривал весь мир, "пространство со всеми вещами и мирами" как "отложение времени" ("Мисли", Београд, 1931, с. 9). Мышление - это "процесс, в котором все другие процессы в природе и жизни являются только фазами и элементами, следовательно, мышление - это процесс процессов" (там же, с. 55). Чувство и идея бога возникли у человека стихийно, а из религии произошли науки, искусство и философия. "Главная задача философии - примирять науку и религию" (там же, с. 27).

Осн. произведение К. - "Принципы истории" ("Принципи историjе", кн. 1-2, 1898-1901), отражающее влияние на К. Спенсера, состоит из двух книг: "Порядок в истории" ("Ред у историjи") и "Пропорция в истории" ("Пропорциjа y историjи"). Соответственно этому К. выдвигал два осн. космич. закона: закон порядка и закон пропорции. Человек - часть космич. жизни. Взаимная связь вещей ведет в конечном счете к общему примирению, к-рое, однако, является непродолжительным, ибо все существующее подвержено гибели. Прогресс и цивилизацию создают голодные, а используют сытые. Но народы в итоге стряхнут с себя "высшие классы".

Соч.: Историски календар, [б. м. ], 1904; Закон реда у историjи, Београд, 1921; Историски догаħаj и [б. м. ], 1924; Мисли, Београд, 1931.

И. Элез. Москва.

КНОБЛАУХ

КНО́БЛАУХ (Knoblauch), Карл фон (3 нояб. 1756 - 6 сент. 1794) - нем. философ-материалист. Изучал в Херборне, Гисене и Гёттингене математику, юриспруденцию и философию. Сторонник франц. бурж. революции, К. мечтал о подобном перевороте также и в Германии. За свои откровенно антимонархистские и атеистич. убеждения подвергался постоянным преследованиям. К. - автор политич. статей и книг антифеод. содержания, а также работ на религ. и филос. темы. Бóльшую часть своих работ он вынужден был выпускать анонимно. К. разработал материалистич. и атеистич. представление о мире, основанное на учении Спинозы, франц. механистич. материализме и нем. материалистич. психологии. Излагал он его не академически, а как публицист, в связи с борьбой против феод. абсолютизма и религ. суеверий, в особенности христ. веры в чудеса.

Соч.: Antithaumaturgie, oder die Bezweiflung der Wunder, Loretto, 1790; Die Nachtwachen des Einsiedlers zu Athos, Nürnberg, 1790; Euclides Anti-thaumaturgicos, 1, В., 1791; Grundsätze der Vernunft und Erfahrung in ihren Anwendungen auf das Wunderbare, Weissenfels, 1791.

Лит.: Finger O., Karl von Knoblauch - ein deutscher Atheist des 18. Jahrhunderts, "Dtsch. Z. Philos.", 1958, No 6; его жe, Der Kampf Karl von Knoblauchs gegen den religiösen Aberglauben, в кн.: Beiträge zur Geschichte des vormarxistischen Materialismus, В., 1961, S. 255-97.

О. Фингер. ГДР.

КНУТЦЕН МАРТИН

КНУТЦЕН Мартин (Knutzen), (14 дек. 1713 - 29 янв. 1751) - нем. философ-идеалист, учитель Канта. В двадцать один год стал профессором логики и метафизики в Кёнигсберге. Последователь рационализма X. Вольфа и естеств.-науч. идей Ньютона. Подверг критике учение о предустановленной гармонии.

Соч.: Philosophischer Beweis von der Wahrheit der christlichen Religion, Königsberg, 1740; Systema causarum efficientium, Lpz., 1745; Elemente philosophiae rationalis..., Königsberg, 1747.

Лит.: Εrdmann В., Martin Knutzen und seine Zeit, Lpz., 1876; Вiéma M. van, Martin Knutzen, la critique de l'harmonie préétablie, P., 1908.

A. Гулыга. Москва.

КНУТЦЕН МАТТИАС

КНУТЦЕН Маттиас (Knutzen, Knutsen), (р. 1646 - г. смерти неизв.) - нем. революционно настроенный просветитель, воинств. атеист. Изучал теологию и философию в Кёнигсбергском и Копенгагенском ун-тах. В 1674 распространял нелегально в Иене и др. городах листовки антирелиг. и антиправительств. содержания (текст их воспроизведен в кн: J. Musaeus, Ableinung der ausgesprengten abscheulichen Verleumdung..., [2 Aufl. ], Jena, 1675) и в анонимно изданной работе И. Эдельмана "Moses mit Aufgedectem Angesichte...", Bd 2, Fr./M., 1740, S. 46-55, 69-76). Листовки написаны в форме диалогов, в одной из них содержится следующее заявление: "Я не верю в бога, ни в грош не ставлю Библию, я заявляю вам, что надо прогнать попов и начальство, так как без них можно прекрасно прожить" (указ. соч., S. 49-50). К. утверждал, что создал организацию "совестливых" - людей, живущих согласно велениям разума и совести, к-рых в одной только Иене насчитывалось ок. 700.

Лит.: Гропп Р. О., Прогрессивное философское наследие Германии последней трети XVII - конца XVIII вв., "Философские науки" (Научн. докл. высш. школы), 1961, No 1, с. 89-90; Гулыга А. В., Из истории немецкого воинствующего атеизма, "Вестник истории мировой культуры", 1961, No 6, с. 91-102; Allgemeine Encyklopädie der Wissenschaften und Künste..., hrsg. von J. S. Ersch und J. G. Gruber, I Section, Bd 66, Lpz., 1857, S. 55-66; Bäck L., Spinozas erste Einwirkungen auf Deutschland, В., 1895; Grunwald M., Spinoza in Deutschland, В., 1897; Mautner F., Atheismus und Seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttg., 1922; Heise W., Mathias Knutzen, в кн.: Beiträge zur Ceschichte des vormarxistischen Materialismus, В., 1961, S. 28-43.

В. Пфо. ГДР.

А. Гулыга. Москва.

КОCTA

КО́CTA (Costa), Анхель Флоро (18 авг. 1838 - 10 июня 1906) - уругвайский бурж. философ, естественнонауч. материалист, прогрессивный обществ. деятель, подвергал резкой критике диктатуру Латорре. Испытал сильное влияние Геккеля и Дарвина. По ряду вопросов выступал с позиций вульгарного материализма. Так, мышление К. пытался объяснить, исходя только из физиологич. свойств мозга. К. утверждал, что осн. двигателем обществ. прогресса является столкновение экономич. интересов людей. Однако К. ограничивал действие экономич. факторов сферой распределения и потребления, не учитывая формы собственности.

Соч.: La metafisica y la ciencia. Fantasia, Montevideo, 1879; Nirvana. Estudios sociales, politicos y económicos..., Montevideo, 1881.

Лит.: История философии, [т. ] 4, M., 1959, с. 444-45; Аrdaо Α., Espiritualismo y positivismo en el Uruguay, Мех. - В. Aires, [1950 ].

P. Бургете. Москва.

КОCTA КРУС

Жуан (р. 1904) - браз. историк философии, см. Крус Коста.

КОHTA

КО́HTA (Conta), Василе (15 нояб. 1845 - 22 апр. 1882) - рум. философ, представитель радикального крыла рум. буржуазии; критиковал идеализм и, в частности, априоризм Канта. К. отстаивал идею детерминированности всех процессов, включая явления психики, к-рую он определял как "функцию" нервной системы. Под влиянием материалистич. Сенсуализма 17-18 вв. К. называл ощущения и восприятия "отпечатками первой степени", непосредственно отражающими предметный мир; в мышлении он видел "отпечатки второй степени", отражающие предметы косвенно, путем переработки "отпечатков первой степени". Достижения естествознания, теория эволюции Дарвина привели К. к атеистич. выводам и резкой критике религ. предрассудков. Под влиянием социологич. идей О. Конта, Бокля, Тэна, Спенсера К. примкнул к лагерю сторонников органич. теории общества. В политике К. стоял на позициях, близких к национализму.

Соч.: Opere filosofice, Buc., [1923 ]; Théorie du fatalisme, Brux.-P., 1877; 'Théorie de l'ondulation universelle, P., 1895; Introduction à la métaphysique, Brux.-P., 1880; Premiers principes composant le monde, Jassy, 1888; Opere filozofice alese, Buc., 1959.

Лит.: История философии, т. 2, M., 1957, с. 482-85; Гогонеацэ H., Филос. взгляды В. К., Л., 1958 (Дисс); Gogoneată N., Filozofia lui Vasile Conta, Buc., 1962; Badareu D., Un système matérialiste métaphisique au XIX siècle, P., 1924; Ralea M., V. C., filozof materialist, в сб.: Studii, 1949, Anul 2, No 4.

Ин-т философии PHP.

КОPАH

КОPА́H (араб. кор'ан, от кара'а - читать) - произведение араб. классич. лит-ры, гл. священная книга мусульман, к-рые признают ее божеств. откровением, переданным через пророка Мухаммеда в 7 в. н.э. В дошедшем до нас виде К. разделен на 114 сур (глав), расположенных в порядке помещения сур по длине. Каждая сура имеет заглавие: напр., "Корова", "Иосиф", "Железо", "Солнце". К. стал составляться после смерти Мухаммеда, а первый официальный текст, по преданию, был отредактирован при халифе Османе (644-656). Другие варианты К., бывшие в обращении в средние века, до нас не дошли. Официальный османовский текст К. подвергался изменениям (сокращениям и дополнениям) вплоть до нач. 8 в.; гласные знаки были введены в него не ранее конца 7 в. Наиболее древние арабские рукописи К. относятся к 8 в. н.э.

Содержание К. очень разнообразно, и имеющиеся в нем материалы можно разделить на след. группы: 1) шаманские заклинания, 2) эсхатология, 3) древне-араб. фольклор, 4) иудейская и христианская сектантская догматика и мифология, 5) правовые нормы. Все эти материалы размещены в К. бессистемно. Написанный в период становления классового общества у арабов, К. особое внимание уделяет охране частной собственности; поэтому в К. имеются точные предписания о наследовании имущества, об опеке и т.д. Имущественное и социальное неравенство (в частности, рабство) К. считает порядком, установленным аллахом.

Идеи К. о происхождении и строении Вселенной (особенно в мекканских эсхатологич. сурах) связаны с донауч. наивными представлениями. Согласно К., плоская Земля, твердый небесный свод, звезды-светильники, зажигаемые ангелами, появились и существуют благодаря непрерывной творч. деятельности аллаха. Происхождение человека и животных объясняется на основе соответствующих библейских мифов.

Лит.: Коран, М., 1963; Бартольд В. В., Ислам, П., 1918; Климович Л. И., Содержание корана, 2 изд., М., 1930; Nöldeke Т., Geschichte des Qoräns, Tl 1-3, 2 Aufl., Lpz., 1909-38; Jefferу Α., Materials for the history of the text of the Qur'an, Leiden, 1937.

E. Беляев. Москва.

КОВАЛЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОВАРД

КО́ВАРД (Coward), Уильям (1656-1725) - англ. врач и философ-деист. Обучался медицине в Оксфорде (1674-77). Магистр (с 1685) и доктор (с 1687) медицины. В своей книге "Мысли о человеческой душе..." ("Second thoughts concerning human soul...", 1702) доказывал с т. зр. деистич. "истинного христианства" и используя аргументы, заимствованные из Священного писания, что не существует самостоят. духовной субстанции, что душа есть материальный огонь, погасающий при смерти организма. К. утверждал, что материи внутренне присуще движение, к-рое является также основой психики животных и человека. Это произв., как и др. соч. К. "Большой очерк или Защита разума и религии от философских обманщиков" ("The grand essay, or a vindication of reason and religion against impostures of philosophy", 1704), было осуждено (1704) комитетом, специально учрежденным палатой общин для его рассмотрения. Палата постановила сжечь работы К., считая, что они содержат вредные идеи. Однако К. сумел не только переиздать "Мысли...", но и напечатать в развитие этой работы соч. "Истинное исследование, или Серьезное рассмотрение современных представлений о душе" ("The just scrutiny, or a serious enquiry into the modern notions of the soul", 1700). В соч. "Офтальмиатрия" ("Opthalmiatria", 1706) К. высмеял представления картезианцев о нематериальной душе, находящейся в шишковидной железе. К. выступал также против активного защитника религии и идеализма Кларка. К. является автором ряда мед., художеств. и лит.-критич. соч. Маркс относил К. к числу англ. философов-деистов, уничтоживших "...последние теологические границы локковского сенсуализма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144).

Лит.: История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 245; Stephen L., Coward William, в кн.: The Dictionary of national biography, v. 4, L., [1949-50 ], p. 1298-99.

КОГАКУХА

КОГА́КУХА (дословно - "школа древней науки") - офиц. название япон. "Школы классического конфуцианства", выступавшей в 17-18 вв. против офиц. идеологии токугавского режима - чжусианского неоконфуцианства. Этико-политич. учение К. различно истолковывалось в течение мн. столетий в кит. и япон. философии. Используя конфуцианские этич. категории и терминологию, мн. философы вкладывали в них свое содержание, доказывая гл. обр. идею универсальности жэнь - человеч. гуманности. Гл. деятели К. - Огю (Буцу) Сорай, Ямага Соко и др. - придерживались первоначального понимания конфуцианских этич. норм и выступали против стремления неоконфуцианцев истолковывать их в духе буддийской и даоской мистики. В совр. япон. историко-филос. лит-ре говорится даже о "когакуха ундо" - "движении школы древней науки", представляющем пример "японского ренессанса".

Лит.: Ρадуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 344-57; Armstrong E. С, The light from the East, Toronto, 1914; Сайгуса Хирото, Нихон-но юибуцуронся (Японские материалисты), Токио, 1956, с. 57-58.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

КОГЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОДИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОДОВИЛЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЖЕВ

КОЖЕВ (Kojeve, русская фамилия - Кожевников), Александр (р. 1902) - франц. бурж. философ, один из лидеров т.н. экзистенциалистского неогегельянства. Учился в Германии у Ясперса. Большое влияние на К. оказал Хейдеггер. В 30-х гг. читал лекции о гегелевской "Феноменологии духа", к-рые впоследствии были изданы. Осн. недостатком гегелевской философии К. считал монизм, он обвинял Гегеля в распространении диалектики на "естественное бытие".

Выдвигая в противовес Гегелю дуалистич. концепцию, К. проводит резкую грань между "естественным бытием", т.е. природой, и человеч. существованием. "Нужно, - писал К., - различать, с одной стороны, естественную реальность, тождественную себе и не являющуюся, таким образом, диалектической в себе, не отрицающую диалектически самое себя и, с другой стороны, человеческую реальность..., которая диалектически отрицает как самое себя, так и естественную реальность" ("Introduction à la lecture de Hegel", P., [1947 ], p. 472). Искажая диалектич. метод Гегеля, К. выдает его за "феноменологический" метод. Концепция диалектики К., как диалектики исключительно "человеческого существования" ["Я не допускаю, - писал он, - диалектики естественного бытия" (там же) ], оказала значит. влияние на ряд совр. субъективистских теорий диалектики.

Соч.: Hegel, Marx et le christianisme, "Critique", P., 1946, I, No 3-4.

Лит.: Возврат к Гегелю - последнее слово университетского ревизионизма, в сб.: Против буржуазных и правосоциалистических фальсифи-каторов марксизма, М., 1952; Гароди Р., Марксистский гуманизм, пер. с франц., М., 1959; его же, Perspectives de l'homme, P., 1959.

С. Эфиров. Москва.

КОЗЕЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЗЛОВ

Алексей Александрович (8 февр. 1831 - 27 февр. 1901) - рус. реакц. философ-идеалист, один из первых сторонников персонализма в России. Окончил Моск. ун-т (1854). К изучению философии обратился после 1870. Большую роль в формировании филос. взглядов К. сыграл Тейхмюллер. Приват-доцент (с 1876), проф. (с 1884) Киевского ун-та. Издавал филос. журналы "Философский трехмесячник" (Киев, 1885-87, No 1-4) и "Свое слово" (СПБ, 1888-98, No 1-5). К. боролся против материализма и позитивизма; отрицательно оценивал философию Гегеля, особенно его диалектику; враждебно относился к работам Плеханова и др. марксистов конца 19 в.

Утверждая, что все сущее имеет в своей основе психич. начало, К. отрицал какую бы то ни было возможность существования бессознат. бытия. Отсюда и название системы К. - панпсихизм. Мир, по К., - бесконечное множество самостоят. духовных субстанций, непосредственно связанных с центр. субстанцией - богом. В области морали взгляды К. близки к ницшеанству.

Последователем К. в философии был С. Аскольдов (см. его кн. "А. А. Козлов", 1912). Взгляды К. оказали влияние также на Бердяева, Л. Лопатина, Лосского ("А. А. Козлов и его панпсихизм", "Вопр. филос. и психол.", 1901, кн. 58).

Соч.: Сущность мирового процесса, или философия бессознательного Э. фон Гартмана, вып. 1-2, М., 1873-75; Г. Вл. Соловьев как философ, "Знание", 1875, No 1-2; Философские этюды, ч. 1-2, СПБ-К., 1876-80; Философия как наука, К., 1877; Философия действительности, К., 1878; Генезис теории пространства и времени Канта, К., 1884; Религия графа Л. Н. Толстого, его учение о жизни и любви, СПБ, 1895.

Л. Суворов. Москва.

КОЛАРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛИЧЕСТВО СУЖДЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО СУЖДЕ́НИЯ - свойство категорич. суждений субъектно-предикатного строения быть общими или частными. См. Суждение.

КОЛЛАР

КО́ЛЛАР (Kollár), Ян (29 июля 1793 - 24 янв. 1852) - поэт-просветитель Чехии и Словакии; борец против феодализма и нац. гнета, за дружбу слав. народов. Род. в Мошовце (Словакия). Учился в Банска-Бистрице и в Братиславе, окончил Иенский ун-т (Германия). Пастор словацкой евангелич. церкви в Будапеште (1819-49), проф. кафедры слав. древностей в Венском ун-те (с 1849).

В нач. 20-х гг. 19 в. К. разработал свою нац.-просветит. программу, воплощенную в лит.-художеств. произв. и науч. трудах ("О литературной взаимности...", 1837, 2 изд., 1844, рус. пер. "Отеч. Зап.", 1840, т. 8, No 1-2), а также в проповедях и речах. Историю народов К. представлял себе как постепенное развитие разума и закономерное движение человечества к всестороннему прогрессу и свободе. Вера в прогресс человечества была источником историч. оптимизма К.: он был убежден, что период социальных и нац. переворотов в Европе принесет освобождение угнетенным слав. народам. Путь к этому К. видел в создании активного единства всех славян, осуществление к-рого, по К., будет содействовать выполнению их историч. миссии, приписываемой этим народам Гердером: после греков, римлян, германцев и романских народов славяне должны взять на себя роль руководителей и осуществить идею свободы и человечности. Для этого они должны объединиться на основе широкого взаимного обмена в области культуры и просвещения. Идея К. о слав. взаимности оказала влияние на последующее национально-просветит. движение словаков (Л. Штур, Гурбан), чехов и других народов.

Соч.: Spisy, dl 1-4, Praha, 1862-63; Vybrané spisy, sv, 1-2, Praha, 1952-56; Pamäti z mladších rokov života, Brat., 1950; в рус. пер. - Из поэмы "Дочь славы", в сб.: Поэзия славян, СПБ, 1871.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1057, с. 488-89; Экк Α., Ян Коллар, "Варшавские университетские изв.", 1900, No 1-5, 9; Ηеедлы З., Идеолог и певец славянской взаимности, "Славяне", 1943, No 8; Фадеев Α., Он любил Россию и был любим ею, там же; Ormis J. V., Bibliografia Jána Kollara, Brat., 1954.

Э. Варошова. ЧССР.

КОЛЛЕКТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛИЗИЯ

КОЛЛИЗИЯ (от лат. collisio - столкновение) - категория этики и эстетики, означающая столкновение, противоречие и борьбу характеров в иск-ве, интересов, чувства и долга в нравств. поведении. См. Конфликт.

КОЛЛИНГВУД

КОЛЛИНГВУД (Collingwood), Робин Джордж (1889-1943) - англ. философ, представитель неогегельянства, историк, специалист по древней истории Британии. Проф. философии в Оксфорде (с 1935). Согласно К., философия, в отличие от частных наук, опирающихся на чувств. опыт, есть изучение "опыта мышления", "мышления второго порядка". К. считает, что понятия философа не подчиняются правилам формальной логики, к-рые сохраняют силу применительно к понятиям науки; в сфере философии приобретает значение диалектич. логика, "чьим объектом служит не абстрактная, а конкретная мысль истории и философии" ("Speculum mentis or the Map of knowledge", Oxf., 1924, p. 195). Противопоставляя формальную логику, как единственную "логику науки", диалектич. логике, как логике филос. знания, К. вместе с тем противопоставляет естествознание философии, а также изымает диалектику из мира природы, рассматривая ее как исключит. принадлежность мышления. Метод философии, по К., - классификация материала опыта путем установления отношений субординации между различными его видами, "шкала форм"; такую "шкалу форм" образуют иск-во, религия, наука, естествознание, история и философия. Эта восходящая иерархия "форм духовной активности" основывается, соответственно, на воображении, символизации и абстракции. В философии, к-рая, по К., есть высшая форма духовного самосознания, ибо делает своим предметом историю, субъект приходит к абсолютному знанию, обнаруживая, что внешний мир есть "проекция духа". В последний период жизни К. под влиянием Б. Кроче все более склонялся к "абсолютному историзму", растворяющему философию в истории (причем история рассматривается как история мысли историка, - см. The idea of history, Oxf., 1946, p. 215). В этот период философия для К. - не наука о реальности (хотя бы и духовной), а выяснение при помощи метода историч. релятивизма (т.н. логики вопроса и ответа) "абсолютных логич. предпосылок знания", принимаемых в данную эпоху. Эти предпосылки совпадают с "символом веры". В связи с этим в основе знания лежат "постулаты веры". Так философия К. смыкается с теологией.

Однако К. имеет опред. заслуги в критике иррационализма и позитивизма.

Соч.: Religion and philosophy, L., 1916; Speculum mentis, Oxf., [1924 ], Faith and reason, L., 1928; An essay on philosophical method, Oxf., [1933 ]; Human nature and human history..., L., [1936 ]; An essay on metaphysics, Oxf., 1940; The new Leviathan, Oxf., [1942 ]; An autobiography, N. Y., [1944 ]; The principles of art, Oxf., [1947 ]; The idea of nature, Oxf., 1945; The idea of history, Oxf., 1956.

Лит.: Киссель Μ. Α., Ρ. Коллингвуд и борьба объективного идеализма с позитивизмом, "Филос. науки", (Научн. доклады высшей школы), 1960, No 2; Tomlin Ε. W. F., R. G. Collingwood, [L., 1953 ].

M. Киссель. Ленинград.

КОЛЛИНЗ

КОЛЛИНЗ (Collins), Джон Антони (1676-1729) - англ. философ-деист, просветитель. Ученик и друг Локка, он был одним из тех мыслителей, к-рые, по словам Маркса, "уничтожили последние теологические границы локковского сенсуализма" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Деизм К. заключал в себе явную материалистич. тенденцию. В "Письме к Додуэллу" он защищал материалистич. понимание души и отрицал ее бессмертие. В полемике с Кларком он отстаивал детерминизм от идеалистич. учения о свободе воли. К. причислял себя к "секте свободомыслящих". Сохраняя веру в бога, К. все усилия своей мысли направил на ограждение науч. познания от фидеизма и христианской мифологии. Все его работы проникнуты глубоким уважением к разуму и стремлением к мышлению, независимому от церк. догматики. Религ. верования должны сообразоваться с требованиями естеств. разума. К. выступал против фидеистич. различения сверхразумного и противоразумного. Разоблачая несоответствие библейских мифов естеств. разуму, К. пытался дать им аллегорич. истолкование. Все работы К. публиковались анонимно и вызывали десятки резких контрвыступлений со стороны клерикалов и теологов. Деистич. взгляды К. и его единомышленников послужили также объектом одной из сатир Дж. Свифта ("Τ-l-nd's invitation to Dismal to dine with the Calves-Head Club", 1712).

Соч.: An essay concerning the use of reason in propositions, the evidence whereof depends upon human testimony, 2 ed., L., 1709; A discourse of free-thinking, occasion'd by the rise and growth of a sect called free-thinkers, L., 1713; A discourse of the grounds and reasons of the Christian religion, new ed., L., 1741; A philosophical inquiry concerning human liberty, new ed., Birmingham, 1790.

Лит.: Thorschmid U. G., Critische Lebensgeschichte Anton Collins, des ersten Freidenkers in England, Dresden-Lpz., 1755.

Б. Быховский. Москва.

КОЛЛОНТАЙ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛЛОНТАЙ ГУГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛМОГОРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛОДЯЖНЫЙ

Василий Ильич (р. 29 дек. 1909) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1954), профессор (с 1954). Чл. КПСС с 1940. Окончил Моск. ин-т истории, философии и лит-ры (1932) и филос. аспирантуру при нем (1935). Преподает философию в вузах с 1934. Зав. кафедрой философии Укр. академии с.-х. наук (Киев, с 1958). Осн. проблематика науч. работы - филос. вопросы естествознания (гл. обр. биологии).

Соч.: Философские вопросы теории видообразования и вида, "Вестн. ЛГУ", 1954, No 10; Борьба К. А. Тимирязева против "социального дарвинизма", "Уч. зап. ЛГУ", 1955, No 168; Из истории борьбы за дарвинизм в России (XIX в.), там же, 1956, No 196; Вопросы теории познания в трудах К. А. Тимирязева, Л., 1955; До методологiчних питань сучасного природознавства, "Наук. працi Укр. Акад. сiльськогоспод. наук", 1959, т. 19; Фiлософське значенiя бiологiчноi теорii Чарлза Дарвiна, К., 1960; Дарвинизм и философия, К., 1960 (соавтор); [Методологич. вопросы совр. биологии ], в кн.: Филос. вопросы совр. биологии, К., 1962, с. 475-81.

КОЛОНИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОЛРИДЖ

КО́ЛРИДЖ (Coleridge), Самюэл Тейлор (20 окт. 1772 - 25 июля 1834) - англ. поэт-романтик, философ-идеалист и эстетик. В молодости восхищался идеями франц. революции. В 1798-99 изучал в Германии философию нем. классич. идеалистов, к-рую пропагандировал в издаваемом им журнале "Друг" (1809-10). К. не создал самостоятельного, цельного учения и был неустойчив в своих филос. воззрениях, тяготея к объективному идеализму пантеистич. типа и мистицизму. Решающее влияние на его филос. взгляды оказали натурфилософия и эстетика Шеллинга, а также пантеистически истолкованный спинозизм. В истории англ. философии К. был ранним предшественником неогегельянства (Керд, Грин и др.). К, принимал активное участие в политич. жизни, борясь против торийской политики Питта с либеральной позиции вигов. Нек-рые представители совр. бурж. литературоведения рассматривают К. как одного из предшественников совр. модернистских эстетич. теорий и направлений в литературе (см., напр., Salinger L. G., Coleridge: poet and philosopher, в кн.: From Blake to Byron. Pelican guide to English literature..., v. 5, L., 1957, p. 194; Read H., Coleridge as critic, L., 1949, p. 22, 30).

Соч.: Aids to reflection in the formation of a manly character, L., 1825; Essays on his own times, v. 1-3, L., 1850; Works, [t. 1-6 ], L., 1885-94; Treatise on method, L., 1934; The philosophical lectures (1818-19), L., 1949; Collected letters, v. 1-2, Oxf., 1956; Confessions of an inquiring spirit, L., [1956 ].

Лит.: Елистратова Α. Α., Наследие английского романтизма и современность, М., 1960, гл. третья (с. 197-242); Schanck N., Die sozialpolitischen Anschauungen Coleridges..., Bonn, 1924; Muirhead .J. H., Coleridge as philosopher, L., 1930; Winkelmann E., Coleridge und die Kantische Philosophie, Lpz., 1933; Wünsche W., Die Staatsauffassung Samuel Taylor Coleridges, Lpz., 1934; Coburn K., Inquiring spirit. A new presentation of Coleridge..., L., 1951; Ρuсelle J., L'idéalisme en Angleterre de Coleridge a Bradley, Nchât., 1955.

Б. Быховский. Москва.

КОЛУБОВСКИЙ

Яков Николаевич (р. 1863 - г. смерти неизв.) - рус. философ-идеалист. Работал в редакции журн. "Вопросы философии и психологии" (1890-91), преподавал на Петербургских педагогич. курсах (с 1892). Известен материалами по библиографии истории рус. философии. К своему переводу "Истории новой философии..." Ибервега - Гейнца (1890) приложил очерк "Философия у русских".

Соч.: Психологическая лаборатория В. Вундта, "Рус. богатство", 1890, No 2, 3; Философский ежегодник, кн. 1-2, М., 1894-96; Материалы для истории философии в России, "Вопр. филос. и психол.", 1890-98, кн. 4-8, 44; Кюльпе О., Введение в философию, пep. с нем., с библиограф. дополнениями Я. Н. Колубовского, СПБ, 1901.

КОЛХИДСКАЯ ШКОЛА

КОЛХИДСКАЯ ШКО́ЛА - философского и риторического образования (от греч. Κολχίς - Колхида, историч. область, соответствующая приблизительно Зап. Грузии) - центр ан-тич. филос. мысли в Грузии. Находилась в районе совр. г. Поти. Была основана в 3 в., существовала примерно до 6 в. Господствующей философией в К. ш. был аристотелизм. К. ш. сыграла большую роль в развитии груз. обществ. и филос. мысли в период становления феодализма в стране. Засвидетельствованная визант. историками высокая риторич. культура в Грузии 6 в. была в значит. степени результатом деятельности К. ш. В К. ш. получали образование, помимо местной знати, также и юноши Вост.-Римской Империи.

Воспитанниками К. ш. были, в частности, Фемистий и его отец - философ Евгений (Евгенос).

Лит.: Панцхава И. Д., Колхидская риторическая школа и ее значение..., "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", т. 28, Тр. кафедры истории древнего мира, 1953, вып. 2; Themistii orationes ex codice, Mediolanensi emendatae a Guil elmo Dindorfio, Lpz., 1832, p. 401-402; на груз. яз.: Хидашели Ш., Из истории груз. общественной и философской мысли, Тб., 1954; Нуцубидзе Ж, История груз. философии, т. 1, Тб., 1956.

Ш. Хидашели. Тбилиси.

КОЛЫЧЕВ

Василий Петрович (1736-94) - рус. писатель, пропагандист науч. знаний. Происходил из старинного дворянского рода, жил в дер. Чоглокове Тульской губ. В стих. "Письмо к В. С. Шереметеву о пользе учения" прославлял науки, указывая, что они уничтожают суеверия, приносят людям счастье и благосостояние, делают возможным познание материи ("вещественности"). Невежеством же всегда пользовались, по К., коварные священнослужители, к-рые грозные явления природы объясняли результатом божьего гнева и этим "народы к трепету и буйству побуждали, и часто жертвенник их кровью обагряли, чтоб ярость всю небес смягчить и отвратить" ("Труды уединения", М., 1781, с. 12). К. превозносил физику, особенно оптику, к-рая "взор наш к небесам дальнейшим донесла" (там же, с. 13); указывал на заслуги Ломоносова в изучении строения Земли. К. осуждал завоеват. войны, изобличал жестокость европ. колонизаторов (поэма "Письмо Американца к Европейцу"), полагая непререкаемым право народов восставать против поработителей и захватчиков.

Соч.: Театр, М., 1781.

Лит.: Светлов Л. Б., Писатель-вольнодумец XVIII века В. П. Колычев, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей, 3, М., 1956.

Л. Светлов. Москва.

КОЛЬЕР

КО́ЛЬЕР (Collier), Артур (12 окт. 1680-1732) - англ. философ, субъективный идеалист. Очень сходный с берклианством, феноменализм К. сложился независимо от Беркли под влиянием идеализма Мальбранша. Программа философии К. сформулирована в самом заглавии его осн. произведения (вышедшего в 1713, через три года после "Принципов" Беркли): "Универсальный ключ, или новое исследование истины, доказывающее несуществование или невозможность внешнего мира" ("Clavis universalis, or a new inquiry after truth, being a demonstration of the nonexistence or impossibility of an external world"). Направленная против материалистич. теории отражения, философия К. отрицает существ. различие между восприятием и воображением. Как и Беркли, К. заменял материю, как источник ощущений, богом. К. предвосхитил учение Канта об антиномиях: согласно К., признание объективной реальности неизбежно ведет к неразрешимым противоречиям конечного - бесконечного, делимого - неделимого, движущегося - неподвижного, чем "доказывается" недопустимость признания объективной реальности.

Лит.: Lyon G., L'idéalisme en Anglettere au XVIII siécle, P., 1888; Kowalewski A. С. F., Kritische Analyse von A. Collier's Clavis universalis, Greifswald, 1897, (Diss.); Johnston G. Α., The relation between Collier and Berkeley, "Arch. Geschichte Philos.", 1920, Bd 32, S. 161-175.

Б. Быховский. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница