Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОВАЛЕВСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОВАЛЕВСКИЙ

Максим Максимович (27 авг. 1851 - 23 марта 1916) - рус. социолог, историк, правовед и политич. деятель бурж.-либерального направления. Окончил юридич. фак-т Харьковского ун-та (1872). Продолжал образование в Берлине, Париже и Лондоне, где познакомился с Марксом и Энгельсом. Возвратившись в Россию (1877) и получив степени магистра (1877) и доктора ("Общественный строй Англии в конце средних веков", 1880), преподавал право в Моск. ун-те. Совм. с В. Ф. Миллером редактировал журн. "Критическое обозрение" (1879-1880). Один из основателей Моск. психологич. общества (1884). Уволенный из ун-та (1887), уехал за границу. Участник многих междунар. конгрессов социологов и историков. В Россию возвратился в 1905, преподавал в Петербургском ун-те, Психоневрологич. и Политехнич. ин-тах. Издатель журн. "Вестник Европы" (1909-16), один из редакторов Энциклопедич. словаря Гранат (1910-1916). С 1899 - член-корр., с 1914 - действит. чл. АН. Активно участвовал в политич. жизни: основатель партии "демократич. реформ", депутат 1-й Гос. думы, с 1907 - член Гос. совета.

Филос. взгляды К. сложились в основном под влиянием позитивизма Конта и Спенсера. Приверженность к позитивизму К. сохранил в течение всей жизни, критически относясь к неокантианству и неогегельянству. Несмотря на знакомство К. с Марксом и Энгельсом и их учением, нашедшее известное отражение в его трудах (интерес к истории землевладения, к экономич. проблемам), он остался противником марксизма; в нем К. усматривал одностороннее объяснение истории, к-рое будто бы преодолевается позитивизмом. Значит. влияние оказали на К. теории, биологизирующие социальный процесс (социальный дарвинизм и др. - см. Биологическое направление в социологии).

Центральное место в трудах К. занимают проблемы социологии. Спец. работы К. по социологии посвящены гл. обр. разбору социологич. учений ("Современные социологи", 1905; "Социология", т. 1-2, 1910). Свою задачу К. видел в сближении различных учений об обществе, в преодолении односторонности психологич., биологич., экономич., географич. и др. школ социологии на почве "теории социального прогресса". Сущность прогресса, согласно К., состоит в развитии солидарности и единства между группами, классами и народами, т.е. в социальной гармонии. Социология, по К., призвана "...объяснить прошлое и настоящее разнообразнейших форм человеческой солидарности и самую природу последней..." ("Современные социологи", СПБ, 1905, с. 286). Установление обществ. солидарности возникает из влияния множества причин, среди к-рых нельзя выделить какой-либо отд. фактор как основной и определяющий (см. тамже, с. XIV). Историк должен ограничиваться констатацией взаимодействия и соотносительности в развитии обществ. явлений. В то же время К. указывал на рост населения как на "главный двигатель экономической эволюции" ("Развитие народного хозяйства в Западной Европе", СПБ, 1899, с. 2), оказывающий опосредств. влияние и на др. стороны обществ. эволюции. Опираясь на свою "теорию социального прогресса" и под влиянием бурж. экономизма и "катедер-социализма", К. проповедовал отрицание революц. методов изменения общества, гармонию классовых интересов. В гос-ве К. видел выражение солидарности классов, в революции - патологич. явление и искусств. состояние.

В своих работах К. разрабатывал и применял историко-сравнит. метод, характерную особенность к-рого, по К., составляет "параллельное изучение общественной эволюции различных народов, древних и современных, которое должно, в конечном счете, дать общую формулу поступательного движения общественной жизни" ("Очерк происхождения и развития семьи и собственности", 1939, с. 19). Давая историко-сравнит. характеристику этнографич. и историко-легендарному материалу, К. показал, что коллективные формы пользования землей не связаны с нар. психологией славян или германцев, а общи всем народам. К. опровергал объяснение истории "национальным духом", "народным характером" и т.п. началами. В работе "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму" (т. 1-3, 1906) К. (в отличие от господствовавших в то время в России учений, в к-рых история политич. учений выводилась из нравств. и метафизич. начал) пытался показать историю политич. идей как продукт политич. практики. Однако отсутствие у К. объективного критерия для определения принадлежности сравниваемых явлений к одной и той же стадии развития, отказ от выделения определяющих обществ. явлений делали его концепцию философски эклектичной.

В период бурж.-демократич. и социалистич. революций 20 в. идеи К. стали играть реакц. роль в политич. жизни России. Вступая в область политики, К. стремился теоретически обосновать бурж. либерализм, примирение демократии с монархией.

Соч.: Исчерпывающего списка трудов К. нет. Неполные данные см. вкнигах: Материалы для биографического словаря действительных членов имп. Акад. наук, ч. 2, П., 1917; M. M. Ковалевский, П., 1917. Осн. работы: Общинное землевладение, ч. 1, М., 1879; Современный обычай и древний закон, т. 1-2, М., 1886; Первобытное право, вып. 1-2, М., 1886; Закон и обычай на Кавказе, т. 1-2, М., 1890; Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства, т. 1-3, М., 1898-1903; Происхождение современной демократии, т. 1-4, М., 1895-99; Мое научное и литературное скитальчество, "Рус. мысль", 1895, кн. 1; Две жизни, "Вестн. Европы", 1909, No 6; Очерк происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939.

Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политическими деятелями, 2 изд., М., 1951 (см. Указатель имен); [Маркс К. ], Конспект книги M. M. Ковалевского "Общинное землевладение...", "Советское востоковедение", 1958, No 3, 4, 5; Энгельс Φ., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1954; Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Указатель имен); Г. Б. [Плеханов Г. В. ], Поземельная община и ее вероятное будущее, "Рус. богатство", 1880, No 1-2; Тимирязев К. Α., Памяти друга, Соч., т. 8, [М. ], 1939; Сафронов Б. Г., Μ. Μ. Ковалевский как социолог, [М. ], 1960 (имеется обширная библиография;) Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2, М., 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 349-52.

В. Карпачев. Свердловск.

В начало энциклопедии