Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 4, "КАШ"-"КИК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КАШ"-"КИК")

КАШЕH

Статья большая, находится на отдельной странице.

КВАНТИФИКАЦИЯ

КВАНТИФИКАЦИЯ (от лат. quantum - сколько и facio - делаю) - выявление объемов субъекта и предиката суждения (в смысле традиц. логики) с помощью введения в него слов "все" ("каждый", "любой") и "некоторые"; в математич. логике К. - операция связывания выражений предикатов исчисления кванторами. См. Квантификация предиката, Квантор.

КВАНТИФИКАЦИЯ ПРЕДИКАТА

КВАНТИФИКА́ЦИЯ ПРЕДИКА́ТА - операция уточнения объема предиката суждения (в смысле классич. аристотелевой логики) с помощью слов "все" и "некоторые", основанная на истолковании связки "есть" как выражающей отношение тождества между, рассматриваемыми в суждении объемами субъекта и предиката. Проводится лишь для утвердительных суждений. Идея К. п. была выражена уже в логике Пор-Рояля, у Лейбница в его Fundamenta Calculi Racionatoris и у нем. логика 18 в. Плуке. Как исходный пункт логич. анализа К. п. была применена Ламбертом, а вслед за ним и независимо от него англ. ботаником Дж. Бентамом и Гамильтоном в целях обобщения аристотелевой силлогистики, в к-рой квантифицировался лишь субъект суждения. В результате К. п. общеутвердительные суждения разделяются на две формы: (1) "Все X суть все Y" и (2) "Все X суть некоторые Y";, частноутвердительные суждения также разделяются на две формы: (1) "Некоторые X суть все Y" и (2) "Некоторые X суть некоторые Y".

Соответственно этому возрастет и число правильных модусов категорич. силлогизма. В частности, модус Barbara представляется уже в четырех формах:

(1) Все X суть все Y

Все Z суть все X

----------------------------

Все Z суть все Y

(2) Все X суть некоторые Y

Все Z суть некоторые X

----------------------------

Все Z суть некоторые Y

(3) Все X суть все Y

Все Z суть некоторые X

----------------------------

Все Z суть некоторые Y

(4) Все X суть некоторые Y

Все Z суть все X

----------------------------

Все Z суть некоторые Y

В применении к квантифицированным формам суждений правила аристотелевой силлогистики, напр. правила обращения суждений, существенно упрощаются: все квантифицированные суждения допускают, напр., обращение без ограничения. Идея, к-рой руководствовались ученые, вводившие К. п., состояла в том, чтобы истолковать суждения как нечто аналогичное равенствам и тем самым сделать возможными операции с ними по правилам, напоминающим приемы элементарной алгебры.

Лит.: Филиппов Α., О сущности суждений, "Уч. зап. н.-и. кафедры истории европ. культуры", 1929, вып. 3, с. 188-89; Джевонс С., Основы науки, пер. с англ., СПБ, 1881, с. I-XVII; Бакрадзе К. С., Логика, Тб., 1951, с. 191-96; Lambert J. H., Logische und philosophische Abhandlungen, Вd 1-2, Dessau, 1782-87; Venn J., Symbolic logic, 2 ed., L. - Ν. Υ, 1894.

Н. Стяжкин. Москва.

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА - см. Механика квантовая.

КВАНТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КВЕЛЧ

КВЕЛЧ (Quelch), Гарри (30 янв. 1858 - 17 сент. 1913) - деятель англ. и междунар. рабочего движения, руководитель левого крыла англ. социал-демократии. Сын кузнеца, К. десяти лет вынужден был прервать обучение в школе и начал трудовую жизнь пролетария, усиленно занимаясь самообразованием. С 1884 К. - один из руководителей с.-д. федерации, в 1909-11 - с.-д. партии, с 1911 - Брит. социалистич. партии. В 1886-1913 К. - редактор с.-д. газ. "Justice". В 1901-03 К. оказывал содействие изданию в Лондоне ленинской "Искры". Несмотря на отд. реформистские ошибки, К., по словам Ленина, "был в первых рядах тех, кто боролся стойко и убежденно против оппортунизма и либеральной рабочей политики в английском рабочем движении" (Соч., т. 19, с. 332-33). В многочисл. статьях К., проявив яркое публицистич. дарование, выступал против политики лейбористских лидеров, шедших на поводу у либералов, популяризировал марксистские взгляды по вопросам о профсоюзах, парламентской деятельности, об анархизме, разоблачал империалистич. политику англ. буржуазии. Систематич. пропаганду и агитацию в марксистском духе Ленин считал "исторической заслугой Квелча и его товарищей" (там же, с. 333).

Соч.: Literary remains, L., 1914 (там же, биографич. очерк).

Лит.: Ленин В. И., Конгресс английской социал-демократической партии, Соч., 4 изд., т. 17; его же, Гарри Квелч, там же, т. 19.

А. Завадье. Москва.

КВИДИНГ

КВИДИНГ (Quiding), Нильс Херман (30 авг. 1808 - 26 дек. 1886) - шведский социалист-утопист. В 1838-42 - редактор либеральной газ. "Malmö Tidning", в 1862-63 - представитель третьего сословия г. Мальмё в риксдаге, член гор. суда. В произведении "Окончательный расчет с законом шведского государства" ("Slutliqvid med Sveriges rikes lag", del 1, 1865 [2 uppl. 1873 ], del 2-4, 1871-76), опубл. под псевдонимом "Нильс Нильсон, рабочий парень", К. разоблачал классовые противоречия в капиталистич. обществе и указывал, что частная собственность и присвоение продуктов труда "верхним классом" является причиной нищеты "нижнего класса", а также войн, преступности и порабощения женщины. Теория гос-ва К. исходила из того, что грубая сила создала закон, а закон укрепил положение господст. класса. Подвергнув критике политич. учреждения, К. выдвинул утопич. проект будущего коммунистич. общества, многие черты к-рого заимствованы им у Фурье. Называя города паразитич. наростами на теле общества, он предлагал систему децентрализации: в каждой коммуне должны жить не более 5000 человек. Идеи К. оказали известное влияние на швед. писателя А. Стриндберга.

Соч.: Samhälleliga tidsfrågor, [s. 1. ], 1871-81; Positivismen, [s. 1. ], 1879.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 576, 581, 596; Holmberg G. H., En svensk "utopist" Nils Herman Quiding, [Stockh. ], 1909.

А. Мысливченко. Москва.

КВИЕТИЗМ

КВИЕТИЗМ (от лат. quies - покой) - религ.-этич. учение, проповедующее мистически-созерцат. отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение "божеств. воле". Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиц. настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам. Идеи К. были развиты исп. священником М. Молиносом (1628-96), издавшим в Риме в 1675 книгу "Духовный руководитель" ("Guida spirituale"). Согласно учению квиетистов, душа, освободившись от всех забот, примирившаяся со всеми страданиями, отрешившаяся от материального мира, перестает себя проявлять, полностью погружаясь в "божественную любовь", достигая слияния с божеством. В связи с этим К. учил, что душа должна проникнуться полным безразличием к добру и злу, к раю и аду, полным равнодушием к вопросу о собств. "спасении".

Католич. церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключен в тюрьму, а 68 положений К. было осуждено как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции - Ж. М. Гюйон (1648-1717), к-рая проповедовала пассивное отношение к добру и злу, как одинаковым проявлениям божеств. воли. Идеи К., внушавшие под прикрытием проповеди о "любви к богу" моральный нигилизм, подверглись резким нападкам богословов. В защиту Гюйон выступил епископ Фенелон. Однако особая церк. комиссия, возглавляемая Боссюэ, осудила К. как безнравств. еретич. учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Идеи К. проникли и в Россию. В нач. 19 в. оберпрокурор Синода кн. Голицын распространял переведенные на рус. язык соч. квиетистов. В 40-х гг. они были изъяты. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском пиетизме 18 в. Социальное содержание К. было противоречивым. К. выражал недовольство католицизмом с его формально-фетишистским культом, учением о "добрых делах" и привилегированности духовенства. Вместе с тем в К. получил отражение страх перед нар. массами и стремление отвлечь их от классовой борьбы проповедью пассивной созерцательности и бездейственности. Поэтому К. не мог получить широкого распространения и захватил лишь узкий круг последователей.

В конце 19 в. идеи, сходные с К., высказывал Шопенгауэр, проповедовавший безразличие к страданию.

Лит.: Sсhаrling С. Ε., Michael de Molinos. Ein Bild aus der Kirchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; Heppe H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, В., 1875.

Б. Рамм. Ленинград.

КВИТКО

Давид Юрьевич [20 февр. (4 марта) 1889 - 5 февр. 1942 ] - сов. философ, проф. (с 1934), д-р филос. наук (с 1936). Член ВКП (б) с 1928. С 1904 - в революц. движении. В 1913, спасаясь от ареста, эмигрировал в США, работал в Нью-Йорке на швейных фабриках. С 1914 - член Социалистич. партии США; с 1919 - коммунист. Обучался в Нью-Йоркском (1915-20, заочно), Гарвардском (1920-21), Колумбийском (1921-27) ун-тах. С 1923 - магистр искусств, с 1927 - д-р философии. В 1925-26 К. читал лекции по материалистич. философии в Рабочем ун-те в Нью-Йорке. В печатных органах компартии США К. опубликовал в 1925-27 циклы статей по марксистской философии и социальным проблемам; был первым переводчиком книги Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" на англ. яз. (Нью-Йорк, 1927, Collected works, v. 13). С 1927 К. - в СССР, старший науч. сотрудник Коммунистич. академии, с 1933 читал лекции по истории философии в МИФЛИ. Специализировался на изучении совр. англо-амер. философии.

Соч.: Психология революции, "Новый мир" (газ., выход, в Нью-Йорке на рус. яз.), 1925, 16 мая, No 704, 26 мая, No 802, 30 мая, No 806, 6 июня, No 812, 13 июня, No 818, 20 июня, No 824, 27 июня, No 830; Грозит ли нашей цивилизации упадок, там же, 25 июля, No 854, 15 авг., No 872, 22 авг., No 878; К вопросу о равноправии негров, там же, 27 авг., No 882; Свободное воспитание при коммунизме, там же, 19 сент., No 902; Существует ли расовое превосходство, там же, 17 окт., No 926; Революция и русская душа, там же, 9 ноября, No 944; Демократический осел, или Республиканский слон, там же, 1926, 23 окт., No 26; Американский университет и его представители, там же, 1927, 15 янв., No 38; Ленин как теоретик, там же, 22 янв., No 39; Социалистическая партия накануне разложения, там же, 5 февр., No 41; 12 февр., No 42, 19 февр., No 43, 12 марта, No 46, 2 апр., No 49; Толстовство как мировоззрение, "Под знаменем марксизма", 1928, No 9-10; Философия инструментализма Джона Дьюи, там же, 1930, No 9; Эстетические взгляды Чернышевского, там же, 1940, No 2; Проблемы пространства, времени и материи у неореалиста Александера, "Вестн. комакадемии", 1929, кн. 34 (4); Философия Толстого, 2 изд., М., 1930; Очерки современной англо-американской философии, М.-Л., 1936.

КВОН ГЫН

Я н ч х о н (1352-1409), - кор. философ-неоконфуцианец. Наставник конфуцианского колледжа Корё. Способствовал признанию в Корее идей кит. философа-конфуцианца Чжу Си и превращению чжусианства в офиц. идеологию феод. режима. Выступал с критикой политич. и идеологич. основ буддизма. Автор соч. "Введение в учение" ("Ипхак тосоль"), в к-ром дано систематич. изложение основ чжусианства, а также комментария к книге прогрессивного кор. философа Чон До Чона "Предположения о разуме, материальном начале и идеальном начале" ("Симгирипхён").

Лит.: Сборник статей по философии (Чхорхак нонмундип), Пхеньян, 1959, с. 38-43; История корейской литературы (Чосон мунхак тхонса), Пхеньян, 1959, с. 184; Jang К. P. and Henderson G., An Outline history of Korean Confucianism, "J. of Asian Studies", 1958-59, v. 18, pt. 1, nov., pt. 2, feb.

КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС

КЕВЕ́ДО-И-ВИЛЬЕ́ГАС (Quevedo y Villegas), Франсиско де (26 сент. 1580 - 8 сент. 1645) - прогрессивный исп. мыслитель, писатель и филолог. Происходил из аристократич. семьи. Подвергался преследованиям со стороны церковников и феодалов, был заключен в монастырь (1643).

Встав на защиту материалистич. философии Эпикура ("В защиту Эпикура" - "Defensa de Epicura"), К.-и-В. не мирился с догмами ср.-век. схоластики и отстаивал права разума на познание мира. Идеалист и гуманист в воззрениях на общество, К. считал, что в основе обществ. отношений должен лежать принцип справедливости и высокой нравственности и что обличением пороков и перевоспитанием людей можно устранить обществ. несправедливость. В сатирич. произведении "Видения" ("Sueños"), над к-рым он работал с 1606 и к-рое было впервые, хотя и неполностью, издано в 1627, в романе "История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников" ("Historia de la vida del Buscón llamado don Pablos...", 1626; рус. пер. 1950 со вступ. статьей К. Н. Державина), в трактате "Политика господа, христово правление и тирания сатаны" ("Política de Dios, Gobierno de Cristo, Tirania de Satanas", 1626) и сборнике сатирич. новелл "Час воздаяния, или Разумная фортуна" ("La Ноrа de todos y la fartuna con seso", 1636) К.-и-В. подверг суровой критике современный ему обществ. строй Испании, дворян, духовенство и купцов, а также сформулировал свои политич. идеалы. В полемике с Макиавелли К.-и-В. выдвигал утопию нар. монархии, где народ не подвергался бы жестокой эксплуатации и пользовался всеми благами. К.-и-В. сочувственно излагал "Утопию" Мора. Творчество К.-и-В. отражало интересы и настроения прогрессивных кругов исп. общества, выступавших против феод. гнета и засилия церкви. Оно содействовало освобождению умов от духовного гнета католицизма и расчищало путь развитию науки и просвещения.

Соч.: Obras completas, v. 1-3, Madrid, 1941-52.

Лит.: Морозов П. О., Испанский Вольтер, "Вестник Европы", 1883, кн. 12; Astrаnа Marin L., Ideario de don Francisco de Quevedo, Madrid, 1940; Fernández S. E., Ideas sociales y politicas en el "Infierno" de Dante y en los "Sueños" de Quevedo, México, 1950.

Р. Мартинес. Москва.

КЕДВОРТ

КЕДВОРТ (Cudworth), Ралф (1617 - 26 июля 1688) - англ. философ-идеалист, гл. представитель реакц. группы кембриджских платоников; боролся против материализма и сенсуализма "демокритовых атеистов", как он называл Гоббса и др. прогрессивных философов 17 в. К. защищал теорию сверхчувств. знания и "духовидение", к-рое, по его мнению, является основой веры в бога - первопричины мира. Признавая существование материи, К. понимал ее как пассивное вещество, к-рому дух сообщает движение. Без воли и разума, по его мнению, все было бы мертвым. Материалистич. теории причинности он противопоставлял телеологию, учение о реализации в мире божеств, предначертаний; мир - это восходящая лестница совершенства от косной материи до бога. К. выступал против этич. теории Гоббса, говоря, что нравственность имеет абсолютный и неизменный характер, что она изначально заложена в человеч. разуме, имеет божеств. происхождение и не может зависеть от человеч. соглашения или воли законодателя. В области политики К. обосновывал с теологич. позиций необходимость господства аристократии над народом.

Соч.: A treatise concerning eternal and immutable morality, L., 1731; The true intellectual system of the Universe, v. 1-4, new ed., L., 1820; A treatise of freewill, L., 1838.

Лит.: История философии, т. 2, [M. ], 1941, с. 212-13; Смирнов Α., История английской этики, т. 1, Каз., 1880; Tulloch J., Rational theology and christian philosophy in England in the 17. century, v. 2, 2 ed., Edin. - L., 1874; Lоwrеу Сh. E., The philosophy of Ralph Cudworth, N. Y., 1884; Schmitz К. J., Cudworth und der Platonismus, Bonn, 1919 (Diss.); Сassirer E., Die platonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge, Lpz. - В., 1932; Beyer J., Richard Cudworth, Bonn, 1935; Aspelin G., Ralph Cudworth's interpretation of Greek philosophy, Göteborg, 1943; Passmore J. Α., Ralph Cudworth. An interpretation, Camb., 1951.

E. Вейцман. Москва.

КЕДРОВ

Бонифатий Михайлович (р. 1903) - сов. философ, химик, историк науки; член-корр. АН СССР (с 1960). Член КПСС с 1918.

Соч.: а) по термодинамике и физич. статистике (статьи 1929-35 гг.); б) по материалистич. диалектике и философ. вопросам естествознания: О количественных и качественных изменениях в природе, [М. ], 1946; О путях развития естествознания, М.-Л., 1948; Диалектический материализм о современных открытиях в области строения материи, М., 1954; Отрицание отрицания, М., 1957; О повторяемости в процессе развития, М., 1961; в) по разработке и пропаганде философ. наследия классиков марксизма: Энгельс и естествознание, [М. ], 1947; О произведении Ф. Энгельса "Диалектика природы", М., 2 изд., 1954; Книга В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и современное естествознание, М., 1959; Применение В. И. Лениным марксистской диалектики к анализу современной науки, в сб.: Великое произведение воинствующего материализма, М., 1959; Ленинский анализ революции и кризиса современного естествознания, в сб.: Ленин и наука, М., 1960; Как изучать книгу В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", М., 1961; Классификация наук, [кн. ] 1. М., 1961; г) по диалектич. логике и ее приложению к химии: Развитие понятия элемента от Менделеева до наших дней, М.-Л., 1948: Эволюция понятия элемента в химии, М., 1956; д) по истории открытия и философ. обобщению периодич. закона: Химические понятия в свете менделеевского наследства, в сб.: Периодический закон Д. И. Менделеева и его философское значение, [М. ], 1947; Понятие "химический элемент" с точки зрения периодического закона Менделеева, там же; Браунер - сподвижник Менделеева, М., 1955 (совм. с Т., Ченцовой); День одного великого открытия, М., 1958; Философский анализ первых трудов Д. И. Менделеева о периодическом законе, М., 1959; е) по дешифровке и комментированию рукописного архива Менделеева: К истории открытия периодического закона Д. И. Менделеева, в кн.: Д. И. Менделеев. Новые материалы по истории открытия периодического закона, М.-Л., 1950; Meнделeeв Д. И., Научный архив, т. 1, 1953 (ред. К.); его же, Периодический закон (ред., ст. и примеч. К.), М., 1958; его же, то же, Доп. материалы (ред. и комментарии К.), М., 1960; ж) по истории философии и естествознания: Джон Дальтон - отец современной химии, в кн.: Дж. Дальтон, Избр. работы по атомистике, Л., 1940, 2 изд.: Атомистика Дальтона, М.-Л., 1949; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1-2, 1955-56 (соавтор); История философии, т. 1-5, 1957-61 (соавтор); Spektralanalyse. Zur wissenschaftshistorischen Bedeutung einer großen Entdeckung, В., 1961.

КЕЙЗЕРЛИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕЙНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕЛДЫШ

Мстислав Всеволодович (р. 10 февр. 1911) - сов. ученый, специалист в области механики и математики, организатор науки и общественный деятель; академик (с 1946), президент АН СССР (с 1961). Член КПСС с 1949. Труды К. посвящены вопросам механики и математики, теории колебаний, аэродинамики, аэрогидродинамики, исследованию приближен- ного интегрирования дифференциальных уравнений, теории собственных функций и собственных значений параметров для несамосопряженных дифференциальных уравнений, теории приближения функций комплексного переменного рядами полиномов и др. Под влиянием теоретич. трудов и организационной деятельности К. возник ряд новых направлений и школ в механико-математических науках и их практич. приложениях в области техники. К. проводит большую работу по организации и планированию развития сов. науки и ее связи с производством, по подготовке науч. кадров.

В своих общетеоретич. и методологич. работах о роли сов. науки в строительстве коммунизма К. подчеркивает важное значение в этом не только естествознания, но и обществ. наук. "Важнейшей задачей всех общественных наук, и в частности философии, является творческая разработка проблем, связанных с построением коммунизма, с воспитанием человека коммунистического общества, с расцветом национальных культур и сближением наций, а также разработка вопросов этики, развития и пропаганды коммунистического мировоззрения и борьба с буржуазной идеологией, реформизмом и ревизионизмом" ("Советская наука и строительство коммунизма", см. "Правда", 1961, 13 июня, с. 4). В то же время К. обращает внимание на необходимость органич. контакта обществ. наук и естествознания. "Общественные науки должны развиваться в тесном взаимодействии с естественно-техническими науками... Большое значение имеет расширение сотрудничества между учеными - философами и естественниками в разработке философских проблем современного естествознания" (там же). Как общественный деятель К. активно участвует в борьбе за мир. К. - лауреат Государственной премии (1942, 1946) и Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, награжден 5 орденами Ленина, 3 орденами Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: О разрешимости и устойчивости задачи Дирихле, "Успехи матем. наук", 1940, вып. 8; О представлении функций комплексного переменного рядами полиномов в замкнутых областях, "Матем. сб. Новая сер.", 1945, т. 16, вып. 3; Вибрации в воздушном потоке крыла с подкосами, М., 1938 ("Тр. Центр. аэрогидродинамич. ин-та", вып. 357); Речь на Всемирном конгрессе за всеобщее разоружение и мир, "Правда", 1962, 10 июля.

КЁЛЕР

КЁЛЕР (Köhler), Вольфганг (р. 21 янв. 1887) - нем. психолог, один из представителей гештальт-психологии, заложивший вместе с М. Вертхеймером и Коффкой основы этого направления. Был проф. психологии и философии в Гёттингенском и Берлинском ун-тах, до 1935 - директор Ин-та психологии в Берлине. Один из редакторов журнала "Psychologische Forschung". В 1935 переехал в США. Широкую известность получили работы К. на зоологич. станции на о. Тенерифе по исследованию интеллекта человекообразных обезьян. К. пришел к выводам: 1) у шимпанзе имеется разумное поведение того же самого рода, что и у человека; разница - лишь в степени сложности формы, или структуры поведения; 2) последняя представляет собой нек-рую целостную структуру действий (Gestalt), возникающую в связи со зрит. восприятием ситуации; 3) природа этого восприятия есть целостное, не сводимое к отд. элементам симультанное "схватывание" отношений (инсайт). Заслугой К. является установление непосредств. обусловленности познават. процессов восприятием. Однако в целом предложенное К. гештальтистское истолкование поведения обезьян, в т.ч. и отрицание принципиальной разницы между интеллектом человека и антропоидов, оказалось несостоятельным. В отношении физиологич. механизмов поведения (высшей нервной деятельности) обезьян это было доказано И. П. Павловым и его школой [см. Э. Г. Вацуро, Исследования высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе), М., 1948 ]. Характерным для теоретич. взглядов К. является стремление установить структурную общность физич. и психич. явлений ("Die physischen Gestalten in Ruhe und im stationären Zustand", 1920). Последние двадцать лет К. стремится доказать принцип изоморфизма физико-физиологич. структуры мозга и психич. процессов, в частности вывести гештальтистски понимаемые закономерности психики непосредственно из анализа электрич. активности мозга. Полное отвлечение от обществ. природы человеч. сознания, отождествление физического и психического, акцентрирование внимания лишь на структурности психич. образований определяет позицию К. в психологии как механистическую.

Соч.: Gestaltprobleme und Anfänge einer Gestalttheorie, "Jahresber, über die gesamte Physiol.", 1922-24; Komplextheorie und Gestalttheorie, "Psychol. Forschung", 1925, Bd 6, S. 358-416; Intelligence in apes, в кн.: Psychologies of 1925. Ed. by C. Murchison, Worcester - L., 1926, p. 145-61; Some tasks of Gestalt psychology, в кн.: Psychologies of 1930. Ed. by С. Murchison, Worcester - L., 1930, p. 143-60; Psychologische Probleme, В., 1933; The place of value in a world of facts, N. Y., 1938; Dynamics in psychology, N. Y., 1940; Figural after-effects, "Proc. Amer. Philos. Soc", 1944, v. 88, p. 269-357 (совм. с H. Wallach); Currents of the auditory cortex in the cat, "J. of cellular and comparative physiol.", 1955, v. 45, suppl. 1, p. 1-24 (with W. D. Neff and J. Wegener); Currents of the human auditory cortex, там же, р. 25-54 (with J. Wegener); Dynamische Zusammenhänge in der Psychologie, Bern-Stuttg., 1958; Psychologie und Naturwissenschaft, "Acta Psychol.", 1959, v. 15, s. 37-50; в рус. пер. - Исследование интеллекта человеко-подобных обезьян, М., 1930.

М. Роговин, В. Садовский. Москва.

КЕЛЛЕС-КРАУЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕЛЬЗЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕМБЕРЛЕНД

К а м б е р л е н д (Cumberland), Ричард (15 июля 1631 - 9 окт. 1718) - англ. епископ, философ-идеалист, примыкавший к школе кембриджских платоников. Один из наиболее реакц. англ. философов своего времени. К. был противником материализма и теории естественного права Гоббса, к-рого он обвинял в безнравственности и атеизме. В своем трактате "О естественных законах" ("De legibus naturae disquisitio philosophica...", 1672) К. утверждал, что естеств. законы суть божеств. предначертания, как и моральные истины, к-рые установлены богом до всякого человеч. соглашения. К. выступал против гоббсового понимания естеств. состояния, как войны всех против всех и утверждал, что первоначальный характер человеч. природы не эгоистичен, а доброжелателен. Этот тезис соответствовал учению о патриархальных отношениях между монархом и подданными. В политике защищал монархич. власть феод. типа.

Лит.: Смирнов Α., История английской этики, т. 1, Каз., 1880; Spaulding F. E., Richard Cumberland als Begründer der englischen Ethik, Lpz., 1894; Albee E., The ethical system of Richard Cumberland, I-II, "Philos. Rev.", 1895, v. 4, [No ] 3, p. 264-91, [No ] 4, p. 371-93; Sharp F. C., The ethical system of Richard Cumberland..., "Mind", 1912, v. 20 (New Series, No 83).

E. Вейцман. Москва.

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ

КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ - группа англ. философов-богословов 2-й пол. 17 в., идеологов Реставрации, боровшихся против материализма и атеизма. К их числу принадлежали профессора Кембриджского ун-та: Кедворт, Гленвиль, Г. Мор, епископ Кемберленд и др. Материализм Гоббса, Гассенди, отчасти учение Декарта они считали возобновлением атомистики и религ. свободомыслия Демокрита и противопоставляли ему теорию идей Платона, преим. в форме неоплатонизма, более близкого христ. теологии. Гл. задачей философии К. п. считали нахождение разумного оправдания истин религ. веры, а поэтому философию - только учением, опирающимся на теизм и спиритуализм, признающим наличие бога в мире и бессмертной души в человеке. Кто отрицает духовное начало в человеке, неизбежно отрицает и бога, т.е. приходит к "пагубному" атеизму. В основе учения К. п. лежит представление о боге-творце, как о существе, удаленном от мира и не имеющем с ним внутр. связи. В отличие от антич. неоплатонизма они принимали не "эманацию", но, согласно учению христианства, "творение" мира богом. Но между богом и миром имеется посредник - мировой бессознат. разум ("пластическая натура"), исполняющий волю творца. В вопросе о происхождении знания они противопоставляли сенсуализму Гоббса идеалистич. теорию, согласно к-рой орган знания - ум, свободный от всякой примеси материи, обнаруживает свою познават. деятельность без всякой помощи органов чувств и мозга. Объект знания - идеи, существующие от века в божеств. уме как неизменные сущности, как прототип всех единичных вещей. Процесс познания есть процесс обнаружения того, что заключалось в душе в потенциальном состоянии, ибо душа человека, как особое начало психич. жизни, происходит от мирового разума. Материалистич. детерминизму К. п. противопоставляли индетерминизм, абс. свободу воли. Основой морали они считали вечные и неизменные принципы, имеющие божеств, происхождение. Для К. п. характерно увлечение мистикой, они сыграли реакц. роль в истории англ. философии.

Лит.: История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 212-13; Смирнов Α., История английской этики, т. 1, Каз., 1880; Tullоch J., Rational theology and christian philosophy in England in the 17. century, 2 ed., v. 2, L., 1874; Campagnac E. T., Cambridge platonists, Oxf., 1901; Сasslrer E., Die platonische Renaissance in England und die Schule von Cambridge, Lpz.-В., 1932.

Е. Вейцман. Москва.

КЕМЕНИ

КЕ́МЕНИ (Kemeny), Джон Джордж (р. 31 мая 1926) - амер. логик, философ и математик. Род. в Будапеште. Проф. (с 1953) ун-та в Хановере (Хэмпшир). Филос. взгляды К. носят неопозитивистский характер. В кн. "Взгляд философа на науку" ("А philosopher looks at science", 1959), рассматривая взаимоотношение философии и науки, К. приходит к отрицанию познават. значения философии, сводя ее роль к логич. анализу знания и к оперированию т. н. "большими словами". Осн. логич. работы К. относятся к логич. семантике. В соч. "Новый подход к семантике" ("A new approach to semantics", "J. symb. logic", 1956, v. 21, No 1-2, pt. 1, p. 1-27, pt. 2, p. 149-61) К. строит систему семантики, основанную на понятиях модели логич. системы и интерпретации. По сравнению с др. исследованиями по семантике (напр., Карнапа) анализ К. проводится для более богатых языков. К. является также автором книг "Введение в конечную математику" ("Introduction to finite mathematics", 1957; совм. с Д. Снэллом и Д. Томпсоном) и "Конечные математические структуры" ("Finite mathematical structures", 1959; совм. с Д. Снэллом, Д. Томпсоном и X. Миркиллом), посвященных изложению математики, не использующей понятия предельного перехода. Такая математика приобретает важное значение в связи с развитием вычислит. техники и кибернетики. К. работает также в области логики индуктивной, теории игр, теории вероятностей (см. Вероятность) и др.

Соч.: Models of logical systems, "J. symb. logic", 1948, v. 13, No 1; Extension of the methods of inductive logic, "Philos. studies", 1952, v. 3, No 3; Man viewed as a machine, "Sei. Amer.", 1955, v. 192, No 4; Undecidable problems of elementary number theory, "Math. Ann.", 1958, Bd 135, H. 2.

Лит.: Сивоконь П., [Рецензия на книгу ] Кемени Дж. "Взгляд философа на науку", "Новые кн. за рубежом", 1960, No 6.

В. Донченко. Москва.

КЕМЕНОВ

Владимир Семенович [р. 20 мая (2 июня) 1908 ] - сов. философ, действит. член Академии художеств СССР (с 1955), д-р искусствоведения (с 1958). Член КПСС с 1939. Окончил фак-т лит-ры и иск-ва Моск. ун-та (1930) и аспирантуру Гос. Академии искусствознания (1933). Преподавал философию с 1931, эстетику - с 1938. Зав. сектором совр. зарубежного искусства Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР (с 1960). Работает над проблемами: борьба течений совр. иск-ва и эстетики в капиталистич. странах; рус. изобразит. иск-во и эстетика 19в.; проблемы классич. наследия.

Соч.: Пролетарский гуманизм, "Под знаменем марксизма", 1935, No 4; О трагическом у Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник, М., 1947; Философско-исторические основы творчества Сурикова, "Искусство", 1948, No 2; В. Стасов и рус. искусство, "Большевик", 1951, No 17; Художественное наследие Леонардо да Винчи, "Вопр. философии", 1952, No 3; Об объективном характере законов реалистического искусства, там же, 1953, No 4; Статьи об искусстве, М., 1956; Ленинская критика махизма и кризис современного буржуазного искусства, там же, 1959, No 5; Эстетика абстракционизма и теория относительности, там же, No 6; Реальность и миф в картине "Пряхи" Веласкеса, там же, 1960, No 8; Некоторые вопросы связи искусства с жизнью, там же, 1961, No 8; Реализм - подлинное искусство современности, "Художник", 1961, No 8.

КЕМОН УНДОН

КЕМО́Н УНДО́Н - бурж.-просветительское движение в Корее в конце 19 - нач. 20 вв. Организационно просветит. движение оформилось в целый ряд просветит. обществ, к-рые развернули бурную издательскую и педагогич. деятельность. Истоками филос. и социологич. идей просветителей (Пак Ын Сик, Син Чхэ Хо) являлись материалистич. традиция школы сирхак, реформаторские идеи группы Ким Ок Кюна, учение франц. просветителей и идеи англ. позитивизма. В борьбе против феод. идеологии просветители стояли на атеистич. позициях, отстаивали материалистич. положения. Идеи свободы и демократии, с пропагандой к-рых выступили кор. просветители, выражали интересы нарождавшейся буржуазии, имели анти-колониальную направленность. Представители К. У. выступали в защиту нац. письменности, за освобождение кор. языка от иероглифики. Однако слабыми сторонами К. У. было отсутствие революц. программы, связей с революц. борьбой кор. народа, тенденция ограничиться чисто культурнич. деятельностью.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 844-50; Пак Кён Су, Чосон кемонъ сасанэ тэхан ёнгу, "Екса квахак" (Исследование идей корейских просветителей), "Историческая наука", 1956, No 6; Чон Чин Сок, Чосон кемонъ сигиы чхорхак сасанъ (Философские идеи корейских просветителей), там же, 1959, No 4; Чосонесоы пурычёа минчок хёнъсонъэ квахан тхорондип (Сб. материалов по дискуссии о формировании бурж. нации в Корее), Пхеньян, 1957, с. 207-25; Ли На Ён, Чосон минчок хябанъ тхудянъса (История нац.-освободительной борьбы в Корее), Пхеньян, 1958, с. 205-11.

А. Ушков. Москва.

КЁНИГ

КЁНИГ (König), Рене (р. 1906) - нем. бурж. социолог, проф. ун-та в Кёльне, президент Междунар. социологич. ассоциации (с 1962); издатель журн. "Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie" (c 1955); руководит многочисл. эмпирич. исследованиями.

Отправляясь от трудов Дюркгейма и особенно совр. амер. бурж. социологов, К. разрабатывает вопросы о связи теории и эмпирич. исследования, его методологии и техники. С т. зр. К., осн. задача социологии состоит в разработке техники применения в социальном исследовании методов наблюдения и эксперимента. Выступая против крайнего эмпиризма, К. не преодолевает его, ибо он борется против "всеобщих" теорий общества, гл. обр. против марксизма, и сводит социологич. теорию к полуэмпирич. обобщениям, защищая принцип т.н. теорий "среднего уровня" (middle range theory) амер. социолога Мертона. По К., наблюдения и эксперимент должны основываться на этих теориях и продуманном плане исследований и быть контролируемыми.

Например, изучение обществ. мнения по к.-л. вопросу должно основываться на теоретич. исследовании того, что такое "мнение", его связи с "действием" и т.д. Но вопрос о том, как формируется теория, предваряющая исследование, по К., безразличен для социологии. Он объявляет гл. формой эмпирич. исследования прямое наблюдение в форме интервью и безуспешно пытается дать рецепты преодоления субъективизма в его проведении, к-рые сводятся к советам о необходимости "самоконтроля", к рекомендациям выбирать для интервьюирования индивида или группы индивидов, к-рые служили бы "моделью" для более широких обобщений (см. ст. "Sample", в кн.: "Wörterbuch der Soziologie", Stuttg., 1955, S. 428-32). К. разрабатывает также вопрос о социальных "общностях" (Gemeinde, community), к-рые он рассматривает вне зависимости от конкретных экономич., демографич. признаков, от системы управления и сознательно отрицает необходимость классового анализа.

Соч.: Die naturalistische Ästhetik in Frankreich und ihre Auflösung, Lpz., 1931; Vom Wesen der deutschen Universität, В., 1935; Materialien zur Soziologie der Familie, В.-Ζ., 1946; Soziologie heute, Z., 1949; Report on some experiences in social research techniques in Switzerland and Germany, в кн.: Transactions of the second World Congress of Sociology. 24-31 August 1953, v. 1, [L. ], 1954, p. 58-73; Die Gemeindestudie des deutschen UNESCO - Institutes, в кн.: Soziologie der Gemeinde, Köln - Opladen, [1956 ], S. 172-83 (Kölner Z. Soziologie und Sozialpsychologie, Sonderheft 1); Soziologie, Fr./M., 1958 (Hrsg. von K.); Grundformen der Gesellschaft, Hamb., 1958; К. - ред. ряда работ по эмпир. социологии, к к-рым им написаны программные вступ. статьи (см. напр.: Beobachtung und Experiment in der Sozialforschung, [Köln, 1956 ] (Praktische Sozialforschung, 2); Das Interview. Formen. Technik. Auswertung, 2 Aufl., [Köln, 1957 ] (Praktische Sozialforschung, l); Probleme der Medizin-Soziologie, Köln - Opladen, 1958 (Kölner Z. Soziologie und Sozialpsychologie, Sonderheft 3).

Лит.: Федосеев П., Францев Ю., Буржуазная социология в тупике, "Коммунист", 1959, No 17.

Н. Матрошилова. Москва.

КЕНТАЛ

КЕНТА́Л (Quental), Антеру Таркиниу ди (18 апр. 1842 - 11 нояб. 1891) - португ. обществ. деятель, социалист, поэт и критик. Получил юридич. образование в Коимбре (1858-64). Левогегельянец по филос. взглядам, К. был одним из организаторов социалистич. движения в Португалии, в частности секций Международного товарищества рабочих, в к-ром принадлежал к прудонистскому крылу. Свои обществ. взгляды пропагандировал в 1865-66 в публицистич. статьях и "Лекциях о демократии" ("Conferéncias democràticas", 1871), с к-рыми выступал перед рабочими. В брошюре "Португалия перед лицом революции в Испании..." ("Portugal perante a revolução de Hespanha...", 1868) выдвигал требование образования федеративной республики Пиренейского п-ова, поддержанное в Испании мелкобурж. социалистами. В 1873-74 пережил глубокий духовный кризис, отошел от обществ. деятельности, пришел к пессимизму и мистицизму, формулируя в серии статей "Общие тенденции философии во второй половине XIX века" ("Tendências gerais da filosofia na segunda metade do século XIX", 1889) эклектич. филос. систему, нек-рыми чертами близкую к буддизму. Статья К. "Здравый смысл и хороший вкус" ("Bom senso e bom gosto", 1865) стала манифестом реалистич. школы литераторов Португалии. Передовые обществ. взгляды первого периода деятельности получили яркое воплощение в "Современных одах" ("Odes modernas", 1865).

Соч.: Prosas, v. 1-3. Coimbra, 1923-31; Os sonetos completos, 2 ed., Porto, 1890; Cartas, Coimbra, 1915.

Лит.: Figueiredo F., Antero de Quental, в его кн.: Os melhoses sonetos, Lisboa, 1907; Craveiro da Silva L., Evolução do pensamento filosófico de Antero de Quental, "Brotéria", 1937, v. 24, fasc. 1, 4; Вrasil R., Antero, vate da humanidade, Santarém, 1956.

З. Плавскин. Ленинград.

КЕПЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕРД

К э р д (Caird), Эдуард (22 марта 1835 - 1 нояб. 1908) - английский философ- неогегельянец. Известен главным образом работами по истории философии. Его написанная с идеалистических позиций книга "Критическая философия Канта" ("The critical philosophy of I. Kant", 2 vob. 1889) до сих пор считается одной из самых значительных в англ. литературе о Канте. По К., философия Гегеля - это "критический идеализм" Канта, избавленный от противоречий и непоследовательности. Основополагающим принципом диалектики Гегеля К. считал "тождество в различии". Из этого принципа он выводил существование абсолюта как "самостоятельного и интеллигибельного целого". В отличие от большинства эпигонов Гегеля, К. поддерживал идею эволюции. Процесс развития он определял как единство дифференциации и интеграции. Идею эволюции К. пытался применить к изучению истории религии ("The evolution of religion", 1893). В христианстве он видел "абсолютную религию" - высший продукт историч. развития религии, а философию Гегеля считал "теоретической формой" христианства.

Соч.: The social philosophy and religion of Comte, L., 2 ed., 1893; Essays on literature and philosophy, v. 1-2, Glasgow, 1892; The evolution of theology in the Greek philosophers, v. 1-2, Glasgow, 1904; в рус. пер. - Гегель, M., 1898.

Лит.: Jones H. and Muirhead J. H., The life and philosophy of Edward Caird, Glasgow, 1921.

M. Киссель. Ленинград.

КЁРРИ

КЁРРИ (Curry), Хаскелл Брукс (р. 12 сент. 1900) - амер. логик, математик и философ, проф. Пенсильванского ун-та с 1941. Большинство соч. К. посвящено логике комбинаторной и связанным с ней вопросам общей теории формальных систем и исчислений. Осн. положения комбинаторной логики изложены К. в кн. "Комбинаторная логика" ("Combinatory logic", 1958, совм. с Р. Фейсом). К. занимался также разработкой теорий дедуктивного вывода и вопросами алгебраич. трактовки логики (в т.ч. ряда неклассич. систем математич. логики), к-рым посвящена его книга "Лекции по алгебре логики" ("Leçons de logique algébrique", 1952). В методологии математики К. является представителем созданного им направления неоформализма, рассматривающего математику как содержат. теорию любых формальных систем и исчислений. При этом К. отказывается от ряда требований формализма Д. Гильберта, неправомерность к-рых была доказана в ходе развития науки. Прежде всего он ослабляет требование непротиворечивости формальной системы. В стремлении Гильберта к обязательной непротиворечивости К. видит влияние нем. идеалистич. философии, желание оправдать классич. математику, построив ее на абсолютно определенном априорном базисе (см. "Combinatory logic", p. 275-76). Математика, согласно К., развивается через обнаружение противоречий и их преодоление.

Соч.: An analysis of logical substitution, "Amer. J. Math.", 1929, v. 51, p. 363-84; Grundlagen der kombinatorischen Logik, там же, 1930, v. 52, p. 509-36, 789-834; Some aspects of the mathematical rigor, "Bull. Amer. Math. Soc.", 1941, v. 47, p. 221-41; A theory of formal deducibility, Notre Dame, 1950; Outlines of a formalist philosophy of mathematics, Amst., 1953; Calculuses and formal systems, "Dialectica", 1958, v. 12, No 3-4, p. 249-73;Подробная библиография соч. К. содержится в кн.: Combinatory logic.

В. Донченко. Москва.

КЕТЛЕ

КЕТЛЕ (Quételet), Ламбер Адольф (22 февр. 1796 - 17 февр. 1874) - бельг. бурж. статистик, математик, астроном и социолог. Был директором Брюссельской обсерватории, проф. математики в Генуе и астрономии в Брюсселе. По филос. взглядам К. - эклектик, пытавшийся сочетать принципы механистич. материализма с субъективным идеализмом и религией (см. "Социальная система и законы ею управляющие", 1848; рус. пер., СПБ, 1866, с. 71). В социологии К. придерживался теории общественного договора. Первой ячейкой общества он считал семью, из к-рой возникают все осн. социальные институты. Большое влияние на воззрения К. оказала теория круговорота Вико. Познание обществ. явлений К. сводил к исследованию свойств и способностей человека, к-рые считал неизменными и постоянными. Заслугой К. было доказательство того, что нек-рые массовые обществ. явления (рождаемость, смертность, преступность и т.д.) подчиняются определ. закономерности. В кн. "О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики" ("Sur l'homme et le développement de ses facultés, ou Essai de physique sociale", v. 1-2, 1835; рус. пер. т. 1, 1865, т. 1-2, 1911-13), к-рую Маркс считал "превосходным научным трудом" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 8, с. 531-32), К. "доказал, что даже кажущиеся случайности общественной жизни вследствие их периодической возобновляемости и периодических средних цифр обладают внутренней необходимостью. Но объяснение этой необходимости ему никогда не удавалось" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, 1935, с. 7).

К. выдвинул ненауч. понятие "среднего человека" как носителя всех "средних качеств", находящих выражение в средних величинах статистич. данных. Согласно К., "средний человек" - наиболее совершенный, неизменный, "истинный тип", а отд. индивиды - лишь его искаженные выражения. К. ставил задачу открыть законы сохранения "среднего человека и общества в целом", т.е. сохранения бурж. общества. К. один из первых широко применил математику в статистике; он организовал в Бельгии ряд статистич. учреждений, опыт к-рых был использован и в др. странах.

Соч.: Lettres... sur la théorie des probabilités..., Brux., 1846.

Лит.: Карапетян Б. Α., К критике А. Кетле и его школы как представителей формально-математического направления буржуазной статистики, Тб., 1957; Maillу Ε., Essai sur la vie et les ouvrages de Quetelet..., Brux., 1875; Lottin J., Quetelet statisticien et sociologue, Louvain - P., 1912.

M. Баскин, А. Завадье. Москва.

КЕЦХОВЕЛИ

Владимир Захарьевич [Л а д о; 2(14) янв. 1876 - 17(30) авг. 1903 ] - груз. марксист, один из основателей ленинско-искровских организаций РСДРП в Закавказье. Род. в с. Тливи Горийского уезда Тифлисской губ. Деятельность К. протекала в Тбилиси, Киеве, Баку и Батуми. Член группы "Месаме-Даси" (с 1897). Убит в тюрьме.

К. воспитывался на произведениях русских революционных демократов, а затем - на марксистской литературе. Учась в семинарии, К. выпустил в 1892 нелегальный рукописный журн. "Гантиади" ("Рассвет"), в котором критиковался семинарский режим воспитания. В корреспонденции "Село Тквиави" (газ. "Иверия", 1894, No 51, 146) К. разоблачал самодержавие и описывал тяжелое положение трудового крестьянства. В ст. "По поводу столетнего юбилея" ("Брдзола", 1901, No 1), указывая на положит. значение присоединения Грузии к России, К. обличал царскую политику в нац. вопросе; он писал о неизбежности гибели капиталистич. строя, о революционной преобразующей роли пролетариата. В статьях, напечатанных в "Брдзоле" (1901, No 2, 3, "Рабочее движение на Кавказе в 1899-1901 гг."), в листовках и прокламациях К. защищал и пропагандировал ленинские идеи о роли революц. теории. Рост рабочего революц. движения, писал он, порожден положением рабочего класса и трудового крестьянства. Передовая интеллигенция создает пролетарскую революц. теорию, к-рая оказывает организующее и направляющее влияние на революционное движение народных масс.

Лит.: Махарашвили Г. Н., Жизнь и революционная деятельность Ладо Кецховели (1876-1903), Л., 1952; Гулиев Α., Мужественный борец за коммунизм Ладо Кецховели, Баку, 1953; Гегешидзе З., Ладо Кецховели, М., 1959.

М. Килаберия. Тбилиси.

КИБАЛЬЧИЧ

Николай Иванович (19 окт. 1853 - 3 апр. 1881) - рус. революционер-народник и ученый. Род. в семье священника в местечке Короп б. Черниговской губ. В 1871 поступил в петербургский Ин-т инженеров путей сообщения, в 1873 - в Медико-хирургич. академию. В 1875 арестован за пропаганду революц. лит-ры, в 1878 освобожден. Активный деятель. "Народной воли" (см. Народничество). Казнен за участие в убийстве Александра II. Обладая большими теоретич. познаниями в области математики, физики и химии, К. за неск. дней до смерти, в тюремной камере, разработал первый в мире проект реактивного летательного аппарата тяжелее воздуха. Проект был похоронен в секретных архивах царской полиции и опубликован только после Октябрьской революции.

Подобно другим народникам, К. не понимал авангардной роли пролетариата, пытался обосновать тактику индивидуального террора. Однако на его взглядах сказалось также и влияние марксизма. Статья К. "Политическая революция и экономический вопрос" (1881) расценивалась нек-рыми из народовольцев как "максимум уступок в сторону если не марксизма, то Маркса" ("Былое", П., 1907, No 9, с. 61). Подчеркивая тесную связь и взаимодействие политич. и экономич. факторов, К. считал, что "ни экономический переворот не может осуществиться без известных политических изменений, ни, наоборот, свободные политические учреждения не могут установиться без известной исторической подготовки в экономической сфере" ("Народническая экономическая литература", 1958, с. 390). Это положение К. доказывал, ссылаясь на Маркса, и рассматривая историю франц. революций. Великая франц. революция, отмечал К., не отменила частной собственности в силу своей историч. ограниченности, революция 1848 - из-за отсутствия у парижского пролетариата прочной организации с четкой программой; образец решения экономич. вопроса политич. путем - Парижская Коммуна. Политич. революция вполне может использовать гос. организацию как орудие совершения экономич. переворота, к-рый должен быть исторически подготовлен.

В отличие от Ткачёва, К. считал, что существующий, строй будет ниспровергнут не посредством заговора, а в результате нар. восстания. Для успеха необходимо одноврем. выступление в городах и в деревнях, а также переход на сторону народа хотя бы части армии. "Революция, - писал К., - вызывается целым рядом исторических причин общей совокупности хода исторических событий, между которыми сознательная деятельность революционной партии является лишь одним из факторов...". Организация революционеров не может по своему желанию вызвать революцию, но она может "внести большую сознательность и организованность в народное движение" ["Былое", П., 1917, No 3 (25), с. 36 ].

Лит.: Черняк А. Я., Николай Кибальчич - революционер и ученый, М., 1960; Venturi F., Il populismo russo, v. 2, Torino, 1952, p. 1098-1101.

А. Черняк. Москва.

КИБЕРНЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИДД

КИДД (Kidd), Бенджамин (9 сент. 1858 - 2 окт. 1916) - англ. социолог, социал-дарвинист и расист. В гл. соч. "Социальная эволюция" ("Social evolution", 1894, два рус. пер., СПБ, 1897) К. рассматривал социальные законы как частный случай законов биологии. К. оправдывал борьбу рас и народов, объявляя ее движущей силой обществ. развития.

Социальные группы, по К., раздираются борьбой между индивидами за достижение высшего положения в обществе. Интересы же коллектива, по его мнению, требуют объединения усилий людей в борьбе за существование. К. пришел к ложному и реакц. выводу о вечной непримиримости интересов индивида и коллектива. Согласно К., разум якобы всегда подсказывает личности, что для нее важны только собств. интересы. Гл. средством, обеспечивающим успех коллектива в борьбе за существование и историч. прогресс, К. считал религию, к-рая будто бы способна подчинить интересы индивида интересам коллектива.

Пытаясь оправдать воинствующий шовинизм англ. колонизаторов, К. утверждал, что в борьбе за существование выживают только высшие, сильные белые расы. Черные расы якобы не способны быть носителями цивилизации и обречены на вымирание. К. пропагандировал реакц. идею о необходимости установления мирового господства англо-саксов. В кн. "Наука могущества" ("The science of power", 7 ed., [1919 ]) он рассматривал могущество как единств. основание законности.

Соч.: The control of the tropics, N. Y., 1898; Principles of western civilization, L., 1902; The two principal laws of sociology, Bologna, 1907; Individualism and after, Oxf., 1908.

П. Зыков. Москва.

КИДОНИС

Димитрий (Δημήτριος Κυδώνης) (р. ок. 1315-1320 - ум. 1400) - визант. философ и ученый из Фессалоник. К. принадлежал к варлаамитам, испытал влияние учения Михаила Пселла. Источниками его мировоззрения служили идеи Платона, неоплатоников, особенно Прокла, и комментаторов аристотелевской философии в интерпретации философов александрийской школы. В филос. этюде, цитируемом под лат. названием "De contemnenda morte" ("О презрении к смерти"), К. призывал изучать философию, к-рая, как он писал, одна может сделать человека способным постичь человеч. природу во всей ее глубине. В духе учения Платона он указывал, что смерть, отделяющая душу от тела, не лишает человека высшего наслаждения, исходящего лишь от истины, постигаемой разумом, а лишь усиливает его. В этом произведении К. излагается и сократовское учение о контроле человека над самим собой. Труды К. пронизаны любовью к антич. миру, в т.ч. к др.-греч. религии. В то же время К. придавал большое значение опыту и включал в свои исследовательские методы приемы, заимствованные из методологии естеств. наук. К. был первым визант. философом, ознакомившим византийцев с классич. произведениями зап.-европ. ср.-век. философии (в т.ч. и схоластической, к-рую он использовал в борьбе с мистицизмом Паламы) путем переводов произведений зап. философов с латинского на греческий. Творчество К. служило одним из источников обществ.-политич. и филос. мысли раннего Возрождения и гуманизма Зап. Европы.

Соч. в кн.: Patrologiae cursus completus, ser. graeca..., accur. J. P. Migne, t. 109, 148, 151, 154, P. - Lpz., 1863-66; Переписка в кн.: Gammelli G., Démétrius Cydonès. Correspondance, P., 1930; Loenertz R. J. [ed. ], Demetrius Cydonius. Les recueils de lettres, Città del Vaticano, 1947 (Studi e testi, No 131).

Лит.: Kurtz Ed., Zu Demetrios Kydones, "Byzantinisch - neugriechische Jahrb.", 1922, Bd 3; Mercati G., Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota..., Città del Vaticano,1931 (Studi e testi, No 56); Zakythenos D. Α., Démétrius Cydonès et l'entente balkanique au XIVe siècle. La Grèce et les Balkans, Athènes, 1947; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 733-38 (имеется подробная библиогр.).

Б. Горянов. Ленинград.

КИКОДЗЕ

Гавриил Максимович (28 нояб. 1825 - 28 марта 1896) - груз. педагог, психолог и обществ. деятель. Проф. физико-математич. наук (с 1851). Род в с. Бахви Озургетского уезда. Окончил Петербургскую духовную академию (1849). В кн. "Основания опытной психологии" (СПБ., 1858) К. критиковал "бесплодные умозрения" старой теологии (в частности, О. Новицкого), призывая "при исследованиях и объяснениях свойств души" пользоваться данными "опытных наук". Вместе с тем К. отстаивал положение о субстанциональности сознания ("души") и с помощью "фактов" химии и физиологии пытался доказать, что "организм не способен к ощущению". Эта попытка критики материализма встретила отпор со стороны Добролюбова (см. Избр. филос. произв., 1948, т. 1, с. 491-92; т. 2, с. 161).

Лит.: Очерки по истории философии в России, М., 1960, с. 60-61; на груз. яз.: Чавчавадзе И., Речь, произнесенная в день похорон г. епископа..., Полн. собр. соч., т. 4, Тб., 1955; Кутелия Α., Η. А. Добролюбов "Об основаниях опытной психологии" Архимандрита Гавриила, "Мнатоби", 1943, No 7; Бочоришвили Α., "Основания опытной психологии" Гавриила Кикодзе, в сб.: Психология, т. 7, Тб., 1950.

Предыдущая страница Следующая страница